Физик Владимир Александрович : другие произведения.

Сущее и сущность

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Основное отличие сущего от сущности заключается в том, что сущее не принадлежит ни к одной из десяти категорий Аристотеля, поскольку сущее - это неопределенное "нечто", тогда как сущность - это конкретное "что", входящее в десятку категорий Аристотеля.

  Что такое сущность и сущее и в чем их отличие подробно описано в публикации "Чем отличается сущее от сущности?" http://proza.ru/2022/09/26/223. Коротко: основное отличие сущего от сущности заключается в том, что сущее не принадлежит ни к одной из десяти категорий Аристотеля, поскольку сущее - это неопределенное "нечто", тогда как сущность - это конкретное "что", входящее в десятку категорий Аристотеля.
  
  Есть три смысла сущности:
  
  1) сущность, как Идея, или онтология понятия "сущность". Коротко: сущность - это внутренняя основа, содержание, смысл, суть, совокупность таких свойств объекта, без которых он неспособен существовать и т.д.
  
  2) сущность, как Идея в Пространстве. Например, сущность огурца, сущность сознания, сущность философии, сущность человека и т.д. Означает определение по п.1), примененное к конкретному объекту. Сущность зайца - длинные уши, теплый мех, развитые задние лапы и т.д.
  
  3) сущность, как реализованная (Движение) Идея в Пространстве. Это уже конкретный объект. Объект может быть идеальным или материальным. Сущность - это идеальный или материальный объект, который существует в идеальном или материальном сущем. Например, огурец - это сущность сущего мира. Или, более конкретно, огурец - это сущность из салатного набора овощей; сущность огородной грядки; сущность из растительного мира земли. И т.д. В данном случае, сущность является материальной. Сущность, как суть/смысл - это идеальный объект. Таким образом, в зависимости от видов Идеи и Пространства, а также Движения, как способа реализации конкретной идеи в конкретном пространстве, сущность может быть поли-субстанционной.
  (Тезисно:
  1)сущность, как суть/смысл, или общее определение понятия "сущность"
  2)сущность, как суть/смысл чего-либо, или конкретика
  3)сущность, как вещь, или "чтойная" категория Аристотеля)
  
  Эти вариации получаются из формулы Абсолюта:
  
  Абсолют = Идея + Пространство + Движение
  
  Всего возможны три варианта:
  
  1) Идея
  
  2) Идея + Пространство
  
  3) Идея + Пространство + Движение
  
  Оставшиеся комбинации типа "Пространство + Движение", "Идея + Движение", а также "Пространство" и "Движение" в данном случае не имеют философского смысла.
  
  Во всех пунктах Идея применяется в платоновском смысле: есть ли человек, нет его, а Идея - это одна из ипостасей не только Абсолюта, как предельной философской категории, но и всего сущего мира, как независящей от человека реальности. Человек оперирует понятиями, в основе которых лежит Идея, а сущий мир существует благодаря своим внутренним объектам, где каждый объект в своей основе также содержит определенную Идею, поскольку является составным элементом системы под названием "сущий мир". В природе нет ничего случайного. Любой элемент сущего мира в своей основе имеет определенную Идею.
  
  Все. Других видов сущностей нет. Практически всегда сущность употребляется в философии в смысле сути исследуемого объекта. То, что сущность может иметь не только идеальную (смысловую) субстанцию, но и материальную, об этом редко говорится. Смысловая сущность исследуемого объекта, как приоритетная, следует из того, что в пределе сущностью любого объекта является его Идея, как предел разложения этого объекта сущего мира на составные части по всей масштабной шкале. Но Идея не может быть реальной сущностью, которую можно потрогать руками. Предел любого бесконечного ряда обладает совершенно другим качеством относительно непосредственно самих членов ряда. Например, цифра 1 по своему качеству отличается от членов бесконечного ряда 1/2, 2/3, 3/4, 4/5... и т.д. Следовательно, Идея - это первосущность иного качества, чем объекты, над которыми осуществляется операция абстрагирования. Она - первосущность идеального мира, реализация (Движение) которой в Пространстве сущего мира ведет к сущности. Мало того, Идея - абсолютный элемент триады, на которой покоится Абсолют, или весь сущий мир плюс Пространство, в котором он существует (Движение). Поэтому Идея может реализоваться (Движение) в Пространстве таким образом, что может сформироваться сущность из любой субстанции. Даже материальная сущность. Например, плотник, реализовав идею табурета, по окончании работы создает новую материальную сущность сущего мира - табурет.
  
  Пример того, что понятие "сущность" используется не только в смысле "суть".
  Отрывок из книги лауреата Нобелевской премии по физике Р.Пенроуза "Мода, вера, фантазия и новая физика Вселенной", изданной в Издательстве "Питер", где есть слово "сущность":
  
  "В еще более крупных масштабах обнаруживаются целые регионы, заполненные невидимым нечто, пронизывающим космос. Складывается впечатление, что на эту совершенно неизвестную субстанцию приходится около 84,5 % всей материи, имеющейся во Вселенной. При этом существует еще что-то, достигающее самых дальних пределов наблюдаемой Вселенной и словно растаскивающее ее в разные стороны с нарастающей скоростью. Словно от безысходности ученые дали двум этим сущностям довольно туманные названия - "темная материя" и "темная энергия" соответственно. Именно темная материя и темная энергия в основном определяют общую структуру известной Вселенной. Еще тревожнее кажется следующий факт: современная космология почти наверняка доказывает, что вся известная нам Вселенная возникла из одного гигантского взрыва, до которого совсем ничего не было - если вообще можно говорить о чем-то "до" возникновения пространственно-временного континуума, который, как мы полагаем, лежит в основе всей материальной реальности. Поистине, такая концепция Большого взрыва - фантастическая идея!"
  
  Essential (лат.) - сущность (рус.) - essence(англ.)
  Essence - the intrinsic nature or indispensable quality of something, especially something abstract, that determines its character (внутренняя природа или неотъемлемое качество чего-либо, особенно абстрактного, что определяет его характер).
  
  ENTITAS (лат.) - бытие, существо (рус.) - entity (англ.)
  Entity - a thing with distinct and independent existence (вещь с отчетливым и независимым существованием). Гугл переводит entity, как организация, объект, и только затем, как сущность.
  
  Цитата из приведенного выше примера на языке оригинала, где употребляется слово "сущность":
  "These two entities, rather despairingly given the somewhat uninformative respective names "dark matter" and "dark energy" ...". R. Penrose. Fashion, Faith, and Fantasy in the New Physics of the Universe. Princeton University Press, 2017., стр. 218
  
  Теперь о сущем.
  
  Понятие "сущее" делится на три вида:
  1) сущее, как "нечто"
  
  2) сущее, как существующее "нечто" (акцент на слове "существующее"), т.е. некий фон.
  
  3) сущее, как место/пространство, в котором существуют сущности.
  
  Эти варианты опять-таки получаются из формулы Абсолюта
  сущее = Идея + Пространство + Движение
  В первом случае акцент делается на Идее, или множестве составных сущностей единого целого объекта. Во втором случае акцент делается на существовании, или движении "нечто", а в третьем случае сущее является внутренним пространством единого целого объекта, заполненного составными сущностями, или местом их существования.
  
  Например, огурец, как сущее, есть пространство для внутренних своих сущностей (семена, клетчатка, кожура и т.д.), очерченное внешними границами сущности "огурец", но уже существующей в другом, более масштабном сущем (например, таким сущим являются: огород, прилавок магазина, ведро, приборный стол исследователя и т.д.). То есть, сущее "огурец" - это пространство, построенное по внешним границам сущности "огурец". Происходит непрерывное перетекание от сущности к сущему в зависимости от того, куда направлен вектор внимания субъекта: если вектор внимания направлен вовнутрь рассматриваемого объекта, то тогда имеем дело с сущим, или пространством, где существуют его внутренности; если вектор внимания субъекта направлен на внешние контуры объекта, то имеем дело с сущностью, которая существует в более глобальном сущем.
  
  Зададимся вопросом: почему сущее - это пространство, ограниченное внешними контурами рассматриваемой сущности при направлении вектора внимания субъекта во внутрь исследуемого объекта? Дело в том, что философское изучение внутренностей объекта осуществляется путем абстрагирования, т.е. путем мысленной операции по удалению всех составных частей объекта. Например, рассмотрим внутренности огурца. Мы мысленно удаляем из огурца кожуру, семена, клетчатку. Что останется в остатке? Ничего от огурца, как исследуемого объекта, останется при реальном вытаскивании из него его внутренностей. Расчлененный огурец прекратит существование, как объект. Он превратится в ничто. А вот при мысленном удалении из огурца внутренностей останется пространство, ограниченное внешними контурами огурца. Этот остаток никуда не девается. Он и есть сущее. В этом сущем помещаются и кожура, и семена, и клетчатка. В философии не практикуется работа со скальпелем. Все расчлененки - мысленные. Поэтому неуничтожимый остаток абстрагирования в виде пространства, занимаемого объектом, никуда не исчезает. Это и есть сущее исследуемого объекта, которое фигурирует в формуле "сущности существуют в сущем". Предельное же сущее всего сущего мира - это абсолютное Пространство, которое занимает весь сущий мир. Абсолютное Пространство остается неуничтожимым остатком при абстрагировании в процессе удаления всех объектов сущего мира. Абсолютное Пространство, наравне с Идеей, является элементом триады, на которой покоится Абсолют:
  
  Абсолют = Идея + Пространство + Движение.
  
  Подведем итог.
  Рассмотрим два тождественных определения:
  1)объект существует в сущем (мире или любом объекте сущего мира);
  2)сущность существует в сущем (в сущем мире или любом объекте сущего мира).
  
  Из этих определений следует, что объект - это сущность в том случае, когда он рассматривается субъектом, причем рассмотрение объекта осуществляется в рамках сущностно-сущих отношений. Это значит, что, согласно п.1, в исследовании присутствует пара "субъект-объект" с их отношениями, тогда, как в п.2 этих отношений нет. В итоге (что касается пары "сущее-сущность"), получается типичная МАТРЕШКА: любая кукла из набора является сущим для меньших по размеру кукол, которые находятся внутри нее, и, в то же время, эта же кукла является сущностью для кукол большего размера, внутри которых находится она.
  Таким образом, говоря "сущее", подразумевается сущность, в пространстве которой существуют ее составные сущности. Одним словом, "сущее" - это "вместимость", как потенциальный параметр сущности, в которой существуют составные сущности, что есть ограниченное внешними контурами сложносоставной сущности пространство.
   Подробный вывод сущностно-сущей терминологии представлен в статье "Вывод сущностно-сущей терминологии" http://proza.ru/2020/06/29/599
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"