Аннотация: читать ли детям сказки? Думаю, ответ очевиден...
- Папа, а что это такое?
- Где, малыш?
- Да вон там же, на небе!
Настенка и папа, давным-давно...
Меня часто спрашивают с улыбкой на устах: "Жень, а как ты сказки пишешь, зачем?". И я точно так же, с улыбкой, отвечаю: " А никак... и - просто так..."
Это на самом деле так, потому что я не знаю другого ответа. Сказки есть, и это факт. Сказок не может не быть - для меня лично это тоже непреложный факт.
Конечно, есть на свете люди, не признающие сказки вообще, как класс, и затыкающие глаза и уши при встрече с ними. Жалеть ли их? Не знаю, это их выбор, думаю -осознанный.
Еще на свете есть циники, и они тоже не верят в сказки. Будто бы. Только вот доводилось мне неоднократно читать сказки из-под пера именно таких людей. Пусть они и имели циничный налет, но это были сказки, во всей красе.
А бывало - попадались и чудесные теплые вещи, затрагивающие до глубины души. Но, автор величайший циник. И что? Сказка то родилась.
Меня и жена циником называет, изредка, и знакомые тоже, бывает. Это, если я говорю о работе - другого такого циника стоит поискать. Но, не о сказках, нет. Хотя...
Сам я сказку свою первую прочитал в глубоком детстве, лет в шесть-семь, когда еще шорты на подтяжках таскал, да в носу прутиком ковырялся.
Прочитал - и заболел на всю жизнь. Чтением.
С той поры перечитаны Монбланы книг, книжек, и книжиц. Прокручены миллионы экранов страничек на компе. А впереди еще целая жизнь. И много-много сказок.
И что-то я еще напишу сам, возможно. Ведь мне говорят, что я сказочник, и я иногда верю в это.
А еще в сказки верит моя дочурка Настенка. В эпиграфе стоит ее вопросик, заданный мне на вечерней прогулке, тогда еще детским лопочущим голоском - ребенок увидел звезды. И я понял, что пришла пора сказок. Потому что это лучший способ давать ответы ребенку на сложнейшие ответы, облеченные в простейшую форму:
- Пап, а что это такое?
Попробуйте ответьте. Что такое коллайдер? Неправильно, это большой подземный бублик, в котором бегают маленькие невидимые человечки. Зачем - не знаю, но можно придумать ")
Но, вернемся к теме. А она, скажу я вам, проста - нужно ли читать ребенку сказки?
Такой вот простой вопрос (выше я уже высказывался о простоте некоторых вещей). О сути которого я решил поразмышлять на страничках своего блога давно, но все не было настроения и толчка какого-то.
Короче, я пообщался на Сетературе и твердо решил, что просто обязан, наконец-то, высказать то, что думается и думается, ворочается себе в лохматой башке давным-давно, все никак прогнать не могу.
Так вот, мои сумбурные мысли о сказках и детях. Или наоборот - о детях и сказках.
Если коротко, то чтение сказок детям - необходимо. В это верю я, верит моя жена, мои родители, моя сестренка и еще много-много людей, которых я знаю, так или иначе. Но вера - дело тонкое, у каждого своя. А я попробую обосновать свою.
Стоит начать с самого начала, наверное.
Многие еще на стадии беременности начинают общаться со своим будущим ребенком, устанавливая с ним особую чувственную связь, вряд ли описываемую какими-то физическими законами. Она есть, и в это просто верят.
Верят - и общаются. Кто-то включает музыку, кто-то сам поет песенки, но все, рано или поздно, начинают разговаривать, то есть - переходят на вербальное общение, пусть и на "верхних слоях".
Разговоры потом перетекают в чтение вслух. Это нормальный и неизбежный выбор - ничто так не успокаивает и не настраивает на мирный лад, как чтение книжки. Это необходимо самим родителям, беременность дело нелегкое. И выбор падает на сказки, обычно.
Почему выбор в этом случае падает на сказки? Это обусловлено адресатом - ведь читается ребенку, не энциклопедию же в руки брать. Второй аспект - сказки, как правило, написаны легким языком и убаюкивают слушателя. Мамочку, да. А вместе с ней позитив облекает и ребенка. Связка "вербальный сигнал - позитив" налажена. То, что читалась сказка, пока не важно, казалось бы.
Ребенок родился. И начал познавать мир, который пока еще перевернутый и абсолютно непонятный для него. В нем существует лишь еда, сон, холод, какашки и некто, дарящий тепло и уют. И - разговаривающий теплым нежным голосом.
Надо заметить, что многие с грудниками не разговаривают, а сюсюкают и агукают. Мило, бесспорно, но есть мнение, что разговаривать тоже нужно. Как с нормальным человеком, достойным общения и способным понять все сказанное.
Вот и разговаривайте! А голос станет для ребенка идентификатором родителей и их состояния.
Пусть мы усталые, пусть у нас ноги не гнутся - но мы должны сохранять эту связь на одной волне.
И снова приходит на помощь чтение - мы читаем, и ребенок, внимая спокойному ровному голосу мамы или папы, впадает в нирвану. И он счастлив, потому что все вокруг хорошо.
Само собой - читаем мы сказки. Это выбор обусловлен для нас веками и заложен в генетику, на мой взгляд. Да и для энциклопедии рановато.
Но и на этом этапе то, что читалась сказка - вроде и не важно, казалось бы.
Ребенок подрос. Все. Хана. Он уже все понимает, видит, слышит, узнает - и познает. Стоило ему заговорить, как посыпались вопросы о том и о сем, пятом-десятом. И начались Поступки.
И вот тут приходит пора сказок. Это необходимо, ибо - неизбежно. Потому что лишь сказка может вместить в себя вопросы и ответы, и все понятия на свете. И помимо этого - дать всему вышеперечисленному качественную оценку, которую поймет даже ребенок. Это тот самый инструмент, который помогает привить ему понятия добра и зла, хорошего и плохого, морали и ответственности, и еще много другого.
Но, самое главное - сказки учат ребенка думать и фантазировать. Фантазия - это умозрительное построение чего-либо, тут ребенок впереди планеты всей. Сказка - регулятор этой фантазии, маяк и море под ним, одновременно.
Лишь сказочным примером можно составить стойкие ассоциативные связи, которыми чадушко и будет впоследствии руководствоваться.
Ведь нельзя показать на кого-то и сказать - это Зло. А вон то - Добро.
Персонификация понятий - это удел сказок. Лишь в них можно создать нечто стройное и доступное для понимания на уровне веры. Да, именно так - верую, ибо знаю. И неважно, что знание пришло из сказки. Ребенка удовлетворяет такой вариант, как ни странно, с его-то непреодолимой тягой к познанию всего и всея.
Очень важно читать ему сказки, сообразно текущему моменту и просто так, смешивая в кучу и выделяя что-то важное. Нужное - будет усвоено, ненужное - тоже останется в памяти. Главное, не читать абы что, "для галочки", дите чувствует фальшь и "урок по расписанию" мгновенно уйдет в игнор. Будьте честны с ним, и читайте то, что интересно и важно на самом деле.
Как я сказал выше - просто так тоже читать необходимо. Вечером, днем, и, конечно же - на сон. Ребенок сам, рано или поздно, попросит прочитать ему сказку или рассказать историю. Потому что он помнит, как это хорошо когда ему что-то говорят в полусне.
Не все умеют рассказывать, но читать - каждый. И в этот момент снова возникнет та особая надчувственная связь ребенок-родители, которая была порождена давным-давно, одним лишь голосом издалека. И взаимная любовь обогатится еще одной капелькой тепла от этой невидимой струны. А то, что было рассказано в сказке - уйдет с ребенком в его сны, и будет там обработано голодным до новых знаний подсознанием.
И, напоследок, еще одна роль сказок в жизни ребенка. Я не знаю, помните ли вы, как стали задумываться о Ней - той, что приходит с косой. Это происходит где-то в 6-8 лет, по моим воспоминаниям - не буду утверждать точно, я не психолог детский. Это приходит, само. Жуткое осознание неизбежности. И помочь ребенку должна сказка. Она может помочь как-то утрясти, сломать этот шок. Создать иной мир, в который и уходят все когда-нибудь. Такой, который ребенок может принять, а вместе с ним - то, что ему предстоит совсем нескоро.
Такие вот у меня размышления получились. Окинул взором и поразился сумбуру. Но, пускай так и будет. Ибо это и вправду мои мысли на тему нужности сказок.
А вам, дорогие мои читатели, могу лишь еще раз сказать, громовым голосом - Читайте детям сказки!