Первое, что я подумала при взгляде на эту картину: на портрете изображена некая восточная женщина. Ее выразительная внешность еще более подчеркивается ярким одеянием.
А еще мне почему-то вспомнился тот самый старик в восточном халате, глядящий необыкновенно живо с портрета из одноименного рассказа Гоголя... В свое время меня потрясла мистическая составляющая этой истории. Помню, моя подружка качается на качелях, а я стою, опираясь на столбики качелей, или механически рисую что -то на снегу, и, завороженная собственным рассказом, повествую о зловещем таинственном портрете...
Итак, несколько дней назад на аукционе Мешок эта картина была выставлена на торги "с рубля". Название лота продавец обозначил ни много ни мало как "Портрет Зинаиды Серебряковой кисти Роберта Фалька".
От этих фамилий (я бы сказала-"от этих сладостных звуков"), а тем более от их сочетания сердце каждого любителя живописи забилось сильнее. В воображении пронеслись палитры самых знаковых их произведений.
Подумалось: как же все-таки здорово, что найдена картина, служащая связующим звеном между этими двумя художниками!
Но закрадывались и некоторые сомнения: интересно, как могли пересечься жизненные пути этих двоих? Ведь по сути Фальк и Серебрякова относились к разным тусовкам, хотя и богемным : он из Москвы, она - скорее из Петербурга...
Давайте немного вспомним, что известно про биографии наших героев.
Зинаида Серебрякова чуть постарше Роберта Фалька: она родилась в 1884 в фамильном имении Нескучном близ Харькова (жизнь этого имения потом часто будет запечатлена в "инстаграме" ее картин).
Роберт Фальк родился чуть попозже, в 1886 году в Москве.
Серебрякова происходит из артистической семьи Бенуа-Лансере, она учится парадному портрету в художественной школе Осипа Браза в Петербурге. Кстати, в те времена Серебрякова рисует в строгой блузе и юбке, как курсистка, а не... в красном цветастом халате с шапочкой.
Впрочем, действительно,вот посмотрите: Зинаида любила наряжаться. Вот как озорно обмотала она себе голову ярким шарфом и чуть смущенно сияет улыбкой на "Автопортрете" (1911) - под стать голливудской "красотке" Джулии Робертс.
Что в это время происходит с Робертом Фальком? Поначалу в семье ему прочили карьеру музыканта, но летом 1903 года юноше дарят масляные краски, после чего тот твердо решает стать художником.
Дальше жизненный путь наших героев разаиваеися следующим образом.
Уже в 1905 году Серебрякова венчается со своим кузеном и вскоре обзаводится четырьмя детьми, столь знакомыми всем любителям искусства по ее картинам.
Фальк в этом же - 1905 -году поступает в Московское училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ).
В отличие от Серебряковой, с личной жизнью у Фалька все сложнее: как в живописи, где он -"человек сезанновской национальности", подчиняясь велению времени на переломе эпох, бесконечно экспериментирует, так и в семейной жизни он непрестанно ищет свою музу, и в первый раз он женится лишь в 1909.
Как раз в этом же - 1909 - году Серебрякова пишет свою самую известную работу -лейбл Третьяковки ""За туалетом":
Каждый из этих художников "отметился" в громком художественном объединении "Мир искусства". Серебрякова вступает туда в 1911 году, Фальк с 1910 по 1916 входит в более радикальный "Бубновый валет", выставлявшийся совместно с "Миром искусства".
Среда обитания Фалька, преподавателя ВХУТЕМАСа -мастерская на Мясницкой, 21 в Москве, а также с 1921 года он периодически приезжает в Витебск, где он преподавал.
Среда обитания Серебряковой - имение Нескучное под Харьковом, с 1917- Харьков и с 1920- Петроград с Царским селом. Хотя в 1916 году она со своим дядей принимает участие в росписи Казанского вокзала в Москве.
Впрочем, кажется, в их биографиях все же могут найтись некоторые пересечения. в 20-ых годах ХХ века оба художника надолго "зависли" в Париже (русских эмигрантов в Париже 30-х годов называли "парижачьи") . Серебрякова обосновалась в Париже совсем надолго - с 1924 года и уже навсегда, а Фальк с 1928 по 1937.
Фальк сменил в Париже 13 квартир-мастерских .
А Серебрякова-внимание! - дважды ездила в путешествие по Марокко.
Тут впору задаться следующим вопросом: может ли оказаться так, что в стремлении передать столь милый ее сердцу восточный колорит на полотнах, Серебрякова могла надеть на себя халат и шапочку во время работы?
Скорее всего, ответ будет отрицательным: на всех поздних автопортретах на протяжении долгих лет Серебрякова изображает себя практически в одной и той же синей рабочей рубашке с бантом:
С другой стороны, многочисленные женские портреты Фалька, которые я видела, очень редко написаны в профиль, здесь вспоминается только ""Портрет Е.С.Потехиной, 1911" :
И в основном фигура модели прослеживается как минимум до пояса, а то и до коленей. А на этом нашем предполагаемом "шедевре" модель обрезана по плечи.
И если уж говорить об эфемерных материях (а в восприятии живописи вообще много еле уловимого ), то никакого фальковского особого настроения в картине не присутствует.
Позвольте, а как же Крым? Ведь оба художника регулярно ездили в Крым черпать вдохновение! В результате чего они подарили миру потрясающие пейзажи. Может, как раз в Крыму они и пересеклись?...
По одной только картине Фалька "Крым. Пирамидальный тополь" пишутся чуть ли не искусствоведческие диссертации.
...Но давайте все же приглядимся к "подписи" художника. К той самой, которая порождает такую бурю чувств и размышлений о судьбах художников в революционной России.
На той картине, о которой мы ведем речь, подпись Роберта Фалька на удивление обстоятельна -что называется, "для лохов". А точне - для тех, кто не понял очевидного и не узнал якобы "хрестоматийно знакомые" черты Серебряковой и "хрестоматийно же знакомую" манеру Фалька (надеюсь, вы поняли, что я использую тут кавычки для выражения крайней степени сарказма?)... Итак, подпись гласит: "Р.Фальк портрет З.Серебряковой за работой".
Налицо интересный конфликт между тем, что мы объективно видим на картине, и тем, что нам приходится вообразить и домыслить себе, чтобы воспринять эту подпись и картинку на холсте как одно целое.
Иными словами, нам приходится представить себе некую параллельную реальность, в которой Серебрякова выглядит и одевается именно так, в которой Фальк "не вылезает" из мастерской Серебряковой и т.д.
Ниже, для того чтобы выразить свое крайне скептическое отношение к вероятности встречи этих двух художников, я публикую мой авторский коллаж Серебряковой и Фалька, сделанный средствами фотошопа:
Но вот только давайте вспомним, что ни на одной картине Фалька, кроме этого "шедевра", нет никаких обстоятельных подписей. Просто "Р.Фальк" (или то же самое латиницей) И все, больше ничего.
Так что, думаю, сенсации не случилось. А случилась мистификация. Или погрубее - фальсификация. Или по-простонародному - "фуфло".
...А началась эта история, скорее всего, так: в веселую минуту какой- то остряк, едва сдерживая хохот, решил подшутить. И снабдил этот странный портрет восточного вида женщины столь обстоятельной подписью. Может, еще при этом и поспорил с кем -то, за сколько можно будет продать такую картину.
Ведь вовек не оскудеет на легковерных лохов Земля русская.