Солнечные лучи, преодолев сто пятьдесят миллионов километров, пунктуально прибыли на Землю. Впрочем, не для того, чтобы поджаривать отдыхающих, а напротив, чтобы загнать их в спасительную тень раскидистых деревьев. На потрескавшихся парковых столиках уютно доживали свой век шахматные доски с налётом благородной старины: потемневшее дерево, поблекшие клетки и фигуры, которые выглядели скорее как жертвы уличных баталий, нежели как доблестные воины. У коней были отбиты носы, а у королей короны стёрлись временем или были сбиты случайным ударом. Лишь пешки - эти скромные труженики игры- стойко держались. Им был известен секрет долголетия: чем незаметнее, тем целее.
Тем временем за центральным столом бурлила уже десятая партия подряд - непримирительное сражение двух закалённых ветеранов парковых шахматных сражений. Один из бойцов - угрюмый стратег, с вечной складкой сомнения на губах и щетиной, будто натёртой наждаком - пристально щурился на доску с видом сапёра занятым разминированием коварной мины. В уголке его рта дымилась сигарета. Каждый его жест был нетороплив и глух, как шаги в тумане.
Его противник, по прозвищу киллер, - гладко выбритый, фанатично сосредоточенный, с видом корпоративного ликвидатора, деловито протирал запотевшие очки. Его движения были точны и холодны : без лишних эмоций, без права на ошибку.
Вокруг "гладиаторской арены" сгрудилась разношёрстная толпа сочувствующих, зевак и самопровозглашённых комментаторов. Парковые шахматы здесь воспринимались всерьёз - если не как олимпийская дисциплина, то уж точно как неофициальный чемпионат мира среди пенсионеров и безработных философов. Среди наблюдателей выделялся высокий мужчина, Он выглядел так, словно только что осознал: где-то между белой ладьёй и чёрным ферзём притаился ответ на давно мучивший его вопрос.
- Милену привет! - окликнул кто-то высокого мужчину. Тот машинально отмахнулся, не отрывая взгляда от доски, будто боялся, что один лишь поворот головы нарушит хрупкое равновесие во Вселенной, где решалась судьба партии. По всей видимости, сражавшиеся за центральным столиком пользовались абсолютной, почти религиозной репутацией: если и были в этом парке шахматные боги, то именно эти двое сейчас мерялись интеллектом и наглостью под одобрительный гул толпы.
- Всё! Последняя! - громко объявил небритый, с видом усталого генерала, объявляющего финальное сражение кампании. - Кто побеждает - тот и чемпион.
- Чемпион сегодняшнего дня, - уточнил оппонент и вновь c тщательной серьезностью протёр очки. Небритый в это время аккуратно выравнивал свои фигуры, выставляя их точно по центру клеток - с той же педантичностью, с какой римский центурион проверяет строй легионеров перед штурмом.
Наконец-то пешки и ладьи были расставлены с торжественной аккуратностью. Первый дебютный ход прозвучал гулко, с характерным стуком фигуры об доску - как удар барабана в ритуале начала битвы. Каждый последующий шаг сопровождался колким комментарием игроков, не хуже остроумной газетной колонки: тут тебе и анализ, и ирония, и немного пассивной агрессии на случай, если противник вдруг не уловил намёк. Это была не просто игра - это был шахматный стендап с элементами психологического давления и лёгким налётом семейной драмы. С каждой минутой партия становилась всё напряжённее, словно ссора между супругами: сначала гнетущее молчание, затем - ехидные реплики с двойным дном, а вскоре - и настоящие провокации.
И вот - кульминация. Рука небритого бойца тянется к ладье, как рука полководца к последнему, тщательно припрятанному козырю... и замирает в воздухе. В этот миг даже голуби на дорожках парка перестали клевать крошки хлеба- так ощутимо повисло напряжение.
- А ты хорошо подумал? - вкрадчиво, почти по-дружески, поинтересовался киллер, прищурившись с тем выражением, с каким коллекционер оценивает подделку. - Можно ведь и нарваться?
Прокуренные пальцы соперника задумчиво зависли, держа фигуру над доской. Он, разумеется, понимал - перед ним классика жанра, шахматный приём устрашения из арсенала "холодной войны". Но одно дело понимать, другое - не дрогнуть. Особенно, когда противник умеет не только блефовать, но, и как водится, выполнять обещания. А в этих краях репутация -это основная валюта. Поколебавшись ещё мгновение, он резко и решительно "ввинтил" ладью в нужную клетку, как будто ставил жирную точку в ультиматуме, подписанном кровью. Затем скрестил руки на груди и с видом человека, оплатившего последнюю ипотечную квитанцию, приготовился встретить последствия.
- Я что-то сделал не так?.. - пробормотал соперник, неожиданно утратив ледяное спокойствие и напустил на себя выражение человека, обнаружившего что он забыл паспорт за пять минут перед входом на посадку самолета.
Эта фраза - "я что-то сделал не так?" - могла быть чем угодно: тонкой манипуляцией, очередной попыткой просверлить брешь в обороне противника, впрыснув туда яд сомнений. Кто знает? Небритый сузил глаза, изучая оппонента так, будто пытался вспомнить: этот человек - коварный интриган или просто устал? Всё это могло быть частью хитроумной ловушки, замаскированной под растерянность. А могло - и вправду быть тем, чем казалось: чисто человеческим моментом - некой трещиной в броне. В конце концов, даже "киллер" - это тоже живой человек. Или, по крайней мере, юридически обязан им быть.
И тут на шахматную доску легла тень. Не метафорическая, а самая настоящая - плотная, весомая, как крышка концертного рояля, готовая вот-вот обрушиться на пальцы. Над обоими игроками нависла фигура внушительного мужчины, втиснутого в короткую, не по сезону и не по телу рубашку, из которой наружу вырывались мощные, густо опушённые руки - будто два автономных существа пытались выбраться на волю из хлопкового плена, отчаянно призывая к свободе. Добавим к этому образу решительно непробиваемый лоб и сосредоточенное выражение лица, будто он пытается решить в уме сложную задачу - то ли нелинейное дифференциальное уравнение, то ли задачу трех тел . Но почему-то в кругу завсегдатаев этот человек носил прозвище "Орангутан". Ласковое, с оттенком уважительного страха.
Не заметить его было невозможно - разве что вы впервые в этом парке. Толпа мгновенно уловила его приближение: по рядам пробежал возбуждённый ропот, как будто в зал вошёл знаменитый режиссёр во время перерыва на кастинге.
- Гроссмейстер! - прошелестели несколько голосов, в которых звучала смесь благоговения и панического трепета, - Лично анализирует!
И действительно, лицо его застыло в торжественно-судебном выражении - как у судьи, который вот-вот огласит приговор. Брови сошлись в сосредоточенную арку. Рука лениво почесала мохнатое предплечье, словно решая: вмешаться... или позволить этим двоим закончить партию в духе гладиаторского этикета - "кровь до рассвета".
Он скользнул взглядом по доске. Затем его глаза уставились ввысь, в крону ближайшего дерева, где, быть может, прятался бог шахмат. Безразличным голосом, почти как о погоде, он негромко огласил приговор:
- Ну да... Форсированный выигрыш в пять ходов.
Затем он небрежно кивнул куда-то в неопределённое пространство и заметил:
- У вас, кстати, цугцванг. Любой ход - ведёт к поражению. Но, к сожалению, ходить всё равно надо. Такие правила, знаете ли.
Он пожал плечами с философской грустью метеоролога, объявляющего о ливне во время свадьбы, и вновь уставился в листву, где, казалось, время от времени подмигивал неведомый шахматный дух. Затем Гроссмейстер- Орангутан глубоко вздохнул.
-А! Извините, я не хотел помешать.
И, не дожидаясь ни благодарностей, ни жертвенных приношений, гроссмейстер неспешно развернулся, покачиваясь на кривоватых, но философски уверенных ногах, и двинулся прочь - в сторону киоска с мороженым.
Толпа, как стадо гладиаторских болельщиков, пришедших поглазеть на бой, а оказавшихся на лекции по метафизике, зашевелилась. Послышались восхищённые шепотки и даже одиночные хлопки. Киллер призадумался и наконец-то нашел убийственную комбинацию о которой намекал Гроссмейстер. Он медленно выпрямился, скрестил руки на груди с видом человека, только что подтвердившего свою правоту перед Абсолютом. Соперник не двигался. Он уже все понял и смотрел на доску, как смотрят на рухнувший торт собственного изготовления - с болью и недоверием.
-Тебе подсказали! - хрипло прорычал небритый.
- Подсказали? - переспросил киллер с фальшивым удивлением, наигранно округлив глаза, будто только что узнал, что в пончиках есть калории. -Неужели ты думаешь, что мне нужна помощь этих... - он махнул рукой в сторону удаляющейся, уже слегка тающей в жарком воздухе фигуры гроссмейстера, - ...высших существ? Серьёзно?
- Да сам ты никогда бы не догадался! - вспыхнул Небритый, нервно перебирая застывшие фигуры, словно надеясь среди них нащупать забытое доказательство своей правоты - скажем, квитанцию за проданную душу или хотя бы записку: "Прости, я помог. - Гроссмейстер".
Киллер дёрнул плечом и с нарочитой медлительностью стряхнул с рубашки несуществующую пылинку.
- Это не считается, - упрямо повторил Небритый, уже апеллируя не столько к противнику, сколько к невидимому суду общественности. - Это... вмешательство третьих сил!
- Тогда вызывай экзорциста, - лениво бросил Киллер, уже собирая фигуры с доски движениями, в которых было столько же сожаления, сколько у официанта, убирающего недоеденный десерт. - Или дух Капабланки. Может, он внесёт ясность.
В этот момент из-за ближайшего дерева раздалось авторитетное покашливание - такое, каким в древности начинали оракулы, а сегодня - только матерые пенсионеры. Из тени выступил старик: прихрамывающий, с банкой газировки в одной руке и с выражением непрошенной мудрости на пропитом лице. Он обладал статусом неформального арбитра, хранителя уставов, толкователя правил и ходячей энциклопедии эпохи. Толпа расступалась перед ним, как раздвигается чаща перед старым друидом, собирающимся провести ритуал с участием козла.
"Вот теперь начнётся апелляция", - перешептывались в толпе наблюдателей. -Настоящая. С обвинениями, поправками, тонкими отсылками к прецедентам 1987 года и, возможно, реконструкцией партии по свидетельским показаниям и длине окурков.
Киллер, не моргнув, выдержал приближение этой ходячей комиссии по этике. - Мне ничего не подсказали, - произнёс он ровным голосом человека, которого всю жизнь обвиняли во всех грехах мира.
Он слегка пожал плечами, будто оправдывался за солнечную погоду на похоронах. - Мне только сказали, что тут есть выигрыш. А мало ли что могут сказать? Некоторые и по телевизору утверждают, что Земля плоская - но ведь это не повод сразу бежать чертить край на асфальте мелом.
- Не кто-то, а гроссмейстер, - вмешался голос из толпы. Он звучал с интонацией школьной учительницы, уличающей ученика в шпаргалке, выпавшей на пол из рукава. -Ты не сомневался, что выигрыш есть. Поэтому и нашёл. Вот она - настоящая подсказка!
В толпе закивали. Один даже достал очки и начал полировать их, как это делали в старину перед объявлением революционных решений. Старик-арбитр хмыкнул и притормозил рядом с доской. Глубоко вздохнул, будто собирался продуть позицию дыханием разума. И загадочно произнёс:
- Ну, вообще-то... формально - да. Но по-человечески - нет. Так что я предлагаю: либо переигровка, либо мороженое - кто на что готов.
Никто не осмелился возражать Высшему приговору. Фигуры вернулись на исходные позиции и небритый сделал первый ход - твёрдо, без колебаний, будто этим движением собирался восстановить не только справедливость, но и личную честь, пострадавшую в ходе предыдущих партий и пары бестактных реплик.
- Серьёзный дебют, - уколол Киллер. - Прямо как заявление в прокуратуру.
- Жди ход-ответ. Сейчас начнётся, - прошептали в толпе с предвкушением зрителей, пришедших на финальный матч кубка мира.
Пальцы снова скользнули над доской. Воздух загустел от сосредоточенности и табачного дыма. Кто-то уже начал делать ставки. Милен отошёл от эпицентра событий, подальше от эмоционального гула - словно от толпы фанатов после спорного пенальти, где уже не футбол, а сражение идеологий. Он шёл вглубь аллеи, думая о своём, но всё равно улавливал обрывки споров, как послевкусие от хорошего спектакля: зрители расходятся, а внутренний спор - остался.
"Если мы знаем, что у задачи есть решение, - размышлял он, - мы её почти наверняка решим". Именно это, понял Милен, и отличает профи от новичка: не техника, не количество прочитанных книг - а базовая уверенность, что решение существует. Новичок часто сдается не тогда, когда всё потеряно, а тогда, когда ещё не уверен, что что-то вообще можно спасти.
- Уверенность, - думал он, -это бродить по закрытому огромному торговому центру, зная, что где-то обязательно есть выход - пусть через нижний этаж, через коридор или ресторан. Но есть. Знание о существовании решения - это несомненно подсказка. Потому что в глубине ума включается особый режим - как у шахматиста, которому сказали: в этой позиции мат в три хода. И тогда он почти наверняка его найдёт. Потому что знает: он там есть. Скажи сильному математику, что у теоремы есть доказательство - и он будет искать, пока не найдёт. Но если не знать этого, можно остановиться на полпути, решив, что решения просто нет. Вот почему великие игроки и выдающиеся ученые отличаются тем что у них есть ничем не оправданная уверенность или даже знание что в конце коридора есть дверь. У других этого знания нет. Вот и все.
Он усмехнулся. У него ведь и самого такое бывало - когда всё вокруг казалось туманным и бессмысленным, но внутри вспыхивал маяк: "Ищи. Оно где-то рядом." -Это называют по-разному: "интуицией" или "чуйкой.
Милен слегка прибавил шаг. Ни с кем говорить сейчас не хотелось. Через десять минут он добрался до квартиры. Дверь открылась с лёгким скрипом. Внутри горел тусклый свет - тот самый, который он опять забыл выключить. И тут - внезапно - прямо перед ним появилось лицо мужчины. Испуганное, бледное, с явным выражением: "Что ты тут делаешь?"
Паника вспыхнула мгновенно. Милен резко поднял руку - инстинктивно, будто собирался остановить незнакомца. И незнакомец сделал то же самое. Тут всё стало ясно: зеркало. Старое, пыльное, которое он собирался вынести ещё неделю назад. Поставил у входа, чтобы "не забыть", и, конечно, забыл.
Теперь это зеркало приветствовало его, как забытый дух дома, слегка оскорблённый тем, что его попытались выбросить, но не довели дело до конца. Милен выдохнул, улыбнулся уголком рта - тому, что даже страх иногда оказывается всего лишь отражением самого себя. Он закрыл дверь. Вдруг, на краю бокового зрения, мелькнула ещё одна фигура - тоже с протянутой рукой. Сердце снова сжалось, но в следующий миг Милен вышел из лёгкого ступора и вспомнил: в коридоре стоит ещё одно зеркало. Новое. То самое, что он купил в замену старому и так и не повесил. Почему-то в голове тут же всплыло задумчивое лицо гроссмейстера-орангутана, глядящего куда-то в крону дерева, словно в параллельную реальность, где всё уже известно наперёд.
- Похоже, я становлюсь слишком впечатлительным, - пробормотал он, чуть усмехнувшись. Подойдя к книжной полке, он наугад вытащил том. Это был его старый, почти ритуальный способ удивить самого себя: открыть книгу на случайной странице и позволить судьбе вставить реплику в сценарий дня. Он положил том на стол, уже готовясь погрузиться в чтение, когда раздался телефонный звонок.
- Милен? Детектив Милен! Почему ты не отвечаешь? - донёсся знакомый женский голос, напряжённый, на грани дрожи.
- Это ты Эния? Разве забыла? У меня отпуск, - спокойно ответил он, стараясь звучать увереннее, чем чувствовал себя на самом деле. - Гулял в парке, смотрел, как играют в шахматы. Я, вроде бы, имею на это право.
- Конечно, имеешь, - голос стал ещё настойчивее, словно с каждым словом ей приходилось преодолевать внутреннее сопротивление. - Но дело в том... У нас проблема. Серьёзная. И никто толком не понимает, что с ней делать. Я подъеду через пять минут. Не хочу, чтобы эта информация гуляла где попало.
В трубке повисла тишина, и Милен почувствовал, как легкая дрожь пробежала по спине. Он предчувствовал конец отпуска. - Хорошо, Эния. Жду, - сказал он, уже зная, что книжная страница останется непрочитанной.
Глава 2: Бегство Орангутанов
Милен решил, что не стоит терять время и пока приедет Эния со своими проблемами, можно заняться чтением. Он бросил взгляд на уже раскрытую, случайно выбранную книгу. Ну что там? Его взгляд скользнул по строкам:
"...существует слой психики, общий для всех людей, вне зависимости от культуры и личного опыта. Этот уровень, названный коллективным бессознательным, содержит архетипы - универсальные символы, образы и мотивы, встречающиеся в мифах, религиях, снах и творчестве разных эпох".
Что-то не самое простое чтение. Надо бы поискать что-то полегче. Он выхватил из шкафа, не глядя, другую запыленную книгу наугад. Но только собирался взглянуть на свой книжный улов, как громкий стук в дверь подкинул его со стула. Милен поспешил открыть. За порогом стояла Эния - его начальница, недавно взявшая его под своё крыло. Она не тратила время на прелюдии: схватив единственный свободный стул, бесцеремонно оседлала его и сразу перешла к делу:
- Слушай внимательно. И, пожалуйста, не смейся - потом будет совсем не до шуток. Несколько дней назад к нам поступила смешная жалоба: из зоопарка сбежал орангутан.
Милен терпеливо ждал. Эния продолжала:
- Сначала мы посмеялись. Но когда узнали, сколько стоит этот зверь, я начала выяснять детали. Оказалось, вечером кто-то оставил клетку открытой. Бывает, да? Теперь обезьяну ищем. И того, кто её освободил.
В воздухе повисло напряжение - шутки точно не предвиделись.
- А в парке вы её не искали? - Милен, с трудом сдерживая улыбку, невольно представил себе гроссмейстера по прозвищу Орангутан, блуждающего по парку.
- А что, ты её там видел? - серьёзно удивилась Эния, откидываясь на спинку стула. Её голос неожиданно стал ниже и чуть резче.
- Вряд ли тот, кого я видел, сбежал из клетки, - с трудом сдерживая смех, процедил Милен. - Слушай, ты же не из-за этого беглого зверя ко мне приехала, да?
- Тогда слушай внимательно, - Эния устроилась поудобнее, сжимая в руках телефон, будто это была последняя ниточка, удерживающая их в здравом рассудке. - Сегодня я разговаривала с коллегой, который живёт за тысячу километров отсюда. Просто болтали, и вдруг он говорит: "Хочешь, рассмешу?" - Ну, смеши, - говорю я. - Слушай, к нам поступила жалоба из местного зоопарка. Там какой-то сотрудник ночью оставил клетку открытой - и огромная обезьяна, видимо, решила воспользоваться моментом...
Эния сделала паузу, словно собираясь выложить весь сгусток странностей одним выдохом. - А потом я начала копать дальше. Оказалось, за последнюю неделю в кинопрокат вышел новый блокбастер под названием "Жизнь среди обезьян" - на удивление резонансная вещь, которая буквально взорвала кинотеатры. В ту же неделю в очень уважаемом научном журнале опубликовали скандальную статью, где анализируют сравнение ДНК орангутана и представителей какого-то затерянного племени. Зоологи по всему миру вдруг наперебой начали публиковать материалы об образе жизни орангутанов - как будто до этого им кто-то мешал этим заняться. А в Африке газеты и телевидение рассказывают об очередной волне насилия, связанной с туристами, которые, бродя по джунглям, то и дело сталкиваются с огромными обезьянами, беспричинно атакующими их.
- Достаточно? - спросила она, пристально глядя в глаза Милену, словно проверяя, впишется ли он в этот новый, всё более безумный сценарий. - Ты правда считаешь, что это всё - просто совпадение?
Милен задумчиво провёл рукой по подбородку, будто пытался разгадать ребус, составленный не людьми, а самой реальностью. Он не стал рассказывать о странной встрече с гроссмейстером по прозвищу Орангутан - слишком уж она выбивалась даже из этой итак нелепой, абсурдной цепочки. Но чем дольше он слушал Энию, тем отчётливее ощущал: это не мозаика случайностей.
- Ты правда считаешь, что все эти события связаны? - наконец выпалил он, хотя и сам знал - это не вопрос, а проверка на готовность услышать ответ.
- Эти инциденты происходят почти одновременно. Разбросаны по всему миру. И всё их связывает одно: крупные обезьяны. Это не просто сюжет блокбастера. Это волна - информационная, психологическая... а может, и куда глубже. Может, мы наблюдаем пробуждение чего-то такого, что спало веками, - ответила Эния, выдвигая стул и опускаясь на него, как на судейскую скамью.
Милен бросил взгляд на раскрытую книгу. Фраза о коллективном бессознательном пульсировала в голове, как сигнал: всё связано. Что, если этот хаос - не калейдоскоп, а аккуратно выстроенный узор?
- Ты ведь не просто так ко мне с этим пришла? - спросил он, стараясь звучать иронично, но голос всё же выдал лёгкую тревогу.
Эния пожала плечами. Но в её взгляде вспыхнула короткая, резкая искра - отчаяние, перемешанное с надеждой.
- Честно? Мы зашли в тупик. Твоё имя всплыло не просто так. Ты - из тех, кто видит щели в стене, когда другие видят гладкую стенку..
Милен замолчал. Интрига явно заинтересовала его.
- Расскажи всё. Даже самые, казалось бы, незначительные детали, - сказал он.
- Хорошо, слушай, - Эния вынула из сумки пухлую папку, из которой выпирали заметки, фотографии и обрывки распечаток. - Вот всё, что я собрала... Нам нужно место, чтобы рассортировать этот хаос по полочкам.
Она подошла к обеденному столу. На нём всё ещё лежала приготовленная книга сюрприз.
- Ты и вправду читаешь в каждой паузе? - усмехнулась она. - Можно заглянуть в эту книжку?
Милен рассмеялся - сухо, почти машинально, - и поднял бровь:
- Ты не поверишь, но я сам не знаю.. Я ее отложил, не глядя. Так что, пожалуйста, не рассказывай финал!
Но Эния не дала ему договорить - внимательно посмотрела на обложку.
- О, это Эдгар По! Старый мастер мистики. Ну что у нас тут - "Убийство на улице Морг"?
Милен вздрогнул, как будто по комнате пронёсся ледяной сквозняк.
- Ты помнишь, о чём это?
- Конечно, в детстве зачитывалась... - поёжилась Эния, но в голосе зазвучала тревожная нота. - Это история молодого человека с блестящими аналитическими способностями, расследующего жестокое и загадочное убийство в Париже. В доме на улице Морг.
- А помнишь, кто совершил убийство? - перебил Милен, и голос его стал натянутым, как струна.
Эния поморщилась, будто прокручивая кадры старого фильма.
- Огромный орангутан... если не ошибаюсь...
Они оба взглянули друг на друга. Тишина. Милен почувствовал, как сердце ударило сильнее. Он глубоко вдохнул:
- Показывай, что у тебя там. Нам нужно разобраться - и быстро.
Пока Эния высыпала на стол кипу бумаг, распечаток и заметок, Милен углубился в подборку сообщений. Каждое слово казалось звенящим гвоздём в гроб рациональности. Всё происходящее начинало походить на эпидемию - абсурдную, иррациональную, но пугающе последовательную. Как будто кто-то заразил саму реальность.
- Нашли того, кто выпустил обезьяну из клетки? - спросил он, пытаясь сохранить спокойствие. Но в голосе проступала дрожь - словно пружина внутри вот-вот сорвётся.
- Да. забыла сказать. Это оказалось проще простого. Смотритель. Он признался во всём.- И зачем? - Он сказал, что почувствовал неодолимое побуждение. Как будто... что-то внутри подталкивало его. Он был уверен, что это его собственное решение.
Милен уставился в потолок:- Ты уверена?
Эния резко глянула на часы. Губы её сомкнулись в прямую линию, как замок на тайне. Без лишних слов она взяла сумку, направилась к двери и бросила через плечо:
- Ты уж сам попробуй разобраться.
Дверь захлопнулась.
Глава 3: Cинхронизмы
Милен бросился к компьютеру - как к единственному союзнику, способному выдержать натиск хаоса. Ему нужна была структура. Гипотеза, способная удержать ускользающие совпадения. В голове вновь всплыла строчка из той самой книги - теперь уже не просто абстрактная идея, а голос, звучащий сквозь тьму:
"...существует слой психики, общий для всех людей, вне зависимости от культуры и личного опыта. ".
- Ладно, но это уже какой-то заговор... - пробормотал он, будто боялся, что его услышит сама реальность. - Орангутан или что-то еще. Хорошо бы понять - было ли что-то подобное когда-либо? Хотя бы в одном месте. Впрочем, кто сказал, что массовые психозы или нереальные совпадения или синхронизмы обладают разной природой. Милен зашел в поисковик. Вот непонятные массовые явления. Зафиксированные и достоверные. 1962, Африка, Танганьика. Школьницы, охваченные безудержным смехом. Хохот, как вирус, заражает сотни - и вот уже четырнадцать школ закрыты, словно от эпидемии смеха. Объяснений - нет. Поехали назад во времени: 1518, Страсбург. Заразные танцы. Люди падали замертво, не в силах остановиться. Как будто кто-то дергал за их невидимые нити. Объяснений - нет. 1692, Салем, ныне американский Денвер. Массовые судороги у девушек. А вот здесь объяснение легко находится. Простое колдовство. 30 признаны виновными, 19 повешены. Наверно, тогда умели хорошо объяснять явления такого рода.
Милен откинулся на спинку кресла, взгляд всё ещё прикован к экрану. Ну а теперь займемся совпадениями или как их называют синхронизмы. Пальцы лихорадочно забили по клавишам. Да здесь расстояние вовсе не помеха. Начнем с гуманитарных областей. Например, изобразительное искусство. Вот изобретение символизма- вспыхивает почти одновременно во Франции, Бельгии, России - словно кто-то продиктовал им один сюжет, разными шрифтами. Кубизм и футуризм взрываются в Париже и Милане - два мотора, работающих в унисон на пульсе одной эпохи..
Милен бессознательно щёлкал пальцами. - А музыка?.. Она ведь должна быть случайной. Индивидуальной...Но и там - эхо той же мелодии. Прокофьев и Сати - неоклассика в один год. Два слуха, одна нота. Шёнберг и Хауэр - из разных городов слышат 12-тональный зов, как будто небо диктовало правила. Психоделический рок - США и Британия, почти синхронно. Как два зеркала, отражающие один и тот же свет.
Он сжал виски. - Неужели они просто... слышали одну и ту же мелодию времени?
Ну а что у нас в науке? Да там синхронизмы просто торжествуют. Закон сохранения энергии - открыт одновременно и не зависимо не одним, а тремя. Как будто природа потеряла терпение и прокричала сразу в три уха.
Дарвин и Уоллес приходят одновременно к той же теории эволюции. Как будто следовали за запахом одних и тех же мыслей. Ньютон и Лейбниц - два титана, одновременно придумывают мат-анализ. И ругаются о приоритете до конца жизни. Не зная, что возможно это не случайность.
А как с изобретениями? Там ведь надо придумывать? Ну и здесь масса ошеломляющих примеров синхронизма. Телефон придумывают независимо Белл и Грей. Патенты поданы просто в один день. Нет слов. Изобретение фотографии: Дагер и Тальбот - разные методы, один отпечаток. Изобретение телескопа практически одновременно. А ведь Липперсгей и Галилей не знали друг о друге. Что - пришло время? Лампочка накаливания. Эдисон и Суон - что это? - озарение, ударившее в две лаборатории одновременно.
Можно было не продолжать. Количество примеров множилось во всех областях человеческой деятельности. Общим было то, что одна и таже идея возникала одновременно у разных людей и толкала цивилизацию на следующую ступень.
Чтобы не впасть в уютное безумие раньше срока, Милен открыл ящик и достал свою старую деревянную шахматную доску. Ту самую - с запахом лака, щепоткой детства и привкусом проигранных партий против дедушки.
Фигуры уселись по клеткам с видом служащих, вернувшихся из отпуска. Каждое место - своё. Даже ладья бросила взгляд, мол, "ну наконец-то". Он начал играть сам с собой. Без ставки, без суеты. Просто ритуал. Спокойная, неотвратимая партия. Беспроигрышная игра. Логическая медитация. Возможно, единственный способ удержаться в центре... и не начать вести философскую беседу с электрическим чайником.
Глава 4: Королевский Гамбит
В дверь снова постучали. Три удара - не слишком громких, но уверенных. Милен поморщился. Эния только что уехала. Он неторопливо открыл - и замер. На пороге стоял хорошо знакомый человек с пронзительным взглядом и мощным телосложением.
- Детектив Милен? - медленно произнёс нежданный визитер- Мы ведь уже не раз встречались. В парке, разумеется. Помните меня?
Милен не двигался, держал дверь как щит. Лицо визитёра не требовало опознания - оно само предъявляло удостоверение.
- Гроссмейстер? Чем я могу быть для вас полезен?
Кривая усмешка пробежала по лицу гроссмейстера. - Да я вижу, что вы вспомнили. Не стесняйтесь. Можете даже вслух сказать то, что думаете. Орангутан! Мне всегда нравились клички. Они честнее званий. - Он засмеялся, явно не страдая от своей не самой приятной клички и не спрашивая разрешения, зашел в квартиру. Быстро окинув взглядом комнату, гроссмейстер одобрительно кивнул в сторону шахматной доски:
- Вы всё ещё держите фигуры по стартовым позициям. Это очень мило. Может сыграем для разогрева? Когда вам еще доведется играть с гроссмейстером? - Получите удовольствие- уверяю!
Милен, поражённый обаятельной наглостью визитёра, согласно кивнул. Затем он молча погрузился в кресло у доски. Гроссмейстер деликатно присел напротив. Милен по праву слабейшего выбрал себе белые фигуры. Он заметно нервничал, но рука сама сделала самый популярный ход в истории шахмат. - e2-e4.
Гроссмейстер чуть приподнял брови, лениво крутя в пальцах чёрную пешку. - Любопытно, как рука выбирает ход, будто по наитию. Вы ведь знаете, Юнг бы сказал: это не только ваш выбор. Это архетип - древний паттерн, всплывающий из коллективного бессознательного. Не торопясь, гроссмейстер выдвинул пешку напротив - e5.
- Мы все повторяем сценарии, которые были заложены задолго до нас, - добавил он негромко. - Даже в шахматах: каждый дебют - как древний миф.
Милен был готов с ответом. - f4. - А вот и первая жертва! - оживился Гроссмейстер. - Королевский гамбит... Вы смелый человек! На самом деле, это не столько вы, сколько архетип героя, который всегда готов рискнуть ради инициативы.
Он усмехнулся: Может вы и не слышали но архетипы живут в нас, но иногда кажется - это мы живём в них. Как будто фигуры на доске помнят все жертвы, принесённые когда-то. И всякий раз, когда вы делаете ход, вы не просто играете - вы подключаетесь к коллективному опыту тысяч игроков, которые когда-то делали то же самое.
Гроссмейстер забрал предложенную ему пешку: - ...exf4.
- Спасибо, беру. Как бесплатный сыр.- Иногда мы делаем ход не потому, что он лучший, а потому, что его требует коллективная история партии. Еще одно проявлением коллективного бессознательного - память не только у игроков, но и у самой доски.
Милен уже понимал, что Гроссмейстер пользуется этой игрой, чтобы настойчиво, с каждым ходом, доносить до него некую идею, о которой он скорее всего собирается с ним беседовать дальше. Хорошо - он сделает вид что продолжает слушать лекцию. Он сделал естественный ход, вводя коня в игру: - Nf3. Гроссмейстер скривился в маску театрального сомнения: - Уверены, что знаете, что делаете? - прошипел он, двигая вперёд пешку. - ...g5. Или просто следуете за архетипом Воина, который не может иначе, кроме как бросаться в бой?
Согласитесь, что мы часто повторяем сценарии, не осознавая их. На шахматной доске это особенно заметно: ты думаешь, что импровизируешь, а на самом деле воплощаешь древний образ. Милен вывел слона: - Bc4.
- Ах, как красиво! - вскинулся Гроссмейстер. - Всё как в театре архетипов: маска, драма, эмоции. Он напал на слона, выдвинув пешку: - ...g4.
- Теперь вступает в игру архетип того, кто нарушает правила и вносит хаос. Он добавил, чуть тише: -каждый рискованный ход вызывает встречный, не менее дерзкий.
- Разумеется, я сопротивляюсь. Чем грубее ваша эстетика, тем яростнее моя оборона, - наконец-то заговорил Милен.
Гроссмейстер пробормотал: - Вот так и рождается вечный конфликт архетипов - Герой против Тени, Порядок против Хаоса. Мы лишь сцена для их борьбы.
Милен наклонился к фигурам. Его пальцы слегка дрожали, но ход был ясен: - Ne5.
Гроссмейстер уставился на коня: - Вот так! - усмехнулся он. - Вечно прыгаете в самый эпицентр пожара...- Qh4+. - Шах, - выдохнул он. - Последствия наивности или смелости. А Юнг говорил: иногда мы сами не знаем, кем движимы - собой или коллективной тенью.
Милен не мог не удивиться упорству гроссмейстера. Он все еще продолжает морочить голову со своими архетипами. Когда же он закончит? Милен молча отступил королём: - Kf1.
Гроссмейстер изобразил страдальческую позу: - А теперь - кавалерия. - Nh6. Для равновесия. Или для хаоса. Уверен, что в каждом из нас живёт архетипический Рыцарь, даже если мы об этом не подозреваем.
Но сколько можно со своими идеями? Но Милен ничего не сказал а просто укрепил центр доски: - d4.
- Всё ещё борьба? - оживился Гроссмейстер. - Я уважаю.
Он продвинул вперед пешку: - ...f3. - Иногда кажется, что мы вроде бы сами выбираем путь, - негромко сказал он, - но коллективное бессознательное уже проложило его за нас.
Милен перестал слушать бред гроссмейстера и побил чёрного коня своим слоном: - Bxf6.
Гроссмейстер потер руки: - Это был последний акт агрессии белых. Но приятно, партнёр. - Он съел белую пешку: - ...fxg2+. - Шах! Иногда архетип Жертвы оказывается сильнее архетипа Героя.
Милен съел пешку: - Kxg2. - Наживка проглочена, - хмыкнул Гроссмейстер. -Старинная ловушка сработала. Qh3+ - А теперь - угадаем, какой архетип проявится раньше: Спаситель или Погибший?
Милен убрал своего короля от шаха: - Kg1.
- Не совсем в ту сторону! - Гроссмейстер наклонился вперёд. - Но занавес еще не опущен. Он выбил белого слона: - ...Bxh6.
Милен уже в отчаянии напал с шахом: - Bxf7+.
- Вот это мне нравится! - хлопнул в ладоши Гроссмейстер. - В летописях архетип Героя всегда погибает красиво. - Ke7.
Милен нерешительно коснулся своего коня. - Что, колебания? - голос Гроссмейстера стал вдруг строгим. -Да, вы встретились со своей Тенью. Но помните: тронул - ходи. В жизни, как и в шахматах, архетип Действия требует завершения.
Милен сделал казалось бы логичный, но фатальный ход: - Nc3.
Гроссмейстер выпрямился. - Мат, - выдохнул он, как будто говорил это не сопернику, а самой партии. - ...Be3#.
Милен изучал позицию как бы пытаясь понять где он оплошал. Затем он медленно поднял глаза. Они обменялись рукопожатием. Рука визитёра была сухой, уверенной и неожиданно тёплой - не как у противника, а как у человека, который давно знает финал и лишь смотрит, как ты к нему приближаешься.
Потом гросмейстер медленно кивнул, и, продолжая готовить ошарашенного Милена к цели своего визита, заявил: - Все эти ходы - не просто повторение чужих ошибок. Это архетипы, проявляющиеся через нас. Юнг называл бы это вечным возвращением коллективного бессознательного. Мы лишь проводники древних сценариев, детектив Милен. Он посмотрел на доску, как впервые, и добавил: - И, возможно, всякая партия - это попытка архетипов сыграть себя ещё раз, на новом поле, через новых людей. Не знаю, утешит ли это, но все ходы повторялиcь во множестве тысяч других партий, сыгранных любителями разных уровней и все они совершали одни и те же ошибки. Поэтому я склонен повторять, что подобные партии как бы играют сами себя. Я же надеюсь, что в следующей партии мы уже будем на одной стороне. Скоро вы поймете, что я имею в виду.
- А теперь, - добавил он, словно между прочим, - пожалуй, настало время поговорить о настоящей причине моего визита.
Глава 5: Вербовка
Гроссмейстер деловито достал из сумки тонкий ноутбук, а следом - миниатюрный проектор. Как он туда поместился? Милен даже не успел удивиться. Всё происходило слишком слаженно. Это был не визит, а дебют, приготовленный заранее и отполированный до блеска. Гроссмейстер подсоединил кабель, экран вспыхнул. Серый прямоугольник света лёг на стену, как безмолвное приглашение: внимание, сейчас будет ход.
-Я знаю, чем вы озабочены, - проникновенно сказал он. - История с обезьянами - не так ли?
Он повернулся к Милену, и его улыбка казалась почти доброжелательной - если бы не странный блеск в глазах напоминающий отблеск от лезвия.
- Уверен, у вас уже есть собственные гипотезы. Не беспокойтесь, мне не нужны ваши секреты. Но зато я, по определённой причине, поделюсь своими.
Он чуть наклонился, будто собирался раскрыть древнюю притчу и по экрану побежали слайды.
-Пожалуй, начну с наших близких родственников, которые так вас интересуют. Знаете, в разных культурах обезьяна появлялась не как животное, а как некий прообраз не самого совершенного человека. У майя обезьяны символизировали искусство и вдохновение - но их творчество было двойственным, порой безумным, хаотичным. В Китае Царствующая Обезьяна - это герой и хулиган одновременно. Он нарушает правила, но именно это даёт ему силу подниматься всё выше. В индуистской традиции Хануман - бог-обезьяна - самоотверженный, верный, могучий. Но всё равно - вторичный. Он всегда служит. Он никогда не творит сам.
Глаза его были прикованы к Милену, как будто экран был лишь декорацией, а главное - происходило в этой тишине.
- Вам никогда не казалось странным, что обезьяна в символике древности - почти всегда предчеловеческий бог? Почти человек. Почти творец. Но не совсем.
Он наклонился вперёд.
-А это значит, что символ обезьяны - это приближение к границе возможного. Последний шаг до совершенства.
- Вы пришли ко мне чтобы рассказать ваши сказки? - закипел Милен. - Конечно, спасибо за шахматный урок - но я вас не просил помогать мне!
Гроссмейстер внимательно посмотрел на Милена. Затем выключил проектор.
- Позвольте мне рассказать вам одну личную историю. - Он откинулся на спинку кресла, сцепив пальцы в замок, словно на мгновение вернулся в прошлое.
- Давным-давно, ещё в университете, я изучал психологию. Весьма прилежно, надо сказать. И вот однажды, на третьем курсе, нам прочитали лекцию - почти в виде анекдота, как некое академическое развлечение. Речь шла о теории коллективного бессознательного.
Он сделал паузу и посмотрел на Милена с лёгкой усмешкой, будто вспоминая, как сам тогда отреагировал.
- Великий Юнг... его, конечно, уважали. Но тогда акцент был на других, более "серьёзных" аспектах его работы. Архетипы, мифология - всё это подавалось с налётом иронии. "Забавная философская конструкция", - сказал наш преподаватель. И все согласились. Бывают же отклонения и у великих психологов.
Он оторвал взгляд, будто увидел ту старую аудиторию перед собой. - Все... кроме меня.
Он помолчал. - Не знаю почему. Но я вдруг поверил. Не теоретически, нет. Не как гипотезу. Я почувствовал, что это что-то реальное. Что в этом - что-то большее, чем просто фигуры речи. Как будто за фразой "коллективное бессознательное" стояло окно. И это окно - открылось.
Он медленно выдохнул и добавил: - А потом я задал себе вопрос: если оно существует... можно ли им управлять?
Его голос стал чуть тише, но в нём прозвучала одержимость.
- Что, если этот слой психики - не только зеркало, но и поле? Не только память, но и система связи? Не только архив образов, но и движущая сила? И если серьезно поверить в существование этой мощной силы - то почемy бы не получить ключ к проникновению в это окно?
Он склонился вперёд и посмотрел на Милена в упор.
- Вот с этого всё и началось.
Гроссмейстер ненадолго замолчал. Его взгляд скользил по комнате, словно выискивал в пылинках на свету нити своего прошлого. Или - ключи к чужому будущему.
- Тогда это было просто ощущение. Знаете, тот странный зуд в затылке, когда ты не можешь объяснить, почему идея важна, но точно знаешь: она теперь с тобой - навсегда.
Все вокруг изучали тесты, теории, поведенческие модели. А я... я втайне мечтал подключиться к источнику, в существование которого никто не верил. Коллективное бессознательное. Не верили, что существует общий сон, в котором каждый видит свой сюжет, но почему-то просыпается с одинаковым послевкусием.
Он провёл ладонью по лбу, как будто стряхивал пыль лет. - Я начал с малого. Отслеживал синхронности. Совпадения. Мысли, которые сначала возникали у меня, а потом - в голосах других. Сны, повторяющиеся у разных людей. Разговоры, оборачивавшиеся зеркалом. Сперва это пугало.
Он чуть усмехнулся.
- А потом... стало захватывать. Я понял: это сеть. Живая. Пульсирующая. И, возможно, открытая для проникновения.
Он подался вперёд. Его голос изменился.
- Я стал учиться играть с этим. Не вторгаться - влиять. Сначала ничего не выходило. А потом, в один день, я понял, что при помощи определенных ментальных действий я научился подбрасывать в это поле некий образ. И видеть, как он проклёвывается в чужой голове. Не всегда. Но достаточно часто, чтобы поверить.
Он затих. В лице его проявилось что-то обезьянье - та странная смесь лукавства и глубокой, почти постчеловеческой печали. Как будто в нём не осталось обычного человека. Лишь наблюдатель. Тот, кто коснулся пульса мира - и не отпустил.
-А потом я пошёл дальше. К шаманам. К монахам. К нейрофизиологам. Даже к инженерам - вы бы удивились, сколько они знают о распределённых системах.
Он посмотрел на Милена, проверяя, слушает ли он. - Я не искал подтверждений. Я искал наиболее эффективные рычаги. Вначале, я мог воздействовать только в непосредственной близости от себя. Я помню, как мы сидели с моими сокурсниками в баре. Дождавшись, когда все были под градусом, я им специально рассказал о странном сне с пауками, который меня донимали. И мои товарищи чуть не захлебнулись пивом. Они видели во сне тот же кошмар. Но протрезвев, сочли это совпадением. А я праздновал в одиночестве свой первый успех.
-Но если кто-то как я, может упорным трудом, в течении лет, развивать в себе эту способность, то существуют единицы которые родились с этими способностями. Они даже не знают об этом. Эти люди могут влиять на массы. Они внедряют нужные им образы. Хорошие или плохие. У них - интуитивное владение архитектурой коллективного сознания.
Он повернулся к проецируемому изображению. Оно изменилось. Теперь на стене пульсировала схема: карта нейронной сети, вплетённая в очертания мира. Контуры континентов сливались с линиями мозга.
- Смотрите, cейчас всё ускоряется, - сказал он. - Сеть уплотняется. Сигналы становятся громче. Порог коллективной восприимчивости падает. И в этой новой среде появятся те, кто сможет видеть не только сигналы - но структуру. Те, кто научится... ходить между умами.
Он на мгновение замолчал - и добавил, пронзая Милена взглядом: - И этому можно научить!
Гроссмейстер повернул голову, и в глазах его отразилось что-то трудноуловимое - смесь грусти, надежды и едва заметной тревоги. Как будто он уже видел, к чему всё идёт.
- Возможно, вы - один из тех, кто хорошо обучаем, - произнёс он без нажима, почти буднично. Как будто констатировал не прогноз, не гипотезу, а факт, уже доказанный жизнью.
Потом, чуть мягче, с оттенком личного смысла: - Именно поэтому я здесь.
Милен был в полном шоке от услышанного. Молчание продлилось. Затем гроссмейстер заговорил вновь, глядя куда-то мимо Милена, будто обращаясь не к нему, а к чьей-то тени в углу комнаты:
- А потом у меня возник вопрос. Если я действительно научился влиять... если могу направлять - то зачем? Какова цель?
Его пальцы медленно вращали пешку, как будто в ней крутился сам вопрос, зажатый между костяшек и временем.
- Стать диктатором? Пророком? Кукловодом? - он горько усмехнулся. И в этот момент в нём было что-то жёсткое, почти прокурорское.
- Посмотрите на историю. Сколько невзрачных, серых, ничем не выдающихся людей поднимались до ранга полубогов. Народ боготворил их, защищал с фанатизмом - не понимая, почему. Не за идеи. Не за поступки. Просто нужные архетипы образов проникали в их сознание. Понятно, что и обыкновенные методы манипуляции сознанием завершали и закрепляли работу создания нужного образа.
Он хмыкнул, холодно, безрадостно. - Как будто само коллективное бессознательное выбирало себе сосуд. Не великого. Не мудрого. А того, кто звучал в унисон с его тревогами. Кто гладил его страхи. Кто разжигал тот самый древний голод по вождю.
И вот уже самые пустые, самые внутренне ничтожные - становятся идолами. У них внутри ничего нет, кроме пары правильно расставленных жестов и точных архетипических триггеров. Они не ведут людей - они заражают их. Не управляют - пробуждают встроенные программы. Запрограммированную веру. Подчинение. Они оболванивали массы. И продолжают. Не силой. Не логикой. А чем-то, что поднимается из бездны общего сна. Из той тьмы, которую носят все - но почти никто не осознаёт. Он выключил проектор. Комната погрузилась в полумрак. - Люди никогда не верят, что начали играть не свою роль, - сказал он почти возмущенно. - Особенно если реплики им уже подсказали.
Повисла пауза - плотная, будто влажный туман лёг между ними. Потом он проговорил дрожащим от волнения голосом: - Я не хотел повторить их путь. Но и отвернуться - не смог.
Он на мгновение замолчал, словно выбирая, можно ли сказать это вслух. И заговорил медленно, почти нехотя: - Развив в себе эти способности... и усилив их, я решился. Первый настоящий эксперимент. Не просто наблюдение. Не подслушивание волн бессознательного. А вторжение. Я захотел вырастить новый архетип. Искусственный. Спроектированный. Сформировать мифологему... и внедрить её. Как семя - в почву.
Он слегка улыбнулся. Почти как фокусник перед первым настоящим трюком.
- Мне было нужно понять, как отреагирует сеть. Примет ли? Вытолкнет? Модифицирует? Но главное - можно ли повлиять на направление общего сознания, не разрушив его. Работа в одиночку быстро показала пределы. Даже самому сильному "вызывателю" архетипов нужна помощь.
Я собрал группу. - Он помедлил, словно прислушиваясь к тому, как прошлое шепчет на частотах, которые не улавливает ни один микрофон. - Я хотел понять не только, можно ли создать архетип, а сможет ли он пустить корни. Врастёт ли. Станет ли неотличимым от естественного.
-Он остановился у самого края светового пятна, словно разделяя с изображением свой силуэт.
- Архетип, чтобы выжить, должен быть не логическим, а биологическим. Он должен не убеждать, а звучать как воспоминание. Как зов крови, унаследованный до слов. И эксперимент с орангутаном показался мне забавной, но яркой моделью. Ведь это знак хорошо отзывается на память из лесных глубин, который человек никогда не покидал окончательно.
Гроссмейстер в очередной раз включил проектор. На экране вспыхнули сцены: плакаты, игры, шутки в социальных сетях, статьи в популярных журналах. Всюду - силуэт орангутана, чуть искажённый, переосмысленный, но узнаваемый. Как повторяющаяся тема в симфонии, спрятанная под шумом.
- Он стал зеркалом, - продолжал Гроссмейстер. - Кто-то смеялся над ним, кто-то боялся. Но никто не игнорировал. Люди узнавали в нём что-то своё - и это означало, что он работает. Архетип ожил.
Он перевёл взгляд на Милена.- Мы были готовы остановиться. Закрыть эксперимент. Отпустить образ обратно в культурную воронку. Но сеть... не отпустила. Она адаптировала его. Углубила. Откликнулась. Я не научился отзывать назад запущенный архетип.
Он наклонился ближе к экрану - как в исповеди, которую никто не должен был услышать. - Вот тогда мы поняли: мы больше не контролируем процесс. Архетип не удалялся.
Он сделал шаг назад. И голос его стал ниже:
- Потому я здесь, Милен. Мне нужна помощь. Вы не знаете - но у вас уникальные способности. Я это научился хорошо чувствовать.
Он замолчал. На экране мелькал настоящий орангутан - не мультяшный, не карикатурный. С нечеловечески внимательным взглядом.
Милен слушал, заворожённый. Гроссмейстер двигался по комнате, как игрок, подходящий к решающему ходу. Он говорил об управлении коллективного сознания с холодной точностью шахматиста, рассчитывающего мат в пять ходов.
- История с беглыми приматами, - продолжил он, запуская очередной слайд, - это был финальный аккорд. Как ферзь, ворвавшийся в лагерь короля. Люди почувствовали. то, что было вытеснено цивилизацией - стремление к силе, к хаосу, к свободе.
- Что это за чувство? - тихо спросил Милен. Он уже не сопротивлялся так как был увлечен игрой.
- Это тоска по дикости, детектив.. По первобытному движению, не закованному в культурные нормы.
Милен ощутил, как внутри него разомкнулся какой-то круг - как в позиции, где долго не видишь хода, а потом он вдруг появляется. - И что дальше? - спросил он.
- Дальше, - сказал он, - мы позволим людям задать свой первый настоящий вопрос.
Он посмотрел на Милена - теперь не как на противника, а как на партнёра по следующей игре. Милен же понял: человек, стоящий перед ним, не был ни злым, ни добрым - не в тех категориях, к которым привык мир. Он был катализатором. Не фигурой - полем. А теперь в этот процесс был втянут и он сам.
Глава 6: Проект
- А что насчёт властей? - спросил Милен, не отрывая взгляда. - Они ведь не станут просто наблюдать за этим.
- Они не наблюдают, детектив. Они спят. И видят лишь те сны, которые им подбрасывают. Они - не шахматисты. Они даже не зрители. Они доска. Они заражены куда глубже, чем им кажется. Их решения - это отражения вирусов, гнездящихся в коллективном бессознательном. Парадокс в том, что они борются с хаосом, который сами же генерируют.
Гроссмейстер прошёлся по комнате, тень от его силуэта вновь легла на забытую шахматную доску, где белые уже праздновали победу.
- В шахматах профессионалы анализируют свои поражения. В науке учёные перепроверяют гипотезы. Но общество... - он посмотрел в окно, где вечерний город горел огнями, как спящий улей, - ...общество предпочитает выбирать вождей. Особенно когда эти вожди - их собственные страхи. Так работает архетип. Так работает вирус.
Он повернулся к Милену и на мгновение стал пугающе серьёзен.
- Теперь ваш ход. Помните: в этой партии нет ничьих. Только победа. Или полное поражение.
Он протянул Милену флеш-накопитель - маленький, серебристый, с выгравированной латинской буквой "Q". Пальцы Милена машинально сжали его, и он почувствовал, как внутренне пересёк черту.
- Здесь всё, - сказал Гроссмейстер. - Архитектура сети. Структура символов. Как тренировать в себе возможности оказывать влияние. Я буду ждать вас, детектив. Но играть эту партию в одиночку мне не хотелось бы.
Он развернулся и исчез за дверью. Подождав, пока тяжёлые шаги на лестнице стихли, Милен вставил флешку в компьютер. Экран вспыхнул. Перед ним раскрылась не карта - сеть. Города по всему миру, соединённые линиями. У каждой точки - иконки: книга, телевизор, газета, клетка. Он приблизил изображение. Линии расходились из нескольких узлов, один - прямо в его городе. Это была не теория. Это работало. Каждая иконка означала человека, втянутого в эту "игру".
Медиа-магнаты, писатели, учёные, политики - все они, похоже, были пешками в чужой партии, даже не подозревая, что их шаги кем-то направлены.
Он кликнул на следующий файл. Файл назывался Манифест. Даже само слово пахло чем-то подозрительно идеологическим. Чем-то людоедским, в духе "ради света придётся пройти через кровь". Неужели Гроссмейстер - ещё один из тех, кто свалился в уютную яму откровений и пророчеств? Введение сразу заявляло название проекта: "Пробуждение". Милен читал этот документ и у него вспыхивали мысли:
-Конечно.Манифест. Без идеологии никак. Апокалиптическое имя по скидке. Осталось только выбрать - на чём ехать к истине: на древнеегипетской колеснице или на слонах Ганнибала?
- Человечество, - говорилось в тексте, - погрязло в потреблении, застое и самообмане... - Интересно, существует ли хоть один манифест, который начинается со слов: "в целом у нас всё нормально, просто хотелось кое-что обсудить?
"Наш вид, обладающий безграничным потенциалом, добровольно запер себя в клетке комфорта и шаблонного мышления..."
-Ну-ну. Особенно по утрам, - мрачно отметил Милен, - когда добровольно едешь в метро, уткнувшись носом чужую подмышку.
-Мы забыли, что такое подлинная свобода, интуиция, - тем океаном знаний, что объединяет всех нас.
- Правда?Вот куда я точно не собирался нырять до завтрака - так это в океан знаний. Спасибо, но я еле справляюсь с собственным почтовым ящиком.
Он пролистал вниз. Ни имени, ни даты, ни контактов. Читал дальше. Текст разворачивался: человечество, оторвавшись от своей первобытной природы, потеряло доступ к главному ресурсу - коллективной мудрости. Мифы, легенды, архетипы - не просто сказки, а ключи. Образы, через которые древнее знание всё ещё говорит. Если умеешь слушать.
И вот - кульминация. Операция "Орангутан". Чёткий подзаголовок. Под ним - подробное изложение. Выбор фигуры был осознанным. Гориллы и орангутанги, как утверждалось, - древнейшие символы силы, интуиции, связности с природой.