|
|
||
Заметки эти, вероятно, покажутся забавными тем, кто уже давно пришёл к выводам, сделанным мною только теперь. Но пусть оправдывает меня мысль, что я вечная студентка, а эта запись сродни дневниковой либо письму родному человеку. Собственно, с разговора с дочерью всё и началось. За чаем она делилась свежими впечатлениями об английском телеспектакле "Франкенштейн" (http://www.afisha.ru/movie/212051/). Сравнивала, кто из артистов как представлял свои роли, - одни понравились, "потому что им веришь", другие - нет: "мне не хватило в них искренности". В попытке на свой лад осмыслить то, что она сказала, я неожиданно для себя заявила: - Есть слово "актёр" и есть слово "артист". Видимо, это не синонимы, да и произошло первое от "действие", а второе от "художество". Вот смотришь на иного деятеля и понимаешь - он делает строго то, что ему сказано, от и до. И ни грамма больше. А есть и такой, кто хоть и следует воле режиссёра и сценариста, но рисует свой персонаж, стараясь сделать его неповторимым... живым. Первый идёт путём штампов, второй... И тут меня осенило. - Так ведь это и есть мастерство! Дочь чуть насторожено посмотрела на загоревшуюся меня (уж кто-кто, а она мои вспышки кухонного вдохновения знает - это надолго, а у неё всегда дела), я же со своей застольной трибуны продолжала: - В самом деле, сравни мастера и... немастера. Этот будет делать всё строго по лекалу, как его научили. Так делали тысячи раз до него, так было изначально принято кем-то за образец - и он ни за что от него не отступит. А мастер... мастер непременно найдёт, как сделать по-своему и только по-своему. Тысячи штамповщиков назовут осень "золотой" - и только один скажет: "очей очарованье". Или как-либо ещё, но по-другому. Не как все и даже не как другой мастер. Или взглянет не на то - но расскажет о близком только его душе: "ты так же сбрасываешь платье, как роща сбрасывает листья". Расскажет так, что тысячи подумают: почему я не видел этого раньше? Или так, что тысячи поймут: видели, а вот этот - показал. Но - при всей неповторимости - мастер никогда не станет выпендриваться. Ему это не нужно - выделяться из толпы. Он - просто - сделает - оригинал. Эталон. Единственное в своём роде, чего никогда не было раньше - а позже если и будет что-либо такое, то лишь копии-копии-копии. На этом с дочкой разговор мы закончили, а я продолжила думать дальше. Почему мастер идёт своей дорогой? Думаю, скучно ему делать уже сделанное. Куда интересней дать жизнь - небывалому, испробовать - себя. И пусть зависть шепчет скептически, что новое - это хорошо забытое старое, но мастерство, кроме всего прочего, предполагает отличное знание традиций. В том числе, и чтобы не повторяться. Напоследок ещё несколько мыслей - и пусть они уже на грани самобичевания, но... полезны. Смотрю на картинки с алмазом и бриллиантом, сравниваю. И понимаю, что каждый прекрасен по-своему. Первый - поскольку таким создан природой: в каменной его неповторимой дикости - движение бешеных сил Земли. Второй - свидетельство смелости одного из самых удивительных и опасных творений природы - стать ей соавтором, изучив материал и создав инструмент для его обработки. И в чём больше мастерства, уже и не знаю, друзья... Что скажете? :)
|
Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души"
М.Николаев "Вторжение на Землю"