|
|
||
Дали: да ли? нет ли?
Эссе
Дали напоминает героя Олега Янковского из фильма "Тот самый Мюнхгаузен". У них родственные характеры. Налицо схожая внешность. И даже эстетические принципы близки.
Может, художник был для создателей замечательной кинокартины одним из вдохновляющих прототипов. Но скорее - это Дали явился очередным земным воплощением авантюристского барона.
Кем же он был - этот Сальвадор Феликс Хосинто? Феноменальным чудаком и неистощимым выдумщиком? Перманентно шалящим фантазером, вся жизнь которого являла собой чистое искусство?
Или прохиндейским делягой, срубающим бабки на лохах, одураченных выверенным эпатажем?
Прежде всего - Дали, несомненно, мастер. Профи. Спец и умелец. Обладающий, ко всему, собственным подходом. Добавивший, разумеется, новых красок в историю живописи.
Дали - лицо сюрреализма. (При том, что основатели направления давно уже всеми забыты.)
Дали - воплощение творческого успеха. (Энди Уорхол и остальные постмодернистские баловни фортуны - всего лишь дети Сальвадора.)
Дали - ярчайший пример сумасшедшего гения. Этого подозрительно закономерного симбиоза - душевной болезни и недюжинного таланта.
"Мое различие с безумцем - я не безумен". Эту фразу припоминает каждый второй из рассказывающих о Дали.
Так всё же - безумец ли?
Не думаю.
Творец подлинной, аполитичной и нестяжательской эстетики?
Пожалуй.
Как Набоков в литературе. Тарковский - в кинематографе. "Sex Pistols" - в музыке.
Правда, Дали еще и недурно зарабатывал.
Оттого немалое число аскетических гурманов - любителей маргинального и экзистенциального - по сей день брюзжат. Мол, не для тупых же писал. Откуда тогда слава? За что почести, богатство и удавшаяся жизнь?
Тупые, конечно, не въезжают. Наиболее твердолобые - и сегодня. Это те самые люди, что плюются от Хармса. Не способны выдержать до конца фильм Линча. С подозрительным недоверием относятся к альбомам Бориса Гребенщикова.
Всегда находятся замшелые ретрограды. Отказывающие самобытному явлению в праве на что-то большое. В праве называться искусством. В праве на известность. В праве на жизнь.
Но Дали по самолюбию и мудрости всю жизнь яростно куражился. Превратил таким образом свое имя в нетленный бренд.
Благодаря этому не понимать сегодня Дали - жуткий моветон.
Сейчас я щегольну нонконформизмом. Произнесу крамольное. А именно - как-то я, друзья мои, Сальвадора этого не особо...
То есть признаю. Соглашаюсь. Да, искусство. Да, мол, гений, каких и с полсотни не отыщется.
Однако мне неинтересно. Просто скучно в этом феномене разбираться.
Я шапочно знаком с Фрейдом и так же поверхностно воспринимаю Дали.
Иногда только я могу эрудически усмехнуться. Скажем, рассматривая "Жирафа в огне". Как тут-де не вспомнить упоительный "Анализ фобии пятилетнего мальчика" старичка Зигмунда!..
А постигать смысл "Великого мастурбатора" уже не желается. Щедро выплеснутое число образов меня настораживает - признаюсь.
Дали обращен к любителям головоломок. Моему же умственному восприятию импонирует бесхитростность...
А вообще... чем-то Дали похож на Михаила Зощенко.
Наш знатный сатирик тоже обладал исключительной, всегда узнаваемой манерой. Тоже был до неприличия популярен. (Помните, у Дали? - "Я до неприличия люблю жизнь".)
Наконец Михаил Михайлович тоже создал ужасающее число однотипных произведений. А что из его творений обречено на вечность? "Аристократка", "Баня", "Монтер", "Галоша"... и еще эдак с пятнадцать рассказов.
Вот и маэстро Сальвадора я лично предпочту знать на уровне десятка хрестоматийных его шедевров.
Моей любимой работой Дали остается "Полиморфное извращение по Фрейду". Это - шедевр. Кристальная простота, незамысловатость и стопроцентная запоминаемость. Вежливо раскланиваюсь.
|
Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души"
М.Николаев "Вторжение на Землю"