Аннотация: Привлекая понятие продуктивного мышления как мышления создающего новизну, рассмотрены три сферы бытия: человека, социума и Природы. На основе этого показана разная степень сопряженности (корреляции) бытия и мышления для каждой из этих сфер. Далее, базируясь на идее Пригожина о спонтанной самоорганизации материи в неравновесных ее состояниях, выявлена аналогия между процессом спонтанного возникновения новизны в физической системе и процессом спонтанного возникновения новой идеи в интеллекте человека. На основе этой аналогии предложено понятие Ума как спонтанной самоорганизации материи в системах с неравновесным состоянием последней. Причем показано, каким образом спонтанность процесса самоорганизации и возникновение новизны в этом процессе обусловлены способностью материи - в определенных граничных условиях - к когерентному поведению микрочастиц данной системы и образованию новых структур, обладающих новыми параметрами по сравнению с параметрами прежней системы. Затем показана многофункциональность продуктивного мышления и дано объяснение, почему и каким образом это мышление может быть причастно (в целом и в частности) и к бытию (человека, социума и Природы), и к корреляции бытия и мышления, и к методологии возникновения новизны. И в заключение предложены две возможные модели корреляции "доисторического" бытия и мышления. Кроме того показано, что за тот Абсолют, который лежит в основании бытия человека, социума и Природы может быть принята единая - для данных уровней бытия - методология возникновения новизны подобная той, что осуществляется в нашем интеллекте при создании новой идеи и нового сущего. Ключевые слова: бытие, "доисторическое", мышление, Ум, корреляция, новизна, методология, "Абсолют", Мейясу.
|