Фирсанова Мария Димитриевна : другие произведения.

О пользе чтения (рассказы жюри) Трл - 11

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:


   О ПОЛЬЗЕ ЧТЕНИЯ
   Обзор малой прозы (рассказы жюри)
   Сразу скажу, что чтение доставило удовольствие: все семь рассказов написаны хорошим языком. Встречались очепятки, но даже и говорить про это не хочется, потому как это технические вопросы.
   Меня в основном занимали сюжет, основная идея, присутствие в рассказе проблемы для размышлений, психологически точный портрет главных персонажей и отношение автора к описанным событиям.
   Комфортнее всего оказалось побывать в рассказе "Чужая планета" Дарьи Рубцовой. Некоторые читатели в комментариях критикуют автора за плохое качество скафандра и нестыковку разных там технических штук касательно космического корабля. Тут в голову пришёл Экзюпери, к которому никто не приставал с техническими подробностями, и понятно стало, что это - сказка. О таком давно скучала. Спасибо, Дарья! Сюжет чудесен, основная идея о том, что настоящая любовь не состоится, если люди не смогут избавиться от "скафандра". Мысль героини, что счастье всё равно бы не состоялось - грустное, но честное признание самой себе. Спасибо за возможность познакомиться с работами художника. Заходила к нему полюбоваться ("Неземная тоска" - моя любимая вещица из той серии).
   "Танец с пауками (или танцуй, любимая, танцуй!)" Екатерины Бережной несёт сильный энергетический заряд. Живут люди счастливо, и кажется им, что так будет вечно. Потом происходит "взрыв" - и понимаешь, как время быстротечно и начинаешь ценить каждое мгновенье вместе. Психологически очень точный портрет главных персонажей в предложенной ситуации, а также персонажей, появляющихся на заднем плане. За счёт этого контраста автору удаётся показать, что любовь главных героев полностью лишена эгоизма. Главная героиня достигает таких высот, когда не жалеет себя, не оплакивает свою несчастную долю как традиционно поступают в таких случаях. Радостно читать, что люди прожили годы в любви. Свет этой любви будет помогать главной героине всю жизнь, даже когда небо станет серым и музыка умолкнет. Смерти нет, когда любишь.
   "...На свете смерти нет.
   Бессмертны все. Бессмертно всё. ..."(А.Т.)
   Хорошо читать рассказы, где автор искренне любуется главным героем и восторгается его поведением в трудной ситуации. Кто же эти ядовитые пауки, которых беспощадно давит главная героиня? Себялюбие, уныние и страх.
   После светлой печали перейдём к сатире. "А не гульнуть ли нам? или Каждый мужчина имеет право налево!" Удонтий Мишия. Есть такие мужчины в нашей реальной жизни? Есть. Ну, пусть посмотрятся в это зеркало.
   Если в предыдущих рассказах хочется занимать созерцательную позицию и сопереживать, то тут прямо тянет внутрь сюжета забраться и "наделать делов".
   Простите меня, автор, угу? Хочется немножко похулиганить.
   Не хватает самцу третьего приключения с подведением итога. Требует читательское восприятие проучить паразита. Как? Как-то по-британски что ли! (по Бронтэвскому, то есть). Пусть он ещё бы что-нибудь ...так, убить уже хотел...блудить уже ходил...пусть сворует госимущество! и будет пригвождён как сэр Эдвард Рочестер: ослепнет и лишится какого-либо члена! Тогда все будут довольны: минует угроза для бабушкиной жизни, жена продолжит кормить его тортами, а сам он пусть наслаждается сиденьем в инвалидном кресле (ну, функцию детородную оставим ему, пусть размножается). Очень поучительная история.
   "Прости" Ильина Ирина Игоревна. Интрига присутствует, очень понравился язык изложения. Описывается в рассказе реальный случай, это же хорошо: можно читателю за счёт чужого жизненного опыта сделать выводы, чтобы шишки не набивать!
   Только читать одиноко: не получается ощутить руку автора, т.е. что сам автор думает. И тут в ходе общения с автором выясняется, что так оно и было задумано с самого начала: бесстрастный рассказ-фотография. Автор считает, что нельзя судить ГГ за его поступок. Правильно, нельзя человека осуждать, но осуждать ПОСТУПОК мы просто обязаны, иначе потеряем нравственный стержень внутри себя. Вы не говорите ребёнку: "Ты гадкий!", но обязаны сказать: "Ты делаешь гадко!". Гадко сделал ГГ, что женился с тайной мыслью побыстрее похоронить супругу. Получается, что ради собственных чувств позволено приносить других в жертву?
   Про гадания. Полезно гадать или нет? В одном случае гадание сбылось, а в другом - нет. Покориться року?
   Читатели не знают, на каких позициях по этому вопросу стоит автор: атеист, фаталист или верующий. Но если предположить, что автор относится к большинству россиян, то, наверное, православный. Православие считает гадание в любом проявлении грехом. Получается, это рассказ про то, как ГГ поддался греху, связавшись с цыганкой и про последствия, вытекающие из этого: счастье растворилось как облачко.
   Вывод: не связывайтесь с гаданием, а то будет плохо. Вывод правильный и полезный.
   Рассказы на семейную тему: "Саша, Сашенька" и "Вдова вампира".
   "Саша, Сашенька" Васильева Татьяна Николаевна. Автор девочку не любит, а мальчика любит и показывает потенциальным мальчикам-читателям жизненную картину: существуют ангельские на вид стервочки, но не надо на них соблазняться и деньги тратить.
   Три женщины присутствуют в рассказе: активный персонаж - девочка Саша и женщины-тени: мать ГГ и "баба" ГГ. Все три персонажа составляют единый образ Женщины в сознании ГГ -подростка. Получается, Женщина для данного подростка - на 2/3 существо, которое можно "иметь" для удовлетворения потребности, как-то: денег (мама) и грязного секса (баба). С уходом девочки Саши ГГ полностью избавляется от представления о светлой сущности женского начала, составляющей для него 1/3.
   В конце рассказа автор вычисляет ответ предложенной самим же задачи: Саша = чужая тётка, баба.
   Увы, мальчик грязный получился. "Сашка - не баба" и "чужая тётка" - одно и то же для него лицо.
   "Вдова вампира" Буденкова Татьяна Васильевна. Читала с огромным удовольствием. Очень сложная тема нравственного выбора, над которой размышляли столпы русской классики.
   Главная героиня никого не любит, ей всё равно за кого замуж выходить. Любит папу и выходит за того, за кого папа велит. Типично для того времени.
   Чего же в этом рассказе не хватает?
   Пугает, что автор не оставляет возможности юной вдове осознать масштабов своего поступка, обрывая повествование рассуждениями на экономические темы получения прибыли. Нехорошо как-то живьем да закопать, хоть и сам он был "хорош". В США и то не во всех штатах поощряется смертная казнь, а Европа и нам тоже велит воздерживаться.
   В рассказе присутствует Happy End и, получается, "око за око, зуб за зуб": главное, чтобы не поймали и не упекли в тюрьму. Противоречит традиции родимой русской классики. Но мне друзья подсказывают, что сейчас в моде постмодернизм, отрицающий мораль, поэтому я тут в отстающих.
   "Вечная молодость" Сакрытина Мария.
   Главные персонажи не способны любить по определению.
   Зачем несчастные сущности мучить несвойственными им функциями?
   Пусть чем-нибудь другим, более подходящим для себя занимаются.
   А от любви у них может только усыхание или растаяние случаться, или исчезание "яко дым".
   В заключение хочется сказать огромное спасибо организаторам конкурса за проделанный труд и потраченное время!!!
   ..........................................................................................
   10 Дарья Рубцова "Чужая планета"
   10 Бережная Е.Г. "Танец с пауками (или Танцуй, любимая, танцуй!)"
   9 Удонтий Мишия "А не гульнуть ли нам? или Каждый мужчина имеет право налево!"
   8 Ильина И.И. "Прости"
   7 Васильева Т.Н. "Саша, Сашенька"
   6 Буденкова Т.В. "Вдова вампира"
   5 Сакрытина Мария "Вечная молодость"

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"