Аннотация: Комментарии к рассказам под номерами: 1-210 по порядку подачи (без учёта выбывших текстов)
Критерии
В качестве жюри выступаю впервые (не считая самосудов на некоторых конкурсах).
Никакого особого уравнения, по которому можно вычислить ценность того или иного рассказа я не имею.
Посему остаются два основных критерия.
1. Впечатление от чтения (читабельность).
2. Впечатление после прочтения.
Разумеется, стиль, язык, достоверность (убедительность) диалогов и образов, композиция, динамика, сюжет, идея, новация, и т.п. в рамках основных критериев будут учитываться. Но не в отрыве от общего впечатления.
Каждый текст постараюсь рассматриваться вне контекста прочих произведений данного автора, равно как личности автора или его бэкграунда.
Ни к одному из допущенных к конкурсу жанров предубеждений не имею.
В коротком рассказе особенно ценю хороший финал (не в смысле хэппи энд, а такой, что придаёт рассказу целостность).
Осторожно отношусь к элитарной литературе, рассчитанной на понимание узкой группой читателей. Хотя ничего не имею против лёгкой маргинальности и контркультурности.
Не придираюсь к ошибкам и опечаткам (если их не слишком много), к использованию штампов, к наездам на доминирующую идеологию.
Комментарии к конкурсным работам
Постараюсь дать комментарии на все рассказы, а при наличии времени постараюсь ответить на корректно поставленные вопросы.
Комментирую вразнобой. Сортировка по порядку подачи.
Оценки (хорошо, нормально или плохо) приблизительные и предварительные. Их изменение зависит от общего уровня работ и возможно от повторного прочтения некоторых текстов.
К хорошим работам комментарии короче. Ибо ни к чему.
1. Серый
Не уверен на счёт достоверности мотивации главного персонажа. Как-то всё по-детски выглядит. Но написано неплохо и читается легко. Вот только особых переживаний текст не вызывает и к размышлениям не побуждает.
Простая бытовая история. В любимом мной стиле "Уик-энд в городе" какого-то из польских фантастов, но украшенная эпатажными вывертами и пересыпанная обилием технической номенклатуры.
Ближе к середине устал читать. К чему всё это нагромождение штучек и штуковин? Ни к чему. Картина абсурдного мира едва удерживается в голове.
Эта самая середина провалена сюжетно. В принципе могло получиться неплохо, если бы отправившись на поиски собаки, главный герой перетерпел бы динамичные приключения. Но его приключения выглядят мутными.
Из-за слабой серединки рассказ чуть-чуть не вырулил на нормальный уровень. Финал милый, но последняя фраза слишком уж не киберпанковская.
Плохо.
3. Сновидец
Чисто написано. Но мне не понравилась композиция. Сперва ничего не понятно, потом лекционное объяснение и становится понятно, но зато скучно. Может быть как-то перемешать это дело? Дальше читать приятно, но финал я не совсем понял. Зачем на Рыбы они отправились?
Тема не новая, хотя в ней есть ещё где разгуляться. "Поломка" Малицкого мне кажется более удачной.
Нормально.
4. Повелитель окурков
Очень живой рассказ. Трогательный. Одно замечание - ядерные бомбы неспособны изменить живой организм, только убить. Либо уж тогда в следующем поколении. Заменить бы ядерные бомбочки на что-нибудь фантастическое и вопроса не будет.
Хорошо.
5. Колыбельная
Поэтический такой стиль. Сказительский. И очень легко читаемый.
И впрямь сказка, а вовсе не мистика. Или что-то среднее. Но мифология явно проступает.
Очень человеческая вещь получилась. И в данном случае военный фон не кажется лишним, чужим.
Хорошо.
6. Город без дна
Антиутопия. В принципе неплохая. Но бросились в глаза логические выверты. А именно: С такой степенью утилизации человеческого материала, нет смысла в ограничении рождаемости. С такими параметрами формы нет смысла в сохранении гражданства.
Нормально.
7. Скованные разумом
Изложено наивным таким стилем школьного сочинения. И потому воспринимается не как рассказ.
Штампов много даже на мой неприхотливый вкус. Фразы Алексея, его мысли выглядят неестественно. И вот это - поглаживать шлем, словно сына - как-то не приглянулось. "...вышиб к чёртовой матери железную решётку..." - это же от автора текст, зачем его усиливать чёртовой матерью. "Усталость била ученого наповал" - не очень. И много такого ещё.
Сама же идея чумная. Ноосферная такая. Но реализация ужасна и финал никакой. А жаль.
Плохо.
8. Всё, что останется в памяти...
Мне понравилась тема, идея. Не понравилась подача. Монолог, хоть и не лишённый динамики, но тем не менее рассказ проигрывает.
Замечания: "две тысячи лет назад - современной человечество" - сомнительное утверждение. "тёмное вещество даёт роковую массу" - тоже самое. С этим меня на прошлом БД обломали. По последней общепринятой модели тёмное вещество/энергия не дают критической массы, напростив способствуют расползанию.
Нормально.
9. Я предпочитаю собак
Я равнодушный в этой войне (кошатников и собачатников). Предпочитаю людей, если вы понимаете, что я имею в виду. Впрочем это позиция не автора, но героя и незачем спорить.
Прочитал с удовольствием. Не всё одинаково хорошо, но
Хорошо.
10. Исполнение желаний
Скучно быть клерком. Вполне читабельный текст, но нудный.
Вместо фантастики - психология. Вполне обычная, какую можно вставить куда угодно.
Нормально.
11. Неясный образ
Нельзя сказать, будто рассказ совсем ни о чём. Но ощущение возникает именно такое. Чувства героини не трогают, её реакции непонятны.
Финал странный, бессмысленный.
На рассказ текст не вытягивает.
Плохо.
12. Узник
Написано хорошо. Но идея мне не понравилась. То есть она обыденна. Ожидал иного развития (даже, что герой сам подсадкой окажется), но автор по этому пути не пошёл (намекнул только), а закончил религиозной пропаганды.
Религиозная система в очередной раз воспользовалась человеческой несвободой и заполучила адепта. Такого добра и в российских тюрьмах происходит вдоволь.
Но стиль хорош и герои достоверны. Единственное, что резануло - это значок 3\4. По-моему ни к чему он. Лучше словами.
Нормально.
13. Проходящие сквозь
Основная часть похожа на манифест или предвыборную речь. Особенно начало. Продолжение не лучше. Сумбурная битва. Поражение.
Финал перевёртышный, но от него вообще скучно становится.
Сразу же возник в голове плакат из поликлиники, где храбрые толстые витамины гасят злобных мохнатых микробов. Ну ещё реклама патентованных или не очень препаратов.
Хотя не без души написано.
Плохо.
14. Бестолочь
Опять же. Если всё это принять за глубокую метафору, то где фантастика (мистика). Серединка с переходом на поедание Эдика изложена сумбурно.
Не понравилось.
Плохо.
15. Моногамия
Идея, конечно, абсурдна. И она мне не понравилась и не показалась логичной. Чтобы самая раскрученная книга могла натравить мужчин на женщин и они забыв о природе принялись "зло" уничтожать...
Ну и сюжет не очень.
Нормально.
16. История о большой и очень чистой любви
Название у рассказа, однако. Так и ждёшь пакость какую-нибудь от автора. Или стёб. Или ещё хуже рассказ по теме.
Но нет.
Текст по-хорошему попсовый, динамичный.
Вот разъяснения о враждующих городах лучше бы опустить, или хитро подать между делом. Но не в диалогах между вооружёнными бомжами, а в разговоре, например, с Катей.
Хорошо.
17. Малина
Сперва думал антиутопия. Потом догадался - утопия. Это лишний раз подтверждает, что два сапога недалеко падают.
Стиль приятственный, увлекательный и в меру туманный.
Не понял только - начало и конец, это просто повтор или закольцовка во времени? Впрочем, неважно.
Хорошо.
18. Песочный властелин
Тоску нагоняет. Может так и задумано, однако напрягает.
А идея в чём? В выборе между реальным и иллюзорным, между рутиной жизни и наркотиком.
Хм.
Нормально.
19. Личная жизнь Часовщика
Ни чёрта не понял в сути рассказа.
И зачем автор вставил этот гамбургер, да ещё сноску сделал, мол обратите внимание, это анахронизм. Дескать, не верьте ни единому слову.
Нет, не понравилось. Да и Дюма давно уже не читал. Так что параллели не проявились у меня, если таковые были задуманы.
Плохо.
20. Рассвет
Тема интересная, но не совсем фантастическая. Из публицистики. Вот ещё про прививки такая же. Оказывается в развитых странах, риск умереть от некоторых прививок гораздо больше, чем от болезней, против которых они якобы предназначены.
Всё дело в том, что интересы общества ставятся выше интересов личности. С антисептиками та же беда.
Идея, что общество шарахается по крайностям, не нова. И тоже из публицистики.
Но главное, форма подачи не понравилась. Сперва эпизод из жизни, а потом долгое объяснение. И ничего больше. И ещё - чересчур много описаний (природы, женщин, того, сего).
Ещё. Странное противопоставление: дескать, мир погубили не войны, не сумасшедшие учёные, не компьютеры, не потепление климата, а сами люди.
А войны, учёные, компьютеры с Марса свалились?
Можно было бы обыграть тему куда лучше.
Плохо.
21. Про Маленького Принца
Стилизация под русскую классику неплоха. Хотя не без грубых ошибок. А "злыя", "ея" и "нея" - лишку на мой взгляд.
Но вот сюжет не вытянут до конца. Наспех завершённый и плохо мотивированный.
Плохо.
22. Унь-унь
Сперва текст мне не показался особо увлекательным. Но постепенно картинка сложилась.
Некоторые приколы не понравились. А в целом весьма неплохо.
И псевдоазиатский антураж, и идея фантастическая, да и нефантастическая тоже.
Хорошо.
23. Романтика
Читая нарочито сериальный диалог, всё время ожидал подвоха. И тот не заставил себя ждать. Но подвох оказался неинтересным. Нет, то есть идея в наличии, но поворот сюжетный с игрой очень уж прост.
Нормально.
24. Рисовальщики
Ой! Я такое тоже сочинял в восьмом классе. Но конечно не на таком уровне - я и писать-то толком не умел.
По-моему лишние подробности, как там они в двухмерности своей справляются. В принципе, существа живущие в своём мире не должны так тщательно подмечать все его особенности. Всё это должно за кадром оставаться. В голове автора.
Конец философский. Ожидал более серьёзного выверта или более конкретного изложения идеи с переселением душ в нарисованных человечков.
Нормально.
25. Их едять - они глядять
Идея неплоха, но подача разочаровала.
Трудно сказать чем. Может быть, построением всего сюжета только на диалоге.
Эпилог по-моему лишний. Можно было как-то иначе рассказ закруглить.
Нормально.
26. Некуда отступать
Простенько. И идея простенькая, и подача. Хотелось бы больше яркости, динамики. Получилось же три фрагмента поданных как бы в разном стиле.
Плохо.
27. Утреннее происшествие
Вроде как про тупых американцев. Общество потребления, трудоголизм, равнодушие, неспособность воспринимать всё, что выходит за рамки системы.
Ничего большего.
Стиль неплохой, хотя довольно скучный.
Нормально.
28. Лотерейный билет
Рассказ выполнен в духе советской мелодрамы. Она, мелодрама, занимает большую часть текста. Хоть это и оправдано темой, но больно уж тоскливо читать душещипательные фрагменты чужой жизни.
"Сэконд-хэндовской". Правила это не регулируют, но по-моему чаще употребляется "сэкондхэндовой". А ещё говорят "сэкондовой", но, конечно, не героини мелодрамы. (Это не придирка, просто размышления).
Придирка: Лотерейщик какой-то ненастоящий.
Основная идея - отказ от возможности изменить прошлое. Психологическая идея. Точно такая же мне припомнилась в рассказе Сергея Чекмаева "Прозрачный паровозик с белыми колёсами". Есть на СИ.
Упомянутый рассказ мне тоже не очень понравился. Но поскольку он был всё же опубликован, то и у автора данного рассказа шансы наверное есть. Однако я не шансы оцениваю.
Нормально.
29. Smsка счастья
Очень грязный текст. В 1 абзаце второе "у меня" лишнее. И второй "день" тоже. Затем три раза подряд "пришло". Надо серьёзно чистить текст.
По сюжету. Эти "приключения" громоздятся одно на другое и совсем не создают нужной атмосферы. Словно сухой перечень несчастных случаев. Лучше бы несколько ставить, но описать живее.
Единственное, что вызвало улыбку, это кому герой Smsки разослал. Что-то человеческое в нём появилось.
И, кстати, чего они все как бы и не ведают, от кого получают сообщения. Хотя я не силён в мобильной связи, но, кажется, высвечивается номер отправителя и имя, если оно занесено в базу.
Плохо.
30. Отставая в бесконечность
Неудачная реализация замысла. Впрочем, идея тоже не нова.
Нелогичным выглядит закон, карающий за виртуальные преступления, как за реальные, ведь автор указал, что жертвы отделываются только "мозговым шоком", да и тот смягчается препаратами.
Ещё. Как он мог стать наркоманом, если уже был им. Сперва под героином попал в катастрофу, а потом подсел на наркотики. Нелогично.
Изложение сумбурное. Рассказ недоработан.
Плохо.
31. Экзамен
Нелогично! Незачем попам изучать науки, если они и так кого угодно могут на костёр спровадить. Без дискуссий и борьбы за паству.
Но главный недостаток рассказа в длинном изложении теории эволюции звёзд. Зачем это на половину рассказа растянуто? Что бы устроить "перевёртыш" с семинаристом? В таком случае нужно было бы другую форму подачи избрать. Например мысли героя во время ответа, но не стенограмму.
Финал не оригинален. И рассказ не спасает.
Плохо.
32. Мы - Зло (Колонна)
Зря автор эту работу на конкурс выставил. Не в струю она. И не рассказ это.
Гимн. Манифест. Песня. Причём неплохая песня. Но ни сюжета, ни (почти) идеи.
Нормально.
33. Неурочный ребенок
Невнятно изложено. На скорую руку. Поехал, пошёл, сразился. Зачем пошёл, спрашивается? У всех мотив есть, кроме самого героя.
Вся идея лишь в самом конце изложена. Идея-то неплохая. Для такого жанра как фэнтези вообще находка с его недостатком свежих идей. Но подача слабая. Жаль.
Плохо.
34. Конец Света
Впечатление неоднозначное.
Очень тяжело было читать. Третий абзац полностью выпал из моего понимания. Четвёртый - частично.
Затянуто и полно тумана (на мой взгляд это вовсе не обязательный атрибут мистики, хотя и удобный для автора).
Описание королевы эльфов, которого нет, потому что, мол, нет таких слов в человеческом языке - это лукавство. Стандартный способ уйти от ответственности. Завуалировать авторскую лень или недостаток воображения. По крайней мере так это выглядит со стороны.
Форма повествования второй части рассказа мне понравилась, а вот финал как-то излишне прямой и скорый.
Нормально.
35. Неформат
Журнал с таким названием в Москве издавался. К чему вспомнилось? Несмотря на название вполне форматный был журнал.
Так и здесь. Весь неформат только в выставлении жанра.
История жизни Ивана Помидорова, таракана по совместительству.
Основная идея - поиск смысла - выражена не слишком убедительно через некие "свойства игры". Неудачно по-моему.
Пролог сомнительный, утверждения весьма спорны, но поданы как абсолютная истина.
Форма подачи неплоха, но автор её возможностей не реализовал.
Фантастики нет. Есть философия.
Плохо.
36.Небо прежнего мира
Не рассказ.
Как всегда в таких историях - основная проблема в отсутствии ясной мотивации у космических завоевателей.
Непонятно, как герой перехитрил вторженцев. Просто умер им назло? Такое было, было.
Высоцкий не волне уместен. Тем более и песню он написал лет через 30 после войны. Впрочем, как переход к воспоминаниям годится.
Нормально.
37. Хищники
Начало показалось многообещающим. Но разгадка пришла слишком быстро. Правда я сперва на крыс подумал, но сути дела это не меняет.
Далее, после разгадки, текст показался весьма занудным. Полные патетики диалоги пусты по содержанию.
Ничего кроме единственной идеи. Если вся задумка автора в том, чтобы читатель подумал на крыс, а оказались кошки, то это несерьёзно.
Плохо.
38. Компиляция
Мне не понравился рассказ. Такая рубленная композиция подразумевает динамику, а вместо этого сплошная лекция. Не всё в той лекции интересно, не всё логично. Финал, конечно, жизнеутверждающий, но этого мало.
Тем не менее...
Нормально.
39. Вытель
Вроде фэнтези заявлено, а стиль как у сказки. Немного поестественнее бы.