Фазизулло : другие произведения.

Хиж 2009: Выборочный обзор прочитанного

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Обзор рассказов конкурса ХиЖ-2009

Хиж 2009: Выборочный обзор прочитанного [21.10.09]


Обновление: 21.10.09.

Фиатик "1500 секунд"

Этот рассказ я прочитал до конца. Потому как, начав читать, не обнаружил явных и режущих взгляд нелепостей и косолапостей. Стиль повествования довольно не плох, читается относительно легко. Хотя, на мой взгляд, обилие японских терминов несколько утомляет. Но то дело вкуса. Любители кавайной прозы будут в восторге, ненавистники суши и оригами стопицот раз плюнут.

А вот сюжет...

Начало написано бойко, зацепка очень яркая. И хочется продолжения с зубодробильным экшеном в стиле хитовых анимэ-боевиков. Не тут то было! Автор на 11-й минуте вдруг резко меняет темп повествования. Почти весь оставшийся рассказ тянется некая вялотекущая биография семейной пары квазияпонки и псевдогрузина. Или они не квази и псевдо? Ну, не суть важно. И вот мы читаем-читаем всё это. Появляется какой-то Шура Клещёв. По сути - ниочёмный персонаж. Ну да ладно, там ведь ещё, судя по всему, достаточно осталось для приличного финала.

Фигушки!

Всё, что осталось - это словарь этих самых японских терминов. А финал... Ну он такой какой-то. Никакой. И Вано, и Шура Клещёв, да и вся эта беготня по двору в начале (больше всего, кстати, в этом рассказе понравившаяся) - всё это как бы не шибко нужно.

Возникает впечатление, будто бы это никакой вовсе не рассказ. А фрагмент повести или романа. Ибо сугубо сюжетной роли он практически не несёт. Читать провисшую долгую середину, повествующую о мытарствах Вано и Камеко в попытках заработать, - занудно и неинтересно.

В общем и целом, на фоне вполне читаемого языка присутствует недостаточно яркая проработка сюжета.


Боевой Чебуратор "Хиж-2009: От судьбы"

А вот и образчик 'высокой прозы'. Настолько высокой, что приходится прямо-таки вгрызаться в суть повествования, читая между строк, между букв и даже между пикселями. Текст монолитен и кристально чист. Виден недюжинный опыт автора, набившего руку на многочисленных конкурсах. Данный рассказ, к слову, уже побывал в финале конкурса 'Блэк Джек'. А теперь сменил вывеску, и на смену летнему префиксу БД пришел осенний ХиЖ. За эту жадность хотелось бы пожурить Чебуратора. Ибо ежели всякий маститый СИзый автор будет свои отборные рассказы выставлять на все без разбору конкурсы, то так никоим образом иным молодым (и ничуть не менее) талантливым авторам не предвидится побывать в финалистах. Добившись ряда побед на предыдущих конкурсах, впору бы уже уйти в бумагу, и дать простор новым деятелям сетературы.

Но, не об том речь.

Итак, вот она, крымская тема. Троица Али-Алишер-Алим. Поди разбери, кто есть кто. Разобрать-то, конечно, можно... Но все же - немногие поняли, о чем вообще рассказ. И это, на мой узбекский взгляд, весьма нехорошо. Автору даже пришлось объяснять в комментариях что да как да как и почему. Оказывается, все трое славных бурятских норвега - частички одного Я, эдакие суб-личности, за какой-то надобностью стремящиеся улизнуть в Крым века семнадцатого или двадцатого. Тесно им, дескать, в нашей цивилизованной каменоломне. Есть еще толстый старый ростовщик по имени Ильхам. Он жадный и глупый. Потому что не умеет считать. Простая арифметика: одна вторая, умноженная на два равно единице. А от единицы, как известно, можно и копыта отбросить. Ну или что-то в этом духе. Эх, Али-бей, чарам бадулхор нуср керем.

Но как же, шайтан побери, это приятно читать. Плотный мистический ореол, пьянящие запахи крымской ночи, томная патетика и выспренный финал. Чебуратор - мастер словесных вуалей, и его прозу приятно читать просто так, не разбираясь в перипетиях сюжетных линий.

В общем, если принять за должное факт превосходства стиля над смыслом, то рассказ выходит очень даже неплохим, и кому-то может вполне показаться шедевральнм (ибо часто непонятое становится шедевром). Но хотелось бы капельку внимания к простым смертным со стороны автора. Уверен, что есть пути приземления высоких сюжетов.


Дрожжин Олег Андреевич "Хиж-2009: Жабократия"

Это не людей душит жаба. Это люди внутри жабы душат людей вне жабы.

Читая этот занятный иронический рассказ, почему-то вспомнил японские фантастически фильмы про Годзиллу и его всяких противников - гигантских черепах, огнедышащих крокодилов и прочих пугающих японскую молодежь тварях. Есть какой-то образ...

Касательно сюжета: здесь все построено на простой, но любопытной иронической мысли. Все остальное - лишь обрамление. Собственно, убери повествование, представленное в виде постепенно раскрываемых через диалог деталей, останется простенький такой стерженек, которого вполне хватит для комикса. Вот как бы весь рассказ и воспринимается как комикс, в котором вместо контурных персонажей с надписями 'Бу-бу-у-ум!' и 'БАБАХ! написаны все эти ключевые фразы очкарика Ивана (которые хорошо смотрелись бы в упрощенном виде на белесых облочках). Написаны, кстати, неплохо. Хоть и без особых изысков. К стилю претензий нету, к сюжету - тоже. А вот как-то в целом рассказ не зацепил. Словно бы проходной он, без изюминки...


Павел Алин "Непобедимые"

Всегда вперед, всегда вперед
И Космофлот не подведет!
Туда-сюда, шайтан-арба
Мы в космос больше ни нога

Наверное, так воскликнули бы узбекские астронавты, будь они в будущем. Вероятно, будут. И, возможно, воскликнут еще...

Ибо даже безграмотным дервишам из предместий Ургенча вряд ли захочется побывать в мясорубке картонных коробок, а иначе как назвать то, что должно играть роли героев в обозреваемом рассказе? Здесь посредственностью пропитано буквально все: стиль повествования, образы героев, диалоги, терминология (диверсы жгут!)... Ну а сюжет. Видимо, он есть, и задумку автора стоило бы понять, чтобы оценить. Прошу прощения - как говорится, "ниасилил". Трудно, очень трудно пробиваться сквозь концентрированную суспензию из юношеского максимализма, запредельной патетики, гипертрофированной игры шаблонами и потрясающе пустопорожним жонглированием сомнительно совместимыми словами.

Видимо, автор стремился создать мир запредельно жестких баталий и мужских взаимоотношений. Следует заметить, что ему это почти удалось. Читая по диагонали, понимаешь, что здесь речь о чем-то таком боевитом, мужском. Но каждая строка по отдельности вызывает глубочайшее удручение: коряво, плоско, неубедительно, скупо, блекло. На лицо пресловутый любительский уровень "номер два" (когда уже не гадко, но еще, увы, не удовлетворительно).

Автору хочется пожелать как можно больше штудировать классической русской литературы, да и не русской тоже. И не обязательно классической. А лучше всего - почитать пару-тройку познавательных статей о работе со словом. Нора Галь вам будет в помощь! Гарантирую.


Чугуевский Александр Анатольевич "Благодетель"

Сразу резко рубят глаз многочисленные "термины" и "обороты" в "кавычках". Слишком тяжело продираться сквозь "зомбоящики", "бурсу", "двушку", "поскребыша", "царство Феофаныча" и т.п. Это не слишком жирный, но таки существенный минус: каждая лишняя кавычка несет в себе спотык языка, а это ни коим образом не улучшает читабельность текста. А он, кстати говоря, грешит иными прочими изъянами. Коих немалое число. Например запятых нигде нет хотя должны быть особенно там где следовало бы остановиться но не получается потому что пропустили какую-то важную деталь видимо.

Далее. Вводно-повествовательная часть крайне затянута и дремотна. Автору интересно было составлять всю эту описательную чащобу: ведь он-то знает о чем пишет, он это придумал, видит внутри себя и чувствует. А вот в буквах отрядить не может. Мы не чувствуем. Не доходит посыл. Всякая такая краткая историческая справка из жизни героя ничуть не выделяет его из плоскогорий, а только умусоривает сюжет.

Сквозь рассказ лейтмотивом проходит мысль о том, что голь на выдумки хитра, и русский мужик с водкой под селедку горазд и мироздание пошатнуть. Идея не нова и, что самое главное, удручающе глупа. Интриги нет, конфликта нет, завязка смехотворна, развитие сюжета - тупиковое.

Под конец рассказа пошла какая-то и вовсе несуственая квазиэкономико-политизированная галиматья про японцев, китайцев и весь остальной вокруг России мир. По всему видно, что автор радеет за энергетическую пальму первенства родного отечества, но, памятуя о популярном тезисе "Чубайс-враг", все свои домыслы строит на базе лубочной политики, транслируемой в огромных масштабах для престарелых завсегдатаев приподъездных лавочек.

Финал показателен: "гении от энергетики" оказались в бомжах, да и поделом им. Ибо нет им никоего сочувствия. А зачем сочувствовать безликим фигуркам из промокшего картона? Осторожно: высокооктановая графомания предельной концентрации.


 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"