Фиш Дима : другие произведения.

Блюз, как поэтическая форма

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

СОДЕРЖАНИЕ

I.         Введение
II.        Двенадцатитактная блюзовая строфа
III.        Шестнадцатитактная блюзовая строфа
IV.        Блюзовые элементы и их развитие
V.         Ритм-н-Блюз и Рок-н-Ролл
VI.        Общие правила строения блюзовой строфы
VII.       Примеры неблюзовых и околоблюзовых текстов
VIII.      Обыгрывание и нарушение блюзовых правил
IX.        Заключение


I. Введение

   Цель данной статьи - формулировка правил и закономерностей блюза как поэтического жанра.
   В статье подразумевается, что читатель имеет некоторое представление о музыкальных
   особенностях блюза, поэтому основное внимание уделяется его литературным характеристикам
   и необходимым требованиям к блюзовому тексту.
       
   В первую очередь, читатель познакомится с правилами строения различных блюзовых строф, чтобы
   впоследствии научиться эти правила обыгрывать и нарушать. Автору придется привести и
   некоторые музыкальные детали, чтобы обосновать, почему структура текста должна быть
   именно такой, а не иной.
       
   II. Двенадцатитактная блюзовая строфа
       
   Как и большинство других стихотворных и песенных форм, блюз состоит из строф (куплетов).
   Исторически сложилось два вида блюзовой строфы:
       
   I. Традиционный архаический блюз (12-тактный)
   II. Шестнадцатитактный блюз.
       
   Рассмотрим 12-тактную блюзовую строфу, наиболее часто применяемую в классических блюзах:
       
       
   | 1 | 2 | 3 | 4 | - первая фраза (I)
   | 5 | 6 | 7 | 8 | - вторая фраза (IV и I)
   | 9 | 10 | 11 | 12 || - третья фраза( V/IV и I )
       
   Подозреваю, что скорее всего у вас рябит в глазах от тактов, и вы не понимаете, какое
   отношение все эти значки имеют к литературе. Надеюсь, однако, что вас зацепило количество фраз.
   Почему их три? Почему я поделил 12 на 4-4-4 а не на 3-3-3-3 или 6-6, или как-нибудь еще?
  
   Дело в том, что первые самоучки-исполнители блюзов тоже не умели считать такты, и, более того,
   многие из них знали всего лишь три аккорда (блюзовые "блатные" аккорды). Это были аккорды на
   первой (I), четвертой (IV) и пятой ступенях (V). Многие музыканты в 1910-30-е года
   сочиняли текст и мелодию блюза, и сами, скажем, под гитару его исполняли, зачастую импровизируя
   как мелодию, так и слова. Вот что по этому поводу пишет известный исследователь блюза Паул
Оливер:

"... чтобы облегчить импровизацию, независимо идет ли речь о стихах или инструментах, был
создан ряд моделей, самая известная из которых - 12-тактный блюз. Оказалось, что в первых
десятилетиях 20-го века она приняла четкую форму трехстрочной строфы, в которой повторяется
первая строка. Теоретически, это давало возможность исполнителю импровизировать третью,
рифмующуюся, строку, а выпевать повторение первой..."
  
   Пример 1.0: Экспромтный 12-тактный блюз (ААА)
   Исполнитель берет первый аккорд (I ступени) и начинает петь:
  
   ( I )
   У меня украла девушку эта ночь.
   | 1 | 2 | 3 | 4 | - первая фраза (I)
   Потом берет аккорд на четыре ступени выше (четвертая ступень (IV)) и продолжает:
  
   ( IV ) (I )
   Да, у меня украла девушку эта ночь.
   | 5 | 6 | 7 | 8 | - вторая фраза (IV и I)
  
   И, наконец, в последней третьей фразе, используя аккорды на пятой(V) и/или четвертой(IV),
   cтупенях , заканчивает (там же где и начал, на первой ступени) :
  
   (V) (IV) (I) (V)
   И чёртово утро не может ничем помочь...
   | 9 | 10 | 11 | 12 ||- третья фраза (V/IV и I)
  
   Даже если музыкальный язык для Вас - темный лес, о вышеприведенной строфе важно запомнить
   следующее:
       
   1. В подобной строфе существуют три раздельные, ярко выраженные смысловые фразы (часто вторая
   фраза повторяет первую). Это связанно еще и с тем, что после каждой фразы часто
 оставляется место для музыкальной импровизации.  
   2. Рифмовка в такой строфе обычно бывает:
   AAA -
   или реже
   АБА или ААБ или даже АБВ (последняя выглядит верлибром на бумаге и слишком
   зависима от музыки).
  
   3. В блюзе, как правило, отдаётся предпочтение мужским окончаниям фраз. Женские рифмы
   редко употребляются во фразовых окончаниях и почти полностью исключаются в конце строф - это
   связано с особенностями, как джазовой/блюзовой музыки, так и традиций английского языка.
   Немаловажно с музыкальной точки зрения и следующее: вторая фраза (пятый такт) начинается
   с аккорда на IV-ой ступени (наряду с применением специальных блюзовых тонов, гамм, ладов
   и ритмических рисунков - в литературе они, увы, неупотребимы).
       
   Блюзовые трехстишия оставались популярными, как в 20-е, так и в 60-ые годы.
       
   Пример 1.1. Everyday I Have The Blues (B.B. King) (ААА)
       
   ( I )
   Everyday, everyday I have the blues
   | 1 | 2 | 3 | 4 | - первая фраза (I)
   ( IV ) (I )
   Ooh everyday, everyday I have the blues
   | 5 | 6 | 7 | 8 | - вторая фраза (IV и I)
   (V) (IV) (I) (V)
   When you see me worryin' baby, yeah it's you I hate to lose
   | 9 | 10 | 11 | 12 || -третья фраза (V/IV и I )
       
   Приведенные выше тексты -примеры несложной блюзовой строфы. Как будет в дальнейшем показано,
   существуют значительно более разнообразные и интересные виды блюзовых рифмовок.
   ------------------
   Представим cебе, что блюз исполняют два человека, и каждая из трех фраз
   будет иметь вопрос и ответ (утверждение1 и утверждение2). В остальном, строение
   точно такое же, как описано выше:
  
   Пример 2: Экспромтный 12-тактный блюз (АБ АБ АБ)
   ( I )
   - Никому не нужен...
   - У тебя украла девушку эта ночь.
   | 1 | 2 | 3 | 4 | - первая фраза (I)
   ( IV ) (I )
   - Да, Никому не нужен...
   - У тебя украла девушку злая ночь.
   | 5 | 6 | 7 | 8 | - вторая фраза (IV и I)
   (V) (IV) (I) (V)
   - А утром, утром только хуже, -
   - Чёртово утро не сможет тебе помочь...
   | 9 | 10 | 11 | 12 || -третья фраза (V/IV и I )
  
   Исполнитель блюза нередко ведет диалог с другими инструментами, или просто рассказывает
   историю в подобной фразировке:
  
   Пример 3: Beisse Smith Graveyard Dream Blues, 1923 год
   ( I )
   -Blues on my mind,
   blues all around my head (пианино, гитара или труба отвечают)
   | 1 | 2 | 3 | 4 | - первая фраза (I)
  
   ( IV ) (I )
   Blues on my mind,
   and blues all around my head (пианино, гитара или труба отвечают)
   | 5 | 6 | 7 | 8 | - вторая фраза (IV и I)
  
   (V) (IV) (I) (V)
   I dreamed last night
   that the man that I love was dead (пианино, гитара или труба отвечают)
   | 9 | 10 | 11 | 12 || -третья фраза (V/IV и I )
  
   Пример 4.1: Николай Голиков, Блюз (2001) (АБ АБ АБ)
   ( I )
   Всю ночь ты орёшь свое горло,
   Соседи звонят ноль три.
   | 1 | 2 | 3 | 4 | - первая фраза (I)
   ( IV ) (I )
   Ты в кровь дерёшь свое горло,
   Мои соседи звонят ноль три.
   | 5 | 6 | 7 | 8 | - вторая фраза (IV и I)
   (V) (IV) (I) (V)
   Я хотел сказать тебе хоть пол-слова,
   Но моё горло в крови.
   | 9 | 10 | 11 | 12 || -третья фраза (V/IV и I)
  
   Пример 4.2: Киров Блюз(Екатерина Болдырева)(АБ АБ АБ)
   ( I )
   А еще у меня есть кумир, милый,
   У меня есть большой кумир
   | 1 | 2 | 3 | 4 | - первая фраза (I)
   ( IV ) (I )
   Он играет блюз как черные, милый,
   И я сразу люблю весь мир.
   | 5 | 6 | 7 | 8 | - вторая фраза (IV и I)
   (V) (IV) (I) (V)
   Он крутой музыкант и парняга нехилый,
   С потрясающим именем - Кир.
   | 9 | 10 | 11 | 12 || -третья фраза (V/IV и I )
  
   Из вышеприведенных примеров видно, что двенадцатитактная блюзовая строфа может состоять не
   только из  трех строчек. На каждую фразу может приходится и две строки, и больше.
  
   Кроме уже упомянутой рифмовки блюзовой строфы: АБ АБ АБ (или упрощенной ААА)
   возможны и:
   АА ББ ВВ
   АБ АБ ВБ
   АА БА ВА
   и многие другие разновидности.
  
   Используются строфы и с незарифмованными строками (АБ ВГ ДЕ), но  
   неподкрепленные музыкой, обычно такие тексты на бумаге читаются как верлибр.
  
   -------------------------------------------------
       
   III. Шестнадцатитактная блюзовая строфа
       
       
   Если хорошо разобраться в строении традиционного 12-тактного (трехфразового) блюза,
   то не составляет никакого труда понять и 16-титактный блюз (трех- или четырехфразовый).
  
   Музыкальное различие между 12- и 16- тактовыми блюзами такое:
  
   12-титактный блюз:
  
   | 1 | 2 | 3 | 4 | - первая фраза (I)
  
   | 5 | 6 | 7 | 8 | - вторая фраза (IV и I)
 
   | 9 | 10 | 11 | 12 || -третья фраза( V/IV и I )
   16-титактный блюз
  
   | 1 | 2 | 3 | 4 | - первая фраза (I)
  
   | 5 | 6 | 7 | 8 | - вторая фраза (IV)
  
   | 9 | 10 | 11 | 12 | - третья фраза ( I )
  
   | 13 | 14 | 15 | 16 || четвертая фраза(V/IV )
       
   или       
  
   | 1 | 2 | 3 | 4 | - первая фраза (I)
  
   | 5 | 6 | 7 | 8 | - вторая фраза (I)
  
   | 9 | 10 | 11 | 12 | - третья фраза (IV)
  
   | 13 | 14 | 15 | 16 || - четвертая фраза(V/IV и I)
       
   Даже в 1920-30-ые года существовало много вариаций на подобные гармонические "сетки",- позднее
   же, с годами, в музыкальной форме блюза допускалось еще большие степени свободы.
  
   Существуют и трехфразовые 16-тактные блюзы: так же три фразы,  
   но либо первая, либо третья фраза - в два раза длиннее остальных:
  
   Пример 5.1: Экспромтный 16-тактный трехфразовый блюз)
  
   1. У меня украла девушку эта ночь,
   2. Да, у меня украла девушку злая ночь
   3. Жить без нее не в мочь, (4.) и утро не сможет ничем помочь...
  
   В данном примере, хорошо видно, как длинная третья фраза невольно разбивается на две. Именно таким   
   образом, в 16-титактном блюзе и образуются вместо трех - четыре фразы.
   Пример 5.2: Экспромтный 16-тактный четырехфразовый блюз
       
   (I)
   У меня украла девушку эта ночь,
   | 1 | 2 | 3 | 4 | - первая фраза (I)
   (IV)
   Да, у меня украла девушку злая ночь
   | 5 | 6 | 7 | 8 | - вторая фраза (IV)
   (I)
   Жить без нее - никак... нельзя... не в мочь, -
   | 9 | 10 | 11 | 12 | третья фраза (I)
   (V) (IV)
   И чёртово утро не может ничем помочь. (I) (V)
   | 13 | 14 | 15 | 16 || 4-ая фраза (V/IV и I )
  
   Очень рекоммендую еще раз прочесть один за другим три примера: 1.0, 5.1 и 5.2. По ним
   наглядно видны связь и трансформация 12-ти и 16-титактных блюзов.
  
   А вот 16-тактный четырехфразовый блюз из классики:
  
   Пример 6: You've Got To Give Me Some (Blues), 1929
       
   (I)
   Said mister Jones to old butcher Pete,
   | 1 | 2 | 3 | 4 | - первая фраза (I)
   (IV)
   I want a piece of your good old meat
   | 5 | 6 | 7 | 8 | - вторая фраза (IV)
   (I)
   You gotta give me some, oh give me some
   | 9 | 10 | 11 | 12 | третья фраза (I)
   (V) (IV) (I) (V)
   I crave your round steak, you gotta give me some
   | 13 | 14 | 15 | 16 || 4-ая фраза (V/IV и I )
  
   Рифмовка для  блюзового четверостишия может быть:
   АААА
   ААББ
   ААБА,
   но почти никогда - АБАБ.
  
   Схема АБАБ в блюзе обычно не употребляется (если и употребляется то как часть одной фразы).
Причины для этого следующие:
   Четырыхфразовое ААББ - это вариации на трехфразовое АА(Б), где (Б) - длинная третья фраза,
или (А)ББ где (А) - длинная первая фраза.
   Четырехфразовое ААБА - это вариации на трехфразовое АА(А), где (А) - длинная третья
   фраза. Однако, АБАБ по рифмовке можно представить лишь как (А)(А) - всего две фразы.
   Как следствие, такое строение не отвечает сути блюзовой строфы. Единственным исключением,
   являются примеры, когда на каждую фразу приходится не по 1-2, а по 4 строки. В этом случае
действительно рифмовка может быть АБАБ ВГВГ ДЕДЕ, и мы получим трехфразовый блюз,
состоящий из 12-ти строк.
   С более сложной рифмовкой 16-титактные четырехфразовые блюзы бывают такие:
  
   Пример 7.0: Worried Life Blues 1928 (АА ББ ВБ ВБ)
  
   I lived a life but nothing I've gained
   Each day I'm full of sorrow and pain
   | 1 | 2 | 3 | 4 | - первая фраза
   No one seems enough for poor me
   To give me a word of sympathy
   | 5 | 6 | 7 | 8 | - вторая фраза
   Oh me, oh my
   Wonder what will the end be
   | 9 | 10 | 11 | 12 | третья фраза
   Oh me, oh my
   Wonder what will become of poor me
   | 13 | 14 | 15 | 16 || четвертая фраза
  
   (АБ АБ АВ АВ)
   I'm sittin' and thinkin' of the days gone by
   They fills my heart with pain
   I'm too weak to stand and too strong to lie
   But I'm forgettin' it all in vain
   Oh me, oh my
   Wonder what will the end be
   Oh me, oh my
   Wonder what will become of poor me
  
Пример 7.1: Довольно Гнездиться Здесь (Екатерина Болдырева)(АБ АБ БВ В)
По запахам, по следам, (I)
еще незатоптанным серым дождем (IV)
| 1 | 2 | 3 | 4 | - первая фраза
мы что-нибудь где-то там (I)
хоть в кое-то веки найдем (IV)
| 5 | 6 | 7 | 8 | - вторая фраза
ты ведь жив, не прими за стрём, (V)
ты ведь бог, не сочти за лесть, (IV)
| 9 | 10 | 11 | 12 | третья фраза
довольно гнездиться здесь! (I)
... ... ... .. ... (V)
| 13 | 14 | 15 | 16 || четвертая фраза
   В восьмистишии существует значительно больше свободы в рифмовке.
   Можно использовать:
   АБ АБ АВ АВ,
   АБ АБ ВГ ВГ,
   АА ББ ВГ ВГ,
   АА ББ ВВ ГГ,
   и множество других комбинаций. Не стоит забывать, что правильная фразировка в блюзе важнее чем обязательная приверженность
к той или иной схеме рифмовки.
  
   Итак, 16-тактная блюзовая, как правило, состоит из 4-х фраз, каждая из них
   (как и в 12-ти тактовой строфе) может содержать в себе одну или несколько строк.
  
   ------
       
   IV. Блюзовые элементы и их развитие
  
   Как в трехфразовом, так и четырехфразовом блюзе, между фразами должны напрашиваться вздох,
   пауза, передышка. Четверостишие, где первые две строки образуют одну фразу, а 3-я и 4-ая
   строка - другую, скорее всего блюзовой строфой не является, или, во всяком случае, без музыки на
   блюзовую строфу не похоже. Аналогично, и в восьмистишии, и в шестистрочной строфе должно
   прослеживаться четкое разделение между фразами.
  
       
   По своей форме блюз развивался и трансформировался каждую декаду. Единственное, что оставалось
   неизменным вплоть до 60-ых годов, - это количество тактов в строфе (12 или 16) и характерный
   аккорд четвертой ступени на второй (в 16-титактной строфе часто на третьей) фразе блюза. При
   этом, другие элементы традиционного "архаического" блюза двадцатых готов вольно
   обыгрывались, нарушались, обогащались как гармонически, так и мелодически.
  
  
   Я неоднократно подчеркивал, что одна из важнейших музыкальных особенностей традиционного
   блюза - аккорд четвертой ступени, приходящийся обычно на начало второй фразы блюзовой
строфы (в 16-титактном блюзе - иногда на начало 3-ей фразы).
   Казалось бы, зачем поэту знать такие детали, если на бумаге нельзя отразить блюзовые
   гармонии? На самом деле, именно этим фактом в какой-то мере объясняется наличие трех (или 
   четырех фраз) в любой блюзовой строфе. Дело в том, что переход на аккорд четвертой ступени во 
   второй фразе  был очень свежим, "желанным", и выразительным музыкальным приемом для
   блюзистов начала века.  Исполнители не уставали получать удовольствие, приходя к 4-ой ступени
   на той или другой фразе, в этом была одна из ключевых особенностей блюзовой гармонии. Однако,
закончить строфу на аккорде четвертой ступени блюзисты не могли - ступень-то неустойчивая,
   и ставить на ней точку - музыкально неестественно. Именно поэтому музыкантам требовалась
   еще одна, а порой две, фразы, чтобы убедительно обеспечить возвращение на первую
   устойчивую ступень.
  
   -----------------
  
   В 60-70-х годах появилась традиция играть блюз на один
   аккорд, который держался через все три (или четыре) фразы, - и лишь ритм, музыкальное
   оформление, фразировка и текст, показывали, что исполняемое произведение есть блюз.
  
   V. Ритм-н-Блюз и Рок-н-Ролл
  
   Упомяну пару слов о стилях, произошедших из блюза: Ритм-н-Блюз, Рок-н-Ролл и Буги-Вуги
   Все эти направления основаны на блюзе, и при схожей гармонии и фразировке отличаются от блюза
   более быстрыми темпами, подбором инструментов и некоторыми другими мелодическими и
   ритмическими нюансами.
  
   Буги-Вуги игралось негритянскими пианистами в 30-ые годы и чуть позже Биг
   Бэндами (джазовыми оркестрами). Основан этот стиль на фортепианной игре.
  
   Ритм-и-Блюз - был популярен в 50-60-ые годы, включал в себя вокал и джазовую ритм-секцию
   (piano, bass, drums, плюс, зачастую, духовые инструменты)
  
   Ранний Рок-н-Ролл - почти то же самое, что и Ритм-и-Блюз, только в Рок-н-Ролле преобладают
   гитары.
  
   Разница в текстах между Ритм-и-Блюзом (Рок-н-Роллом) и обычным блюзом в том, что, как правило,
   в Ритм-и-Блюзе/Рок-н-Ролле - тематика более жизнерадостная, чем в меланхоличном блюзе, и
   исполняются эти тексты быстрее. Все остальные правила остаются в силе.
  
   Показательны в этом плане тексты Науменко:
  
   Пример 9: Мажорный рок-н-ролл (ААББ) (Полностью созвучно с примером 5 или 6.)
       
   Я посмотрел на часы, было 9.36,
   Ты сказала: "Я устала, я хочу присесть!"
   Я сказал: "Нет-нет! Смотри - танцуют все кругом!"
   Мы прыгали, вертелись и кружились так, что пол ходил ходуном.
  
   Кстати эту же строфу можно переписать как:
  
   Я посмотрел на часы,
   было девять тридцать шесть,
  
   Ты сказала: "Я устала,
   я хочу присесть!"
  
   Я сказал: "Нет-нет!
   Смотри - танцуют все кругом!"
  
   Мы прыгали, вертелись и кружились так,
   что пол ходил ходуном.
  
   Получившася рифмовка АБ ВБ ГД ЕД (вариация рифмовки ААББ) тоже характерная для
   четырехфразовой блюзовой строфы.
  
   Пример 10: Я люблю буги-вуги (схоже с примерами 3 и 4, только рифмовка АА ББ ВВ)
  
   Субботний вечер, и вот опять
   Я собираюсь пойти потанцевать,
  
   Я надеваю штиблеты, и галстук-шнурок,
   Я запираю свою дверь на тяжелый замок.
  
   На улице стоит ужасная жара,
   Но я буду танцевать буги-вуги до утра.
  
   Приведенные "рок-н-роллы" - прекрасный пример блюзовой строфы.
   -------------------------------------------------------------------------------------------
  
       
   VI. Общие правила строения блюзовой строфы
  
   Исходя из всего вышенаписаного, можно сформулировать следующие три общих правила строения
   блюзовой строфы:
  
   1. Классическая блюзовая строфа состоит из трёх или четырех смысловых фраз. На каждую фразу
   могут приходится несколько строчек,- таким образом в трехфразовой строфе часто
   употребляются 3-х и 6-тистишия, в четырехфразовой - четверостишия и восьмистишия.
  
   2. Рифмы.
   В трехфразовых блюзовых строф часто используются следующие рифмовки:
  
   Трехстишья:    ААА или реже АБА и ААБ
   Шестистишья:  АБ АБ ВБ или АБ ВБ ГБ или АА ББ ВВ или АБ АБ ВВ с вариантами.
  
   В четырехфразовых блюзов еще больше свободы для рифмовки: :
  
   Четырехстишия: ААББ или ААБА или АААА,    (!!!) но не АБАБ
   Восьмистишия: АА ББ ВВ ГГ или АБ АБ ВГ ВГ или многочисленные комбинации этих двух  
   рифмовок.
  
   3. В конце блюзовых фраз, и особенно в конце строф, не рекоммендуется использовать женские
   рифмы-окончания, так как они не соответствуют блюзовым музыкальным окончаниям.
  
   Кроме этих трёх правил, чтобы подчеркнуть "блюзовость" текста возможно использовать
следующие приемы:
  
   1. Первая и вторая фраза блюзовой строфы могут быть одинаковыми или почти одинаковыми
   2. Каждая фраза блюзовой строфы может быть построена по принципу вопрос-ответ, где вопросы
      могут быть разными, а ответ одинаковый или наоборот. (Пример 2)
   3. Допускаются и даже рекоммендуются ритмические нарушения внутри каждой фразы (на вкус   
       автора), - слишком гладкий и прилизанный ритм часто выбивает из блюзового настроения.
   4. Хотя и не существует четких правил размера в блюзе, традиционный блюз часто основан на
       трехдольных размерах (при этом, размер часто нарушается паузами и цезурами),
       а Ритм-и-Блюз (Рок-н-Ролл), на двухдольных (речь идет о поэтических, а не музыкальных размерах).  
   5. Блюз может создавать, как печальное настроение, так и веселое,- ранние блюзы чаще всего - грустные,
      а блюзы 50-60-х годов (и позже) нередко бывают жизнерадостными и шутливыми.
  
  
  
   VII. Примеры неблюзовых и околоблюзовых текстов:
  
   Рассмотрим два текста из литературного поединка на сайте http://leolan.com/gusary/buh/
   где по условию жанр был определен как "блюзовый":
   Текст 1.
   Одинокостоящий француз,
   Неотрывно глядящий на море..
   Белой чайкой кружит в небе блюз -
   Квинтэссенция черного горя..
  
   Не спеши африканцев искать
   За спиной купоросного галла -
   Может в блюзе себя изливать
   И родившийся вне Сенегала..
  
   Черных мыслей довольно вполне,
   И вина черноплодной рябины,
   Черных пятен морей на Луне....
   Да и просто, тоски без причины.
  
   Мокро, ветрено... Мертвый сезон.
   Даже мух нет в кафе "Общепита"...
   И играет блюз не саксофон:
   Альт, гармошка и третьей - трембита.
  
   Полный текст: (http://leolan.com/gusary/buh/arhiv/?boj_130#N1)
  
   Попробуем проанализировать текст исходя из правил строения блюзовых строф:
  
   Так как автор использует четверостишия, то подразумевается четырехфразовая строфа
   но:
  
   1. Ни одна из приведенных строф - не состоит из 3-х или 4-х cмысловых фраз.
   Неупотребляющаяся в блюзе рифмовка АБ АБ - наоборот только подчеркивает неблюзовую
   фразировку и мешает созданию блюзового настроения.
   3. Регулярное использование женских рифм в конце строф - особено чуждо блюзу.
   4. Ни один из блюзовых приемов и элементов не используется.
  
   Исходя из вышеперечисленного, этот текст не является блюзовым (во всяком случае на бумаге).
  
   Возьмем другой текст из того же поединка:
       
   Вам разговор со мной без интересу
   Я не могу сказать вам за Одессу,
   За Ригу, Жмеринку и даже за Москву,
   Поскольку сам давно там не живу.
  
   Живу в заморском, чужом краю,
   Здесь всё прекрасно, словно в божьем раю,
   И грустен только мой блюз.
       
   Живем нормально мы хоть небогато,
   Не вспоминаем нищенской зарплаты,
   И вызывают самых добрых чувств прилив
   Чикаго, Мюнхен, Рим и Тель-Авив.
       
   Но я по-русски шутить привык,
   Неповоротлив непривычный язык,
   И всё печальней мой блюз.
  
   Полный текст: (http://leolan.com/gusary/buh/arhiv/?boj_130#N2)
  
   Вторая и четвертая строфы - несомненно блюзовые: три ярковыраженные фразы, с рифмовкой
   ААБ (см. пример 1 - Двенадцатитактный блюз). Первая и третья строфы тоже обладают блюзовыми
   элементами( строение ААББ - 16-ный блюз), хоть и не всегда подчеркнуто разделение(вздох)
   между фразами.
  
   Во втором стихотворении безусловно присутствуют многие элементы блюза (фразировка, мужские
   оканчания, итд )и благодаря этому, вполне оправдано причислить этот стих к блюзовым текстам.
  
   VIII. Обыгрывание и нарушение блюзовых правил:
       
   Суть любого творчества - не только в соблюдении правил, но и в способности их убедительно 
   нарушать. Любое из правил, приведенных выше не есть догма. Их можно сознательно нарушать, но 
   делать это следует умело и осмысленно. Здесь все зависит от вкуса, опыта, и таланта автора.
  
   Приведу примеры успешного нарушения некоторых из вышеперечисленных правил:
  
   Пример 11: Она не понимает (группа Секрет)
   Она как метеор - мелькнет и пропадает,
   Даже рок-н-ролл за ней не поспевает,
  
   Сердце как мотор - стучит, не умолкает,
   Лечу во весь опор, но снова исчезает,
  
   Она не понимает,
   что этим убивает
   меня!
  
   Этот текст, обладающий всеми свойствами трехфразового двенадцатитактного блюза (АА АА АА),
   примечателен тем, что в нём используются женские рифмы, однако, из-за выбранной рифмовки
   АА АА АА(B)- одинаковая рифма, повторяющаяся в строфе 6 раз, создаёт монотонный ритмический
   рисунок, не портящий блюзового/рок-н-ролльного настроения.
  
Пример 12: Шанхай Блюз (Машина Времени), 12-тактный трехфразовый блюз (АА БББ ВВ)
Давным-давно
Когда нам было все-равно
С кем жить,
что пить,
как быть
И время пролетало hi-fi -
Мы пели блюз Шанхай.
Тут есть некоторые отхождения от традиционного блюза, как по гармониям, так и по строению фраз.
Но блюзовые элементы - на лицо. Фразы четко разделены если не по смыслу, то рифмами,
нет женских окончаний, и (музыкальный элемент)на вторую фразу (пятый такт) приходится аккорд
на четвертовй ступени.
  
   При всем желании, я не нашел примера блюзовой строфы с рифмовкой АБАБ. Повторюсь,
   такая рифмовка очень неестествеенна для блюза, так как строфа с подобным строением тяготеет
   к двум фразам, а не трем или четырем. Прежде чем пытаться писать блюзы с такой рифмовкой,
   имеет смысл хорошенько освоить традиционные формы блюзовых строф.
  
   IX. Заключение
       
   Напоследок подчеркну то, с чего, может быть, стоило начать:
       
   Теория не имеет никакой цены без практики. Человеку, никогда не видевшему зеленый цвет,
   невозможно словами объяснить, что это. Аналогичным образом, если поэт никогда не слышал блюза,
   и смутно представляет, как этот блюз звучит и каковы его музыкальные характеристики, то ему
   будет чрезвычайно трудно писать блюзовые стихи.
       
   Не следует забывать и о другой стороне медали:  не всякий, пусть даже прекрасно звучащий блюз,
   хорошо читается на странице. Чтобы блюз не только пелся, но и смотрелся на бумаге, автор должен 
   использовать красивые рифмы и слог и быть очень аккуратным с  
   характерными для блюза, но, увы, опасными ритмическими сбоями.
       
   Главная же цель у поэта, пишущего "блюзовый стих", - это любыми выразительными средствами
   добиться, чтобы читатель кроме содержания, формы и качества текста почувствовал в
   стихотворении музыку блюза.
       
       
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"