Владимирский, Василий : другие произведения.

Рецензия на "Фид" # 1, 2014 (2014)

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:


   Василий Владимирский
   Рецензия на Фантастика и детективы N 1, 2014 (2014)
   В 2012 году в нашем фэндоме приключилась беда: закрылось два старейших российских литературных журнала фантастики, "Если" и "Полдень. XXI век". По разным причинам, но почти одновременно. Писатели и любители жанра отреагировали бурно, на грани истерики: "Лелик, все пропало, гипс снимают, клиент уезжает!". Голоса скептиков, твердивших, что свято место пусто не бывает, потонули в общем могучем хоре. Впрочем, за пределы соцсетей и тематических форумов эта буря не выплеснулась, отыскать выход из кризиса и спасти журналы "по горячим следам" не удалось. По легенде, в начале 1990-х Александр Шалганов, создатель и главный редактор журнала "Если", продал машину, чтобы удержать на плаву свое издание. Двадцать лет спустя желающих повторить его подвиг не нашлось даже среди состоятельных москвичей: весь пар ушел в свисток.
   Между тем, скептики оказались правы. Два журнала фантастики закрылось в 2012 году -- три открылось в 2013-м. И издают их, прошу заметить, люди, не причастные ни к "Полдню", ни к "Если". Ну, допустим, журнал "Космопорт" успел выпустить пока только два номера, включая пилотный, а толстый глянцевый ежеквартальник "ФантCity" ориентируется скорее на аудиторию "Мира фантастики", так что литературу он почти не печатает. Зато ежемесячник "Фантастика и детективы" выходит уже больше года и успел за это время заметно эволюционировать. Первые номера "ФиД" полностью состояли из перепечаток классики -- Пушкина, Эдгара По, Алексея Толстого, Генри Каттнера... Но уже во второй половине 2013 года среди авторов появились Далия Трускиновская, Святослав Логинов, Леонид Каганов, Майк Гелприн, Ника Батхен. Роскошью тут, конечно, и не пахнет -- тираж три тысячи, 80 страниц на скрепке, -- однако журнал выходит с завидной регулярностью, ищет новых авторов, художников, привлекает читателей. Прогресс, опять-таки, на лицо -- что еще для счастья надо?..
   Должен признать, некоторые решения редакции до сих пор вызывают у меня чувство тягостного недоумения. Первый выпуск "Фантастики и детективов" за 2014 год открывает самый беспомощный, хронически слабый рассказ номера: затянутый, корявый, изобилующий невнятными оборотами и безжизненными диалогами. Чудо-богатырю Дмитрию Самохину с его "Ишибаши" по силам в одиночку отбить всякое желание читать журнал дальше. Впрочем, тот, кто доберется до второго рассказа, будет вознагражден за пятнадцатиминутный дискомфорт. У кого с чувством языка все в порядке, так это у Юлии Зонис. Это подтверждает ее новелла "Маша и михалыч" -- иронический симбиоз модного в прошлом сезоне зомби-треша и русских народных сказок, которые по саспенсу дадут сто очков форы иным современным "ужастикам".
   Следующий рассказ, "Вместо кожи -- червивая шкура" Бориса Богданова, история Ромео и Джульетты, встретившихся на инопланетном Фронтире -- вещь опять-таки во многом ученическая, непропеченная. Местами скомканная и неряшливая, местами попросту косноязычная, да к тому же грешащая лобовой дидактикой. Редакция оказала бы автору услугу, вернув текст на доработку: из этой истории, мне кажется, можно было выжать много большее. Слегка подточить не мешало бы и "Сову-Говорунью" Евгения Шикова, хотя в целом рассказ далеко не безнадежен. Автор нетривиально обыгрывает затертый постапокалиптический сюжет, умело работает с рефренами, с самого начала задает хороший темп повествования... Но ближе к финалу сбивается, теряет спасительный ритм, впадает в многословие.
   Закрывает январскую подборку новелла Антона Фарба "Из всех решений..." -- после рассказа Зонис, пожалуй, самая толковая вещь номера. Экономные, точные мазки, умело нагнетаемое напряжение, драматургическая выстроенность диалогов -- сделано на пять с минусом. Как всякий хороший рассказ, "Из всех решений..." -- вещь многослойная. Автор дает сразу несколько зацепок для будущих интерпретаторов: тут вам и реплика в адрес ювенальной юстиции, и мягкая мировоззренческая полемика со Стругацкими (см. название), и нестандартный футурологический посыл... Объяснил бы еще кто-нибудь Антону, что фразы "пофиг на стиль" и "влазить в кредит" не имеют никакого отношения к русскому литературному языку -- цены бы этой вещи не было.
   Так что же мы имеем в сухом остатке? В 2013 году журнал "Фантастика и детективы" решил главную задачу: выжил. Более того, сохранил периодичность и из забавного полиграфического курьеза превратился в журнал, с которым не брезгуют сотрудничать мэтры. Пора переходить к следующему этапу. Приоритетные задачи очевидны. Надеюсь, в 2014 году у редакции "ФиД" появится возможность чаще сотрудничать с профессиональными писателями и тщательнее работать с текстами: отсутствие литературной редактуры, как показывает опыт первого выпуска за текущий год, может испортить даже самый удачный рассказ. Ну а главное -- придирчивее отбирать материал: то, что за плечами у автора десяток изданных романов, еще не гарантирует, что и "малая форма" ему по зубам.
  
  
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"