- Автор - Не будем забывать, что мы занимаемся очень сложным экспериментом. Нам надо столкнуть лбами двух персонажей, двух ангелов ( хранителя и разрушителя) Ричарда третьего и Князя Мышкина. Но упор надо сделать на Ричарде. Потому что его надо переделать к лучшему и из ангела разрушителя сделать ангелом хранителя - ( смотрит на Ричарда) - Ты согласен, что работу над возникновением нимба над головой...
- Ричард - Над чьей головой?
- Автор - Хороший и справедливый вопрос. Давайте так условимся - над головой... Федора. Без отчества и фамилии; просто - Федора. Согласны?
Мышкин, Маккиавелли и Ричард согласно кивнули головами.
- Хорошо - Почему я еще хочу начать с Ричарда, потому что когда-то давно я мечтал его сыграть на сцене и даже работал над его образом. Мне он больше понятен чем Мышкин. Князя я даже не мечтал сыграть. Внешностью не вышел. Идеальный Мышкин - это Юрий Яковлев. Но вспомните его. Высокого роста, с красивым лицом и голосом как виолончель! И к тому же - талантлив как актер неподражаемо! Князь, хоть и больной, но подобен Христу. Я не закомплексованный человек, но не взялся бы изображать Иисуса. Король Ричард может быть любым: хромым, горбатым, некрасивым, со скрипучим голосом, хотя в реальной жизни...
- Ричард третий - Вот только что хотел сказать о реальной жизни. Он не был в реальной жизни; ни хромым, ни горбатым. Мало этого, исторический Ричард был неплохим королем.
- Автор - В подтверждение к этому процитирую из
Google -
" Энергичный администратор, Ричард III расширил торговлю, реорганизовал войско, произвёл улучшения в судопроизводстве, был покровителем искусств, особенно музыки и архитектуры. Во время своего царствования он провёл ряд популярных в народе реформ, в частности, Ричард упорядочил судопроизводство, запретил насильственные поборы (т. н. "добровольные пожертвования" или "беневоленции"), вёл политику протекционизма, укрепляя тем самым экономику страны"
Но! Наш Ричард, который сейчас находится рядом с нами, выпущен в земной эфир Шекспиром. И разбирать Ричарда мы будем шекспировского а не реального. ( Ричарду) Вы согласны?
- Ричард - У меня нет выбора. Мы все подопытные кролики.
- Автор - Справедливое замечание. Тогда я меняю действующих лиц. Никакого Федора нет. Есть я, автор, и мне надо стать подопытным кроликом. Ты, Ричард, уже есть дух и ты должен влететь в мое тело, в мою "шкуру" Какой там к черту Федор! У меня уже был опыт давно, когда я еще был студентом театрального института. В мое тело влетел дух Пятигорова из чеховской
" Маски" и повел мое тело как это было нужно чеховскому купцу. Вот и до говорились!.. Скажи, ты знал такого английского актера, как Лоуренс Оливье?
- Ричард - Знал! И не только его знал, а и то что он работает над ролью Ричарда знал. Над моим персонажем работал. Мне другие духи сказали.
- Автор - Какие?
- Ричард - Земной эфир, как ты его называешь, "квантовое облако", содержит много духов-персонажей, вылетевших из произведений своих авторов; Мольера, Бальзака, графа Толстого, да мало ли. Не помню уже кто навел меня на Оливье. Я крутился вокруг него, но он меня так и не позвал. Он создал свой дух сценического Ричарда и играл его на блистательной техники. Он никого не призывал. И не в чью шкуру не влезал и никого не вгонял в свою шкуру. Но он гений. Большинству актеров нужна помощь. Но они не знают как ты, что надо призвать дух персонажа. Сложная жизнь у всех нас. Если нас никто не зовет, мы летаем в квантовом облаке в ожидании, что позовут.
- Автор - Похоже, что и с близкими родственниками происходит подобное.
- Ричард - Схвачено! С ними проще. Достаточно вспоминать родственников, а еще лучше; и говорить с ними. Молитва - это также и медитация. Но не обязательно медитировать сидя на коленях в тишине. Медитация - это проникновение в астральный мир. Это можно сделать в любом месте и в любом состоянии.
- Автор - Понятно. Мы еще продолжим разговор на эту тему. А сейчас давай по пробуем соединить тебя-духа, с моим духом.
- Ричард - Я уже там!
- Автор - Где там?
-Ричард - (Показывает глазами на грудь автора) - В твоем теле!
53 глава
Интересное заявление духа Ричарда третьего. Вчера вечером я лег в постель и стал прокручивать события моей: прошлой, творческой, актерской жизни. И действительно шекспировский дух Ричарда третьего мог уже давно влететь в меня. Но это не значит, что я уже давно превратился в интригана и убийцу. С актерами ( думаю со всеми, конечно с теми кто попал в своих профессию по таланту) происходит странная вещь. Хорошо сказал один из моих любимых русских актеров Михаил Ульянов, когда он занимался политической деятельностью еще во времена - либо Горбачева, либо Ельцина. Что-то вроде этого он сказал - " Я знаю каким должен быть руководитель страны. Я играл: И королей, и маршалов, и императоров..." Конечно есть повод высмеять актера за эти высказывания, но я не смеялся, я воспринял его слова очень серьезно. Ульянов был талантливейшим актером и наверняка пропускал через свое тело астральных: королей, графов, императоров, маршалов и они - эти сильные мира сего, оставили след в его духе, в его теле. И еще интереснейшая штука происходит с актерами. Буду говорить - что проис- ходило со мной, как с актером. Если я сыграл Раскольникова, или плотно репетировал его роль, как я давно это делал, то я уже прошел через убийство. Я убивал старуху процентщицу и Елизавету много раз. Ведь я не только репетировал с партнером диалог, или монолог, а постоянно думал о Раскольникове. И невольно приходили мысли "умозрительно" что я убил человека. Ну не Раскольникова, а кого-то, живущего сейчас, в нашем веке, в мое время. И убивал в воображении. И, о, ужас! Они приходили ко мне по ночам. И я однажды ощутил: как ужасно было бы в моей жизни, если бы я убил того, или иного человека. Меня бы с потрохами сожрал комплекс вины. И я понял еще тогда, сорок или пятьдесят лет назад, что убийство для меня другого человека - это убийство самого себя. И я бы никогда не убил любого человека в своей жизни. Потому что я уже убил и подвергся духовному наказанию. И очень сильному. Точно так же со мной произошло в связи с моей навязчивой идеей покончить жизнь самоубийством. Это было тоже давно, лет сорок назад. Когда я начинал работать в ташкентской русской драме актером. Мне там давали хорошие роли сразу по приходу. И вот наш главный режиссер Виктор Стрижов ставил в нашем театре " Царя Федора Иоанновича" И меня вдруг распределили на эту роль. По всей России, во всех театрах большинство актеров всю свою жизнь ждут этой роли, а меня распределили в начале моей творческой жизни. И я окунулся в пьесу. Стал изучать роль царя Федора. День и ночь думал о роли, о характере Федора, о его болезни, о его набожности, о его трагедии ( убийство князя Шуйского Годуновым и брата Митю) И незаметно для себя впал: сначала в тревогу, потом в депрессию. И в этот момент меня посетила идея самоубийства. Ну просто навязчивая идея! Свет стал для меня не мил. Сейчас, я понимаю, что это было мистикой. Уже тогда в мое тело, в мой дух влетел дух царя Федора и погрузил меня в свою трагическую жизнь. Для самоубийцы нужен повод и он приходит неожиданно, спонтанно. Достаточно одного случайного незначитель-ного повода. И он меня посетил. Это болезнь самоубийцы меня посетила. И я принял решение: " Жизнь трагическая штука! Да тут еще моего лучшего друга князя Шуйского убили и моего младшего брата Митю!" Конечно кровавых мальчиков в глазах не было - это приоритет Годунова, но решение убить себя созрело и довольно мощно. И я сделал попытку убить себя ( как? - не буду говорить) Но неудачную попытку. Остался живой. И случилось невероятное! Я стал смеяться над своей идеей самоубийства. Какой же я был дурак! И с тех пор мысль о самоубийстве меня больше никогда не посещала. Вывод один: перетерпи момент кризиса и отбрось мысль о самоубийстве и потом будешь сам над собой смеяться! Таким образом - я убил человека и покончил жизнь самоубийством, " в работе над ролью в творческом процессе переживания" и с тех пор идея убийства и самоубийства исчезла из моего духа и навсегда!
И вот сейчас, как оказалось, дух Ричарда третьего - давно уже существует в моем теле. И когда мне сказал об этом сам Ричард, его дух, я стал размышлять: а когда и где я работал над ролью Ричарда если позволил ему влететь в меня? И вспомнил. Еще в театральном институте я репетировал с партнершей сцену Ричарда с леди Анной. По пьесе Ричард убил ее мужа и после этого, у гроба ее мужа, Ричард добивается того, что Леди Анна соглашается выйти замуж за убийцу ее мужа - за Ричарда! После того, как Анна дала согласие на брак с Ричардом и уходит со сцены с гробом мужа, Ричард третий обалдел от своей собственной наглости и говорит такие слова вслед гробу с мужем Анны. Показываю два фрагмента монолога Ричарда после ухода Анны с гробом своего мужа. -
" Как, я, зарезавший ее отца,
Как, я, зарезавший ее супруга,
Пришел к ней в час неслыханного гнева,
К ней, полной слез и яростных проклятий,
Рыдающей над жертвою моею,
Пришел, имея все против себя -
И прошлое, и Бога самого -
Без всякого заступника в мольбах
С одним притворством дьявольским - и что же?
Она моя, наперекор всему!"
И случилось невероят-ное в Бостоне, несколько лето назад. Я заезжал на парковку продуктового магазина. И в это же время большой фургон с продуктами так же заезжал на парковку по той же дороге, где и я ехал. Я явно его подрезал. Поскольку водитель трака сидел высоко в своей кабине, он меня не видел, продолжал движение и задел капот моей машины корпусом своей машины. Мой капот просто оторвался. Приехала полиция и написала в рапорте что виноват был я. Мой агент по страховке заверил меня, что виновен я и надо умолять офис не наказывать меня очень строго. Но я его не послушал и подал в суд на апелляцию решения полиции.Я заметил и сфотографировал, что водитель трака, въезжая на парковку
(что ему делать с огромным траком на парковке покупате-ля?) пересек желтую сплошную линию. Все мои знакомые, коллеги по работе, домашние - предрекали мое поражение в суде, тем более я судился с траком, принадлежащим к богатейшей транспорт-ной компании, с опыт-нейшими адвокатами и юристами. Сплошная желтая линия меня спасла и я выиграл суд! И когда мне в здании суда объявили мою победу, я вышел на улицу, вдохнул чистого воздуха, оглянулся вокруг и вслух громко сказал, самому себе и возду-ху. Фраза просто вырвалась из моей груди. Последний фрагмент монолога Ричарда после ухода Анны. -
" Против меня был бог, и суд, и совесть,
И не было друзей, чтоб мне помочь.
И все ж она моя.
Я герцогство против гроша поставлю,
Что до сих пор в себе я ошибался.
Что ж, зеркало придется покупать
Да завести десятка два портных,
Что нарядить меня бы постарались.
С тех пор как влез я в милость сам к себе,
На кой-какие я пойду издержки.
Пока нет зеркала, - свети мне, день,
Чтоб, проходя, свою я видел тень"
Теперь, в следующей главе, мы попросим Дух персонажа Ричарда третьего, рассказать нам всем, как он ведет себя в теле актера, в данном случае, в моем теле. Да в любом теле. Вероятно мой Ричард нам поведает - как он живет в теле живого человека и что он там делает?!