Фрейдгейм Лазарь : другие произведения.

Мое открытие Америки /путешествие в столетия по бликам картины и марок/

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:


Лазарь Фрейдгейм

  

Мое открытие Америки

/Путешествие в столетия по бликам картины и марок/

  
  
   Большинство из нас окружает обычная обстановка, обычные люди, обычные предметы. Но вдруг внимание привлекает какая-нибудь, может быть, даже и малозаметная часть этой обстановки. Захватывает внимание. Погружает в пучину размышлений и поиска...
  
   12 октября 1492 г. считается днем открытия Америки Колумбом. Каждый год американцы отмечают день Колумба как национальный праздник, воздавая дань первому ставшему известным европейцу, достигшему берегов нового, отсутствовавшего на географических картах и в морских лоциях континента. С этим событием связано множество мифов, нашедших отражение на старых гравюрах и картах, а также множество проблем в оценке значения этого события между коренным населением Америки и эмигрантами, освоившими эти просторы и создавшими мощнейшее государство.
  
   Мое знакомство с Америкой и Колумбом началось очень давно. С самого детства при пробуждении меня сопровождала загадочность висевшей в нашей комнате картины. Мы жили вшестером в одной комнате. Я спал на маленьком диванчике, принадлежавшем еще моей бабушке и перекочевавшем неведомыми путями через все пертурбации первой половины ХХ века. Диванчик с трудом позволял вытянуть ноги и был шириной в неглубокое кресло. Прямо надо мной висела картина в большой черной раме. Картина как картина...
  
   Группа моряков парусного корабля, пав на колени, молит о прощении богато одетого человека, устремившего взгляд в даль. Рядом, стыдливо отвернувшись, стоит женщина, по-видимому, жена богатого господина. Днем я смотрел на эту картину в черно-белых тонах, как на красивую иллюстрацию какого-нибудь романа о странствиях. Но ночью или в предрассветной мгле при взгляде снизу мне виделись какие-то ужасные фигуры, свитые в нижней части в змеевидный клубок и обмотанные тросами вокруг корабельной мачты, а сверху приобретавшие человеческие контуры. Эти фигуры мне представлялись бандитами, вырвавшимися из заточения и готовыми на ужасные зверства. Я был беззащитен перед ними. Для своего спасения я пытался шумно повернуться, издать какой-нибудь "сонный" возглас, чтобы услышать успокаивающий отклик родителей или моих теток, спавших в той же комнате. Это грозное видение появлялось периодически в течение нескольких лет. Достигнув уже пионерского возраста, я начинал про себя напевать какую-нибудь бодрую песню:

Эх, хорошо в стране Советской жить,

Эх, хорошо страной любимым быть...

   Иллюзия защищенности прогоняла видение, и я спокойно продолжал спать.
  
   Но и в дневное время картина не оставляла меня равнодушным. Какая-то загадка, неизвестность сопутствовала этому не похожему на современную жизнь изображению. Четкие контуры черно-белого изображения воспринимались как гравюра на большом листе бумаги. Картина была защищена стеклом, и это не позволяло прикоснуться к ней. Отец рассказал мне о предполагаемом содержании картины. Это открытие Америки Колумбом, момент, когда команда увидела: "Земля!" Ранее взбунтовавшиеся против капитана члены команды бросились молить о прощении (Рис. 1).

0x01 graphic

Рис. 1

   Комната была небольшая, а мы с братом частенько затевали какую-нибудь возню. Однажды, перекидываясь теннисным мячом, мы угодили им в картину. Тонкое старое стекло разлетелось на кусочки. Нам ничего не оставалось делать, как убрать осколки. Пылесосы еще не использовались в быту, и я старательно стал влажной тряпкой смахивать с картины пыль и мелкие осколки. К моему большому удивлению изображение оказалось не на бумаге. Оно было вышито или выткано на тончайшем шелке. По самой кромке изображения я увидел надпись на нечитаемом тогда языке:
  
   Julius List Crefeld tex. (Рис 1а),
   Christian Ruben pink. (Рис 1б),
   Ewald Feldmann Crefeld delin. (Рис 1в).
  

0x01 graphic

Рис. 1а

0x01 graphic

Рис. 1б

0x01 graphic

Рис. 1в

   Родители, как могли, объяснили смысл надписи: художник Христиан Рубен нарисовал, а Джулиус Лист и Эвальд Фельдман Крефельды скопировали и вышили полотно.
  
   К картине мы с братом приладили новое стекло, а я тщательно залатал пострадавший при переделке старый картон с обратной стороны картины. В те первые послевоенные годы каждый из этих шагов был непрост: не было стекол, не было в продаже картона. Так и существует эта картина сегодня с тем же оконным стеклом ныне уже на открытом Колумбом материке.
  
   С этих пор мое уважение к картине резко пошло вверх. Каждому приходящему к нам в гости я объяснял, что это не рисунок, а вышивка по шелку. Тонкость работы такова, что почти никто не мог поверить, что это полотно.
  
   Интерес к истории картины то появлялся, то почти угасал, подавляемый другими жизненными проблемами. Уже став взрослым, я написал письмо в Музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина. Письмо не затерялось, но лаконичный ответ говорил только о том, что это проблема не этого музея. Загадки сюжета и авторов оставались. Эпизодическими наскоками их прояснить не удавалось.
  
   Прошло много-много лет... К моим маркам, посвященным Колумбу, добавились серии блоков, выпущенных к 500-летию открытия Америки одновременно в Соединенных Штатах, Италии, Испании и Португалии -- этих четырех странах, наиболее тесно связанных с Колумбом. Каково же было мое удивление, когда я увидел на одном из блоков с детства знакомое изображение - точь-в-точь, как на домашней картине (Рис. 2).

0x01 graphic

Рис. 2

   Тут уже я не мог оставаться равнодушным. Мной овладел азарт искателя. Я обязан был выяснить связь с детства родной картины и первоисточника изображения на блоке, которые, несомненно, связаны между собой.
  
   Казалось бы, что может быть проще: надо запросить почтовое ведомство Соединенных Штатов, выпустившее марки. В традициях всех американских учреждений не забывать отвечать на вопросы заинтересованных клиентов. Наличие электронной почты делает эти контакты до удивления оперативными. Запрос послан - через пару дней получен ответ:
  
   Дизайнер: Ричард Шифф (Richard Sheaff) из Needham Heights, Массачусетс.
   Менеджер проекта и художественный руководитель: Джо Брокерт (Joe Brockert) из Почтового ведомства США.
   Тираж 2.000.000, дата выпуска 22 мая 1992 г., первый день гашения в Чикаго, Иллинойс.
   Каталог Скотт - блок N 2624 (марки на блоке N 2624a-c).
   Для более подробных сведений рекомендовано обратиться к ежегоднику почтовых марок "Linn's U.S. Stamp Yearbook" (1992).
  
   Не очень много, но сдвиг налицо. На первую наживку что-то клюнуло. Листаю ежегодник марок США за 1992 год. Нахожу следующие данные:
   Изображение на блоке "FirstSightingofLand", так называется этот сюжет, основано на старой гравюре "Колумб открывает землю" приписываемой "Ch. Rubens" и хранящейся в библиотеке Грейнджер коллекция (The Granger Collection).
  
   Браво! Главный шаг сделан, след взят. Имя автора "Ch. Rubens" практически точно соответствует вытканному на картине Christian Ruben, и также стало известно местонахождения старой гравюры.
  
   Срочно пишу в Грейнджер коллекцию подробное письмо с вопросами о гравюре и ее авторе. Томительное время ожидания: ответят - не ответят... А если ответят, то появится ли новая информация? Ответ приходит.
  
   Я получаю подробный и четкий ответ на целый ряд вопросов за подписью основателя и многолетнего директора коллекции Вильяма Гловера (William Glover):
   "Христофор Колумб, открывающий Америку" ("Christopher Columbus Discovering America" or "The First Sight of America") был создан первоначально как живописное полотно примерно в 1845 г. немецким художником-жанристом Христианом Рубеном (1805-1875). Местонахождение картины, если она все еще существует, мне не известно. Очень много гравюр на эту тему было сделано в конце XIX столетия, и они часто издавались в книгах по истории того времени. В коллекции есть один такой образец (Рис. 3).
   Я прежде никогда не видел версию гобелена живописи Рубена, а другие имена на ней неизвестны мне. К сожалению, я могу добавить только немногое. Очень вероятно, Ваш гобелен соткали приблизительно в 1892 в ознаменование 400-ой годовщины открытия Колумбом Нового света".
  
   Двоякое восприятие порождает полученное письмо: с одной стороны пессимистическое сомнение в сохранности картины-прототипа - "если она все еще существует", с другой - ответ подтверждает ранее полученную информацию об авторе.

0x01 graphic

Рис.3

   Обнаруженная гравюра, почтовый блок и картина композиционно едины. Но сравнение свидетельствует, что последние две идентичные по изображению сцены, выполненные с интервалом в столетие, имеют какой-то иной прототип, а не приведенную выше гравюру. Гравюра зримо отличается в деталях от картины и почтового блока, фотографически точно совпадающих между собой.

0x01 graphic

Рис. 4

   При многих остающихся вопросах можно отметить, что все ставшие известными источники считают автором сюжета Христиана Рубена. Приходит время собрать известные сведения об этом художнике.
  
   Христоф Христиан Рубен (Christoph Christian Ruben) родился в Германии 20 ноября 1805 года в Трире (Trier) и умер 8 июля 1875 г. в пригороде Вены Инцерсдорф (Inzersdorf). Его отец, Карл Рубен, живописец, стал первым учителем живописи Христиана. Затем он учился в академиях живописи Дюссельдорфа и Мюнхена у П. Корнелиуса (P. Cornelius), который был известен как жанровый художник.
  
   По окончании обучения Х. Рубен работал в Германии, Италии, Чехии и Австрии.
   С 1826 по 1840 гг. он работал в Мюнхене, в 1840/41 гг. - в Риме. С 1841 по 1851 гг. он преподавал в Пражской академии искусств и был ее директором, а с 1852 по 1872 гг. возглавлял академию в Вене. В 1872 г. художника постигла тяжелая судьба многих выдающихся людей: он сошел с ума. Х. Рубен был уволен со службы, и его последние три года жизни были безрадостными.
  
   Работы Х. Рубена входят в коллекции больших музеев, таких как Пинакотека в Мюнхене ("Vachere"), Музей истории искусств (Kunsthistorisches Museum) в Вене ("Сражение у Липан, 1434"), Пражская национальная галерея. В галерее Бельведер (Osterreichische Galerie Belvedere), входящей в комплекс известнейшего художественного музея в венском дворце Бельведер, экспонируются панно, которые художник сделал для витражей кафедрального собора в Регенсбурге (Германия).
  
   В универсальном старом и доныне ценимом Энциклопедическом словаре Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона, выходившем в 1890-1907 гг., в статье о художнике можно найти особо высокую оценку картины о Колумбе: "Колумб открывает Америку" -- лучшее из его произведений, сделавшееся популярным, благодаря изданным литографическим и политипажным копиям с него".
  
   Я столь подробно пишу о Х. Рубене, потому что в известных в России каталогах художников никаких сведений о нем нет. Наиболее полные сведения о художнике можно найти в английском словаре М. Брайена (Michael Bryan, Bryan's dictionary of painters and engravers, 1886 (Vol. 4, p. 291). Другим источником информации о художнике служит немецкое издание словаря Thomas & Betts (T&B, XXIX, 1935, p. 136), на который дал ссылку один из участников российского музейного форума.
  
   Но где же та мифическая гравюра, которая подсказала контуры моей картины и сюжета блока? Почти очевидно, что это должна быть гравюра, а не живописная картина. Но как параллельный путь пытаюсь найти и живописного Колумба - в качестве возможного предтечи.
  
   Направление поиска подсказывает совпадение адресов двух событий. По данным интернетовской Колумбианы работа Христиана Рубена, посвященная открытию Америки, издавна находится в фондах Пражской национальной галереи.
  
   На стр. 153 каталога живописи и исторических материалов (Nestor Ponce de Leon, The Columbus Gallery (1893)) написано:
   51. RUBEN, (CHRISTIAN) COLUMBUS DISCOVERING LAND, (1843) Prague Gallery.http://columbus.vanderkrogt.net/columbus_gallery/index.html
  
   При этом Х. Рубен в течение более 10 лет жил и работал в Праге. Пишу электронное письмо в Национальную галерею в Праге. Офис Генерального директора галереи проф. Милана Книжака (prof. Milan Knizak) обнадеживает: "Наша коллекция гравюр и рисунков и коллекции искусства XIX столетия могут помочь Вам с вашим запросом".
  
   Я весь в радости: поймал черта за бороду. Но дальнейшей переписки не получается. Стучусь повторно - нет продолжения... Информации о полотне или гравюре в Праге найти не удается.
  
   Но где искать подлинный источник сюжета открытия Америки - гравюру середины или конца ХIХ века? Со временем приходит простая мысль: обратиться с этим вопросом к автору юбилейного блока, имя которого любезно было указано Американским почтовым ведомством. Адрес найти не удается, но его профессиональные данные находятся на сайте филателистической компании Knottywood Treasures. Пишу им-пересылают-получаю не формальный ответ от самого автора почтового блока - Ричарда Шиффа: "Ваш гобелен выглядит прекрасно, как настоящее произведение искусства! Я боюсь, что я не смогу предложить вам дополнительную информацию о нем. Изображение на сувенирном блоке было взято с гравюры на стали XIX века (Возможно, что ваш гобелен был основан на той же гравюре). За эти годы я видел несколько различных представлений той же самой сцены". .
  
   Где можно найти использованную гравюру, какие аналогичные изображения встречались? - вопрошаю я. Ответ почти, как в фильме Гайдая: Было, было... Но ... не помню.
  
   Жалко. "Так что же? Прикажете плакать? Нет так нет!", - как писал замечательный поэт Иосиф Уткин в "Повести о рыжем Мотэле".
  
   Почтовую марку создает не только дизайнер. Известно имя менеджера проекта и художественного руководителя Джо Брокерта из Почтового ведомства США. Адрес удается найти в интернете. Пишу... Ответ поступает мгновенно: полная готовность ответить на все вопросы. За мной не задержится... Пишу обстоятельно и полно. Но, как и с Прагой, источник исчезает.
  
   Да, Национальная галерея в Праге молчит... Но кропотливый поиск в бездонном интернете позволяет найти фотографию картины Христиана Рубена, хранящейся в Праге. При этом это не "доисторическая" картинка, оставляющая сомнение в реальном существовании работы, а вполне приличная цветная фотография, сделанная в 2008 году (Рис. 5).
  

0x01 graphic

Рис. 5

   Оригинал, указанный еще в старинном каталоге крупнейших произведений искусства, посвященных Колумбу, найден! Он сохранился и находится в музейной коллекции Ностица (Erwein Grafen von Nostitz), картинная галерея которого после 1945 г. вошла в состав Национальной галереи в Праге. На некоторых литографиях с этой картины, выполненных немецким художником Францем Ханфштенглем (Franz Hanfstaegl, 1804-1877) в 1850-х годах, эта принадлежность картины указана в тексте названия, размещенном под литографией.
  
   Авторство картины теперь уже точно не вызывает сомнений. Полное совпадение рисунка картины, пославшей в поиск, и картины Пражского музея также не вызывает вопросов.
  
   Мучительно пытаюсь найти дополнительные каналы, за что еще можно зацепиться в выяснении происхождения моей тканой картины - это же не живопись, это не гравюра... Прихожу к выводу, что за поиском данных о Христиане Рубене я совершенно незаслуженно оставил в покое двух других соавторов, чьи имена вытканы на полотне. Это Джулиус Лист Крефельд и Эвальд Фельдман Крефельд, как мне представлялось, два брата, которые скопировали и вышили полотно. Порой ошибочные посылы надолго задерживают нас в тупиках. Так в моем сознании в течение многих десятков лет и носили эти два исполнителя сложные тройные имена. Американский опыт не противоречил этому: наличие второго имени (middle name) совершенно обычное явление. Но совсем недавно мне пришло в голову, что совпадающая у двух авторов "фамилия" Крефельд может быть названием, например, мануфактуры. Далее очень быстро удалось установить, что Crefeld это название старого немецкого города, с давних пор известного своими шелковыми мануфактурами. Исполнители обрели свои настоящие имена - Юлиус Лист и Эвальд Фельдман из Крефельда! А поиск информации - еще один адрес: Германия, Северный Рейн-Вестфалия, город Крефельд...
  
   Крефельд (Krefeld, до 1929 г. - Crefeld) был основан в 1105 под именем Кринвельд. Город был давно известен изготовлением шелков и бархата, Шелковая промышленность особенно быстро развивалась после предоставление городу монополии в 1760 г. королем Пруссии Фредериком II. В Крефельде работало около 30 шелковых мануфактур.
  
   В характеристике города можно отметить музеи Крефельда: Немецкий музей текстиля (Deutsches Textilmuseum) и Музей культуры шелка (Haus der Seidenkultur), с которыми я тотчас попытался тоже установить контакты по интересующим меня вопросам.
  
   Я получил удовольствие от содержательности их ответов. Однако и не без некоторого чувства стыда за свою необразованность. Вспомнилась не без юмора написанная давняя строчка С.Я. Маршака: "Ослик был сегодня зол. Он узнал, что он осел". Во всей переписке и я, и мои корреспонденты и по-русски, и по-английски писали: то гобелен, то вышивка, то машинная вышивка, а оказалось, что это шелковое жаккардовое плетение.
  
   Техника машинного жаккардового плетения изобретена французом Жозефом Марией Жаккардом (Joseph Marie Jacquard). Работа направляется автоматами с помощью перфокарт, а сейчас - компьютеров. В 1801 году он изобрел ткацкий станок сложного плетения, благодаря чему стало возможным изготавливать такие ткани сложного плетения в промышленных условиях. При этом в результате специального подъема отдельных или сразу нескольких уточных нитей получаются сложные узоры. Контуры узора срисовываются ткацким рисовальщиком на канвовую бумагу с модели, выполненной художником, и заполняются графическими элементами различных переплетений (так называемое патронирование). Для художественной росписи наиболее подходят шелковые ткани. Занятие росписью по шелку является приятным и увлекательным. Но это исключительно трудоемкое дело. Каждое полотно приходится создавать по точкам, подобно развертке телевизионного изображения. Для картины необходимо более 2 миллионов точек. На такую работу уходило примерно 1000 часов. Полностью процесс изготовления мог занять 2-2,5 года.
  
   Жаккардовый станок часто называют одним из самых совершенных механизмов, которые удалось создать человеку. Основные принципы жаккардового станка остались практически неизменными, за исключением увеличения скорости работы. Одним из наиболее совершенных изменений является использование программного обеспечения при разработке новых образцов. Теперь с помощью сканера можно перенести рисунок в компьютер и затем на его основе составить программу операций плетения, исполняемого на ткацком станке.
  
   Одно из искомых имен немецкие специалисты помогли мне найти в книге по ткачеству 1900 г. издания. В ней описаны технологии создания рисунков плетения для жаккардовых станков и приведен, в частности, тканый портрет Колумба работы Эвальда Фельдмана.
  
   Музей ткачества сообщил некоторые подробности об авторах полотна. Эвальд Фельдман был тем, кто преобразовывал сюжет живописи в образец для ткача (патронирование). Джулиус Лист обеспечивал жаккардовое шелковое ткачество на мануфактуре. Он приехал в Крефельд в 1884 из Бранденбурга. В 1908 он уехал в Америку. Таким образом, он работал в Крефельде в течение 24 лет.
  
   Но главное: вычисленное место изготовления картины на шелке оказалось верным! Работа выполнена в 1890-х годах на мануфактуре Джулиуса Листа в Крефельде. Полотно с изображением минуты триумфа путешественника является известной работой крефельдской шелковой промышленности. В конце XIX столетия мануфактуры Крефельда были известны изготовлением многофигурных полотен по сюжетам картин и гравюр. Такие работы были очень популярны и высоко ценились уже в то время.
  
   В музее экспонируется такая картина с именами тех же авторов. Заглянем и на обратную сторону картины: здесь указаны инвентарный номер музея N 16533 и имя владельца картины с датой - Энгер (Enger), 1895. Известно несколько других экземпляров. Одна из картин по оригиналу Х. Рубена находится в американском Национальном художественном музее шелка в городе Вестон (Миссури) (National Silk Art Museum). Сколько всего существовало таких картин неизвестно.

* * *

   В поиске разгадок старой картины большую роль сыграла серия почтовых блоков, выпущенная к 500-летию открытия Америки. Блок этой серии явился мотором нового этапа поиска. Поэтому позволю себе лирическое - филателистическое - отступление...
  
   Филателистическая Колумбиана безгранична. Но две серии американских марок связаны между собой особенно крепко. Это серия 1893 года, посвященная 400-ой годовщине открытия Америки, и серия блоков 1992 года, посвященная 500-летию открытия Америки и включающая сцепки копий всех марок первой серии. Эти две серии почтовых знаков очень привлекательны по исполнению и пользуются популярностью на протяжении многих лет.
  
   Небольшая флотилия Христофора Колумба, состоящая из "Пинты", "Нины" и "Санта-Марии", плывшая в Азию, наткнулась в этот день на Багамские острова. Уже за день до этого матросы выловили в море кусок бамбука, шест, доску и палку, имевшие следы обработки. В 10 вечера Христофору Колумбу показалось, что он увидел огни. В два часа ночи Родриго из Трианы, матрос с каравеллы "Пинта", увидел темные очертания на горизонте и закричал, что видит землю. Официальной датой открытия Америки считается 12 октября 1492 года.
  
   Впервые день открытия Америки отмечался в США 12 октября 1792 г. в его трехсотую годовщину. Через сто лет в 1892 году президент Бенджамин Гаррисон вновь призвал всех американцев отметить этот день. В 1937 г. при президенте Франклине Рузвельте этот день был объявлен национальным праздником. В 1972 г. праздник был совмещен со вторым понедельником октября.
  
   Американская серия 1893 г., посвященная 400-летию открытия Америки, содержит 16 марок с номиналами от 1 цента до 5 долларов. На марках изображена история открытия Америки Колумбом и некоторые этапы его дальнейшей жизни, связанные с этим историческим событием.По целому ряду характеристик эта серия уникальна. До нее ни одна страна не выпускала столь большой серии марок, посвященных одному событию. Эти марки оказались первыми коммеморативными марками в США.
  
   Уникален диапазон номиналов марок, равный 1:500. Общая стоимость комплекта марок этой серии (Скотт 230-245) составляла 16,34 доллара, что по сегодняшнему масштабу цен составляет почти 400 долларов. (Заметим, что серия американских блоков 1992 г. имеет точно такую же номинальную стоимость 16,34 доллара!). Если марки с номиналом в 1-3 цента использовались для самых многочисленных почтовых отправлений, то марки в 1, 3 и 5 долларов использовались для немногочисленных больших бандеролей и посылок. Так стоимости в 5 долларов соответствовала бандероль весом около 30 кг. В первое время марки больших номиналов использовались в основном для франкирования коллекционных материалов.
  
   Очень высока каталожная цена марок этой серии в наше время. Только марка в 5 долларов в хорошем состоянии стоит примерно 10 000 долларов. В данном случае это, конечно, не соответствие изменившемуся масштабу цен. На это сильно повлияла американская система продажи марок. По американской традиции марки серии были в продаже ограниченный период времени, а затем нераспроданная часть была уничтожена. Первый день продажи марок этой серии был 2 января 1893 г. на Чикагской выставке, последний - 12 апреля 1894 г. Эта особенность обусловила большую цену и редкость наиболее дорогих марок серии, т.к. почтовых отправлений, которые требовали столь высокую оплату, было чрезвычайно мало. Соответственно, за это время марки больших номиналов были проданы в относительно небольшом количестве. Это и определяет их коллекционный дефицит.
  
   Другой особенностью этой серии является то, что рисунок каждой из них выполнен по известным в то время художественным образцам, многие из которых до сих пор выставлены в крупных собраниях картин.
  
   При всех уникальных особенностях этой серии даже странно, что многие годы она остается предметом зоильства и выискивания упущений, поводом для шуток и насмешек филателистов. Мы отметили выше, что за основу рисунков марок были взяты работы разных художников. Филателистам не дает покоя, в частности, несоответствие облика Колумба на различных марках этой серии, ошибочность облика парусника, наличие подзорной трубы... В этой связи я особенно пытаюсь написать несколько добрых строк, реабилитирующих эти марки (хотя они значимы сами по себе и в реабилитации не нуждаются).
  
   Позволю себе привести аналогию (которая, как любое сопоставление, имеет свои условности). Сравним: иконография дает различные изображения Христа и апостолов, а также библейских сюжетов. Вряд ли кто-нибудь всерьез начал бы оценивать достоинства образов по модности облачений или воспроизведению черт лица. Мадонна с младенцем даже на самых великих полотнах была воплощением символов материнства, а не хрестоматийного образа некоторой женщины. В средневековой Европе и современной Южной Америке даже популярны изображения черной Марии (the Virgin of Guadeloupe). Представим себе гнев строгих критиков изображения облика Колумба на различных марках, переориентированным на взгляды, бытующие в менее привычной части Земли относительно мадонны? А земля, увиденная Колумбом, была как раз близка к этим районам. Как модно сейчас реагировать на вопросы журналистов: без комментариев!
  
   По случаю 500-ой годовщины открытия Колумба американской почтовой службой 22 мая 1992 была выпущена серия из 6 блоков (Рис. 6).

0x01 graphic

Рис. 6

   Впервые Соединенные Штаты выпустили марки совместно с тремя другими странами -- Италией, Португалией, и Испанией. В каталоге Скотта эти выпуски можно увидеть под номерами: США 2624-2629, Италия 1883-1888, Португалия 1918-1923, Испания 2677-2682. Серии разных стран имеют некоторые графические и текстовые языковые отличия. Цены указаны в валюте каждой страны. Блоки каждой из четырех стран продавались с 22 мая до 27 сентября 1992, после чего нераспроданная часть была уничтожена. Американские блоки были выпущены тиражом два миллионов каждый. Они были полностью раскуплены.
  
   На американских блоках 1992 г. воспроизведены все марки серии 1893 г. максимально точно с сохранением дизайна и цвета. Сразу возникает опасение: а не провоцируют ли авторы выпуска использование новых марок в качестве новодела, имитации марок столетней давности? По-видимому, такая возможность не могла пройти мимо почтового ведомства. Отсюда единственное изменение - дата в правом верхнем углу каждой марки изменена с 1892 на 1992, что четко ограничивает использование этих марок в качестве подделок давней и ценной серии. При этом даже начинающий коллекционер отличит старый выпуск стоимостью в тысячи долларов от марки со стоимостью 5 долларов, указанной на номинале. Пять из шести блоков включают три различных марки из оригинального выпуска, в то время как шестой блок включает только одну марку за 5 долларов. Все американские марки в блоках были перфорированы и действительны для пересылки по почте.
  
   По традиции выпуска первой серии фоновые изображения каждого из блоков основаны на старых гравюрах и иллюстрациях. Эти изображения были выполнены в технике офсетной печати.
  
   Более подробно остановлюсь на главном для нас первом блоке серии, воспроизведенном на рис. 2.
  
   Фоновое изображение на этом блоке, как мы установили, основано на гравюре на стали "Земля! Земля!" Христиана Рубена середины XIX века. На блоке размещена сцепка из 3 марок серии 1893 г. в 1 и 4 цента, а также марка с номиналом 1 доллар.
  
   Для более конкретного обоснования нашего мнения о несущественности большинства претензий к изображениям на этих марках приведем их краткую характеристику.
   Марка номиналом 1 цент - US Scott 230
   Рисунок основан на гравюре Вильяма Пауэлла (William Henry Powell), местонахождение которой не известно. Работы художника имеются во многих музеях и, в частности, в Ротонде вашингтонского Капитолия. Рисунок для марки выполнен гравером Альфредом Джонсом (Alfred Jones) (Рис. 7).

0x01 graphic

Рис. 7

   Марка номиналом 4 цента - US Scott 233
   На марке изображен флагман флотилии Христофора Колумба "Санта-Мария". Изображение основано на старой испанской гравюре. Эта гравюра была утрачена в ходе испанской гражданской войны в 1939 г., и копия не существует. Высказываются небезосновательные сомнения в том, что корабль Колумба имел именно такой вид.
   Гравировка была выполнена Альфредом Джонсом и Чарльзом Скиннером (Charles Skinner) (Рис. 8).

0x01 graphic

Рис. 8

   Марка номиналом 1 доллар - US Scott 241
   Рисунок марки был выполнен на основе живописной картины Антония Дегрейна (Antonio Munoz Degrain). Картина отображает момент передачи драгоценностей кастильской королевой Изабеллой I на финансирование экспедиции Колумба. Автор гравюры для марки Роберт Сейведж (Robert Savage) (Рис. 9)

0x01 graphic

Рис. 9

* * *

   Состоялось мое открытие Америки, буквально и виртуально. Американская земля под моими ногами. Радуя глаз, висит на стене панно, увековечившее счастливое мгновение "Земля! Земля!". В кляссере памятный блок, посвященный 500-летию открытия Америки, с фотографической точностью повторяющий изображение на моей картине... После ста лет молчания картина как бы включилась в диалог, заговорила о своей истории и истории создавших ее людей.
  
   Можно подвести некоторые итоги нашей детективной истории.
  
   Поиск атрибуции растянулся надолго. Дело шло с переменным успехом. Но, как говорят, "рукописи не горят", следы истории можно разыскать... Удалось найти истоки и картины в музейных экспозициях. Стало ясно, что старая тканая картина выполнена в Германии на шелковой мануфактуре города Крефельда в конце XIX века, скорей всего, в 1892 г. в связи с 400-летием открытия Америки. Сюжет этой картины за последние полтора века неоднократно привлекал внимание художников, графиков и мастеров.
  
   Она была скопирована бесчисленное множество раз. Особую известность приобрела гравюра, хранящаяся в Грейнджер библиотеке, многократно воспроизводилась гравюра немецкого художника Франца Ханфштенгля. Встречаются большеформатные варианты этой гравюры с ручной раскраской. Литографии с картины постоянно появлялись в книгах о жизни и путешествиях Христофора Колумба. В музее Колумба (Knights of Columbus Museum), основанном в 1882 г. в Нью-Хевене (штат Коннектикут), выставлена копия картины Рубена, выполненная в 1850-х годах другим немецким живописцем Питером Колбеком (Peter Kohlbeck). А почтовый блок США с этим сюжетом был продан тиражом в 2 миллиона экземпляров.
  
   Вот так понемногу, вытягивая за тонкие ниточки, вершок за вершком, удалось многое узнать о молчаливо висевшей сто лет на стене картине. Хитросплетения полувекового поиска по следам старого полотна позволили проникнуть в историю мест и людей, создавших полотно. Авторы полотна стали почти нашими знакомыми.
  
   Поиск может продолжиться... Никогда нельзя предугадать, что он может еще дать. Достижение хоть маленьких целей привлекает и вовлекает, дорисовывает что-то красивое к нашей жизни...
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
   16
  
  
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"