Аннотация: заметки о финалистах "Нереальной новеллы 2021"
Спасибо авторам за произведения очередного захода "Нереальной новеллы".
Немного грустным я его в этот раз воспринимаю. Больше печали, меньше надежды. Светлые миры и мысли все равно созданы, несмотря ни на что, а в мрачных своя прелесть.
Русская тема тоже везде видна, но у меня с этим сложно, скорее, я не могла бы найти произведение полностью иного характера, разве что очень хорошие стилизации под иностранных авторов, у которых я тоже слышу русские мотивы, даже если их не может быть..
Оценки ставила повыше тем, у кого сочетаются выдержанный стиль (неважно, какой) и завершенный сюжет. И да, открытые финалы тоже хороши, если на них выводит повествование.
Пометки
AcherontiaAtropos
Особенностью здесь являются витиеватые блуждания по соседним тропинкам. Во тесть действие, у него есть детали, детали в подробностях, подробности с обобщениями или рассуждениями, а потом нехотя обратно к происходящему. Если есть желание поговорить на эти темы, то текст заходит, если нет, то возникает ощущение замедления.
Но я всегда согласна поговорить о том, о чем хочется автору, поэтому меня не особо расстраивают подобные задержки.
Плюсы: картинки сцен нарисованы с мельчайшими деталями, красивое название с игрой правописания в тексте.
"На краю газона Эл заметил проросшую травинками дохлую собаку, а про дорожное покрытие напоминала разве что его собственная 'девятка' цвета 'мокрый асфальт'". Сбой фокала. Эл сидит в машине и не видит себя со стороны, поэтому напоминать ему самому об асфальте его машина не может.
"...что же больше его привлекает в женщинах - задница или мозги. И неоднократно приходил к выводу, что одно без другого одинаково пресно, хотя встречают всё ж 'по одёжке'. Инна же показалась ему тем уникальным созданием, что способно не наскучить до самого утра. Эл не ошибся: кроме внешности Инна обладала совершенно замечательными способностями".Здесь мысль скачет три раза. Сначала я хочу узнать, что же больше привлекает Эла, задница или мозги. Затем он делится с нами открытием, что должно быть и то, и то, хотя встречают "по одежке". Эй, Эл, а "по одежке" к чему относится? К "заднице" (фигуре) или к мозгам (в данном контексте читается как умение одеваться и подавать себя независимо от наличия природной красоты)? Но к концу абзаца мы узнаем, что главным для Эла являются определенные умения, которые напрямую ни с задницей, ни с мозгами не связаны. То есть мы узнали, что же все-аки у него в приоритете, но в постановке задачи были другие факторы.
Ежи и джинири
Я слабо разбираюсь в исходном материале, поэтому в рамках конкурса могу посмотреть на это рассказ только отвлеченно. Вижу историю, как в Ежи вселился джин женского пола, причем джин своенравный и капризный, самоуверенный и просчитавшийся: его носитель оказался другой религии. Повторюсь, к сожалению, не могу докопаться до нижних слоев смысла, мне доступен только один конфликт: джинири хочет распоряжаться, но у Ежи хватает своей твердости плюс на его стороне металл, кофе и неверие. И все же, довольствуется ли джинири ролью только переводчика и случайного помощника или они добиваются всего вместе? Или вопреки?
Плюсы: легкость, компактность, форма.
Особенности: подача информации через диалоги без авторских ремарок.
И гроша ломаного
Рассказ выращен из поговорки, которую облачили в историю с проступком и осознанием.
Особенность: построение на диалогах без ремарок (в нынешнем конкурсе это не редкость).
Стилистически сух и без изысков.
Плюсы: нет затянутости, хороший баланс.
Погрешности: можно пройтись напильником, остались излишества типа "сжал её своей рукой" (а чьей еще рукой он мог сжать?), "приземлил осевшего Костю на стул" и пр.
КРУГОМ ВОДА
Неожиданный финал, но раз дано объяснение, то буду считать его правдоподобным. Вода из-под крана, дождевая и даже речная - это вам не буйство океана, там стихия уже иначе общается.
Особенности: главный герой остается замкнут, не доверяет ни семье, ни друзьям. Свою тайну хранит, объясняя даже не осторожностью, а какими-то параноидальными опасениями, но это не противоречит его характеру. правильный, стремящийся к аккуратности, не гоняющийся за звездами, не особо-то и любопытный, нежадный.
Придирки: в рассказе в изобилии превосходные степени, нет ничего умеренного, все в крайностях. "...без памяти влюбилась самая красивая девушка школы (по мнению Сергея)" (прямо вот без памяти и именно самая красивая, причем оговорка, что это только мнение Сергея, не спасает), "совершенно нечего делать" (нечего делать - бывает, и в прямом смысле, и в переносном, но чтобы вот так уж "совершенно"?), "рассказывал гостю о всевозможных приборах" (могу поспорить, что не всевозможные, хоть каких-то, да не хватает всегда, а если даже сотрудники метеостанции думают, что у них есть все приборы, наверняка где-то на производство поставлены уже им неизвестные. "...жили в мире и согласии" - так говорят о живых реальных людях?
Множество диковинных рецептов
таблицы с множеством чисел
Вариантов использования способностей Сергей перебрал множество
распалась на множество брызг.
Всего перебор, получается. Там ниже идет "довольно большая волна", я еще удивляюсь, как это она не сразу "самая огромная".
И еще резануло:
"Витя клятву держал крепко, и Сергей уже начал забывать эту неприятную историю".
Это про общение с любимым обожаемым единственным сынулькой. Карапуз спрашивает папу о волшебстве или фокусе, а папа воспринимает разговор как неприятную историю. О да, конечно, шпион был на грани провала и еле-еле сохранил свою тайну... Но что видел читатель? Кухня, чаек, сахар, сынишка... Где в этой картинке хоть что-то неприятное?
А из совсем уж личного восприятия: нет, на меня сантехник с первых строк не произвел ощущения аккуратиста. Был бы таким чистюлей, носил бы сменку (нет, она не занимает много места, хороший трос упаковать с собой сложнее) или бахилы. А то тапочками его обеспечить надо... Может быть, у хозяйки нет гостевых мужских тапочек и он ставит ее в неловкое положение? Шнурки он развязывает-завязывает... сколько раз в день? Сколько времени на это тратит? Нет, никак не опрятный аккуратист )) Обычный зануда со своими ритуалами. Причем ни кепка, ни шнурки никак не связаны с его способностями править водой.
Лекарство
Изящный стиль, отличная атмосфера, живые люди, естественный антураж.
Бойкое слово (столь же упругое и жилистое, как первый увиденный Мироновым хвост), яркие картинки, доходчивые ёмкие реплики.
Композиционно тоже хорошо, но... У меня все равно сохранилась доля недоверия. Один хвост - диво дивное, можно в цирке показывать. Но два и более уже обесценивают идею, где столько цирков найти и где этим циркам гастролировать, чтобы зрителю не приелось?
Вопрос: а почему Иван Захарович точно не помнил, что хвост от кобеля? Определил это по строению но не вспомнил, где его брал. Это же он пришил, и операций у него таких не сотня и не десятки. Собака же вполне конкретная была, а если выжила после издевательства, то и сейчас где-то рядом бегает. Руки золотые, а память подводит? Хотя, если это от местной воды хвосты растут, то пострадавшей собаки и нет.
Ликвидамбар
Обстановка - восхитительна. Состояние нарастающего безумия, паника, запахи, жужжание эскалатора - тяжелый осел в руках, все живо, четко и ярко. Картинки, звуки и запахи - красота.
Слова летают, скачут, порхают, играют.
Некоторые реплики - жемчужины.
К примеру:
- Третий этаж, магазин сразу слева от эскалатора, через два от первого. Купишь деревянную лошадку-качалку. Только не лошадку, а ослика. И не деревянного, а плюшевого.
Придирка: мне не хватило морали. Не вижу я ни арки героя, ни перелома в отношениях с близкими (или подчиненными). Но как эпизод из жизни, некое происшествие принимаю.
И пара вопросов по игре образами. Это не придирка, это размышления на тему, зачем рассказу повторы именно в таком виде (это не рефрен и не развитие, я не разгадала технологическую необходимость).
---
стадо живых ослов на эти деньги купи
Да и весит почти как живой осёл.
эта чёртова качалка весит как живой осёл, да и стоит не меньше
---
Я бы поняла сочетание любых двух из них. Про стадо ослов - персонаж на грани отчаяния.
Про "как живой осел" (и цена, и вес) - в начале, первые стоны на эту тему, и в конце, когда реальность немного иная, осел стоит не семь, а три, да и безумия никакого нет. Дважды - рефрен и нарастающая (или убывающая, если бы был только психоз про стадо и мирное замечание в финале), трижды - уже навязчиво.
И второе
---
подхватил животное под мягкое брюхо
Он подхватил животину за мягкое пузо
---
А зачем это сообщение дважды? Тем более что в первый раз он его все-таки в итоге злобно ломает. То есть мягкое брюхо его не умиляет ни капельки, и комфорта не приносит, не умиротворяет и не успокаивает, к чему про его мягкость?
И почему я зацепилась, оно же и не такое мягкое у него, наверное. Осел должен выдерживать ребенка, конструкция у него крепкая. Хребет-то взрослый герой ему переломить может, но весь остальной осел тоже не бесформенная игрушка.
Незваный гость
Милая уютная домовая классика )
Все очаровательно, кроме главной героини. Как я ни старалась, не смогла к ней привязаться. Возможно, потому что с подчиненными она разговаривала штампами (здорово меня это резануло, остальной текст мягкий, тягучий, мелодичный, а тут вдруг унылый канцелярит с замшелыми формулировками, прямо сметающий сказочное облачко. Спасает ее общение с подругой, оно настоящее. Да и парню-соседу она такой понравилась, ладно уж, не мое дело.
Неосторожным в пути
А почему Марта тоже называет молодого человека "хлыщ"? Это же терминология бабы Насти.
Короткая дорожная сцена, единство времени и места происходящего (хотя нет, они до Владивостока почти доехали).
Стиль изложения ритмичный, стихотворные строки, которыми прошит рассказ, слышны под стук колес. Ощущение тревоги не покидает, а эфемерным и призрачным кажется не столько Марта, сколько тонкий одухотворенный молодой человек. Специалист по антикварному оружию, скажете тоже... как в него поверить? ))
Нулевой пациент
Понравилось: сюжет удерживает внимание, последовательный и логичный.
Особенность: подмечены различные тонкости и мелочи, описания детальные, картинка мира яркая, персонажи с характерами.
И тем обиднее обилие штампов, которые почему-то в это живое кино вписаны.
не удостаивал бедную девушку вниманием
алкаш, в надежде на халявную выпивку, опознал
сто лет не угощала мужиков своей стряпнёй
Текст резкий, фразы короткие, много чисто глагольных предложений, вполне можно было обойтись без скучных типичных добавок.
Пометки:
"Правда, она, подражая известным моделям, сидела на диетах и сделалась довольно тоща".
Откуда он знает, что медсестра сделалась тоща, сидя на диетах? Он с ней вроде не знаком. Может быть, она такая от природы? Может быть, болела?
"Худых он не любил, считая их злыми и дотошными". У Щербины и Жоржика совпадают вкусы? Или здесь иной смысл?
Осинка
Главный герой молодец, умеет отчаянно бороться, не сдается и ищет выход. Я за него переживала.
Композиционно рассказ делится на два ярких куска: описание жизни главного героя в зоопарке и борьба с Гавиалом.
Между ними краткая история до и немного описания мира, эти места кажутся слабее. Возможно, потому что короче (но для ознакомительных вставок они слишком подробны), возможно, потому что главные элементы перевешивают.
Драка отличная, редко подобное можно встретить. Необычное применение предметов, учет особенностей инопланетного организма, эмоции. Не просто треснул-бахнул-наподдал.
А взгляд из клетки всегда интересен, особенно, если нам привели необычные обстоятельства и поместили зоопарк в неожиданную среду.
Письмо княгини
Все отлично, автору спасибо.
Изумительный баланс композиции, все части на своих местах. Классический сюжет с дарами неведомых сил и с инструкцией "не пытайся открыть", борьба с соблазном и логичное поведение персонажей, все хорошо.
Стиль выдержан.
Пятьдесят ничтожных причин убить ту, под зонтиком
Необычная история, таинственная и со своеобразным фантэлементом: ключевым предметом является зонтик.
Особенность: много диалогов, состоящих из коротких реплик. Мне кажется, если бы мы получали больше информации именно через фокального персонажа (его мысли, поступки и действия), это было бы еще загадочнее. Собеседник слишком быстро все открывает. Пусть и не сразу, но он здорово облегчает главному герою задачу.
С Новым годом
Хорошая сказка.
Хорошие люди. Это большая редкость, произведение без негодяев и даже без слабохарактерных личностей.
Милая девочка.
Настоящий хозяин леса.
Атмосфера передана в деталях. И лес густой, и дом теплый и светлый.
Елку жалко.
Пометка
"А разве не должны здесь жить забавные зайчики, белочки, птички? Прыгать по ветвям, гоняться друг за дружкой, озорничать, разливаться весёлыми трелями?"
Нет, зайчики по ветвям прыгать не должны, а читается именно так.
Серебряные крылья Стерха
Мне показалось, это одна история из цикла с определенным персонажем? Или Элемент мира для романа или сериала?
Конкурсные рассказы читаю без информации об авторстве, раздел посмотреть не могу, поэтому и спрашиваю. Не может же такой интересный товарищ быть создан ради одного рассказа?
Понравилось все. Стиль очарователен, детективная линия увязана.
Сумасшедшие
Это произведение немного не легло мне по темпоритму, я все время сбивалась. Возможно, не смогла настроиться, или дело в постоянной скорости смены кадров.
Понравилось: энергия героинь, азарт и стремление.
Пометка:
Неужто питается нашими эмоциями - на десерт, в смысле?
Не очень поняла оговорку про десерт. Питание эмоциями - нормальное предположение. Оставить женские эмоции на десерт - я бы тоже сообразила, почему. Но у него чьих-либо других нет, почему же эти на десерт-то?
Химера
Ох, как тревожно читается. Суровый мир, все жестко, радостей мало.
И тем дороже теплота и, как ни странно, уют, проявляющиеся в отдельных сценах.
Здорово.
Человек, который научился читать
Вспомнился Тарзан, который научился читать по картинкам из детских книжек.
Добрая старая НФ с социальным конфликтом.
Спасибо за светлый финал и за веру в мальчишескую дружбу!
Придирки: текст можно вычитывать и чистить. Дело даже не в мелких ошибках, а в желательности прочесывания. Есть лишние слова и куски предложений, как бы ни казались они уместными, сбивают с ритма или не несут необходимой информации. Примеры приводить не буду, но сделать его лучше - можно. Только настроиться не жалеть написанное.
Я нарисую тебе счастье
"...самое главное, убедился, что живой человек перед ним как две капли воды похож на фотографию больного Малевича". В этот момент все пошли гуглить фотографии Малевича?
Интересная история, приятный стиль, живые образы. Сам главный герой подан не плоско и не шаблонно, представлен с теплотой и симпатией.
По восприятию... мне было жаль попаданца в обратную сторону, до лагерей я надеялась, что он все-таки сумеет вернуться.