Маугли Д. Без остатка
Симпатичный рассказ. Психология людей - бытовая, можно даже сказать, "кухонная", сочетается в нём с интересным фантастическим элементом. Хотя разумные растения - идея сама по себе не новая, здесь она обыграна довольно забавно.
Помнится, был на предыдущем конкурсе рассказ о девушке-киллере растительного происхождения. Девушка собиралась убить главного героя, но передумала. Вместо этого она пожертвовала ради него жизнью, выбрав бездумное существование в кадке. Стала, так сказать, "овощем".
Здесь картина совсем другая. Сколько на свете людей, которые готовы идти на унижения и жертвы ради своих драгоценных половин? И не сосчитаешь...
Так и герой этого рассказа пожертвовал собой ради женщины. По сути, чужой ему во всех смыслах.
Здесь возникает ряд вопросов. Как так вышло, что на выставке чуждой для землян флоры не приняты меры безопасности? Ведь право, смешно считать таковыми жалкие металлические ограждения в виде перилец.
Удивляет совершенно наплевательское отношение земных служб по отношению к своим гражданам. Ещё неизвестно, как именно осуществлялось воздействие на гомо сапиенс этими внеземными растениями. Тем более, когда происходит вопиющее, по сути, происшествие: непосредственная передача землянину кадки с опасным для жизни (именно так!) растением.
Но, очевидно, тогда и рассказа бы не было.
Ещё немного удивило внезапное появление "качков", а после их босса, на квартире героя. Возможно, будь у автора больше килобайт в запасе, он бы нам это объяснил. Ну да ладно, криминал, он и в Африке - криминал. Пусть даже на дворе давно уже не девяностые...
Однако подобные вопросы вполне искупаются весьма достоверным описанием психологии зависимого человека. Ведь на месте этой самой Виолы вполне можно представить самую обычную женщину. Или мужчину - помыкающему своей безответной женой. Это сильная сторона текста, она, можно сказать, его основное достоинство вкупе с забавным обыгрыванием идеи разумного растения.
Написан текст довольно бойко, рассказ читается легко, диалоги вполне живые. Особенно выпукло в них проявляется характер героини-паразитки. Создаётся впечатление, что её образ выписан с особой тщательностью.
Надо признать, что финал рассказа явно слабоват. Отсутствие у героя хотя бы элементарного инстинкта самосохранения и ЧСД (чувства собственного достоинства) весьма удручают читателя. Жалкие попытки уйти от влияния дамы сердца, все эти задержки на работе допоздна, прогулки по магазинам (действия, кстати, более подходящие для женского персонажа, чем для мужского) ничего не меняют.
Надежда читателя на благополучный исход после того, как стерва... простите, Виола сама избавила героя от своего присутствия, разбивается вдребезги в последнем абзаце. Такому герою не хочется сочувствовать. Такому герою, как Игорь, трудно сопереживать. Вместо того, чтобы вздохнуть с облегчением, он бросается на поиски бросившей его инопланетянки, а это, согласитесь, попахивает махровым мазохизмом.
Так и хочется воскликнуть: куда смотрит общественность?! А никуда она не смотрит. Судя по всему, никому не интересно, что полезный член общества, поражённый инопланетной напастью, гибнет на корню.
Очень поучительная история...