Большое спасибо участникам. Как всегда, чтение финала доставило удовольствие. Разные ситуации, разные взгляды. Отдельно тест на "русскую душу" не проводила, без нее этих рассказов просто не было бы. Хотя у некоторых персонажей менталитет совершенно иной.
Понравилось: характеры (причем нехорошие люди получились у авторов ярче прописанными), атмосфера (почти во всех рассказах хорошо передана, для погружения не требуется усилий).
Из придирок: снова мне не хватило морали, снова не хватило пересмотра героями взглядов на жизнь. И борьбы маловато, но это уже личное, люблю я, чтобы боролись и искали, и чтобы не сдавались до конца.
Солёный Предел
Интересно читать. Композиция сбалансирована. Сюжет с действиями. Герой с характером. Детектив с выдерживанием правил единства времени и места действия, с ограниченным числом подозреваемых.
Пометки по стилю: много глаголов. Повторы ("железные ведра" дважды рядом, железный стол).
Отдельный плюс: есть все детали вроде цвета, звука, запаха и тактильных ощущений. И, о редкость, учтена ростовая линейка героев. Проныра - маленький. Картинки, показанные его глазами, даны с учетом взгляда снизу (причем это не выпячивается и не нарочито), а картинки со стороны - уже подчеркивают ("гаденыш" - маленький, "Новая одежда была слегка великовата...", тут, правда, есть излишек, надо либо "слегка велика", либо "Великовата", но все равно, спасибо за этот штрих).
Синее платье
Понравилась мистическая часть.
С человеческой похуже.
Главная героиня вроде бы обычный колючий подросток, но для небогатой сироты излишне самоуверенная, а для человека, умеющего за себя постоять (предположим, что она уже закалена трудностями, все-таки жизнь у нее не простая и не легкая, даже если отец до недавнего времени был жив) слишком наивная. Я ее не почувствовала. Картинку вокруг нее вижу ее глазами, ее мысли слышу, ее пояснения принятым решениям читаю, но саму Настю никак не могу понять.
Немного путалась по отношениям в семье. Дед - близкий родственник, но о его существовании она всерьез призадумалась только сейчас?
"- Иди в здание, - крикнула вслед проводница, - там дежурный есть, у него спроси, как дальше ехать!" выше сказано, что поезд шел несколько дней. Невероятно тактичная, нелюбопытная или пофигистично настроенная проводница ни разу не поинтересовалась, куда и как едет одинокая несчастная девочка с минимумом вещей? Судя по этой фразе, нет, ее только сейчас осенило бросить в спину полезный совет. Поезд - не вижу, нет картинки. Далее хрипловатый голос, "мужик какой-то", снова грубость Насти - и ничего.
У меня проваливаются некоторые сцены, вроде это и естественные слова местного жителя, но они висят в воздухе, появляются из ниоткуда, персонаж тут же исчезает. Зачем он был введен, что показана нам эта сцена? В историю с канализацией тоже не очень верю
Но когда речь заходит о синем платье, то все прекрасно. И таинственность, и загадка, и нормальные люди с искренними чувствами.
Пометка: "Вырванный кусок ткани зиял черным провалом на подоле платья". Зиял провал, зияло место, откуда был вырван кусок, но не сам он.
Вода и медные трубы
Хороший. Светлый, хоть и через грустинку (встреча Таси с отцом, слабое сердце Александра Сергеевича и пр.).
Из придирок: трудно разобраться в ребятах, кто есть кто (Тася, Стас, Ксюха и Вовчик говорят почти без ремарок, их речь одинакова, а в аргументах приводятся слова собеседника).
Затмение Пятой Сферы
Здесь очень понравилась реализация композиции: нарезка с прокручиванием временных интервалов. Нет ощущения дерганности или прерывистости, каждый отрывок самостоятельный и законченный, сшивка естественная.
Особенности стиля: не всегда легко воспринимать описания.
"Молодой наследник русского царя - через неделю ему должно было исполниться двадцать три года - сидел в раскачивающейся повозке, улыбаясь из-под аккуратных усов с чуть закрученными вверх кончиками, и поднимая темные брови над смеющимися серо-голубыми глазами".
Все время приходится перескакивать. Улыбка под усами, а кончики усов над улыбкой, брови вообще над глазами, я читаю и ношусь по этому бескрайнему лицу в поисках ориентиров и расставляю указанные детали.
Найденыш
Органов опеки на представленную ситуацию не хватает...
Диалоги бы пошлифовать, от повторов почистить.
Антон пожал плечами и посмотрел на малыша.
... участковый закурил и внимательно посмотрел на Антона.
Антон посмотрел на вход в подъезд. Оттуда вышел малыш, посмотрел на Антона...
Это на маленьком кусочке текста.
Кот Василий отличный, понравился.
"Люк, я твой отец". С Люком специальная игра слов?
Минус для меня: объяснялка в конце. О том, что именно произошло, все-таки хотелось бы узнать из сюжета, из перекрестных намеков, из отдельных реплик персонажей, а не лекцией под завязку.
Башкатов и мутанты
Мило, очень мило (это было записано после первого прочтения).
Пометки.
"Бабушка Аксинья, рассказывала, что в её дом влетела большая, похожая на ворону птица, только серая". Вороны серые и есть, почему противопоставление?
"Собаки сидели и смотрели на гостя. Крутой лоб директора наполовину скрывала вязаная шапчонка. Глаза смотрели с незамутненной ясностью". Здесь нет ошибок. Передаю свое читатель свое восприятие. Крутой лоб директора дал мне намек на связь с Лобастым. Я все думала, что в этой подсказке что-то кроется. Но нет. Почему-то именно в описании человека проскочила характеристика такого же типа, как у персонажей-собак. Далее про глаза и незамутненную ясность. Что не так с бывшим директором, если незамутненную ясность надо подчеркивать? Он пил или чем-то болен, поэтому его глаза обычно замутненные? Да вроде нет, это его первое появление, мы ничего не знаем, да и дальше о его мутных глазах ни слова. Зачем здесь это предложение? Или речь о глазах собак?
"Среди новобранцев появилась пушистая белявая болонка", "В ночь под рождество ощенилась Болонка", "Белянка встретила его, скуля и жалуясь на собачьем языке". Просто предлагаю обратить внимание. Первое: вся стая среднего размера, а болонка (или собака, на нее похожая) гораздо меньше. Не очень полезно ей приносить щенков от больших для нее собак, ну, ладно еще, сильно ее не мучили, повезло, щенок оказался всего один. Башкатов про себя называет ее "Белянкой", скорее всего. Но здесь рядом в тексте и "Болонка" как кличка, и Белянка, вот вряд ли. Не верю. Скорее болонкой он ее называет по виду, а Белянкой по имени (как Лобастый - пес с лобастой головой). А ниже у нее снова "болонка" в качестве клички.
Шкатулка
Вопросов задано много, ответов маловато. Для себя я пометила рассказ так: про совесть.
Про ее виды, про ее отсутствие, про договор с нею. Но вроде персонажи все неплохие, осуждать некого и не за что.
По сюжету осталось непонятно, куда спешил Прохор Порфирьевич? Почему тоскливый взгляд, почему отказался от чая? Знал или нет?
Орех в подарок
Предыдущий рассказ про совесть, этот про правду. Чьими голосами вещает фундук? Является ли правда добром?
Не совсем только поняла про известность действия "фундуков". Вроде бы они уже не редкость, но почему тогда окружающие люди напрягаются на внезапную правду, будто эффект этот они не знают?
Пометка: "Опрятная старушка, божий одуванчик, размером с гнома, как визитная карточка двора, почти круглосуточно занимала скамейку у входа". И размер у нее маленький, и вся она такая опрятна, почему "занимала"? Звучит так, что скамейка была вечно ею занята. Одноместная, что ли?
Время сеять
Понравились "картинки", процесс описан достаточно образно.
Не понравилось слабость главного героя, который в итоге там ничему не научился, ничего не приобрел. Впрочем, таким он создан, все это неудивительно.
...прихлопывает голос разума в своей голове, как надоедливого прусака, и идет собираться.
...мысли, скачущие врассыпную, точно испуганные тараканы из-под занесенного тапка
Зачем одно и то же? Тем более что рядом в тексте обычный таракан бегает, а товарищи его упоминаются.
Как не умереть вчера
Атмосферный рассказ, читать было жутковато. Под конец свыклась с ситуацией, поняла, что Ирма нашла себе компанию, хотя и непонятно, насколько. Научат ли ее чему-нибудь бабушки? Есть ли у девочки будущее?
Во вставке не нравится все, каждое предложение вынуждает спотыкаться. Если целью была имитация газетного стиля, то в газетах есть редакторы. Неумелого стиля? Но зачем?
...давно забытых рок групп " Наутилус" и " Пикник".
А почему забытых? Когда дело происходит?
...поют по вечерам пионерские песни. "Взвейтесь кострами синие ночи" - пожалуй, самая популярная из них.
Это же гимн, его странно называть "самой популярной песней".
...Небольшие группы "бегуний" ( по семь- девять человек) называются звеньями
А почему так много, звено обычно 5-6?
...Издалека они похожи на стаю журавлей, правда, оперение черное и вместо крыльев - руки. Эффект крыльев достигается за счет широких рукавов платья, пошитых по старинным выкройкам вручную из неизвестного материала.
Зачем "оперение", если персонажи только похожи на журавлей? Почему "черное" в противопоставлении, если черные журавли тоже есть. Зачем "вместо крыльев - руки", если и так понятно, что речь о людях, у которых нет крыльев? Откуда журналисту известно, что выкройки старинные (прямо в мире модельеров нет с интересными идеями), а платья пошиты вручную? Если вся эта информация от самих бегуний, то они и гимн не назвали бы "песней", и материал "неизвестным", а если предположения автора статьи, то лишнее про "старинные" и "вручную".
Дневник из прошлого
Классический вариант: дневник, из него мы узнаем историю, а за пределами текста дневника - кусочек истории его автора.
Неторопливо, с деталями. Тот герой, что в дневнике, свой выбор сделал, решение принял, цели достиг. Герой, читающий дневник, просто наблюдатель, от которого никаких действий не требуется.
Мне не хватило сюжета во внешней истории, событий в пожарной части из настоящего.
Земля сталапоганой
Тяжело, потому что это взгляд изнутри, от лиц, кого конфликт коснулся напрямую. Это все и здесь жутковато воспринималось, в моем классе в упомянутом году были и те, и другие ребята, и ощущение растерянности, что именно происходит, почему они волнуются, почему учителя с трудом подбирают слова, чтобы объяснить...
Наверное, саамы тяжелый для меня рассказ из этого финала, несмотря тепло и на солнечные зайчики.
Пометка: "задумчивые глаза" у овец, пожалуй, все же перебор.
Козлёнок при луне
Настоящая арка героя. Думал, сомневался, ошибался, нашел себе кумира, плутал, вырос, соприкоснулся с прекрасным, возмужал, был оценен окружающими по достоинству и поступил на службу.
Очень боялась, что он утонет в болоте, что олень - ложный идол, соблазн, приманка.
Хорошо, что выбран верный путь )))
Добыча
Так и не поняла, на кого был похож пришелец, на росомаху или гавиала.
Проблемы получения инопланетного допуска в разведение понимаю, голод и соблазн полакомиться рыбкой тоже.
Особенности: говорила в финале, в ходе которой оба собеседника обмениваются именно тем репликами, которые нужны для реализации замысла. С другой стороны, это даже не реплики, а мысли. Возможно, так даже естественнее.
Муж на час
))))) Незатейливая история, в которой оба находят свое счастье.
Не поняла, почему "Конец-Горбунок", не похоже совсем. И сказка другая. Я люблю стимпанк, в нем всегда присутствует логика... Но форма конструкции предполагает другую посадку )))
Рассказ понравился, оценила высоко. Имя Алена Игоревна - отсылка к "Чародеям"?
Пометки
Алена была женщиной деловой во всех отношениях. И работу она себе выбрала подходящую - инжиниринг металлургического оборудования.
Инжиниринг - промежуточный процесс между наукой (теоретическими разработками) и производством. В рассказе речь о ремонте уже готового, нет? Или здесь модернизация? Да нет, чистый ремонт.
Конвертер через "е" пишется, привести бы его в порядок по тексту.
Компания, которой руководила Алена, занималась проведением капитальных ремонтов кислородных конверторов на металлургических заводах.
... в стиле стимпанк, в котором Алена разбиралась несколько хуже, чем в конверторах.
...в кислородно-конверторном цехе, "...непосредственно у подножья многотонного конвертора"
А потом наконец-то:
...работ конвертер будет поставлен на разогрев... Конвертер на разогрев, а не то, что вы, быть может, подумали! - прокричала она в трубку
Алена как раз проводила совещание в кислородно-конверторном цехе, непосредственно у подножья многотонного конвертора.
Прямо в каске, очках и перчатках? Удобно было на телефонный звонок отвечать?
Ну ладно, зря придираюсь. Вряд ли они реально проводили совещание в цеху (по охране труда это невозможно), будем считать, сказка. Или дело в неработающем цехе происходит? Тогда это хоть как-то теоретически возможно, но непонятно зачем (см. технику безопасности). Диагностика проводится не в один мимолетный взгляд приезжего специалиста, о недостатках они все там знают лучше Алены, ну и не дело руководителю лично руками в цехе размахивать. И реплики ее в разговоре с начальником цеха для высшего звена не очень характерны, удивление его может быть вызвано не только смешной ситуацией с обсуждением ремонта "холодильника" по телефону.
"Нужно заменить горловину..." Ой. Она же часть единой конструкции. Заменить можно только съемное днище...
Сказочная жужужуть
И эти двое ушли вперёд, в цифровое будущее, оставив вампиров, зомби и ведьм позади.
Эти двое только что маленьких детей по рукам ударили. А еще бубнили что-то занудное, будто зазомбированы своими задачами-проектами. Но если перегруженных ребят мне было бы жалко, скорее всего, в гимназии не умеют планировать нагрузку и воспитывать настоящих людей, то желающие ударить малышей сразу отталкивают от себя.
Школьники мне понравились гораздо меньше.
Рассказ плавный, солнечный, эмоциональный. Чудесные дети, отличный детский сад, нехорошая (курящая!) Мария Ивановна исчезла, все теперь будет мирно. Ситуация с охмурением Кощея понравилась.
Детские игры тоже сами по себе милые, и, конечно, перебор с черными сказками, правильно, что дети переключились на другое.
По тексту.
Резануло в паре мест словоупотребление.
"Затолкала всё своё добро в пустовавшую жестянку..."
Сразу же узнаем, что перечисленные предметы не были "Добром", это ее детский ритуал поимки и пленения абсолютного зла. Как можно эту темницу называть добром? Ну и что коробочка потерялась, не могло не насторожить бабушку. Пусть она сама уже в свои детские страхи не верит, но внучка взяла ее предметы (в порядке ли девочка?), потеряла (пойти, может быть, подобрать и выкинуть в пакетике или коробочке?). И даже если бабушка сурова, рациональна, давно избавилась от суеверий, разве могла она даже не призадуматься?
Точка невозврата
Мой психоаналитик мне сказал, что я должна сменить пол
Не такое уж и безумное предложение. Пять раз выходить замуж - признак, что чего-то не хватает. Сознательный отказ от детей тоже бывает тревожным признаком.
Лилиана потрясенно смотрела ему вслед, ее лицо как будто окаменело, только губы беспомощно кривились и дрожали.
А почему она так расстроилась (на этот момент про точку невозврата еще не знает)? В ее же планах было развестись с мужем. Так даже лучше, все ей одной достанется.
По стилю: много штампов и простых условных конструкций ("сделала интригующую паузу", "напрягся и замер, предчувствуя беду".
Не поняла с длительностью путешествия. Полчаса? Ради этого стоило вообще одеваться, собираться, вставать из кресла? Их родной мир настолько чудовищен? Они живут в капсулах или под колпаком? Ни о чем таком в рассказе не слова, обычное развитое будущее. Что такое необычное в ощущениях в лесу под Свердловском?
Остров
Светлая и грустная зарисовка. Очень хороший стиль.
У меня от этого рассказа осталось чувство тревоги, ощущение временного затишья.
Время Большого Сдвига
Красивый гармоничный рассказ. Почти плакала.
Свет в окошке
Отличный, жуткий, пугающий. Концовка не проглядывается, происходящее неочевидно. Когда доходит, что произошло с героем, прямо ух.
Целующий небо
Я не поняла, кто убил медведицу. Если люди, то как они не испугались, увидев ее снова живой?
Грустный финал вообще такой ((( За что так с Ваней? С медведицей? Так жестоко?
Лахезис
Здесь просто улыбнулась, без особого погружения. Проверка ненадежная, это еще ладно. Главное, что результат все равно подгоняется под желанного жениха. Нет здесь никакого испытания, все трактуется по желанию невесты. Как и во многих других реальных ритуалах.
"Нам не дано предугадать..."
Как человек, регулярно рисующий чертиков любыми чернилами на любой поверхности, в корне с моралью рассказа не согласна. Как же еще перейти к творчеству, если не рисовать и не мечтать.
История, конечно, поучительная, и в ней даже есть мораль. Но она слишком в лоб.
Тропинки
От первого прочтения остался странный осадок: вроде все хорошо, но ощущение, что столкнулась с чем-то неприятным. Возможно, трудно было встать на место бомжа. Со второго раза именно в смене фокального персонажа и обнаружилась вся прелесть.
А ведь как просто, но крепко закручено! И эта встреча в медитации и улете, и неожиданное спасение.