В египетской мифологии Акер - древний хтонический бог, изображавшийся в виде льва или двуглавого сфинкса, символизировавшего объединение "вчера" и "завтра" (или "запада" и "востока").
Амаунет
См. Огдоада
Ам-мит
Ам-мит ("пожиратель мертвых") - ужасное чудовище, присутствующее на посмертном суде в сцене взвешивания сердца умершего. Изображался в виде фантасмагорического животного, представляющего собой причудливое сочетание льва и гиппопотама с головой крокодила. Он сидит возле Тота в ожидание момента, когда ему будет дозволено съесть сердце усопшего, если боги сочтут его недостойным.
Амон
Самое первое упоминание Амона ("сокрытый", "потаенный") было обнаружено в пирамиде знаменитого царя V династии Унаса, где он и его супруга присутствуют в списке первозданных богов, связанных с Нуном, - Отцов и Матерей, находившихся в глубинах первородного океана в начале времен. Впрочем, жрецы эпохи Унаса с готовностью абсорбировали все религиозные мифы, существовавшие в стране: в космологии Гермополя Амон был членом огдоады (восьмерки прабогов), участвовавших в сотворении мира.
В Фивах Амон долгое время оставался незначительным местным богом и, вероятно, прошел через столько стадий развития, что теперь уже невозможно понять его изначальную племенную концепцию, которая могла быть весьма грубой и достаточно расплывчатой. Очевидно, он был лунным божеством, поскольку его культ всегда тесно ассоциировался с культами двух других ярко выраженных лунных божеств - Хонсу и Мут. Возможно, он развился как символический атрибут бога луны Яха. Также Амон мог быть лунным духом и сыном Великой Матери, - Апет или Мут, - и олицетворял, таким образом, воинственное мужское начало.
На протяжении всей истории Египта Амон объединялся с различными божествами, на что указывают его многочисленные животные образы. Подобно Мину, он изображался в виде человека с головой барана; подобно Хекет - в виде человека с головой лягушки, составляя в этом образе пару с богиней Амаунет. Его культ также перенял отличительные особенности бога Монту. Другими изобразительными формами Амона были отдыхающий лев с поднятой головой, похожи на примитивного бога-льва Акера; человек с головой змеи, в то время как его супруга имела голову кошки и др. Но даже в образе с головою сокола он сохранял свои лунные атрибуты, поскольку носил солнечный диск с лунным полумесяцем.
Амон-Ра
Несколько выдвинувшийся в конце XI династии вследствие политического возвышения Фив, Амон по политическим мотивам был отождествлен с Ра, превратившись в Амона-Ра и, тем самым, потерял свою изначальную связь с луной. Однако влияние лунного культа сохранялось еще достаточно долго. Вероятно, первым правителем, который поддерживал поклонение Амону, был Аменемхет I, основатель XII династии, чье имя означает "Амон во главе". Во времена правления XII династии Амон-Ра превратился в одну из ипостасей бога-солнца. При этом чаще всего он изображался в виде бородатого человека с царским скипетром в одной руке и символом жизни в другой, облаченного в тунику без рукавов, свободно спадающую с его плеч, и с хвостом животного, свисающим сзади. Его головной убор, украшенный двойным плюмажем с лунным и солнечным символами, раскрашивался отдельными секциями в красный и голубой, либо красный и зеленый цвета, что обозначало ассоциацию с солнцем, рекой и растительностью. Порой он изображался с рогами Мина, загнутыми вниз, вокруг ушей, а порою с рогами Хнума, торчащими в стороны. Он также носил воротник и браслеты.
На протяжении Среднего и Нового царств его культ приобретал все большую популярность, и он имел большие и роскошные центры поклонения в Фивах (Луксор), Карнаке и Мединет Абу. Как бог войны он вышел на передний план при XVIII династии. Победоносные цари XVIII династии, возвращаясь с богатой добычей после многочисленных сражений, совершали щедрые приношения храмам Амона-Ра, и его жрецы стали богатыми и могущественными.
Торжество фиванской фамилии обусловило главенство Амона-Ра, который уже при XIX и XX династиях стал почитаться как бог-творец, олицетворяющий собою скрытую и таинственную силу, создавшую и поддерживающую существование Вселенной. В конечном итоге Амон-Ра поднялся до главенствующего положения общенационального бога и главного бога египетского пантеона, сочетающим в себе атрибуты и силу всех остальных богов, а его культ стал самым могущественным и влиятельным в Египте. [1]
Во время танско-амонского периода Верхний Египет стал теократией, управляемой жрецами Амон-Ра, которые принимали свои решения в соответствии с пророчествами оракула этого бога.
При ассирийском правлении, дабы навсегда пресечь тенденцию жречества Амон-Ра к заложению основ собственного могущества, на должность верховных жриц стали назначать женщин. Эти жрицы были известны как почитатели или божественные поклонники Амон-Ра, и они продолжали выполнять свою роль до конца XXX династии.
Амсет
См. Гора сыновья.
Анат (Анта)
Как богиня любви азиатская Анат являлась одной из местных форм Астарты. В Древней Аравии она ассоциировалась с лунным богом Сином, в Малой Азии - с Ашшуром, она же являлась и супругой Сутеха.
Как богиня войны Анат была импортирована в Египет во времена Нового царства. Тутмос III возвел ей часовню в Фивах, в договоре между Рамсесом II и хеттами она и Астарта были объединены в пару, подобно Исиде и Нефтиде, а Рамсес III назвал свою любимую дочь Бан-анат - "дочь Анат".
На египетских монументах Анат изображалась либо сидящей на троне, держащей в одной руке копье, а в другой - занесенный боевой топор, либо в своей азиатской форме, почитаемой Сети I, - верхом на лошади со щитом и палицей.
Анджети
Древний бог Дельты, культовый центр которого находился в городе Джеду (греч. Бусирис). В отличие от остальных зооморфных богов номов, он всегда изображался в виде человека, держащего в руках пастушеский посох и кнут. Вероятно, именно с ним первоначально соотносился столб Джед, впоследствии символизировавший позвоночник Осириса.
Анджети упоминается в "Текстах пирамид", но отсутствует в более поздних источниках. Вероятно, его культ был полностью поглощен Осирисом, который в конечном итоге перенял его атрибуты и его роль в общенациональном масштабе.
Анпу (или Инпу, греч. Анубис)
Верхнеегипетский бог бальзамирования, покровитель мертвых и защитник богов, изображавшийся как человек с головой шакала. В период Среднего царства культ этого божества слился с культом Осириса, с которым он разделил титул Хентиаменти ("первый из стран Запада"). В Гелиополе Анубис считался незаконнорожденным сыном Осириса и Нефтиды, [2] и часто отождествлялся с Вепуатом. Анубис был стражником подземного царства Осириса и, как "открыватель путей", следовал перед ладьей солнечного бога Ра.
Анукет
Концепция Анукет, вероятно, имеет нубийское происхождение. В египетской мифологии Анукет считалась дочерью Хнума и богини Сатис. Она изображалась как темнокожая женщина, увенчанная короной из перьев. Подобно Сатис, она считалась богиней-охранительницей нильских порогов.
Апет
Культовым центром Апет были Фивы, и само слово "Фивы" возникло, видимо, как результат искажения греками египетского наименования одного из храмовых ансамблей, посвященных богини Апет, и носившего в честь ее название "Апе". После того, как женский артикль "Т" был поставлен пред "Апе", Тап или Тапе стало произноситься греками как "Фебай".
В образе гиппопотама, - своего священного животного, - Апет была связана с Таурт, и в этой ипостаси являлась воплощением Великой Матери и почиталась как богиня материнства. Будучи неотличима от Мут, Апет была "матерью богов". Как богиня воды, Апет ассоциировалась с Нут. Впоследствии Апет была отождествлена с Исидой, и стала считаться матерью Осириса.
Апис
Апис - это священный бык Мемфиса, который считался воплощением Осириса и Птаха (при этом, разумеется, подразумевалась ипостась Птах-Осирис). Апису поклонялись с глубокой древности. Жрецы Аписа упоминаются в текстах IV династии. Говоря об этом священном животном, Плутарх писал: "Он был рожден лучом созидательного света, пролившегося с луны". "Апис, - писал Геродот, - был молодым черным быком, чья мать не имела другого потомства. Он был светлым и прекрасным образом души Осириса". Диодор также заявляет, что Осирис являл себя людям последующих эпох в образе Аписа. "Душа Осириса переселилась в это животное", - поясняет он.
Священный бык Апис мог либо умереть своей смертью, либо его топили, когда бык достигал двадцативосьмилетнего возраста. Здесь прослеживается явная связь с двадцатью восемью днями лунного месяца и насильственной смертью Осириса. Его тело мумифицировалось и с большими почестями помещалось в гробницу. Следует отметить, что, согласно существовавшему поверью, душа Осириса находилась в печени быка, которую съедали, и в этой традиции видны отголоски каннибальской церемонии поедания бога, проводившейся в додинастические времена на празднике хеб-сед.
После похорон жрецы отправлялись на поиски наследника умершего быка. Его узнавали по отметинам: он имел на лбу белое треугольное пятно, на спине изображение орла, под языком - жука.
В Гелиополе считалось, что душа Осириса входила в быка Мневис. Это священное животное, по-видимому, было соперником мемфисского Аписа, но если Апис был больше связан с лунными ритуалами, Мневис был посвящен солнцу. В Верхнем Египте священным быком был Бухис, сначала его связывали с богом Монту, но позднее он стал отождествляться с Ра.
В конечном итоге поклонение Апису одержало верх и во времена греко-римского господства под именем Осирис-Аписа (Сераписа) распространилось по всему Египту.
Апоп
Изначально змей символизировал первичные силы земли, а также водные пространства, подверженные влиянию луны и ассоциировался с поклонением Великой Матери. При слиянии с патриархальными племенами, когда к противоположностям стали подходить с позиции нравственности, появилась новая форма религии, в которой змей стал символизировать зло.
Египет в древние времена был наводнен змеями, и они сильно пугали простых людей, что нашло свое отражение в мифе о Ра и Исиде, а также в представлениях древних египтян о змее ночи Апопе. Согласно этому поверью, особенно распространенному среди солнцепоклонников, змеи являются воплощением злых духов. Змей Апоп, которого также называли Великий Червь, олицетворял темноту, враждебную свету. [3] Каждую ночь он поднимался из глубин Дуата, чтобы уничтожить солнечную ладью и пожрать Ра, и между ними происходило сражение. [4] Порой, он вырывался на дневной свет, являя себя в черных грозовых тучах, когда, среди вспышек молний, велась страшная битва. Во время солнечных затмений ему порой удавалось даже одержать временную победу.
В "Книге низвержения Апопа" из "Папируса Несмина" приведен список имен Апопа: Туту ("Дважды злой"), Хау-хра ("Обращенный лик"), Хемхемти ("Рычащий"), Кету ("Вершитель зла"), Амам ("Пожиратель"), Саатет-та ("Сеющий тьму на земле"), Харебуту ("Четырежды злой") и т.д. Как видно из приведенных значений имен, все они представляют собой различные аспекты сущности Апопа как демона грома, молнии, туч, дождя тумана, бури и т.п.
Астарта
Финикийская Великая Мать и богиня плодородия, которая была импортирована в египетскую мифологию в начале XVIII династии. Из всех иноземных божеств Астарта пользовалась в Египте наибольшей популярностью, и поклонение ей стало широко распространенным при поздних династиях. В начале XVIII династии Астарте поклонялись как лунному божеству и богине войны. Как богиня любви и материнства Астарта была связана с Исидой, Хатор, Иштар и Баалат. Она была богиней восточной части Таниса, а в Мемфисе составила пару с богом луны Яхом.
По всей видимости, Астарта была импортирована в Египет одновременно с появлением в лошадей, потому что она изображалась в виде женщины с головой львицы, стоящей в колеснице и управляющей четырьмя лошадями, которые скачут над павшими врагами.
Атет (Мерсехнет)
Великая Мать, подобная Хатор, Исиде, Нейт и др. Изображалась в виде кошки, и в своем кошачьем облике носила имя Маау. Вероятно, именно ей первоначально отводилась главная роль в мифе об убийстве змея Апопа, в дальнейшем заимствованного и адаптированного жрецами Ра. Позднее Атет стала считаться супругой гераклеопольского бога Харшефа.
Атон
Культ Атона существовал в Египте уже в эпоху Среднего царства как один из многих местных культов в областях Среднего Египта, но широкого распространения не имел. Корни религии Атона можно найти и в мифологии примитивных поклонников силам природы, которые верили в то, что жизнь, как и вся вселенная, имеет мужское происхождение. Начало развития этой религии можно проследить вплоть до племенного поверья, согласно которому душа гиганта, сотворившего мир, находится в яйце хаоса. Некоторые ученые отождествляют Атона со старым сирийским богом Адоном. Корень "ад" или "дад" означает "отец". Поскольку "ад" стал "ат" в имени "Аттис", то и Адон в силу схожих фонетических условий мог стать Атоном.
Своего окончательно совершенства религия Атона достигла благодаря философскому учению молодого гения Аменхотепа IV (Эхнатона), чья религиозная концепция оказалась значительно глубже примитивной концепции Адона. Главное различие между всевозможными египетскими и азиатскими Великими Отцами и богом Эхнатона заключается в том, что Атон не был главной пантеона, а являлся единым и единственным мировым богом.
Ко времени религиозной реформы Эхнатона в Гелиополе уже существовал культ солнечного диска Атона, согласно которому создатель Ра был "Шу в своем Атоне". При этом гелиопольские жрецы подразумевали, что Атон - это солнечный диск, а Шу - источник воздуха жизни и душа вселенной. Тщательно изучив и переработав существующие теологические верования, Эхнатон ввел почитание единого и всеобщего бога солнца Атона, не сделав, однако, при этом никакой попытки установить тождество своего нового божества с древним гелиопольским богом Ра.
Как бы ни представлялось очевидным гелиопольское происхождение религии Атона, последняя не являлась простым солнцепочитанием: новый бог ясно отличался от материального солнца, поскольку был не просто "воздухом, который в солнце", а прежде всего - "теплом, которое в Атоне", ибо Атон олицетворял заключенную в солнце живительную силу огня, которая обнаруживает свое благое действие во всех творениях. Атон был первопричиной, явленной в солнце, от которой произошли все вещи и от которого исходит жизнедающее и жизнеподдерживающее влияние. Если бы религия Эхнатона была бы тем же самым, что и культ Атона в Гелиополе, то можно было бы ожидать, что ему оказывали бы прямую поддержку со стороны гелиопольского жречества. Но для них он был таким же еретиком, как и для жрецов Амона в Фивах.
Атон, согласно представлениям Эхнатона, действовал всюду посредством своих лучей, и поэтому его символом служил солнечный диск, посылающий с неба на землю множество расходящихся лучей, оканчивающихся руками, каждая из которых держит анх, символ жизни. Статуй Атона никогда не существовало, поскольку Эхнатон запретил идолопоклонство. На тех изображениях, где Эхнатон и его царственная супруга поклоняются Атону, лучи, исходящие из солнца, не только поддерживают их тела, но и прижимают символ вечной жизни к их губам и ноздрям, что должно было символизировать Атона как дарителя речи и источника воздуха жизни. Таким образом, Атон, подобно некоторым другим египетским богам, был открывателем, наделяющим способностью говорить новорожденного ребенка при рождении и мумию после смерти.
"Насколько нам известно, такая великая теология никогда раньше не появлялась на земле, - писал Флиндерс Питри, - и она являлась предтечей более поздних монотеистических религий, в то же время являясь еще более абстрактной и обезличенной, в силу чего мы вполне можем назвать ее научный теизм. Культ Атона безусловно отличался от остальных, претендуя на универсальность". Тот же автор также написал: "Если бы это была новая религия, изобретенная для удовлетворения наших современных научных концепций, то мы не смогли бы найти изъяна в корректности ее взглядов на энергию Солнечной системы. Мы не можем сказать, как много понимал Эхнатон, но в своих взглядах он определенно стремился на позиции, которые мы не в состоянии логически улучшить и сегодня. Ни одной капли суеверия или фальши невозможно найти в этом новом поклонении".
Из двух гимнов в честь Атона, [5] составленных Эхнатоном для богослужения в храме, мы узнаем, что фараон в совершенстве постиг идею мирового владыки, как творца природы, в которой Атон обнаруживает свои благие замыслы. Атон, по мнению Эхнатона, являлся отцом всего сотворенного им, и вселенский промысел Бога выражался в его отеческой заботе, равной для всех, независимо от расы или национальности. Атон удовлетворял потребности каждого человека и отмерял продолжительность его дней. В то время как обычно государственный бог был для фараонов торжествующим покорителем, сокрушающим народы и влекущим их, обремененных данью, впереди колесниц фараона, Эхнатон увидел в нем благого Отца всех людей. Эхнатон считал большим грехом проливать кровь или забирать жизнь, дарованную Атоном. В его храме не совершали никаких жертвоприношений - на алтари возлагали только плоды земли. Так как Атон совершенен, и прекрасны творения его, то поклонникам Атона предписывалось вести красивую жизнь, так как просвещенному разуму должно претит все злое, и он стремится к прекрасным вещам. Отвергая кровопролитие, новая религия проповедовала идею всеобщего братства и мира.
С другой стороны, новая религия в целом была возвращением к природе, как следствие свободного признания проявленных в ней красоты и блага, соединенного с сознанием разлитой в ней всюду тайны.
Хотя Эхнатон и признавал могущество, а также и в необычайной степени и благость Бога, тем не менее, он не приписывал своему божеству более высоких духовных и этических качеств, чем те, которые уже раньше приписывались Амону. Царь не возвысился заметным образом от идеи благости бога к идее справедливости и требования им этой последней от людей. Концепция материальной вселенной Эхнатона тоже не отличалась от той, что была принята в те времена в Египте.
Также у нас нет ясного представления о том, как Эхнатон представлял себе концепцию зла. В его гимне нет упоминания дьявольского змея ночи или той войны, которая ведется против солнечного бога в гелиопольском мифе. Но очевидно, что если свет ассоциируется с жизнью, добром и красотой, то темнота, схожим образом, наполнена смертью и злом. В гимне также нет никаких упоминаний о рае и загробной жизни.
Атум
Гелиопольский Атум ("полный", "совершенный") символизировал собою заходящее солнце. По всей видимости, его культ был очень древним, поскольку традиционно он всегда изображался в виде человека. Атум почитался как бог-творец, его символом служил обелиск Бенбен, поэтому и само египетское названия Гелиополя (Анну) означает "каменная колонна". (Затем фетиши в виде обелискообразных каменных столбов, представляющих бога Солнца как Создателя, были установлены и в других солнечных храмах по всей стране.)
Впоследствии, после появления Ра, впитавшего в себя примитивный хтонический миф о Хепри, образовалась триада Хепри-Ра-Атум, в которой Ра был полуденным солнцем, Атум - вечерним солнцем и Хепри - солнцем на восходе.
В гелиопольской космогонии Атум считался первозданным богом, "развившемся в образе Хепри". В гимнах его именуют "создателем богов", "творцом людей" и т.д. [6]
Африт
Пустынный дух, воплощенный в смерче, вызванном Сетом.
Баал
Имя Баала ("повелитель", "владелец" или "главный бог") было общим титулом, который использовался в отношении вождя или правителя одной из примитивных групп безымянных божеств. Подобно Птаху, Хнуму и Сутеху, Баал был Великим Отцом племен, которые верили в то, что жизнь, как и мир в целом, имеет мужское происхождение.
В Азии было много Баалов, подобно тому, как в Египте существовало много Горов: Баалом Тира был Мелькарт, Баалом Харрана был лунный бог Син. Супругой азиатского Баала была Баалат ("госпожа").
Как бог атмосферы и ветра Баал был прародителем жизни и душою мира, поскольку примитивные люди во всем мире отождествляли "воздух" и "дыхание" с "духом". "В Египте, - говорит Уайдман,- Баал считался богом неба - концепция, которая вполне соответствовала его изначальной природе - и великим, но разрушительным по своей сути божеством". "Он был персонификацией пылающего и разрушительного солнечного жара и обжигающего пустынного ветра", - дополняет У. Бадж.
Баал был импортирован в Египет во времена Нового царства. Как бог атмосферы он отождествлялся с Сетом, а как бог землетрясения и огня - с Монту, быком войны. В Танисе он был "богом небес", ему также был воздвигнут храм в Мемфисе. Рамсес II хвастался тем, что он полководец, подобный Баалу, и проявлял большое почтение к этому импортированному божеству.
Баб
Первородный сын Осириса, упоминается в "Книги Мертвых" как "насыщающийся внутренностями могущественных в великий день подведения итога".
Банебтетту
Банебтетту ("повелитель Татту") - Главное божество, Великий Отец, Мендеса (егип. Татту). Подобно Харшефу и Хнуму Банебтетту тоже был богом-бараном, символизирующим мужское начало. В теологии Гелиополя он стал "дыханием (жизни) Ра", поскольку считалось, что Банебтетту создает ветер жизни для всех людей, и его называли "повелитель богов", "правитель неба" и "царь всех божеств". Земля стала плодородной под его воздействием, и он считался источником чувства любви. Он вызывал благодатные разливы Нила, и подобно Птаху-Татенену, из его рта вытекали воды, а подобно Шу, он был колонной, поддерживающей небо.
Впоследствии Банебтетту Мендеса называли одними из имен Осириса - Банебдед. Первоначально женским дополнением Банебтетту считалась Хатмехит, но со временем ее заменила Исида.
Баст
Богиня с кошачьей головой, культовым центром которой был нижнеегипетский город Бубаст, там же находился и ее оракул. Вероятно, первоначально олицетворяла нежное солнечное тепло. Также считалась дочерью Ра и божеством луны, отражающей свет солнца. Стала официально признанным божеством во времена правления XXII (ливийской) династии.
Бах (греч. Бухис)
Бах - священный бык бога Монту, которому поклонялись в Верхнем Египте. Позднее он стал отождествляться с Ра.
Бенну
Мифическая птица, отождествляемая обычно с фениксом. Бенну походил на цаплю или орла и имел частично золотое, а отчасти красное оперение. Первоначальным местом обитания Бенну считался Гераклеополь, но позднее его переместили в Аравию. Согласно преданию, именно оттуда раз в пятьсот лет (по другой версии - раз в 1460 лет) Бенну прилетал в Гелиополь. Считалось, что он возрождается из пепла своего отца, который таким образом возвращает свою молодость. Во времена Нового царства Бенну олицетворял душу (ба) Ра, а в Поздний период - душу Осириса. По версии Геродота, Бенну переносит прах своего отца в яйце, вылепленном из смирны, и символизирует собою смерть и воскресение на новом уровне, а также инициацию (духовное посвящение) и вечную жизнь.
Некоторые ученые отождествляют эту мифическую птицу с планетой Венерой, которая, как утренняя звезда, является "проводником солнечного бога".
Бес
Гротескный бог Бес, по всей видимости, был известен еще при XII династии, но получил широкое признание только во времена Нового царства. Хотя его культ распространился по всей Сирии, он, вероятно, эволюционировал из южноафриканского примитивного духа природы, и позднее был импортирован в Египет и Азию.
В Египте он был одновременно и богом войны, и богом любви, и играющим на арфе богом плясок и музыки. Самое раннее изображение Беса было обнаружено в храме Амона В Дейр-эль-Бахри, где он присутствует при рождении Хатшепсут. Принятый солнцепоклонниками, он стал нянькой Хорпакрата, которого он воспитывал и развлекал. Он также охранял бога-дитя от атак змей, которых разрывал на части своими зубами. Позднее, в греко-римские времена, он был известен благодаря своему оракулу в Абидосе.
Подобно дэнгу, [7] Бес изображался в виде карлика с длинными руками и кривыми ногами. Лицо его при этом было широким и плоским, а уши торчали вверх, как у кота. У него были густые волосы, брови и борода, а его губы были толстыми и большими. На плечах он носил шкуру дикого животного, чей хвост волочился позади. Его всегда изображали с круглым лицом, нетипичным для египетских божеств. Впоследствии, как Сепд, он получил красивое тело и львиное лицо.
Вепуат (Упуат)
Бог войны с головой шакала или волка, которому был посвящен храмовый комплекс в Сиуте (Средний Египет). Позднее Вепуат слился с Анубисом и превратился в божество загробного мира, и как "открыватель путей" стал исполнять роль одного из стражников подземного царства Осириса.
Геб
Геб - бог земли, в гелиопольской эннеаде считался сыном Шу и Тефнут, отцом Исиды, Осириса, Сета и Нефтиды. Из животных ему был посвящен гусь, поэтому нередко Геба называют "Великим гоготуном" в соответствии с представлением о том, что он сотворил изначальное яйцо, из которого произошел мир.
Согласно мифу, именно Геб председательствовал на суде богов, на котором египетское царство было отнято у Сета и отдано Гору, законному наследнику Осириса. В заупокойной литературе Геб символизировал землю, в которой погребались умершие.
Греки отождествляли Геба с Сатурном.
Гор
Древнейшим иероглифом для обозначения концепции "бог" была пиктограмма с изображением сокола, что свидетельствует о том, что эти слова являлись синонимами. Многие додинастические поселения имели собственных богов в образе сокола, и поэтому история Гора является своеобразной компиляцией многочисленные местных мифов, что привело к созданию сложной и многогранной личности классического Гора.
Некоторые египтологи считают, что древнейшее средоточие культа Гора находится в Эдфу - первом поселением неизвестных захватчиков, пришедших из Аравии или через нее и принесших с собой культуру отдаленной цивилизации, которую сложно идентифицировать. Эти захватчики были почитателями солнца в образе Гора-сокола, имевшего атрибуты небесного бога.
Согласно другой теории, культ Гора зародился в Дельте. Вместе с тем, теология Гераклеополя, - чьим главным божеством был Гор в образе бога-барана Харшефа, - позволяет предположить, что его жители тоже могли быть иноземными захватчиками, принесшими в Египет религию солнечного бога.
В результате того, что культ Гора был абсорбирован различными культами, и его теологическая концепция варьировалась в различных районах Египта, образовалось несколько форм Гора, при этом его изначальная форма была утеряна.
Защитником древних царей, которые носили титул жрецов или потомков Гора был Гор-старший (Гор-ур, греч. Ароуэрис); имя Гора входило в царскую титулатуру, и изображение сокола широко использовалось в качестве царской печати.
Гором Летополиса был Гор-мерти (Гор-глаза), там же был возведен храм, посвященный Хор-хент-ан-маа (Гору-безглазому).
В Аполлинополе (Эдфу) он был Горахути (греч. Гармахис), который, сливаясь с богом солнца, давал новое божество Ра-Горахути, олицетворением которого считался Большой Сфинкс в Гизе. Как "золотой Гор" он был богом зари и в этом облике принимал усопших в зале суда Осириса. Планета Сатурн была Гором-быком, Марс был Красным Гором, а Юпитер назывался "Гор, открыватель секретов". Гор как Гарпократ был сыном Исиды и изображался в образе младенца с пальцем у рта.
В Гелиополе жрецы назвали сыновьями Гора четырех других божеств, связанных с погребальными ритуалами - Амсета, Хапи, Дуамутефа и Кебексенуфа.
Многообразие форм культа Гора можно объяснить следующим образом. Вероятно, Хатор, как богиня неба, была Великой Матерью, а солнце, луна и звезды просто являлись различными формами, которые принимал ее сын Гор или ее различные сыновья Горы. Когда Гор стал сыном Исиды, то, возможно, он просто поменял мать, ибо Исида и Хатор были схожими концепциями и их часто путали.
Греки отождествляли Гора со своим солнечным богом Аполлоном.
Горахути ("Гор на горизонте" или "Гор обеих горизонтов") - аспект Гора-старшего, отождествляющий его с Ра как персонификацию утреннего солнца и символ воскрешения. Символом Горахути был крылатый солнечный диск. В Эдфу (греч. Аполлинополь) считался сыном Гора-старшего и богини Хатор, там же был местный храм, посвященный этой триаде. Во времена Нового царства египтяне считали Большой Сфинкс в Гизе изображением Ра-Горахути.
Гор-мерти (Гор Двух Глаз)
Гор-мерти означает "Гор-глаза", или иначе "Гор Двух Глаз", одним из которых было солнце, а другим луна. Поэтому солнце и луна также были известны как "два ока Гора". Гор-мерти, был богом Летополя и считался сыном небесной коровы Хатор.
Гор-па-херд (греч. Гарпократ)
Гор как Гарпократ (Гор-младший или Гор-дитя) был сыном Исиды и изображался в образе младенца, поднимающегося из цветка лотоса, который распустил свои листья на поверхности первобытного океана. Бог-ребенок, восседавший на цветке лотоса, касался своих губ вытянутым пальцем. Греки называли его "бог молчания", однако из того, что нам известно о Горе из легенд об Осирисе, у него не было никаких причин сохранять молчание или хранить какую-либо тайну.
Разъяснить, зачем Гарпократ кладет свой палец в рот, может одна легенда, характерная для всех европейских народов. После того, как скандинавский Сигурд убил дракона Фафнира, он поджарил его сердце и, отведав его, стал понимать язык птиц. По этой причине он изображался с пальцем во рту. Шотландский Финн, победитель Черного Арки, обнаружил, что он приобрел зуб мудрости после того, как он поджарил лосося и точно также сунул в рот свой обожженный палец. Возможно, подобно Сигурду, Зигфриду и Финну, Гор в образе Гарпократ убил дракона, который мог быть либо "ревущем Сетом", либо отождествляться со змеем ночи Апопом, а все эти легенды, таким образом, являются различными версиями одной истории, перенесенной на север альпийской расой.
Гор-ур (Гор-старший, греч. Ароуэрис)
Наиболее распространенная из всех разнообразных форм Гора. Гор-ур изображался в виде сокола и символизировал собою дух солнца. Под именем Хор-хент-ан-маа он фигурирует в гелиопольской легенде о творении. Гор-ур был защитником древних царей, которые носили титул жрецов или потомков Гора. В отличие от Гора-младшего, бывшего сыном Осириса, Гор-ур считался сыном Ра. Гор-старший не был врагом Сету, - который приходился ему братом, - ибо вместе они воздвигал лестницу, по которой умершие восходили с земли к небесам. Вероятно, Гор-старшый стал отличим от остальных ипостасей Гора и его концепция окончательно оформилась при правлении V династии, когда фараон (живой Гор) стал считаться сыном Ра.
Гор-хент-ан-маа
Хор-хент-ан-маа (Гор-безглазый) - один из образов Гора-старшего, под которым тот фигурирует в гелиопольской легенде о творении. В этой ипостаси он, по всей видимости, олицетворял солнце в момент солнечного затмения или же просто представлял земную твердь ночью. Храм, посвященный Гору-безглазому, находился в Летополисе.
Гора сыновья
Амсет, Хапи, Дуамутеф и Кебексенуф считались сыновьями Гора и жрецы Гелиополя называли их "четверо молодых, сидящих в тени одного великого". Первоначально они представляли собой четыре опоры неба, но очень скоро каждый из них стал считаться богом одной четвертой части земли, а также, соответственно, одной четвертой части неба: север, юг, восток и запад соответственно. Поскольку в погребальных текстах умерший часто обращается к богам с просьбой даровать ему возможность бывать по своему желанию в любом месте земли и неба, эти божества вскоре были введены в погребальные ритуалы.
Издревле считалось, что внутренние органы ответственны за различные грехи, совершенные человеком при жизни и потому обычай мумифицировать некоторые органы отдельно от тела зародился еще в эпоху Древнего царства. Эти внутренности помещались в четыре специальных сосуда - канопа, [8] каждый из которых находился под защитой одного из сыновей Гора: Амсет с человеческой головой охранял печень; Хапи, с головой бабуина, охранял легкие; Дуамутеф, с головой шакала, охранял желудок; под защитой Кебексенуфа, с головой сокола, находились кишки.
Дуамутеф
См. Гора сыновья.
Имхотеп (греч. Имуфес)
Имхотеп - высокообразованный зодчий и врач, визирь царя Джосера (III династия), построивший для него знаменитую "ступенчатую пирамиду". Его память долгое время почиталась писцами, а в саисский период его вознесли до положения бога, и он занял место в пантеоне как сын Птаха.
Имхотеп изображался в образе молодого человека в туго обтягивающей голову шапке, который сидел, держа на коленях развернутый свиток. Считалось, что он обладал способностью лечить болезни силой магических заклинаний, а также был покровителем учения и проводником мертвых, на чьем попечении они находились, пока не достигали рая Осириса. Греки отождествляли его с Асклепием.
Исида
Одна из Великих Матерей, богиня неба, земли и природы, поэтому, согласно египетским представлениям, Исида была "зеленой, чья зелень подобна зелени земли". Концепция Исиды зародилась в районе Дельты, местности, расположенной к северу от Бусириса, где до сих пор можно увидеть руины ее храма. В Поздний период центр ее культа переместился на остров Филэ, к северу от Элефантины, где продолжал существовать еще долгое время после появления христианства.
В Гелиополе Исида стала женой Осириса и матерью Гора. Считалось, что при сотворении мира она находилась вместе со своей сестрой Нефтидой в ладье бога Солнца и, вероятно, олицетворяла рассвет.
Странствия Исиды в поисках тела своего мужа, муки рождения Гора и тяготы его воспитания в тростниковых топях Дельты, а также те преследования, которые она претерпела от врагов Осириса, часто упоминаются в древнеегипетских текстах всех периодов. Поскольку, согласно мифу, ей удалось воскресить тело своего мужа посредством магического заклинания, Исиду называли "владычицей волшебства" и считать богиней магии. [9]
Впоследствии Исида абсорбировала атрибуты богини воды и неба Нут и хтонической богини плодородия Нейт. Материнство стало частью культа Исиды в Поздний период, и это постепенно привело к тому, что именно Исида стала самой популярной из всех Великих Матерей, которые стали считаться ее различными ипостасями. Впоследствии египтяне стали почитать Исиду как владычицу богов и небес, приписывая ей силу, равную силе самого Ра.
Обычно Исида изображалась в человеческом облике (нередко с крыльями ласточки), часто в образе повивальной бабки, и моменты, как смерти, так и рождения, тесно ассоциировались с ней.
Греки отождествляли Исиду с Деметрой.
Иусет (греч. Саосис)
Иусет- богиня-рука Атума, отождествлялась с Хатор. Согласно одной из легенд, Иусет и Атум были родителями бога Шу.
Кадеш
Азиатская Кадеш являлась одной из местных форм Астарты и как "любовница всех богов", покровительница священной проституции и аморальных женщин, связанных с ее храмами, символизировала такую черту в характере Астарты, как распущенность, за что ее так горячо осуждали еврейские пророки.
Кадеш была импортирована в Египет во времена Нового царства как лунная богиня и входила в триаду богов, которую вместе с ней составляли Мин и Решеп. Как "око Ра" она отождествлялась с Хатор и Сехмет.
Кадеш изображалась в виде обнаженной женщины с круглым лицом, нетипичным для египетских божеств, стоящей на спине львицы, что лишний раз указывает на ее хеттское происхождение. При этом в одной ее руке изображался цветок лотоса и нечто, похожее на зеркало, а в другой руке были зажаты две змеи.
Каукет
См. Огдоада.
Кебексенуф
См. Гора сыновья.
Кук
См. Огдоада.
Маат
Маат ("прямая") - богиня закона, истины, справедливости и порядка. Согласно гелиопольскому мифу о сотворении, бог-творец положил начало мира, "опираясь на Маат", т.е. в соответствии с неизменным, непреложным и постоянным законом. (Изначально словом "маат" назывался стебель, служивший мерой тростника или посох). Считалось, что благодаря Маат солнце поднимается каждый день в определенное время и в определенном месте, с абсолютной и непогрешимой регулярностью.
В Гермополе считалась супругой Тота. Символом этой богини служило перо, которое должно было уравновесить сердце усопшего на суде Осириса, когда принималось решение о допуске усопших в загробный мир. Вероятно, эта богиня, наделенная человеческим обликом, стала более поздним дополнением к египетскому пантеону.
Маау
см. Атет.
Мафдет
Богиня возмездия и карающей судебной власти. Считалась олицетворением солнца, изображалась в виде рыси.
Мерсехнет
см. Атет.
Месхенет
В египетской мифологии богиня деторождения и доброй судьбы. Она изображалась как женщина в головном уборе, состоящем из двух пальмовых ветвей, загнутых на конце. Месхенет является одним из персонажей (наряду с Исидой, Нефтидой, Хекет и Хнумом) легенды времен V династии о рождении первых трех царей этой династии. В погребальной литературе связана с воскресением умерших.
Мехурет
Богиня, изображавшаяся в виде священной коровы и отождествляемая с Нут и Хатор. Она, вероятно, олицетворяла ту часть неба, где солнце совершает свой ежедневный путь и где, как считалось когда-то проходил суд над умершими.
По одной из легенд, небесная корова каждое утро рождает золотого теленка; теленок за день взрослеет, становится быком-Ра, и вечером совокупляется со своей матерью, после чего богиня проглатывает солнечного быка, чтобы утром опять родить золотого теленка.
Мин
Древний фаллический бог плодородия Мин символизировал мужское начало лунного духа и изображался в виде барана с загнутыми вниз, вокруг ушей, рогами. Культовый центр Мина находился в Коптосе, где ему также поклонялись как богу-покровителю путешественников. Впрочем, Мин был популярен во всем Египте, и его характерные черты унаследовали все Великие Отцы, включая Хнума, Банебтетту, Харшефа и Ра. Подношения Мину совершались во время праздника урожая, и, следовательно, он был богом зерна и воспроизводящих сил природы, роль которого позднее стал выполнять обожествленный царь Осирис. В Среднем Египте он пользовался особой благосклонностью, и для него даже строились часовни при храмах, посвященных другим богам.
Он изображался как толстый мужчина с большим пенисом, а также в виде человеческой фигуры, одна рука которой поднята вверх над головой, а другая сжимает цеп.
При Новом царстве была образована триада, в состав которой входили Мин, Решеп и Кадеш. Статуи и амулеты с изображением Мина были распространены очень широко. Греки отождествляли Мина с Паном.
Мневис
Мневис - священный бык Гелиополя и оракул бога Ра. Считалось, что душа Осириса входила в быка. Это священное животное, по-видимому, было соперником мемфисского Аписа, но если Апис был больше связан с лунными ритуалами, Мневис был посвящен богу солнца и впоследствии считался его воплощением, "посредником Ра, который сообщает истину Атуму". Изображался в виде черного быка с солнечным диском между рогами.
Монту
В египетской мифологии Монту, которому поклонялись в Фивах, был, вероятно, сыном Великой Матери и богом войны, олицетворением силы и отваги. Его священным животным считался бык Бухис. Несколько царей XI династии взяли себе имя Ментухотеп ("Монту доволен"). Позднее он оказался в тени Амон-Ра, который перенял некоторые отличительные особенности бога Монту. Однако Монту продолжал вести независимое существование благодаря своему слиянию с Гором. В образе Гора Монту стоял на носу солнечной ладьи в ходе ночного путешествия через Дуат и поражал демонов своим копьем. В Гелиополе он стал "душой Ра" и "быком небес". В его честь был воздвигнут храм в Карнаке, а в более поздние времена он даже затмил Амона как Монту-Ра.
Изображался в виде человека с головой быка или с головой сокола, увенчанной солнечным диском и двумя голубыми перьями. Он также принимал облик сфинкса с головой сокола. Как человек с головой быка он имел при себе лук со стрелами, дубинку и нож.
Греки отождествляли Монту с Аполлоном.
Мут
Мут ("мать") - фиванская Великая Мать, давшая рождение всему, что существует; считалась супругой Амона. Была богиней неба с головой коровы, почиталась как "царица богов" и "владычица небес" и, вероятно, была идентична Апет.
Иероглифом для имени Мут служил коршун (иероглиф "коршун" читается как "мут"), поэтому Мут нередко изображалась в виде коршуна. Иногда ее изображали в виде львице, вероятно, отождествляя с другими богинями-львицами. Мут носила двойную корону Египта, указывающую на то, что в Фивах ее образ объединил всех богинь-матерей страны, хотя Мут и не пользовалась особой популярностью в других областях страны. В честь Мут Аменхотеп III возвел величественный храм в Карнаке с большой аллеей сфинксов с бараньими головами.
Нак
Демон в образе змеи, которого еженощно убивает Ра. [10]
Наунет
См. Огдоада.
Неб-ер-чер
Неб-ер-чер ("Владыка всего сущего") - эпитет Ра как создателя и творца всего сущего.
Нейт
Нейт - ливийская Великая Мать, чей культ появился еще в додинастический период. Центр культа находился в городе Саисе, в западной Дельте, и ее храм в Саисе имел медицинскую школу, совмещенную со школой "мудрых волшебниц". Она олицетворяла женское начало, составляющее основу мироздания. Поскольку она была богиней, создавшей себя сама, к ней обращались как к "отцу отцов и матери матерей".
Нейт также считалась покровительницей охоты и духом земли, обеспечивающим зеленым кормом стада пастушеских племен, и ее лицо и руки были по этой причине зеленым. Первый царь объединенного Египта Менес, будучи женат на ливийской принцессе Нейтхотеп, даровал культу Нейт политическое признание. Ее называли "неизвестная" и "скрытая", "той, чей покров никогда не был поднят". Во времена правления XII династии она считалась матерью Себека, бога-крокодила.
Впоследствии Нейт стала богиней войны, и даже считалась главной богиней XXVI династии. Атрибуты этого божества отражают характер цивилизации ее почитателей. Ее символами были щит и две стрелы, а на ее теле был вытатуирован ткацкий челнок, очевидно, указывающий на то, что она поделилась с женщинами своим ткацким искусством. В последующие времена триада Саиса состояла из Осириса, Нейт и Гора, причем Нейт, вероятно, отождествлялась с Исидой.
Нефертум
Бог вечной юности и возрождения, защитник Ра и справедливости, возвещал начало года. Вместе с Птахом и Сехмет составлял мемфисскую триаду.
Нефтида
В египетской мифологии Нефтида - древнее, но сравнительно маловажное божество. Согласно гелиопольской теологии, Нефтида являлась женой Сета. Тем не менее, она сохраняла преданность Осирису и Исиде, и была неизменной спутницей Исиды во всех ее скитаниях и бедах. В соответствии с одним из мифов, Нефтида родила Анубиса от Осириса.
Как и Исида, она находилась в солнечной ладье при сотворении мира. Если Исида воплощала утренний рассвет и вечное рождение жизни, то ее сестра Нефтида олицетворяет вечерние сумерки и возвращение всего живого в смерть. В погребальных папирусах Нефтида всегда сопровождает Исиду, помогая умершим превозмочь силы смерти и тления.
Греки отождествляли Нефтиду с Никой и Афродитой.
Нехбет
Богиня-покровительница Верхнего Египта. Центр ее культа находился в Гелифиасполе (егип. Нехебт). Изображалась в виде женщины с головой коршуна или женщины, увенчанной короной в форме хищной птицы.
Нехебкау
Почитаемая в Гераклеополе богиня Нехебкау символизировала женское начало и изображалась в виде летающей змеи. Нехебкау также принимала облик змеи с человеческой головой, руками и ногами. Ей совершали подношения во время праздника сева, до того как зерно бросалось в почву. Считалось, что она проявляет особое участие к душам усопших, снабжая их едой и питьем, и, кроме того, она была одним из стражей у входа в Дуат.
Нун
В гелиопольской космогонии Нун олицетворял безбрежный первородный океан хаоса, из которого появился бог солнца, поэтому в "Текстах пирамид" Нун назван "отцом богов" и "прародителем Великой Эннеады". Душой (ба) Нуна считался Ра.
В Гермополе Нун вместе со своей супругой Наунет также олицетворяли первобытный океан и входили в состав огдоады - восьмерки богов, участвовавших в сотворении мира. См. Огдоада.
Нут
Нут - жена и сестра Геба. В теологической системе Гелиополя Нут считалась персонификацией неба, матерью богов и всего живого, олицетворяя собой женский принцип, активно участвовавший в сотворении вселенной. Согласно гелиопольской легенде о творении, Геб и Нут существовали в изначальной пучине вод вместе с Шу и Тефнут, затем Нут поднялась из первобытного океана и стала "водами под небесной твердью". Геб и Нут соединялись каждый вечер и оставались вместе до утра, когда Шу разделял их и возносил Нут на четырех своих столбах.
Позднее Нут слилась с Хатор, и ее изображали или в виде коровы или в виде женщины, изогнувшейся над богом земли Гебом, распростершимся под ней. На восточном горизонте находились ноги Нут, а на западном горизонте, вытянув руги, она опиралась на кончики пальцев. Нут также изображалась в образе кошки. Деревом, посвященным ей, был сикомор. Символы, начертанные не теле Нут, указывают на то, что она была Великой Матерью полумесяца, солнечного и лунного диска, ибо считалось, что это именно она ежедневно рождала солнце и раз в месяц луну.
Согласно заупокойным текстам, Геб и Нут снабжали умерших пищей, а согласно одной из эсхатологических концепций, рай праведников находился на небе, о чем свидетельствуют многочисленные упоминания в текстах солнца, луны и звезд, пребывающих вместе с умершими.