Фил Лилиан : другие произведения.

Культ, цвет Граф_О_ман_и_Я из мрака заточенья

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    для начинающих авторов и ссылки на других критиков в конце текста

dd>  
  
  Фил Лилиан
  
  Граф_о_ман_и_я
  
   Введение
  
   Муки и ещё раз муки осознания, что сидишь в графоманах, не дают покоя.
   Ни успехи, ни замечания, которые отмечают коллеги, не радуют. ( А без них не узнать ничего!). Сама мысль, ощущение, что мало продвижения, что топчешься на месте, гнетёт. Вот это самое барахтанье и отсутствие полноценной критики мучает. Самоуглубление в себя, созерцательность и самоидентификация в этом мире - да, это необходимо каждому мыслящему существу. Можно думать, что выращенный тобою кристалл мыслей хорош и даже прекрасен. Думать можно, не запретишь, но как его воспримут другие, с какой высоты он подаётся?
  Сподвигла меня на сей опус утренняя встреча с произведением на страницах СИ, где отметила уровень школьного сочинения. Автор хотела поделиться красотами родного края, выразив это восторженными словами. Да, наше сочинительство и осознание того, что можешь хорошо передать красоту внутренних ощущений многим не даёт покоя и - мы самовыражаемся не только на бумаге. Всем хочется найти созвучные вибрации и они ищутся. Учителя по литературе остались в школе, в других городах. Советоваться не с кем, а расти в своём творчестве хочется.
  Начала я писать давно, почти со школы - учительница литературы призывала писать дневник. В студенчестве он мне очень помогал. А в конце 80-х дерзнула подать работы на конкурс в Литинститут им. М. Горького. Из трёх голосов один был "За". Литература вполне обходилось без меня, и я бросила писать, продолжая держать это в уме и вынашивать беспроигрышную подачу своего творчества. Тем более, что один неравнодушный чел заметил: "Если можешь не писать - не пиши". Да и сам глагол писать имеет два взаимосвязанных смысла потребности, перетекающих одно в другое. Когда возобладает непреодолимая сила творчества, тогда уж никуда не деться. А пока суть да дело, осваивала ниву художественного и прикладного искусства - это магнитило сильнее и ярче. Искала те способы, где могла бы эффектнее передать глубину переживаний - писала картины, рукодельничала. Попутно погружалась в другие интересующие и захватывающие сферы. Вообщем пахала на собственной неосвоенной ниве. И судьба сама подготовила и подвела к письменному столу, создав суровую необходимость аккурат на смене тысячелетия - конец 1999 года. И села писать. Через три года вышла в инет и завела страничку на СИ.
  Тот, кто хочет быть услышанным, несёт свой глагол всеми доступными способами. Через практику ли жизни или выдумку - это выбор автора. Об уровнях писательства - ссылка в конце.
  
  Часть 1
  Критиканство и мастерство.
  Это хорошо, если есть критики и почитатели - это счастье. Но и вариться в собственном соку - необхомый этап и не значит, что долго блуждаешь тёмными тропами. Это есть кристаллизация самого себя, и процесс долгий и не всегда безуспешный.
  Любая критика, особенно жёсткая, - критерий твоего творчества на данном этапе.
   Хорошая критика - это мастерство, это чуткий подход, умение выделить то, к чему шёл автор, делая попытки становления. Автор мог заблудиться и заплутать, а задача критика дать понять, на каком этапе тот пребывает. Воспринять критику - приобрести шанс для дальнейшего роста.
   Настоящий критик не только здесь редок, он не растрачивает себя и своё драгоценное время. Сомневающийся промолчит, завистник уколет, а добросердечный человек, расположенный к вашему творчеству, напишет комментарий. Он заботливо подметит шероховатости, неточности, повторы и ошибки, а таковые встречались и встречаются у всех, на какой бы уровень они не выходили. Мысль ясная, но автор то ли торопился, то ли уже устал трудиться и исправлять, обряжая мысль в достойное и приличествующее светскому обществу одеяния. Иногда торопится править уже выставленный текст, продолжая внутренне совершенствоваться, но ограниченное время инета не позволяет довести правки до конца. Всем хочется успеть в ногу со временем, и порою человек выложит произведение не устоявшееся, непричёсанное, спешит порадовать и удивить читающую и блуждающую здесь публику, спешит общаться. А это неверно, но кто не имеет вредных привычек и лишён эмоций?
  Есть известный критик поэзии здесь на С.И., и вы его знаете!
  Любое высказывание и выпад в расценке сигнала примеривайте на себя - должно помочь. И говорить спасибо злопыхателям, выделившим свою порцию энергии. Возможно, они видят повод для зависти, но обольщаться не стоит, возможно, они хотят вас искоренить, как зло, но не им судить.....
   За подсказки, и за выявленные "блохи" обычно следуют благодарности, ибо выискиваешь их в целях симпатии и признательности человеку за его творчество с целью помочь ему.
   Есть такие авторы, что мастерски владеют своим пером и любят поиграть словом, переставляя и перекручивая фразы с ловкостью жонглёра. Написать рассказ для них - дело 20-30минут. Виртуозно владея литературными приёмами, они вызовут страдания по герою и выжмут слезу. Не приветствую оных.
   Да, они начитанные, информированные, натасканные, оригинальны и разнесут, если надо, за 2-5 минут кого хошь, но ведь начинающему автору не этого надо, но и нянькаться никто не будет. Вот ведь как. Поклевать и поиздеваться могут. Так что и на этом будем им благодарны, за отсутствием полноценного разбора.
  Достаточно кропотливая работа критика требует "въезда" в тему.
  Иногда не хочется обижать хорошего человека и критиковать, хотя выставленный рассказ и вовсе не рассказ, а так "уси-пуси, лапка, топ-топ, ох-ох" - восторженный отзыв.
  Те произведения, которые здесь хорошо оцениваются читателями, частенько идут в полный разнос на литературных семинарах, это из практики.
  Многого там может не хватать, очень многого. Излишняя эмоциональность и впечатлительность собственного восприятия зачастую самые заклятые враги.
  Необходимо учиться ощущать стиль, манеру, язык, образность, подавать пласты и не "бить в лоб", но об этом чуть позже.
  Здесь есть очень достойные авторы - смотрите топы лучших произведений, читайте, вчитывайтесь, и обращайтесь к классике.
  
   О быстрой популярности
  Хотите популярности?
   Возьмите тему священнописания, как это делал один знакомый психолог, (ныне очень популярный), обмусольте тему Любви Бога к человеку со всех сторон, критикуйте графоманство, надёргайте цитат из Корана с плохим переводом (невостоковеда и арабиста), или возьмите тему секса или 66 признаков, за что нельзя любить детей, животных и женщин и - вперёд. Эти темы всегда популярны и рассуждайте себе на тему гуманности и любви.
   Рейтинг обеспечен будет на всю оставшуюся жизнь, возможно, не только в рунете. И, напротив, наслаждайтесь трудами арабистов, востоковедов, восточных поэтов, восхищайтесь тонкостью знаний, изысканностью образов, сравнений, метафор. Но я не об этом.
  
   О призвании и первых ошибках
  Начиная писать по зову души и сердца, о том, что выстрадалось и о том, что видишь и чувствуешь, стараясь передать великолепие какой-нибудь картины, сюжета и т.д., мало, что сразу получается. Редко. Да. Этому надо учиться.
   Первое, что появляется, это очерковость - простая описательность и, кажется, что это замечательно. Выбрала самые подходящие слова, вложила глубину своих чувств и переживаний, любви и нежности - восторгайтесь в унисон вместе со мной!
   Возьмём, например, вот здесь, http://zhurnal.lib.ru/f/filina_l_h/priroda-1.shtml?
   Рассказ? Ха, ха, хаххха-а-а, как бы не так.
   Прочитайте это на семинаре и вас размажут по стенке так, что очень быстро всё испарится, как будто там ничего и не было.
   Где образ, который цепляет, где характер того или иного, где сравнение, сопоставление?
   Здесь сплошные ахи. Восторг, ничем не подкреплённый, ни один образ литературно не обрисован. Это - сопроводиловка.
  Слова, выражающие восторг, запрещено употреблять и надо писать так, чтобы через описательность читатель чувствовал сам, представала та или иная картина, которую хотите передать. Необходимо устранить все оценки ситуаций, если претендуете на литературное произведение, преобразовывайте их в художественные образы.
  Чаще всего вклиниваются канцеляризмы, там и сям штампы. Что нового, какой оборот врежется так, что наступает тишина и вспыхнут глаза у читателя или слушателя?
  Зачастую не бывает ничего литературного, ничего.
   Ах, мой пушистенький, вот он смешно заковылял на дрожащих лапках, такой очаровательный, а шёрстка пёстрая на нём - это для записочек первоклашкам.
  Здесь прошёл редкий зверь, которого вы нигде не увидите, как только в наших краях - это для школьного сочинения 5 -7 класса. Ну, и т.д.
  
  Подступы к вершинам
  А вот если передать атмосферу, запахи, шорохи, описания в образах, очертания природы, свежесть морозного утра хрустом тонкого льда - это будет литература, а не воздыхания!
  Желательно отбросить превосходные степени, восхваления, перекладывая это на сопоставление, заставляя видеть и переживать самого читателя. Передать это через окружающую действительность, через персонажей - это ближе и теплее к настоящей литературе.
   Молодёжь может влюбляться в пушистые ресницы, в цвет зрачков, в коротенькую юбку... - и здесь нет ровным счётом ничего, - это блажь, а не любовь!
  Погрузить в глубину переживаний и чувств - вот сложнейшая задача.
  Недостаточно, наверное, пушистенького комочка, скакавшего по ступенькам, прижавшегося в уголок. Не мне судить о мягкой игрушке воображения.
  Мне нравятся образы потоков сознания, выражения переходов его из одного качества в другое, но, как говорят господа литераторы, этого недостаточно.
  
  Часть 2
  Борьба с ошибками
   Как же избежать ошибок в создании своих произведений.
  Один из известных приёмов - читать своё творение вслух. Неважно, есть слушатели или нет. Главное, пробовать это произносить вслух, читая.
  Вот я, например, не делала этого, полагая, что чтение про себя вполне достаточно.
  Придя впервые на семинар, стала читать и, что вы думаете, я остановилась, прочитав всего лишь одну треть. Уловила, что текст этот напрягает и зреет против него протест, да и сама почувствовала несовершенство изложения самой идеи. Остановилась, извинилась и села на место.
  Почему не только нужно читать вслух, но и делать это как можно чаще, да потому, что так можно проникнуться каждым словом, его интонацией, вибрацией, уместностью. Сами, не сознавая того, выстраиваем внутреннее видение картины.
  Я обожаю слушать хороших чтецов, зажигаюсь мелодией голоса, интонацией, произношением. Каждое слово приобретает только одну, свойственную в этом месте, интонацию. Как крещендо или диминуэндо (усиление или уменьшение) голоса придаёт неповторимый оттенок.
  Думаю, что это один из самых реальных и действенных критериев в оценке своего произведения.
  Ну, и что, что начнётся рассуждение с самим собой? А что здесь плохого? Читайте сами для себя пока. Вы думаете, у нас нет внутреннего зрителя и оценщика. Есть, и ещё какой!
  Однажды, стоя на безлюдной платформе в ожидании электропоезда, читала свои стихи, прохаживаясь по платформе и размахивая руками, обращаясь к сумеречному небу и тёмному лесу. Меня это так увлекло, что не обращала внимание на появлявшихся пассажиров, да они и сами удалялись, ибо разговаривающий вслух человек настораживает. Ну, и хорошо - никто не мешает, правда же?
  Учиться декламировать стихи необходимо и надо где-то тренироваться и выступать.
  Ну, это, не только для самоутверждения. И добавлю вам, не только ничего плохого и неудобного в этом не нашла, напротив, поняла и заменила несколько слов, нашла повторы и проявилась глубина творения. Сама себе задала вопросы, оставшиеся безответными тогда.
  Поделюсь секретом - замышляла одно, но, читая вслух, заметила, что стихотворение можно отнести и к другой тематике, о которой я и не подозревала, да и касаться не думала. Вопросы непроизвольно рождались сами собой, а ответы задерживались. Возможно, оно требует обработки и дополнения. Решу ли это я сама, или придётся обратиться за советом к кому-нибудь - дело времени.
  Так что, рекомендую. Не пожалеете.
  
   О сочинительстве
  Вот один писатель, напечатавший около сотни рассказов в популярном журнале, сказал по поводу прочитанного рассказа: - "Врите, побольше врите"! Думаю, он подразумевал сочинительство в лучших его побуждениях. Если рассказу не хватает завершённости, это нормальное явление. Поднаторевший автор всегда высосет и приукрасит это деталями так, что вы поверите в подлинность происходящего.
  Самое главное - не переусердствовать. Иногда, гоняясь за неподражаемым стилем изложения, можно сильно искорёжить простую и доступную повествовательность, доносящую непростую линию героя. Так случилось с моим рассказом, где в погоне за краткостью изложения и своеобразностью стиля был потерян момент своевременной подачи героини, упущена её идентификация. Остался манекен, производящий только некоторые движения. Возможен и такой вариант перехода к оригинальности, но нужен ли?
  Это, смотря по тому, какую цель преследовать своим произведением - донести сложную мысль или покрасоваться неповторимостью и непревзойдённостью самого себя.
  И ещё хочу отметить следующий факт. Сюда приходят молодые авторы и выплёскивают на страницы свою неизъяснимую боль - ах, он\она\они меня не любят, не смотрят, не отвечают, мне жить беспросветно, я зачахну без ответной любви, утоплюсь, брошусь, укокошусь и т.д. От написанных строк веет мрачным склепом никчёмности двуного существа. Понятен стон раненого сердца безответной любви, потому как нет школы, обучающей развитию отношений в этом мире, и вместо психотренингов, он ропщет на жизнь, ожидая откликов поддержки от сердобольных авторов. Особенно жалко тех, кто проникся суицидальными наклонностями, печалью и беспросветностью, хотя есть для разъяснения специальные сайты и например, Мозаичный форум.
  Здесь видится мне эгоизм капризного ребёнка, перерастающего в выхоленного потребителя, привыкшего только брать и получать, как маленький ребёнок, ничего не отдавая взамен. Необходимо признать тот факт, что многие молодые и юные авторы, действительно, нуждаются в разборе полётов их внутреннего ребёнка, разбивающегося о стену непонимания взрослых, или контролирующего родителя, зажимающего и сковывающего резвость малыша в их внутреннем мире со сложным переплетением эмоциональных всплесков. Есть лекции, практики, курсы для отрабатки сложных ситуаций. Люди годами занимаются, развязывая узлы отношений по методике Эрика Берна и занимаясь транзактным анализом либо "расстановками". Психологи и психоаналитики нынче в ходу.
   Хотелось бы собрать ответы таким авторам, потому как цеплялась на это неоднократно, и каждый раз тратишь время на рекомендации по обезболиванию и психотерапии для перехода на внутренний рост. Человек начинает разбираться в своих проблемах, а затем удаляет свои болезненные вирши, стирает комментарии и от твоих постингов не остаётся и следа. Высталять свои опусы здесь имеет каждый, но хорошо было бы задаться вопросом, а для чего? Зачем писать, отвлекая время своё и чужое? Предел временного пространства у каждого свой.
   Хорошо бы учиться беседовать с Богом в своём храме души, благо, литературы на эту тему предостаточно и в интернете в том числе.
   Приведу стих Галины Карповой, запомнившийся мне, Бог весть, когда:
   [Не верь красивым увереньям, что жизнь даётся только раз, что надобно любить мгновенья, пока возможность есть у нас. Придёт невиданный, желанный, тебе лишь суждено одной, придёт он поздно или рано, и назовёт тебя родной.Он нежно волосы погладит, утрёт губами слёзы с глаз - не верь красивым увереньям, что жизнь даётся только раз....]
   Помогите старушке спуститься или подняться ей по лестнице? перейти дорогу - и жизнь покажется прекрасной, а вы - необходимым в ней элементом...
  
  22 декабря 2004 - 21 октября 2006 года
  
  Об уровнях здесь http://zhurnal.lib.ru/w/wiktor_l/yrowni.shtml и здесь http://zhurnal.lib.ru/w/sbornik1/stilistika.shtml
  рассуждения о графоманстве http://www.litera.ru/slova/kuzmin/kuzmin.html
  http://zhurnal.lib.ru/s/sokolow_d_b/m2.shtml
   а здесь "Соблазн славы и позитивная идея" http://zhurnal.lib.ru/b/barinow_a_e/123654.shtml и "О малой форме и зыбких образах" Александра Баринова http://zhurnal.lib.ru/b/barinow_a_e/777.shtml, в общем у него весь раздел посвящён критике и литературному обзору.
  Титаны о писательском ремесле здесь: http://www.az.ru/klikin/writer.html
   всем удачи!
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"