Фархай Лэя : другие произведения.

Преподаватель

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:


Любить преподавателя

   Учитель в жизни зачастую играет решающую роль в выборе профессии, дальнейшего пути становления. О таких людях упоминают в мемуарах, пишут книги. Бесценной в этом плане считаю книгу "Мой учитель" Суоми Вивеканада, изданное в 1935 году, и воспроизведённое в 1990 году тиражом 100тыс. экземпляров. Это просто к слову.
   Я не собираюсь здесь её цитировать или воспроизводить выдержки. Речь немного о другом. О роли наших мирских учителей и преподавателей.
  
   Эта тема родилась не случайно.
   С учителями в школах и институте, я считаю, мне, по большей части своей, повезло. В каждом была своя изюминка, портрет каждого мог бы получиться более-менее красочным, за исключением "зловредных".
   К сожалению, такие были, есть и будут, вероятно, всегда, и для сопоставления, и для сравнения. Много таких преподавателей, которые умышленно идут на эту должность, но не столько для просветительских работ, а сколько для выжимании своей выгоды, использования своего в места в целях наживы. Они не стесняются брать взятки, более того, чаще всего они "славятся" установленными тарифами, регулирующими оценку в зачётке студента.
   Такие преподаватели заранее позаботились о "лучах своей славы" и, естественно, им не светит увековечивание. Да их, по большому счёту это и не волнует. Это не их призвание - это рычаг для бюджета семьи и приближённых.
   Особенно по предметам не столь интересным и востребованным, то есть специфичным. Это чаще встречается в технических вузах, как мне кажется, и в мегаполисах, где легко затеряться среди других вузов.
   Но речь, по большому счёту, вовсе не о них, и не о таких. Бог им судья...
  
   Случилось мне попасть на курсы графики и вёрстки.
   И всё бы хорошо, но, преподаватель попался, мягко скажем, никакой - ну, бывает, что нет у человека таланта преподавания. Знания есть, но донести их до слушателей внятно и толково, видимо, всё же умеют не все.
   Вот и этот человек, обладающий тихим голосом, мало того, что говорил негромко, так просто усыплял своей монотонностью. Хотелось дополнительных пояснений, но добиться их было невозможно по той простой причине, что она с этим не спешила. Просто игнорировала, пропуская мимо ушей и, либо покидала аудиторию, либо садилась за монитор и раскладывала пасьянс. Вскоре все поняли, что такой преподаватель не склонен и не расположен к объяснениям, принуждая курсантов самим активизировать свою мозговую деятельность. Принцип "совсем не спеши отвечать, когда наваливаются вопросы" срабатывал. Вернее, или точнее говоря, всё устаканивалось по причине простого нежелания. Считал, что слушатели сами должны разбираться во всём - иначе толка не будет в его продвижении по пути освоения материала.
   Преподаватель в женском облике производила приятное впечатление и даже с самого начала проявила коммуникабельную постановку - провела знакомство с психологическим тестированием. Индивидуальный портрет каждого участника интересовал, скорее всего, с прагматической точки зрения, нежели с человеческой позиции.
   Небольшого роста, стройная, одетая со вкусом, она скорее обособлялась, чем прибавляла к себе любовь и симпатию. В моём представлении складывался образ девчонки, задиристой, водившей дружбу с пацанами и посему не расположенной к сентиментальности и благодушию. Ну, это так, лирическое отступление.
   Человек просто отрабатывал свои положенные часы. А сколько таких? Что делать?
   Быстро поняв это, слушатели разбились на подгруппы и решали возникавшие вопросы и проблемы между собой. Хорошо, что в группе оказались более продвинутые люди, обладавшие знаниями по этой теме. Теперь все вопросы решались с ними.
   Что же делал преподаватель?
   Она спокойно удалялась на долгое время, либо спокойно погружалась в себя, раскладывая карты пасьянса.
   Чем объяснить такое равнодушие к слушателям курса?
   Можно предположить следующее:
      -- преподаватель любила себя и полагала излишним нянчиться с курсантами
      -- была уверена, что только самостоятельное освоение может помочь продвинуться по пути знаний (зачем тогда эти курсы?)
      -- преподаватель не любила курсантов, присланных с биржи труда
      -- не считала свои обязанности столь значимыми для своих курсантов (бытовало мнение, что ей недостаточно для этого платят)
      -- не заботилась об искусстве ораторской речи и "съедала" концы предложений
      -- не знала о роли дыхания, о силе звука, необходимой в речи доходчивого выступления
      -- не ведала о роли паузы, способствующей усвоению материала
  
   Мне сразу представилась иная картина, иной преподаватель, но, поскольку эта дама занималась на курсах М. Норбекова, сами собой родились подсказки для работы с произношением и звуками.
   Вообще тяжело слушать кого-либо, когда он без конца мычит, глотает окончания. Очень трудно усваивать материал. Мысль вынуждена скакать, отыскивая концы для усвоения сказанного.
   Говорящий, будь то преподаватель, собеседник, выступающий, или даже певец, не всегда отслеживают этот изъян. Приходится тянуться слухом в утихающий конец, напрягая собственный слух. Контакт с аудиторией и ответную реакцию необходимо слышать и чувствовать.
   Чёткость речи и произношения - это половина успеха.
   Ну, и вторая половина успеха зависит от того, с каким настроением, с каким подъёмом и на каком уровне всё это преподносится той или иной аудитории.
   Каждый с благодарностью вникал бы в эти рекомендации, чтобы полностью стать не только преподавателем, но и учителем. Учителем с большой буквы, которого обожают, за которым идут.
   Для того, чтобы возникала любовь - принятие преподавателя, необходимо владеть не только положенными знаниями предмета или дисциплины, но и элементарными вещами. Это, прежде всего, любовь не только к себе, но и к своему предмету. Тогда успех преподавания или доступность к пониманию материала слушателям, казалось бы, обеспечена. Но, это, оказывается, всего лишь полдела. Чтобы рассуждать дальше, коснёмся особой темы, особой ипостаси.
   многие помнят ещё со школьных классов, что внешность порою не играет никакой роли. Безусловно, импозантность и одежда "с иголочки" производит впечатление, но это важнее для сцены, экрана. Презентативность обеспечивается в первую очередь чистотой речи, без заиканий мысленных и речевых. Глубина знаний, убедительность!
   Последнее слово моды, безусловно, восхищает и приковывает взгляд, но не более того.
   Если непонятно изъяснять материал, не находить оригинальные способы, а всего лишь измываться над слушателями, показывая лишний раз, какие они тупые для восприятия - это, своего рода, мазохизм.
   Есть и такие, которые стали преподавать для "корочки" - такие любят зондировать слушателей, издеваться изящными способами, давая понять, насколько у них мелкие знания. Весь эффект внешности в таких случаях не только не сводится, наоборот, обретает оттенок и окраску, дополняя и дорисовывая образ, припечатывается навсегда прозвище или клеймо. И это, как правило, навсегда.
   Есть такие "преподы", кто прямым текстом намекает на нужный подарок, что обеспечит экзаменуемому успешную оценку в зачётке.
   И напротив, если вы обаятельны, блещете умом, остроумием, чувствуете аудиторию и овладеваете не только умами, но и сердцами - будьте уверены, вы - любимец аудитории. И это легко чувствуется по вниманию, взглядам и - вопросам. Да, да.
   Обожающий и любопытствующий слушатель задаёт пытливые вопросы, только вникающий готов спорить и отстаивать точку зрения или вносить ясность. Разве не так?
   Когда преподаватель заносчив, сидя на своём пьедестале, закрыт и замкнут - это не заслуга, это недостаток и беда. Этот, явно, не его место - просто зарабатывает деньги.
   Многим помнится обаяние и очарование любимого учителя, если оно у него было.
   Итак, попробуем разобраться, в чём же может заключаться харизма?
   Помню, какой неказистый был учитель истории Николай Иванович. Прилизанные редкие волосы, сутуловатый, невыразительные глаза, движения неуклюжие, на полусогнутых ногах, да ещё рука с несколько заскорузлыми пальцами. Выходец из деревни, он не умел одеваться элегантно, но блистал знаниями. Он никогда не повышал голоса, говорил спокойно и доходчиво объяснял. На его уроках не баловались и не шумели - пресекал всё вопросом, и разряжалось паузой. Знания, которыми он владел - учебник не вмещал, и как бы тщательно не листать учебник, на его вопросы там не находилось ответа.
   Мы его даже побаивались, но уважали.
  
   14 января 2005 года
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"