Федоров Сергей Анатольевич : другие произведения.

Теория юмора

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Причины и пути возникновения юмора до сих пор изучены слабо. Между тем смех и юмор самым серьезным образом влияет на человечество. Автор до некоторой степени восполняет этот пробел.


О НЕКОТОРЫХ АСПЕКТАХ ЮМОРООБРАЗОВАНИЯ

  
   Юмор-продукт человеческой цивилизации. Несомненным является его огромное влияние на человечество. Увеличение количества юмора и его воздействия в последнее время не вызывает сомнений. Отчасти, это связано с демографическим взрывом и размножением источников юмора, отчасти - с развитием средств коммуникации.
   Остается только недоумевать, почему эта важнейшая сторона жизнедеятельности человека совершенно выпала из поля зрения науки. Человечество до сих пор не имеет строгого определения юмора, не разработаны вопросы его образования, качественной и количественной оценки. Совершенно не проработаны особенности производства, воздействия и восприятия юмора человеком и обществом. Разработка этих вопросов требует серьезного научного подхода. Есть подозрение, что в годы холодной войны производство специфического юмора, в частности, анекдотов входило в сферу действия разведывательных служб, что, возможно и привело к развалу Советского Союза - несомненному лидеру по количеству анекдотов на политические темы / 1 /.
  
   Высокий рейтинг появившихся на экранах и в эфире передач позволяет надеяться на возможность финансирования данных тем. Необходимо в кратчайшие сроки разработать программы исследований, выделить для обследования группы источников и акцепторов юмора, с помощью которых можно было бы оценить влияние внешних и внутренних факторов.
  
   В настоящей работе автор пытается заполнить пробелы на страницах статьи.
  
   Определения и основные положения
  
   Начнем с определений.
  
   Юмор - процесс производства, передачи и воздействия специфической информации, вызывающий в субъекте (акцепторе) характерную реакцию возбуждения (улыбку, смех, конвульсии, судороги и даже смерть).
  
   Юмор - нематериальный продукт, а поэтому, его наличие можно определить только по степени воздействия на материальные субъекты.
  
   Зарождаясь в источниках юмора (так называемые юмористы), юмор можно фиксировать на носителях информации и передавать другим субъектам. Воздействие юмора сильно зависит от состояния субъекта, внешних и временных факторов.
  
   Образование юмора и его источники
  
   Образование юмора происходит в источнике юмора (бытовое название - юморист). Процессы возникновения юмора делятся на спонтанные и вынужденные. Источники с высоким уровнем спонтанного фона в дальнейшем, как правило, переходят в режим вынужденного, или профессионального производства юмора. Согласно постулату Федорова существует максимальный предел объема произведенного юмора источником за ограниченный промежуток времени. В соответствии с данным постулатом, короткие периоды интенсивного вынужденного производства должны чередоваться с более длительными периодами застоя. Большая часть профессиональных источников юмора в связи с этим наблюдается, как правило, во втором состоянии.
  
   Процесс испускания юмора источником носит дискретный характер. Юмор испускается в виде квантов - шуток. Единицей измерения юмора принято называть - ШУТ (1 Ш ).
  
   С другой стороны, каждая шутка характеризуется своей напряженностью E, так что общий поток A производимого юмора равен:
  

A = СУММА Ei ni ( 1 ).

   где ni - количество шуток с данной напряженностью. Интенсивность производства шуток I за период работы t определяется как
  

I = СУММА Ei ni / t ( 2 ).

  
   Классификация юмора по характеру источника сложна и неоднозначна . Можно отметить класс руководящего юмора (юмор руководящего состава) и одну из его разновидностей - армейский юмор. Ситуация здесь довольно проста: источник юмора сам поясняет какой фрагмент текста считается юмором. Он же контролирует правильную реакцию акцепторов.
  
   Современная наука, к сожалению, не разработала качественных биохимических моделей, описывающих процесс образования юмора внутри источника.
  
   Степень воздействия
  
   Степень воздействия юмора - наиболее важная тема, поскольку напрямую определяет рейтинг и величину зарплаты юмориста. Совершенно очевидно, что степень воздействия определяется по реакции субъектов - степени возбуждения W и зависит от характеристик источника - общего потока А и интенсивности I / 2 /.
  
   Степень возбуждения можно оценить по формуле:

W = k (x,m,I,t) A (3 ),

   где k - коэффициент восприимчивости юмора, зависящий от характеристик воспринимаемых субъектов x, их количества m и интенсивности потока I и характерного времени релаксации t от момента получения шутки до начала реакции. О нелинейной зависимости коэффициента k от количества субъектов и интенсивности можно судить по часто встречающимся эффектам самовозбуждения, после которого на некоторое время отпадает необходимость передачи юмора субъекту / 3 /.
  
   Совершенно очевидно, что восприятие юмора и степень возбуждения зависит от субъективных характеристик объектов восприятия, говоря научными терминами, юмор должен упасть на унавоженную почву.
  
   К сожалению простая с виду формула ( 3 ) не дает в руки исследователю реального инструмента для вычисления степени возбуждения W. Для математической оценки в начале этого века рядом российских ученых / 4 / предложена методика вычисления уровня возбуждения W с учетом следующих эмпирических параметров субъектов:
  
   1. физиономические параметры дисторсии лица;
   2. интенсивность Р издаваемых звуков (дБ);
  
   К физиономическим параметрам относятся :
  
   а) коэффициент растяжения рта m = L2 / L1;
   б) степень сужения глаз r = d2 / d1
  
   Для оценки суммарной степени возбуждения W аудитории, можно использовать формулу:
  
  

W = (n V m / r ) exp P ( 4 )

  
   где n - количество человек, величины Р, m, r - средние по времени величины, V - объем аудитории.
  
   Частным случаем юмора без издания характерных звуков является улыбка. В этом случае уровень возбуждения находится по формуле:
  

W = n V m / r ( 5 )

  
   Формулы ( 4 ) и ( 5 ) выведены на основании экспериментальных данных и требуют всесторонней проверки в разных условиях.
  
   Единицей измерения уровня возбуждения является "СМЕХ" (1 См).
  
   Процессы передачи
  
   Как уже упоминалось ранее, процесс испускания и поглощения шуток является квантовым. Однако согласно концепции корпускулярно - волнового дуализма, процесс распространения шуток носит волновой характер. Шутки распространяются либо в виде плоской волны (плоская шутка), либо в виде волнового пакета (так называемые сборники).
  
   О волновом характере свидетельствуют явно выраженные в некоторых условиях эффекты дифракции (т.е. огибания шутками субъектов без последствий для них) и интерференции разных волновых пакетов, при котором суммарный эффект может быть полностью погашен.
  
   Юмор передается с помощью звуковых и электромагнитных волн, печатным и непечатным способами. Спектр испускания юмора лежит в области от черного юмора с одной стороны до невидимого простым глазом с другой стороны.
  
   Особый интерес для исследователей представляет третий - непечатный способ распространения юмора через живую среду. Механизм распространения здесь сводится к переизлучению юмора субъектами среды. Скорость распространения юмора в этом случае может лимитироваться как скоростью диффузии шуток в голове субъекта до центра распознавания, так и плотностью переизлучателей на единицу пространства.
  
   Плотность потока распространения юмора в пространстве определяется величиной J
  
  

J = A / S ( 6 ),

  
   где S - площадь фронта волны. Если принять, что точечный источник плоского юмора находится в изотропном пространстве и испускает юмор абстрактно во все стороны, плотность потока юмора убывает с расстоянием от источника по закону:
  

J = A / 4 Пи R2 ( 7 ).

  
   Эта зависимость полностью подтверждается полевыми испытаниями, в которых при радиусе поля более 30 м не наблюдалось практически никакой реакции субъектов.
  
   Для концентрированного воздействия юмора на аудиторию используются резонаторы (замкнутые аудитории с ограниченным для субъектов выходом, в которых образуются стоячие волны). В резонаторах в местах пучностей возникают хорошо заметные зоны образования смеха, чередующиеся зонами с нулевым эффектом. Охват всей аудитории обеспечивается перестройкой частоты или применением источников с разным спектром собственных колебаний.
  
   Литература
   1. Перспективы и результаты развития юмора в России. - М. : Наука, 1995, обзор
   2. Федоров С. А. Параметры уровня смеха. - М. : Наука, 1995
   3. Автоколебательные процессы смехообразования. - препринт Университета Дубна, 1997
   4. Восприятие юмора в критических условиях. Инструкция МВД (для служебного пользования)
   5. Влияние внешней среды на скорость распространения юмора. - М. : Наука, 1998
   6. Петухов В.М. Автореферат кандидатской диссертации, "Курам на смех - влияние юмора на развитие некоторых отраслей животноводства", 20 c. 1997
  
  
  
  
  
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"