Физик Владимир Александрович : другие произведения.

Что такое сознание

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Среди множества теорий, пытающихся объяснить, что такое сознание, есть теория, что сознание - всего лишь искусно созданная мозгом иллюзия. Например, австралийский психолог Девид Чалмерс, специализирующийся в области философии сознания, сравнивает сознание человека с фильмом, который постоянно воспроизводится перед его глазами. В такой теории есть доля истины, поскольку окружающий мир мы, по большому счету, видим не глазами, а мозгом.

  Среди множества теорий, пытающихся объяснить, что такое сознание, есть теория, что сознание - всего лишь искусно созданная мозгом иллюзия. Например, австралийский психолог Девид Чалмерс, специализирующийся в области философии сознания, сравнивает сознание человека с фильмом, который постоянно воспроизводится перед его глазами. В такой теории есть доля истины, поскольку окружающий мир мы, по большому счету, видим не глазами, а мозгом. В природе нет ни красного, ни зеленого, ни прочих цветов, а есть длины волн электромагнитного излучения. В природе нет запахов, а есть молекулы, вызывающие определенные раздражения рецепторов тела человека. В природе много чего нет, что нам рисуется в сознании. Но если сознание человека есть кино с различными картинками, то, по аналогии с ним, должен быть "экран", на котором эти картинки отражаются. С точки зрения математики, "экран" является пространством. Но до сих пор ученые не смогли найти в мозге человека область, где бы такой "экран" существовал. Следовательно "экран" сознания не имеет физическую природу. Пространство "экрана" - это не физическое пространство. Но тогда остается единственный вариант, чтобы определить пространство с "мнящимися" на нем картинками -
  
  сознание - это мнимое пространство, в котором функционирует мышление.
  
  Здесь основная идея - "мнимое пространство". Математически оно получается в объект-объектном мире (миропонимании), где весь мир представим, согласно философии Будды, как пустота, заполненная полями (в совокупности, пространство и поле - это акаша восточной философии), своей концентрированностью и пр. формирующими так называемые "вещи", а также весь мир представим современной полевой физикой.
  
  Схематически мнимое пространство мышления получается следующим образом.
  Бытие мира можно представить в виде вечно движущейся по временной линии точки "сейчас". Всегда существует только настоящий момент. Пройденные моменты бытия уходят в прошлое. Будущие - еще не наступили. Настоящий момент не имеет длительности, поскольку точка "сейчас" не имеет размера. В свою очередь, мысль - это отрезок. Следовательно, во время мышления мысль-отрезок как бы выползает из точки "сейчас". Но, выйдя из точки, отрезок должен уходить в прошлое. Однако, чтобы осознать весь отрезок мысли в точке "сейчас", его нужно целиком "затащить" из прошлого в настоящее. Нужно отрезок "затащить" в точку. Такое, по понятным соображениям, не возможно, поскольку события прошлого не могут быть возвращены в точку настоящего, да еще и в виде отрезка. Возникает парадокс: есть вечно скользящая точка настоящего момента и есть отрезки мыслей, "выползающие" из точки "сейчас", которые не могут уместиться в точке. Но выход есть. Как уже упоминалось, точка настоящего момента движется по линии времени. Для того, чтобы в точке уместился отрезок, необходимо, чтобы через точку вечно скользящего момента "сейчас" проходила плоскость, перпендикулярная линии времени. В этом случае на плоскости может уложиться любой отрезок. Эта плоскость и есть мнимое пространство мышления. Плоскость движется по оси времени вместе с точкой "сейчас". Благодаря памяти, отрезок мысли "вытаскивается" из прошлого и проецируется на плоскости мнимого пространства целиком.
  
  Теперь встает вопрос, откуда берутся мысленные отрезки? Оказывается, ответ давно уже дан в восточной философии.
  
  В буддизме есть такое понятие "дхарма".
  По-простому, дхарма - самый короткий отрезок мысли (далее идет цитирование).
  Дхарма - неделимая составляющая бытия. Элементарный "кирпичик" сознания и мира (о мире самом по себе, независимо от сознания, буддизм ничего не говорит): "круглое", "длинное", алчность, не-алчность, мысль, сознание и т. п. Дхармы мгновенны, непрерывно появляются и исчезают, их волнение и образует человека (или другое существо), воспринимающего мир. Чем больше человек обуреваем страстями, тем меньше среди дхарм благих и больше неблагих, что по закону кармы ведет к усилению страдания, испытываемого человеком. Если человек ведет нравственную жизнь, почитает наставления Будды или божеств других религий, то в его "потоке сознания" преобладают благие дхармы, и он в этой и последующих жизнях испытывает мало страданий и даже может родиться небожителем. Но и небожители подвластны закону кармы и смертны. Чтобы полностью прекратить волнение дхарм, нужно осознать, что нет ничего неизменного - ни мира самого по себе, ни Бога-Творца, ни вечной души. Когда это все не только понято, но и осознано, процесс "бывания" прекращается, и достигается нирвана - состояние, которое нельзя назвать ни вечным бытием, ни полным уничтожением: все наши понятия непригодны для описания нирваны. Дхарма считается одной из центральных и вместе с тем одной из наиболее сложных категорий буддийской мысли.
  https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/6964
  
  А теперь о необходимости и достаточности существования мнимого пространства для ментальных картинок, рисуемых мышлением в сознании.
  В сознании мы видим картинку. Чтобы картинка могла существовать, должно быть место для ее существования. Необходимость и достаточность существования любой сущности формируют три условия, которые следуют из формулы Абсолюта:
  1) наличие Идеи сущности, или, другими словами, существование Идеи сущности
  2) наличие Пространства, в котором возможно существование сущности
  3) наличие Движения, как основы/причины существования сущности.
  /Для справки: в математике задача Коши сформирована именно по такому принципу: 1)производная, как некая Идея, 2)производная существует для функции (существование, как Движение), 3)производная для функции существует в некой области (в Пространстве)/.
  
  В обычном понимании, любая физическая сущность существует в физическом пространстве. Табурет, звезда, облако, дерево - все они существуют в физическом пространстве. Также, в обычном понимании, физическое пространство - это обобщенное единое место, абстрагированное по всем местам существования всех физических сущностей всего сущего мира. Но чем ментальная картинка табурета, как ментальная сущность, хуже картинки табурета, как физической сущности, нарисованной художником? Художник рисует картинку табурета в двумерном пространстве холста. Тогда и ментальная картинка табурета должна быть нарисована мышлением в сознании, как двумерном мнимом пространстве. Трехмерная картинка должна существовать в трехмерном пространстве. Картинки мышления "мнятся" в сознании. Отсюда следует и мнимость сознания, как пространства. Мнимое пространство мышления не пересекается с физическим, поскольку в физическом пространстве нет картинок мышления. Простейший и наглядный пример мнимого пространства - изображение в зеркале: видишь в зеркале свое лицо и задний план, а заглянул за зеркало - ничего такого и в помине нет. Соответственно, сознание - такое же зеркало, в котором субъект "видит" не свое лицо и задний план, а ощущает свое "я" и "видит" некий "передний план", обусловленный рецепторной данностью, активирующей определенные полевые структуры в неокортексе субъекта. "Зеркало" (мнимое пространство) у каждого субъекта приватное. Но...Как следует из холархической структуры мира, жизнь существует внутри другой, более "большей" жизни (восточная философия). Для пояснения: в том же желудочно-кишечном тракте любого организма существуют целые колонии бактерий, перерабатывающих пищу. Они также существуют в циркулирующей по всему организму крови, в лимфе, в черепно-мозговой жидкости и т.д. Чем не "жизнь в жизни"? Следуя этой логике, получаем, что не только жизни существуют внутри большей жизни, но и отдельные мнимые пространства существуют внутри большего мнимого пространства. Возникает эффект связи мнимых пространств отдельных субъектов с мнимым пространством холархически большей жизни, что и подтверждается субъект-субъектным миропониманием.
  
  Мнимое пространство не может существовать внутри физического пространства. Математически мнимое пространство - это функция времени. Но как субъект видит картинки в своем сознании? Есть версия, что картинки в нашем сознании формируются по образу и подобию голограммы. Традиционно, голограмму создает интерферометр, или прибор, схематически состоящий из опорного и информационного плеча, которые объединяются в двумерном (плоскость) либо трехмерном физическом пространстве (объем). Для появления картинки в мнимом пространстве не обязательны лазерные источники опорного и информационного сигналов. Достаточно самих сигналов (плечей) и нервного центра, в котором происходит их воссоединение. В неокортексе есть все необходимые элементы интерферометра. Роль опорного плеча выполняет поток дхарм, а роль информационного плеча - нейроны и синапсы. Нейроны и синапсы формируют в подкорке мозга сложное объемное поле, как аналог видимого изображения. Как известно, голограмма вся целиком формируется даже из своего "кусочка". Достаточно в некоем нервном центре воссоединить минимальный "кусочек" информационной волны с потоком дхарм, как два плеча наложатся и вся полевая картина мозга субъектом будет воспринята, как объемная визуальная картина голограммы целиком. Так что не нужно в мозге искать всю визуальную голограмму целиком или какой-то экран с изображением. Нужно искать центр воссоединения "кусочка" голограммы с потоком дхарм. То есть, центр восприятия "кусочка" глобального поля, сформированного нейронами и синапсами в коре мозга.
  
  \\\
   Пояснения: объект-объектный мир (миропонимание), субъект-объектный мир (миропонимание), субъект-субъектный мир (миропонимание) и солипсизм получаются из того факта, что в миропонимании всегда участвуют двое - наблюдатель за миром и непосредственно сам мир. Поочередно производим вариации при помощи пары субъект-объект и получаем искомые четыре варианта (итог анализа двух миров Платона и Канта, а также трех миров Поппера).
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"