"Великая тяжесть давила ей на сердце - тяжесть мира, лишенного смысла".
(Торнтон Уайлдер "Мост короля Людовика Святого")
... В полдень, 20 июля 1715 года рухнул подвесной мост короля Людовика Святого в Андах. В катастрофе погибли пять паломников. Казалось бы, простая случайность? Наслушавшись различных насмешек над религией, монах брат Юнипер пришел к убеждению, что пробил час на земле с цифрами в руках доказать ту веру, которая так ярко и волнующе жила в нем. Как монах, он обязан быть уверенным: в этой катастрофе, как и во всем остальном, скрыт промысел Божий. "Замечательное определение промысла Божия дано в Катехизисе святителя Филарета Московского: непрестанное действие всемогущества, премудрости и благости Божией - поведал в докладе на международной конференции в Кракове иеромонах Симеон (Томачинский) - Очень хорошо! Но вот случается трагедия: разбивается самолет, ко мне приходят родители прихожанки, которую я благословил перед вылетом, и что я должен им сказать? Зачитать это определение катехизиса о Промысле Божием? Да, оно прекрасное, но все же умозрительное. И что же?.." Он прав: в каждом отдельном случае промысел Божий или иное предопределение судьбы бывает невозможно разглядеть. Так, пассажиры самолёта, один из летчиков которого решил совершить красивый суицид, громко хлопнув на прощание о землю, и направил борт на ближайшую скалу - насколько случайно они купили билеты в свой последний полёт на тот свет? Согласно статистике, для разбившихся самолётов характерно наибольшее количество отказавшихся от полета. Что это - судьба или звериное предчувствие, сохранившееся у тех, кто недалеко ушел от животного мира? Любые попытки рассуждать на подобные темы постепенно приводят к осознанию того, что мы придаем смехотворно преувеличенное значение каждой отдельной жизни и истории человечества в целом. Если же вернуться к судьбам разбившихся в 18 столетии паломников, то действительно, остается непонятным, что объединяет престарелого авантюриста и легендарную актрису, знаменитую писательницу-аристократку, ее юную компаньонку и парня из низов общества? Может быть каждый из них достиг определенного "жизненного порога"? Или Господь гуманно явил свое милосердие тем, кому больше незачем было жить?
... 13 миллиардов 700 миллионов лет назад произошел Большой Взрыв. Наполненная противоположными, но обнуляющими друг друга силами, пустота тяжело заболела Вселенной. Не повезло пустоте, а еще больше не повезло Вселенной. Равновесие нарушилось и тяжелый вакуум, подобно гнойному нарыву, взорвался.
Случайность - проявление внешних неустойчивых связей в действительности, проявление результата совпадения независимых процессов или событий. Британский историк Л. Стоун связывал роль исторической случайности с тем, что историку приходится иметь дело с "таким странным, непредсказуемым и иррациональным созданием, как человек". Тихизм (от греч. ;;;;, "случай") - учение о господстве случая во Вселенной. Тихизм отвергает "механическую" концепцию законов природы. Задолго до появления этого учения Давид Юм утверждал, что "после" не означает "потому", а то, что мы воспринимаем как закономерность есть случайное совпадение событий в пространстве-времени. Таким образом, наука, основанная на поисках устойчивой повторяемости событий, формирующих закономерность, то есть, любая наука, утрачивает всякий смысл. Предмет, который мы отпускаем, миллион раз упадет вниз, но на миллион первый раз может упасть вверх или остаться плавать в пространстве (как и происходит на околоземной орбите). Что касается Абсолютной Идеи, то у неё имеется много более актуальных функций, помимо того, чтобы следить в замочную скважину за каждым сапожником Иоганном и фиксировать, как он грешит в уборной (это ехидное замечание приписывают Гегелю). С помощью самой современной техники мы способны наблюдать микроскопически малую область Вселенной. Её можно сравнить с песчинкой на пляже. Представить, что все это лишь декорации космического театра абсурда, необходимые для спасения души каждой отдельно взятой рыночной торговки, писательницы или актрисы, означает заподозрить мироздание в избыточной громоздкости и несовершенстве. Ведь в качестве трамплина для прыжка в вечность достаточно было бы одной Земли, ну, или, в крайнем случае, солнечной системы.
Монах Юнипер пристально и в упор рассматривает жизненный путь каждого из пятерых погибших, вплоть до трагического финала, и записывает свои наблюдения в книгу. Приговор архиепископа Лимы суров: книгу вместе с автором сжечь. Выходит,брат Юнипер слишком далеко проник в тайну мироздания, которая заключается в том,что миром правит случайность и сам мир - нелепая случайность? Развязка книги Торнтона Уайлдера закономерна и оптимистична - в отличие от жизни, которая случайна и трагична, которая по сути есть трагическая случайность. Пятерым, упавшим с моcта, определенно повезло (так же как и пассажирам разбившегося самолёта), ведь, если верить Давиду Юму, и согласно принципу всеобщей случайности, они вполне могли бы зависнуть в воздухе и плавно переместиться на противоположный склон обрыва. Тогда им пришлось бы влачить свои жизни дальше, причем, скорее всего, так же убого, как и в предыдущей жизни и в итоге всё равно умереть. Вместо этого их мгновенно отпустила та самая "тяжесть мира, лишенного смысла". Выходит, монах Юнипер не зря сочинил свой еретический труд. В награду, благодаря человеколюбивому архиепископу Лимы, он присоединился к пятерым счастливчикам, внезапно и случайно погибшим прекрасной смертью - рухнувшим в пропасть с моста Святого Людовика.
ЦИТАТЫ из книги Тонтона Уайлдера "Мост короля Людовика Святого"
Публика, которой предназначаются шедевры, обитает не на этой земле.
Человек бессилен изменить ход вещей.
Это жестоко - всё время требовать благодарности.
В иные минуты нужно высокое мужество, чтобы говорить банально.
В этой жизни кто больше знает, меньше доверяет словам.
Вы когда-нибудь видели, чтобы животные убивали себя, даже когда у них нет выхода?
Как все одинокие люди, он окружал дружбу божественным ореолом: ему представлялось, что люди, которые смеются, стоя друг с другом на улице, и обнимаются, прощаясь, люди, которые вместе обедают, расточая улыбки, - вы едва ли мне поверите! - но ему представлялось, будто от этой близости они испытывают удовлетворение.
Мы делаем, что можем. Мы бьемся сколько есть сил. Но это, понимаешь, ненадолго. Время идет. Ты удивишься, как быстро оно проходит.
Мудрость даже самых мудрых на свете людей несовершенна.
Он смотрел на любовь как на жестокую болезнь, которой избранные должны переболеть в поздней юности и затем восстать - бледными и изнуренными, но готовыми к работе жизни.
Он потерял счастливое свойство простых натур - отделять от любви удовольствие. Удовольствие перестало быть простым, как еда; оно было осложнено любовью.
Все семьи живут в засушливом климате привычки, и люди целуют друг друга с тайным безразличием.
...и он испытывал даже радость от сознания, что всё в мире неправильно.
Он спустился к морю и сел на борт своей лодки, глядя вниз, в чистую воду. "Счастливы утонувшие, Эстебан", - промолвил он.
- Позволь мне теперь жить, - прошептала она. - Позволь мне начать сначала. Через два дня они двинулись в обратный путь, и при переходе через мост короля Людовика Святого их постигло известное нам несчастье.