Felicata : другие произведения.

Финал "Нереальной новеллы"

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:


   Традиционно делюсь мнением о прочитанных финалистах.
   В прошлом году опоздала, к сожалению, в этом пытаюсь исправиться.
   Интересная тема, интересные решения. Спасибо всем авторам, с вашими рассказами я с удовольствием провела время.
   Хочу отметить особенность, которую наблюдала в большинстве произведений подборки. Авторы не боятся ставить героев перед выбором (одно время на конкурсах это стало немодным, нравственные муки персонажа считались чуть ли ни чем-то неприличным, пусть и негласно, пусть и не у всех, но мне решения этой задачи часто не хватало), перед выбором сложным, невозможным, бесчеловечным и жестоким. Я нарисовала много высоких оценок и за саму постановку, и даже за найденный выход, иногда даже только за попытку. Мне очень важно, чтобы герой хотя бы пытался остаться в рамках, сохранить и свое лицо, и душу, и я очень расстраиваюсь, когда авторы, замахнувшись на ого-го какую проблему, внезапно сливают финал под предлогом, что выхода нет.
  
   Маленькие пометки по текстам.
  
   Очень хотелось выпить
   Понравились: картинки-образ-пейзажи. Запах теплотрасс и подвалов, испарения от труб, смена изображения. Удивительной красоты финал. По мне так и одной собаки было бы достаточно для построения мостика, а дети - уже прям запретный прием, да еще двое, не перебор ли? Но вот и объяснение: даже не сами дети помогут спасти душу, а дети, внуки и следующие потомки детей. По-моему, это красиво.
   Придирки
   1. Много прилагательных в описаниях. Все подходящие, но я бы предложила от части из них отказаться.
   "...шустрые ребятки спортивного вида и поснимали, несмотря на слабые протесты местной общественности, все до единого чугунные крышки от люков..."
   2. Все про тот же финал... Если дети гнусному дядьке-хозяину родные, может им, с такой генетикой, того... Лучше бы и не размножаться?
   3. Леха -- человек без лица, возраста и каких-либо примет образования и профессии. При этом у него ясный детский взгляд на мир с непосредственной реакцией. Он таким солнечным и задуман? Если да, то его островок и так бы не потонул, нет за ним недобрых дел, кроме саморазрушительной глупости.
  
  
  
   Обманутые страхи
   Один из признаков рассказов "Нереальной новеллы": жизнь бывает настолько интересна, что в фантэлементе не нуждается. Люблю произведения, в которых происходящее можно толковать двояко. Вроде бы есть объяснение мистическое (закольцовка), но и обычные события тоже могут в подобный крендель завернуться.
   Композиция гармоничная, реперные точки (рисунок в школе, спасение всего лишь одной вещи, "студент", возвращение Лизы-Лиды) расставлены в нужных местах.
   Не очень поняла, зачем так нарочито упрощен текст? Герой не глуп, герой наблюдателен, имеет неплохую профессию, рос в любви и заботе со стороны близких, зачем он пытается показаться примитивным?
   И да, в страхах я обманулась вместе с героем. Это и хорошо: поверила, значит. И не очень хорошо: читателю не удалось заранее, хотя бы на последней четверти, догадаться, к чему все ведет.
  
   Придирка
   ? "Окончательно я преодолел свои страхи, когда у нас с Лизой родился сын и стал интенсивно расти. Пожалуй, то, что случилось со мной, сродни возрождению. Ну, или исполнению жизненной программы." Перебор однокоренных.
  
  
  
   Нужник
   Очень понравился рассказ по стилю. Приятно сложены слова, читала с удовольствием.
   "...в последние годы проходят по одному и тому же сценарию: они спокойно лежат в парадном костюме между венками и букетами, а он стоит в толпе молодёжи, весь в чёрном и с печальным лицом". Красиво.
   Нуж-Ник - Пут-Ник понравилось.
   Отсылка к Вычислителю хороша.
   Кот, ворона и фотографии с экстремальных удовольствий -- отличные подсказки к связям с новым миром и путешествиями.
  
   Вопросы:
  
   "Один раз даже пришлось отступить от главного принципа - ничего не делать самому. Залетела секретарша достаточно высокого партийного чина". Женился, семье даже помогал. Но ведь был и другой "раз" по тому же принципу, женитьба на Лиззи. Так почему только "один", если потом мы рассматриваем такой же момент, но уже ключевой?
   И почему о том, что он доктор математических наук сказано так поздно и без обмолвок, как именно дар ему помог защитить диссертации? Я понимаю, эта степень ему не так уж важна, но по первой половине рассказа кажется, что после окончания института и распределении в НИИ дальше он особо не рос (только в деньгах и удовольствиях приобретал).
  
   Пометки
  
   "Зачастую клиенты расплачивались с ним 'борзыми щенками' - кто чем мог". Только что щенок-взятка в прямом смысле был, теперь здесь в устоявшейся цитате.
  
   "Так что за долгую жизнь и на горных лыжах несколько сезонов в Альпах откатался, и бальными танцами занимался, и в карате ногами дрыгал - надо бы старые фотки с соревнований найти и на компьютер закачать. И Линди-хоп отплясывал - когда уже за полтинник перевалило, старый дурак. Так, что ещё? С парашютом прыгал, на параплане летал, на сафари пару раз был - в Кении и в Танзании. Верховая езда - даже своя кобыла была, на Центральном ипподроме целых два года держал, фехтование... И ещё много всякого разного. Понемногу, по верхам". Нехороший повтор, с разным смыслом. И еще личное: своя кобыла на ипподроме уже адреналиновый всплеск не такой дает. Это уже регулярно, уже на уровне серьезных тренировок и под присмотром - бытовуха, а не экстрим :)
  
   "...влез пятой спицей в колеснице". Здесь специальное объединение пятого колеса, палки в колеса и еще чего-то, чего я разгадать не могу, или случайное?
  
  
   Ледниковый период
   Очень понравился мир, выписанный до каждого звука, ощущаемый по всем органам чувств, заполненный интересными персонажами. Ритмичный стиль изложения, мягкая смена картинок, баланс между текстом и диалогами.
   Придраться могу к композиции, вместо горки здесь равнина-равнина, пик (визит к Лере), а потом снова равнина с мягким подъемом к финалу, причем уклон почти не ощущается. Это приятно по эмоциям, надежда на спасение брата не исчезает, даже растет, но все-таки не совсем правильно.
   И еще отмечу скачки в обозначениях персонажей (сначала у нас только Жуков и Марков, вдруг режет слух имя-отчество, то у нас Лапина, то вдруг мы узнаем, что ГГ думает об Оле), иногда мне кажется, что лишнюю информацию лучше вовсе не вводить. Ну очерствело измученное тревогой за брата, замерзло сердце ГГ, ну и звал бы он свою даму Лапиной, в крайнем случае, с потеплением финала перешел бы на Олю (или только в звонке ей, как это в рассказе и происходит).
  
  
   Пыль земная
   Рассказ силен атмосферой: жара, лето, сухость до хруста, тревожность.
   Придирка: перелом в герое не очевиден. Он принимает то решение, которое мы от него ждали, но я, например, в глубине души слабо верила а смену жизненного кредо. Если бы он изменился после радения летающей берегини, тогда да, я бы поняла, что ему долбануло, а теперь, спустя время, после стольких натворенных бед...
   Стиль понравился. Хочется читать вслух: ритмично, образно, дремать и слушать...
  
  
   Столбик из солнца
   Я хочу видеть мультфильм по этому сценарию. Классический десятиминутный. Под светлую с грустинкой музыку, с рваной сменой сцен и хорошим чтецом "за автора".
   Визуальный ряд отличный, НФ прямо чистая-чистая.
   Придирка: текст простоват, потому я и говорю, что ему нужен чтец., уже отрепетировавший интонации. Особенно сильно я спотыкалась на перечислениях через запятую.
   "Лучшими друзьями Седова до сих пор оставались веганская змея, огромный жабоподобный шахси, серк с Дизерты и, конечно, Квантик - представитель непостижимой для человечества расы энергонов, корпускул, частица-энергия, существующая и несуществующая в реальном времени и пространстве, но способная общаться при помощи мыслеречи'. У меня дыхания прочитать хватило со второй попытки.
  
   Кристаллики
   А ведь я природу Яси не разгадала" пока мне об этом прямо не сказали. Подсказки были, но я их трактовала неправильно. К примеру, "что сейчас не самые лучшие времена, нам твою ипотеку в первую очередь надо оплачивать", я подумала, что супруге героя нужна отдельная квартира, что муж помогает быстрее рассчитаться (или у нее по каким-то своим причинам денег нет), а тут вот оно что... Здорово.
   Интересный рассказ, читала с любопытством, но накопившиеся к финалу вопросы так и остались в загадках. И "Папа", и необходимость избавления от настоящих женщин, и логика начисления зарплаты (избавились от ГГ - хорошо, а почему его тупые недалекие коллеги типа Паши получают все больше и больше?), и многое другое. Развязка тоже не порадовала: драка, ок, чуть-чуть отобранного бабла, и..? Куда двигаться дальше, после покупки кристалликов Ясе? Если Славик не видит свой путь, то почему бы ни приоткрыть картинку для читателя?
  
  
   Нэсэ Галя воду
  
   "Раньше буйный был, теперь тихий такой стал, забитый..."
   М-м-м... не то слово тут... Заколотый? залеченный?
   Зачем герою говорящая фамилия, выдающая секрет по логике "убийца - садовник"?
   А еще знаете, что меня теперь мучает? Происхождение мамы Вани, Надежды Николаевны. Если отец Вани - Пигмалионов, может, и Надя была в свое время статуей? Потому и слова путает, трудно ей язык усваивать...
   А почему барвинок через "о"? Он в обоих языках через "а". "Трио Маринич". Маренич же. Песня. Что с транскрипцией? Текст должен быть либо на языке оригинала, либо с передачей звуков оригинала буквами языка рассказа, сохраняя по возможности разделение на слова и пунктуацию. Здесь второй вариант, но сам себе же противоречащий по правилам (разное написание -ться и -тся, отличающееся и от первого, и от второго, и между собой, и т. д.). Объяснение вижу одно песня в голове персонажа (-жей), а у них что сохранилось, то и есть, но это слабое оправдание. Лучше все-таки оформлять такие вещи аккуратно, тем более что это украшение рассказа.
   "Плод шевелился. Безголовая статуя помогала Иванко правильно уложить "ребенка" в своей "утробе"". Чего его там правильно укладывать в двенадцать-пятнадцать недель, он плавает и крутится, места навалом, кругом жидкость, положили и все.
   Из придирок: на какую именно эмоцию поставлено в самой жаркой сцене рассказа? Вроде бы мы прониклись жалостью к Ване, потихоньку восхищаемся его упорством и целеустремленностью, надеемся, что его сил хватит на сотворение чуда. Я читаю историю любви и борьбы за жизнь. И какая необычная подача: мы наблюдаем процесс создания статуи глазами Эллы, и ее же глазами видим оживление Гали. Пока все отлично, но вот неожиданно упор переносится на "разнузданный, самый жаркий секс, который она видела в своей жизни", и я не знаю, как реагировать.
Зачем-то начинаю думать, что подразумевается под "видела" - Элла смотрит порнушку? Элла подглядывает за соседями (родителями, старшей сестрой, пациентами)? Или испытывала сама? Кто она, юная неиспорченная девушка или опытная женщина? Внимание уводится от Ивана, до него уже нет никакого дела, фамилия и подсказки по тексту уже рассказали нам, чем закончится история его и Гали, мне теперь интересно про Эллу! Как на нее повлияли события, прошедшие в рассказе? Стала она лучше, человечнее, заботливее? Поверила в сказку сама? Пошла искать столь же горячую любовь?
  
   Воспоминание о будущем
   Все понравилось. Законченное произведение, с красивым стилем, множеством словесных перевертышей. Тема решена прямо, но изящно. Ритмичность потрясающая.
   Придраться к чему-то надо... Проценты для этом тексте лучше словами, а не цифрами и знаком.
   И тут: "Тэсс из рода д'Эрбервиллей, госпожа Бовари, бледные, немощные, лепечущие несуразное шекспировы короли". Ложная рифма таится, не?
  
  
   Решение Задачи Века
   "Эльмана выбила изобретательность, с которой эта особа втирается к нему в мозги, льёт елей и курит фимиам самолюбию учёного". А еще говорит, что не поэт А у самого метафора на метафоре.
   Красивая теория, красивая девушка. Если бы мои задачи материализовались, они бы были зубастыми колючими зверьками с когтистыми лапками, но математика - наука чистая и высокая
   В концовке мне видится двусмысленность, вспышку и озарения можно трактовать и как открытие новых миров, и как смерть героя, так или нет? Я-то оптимист, увидела только четкие ответы на причины отказа ученого от денег и бытовых удобств, а может, тут еще что-то произошло?
  
   Тульпамансер
   Как рассказ - понравился. Как чтение для души - не очень. Черная безысходность для героя, все катилось-катилось и докатилось... Попытки спастись ни к чему не привели, красивая смерть в желанном теле (или это Надин завладела его телом, добившись своего?) - и я не верю, что это просто удар и начало нового существования. Хотя... ну я же говорю, как рассказ - понравился. Как минимум все это было обставлено мебелью, окружено красивой атмосферой и одето в модную одежду. Кофе еще вкусно пахнет в рассказе. А вот еды нет, герой питается мечтами и метаниями.
  
   Ироды нашего века
   Некоторые рассказы я подсовываю родным почитать, некоторые пересказываю вкратце в качестве байки. С этим поступала и так, и так, сюжет понравился.
   Жестко и грустно, очень страшно, но с точки зрения построения, по-моему, все безукоризненно.
   Больные дети (или "Бракованные" - неблагодарная тема, браться за нее можно только очень бережно и при наличии уверенности в своих силах. Легко свалиться в пошлятину и к одноногим мальчикам, а вот как подать материал, чтобы и эмоциональную броню пробить, и доверие вызвать, и в слезах-соплях не утопить?
   Один из вариантов - этот рассказ. Легкие диалоги с емкими репликами и подходящим персонажам лексиконом, умеренное применение медицинских терминов, красивые картинки, ритмичность повествования, единство времени и места происходящего.
   Ну и это... я оптимист, верю, что при лечении дар не потеряется. Все будет хорошо.
  
  
   Город
   Красиво, жарко, неторопливо, мечтательно и без трагических цветов. Сон, мечта, пересечение миров, борьба, любопытство и единственное материальное доказательство реальности происходящего - пластмассовое ведерко. Единственное, что не разделяю идеологически - идею о привлекательности смерти в воде. Это ж бэ-э-э какая гадость, что по факту что по внешним наблюдениям за тело утопленника.
   "- Что... Да. Да, - глупо повторила я. - Так это случиться завтра?" обидная опечатка
  
  
   Люблю коричневую пыль
   В этом рассказе мне понравились переходы сознания героини: сны, воспоминания, постепенное обретение памяти, вспышка озарения в финале. Все компактно, нет затянутости, нет перекосов, кусочки описания приключений на Моросе и Земле различаются, обрывочность добавляет реальности, героиня остается сама собой, в финале достаточно света, но нет ни розовых соплей, ни напрасной радости, Лена оценивает шансы вполне по-взрослому.
   Чего не хватило: ждала связь между бабулями там и тут, не нашла. Ждала отсылку от сестры к брату или наоборот, но нет, и тут нет ниточек. Брат погиб, спасая "бабочку" и сохраняя надежду на перерождение, сестра узнала Лену в новом облике. Оба ее любят, это подтверждается и словами, и поступками, обе последние сцены с ними трогательные и красивые (авторы, пожалуйста, не обижайтесь на это слово, я им не ругаюсь, применяю по прямому назначению), но для общего баланса нужна еще какая-нибудь зацепка. Почему, например, хранитель девочки на Земле - не родитель, а сестра?
   - Что... Да. Да, - глупо повторила я. - Так это случиться завтра?
  
   "докторишко" - кошмар и сущее зло, б-р-р, вызывает подозрение, далее оправдывает его, в общем, хороший, правильный рассказ,
  
   Легкая рука
   Очень понравилось. По максимуму оценила бы все: композицию (изящно), стилизацию (речь, описания, предметы, даже глаголы - как все легко звучит, как хорошо выстроено, как приятно читать), слабо намеченную двусмысленность финала (все-таки есть связь со звездой и Спасителем или это домыслы возницы и нейтральные светские реплики попутчиков, растравленные совестью Корнеева?). И главное, то самое нравственное распутье, которое стоит перед хирургом, тяжелое со всех точек зрения, и выбор, сделанный им по всем его принципам, правильный, взвешенный, и, если нереальная версия рассказа - правда, то чудовищно ошибочный!
   Отдельный плюс за слово "идиот", употребленное в прямом смысле (медицинский термин): "...он тут же возражал себе, что не будут же идиотки писать кляузы". Здесь все серьезно, без намеков на шутку, а игра слов все равно есть.
   И еще огромный плюс за истинный голод, который мучает главного героя. Ест Корнеев не киношно, не театрально, а как человек, испытывающий постоянный недостаток пищи.
  
  
  
   Сияй мне
   Сложно воспринимать рассказ было, конструкция все время распадалась. Чьи желания, вера и волшебство должны перевешивать по законам описанного мира, я не очень поняла.
   Поэтому больше оцениваю человеческие отношения между персонажами. Главный герой, его дочь, умершая за кадром мама дочери, коллега героя. С ними все понятно, проблемы вечные, решение их или отступление от антуража и фантастических допущений не зависят. "А то, что я считал главным для единственного человека в своей жизни - для него самого вовсе не главное" - для меня рассказ вьется вокруг этой ниточки.
  
  
   Дороги, которые нас выбирают
   В лучших традициях Великого Гусляра. Классическая задача со всеми классическими же данными в условиях. Нечто, видимое одним и невидимое другим, типичные соседи с предсказуемой реакцией, привязка к действительности (сигареты, киоск и журналы, купленные "туристом"), волшебное приглашение, выбор, соблазн, метания...
   Здесь у меня надежды на чудеса не осталось: шаг в пустоту с высоты, слова "не жилец" даже последнего оптимиста разочаруют. И очкарик на больничном (что там с ним после автокатастрофы произошло такое страшное, что он уже особо за жизнь не хватается?), первый ухватившийся за шанс, ну да, конечно, пример для подражания.
  
  
   Утилизация киборга
   Этому рассказу я поставила высший балл, потому что Леонид - наверное, один из лучших типажей героев, попадающих в мое сердце. Кем бы он ни был, я бы его полюбила. Это ж надо быть таким незлобивым душкой, таким нежадным созданием! Все раздал и ни о чем не жалеет.
   Стиль прекрасный, все настоящее: предметы в пыльной комнатке, скрип, реплики, объяснения. Ничего лишнего, диалоги короткие и по существу.
   Какие же все гады вокруг...
  
   Придирка: пунктуация... ой-ой.
  
   Это же дорога
   Скорее, зарисовка, чем рассказ. И тема не столько заявленная конкурсная, сколько раскрывающая название рассказа. С названием полная гармония, оно и задает тон, и дает всему объяснение.
   Живые персонажи, реальные машины. Мистический образ дороги тревожит душу, воспринимается естественно.
   Со смертью Петра расстроили, конечно, я все-таки на иной выкрутас судьбы надеялась.
  
  
   -------
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"