ЭСХАТОЛОГИЯ. ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ЕГИПТЯН О ПОСМЕРТНОМ СУЩЕСТВОВАНИИ
ВВЕДЕНИЕ
Каждого, кто начинает изучать древнеегипетские тексты, в первую очередь, несомненно, поразит постоянное обращение к вопросам жизни после смерти и всему тому, что с ней связано. Мысли о смерти и воскресении составляли ось всей религиозной и общественной жизни древних египтян; это важнейшая, центральная идея, которая существовала в неизменном виде на протяжении тысячелетий. С первого до последнего дня главной заботой каждого египтянина была жизнь за порогом смерти. Он думал о том, чтобы в скале для него была вырублена гробница, чтобы она была обеспечена всей необходимой погребальной утварью; он думал о том времени, когда его мумифицированное тело понесут к его вечному обиталищу в известняковом плато или холме. Смерть и воскресение было целью каждой произносимой молитвы и каждой совершаемой церемонии. Во все периоды египетской истории любой текст, любой амулет и заклинание были предназначены для того, чтобы дать возможность смертному достичь бессмертия и жить вечно в прекрасном духовном теле.
Отношение египтян к смерти поражало все последующие поколения. Эти люди, жившие в благословенной солнечной стране, затрачивали столько жизненных сил и энергии на приготовления к смерти и содержание целых городов мертвых, что египтян считали мрачной, унылой, зацикленной на смерти нацией, застрявшей в тупике философской мысли и космологических спекуляций.
И все же существуют многочисленные доказательства, которые говорят нам о том, что на самом деле египтяне были жизнерадостными людьми, которые в полной мере наслаждались природными благами своей страны и находили время для получения удовольствия от простых радостей жизни, от праздников урожая до настольных игр и непристойных шуток. Как это ни парадоксально, но их озабоченность смертью могла проистекать от любви к жизни. Их восприятие жизни было необычайно острым и сильным и выражалось не только в осознании того факта, что они живут, но и в ощущении исходящей от солнца жизненной силы, которая оживляет природу. Они любили жизнь, и любили ее так сильно, что она казалась им слишком короткой. Поскольку им казалось, что некоторые создания появляются спонтанно из грязи, созданные жизненной силой, то они верили и в то, что жизненная сила, заключенная в них самих, не угаснет после смерти; жизнь будет продолжаться, но в другой форме. Так как они знали, что жизнь на земле коротка, а загробное существование будет долгим, то им казалось вполне разумным потратить короткий отрезок земной жизни на подготовку своих постоянных жилищ, своего "вечного дома", где их души будут пребывать в течение вечности.
Как бы там ни было, египетская литература, затрагивающая вопрос посмертного существования, весьма обширна. Как и следовало ожидать, собранные вместе памятники различных периодов охватывают несколько тысячелетий, и временами очень трудно примерить доктрины и верования авторов различных периодов. До сих пор не найдено систематизированного свода учений о смерти и загробной жизни, и нет оснований надеяться, что он когда-либо будет обнаружен, ибо египтянам даже и в голову не приходила мысль написать труд подобного рода. Сложность нашего предмета усугубляется еще и тем, что разные люди, жившие в разных местах в разное время, не могли одинаково представлять себе то, что, в конце концов, всегда относилось к области веры. Поэтому маловероятно, чтобы какая-то коллегия жрецов, пусть даже самая могущественная, могла сформулировать систему верований, которую приняли бы по всему Египту и духовенство, и простые люди и которую переписывали бы писцы как окончательный и наиболее авторитетный труд по египетской эсхатологии. Кроме того, сама структура древнеегипетского письма делает невозможным написание на нем работ собственно философского и метафизического характера. Во многих местах переводчик неизбежно столкнется с трудностями, пытаясь воспроизвести определенные ключевые слова на каком-либо из современных европейских языков.
Однако, несмотря на трудности, оказалось возможным собрать большое количество важной информации по этому предмету из дошедших до нас погребальных и культовых текстов, таких как, например, "Тексты Пирамид", "Тексты саркофагов", "Книга Врат", "Книга Пещер" и "Книга того, что есть в загробном мире". Но основным источником информации о древнеегипетской доктрине воскресения и посмертной жизни является, конечно же, большое собрание религиозных заупокойных текстов, написанных на свитках папируса или высеченных на стенах гробниц, пирамид и саркофагов и известное под общим названием "Книги Мертвых". Различные редакции этих замечательных сочинений охватывают период более чем в пять тысяч лет. В них отражены сокровенные верования, возвышенные идеалы и благородные устремления египтян. Многие отрывки и ссылки в "Книге Мертвых" до сих пор остаются неясными. Однако нельзя утверждать, что текст "Книги Мертвых" совершенно недостоверен, ибо члены царских родов, жрецы, писцы, не говоря уже о простом народе, не размножали бы длинные и дорогостоящие свитки и искуснейшие художники не иллюстрировали бы их, если бы эти тексты не имели для них значения и не были бы необходимы для подготовки к жизни в загробном мире.
ДРЕВНЕЙШИЕ ТИПЫ ЗАХОРОНЕНИЙ
В результате археологических раскопок на территории Древнего Египта были открыты захоронения трех типов. В древнейших захоронениях были обнаружены скелеты, погребенные в эмбриональной позе, лежащие на левом боку с согнутыми конечностями, при этом их колени находились на уровне груди, а руки - перед лицом. Голова обычно была обращена к югу, хотя постоянных правил, касающихся ориентации тела умершего, по-видимому, не существовало. Перед тем, как опустить тело в землю, его заворачивали в кожу газели или укрывали сеном. Материал, используемый для этого обряда, возможно, зависел от социального положения умершего. В захоронениях такого типа нет следов мумификации, сожжения или отделения костей от плоти. Рядом с усопшим располагались принадлежности туалета, кремниевые орудия, гарпуны с костяными наконечниками, ножи, мотыги, глиняные или каменные сосуды, содержащие питье, еду и благовония, а также многочисленные амулеты.
Внутриутробная поза ребенка, которая придавалась покойному, безусловно, является, во-первых, символом того, что умершие совершили полный цикл жизни от матки конкретной матери до матки Великой Матери, которая представляла собой природу; и, во-вторых, выражением надежды на то, что подобно тому, как ребенок рождается в жизнь, так и умерший должен родиться в мире ином.
Этот погребальный обычай продержался, по меньшей мере, до V династии, когда прочно утвердилась мумификация. Династические египтяне несколько изменили этот обряд. Вместо того чтобы рыть мелкие могилы, они стали возводить кирпичные гробницы, в которых мертвых хоронили на спине, в вытянутом положении, в полном одеянии и с ювелирными украшениями. В заупокойных надписях уже упоминаются КА и ХУ, но даже во времена I и II династий предпринималось мало попыток сохранить тело от разложения.
В других захоронениях обнаружены скелеты, полностью или частично очищенные от плоти, туловище умерших при этом обычно отделяли от голов, в некоторых могилах видны следы сожжения. Очевидно, что религиозные воззрения людей, хоронивших мертвых без отсечения конечностей, отделения плоти от костей или сожжения, должны были отличаться от взглядов тех, кто практиковал подобные действия.
Вероятно, обычай расчленения и сожжения мертвых возник как следствие представления о том, что загробный мир во всем противоположен земному, - например, сломанные предметы в потустороннем мире становятся целыми, и наоборот. Очевидно, что разделяющие подобные религиозные представления люди не надеялись вернуться к жизни в своих физических телах. Однако, присутствие в захоронениях этого типа жертвоприношений, орудий труда и амулетов свидетельствует о том, что люди, делавшие эти захоронения, верили, что умершие вернуться к жизни, и жизнь эта будет не так уж непохожа на их земную жизнь. Умершие, которые будут есть, пить, охотиться, возделывать землю, сражаться, которых нужно защитить талисманами от сверхъестественных сил и невидимых врагов, должны перед этим вернуться к жизни. Но, представив себе эту новую жизнь в нематериальном теле, доисторические египтяне посчитали вторичную смерть невозможной. Именно в этом, по-видимому, лежат истоки величественной идеи бессмертия души. Расчленения или дробления тела проводилось, возможно, для того, чтобы заставить душу умершего покинуть землю, ибо для этого, как считалось, тело, которому она принадлежала, должно быть разрушено. Косвенным подтверждением этого предположения может служить тот факт, что все другие предметы, помещавшиеся в могилы, при захоронении были сломаны. Восстание против расчленения тел произошло в начале III династии. В это время египтяне начали строить массивные каменные гробницы и мумифицировать тела. Они с ужасом вспоминали погребальные традиции, связанные с расчленением тел. Возможно, именно этот обычай имеется в виду в разных местах "Книги Мертвых", где говорится, что умерший собрал свои члены и сделал свое тело целым. [1]
Третий тип захоронений, практиковавшийся египтянами - мумификация. Сухая песчаная почва Египта обладала естественным свойством сохранять мертвые тела, предохраняя плоть от гниения. Должно быть, еще в додинастическую эпоху обитатели Египта хорошо знали об этом и считали хорошую сохранность трупов естественным, или даже обязательным свойством, дарованным богами. Некоторые древнейшие человеческие останки, найденные в Египте, уже несут следы применения смолы.
Обратившись к эпохе правления IV династии, можно обнаружить, что практика расчленения и сожжения тела канула в лету. Все тексты, относящиеся к этому периоду, подразумевают, что тело следует похоронить целиком. Однако в действительности египтяне не надеялись на восстановление физического тела. Телом, о нетленности и сохранности которого они так настойчиво пеклись, являлось САХУ (или САХ) - духовное тело, рождавшееся из физического путем трансформации под воздействием молитв и церемоний, совершаемых при помещении физического тела в гробницу. Вполне сложившиеся религиозные воззрения о воскресении в духовном теле встречаются уже в египетских текстах периода V династии.
Таким образом, мы проследили, как взгляды египтян эволюционировали от идеи о воскресении обновленного физического тела до анемической концепции бессмертной души, и далее - до теории о посмертном воскресении души в новом духовном теле.
ДУХОВНАЯ АНАТОМИЯ
Вероятно, первоначально люди верили в то, что человеческую личность составляет только тело и невидимая сущность, которую одни именовали "тенью", другие - "двойником", третьи - "душой", "духом" и т.д. Различные концепции об элементах, составляющих человеческую личность, в египетской религии появились в результате слияния верований, вызванного смешением народов, а также в силу существовавшей у египтян тенденции придерживаться каждого верования, или даже разновидности верования, которое с течением времени появлялись в Египте. Непоследовательность являлась характерной чертой их религиозных воззрений. В промежутке между периодом доисторических захоронений и IV династии египтяне сформулировали целый ряд концепций об отдельных составляющих человеческой личности:
1. Физическое тело называлось ХАТ - это слово означает "то, чему присуще разложение". Именно ХАТ помещали в гробницу после мумификации и предохраняли от разрушения с помощью амулетов, магических церемоний и молитв. Тело умершего не могло быть оживлено, но его сохранность была необходима для создания из него духовного тела САХУ.
2. Материальное сердце было седалищем мысли, источником жизни и существования, а "дух сердца" АБ, являлось центром сознания, средоточием воли, совести и индивидуальных характеристик человека в его физическом теле; местом, где рождаются идеи-желания, поэтому именно сердце, как наиболее осведомленное о человеке и его жизни, символически взвешивалось во время посмертного суда над умершим. Нередко, употребляя слово "сердце", египтяне подразумевали "разум" совершенно так же, как это нередко делаем и мы сами, с той только разницей, что египтянине действительно считали сердце и внутренности реальным вместилищем разума. Иниотеф, придворный глашатай Тутмоса III, утверждает на своей надгробной плите, что он обязан своим успехом руководству сердца, которому он следовал безусловно, и добавляет народное изречение: "То - божественный вещун в каждом теле".
3. С телом тесным образом связан КА [2], иероглифическим изображением которого служили две поднятые руки. Ка - это жизненная сила, своего рода энергетический двойник человека (хотя термин "двойник" говорит больше о форме КА, в которой он изображался на памятниках, нежели о его основной природе), рождавшийся вместе с ним и наделенный личностными качествами человека. Вместе с тем, КА имел возможность покидать физическое тело во время сна или транса и, независимо от него, свободно перемещаться по земле или вознестись на небеса. После смерти физического тела КА оставался в непосредственной близости от тела, мог входить в изображения и статуи умершего, поэтому в древнейшие времена часть гробницы была выделена специально для нужд КА. Приношения, совершавшиеся в гробницах во все периоды египетской истории, предназначались для КА, который питался, наслаждаясь ароматами благовоний. Позднее возникло поверье, согласно которому КА можно было кормить магией. Скорбящие родственники или почитатели предков, посещавшие гробницу, просто произносили названия требуемых продуктов. Благоденствие КА было необходимо для сохранения личности умершего, поэтому издревле был учрежден особый класс жрецов, которые должны были проводить церемонии и произносить в установленное время молитвы во здравие КА в специальных святилищах. Считалось, что КА страшится огня, поэтому, когда кто-то желал захватить чужую гробницу, не было ничего вернее, чем развести там большой костер и таким образом изгнать КА предшественника. Вероятно, поэтому в некоторых египетских гробницах можно найти следы пожара. Изначально только царственные особы наделялись КА. Возможно, смысл церемонии хеб-сед, заключался в передачи божественного КА от правящего царя его наследнику. Впоследствии концепция КА была распространена на всех людей, причем боги и фараоны наделялись несколькими КА (например, у Ра их насчитывалось четырнадцать, и, кроме того, у него было семь БА), затем - на всех живых существ в целом, и, наконец, даже деревья, металлы, камни и оружие получили своих двойников.
4. Для сохранности КА было также необходимо сохранение имени человека - РЕН. Египтяне, как и все восточные народы, придавали имени очень большое значение и думали, что при его уничтожении разрушается и сама сущность человека, ибо дух был именем, и имя было духом. Поэтому стирание имени, начертанного в усыпальнице, ставило под угрозу существование усопшего в загробном мире. [3]
Обычные египтяне имели два имени - одно из них было истинным и хранилось в тайне, другое было простым прозвищем и не рассматривалось как часть живого существа. Судьба человека была неразрывно связана с его истинным именем, которое оказывало влияние на его характер. После присвоения имени использовалось только прозвище, но истинное имя также было и посмертным именем, и оно использовалось при произнесении магических заклинаний во благо усопшего, которые открывали пути в загробном мире.
При первых династиях фараоны получали три имени. По мере того, как набирала силу концепция бога-царя, увеличивалось и количество имен. К IX династии установилась окончательная форма царской титулатуры, которая состояла из пяти имен.
5. Душа, высшее сознание человека и вместилище чистых идей, называлась БА, что приблизительно означает "величественный", "благородный", "могущественный" и изображалась в виде сокола с головой человека. При жизни БА находится в КА, после смерти же она покидала гробницу и поднималась в небеса, где наслаждалась вечным существованием во всем своем великолепии. Как и КА, ей тоже требовалось питание, которое, однако, обеспечивалось божествами освященного некрополя. Также душа могла временно вселяться в цветок лотоса, змею, крокодила и других существ. Боги тоже обладали БА, причем один бог мог являться БА другого бога, например, РА считался БА Нуна. Звезды тоже могли служить в качестве БА, например одной из БА Осириса была птица Бенну, а другой - Орион.
6. Рядом с душой всегда находилась ее тень - ХАИБИТ (или ШУ). Концепция ХАИБИТ, по-видимому, является пережитком древнего верования, согласно которому тень человека является его душой. Со временем появились более сложные концепции, но древние египтяне продолжали придерживаться старого поверья, которое было закреплено народными обычаями, связанными с магической практикой.
7. Духовный разум, или дух человека, изображался в виде птицы, назывался ХУ ("светлое", "славное") и имел вид сияющего, светящегося, неосязаемого образа его тела. Первоначально термин "ХУ" использовался для обозначения класса небесных существ, живших вместе с богами. ХУ, как и КА, тоже является двойником человека, но это был скорее "двойник" интеллекта, воли и намерений, нежели "двойник" физического тела.
8. ХУ наделялся мистической силой СЕХЕМ, что означает "властвовать, господствовать над чем-либо". СЕХЕМ - это жизненная искра, контролирующая сила человека. Подобно ХУ, СЕХЕМ следовала вслед за своим владельцем на небеса.
Исходя из всего вышеизложенного, видно, каковы были взгляды древних египтян на воскресение и бессмертие: набальзамированное физическое тело помещалось в усыпальницу, не воскресало и никогда не покидало погребальной камеры. Посредством жертвоприношений поддерживалось благоденствие КА, которое, в свою очередь, обеспечивало сохранность индивидуального сознания и личности умершего. Слова Тота, молитвы и церемонии жрецов заставляли физическое тело превращаться в САХУ - нетленное духовное тело, выходившее из гробницы. В духовное тело переходила душа и дух, жившие в теле человека на земле, и это новое нетленное тело образовывало их обиталище на небесах, подобно тому, как физическое тело было их прижизненным вместилищем.
Вместе с тем, в Египте существовали не получившие широкого распространения верования о воскрешении физических тел. Согласно свидетельству Геродота, отчасти подтверждаемому некоторыми древнеегипетскими мифами, по прошествии трех тысяч лет душа могла оживить надлежащим образом мумифицированное физическое тело, если оно, разумеется, сохранилось до этого времени невредимым: "души усопших проходят через все виды земных, водных и крылатых созданий и через три тысячи лет вторично входят в человеческие тела".
ПРИМИТИВНЫЕ ЭСХАТОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ
Наиболее древним местонахождением страны мертвых был запад (Аменти), где каждый вечер умирало заходящее солнце. В дальнейшем представления об Аменти было соединены с концепцией о небесном и подземном Ниле. Под землею, в соответствии с представлениями египтян, находился другой Нил, именуемый Урн, протекавший по длинной темной долине с рядом мрачных пещер. Вход в этот мир находился на западе, и именно поэтому египтяне располагали некрополи на западе от своих городов.
Впоследствии местопребывание умерших было перенесено на небо, в обитель богов и чистых духов. При этом само небо представлялось в виде прямоугольной железной плиты. Поскольку расстояние от небесной плиты до земли было велико, кто-то должен был помочь усопшим взобраться на небеса. Считалось, что умершего могут перенести туда сокол или ибис, олицетворявшие Гора и Тота соответственно, или дружественные духи могли доставить умершему судно, на котором он мог бы переехать, или Гор-старший и Сет специально воздвигали лестницу и держали ее, пока усопший поднимался по ней. [4]
Эти примитивные воззрения послужили отправной точкой для формирования двух различных концепций загробной жизни, одна из которых была связана с культом Ра, другая принадлежала последователям Осириса.
ЭСХАТОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ СОЛНЦЕПОКЛОННИКОВ
Идея, согласно которой Ра является Создателем, была импортирована из Азии, но эсхатологическая концепция солнцепоклонников, несомненно, египетского происхождения. Бог Ра рождался каждое утро на востоке и плыл по небесному Нилу в солнечной ладье, а на закате сходил в загробный мир, чтобы снова появиться на востоке ранним утром. Этот потусторонний мир, именуемый Дуат или Аукерт, представлял собой преисподнюю, подземный мир, разделенный на 12 областей или номов, каждый из которых ладья Ра проходила в определенный час ночи. Преисподняя считалась местом обитания многочисленных демонов и могучего дракона Апопа, олицетворения сил зла и тьмы, извечного противника Ра, вместе со своими демоническими спутниками нападавшим на его ладью во время восхода.
Солнцепоклонники, в гробницах которых помещались модели солнечной ладьи, верили в то, что после смерти человек направляется в сторону запада, в Аменти, и попадает в первое часовое деление ночи, где привилегированные имели возможность произнести магические слова, призывающие к повиновению богов, и получить пропуск на ладью Ра. Эти избранные среди усопших становились сияющими духами ХУ. Поскольку они всегда сопровождали своего бога в его путешествии, они постоянно находились в царстве вечного света. Они ели небесную пищу Ра и угощались его небесными напитками. Они становились едиными с Ра и в то же время не теряли своей индивидуальности.
Они также имели возможность посещать старых друзей или любимые места на земле; могли вознестись на небеса и посетить "поля блаженных" (Сехет-Хетеп), обитель богов и место пребывания Великой Эннеады, которая предположительно располагалась в восточной или северной части неба.
Остальные, менее счастливые, умершие, поселялись в различных часовых делениях Аменти, в соответствии с известными им магическими формулами. Они оставались в темноте за исключением оного из двадцати четырех часов, когда в их делении появлялась солнечная ладья. Все они с нетерпением ожидали возвращения солнечной барки, дабы искупаться в лучах солнечного бога, насладиться благословенным солнечным светом. При появлении Ра им ничего не оставалось, как вознести восхваления и, схватив за канат, прикрепленный к его судну, повлечь его с ликованием через длинные пещеры своей темной обители. [5] Когда солнечная барка покидала их часовое деление, радостные возгласы сменялись горестными причитаниями.
ЭСХАТОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ПОСЛЕДОВАТЕЛЕЙ ОСИРИСА
Истинной целью посмертных устремлений почитателей Осириса была область загробного мира Сехет-Иару ("Камышовые поля"). Основные представления относительно Сехет-Иару были сформулированы во времена V династии (XXV-XXIV вв. до н.э.), согласно которым Камышовые поля представляют собой острова с плодородной землей, где земледельческие работы можно проводить легко и успешно, где хлеб растет выше, чем где бы ни было на берегах Нила и где умершие живут в безопасности и изобилии. [6]
Вероятно, прообразом Камышовых полей послужил один из районов плодородной Дельты, возможно область, расположенная неподалеку от Бусирите, столицы IX нома Нижнего Египта, где по легенде произошло воссоединение расчлененного тела Осириса. Первоначально местоположение Сехет-Иару было весьма неопределенным и, в соответствии с образом Осириса как Хентиаменти ("владыки запада"), Камышовые поля предположительно находились где-то в западной части Нильской долины. Позже Камышовые поля стали частью Сехет-Хетеп и их местоположение было перенесено в восточную часть неба.
Говоря об Аукерт, египетские тексты нигде не содержат упоминания о возможности для умерших узнать друг друга, но в Сехет-Иару условия были другими, поскольку там можно было продолжить дружбу или родственные отношения, связывавшие умерших на земле. [7]
В то время как пропуск в рай солнечного бога можно было гарантировать повторением магической формулы, т.е. благодаря ритуальной чистоте, в рай Осириса можно было попасть только пройдя через посмертный суд, на котором людей оценивали по их поступкам, т.е. благодаря своей морально-нравственной чистоте.
ПОСМЕРТНЫЙ СУД
Вера в то, что все совершенное человеком при жизни будет рассматриваться и оцениваться божественными силами после его смерти, возникла в самый ранний период развития египетской цивилизации и оставалась неизменной у многих поколений египтян. Они не представляли себе какого-либо всеобщего суда, во время которого все жившие должны получить воздаяние за совершенное при жизни. Напротив, имеющиеся в нашем распоряжении факты свидетельствуют о том, что вопрос о деяниях и посмертной судьбе каждой души рассматривался отдельно. В случае оправдания, душа получала разрешение войти в царство Осириса, где пребывают блаженные. Первоначально, видимо, считалось, что души, не оправданные на суде, немедленно уничтожались, поскольку божественные силы, вершившие суд, вряд ли могли допустить, чтобы эти души жили после осуждения и становились врагами чистых и блаженных. Однако со временем вера в бессмертие души укоренилась в сознании египтян настолько глубоко, что грешные души стали помещать в подземный мир, в преисподнюю, где обитали злые демоны.
К концу правления IV династии сложились общие представления о суде над мертвыми, согласно которым после смерти каждая душа предстает перед Осирисом, владыкой Аменти, и АБ, сердце человека, как наиболее осведомленное о его земной жизни, взвешивалось на весах. Помимо Осириса и иных богов его цикла, на суде присутствовали существа, именуемые Шенит, которые, как полагали египтяне, контролировали поступки и деяния человека. Один из богов должен был наблюдать за весами во время взвешивания. Кроме того, враги умершего могли открыть на суде неблагоприятные для него факты.
Изображение сцены посмертного суда запечатлено во многих папирусах, например, "Папирусе Ани", "Папирусе Хунефера", "Папирусе Анхаи", "Туринском папирусе", "Папирусе Неб-кет", "Папирусе Небсени", "Папирусе Амен-неба" и др. Согласно этим источникам, дополняемыми соответствующими главами "Книги Мертвых", общая схема суда над мертвыми была такой.
Сначала усопший произносил молитву своему сердцу о заступничестве [8], а также гимны и восхваления Осирису и Ра [9], после чего вступал в преддверие Чертога Маат ("Чертога двух Истин"), на пороге которого умершего встречали Исида и Нефтида, олицетворявшие идею чистоты и справедливости. Чертог Маат считался, главным образом, местом пребывания 42 богов-Шенит, каждого из которых усопший поочередно называл по имени и объявлял, что не совершал определенного греха. Вкратце содержание его обращения, называемого "Исповедью Отрицания" [10] сводилось к тому, что умерший никогда не проклинал Бога, не презирал бога города, не проклинал фараона; не совершал ни кражи, ни убийства, ни супружеской измены, ни актов содомии; он не был высокомерным или надменным, насильником или гневливым, поспешным в поступках или лицемером, пристрастным или богохульником, хитрецом или скупцом, мошенником или глухим к благочестивым речам, пособником в дурных делах, гордецом или надутым спесивцем; он не пугал людей, не жульничал, никогда не осквернял публичных водоемов и не опустошал возделанную землю общины.
C целью испытания правдивости исповеди, произнесенной только что умершим, проводилось взвешивания его сердца, для чего в Чертоге Маат были установлены весы, увенчанные либо пером Маат, либо головой шакала - животного, посвященного Анубису, либо головой ибиса - птицы, посвященной Тоту. На одну чашу весов помещалось перо Маат - символ истины и закона, на другую - сердце умершего. Возле весов в коленопреклоненной позе стоял, поддерживая правой рукой их стрелку, Анубис, а за ним - Тот, готовый записать результаты взвешивания. Возле него сидело чудовище Ам-мит, "Пожиратель мертвых", представляющий собой ужасное сочетание крокодила, льва и гиппопотама, ожидая момента, когда ему будет дозволено съесть сердце усопшего, если боги сочтут его недостойным.
Те умершие, чьи сердца уравновешивали перо Маат, то есть оказывались праведными и безгрешными, отождествлялись с Осирисом и им даровался титул маа-херу ("правдивые голосом", "правогласные"). Присвоение титула маа-херу было равносильно дарованию способности превозмочь любые препятствия, какие встретятся на пути умершего, ибо теперь голос человека, характеризуемого таким образом, приобретал силу, позволяющую ему обращаться к невидимым существам, которые будут обязаны оказывать ему все услуги, какие он имеет право от них потребовать. Отныне любая дверь потустороннего мира открывалась по приказу умершего; любой бог, услышав свое имя, спешил немедленно выполнить его требование; а те, чья обязанность - обеспечивать блаженных небесной пищей, делали это сразу, как только получали от умершего соответствующий приказ.
Затем Гор проводил умершего в святилище Осириса и ходатайствовал перед своим отцом за умершего [11], который в свою очередь, также произносил молитвенное обращение к владыке Аменти. [12]
Суд окончен. Теперь умершему предстояла встреча с богами подземного мира, которых следовало установленным образом поприветствовать [13], после чего умершему надлежало, преодолевая многочисленные опасности, совершить трудное путешествие в Сехет-Иару, обитель блаженных, чтобы занять там свое законное место среди других безгрешных и праведных, и вкушать вместе с ними все те наслаждения, какие только могут быть доступны избранным в царстве Осириса.
ДАЛЬНЕЙШАЯ ЭВОЛЮЦИЯ ЭСХАТОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ
Чтобы объединить эсхатологическую концепцию солнцепоклонников с представлениями последователей культа Осириса, седьмое часовое деление Дуата было отдано Осирису, и именно там происходил посмертный суд, а Камышовые поля, бывшие раем для последователей Осириса, стали частью Сехет-Хетеп, рая солнцепоклонников. В конечном итоге две различные эсхатологические концепции скорее перепутались, чем слились.
Наряду с появлением мифа, непосредственно связанного со смертью и загробной жизнью, набирала силу концепция царя как наместника богов. В соответствии со взглядами, бытовавшими в эпоху Древнего царства, только царь мог попасть в рай солнечного бога, и погребение фараона должно было проходить с соответствующей пышностью и торжественностью с тем, чтобы небесные боги приняли усопшего правителя как равного себе. Причем усопшие фараоны не просто разделяли благую участь Ра, войдя в его божественную обитель - они действительно приравнивались к богам. Уже при VI династии имела хождение идея отождествления душ усопших царственных особ с богами путем трансформации каждого из членов тела царя в соответствующий божественный. [14]
По мере того, как увеличивались, достигая грандиозных размеров, пирамиды, также совершенствовались и загробные представления египтян. Разрозненные прежде верования сложились в упорядоченную и последовательную систему эсхатологических воззрений. Загробный мир был организован так же, как и египетское государство той эпохи. Одновременно был разработан единый погребальный обряд и сформирован канон заупокойных текстов ритуального характера, так называемых "Тексты пирамид", который позже составил основу "Книги мертвых".
В это время господствующим элементом загробных представлений простого народа стали верования, связанные с культом Осириса. Рост этической мысли нашел свое отражение в концепции загробного суда, который оправдывает или приговаривает усопших после рассмотрения дел, совершенных ими в течение жизни. Счастье в будущей жизни стали всецело ставить в зависимость от нравственного облика человека на земле. Таким образом, благодаря мифу об Осирисе, в круг этих воззрений вошел сильный этический элемент: чтобы разделить участь Осириса и войти в обитель богов, душам умерших доказать, что во время своего пребывания на земле они вели благочестивую жизнь высоконравственного, законопослушного и религиозного человека.
Во времена Среднего царства взгляды на загробную жизнь изменились. Она больше не являлась исключительной прерогативой царей и его приближенных. Обычные египтяне, также стремившиеся обеспечить себе долгое будущее, начали возводить собственные гробницы.
Страдания и тревоги, пережитые египтянами в течение смутного времени Первого переходного периода, нашли свое отражение в памятниках письменности той эпохи, мрачных и пессимистичных по своему тону. Многовековая система была разрушена. Египтяне чувствовали на себе большую ответственность за произошедшее, и это изменило их восприятие загробной жизни. Каждому человеку теперь предстояло предстать перед судом Осириса и отвечать за все свои деяния на земле. Концепция загробного суда получила широкое распространение, и, начиная примерно с середины Среднего царства, душа любого праведного человека после смерти отождествлялась с богом потустороннего мира, который превратился в Царя и Судью мертвых.
Во времена Нового царства привыкшие к роскоши вельможи империи уже не взирали больше с удовольствием на необходимость пахать, сеять и жать на счастливых полях Иару. Они желали бы занять в загробном мире привилегированное положение и пользоваться тем же самыми благами, к которым они привыкли на земле.
Сначала появился обычай убивать определенное количество слуг, чтобы они сопровождали в рай знатного вельможу. Но после того, как появилась доктрина, согласно которой работников можно заменить магическими статуэтками, необходимость в кровопролитии отпала. Чтобы обеспечить умершему свободу от черной работы, в гробницах десятками и сотнями помещались статуэтки-ответчики, или ушебти, снабженные принадлежностями для полевых работ (веревочной корзиной, плугом и цепом), несущие на себе магическую формулу. [15] Предполагалось, что эти статуэтки будут повиноваться умершему в загробном мире, и выполнять все те обязанности, которые он пожелает на них возложить.
Подобный способ обретения материальных благ был перенесен также и в нравственный мир, с целью избежать последствий дурной жизни. Вновь оказались востребованы практиковавшиеся ранее солнцепоклонниками магические способы обретения посмертных благ. Жрецы решили проблему попадания усопших на Камышовые поля Осириса за счет применения различных магических формул, которые становились все многочисленнее, так что для них уже не хватало места внутри гроба, и их приходилось писать на свитке папируса, помещаемом в гробнице.
Эти свитки заготавливались заблаговременно, и продавались предприимчивыми жрецами любому, кто был способен их купить. Помимо всевозможных магических формул из "Книги мертвых", эти свитки содержали также оправдательную сцену посмертного суда, причем имя усопшего вписывалось на свободные места, специально оставленные для этой цели на протяжении всего документа, и этим счастливому покупателю обеспечивался оправдательный приговор, поставленный прежде, чем было известно, чье имя должно быть вписано. Также широкое применение в ходе погребальных обрядов получили амулеты.
Моральные требования и этические принципы, вошедшие в религию Египта благодаря влиянию мифа об Осирисе, были ослаблены и отравлены уверенностью в том, что как бы ни была порочна человеческая жизнь, отпущение грехов в потустороннем мире может быть в любое время куплено у жрецов.
Изменения, которые произошли в религиозных воззрениях египтян в эпоху Нового царства, сопровождались появлением новых погребальных обычаев. Вместо возведения пирамид и мастаба фараоны и их придворные начали сооружать себе скальные гробницы - длинные пещеры, вырубленные среди холмов. Некоторые из гробниц имели сложное строение, со многими камерами и длинными узкими проходами. Роскошь и богатство этой эпохи нашли свое отражение в изысканном убранстве гробниц и дорогих украшениях мумий. Даже представители низших классов тратили сравнительно большие суммы на оказание последних ритуальных услуг покойному.
Основным источником наших знаний о религии фараона-реформатора Эхнатона является его великий гимн, посвященный Атону. Однако, этот гимн не содержит никаких упоминаний о загробной жизни. По всей видимости, Эхнатон верил в бессмертие души, поскольку тела ее матери, царицы Ти, а также дочери и его самого были забальзамированы, но он не был уверен в том, что души попадают в рай, о котором нет никаких упоминаний в его поэме.
Примечания:
[1] "Слава тебе, о мой божественный отец Осирис! Я пришел к тебе потому, что ты можешь набальзамировать, да, набальзамировать мои члены, дабы я не погиб и не пришел к концу, а был подобен моему божественному отцу Хепри, его божественному образу, который не знает разложения... О ты, чье тело не ведает разложения и кто сам никогда не ведал разложения!.. Да не будет мое тело обращено в червей, но освободи меня от них так же, как ты освободил себя. Я прошу тебя, не дай мне сгнить, как не даешь ты всякому богу, и всякой богине, и всякому зверю, и всякому пресмыкающемуся испытать разложение, когда душа выходит из них после смерти. Ибо, когда душа уходит, человек испытывает разложение, и кости его тела гниют и становятся отвратительными, члены постепенно распадаются на куски, кости крошатся в бесформенную массу, плоть превращается в зловонную слизь, и он становится братом разложению, которое приходит к нему. И он превращается во множество червей, и он становится множеством червей, и конец приходи тему, и он погибает пред взором бога Шу так же, как всякий бог, и всякая богиня, и всякая дичь, и всякая рыба, и все, что ползает, и всякое пресмыкающееся, и всякое животное, и любое другое существо. Когда черви увидят меня и узнают меня, да падут они на свои животы, и пусть страх предо мной овладеет ими; да будет так со всяким живым существом после моей смерти, будь то зверь, или птица, или рыба, или червь, или пресмыкающийся. И да восстанет жизнь из смерти. Да не станет гниение ни от одного пресмыкающегося концом мне, и да не пойдут они против меня в различных своих обликах...
Я бог Хепри, и мои члены будут существовать вечно. Я не буду разлагаться, я не превращусь в труху и не буду гнить, я не превращусь в червей, и я не увижу разложения пред оком бога Шу. Я буду существовать, я буду прорастать, я буду прорастать, я буду прорастать; я проснусь в мире. Я не сгнию, мои внутренности не погибнуть, я не понесу ущерба, мое око не сгниет, мой образ не исчезнет, мое ухо не оглохнет, моя голова не будет отделена от моей шеи, мой язык не будет исторгнут; мои волосы не будут отрезаны, мои брови не будут сбриты, и гибель не придет ко мне. Мое тело будет крепко, и оно не погибнет и не разрушится на этой земле". (Из Главы CLIV "Книги Мертвых").
"Голова Осириса не была отнята от него; да не будет голова умершего отнята от него. Я срастил себя, я сделал себя цельным и полным, я возродил свою молодость, я - Осирис, владыка вечности". (Из Главы XLIII "Книги Мертвых").
"Восстань о ты, Атоти! Ты получил свою голову, ты связал воедино свои кости, ты собрал свои члены". (Из пирамиды Атоти).
[2] Концепция КА является одной из самых сложных для понимания современного человека и вызывает большие разногласия при ее трактовке. Так, согласно Масперо, КА - это двойник человека, внешне и по существу тождественный ему. Согласно Эрману, КА - жизненная сила, отличающая одушевленные предметы от неодушевленных. У. Бадж определяет КА как "абстрактная индивидуальность или личность, наделенная всеми атрибутами человека и способную существовать независимо от него".
[3] О том, что в течение долгого времени вера в важность сохранения имен усопших оставалась неизменной, свидетельствуют обнаруженные в египетских пирамидах многочисленные молитвы о сохранении и процветании имени: "О Великий сонм богов обитающий в Гелиополе, даруй процветание Пиопи Нефер-ка-Ра и процветание его пирамиде, его вечному строению, как процветает имя Атума, главы эннеады богов. Если имя Шу, повелителя Верхнего святилища в Гелиополе, процветает, то и имя Пиопи будет процветать, и его пирамида, его вечное строение, будет процветать! Если имя Тефнут, владычицы Нижнего святилища в Гелиополе, процветает, то и имя Пиопи утвердится, и его пирамида утвердится навеки! Если имя Геба процветает в "почитании на земле", то и имя Пиопи будет процветать, и его пирамида будет процветать, его строение будет процветать вовеки! Если имя Нут в доме Шент в Гелиополе процветает, то и имя Пиопи будет процветать, и его пирамида будет процветать, его строение будет процветать вовеки! Если имя Осириса процветает в номе Абидоса, то и то и имя Пиопи будет процветать, и его пирамида будет процветать, его строение будет процветать вовеки! Если имя Осириса-Хентиаменти процветает, то и имя Пиопи будет процветать, и его пирамида будет процветать, его строение будет процветать вовеки! Если имя Сета, живущего в Нубте, процветает, то и имя Пиопи будет процветать, и его пирамида будет процветать, его строение будет процветать вовеки! Если имя Гора процветает, то и имя Пиопи будет процветать, и его пирамида будет процветать, его строение будет процветать вовеки! Если имя Ра процветает на горизонте, то и имя Пиопи будет процветать, и его пирамида будет процветать, его строение будет процветать вовеки! Если имя Гора-мерти процветает в Летополе, то и имя Пиопи будет процветать, и его пирамида будет процветать, его строение будет процветать вовеки! Если имя Уаджет в Фивах процветаете, то и имя Пиопи будет процветать, и его пирамида будет процветать, его строение будет процветать вовеки!" (Из "Текстов Пирамид", Пиопи II).
[4] "Осирис Ну взойдет по вашей лестнице, которую Ра воздвиг для него, а Гор и Сет будут крепко держать его за руки". (Из CLIII Главы "Книги Мертвых").
[5] "Находящиеся в Дуате выходят, чтобы встретить тебя, и преклоняются перед тобой, видя твой прекрасный образ". (Из "Папируса Ани", XVIII династия).
[6] Описание Сехет-Иару содержится в CX главе "Книги Мертвых". Папирусы, иллюстрирующие Сехет-Иару (такие как "Папирус Небсени", "Папирус "Ани", "Папирус Анхаи"), прекрасно дополняют это описание следующими изображениями:
- умерший жертвует дары богам;
- плывет в ладье;
- обращается с молитвами к Осирису или Хору;
- собирает урожай пшеницы;
- держит птицу Бенну, олицетворяющую душу, (БА) Осириса и символизирующую воскресение и вечную жизнь;
- питается ароматами под символами трех КА и трех ХУ, которые можно прочесть как "пища духов";
- пашет на быках на берегу потока, где нет ни змей, ни рыбы, ни червей;
- свободно путешествует по островам, озерам и городам Сехет-Иару, в том числе посещает и область Ашет - обитель бога Ун-нефера, который является одной из ипостасей Осириса;
- видит ладью с четырьмя парами весел, в которой находится лестница.
[7] "Да буду я жить хлебом, испеченным из белого зерна, и да будет пиво мое сделано из красного зерна, и пусть личности моего отца и матери будут даны мне как хранители моей двери и для управления моей усадьбой". (Из LII главы "Книги Мертвых").
[8] "Да не восстанет против меня ничто на суде. Да не будет ничто препятствовать в присутствии наивысших правителей. Да не будет разлуке тебя со мной в присутствии того, кто держит весы! Да не сделают Шенит, что держат в своих руках обстоятельства жизней людей, чтобы мое имя стало зловонным! Да будет суд милостив ко мне, и да буду я иметь радость сердца при взвешивании слов. Да не будет то, что лживо, произнесено против меня перед Великим Богом, повелителем Аменти". (Из XXXb главы "Книги Мертвых").
[9] "Слава тебе, о ты, который встаешь в Нут и в проявлении своем наполняешь мир сиянием света; весь сонм богов поет тебе гимн восхваления после того, как ты выходишь. Два Ока, служащие тебе, лелеют тебя как царя Севера и Юга, ты прекрасное и возлюбленное Дитя. Когда ты поднимаешься, мужчины и женщины живут. Народы радуются тебе, и Души Анну поют тебе песню радости. Души города Пе и Души города Нехен превозносят тебя, и павианы преисподней поклоняются тебе, и все звери и домашний скот восхваляют тебя в один голос. Богиня Себа поражает твоих врагов, чтобы ты радовался в своей ладье; твои гребцы счастливы в ней. Ты вступаешь в ладью Атет, и твое сердце наполняется радостью. О владыка богов, когда ты создал их, они вскричали от радости. Небесная богиня Нут объемлет тебя со всех сторон, и бог Нун питает тебя лучами своего света. О, излей свет на меня и дай мне видеть твою красоту, и когда ты движешься над землей, я буду петь хвалу твоему прекрасному лику. Ты встаешь на небесном горизонте, и твоему диску поклоняются, когда он воцаряется на горе, чтобы давать жизнь миру.
Ты встаешь, ты встаешь, и ты выходишь из бога Нун. Ты возрождаешь свою молодость и заходишь там, где был вчера. О ты, божественное Дитя, ты, кто создал себя, я не в силах описать тебя. Ты пришел в своих восходах и ты сотворил небо и землю, блистающие в лучах твоего чистейшего изумрудного света. Стране Пунт назначено давать благовония, которые ты ощущаешь своими ноздрями. Ты поднимаешься, о дивное существо, в небесах, и две богини-змеи, Мерти, украшают твое чело. Ты тот, кто дает законы, о повелитель мира и всех обитающих в нем; все боги восхваляют тебя". (Гимн Ра из "Папируса Ани").
"Слава тебе, о Осирис Ун-нефер, великий бог в Абидосе, царь вечности и повелитель постоянства, который проходит через миллионы лет в своем существовании. Ты старший сын лона Нут, ты был порожден Гебом, прародителем богов, ты владыка корон Севера и Юга, величественной Белой Короны. Как повелитель богов и людей ты получил крюк и кнут и сан твоих божественных отцов. Пусть твое сердце, находящееся в горах Аменти, будет довольно, ибо твой сын Гор восседает на твоем престоле. Ты - коронованный владыка Бусириса и правитель в Абидосе. Силою твоей мир зеленеет, торжествую во имя мощи Неб-ер-чера. Именем своим Та-хер-ста-неф ты ведешь с собой то, что есть, и то, чего еще нет; ты оберегаешь землю именем своим Секер, ты безмерно могуч и ужасен именем своим Осирис, ты пребываешь во веки веков именем своим Ун-нефер.
Слава тебе, о ты, Царь царей, Владыка владык, Правитель правителей! Из лона Нут ты правишь миром земным и подземным. Твое тело - блестящий и сияющий металл, твоя голова - небесной голубизны, и блеск бирюзы окружает тебя. О ты, бог Ан, кто существовал миллионы лет, кто охватывает все своим телом, кто прекрасен ликом в Блаженной Земле; даруй мне сияние на небесах, мощь на земле и победу в подземном миру. Дозволь мне плыть вниз к Татту, подобно живой душе, и вверх к Абидосу, подобно Фениксу, и даруй мне возможность пройти через пределы подземного мира без помех и препятствий. Да будут даны мне хлебы в обители прохлады, и подношения пищей и питьем в Анну, и поместье на веки веков на Камышовых полях с пшеницей и рожью в нем". (Гимн Осирису из "Папируса Ани").
"Дозволь мне следовать в свите твоего Величия так же, как я делал это на земле. Дозволь душе моей быть призванной и дозволь ей быть рядом с владыками истины и справедливости. Я вошел в Город Бога, в место, существовавшее в изначальные времена, с моей душой, моим двойником и моим прозрачным обличием, чтобы пребывать в этой земле. Бог ее - повелитель справедливости и истины; он владыка пищи богов, и он священнейший. Его земля объемлет каждую землю, Юг приходит, плывя вниз по реке, и Север, направляемый ветрами, приходит ежедневно, чтобы устроить там празднество по велению бога этой земли, владыки ее мирного бытия. И разве не сказал он: "Счастье их - моя забота?" Пребывающий в них бог творит справедливость и истину; тому, кто вершит их, он дает многие годы жизни, и тому, кто следует им - положение и почести, пока, наконец, не достигнут они успокоения в Священной Земле". (Гимн Осирису из "Папируса Хунефера").
[10] Поскольку после имени каждого из богов умерший всегда говорит, что не совершал какого-то греха, вся группа обращений была названа "Исповедью Отрицания". Вот ее полное содержание из CXXV главы "Книги Мертвых":
1. Приветствую тебя, Усех-немтет ("Широкий шагами"), приходящий из Анну (Гелиополь), я не чинил несправедливости.
2. Приветствую тебя, Хепт-сешет ("Объятый пламенем), приходящий из Хер-аба (город неподалеку от Мемфиса), я не разбойничал.
3. Приветствую тебя, Фенти ("Нос"), приходящий из Хеменну, я не причинил насилия ни одному человеку.
4. Приветствую тебя, Ам-хаибиту ("Пожиратель теней"), приходящий из Керерет, я не совершал воровства.
5. Приветствую тебя, Неха-хра ("Зловонный лик"), приходящий из Рестау (мемфисский некрополь, синоним царства мертвых), я не убивал ни мужчину, ни женщину.
6. Приветствую тебя, Ререти ("Двойной бог-Лев), приходящий с небес, я не сжигал бушеля.
7. Приветствую тебя, Маата-ф-эм-сешет ("Огненные глаза"), приходящий из Сехема (Летополь), я не поступал предательски.
8. Приветствую тебя, Неба ("Пламя"), приходящий и отступающий, я не брал того, что принадлежит Богу.
9. Приветствую тебя, Сет-кесу ("Разбивающий кости"), приходящий из Сутен-хенена (Гераклеополь), я не произносил лжи.
10. Приветсвую тебя, Хеми ("Разрушающий"), приходящий из Шетаит (т.е. тайного места), я не отбирал ничего силою.
11. Приветствую тебя, Уач-несерт ("Сильный пламенем"), приходящий из Хет-ка-пта (Мемфис), я не произносил низких слов.
12. Приветствую тебя, Хра-ф-ха-ф ("Тот, чье лицо позади него"), приходящий из пещеры и пропасти, я не отбирал пищу силой.
13. Приветствую тебя, Керти ("Источник двойного Нила"), приходящий из Подземного Мира, я не прибегал к обману.
14. Приветствую тебя, Та-рет ("Огненная стопа"), приходящий из мрака, я не ел своего сердца.
15. Приветствую тебя, Хеч-абеху ("Сверкающие зубы"), приходящий из Та-ше (т.е. из Файюма), я не захватывал ничьей земли.
16. Приветствую тебя, Ам-сенеф ("Кровопийца"), приходящий из дома казней, я не убивал животных, посвященных Богу.
17. Приветствую тебя, Ам-бесек ("Пожиратель внутренностей"), приходящий из Мабет, я не опустошал вспаханных земель.
18. Приветствую тебя, Неб-Маат ("Повелитель Маат"), приходящий из города двух Маати, я избегал всего, что способно причинить зло.
19. Приветсвую тебя, Тенеми ("Отступающий"), приходящий из Бубаста, я не открывал уст против кого-либо из людей.
20. Приветствую тебя, Анти, приходящий из Анну, я не давал воли гневу без надлежащей причины.
21. Приветствую тебя, Тутутеф, приходящий из нома Ати, я не совершал прелюбодеяний и не предавался содомии.
22. Приветствую тебя, Уамемти, приходящий из дома кровопролития, я не осквернял себя.
23. Приветствую тебя, Маа-ант-ф ("Провидец того, что несут ему"), приходящий из дома бога Амсу, я не возлежал с женой другого.
24. Приветствую тебя, Хер-серу, приходящий из Нехату, я не внушал страха никому из людей.
25. Приветствую тебя, Неб-Сехем, приходящий от Озера Кауи, я не был горяч устами.
26. Приветствую тебя, Сешет-херу ("Направляющий речь"), приходящий из Урит, я не позволял себе быть глухим к словам правды и праведности.
27. Приветствую тебя, Нехен ("Ребенок"), приходящий от озера Хекет, я не был причиной слез другого.
28. Приветствую тебя, Кенемти, приходящий из Кенемет, я не изрекал богохульств.
29. Приветствую тебя, Ан-хетеп-ф ("Приносящий свои дары"), приходящий из Сау, я не совершал насилия.
30. Приветствую тебя, Сер-херу ("Распорядитель Речи"), приходящий из Унси, я не торопил свое сердце.
31. Приветствую тебя, Неб-храу ("Владыка Лиц"), приходящий из Нечефет, я не пронзал свою кожу, и я не заслужил мести бога".
32. Приветствую тебя, Серехи, приходящий из Утхент, я не продолжал речь свыше того, что должно быть сказано.
33. Приветствую тебя, Неб-абуи ("Владыка рогов"), приходящий из Саути, я не обманывал и не смотрел на зло.
34. Приветствую тебя, Нефертум, преходящий из Хет-ка-пта (Мемфис), я никогда не изрекал проклятий фараону.
35. Приветствую тебя, Тем-сеп, приходящий из Татту (Мендес), я не осквернил бегущей воды.
36. Приветствую тебя, Ари-эм-аб-ф ("Тот, кто волен исполнять свои желания"), приходящий из Тебти, я не возвышал своей речи.
37. Приветствую тебя, Ахи, приходящий от Нуна, я не изрекал проклятий Богу.
38. Приветствую тебя, Уач-рехит, приходящий из своего святилища, я не вел себя нагло.
39. Приветствую тебя, Нехеб-неферт, приходящий из своего храма, я не делал различия.
40. Приветствую тебя, Нехеб-кау, приходящий из своей пещеры, я не увеличивал моего богатства за счет чужой собственности.
41. Приветствую тебя, Чесер-теп, приходящий из своего святилища, я не изрекал проклятий тому, что принадлежит Богу и находится со мной.
42. Приветствую тебя, Ан-а-ф ("Приносящий свои руки"), приходящий из Аукерта, я не думал с презрением о боге города.
[11] "Я пришел к тебе, о Ун-нефер, и я привел Осириса-Ани к тебе. Его сердце было найдено праведным, и оно прошло испытание весами. Оно не согрешило против бога или богини. Тот взвесил его по велению сонма богов; оно воистину праведно и правдиво. Пожалуй ему лепешек и пива и дозволь ему войти к тебе, и пусть он всегда будет подобен последователям Гора". (Из "Папируса Ани").
[12] "О владыка Аменти, я перед тобой. На мне нет греха; я не лгал умышленно и ничего не совершал со лживыми помыслами в сердце. Дозволь мне быть подобным тем избранным, что тебя окружают, дозволь мне быть Осирисом, к кому благоволит прекрасный бог, возлюбленный Владыками мира". (Из "Папируса Ани").
[13] "Слава вам, о боги, обитающие в Чертоге богинь Маат, я - да, именно я, - знаю вас и знаю ваши имена. Да не паду я под вашими кровавыми ножами, да не откроете вы мои слабости пред богом, в чьей свите вы состоите, и да не случится со мной никакого зла по вашей воле. О, объявите меня "правдивым голосом" в присутствии Неб-ер-чера, ибо в Возлюбленной Земле я делал то, что праведно и истинно. Я не проклинал Бога, поэтому да не будет мне зла от Царя, пребывающего во дне своем.
Слава вам, о боги, обитающие в Чертоге богинь Маат, лишенные зла в телах своих, живущие праведно и правдиво, питающиеся правдой и праведностью в присутствии бога Гора, обитающего в своем божественном Диске. Избавьте меня от бога Баба, насыщающегося внутренностями могущественных в день подведения итога. О, дозвольте мне прийти к вам, ибо я не совершил ошибок, я не грешил и не делал зла, я не лжесвидетельствовал, поэтому да не будет мне сделано ничего дурного. Я живу по правде и справедливости, и я питаюсь по правде и справедливости. Я соблюдал заповеди людей, так же как и то, что угодно богам. Я был в мире с Богом, исполняя его волю. Я давал хлеб голодному, воду жаждущему, одежду нагому и лодку - потерпевшему кораблекрушение. Я приносил священные жертвы богам и погребальную пищу блаженным умершим. Будьте моими освободителями, будьте моими защитниками и не обвиняйте меня в присутствии Осириса. Мои уста чисты, и мои руки чисты, поэтому да будет мне сказано теми, кто увидит меня: "Приди с миром, приди с миром". Я слышал слово власти, которое духовные тела говорили Коту в доме Хапт-ре. Я прошел испытание в присутствии Хра-ф-ха-фа, и он вынес решение. Я видел то, над чем дерево Персеи раскинуло свои ветви в Ре-стау. Я тот, кто возносил молитвы богам и кто знает их. Я пришел и выступил вперед, чтобы утвердить праведность и истину и чтобы установить Весы на то, что их поддерживает, в области Аукерта.
Приветствую тебя, возвышающегося на своем пьедестале, владыку Короны Атеф, нареченного именем "Владыки ветров", спаси меня от твоих божественных посланников, приносящих ужас и несчастья, не имеющих покрывал на своих лицах, ибо я делал то, что праведно и истинно, во имя Владыки праведности и истины". (Из CXXV главы "Книги Мертвых").
[14] Менкаура (IV династия) отождествляется с Осирисом, и надписи в его гробнице величают его "Осирисом, царем Юга и Севера, Менкаура, живущим во веки веков", приписывают ему генеалогию Осириса, и усопший царь провозглашается "рожденным небом, потомком Нут, плотью и костями Геба".
Позднее идея отождествления усопших с Осирисом нашла свое адекватное выражение в "Книге Мертвых": "Мои волосы - это волосы Ну. Мое лицо - это лицо Атона. Мои глаза - это глаза Хатхор. Мои уши - это уши Вепуата. Мой нос - это нос Хенти-Хас. Мои губы - это губы Анубиса. Мои зубы - это зубы Серкет. Моя шея - это шея священной богини Исиды. Мои руки - это руки Банебджедет. Мои предплечья - это предплечья Нейт, Владычицы Саиса. Мой позвоночник - это позвоночник Сета. Мой фаллос - это фаллос Осириса. Моя поясница - это поясница владык Хер-аба. Моя грудь - это грудь Могущественного ужасом. Мои живот и спина - это живот и спина Сехмет. Мои ягодицы - это ягодицы Ока Гора. Мои бедра и голени - это бедра и голени Нут. Мои ступни - это ступни Птаха. Мои пальцы и кости голени - это пальцы и кости голени Живущих богов". (Из XLII главы "Книги Мертвых").
[15] Магические формулы, или "слова власти", писавшиеся на ушебти, менялись от эпохи к эпохе; но согласно одной из древнейших формул, употреблявшихся еще во времена XIII династии, умерший говорит фигурке: "О ты, ушебти, фигурка писца Небсени. Если я буду вызван или мне прикажут сделать работу, которую все живущие в загробном мире должны выполнять по очереди, - отбрось все, что препятствует, - пусть любая обязанность будет возложена на тебя вместо меня; и при засевании полей, и при наполнении каналов водой, и при переноске песка с востока на запад". Фигурка отвечала: "Воистину я здесь и выполню то, что ты прикажешь".