Фридман Яков Моисеевич : другие произведения.

День Отдыха Нашего

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    В субботу ":. . . не делай никакой работы ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни странник, проживающий среди вас" - таков полный текст Основополагающей Заповеди. Как легко заметить, пропущена супруга, она же мать и хозяйка, которая на стол ставит и со стола убирает, младенцев кормит, за детьми смотрит, юношей питает, отраду старцам подаёт.

2

День Отдыха

Нашего

Почему говорить в субботу можно,
а по телефону - нельзя?
Почему нести зонтик в субботу можно,
но открыть - нельзя?

Для ответа на явно несуразные вопросы заимствовал из Сети популярный иудаистский текст и дополнил его более чем щедрыми подстрочными комментариями, более удобными для чтения с экрана. Включил также, не пропадать же добру, двадцатилетней давности впечатления и размышления. Итак:

По закону Торы в субботу запрещено производить 39 видов работ §, и все производные от них.

§ Почему 39, а не круглые 40? Когда-то, 36 или 38 веков тому, где-то на Синайском полуострове, только что вышедшие из Египта предки автора опуса и читателей оного построили и роскошно украсили Портативное Святилище. Необычайно подробные для священной литературы спецификации первого еврейского культового заведения приводятся в главах 25-40 второй книги "Пятикнижия Моисеева" - Шемот. На девятнадцати страницах досконально описаны работы: общестроительные, литейные, столярные, отделочные, заканчивая изготовлением роскошного интерьера из золота, драгоценных тканей и камней,- всего - именно 39. Из того, что даже эти священные действа не производились в Субботы, и были выведены ныне действующие Запреты.

Об этом говорят не только запрещающие заповеди: "не делай никакой работы ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя...", продолжаю:

§ "...ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни странник, проживающий среди вас" - таков полный текст Основополагающей Заповеди. Как легко заметить, пропущена супруга, она же мать и хозяйка, которая на стол ставит и со стола убирает, младенцев кормит, за детьми смотрит, юношей питает, отраду старцам подаёт. В противном случае к обязательным ежегодным двум суточным и трём дневным постам,- без капли воды и крошки хлеба, добавилось бы ещё 52 довольно унылых Седьмых Дня.

Устанавливая запреты, Высшая Мудрость предусмотрела такое нежелательное развитие и, не упомянув жену, ввела послабление в Закон. Мудрецы Нового времени оказались не столь предусмотрительны, о чём упомяну ниже. Возвращаюсь к заимствованному тексту: ...но и предписывающие: "Шесть дней работай, а в седьмой отдыхай...".

Устав Еврейской Внутренней Службы был составлен в до античную рабовладельческую эпоху. Древние правила поведения так и не пересматривались. Стоит заметить, что сегодня мы сами - рабы капитала, не владеющие ни одной, кроме жены, "рабыней", давно уже безлошадные, не имеющие глупых, несущих яйца, когда вздумается, кур, утром каждой Субботы твердим себе, жене, сыну (зятю) своему, дочери своей, своему топчущемуся по ногам, никогда и нигде не работавшему, скоту-коту, одно и то же, всегда одно и то же . . . .

Кроме того, чтобы уберечь человека даже от случайного нарушения субботы, мудрецы Торы§ установили целый ряд дополнительных запретов, цель которых - вовремя остановить еврея и не дать ему совершить действия, запрещённые Торой.

§ "Пятикнижие" т.е. Тора, была канонизирована 25 веков тому назад. С того времени не переводятся Талмудисты и Начётчики - толкователи и комментаторы, очень почтенные и весьма уважаемые в нашей среде люди. Это они поддерживают Ограду вокруг Иудаизма, за которой верующая масса несёт Ярмо Торы,

Многим людям, впервые столкнувшимся с законами Субботы, кажутся непонятными и нелогичными законы Торы о том, что можно и чего нельзя делать в этот особый день.

Почему, например, нельзя в субботу включить приёмник или написать письмо?

Почему нельзя даже дотронуться до выключателя, чтобы зажечь свет?

Почему нельзя ездить в автомобиле и плавать на лодке?

Почему нельзя сорвать с дерева спелый плод?§

§ А вот представьте себе Абрама Израилевича, рачительного хозяина, мучительно переживающего, что прислуга, всласть наевшись и даже напившись, нагло дремлет в тенистом саду. "Скажите, что случится, если заставить этих дармоедов срывать и бросать на землю перезрелые или кривые виноградные ягоды из висящих на лозах кистей? Ну, какая это работа, я ведь не собираюсь считать, сколько прекрасных виноградин он или она проглотит за это время, кушайте на здоровье. Я не жадный, но от плохой ягоды может заразиться вся гроздь!"

Почему нельзя сфотографировать товарища? § Ведь все эти действия не требуют практически никаких физических усилий и не мешают отдыху, а делают его ещё более приятным.

§ Наши Мудрецы знают нас лучше, чем мы себе представляем. Летние субботы стали бы светлыми днями папарацци; по-праздничному одетые люди, в одиночку, попарно и семейно, с охотой позировали бы перед ящиками на треногах.

И в то же время в субботу разрешается до изнеможения гулять по городу, передвигать мебель, листать страницы, перекладывать с места на место тяжеленные книжные тома и совершать ещё массу действий, которые требуют больших физических усилий.

Определив то общее, что объединяет все запрещённые действия, и то, что объединяет все разрешённые в субботу действия, легко догадаться, что запрет касается тех видов работ, в результате которых в мире появляется что-то новое, что вносит изменение в окружающий мир. §

§ Например, окружавший нас безусловно

Б - жий мир внезапно потерял свою привлекательность из-за птичьего помёта на плече супруги. Проходивший мимо законовед указал на недопустимость производимого мною изменения; пришлось ответить: "Знаю, что нарушаю, но мой уровень Страха Небес разнится от вашего".

Могу добавить: чистка производилась извлекаемыми из кармана бумажными салфетками, что тоже, оказывается, плохо - ведь трепещущие пред Ним даже ключи в карманах не носят.

В субботу запрещены не физические усилия как таковые, но только творческий труд, т. е. создание новых предметов или изменение уже существующих.§

§ С наступлением темноты, в пятницу нельзя отрывать бумагу от рулона, всё остальное, включая омовение рук как у всех цивилизованных людей, выполняется при свете включённой на 25 часов лампочки. Ещё сорок лет тому назад в нашем советском быту мы, в этом отношении, субботу неукоснительно блюли, поелику круглый год пользовались загодя аккуратно нарезанными газетными лоскутками. Чтение же в День Отдыха не только не возбраняется, но всячески поощряется.

С этим массовым явлением столкнулся на второй год жизни в Америке, когда регулярно ходил за антисоветской литературой в местную библиотеку. Очень скоро заметил, что в пятницу туда лучше не появляться, помещение забито еврейскими детишками с матушками, набирающими стопки книг для чтения.

Причём, пользоваться ранее созданным, вполне допустимо.§

§ Именно так: включёнными накануне субботы лампочками, кондиционерами, обогревателями и так далее, можно пользоваться, не прикасаясь, однако, к управлению. Многие верующие используют программируемые таймеры.

Можно пользоваться огнём, зажжённым до наступления субботы, можно смотреть телевизор, включённый ранее,§

§ Заимствованная статья написана, скорее всего, достаточно прогрессивным автором. Ортодокс от такого "можно" придёт в ужас, с ним я могу, но без ужаса, согласиться. Распрекрасно можно обойтись и без голубого огонька.

и есть еду, приготовленную накануне. §

§ И представьте себе вкусную, горячую еду, например: хорошо томившееся жаркое, запеканки всех видов, салаты, да мало ли что. Всё было приготовлено заранее, оставалось только подать на стол и убрать со стола - действительно отдых для трудящихся всю неделю женщин.

Мы перечислим лишь некоторые из субботних запретов, которые наиболее актуальны в наше время. Итак, в субботу запрещено:

* Зажигание и тушение огня.

§ Семья в своём односемейном доме не может в субботу открыть кран горячего водоснабжения: это включает водонагреватель. Элементарные требования гигиены выполняются, но принимать ванную или душ нельзя. Раньше эти процедуры были неизбежно связаны с вовлечением прислуги, субботний отдых которых Закон оберегает не в меньшей степени, чем досуг хозяев. Сегодня это подразумевает не прямое, но автоматическое включение и выключение горелок нагревательных котлов, а это, я не боюсь этого слова, - грех. Авторитеты спорят: разрешить ли чешущимся принимать душ, если источником горячей воды являются повсеместно уже распространённые солнечные водонагреватели.

Лет двести тому назад началось широкое использование ещё одной, объективной и данной нам в ощущении, реальности. К известным издревле водяным и ветряным установкам добавились паровые машины; несколько позже электрические приборы стали неотъемлемой частью повседневного быта. Мудрецы Нового Времени обратили на это внимание и, не мудрствуя лукаво, запретили изменять, прямо или косвенно, уровни окружающих нас Потоков Энергии: тепловой и электрической. Используя ту же терминологию, добавляю ещё и кинетическую энергию. Да, в шахматы или карты играть можно, а бегать или прыгать нельзя. Седьмой День требует облагороженного поведения.

* Включение и выключение любых электрических приборов.

§ Если забыли обесточить лампочку в холодильнике, то нужно найти не еврея, что в еврейском квартале не так просто. Впрочем, можно это сделать чужими, в данном случае, детскими ручками. Не выполнив этих условий, остаётся тянуть до конца дня, полагаясь на заимствованные у соседа харчи (кошерные, разумеется).

Никак не упомянутый в Талмуде запрет телефонных разговоров возник, как только появились телефонные коммутаторы, где христианки и атеистки соединяли и разъединяли контакты. Но еврей не может заставлять работать в субботу не только рабыню свою, но и неизвестную ему странницу, что было упомянуто выше. Уже полвека существуют АТС, надо бы собраться авторитетным знатокам и решить вопрос, но... я бы не настаивал. Мне по душе суточный перерыв потока информации, в святой день, т. е. в день, не похожий на другие я размышляю.

Современная автоматика и телемеханика сделали возможными разговоры по телефону без участия третьей стороны - использование человеческого труда сведено к минимуму. Но почерпнутые из древнейшей Книги Книг запреты на использование в Субботу телефона, телевизора, лифта и даже, при определённых обстоятельствах, холодильника, мусоропровода (?) и туалетной бумаги остаются, см. ниже, в силе.

* Заваривать чай или приготавливать растворимый кофе можно только водой, которую дважды перелили: из горячего чайника - в любой сосуд, а из сосуда - в чашку, где и будет растворяться кофе. §

§ Кофе еще куда ни шло, а вот чай не из кипятка получается никчемный. Объяснить замысловатую процедуру не могу, разыскивать обоснование не хочу, ведь на каждый из упомянутых 39 главных запретов повешено множество, кажется, 1100-1200 уже канонизированных запрещений и не меньше того новых, связанных с электричеством и электроникой, и все они обросли за 150 лет, и по сей день прорастают новые комментарии, разъяснения, трактовки. Начётчики с наслаждением роются в многотомных собраниях фолиантов, содержащих 39 огромных глав, по числу не подлежащих обсуждению табу.

* Запрещено готовить пищу на огне, а также ставить на огонь пищу и воду, чтобы её подогреть.§

§ Можно сделать гоголь-моголь, но нельзя - яичницу или всмятку. Можно, открыв банку ручной открывалкой, сделать салат из туны, но только для немедленного и полного его поедания. Во время оно в местечках за оговоренное вознаграждение печки зимой топили соседи - "шабес гои", субботние не евреи, но кухарок и стряпух среди них не было. Подчиняясь формальным требованиям Закона, истопники оказывали дружескую услугу, и о деньгах речь не шла.

* Сортировка, фильтрование, просеивание.§

§ Начинается строгая и точная формулировка прав трудящихся на отдых.

* Стирка (ручная или машинная), глажение белья.

* Все работы в саду или огороде (пахота, сев, полив растений, сбор урожая).§

§ Запрещение сельскохозяйственных работ эффективно обеспечивает работникам, слугам и рабочей скотине день отдыха. Подоить коровку или козу следует попросить соседку, если она не еврейка. А если нет, то... есть Заповедь помощи животным.

* Вязание, вышивание, шитьё, раскрой ткани.§

§ Логично, если нельзя вкалывать в поле, саду или огороде, то не следует занимать себя и легким трудом в уюте родного дома.

* Запрещено писать§, рисовать, чертить, стирать ранее написанное или нарисованное.

§ Нельзя писать (ну что же, "ни дня без строчки" - это, в буквальном смысле слова, не для нас). Писать нельзя не только на бумаге, как было издавна. Нельзя пользоваться компьютером, подобно тому, как нельзя пользоваться телевизором или магнитофоном. Эти последние запрещения выведены на основании других законов. Мне лично это было поначалу совсем не по душе. Целый выходной день я не мог заниматься своим, казалось бы, богоугодным делом: повествовать народам о деяниях Г-спода, Б-га нашего. За много лет, однако, привык.

* Строительство и разрушение построенного.

* Стрижка, бритьё, маникюр.

* Ловля любого живого существа: рыбы, птицы, насекомого. §

§ Даже... именно! Почешется и перестанет.

* Езда на автомобиле, мотоцикле, автобусе, на животных. §

§ Что животное в субботу должно отдыхать, оговорено в Б-жественном Повелении; ясно, что поездка на такси прямо противоречит запрету нарушать отдых странника, как правило, из дружественного нам Пакистана. Я не говорю о собственной машине, управление которой является, какой ни есть, но всё-таки водительской работой.

А почему нельзя поехать на рейсовом автобусе с водителем, несомненным не иудеем? Ведь городской автобус курсирует независимо от моего в нём присутствия. И даже запрет на пользование деньгами как таковыми уже не актуален: пластиковая проездная карточка отнюдь не денежка.

Ан, нет! Во-первых, нельзя ничего нести в карманах; во-вторых, ввод карточки в кассовую машину неизбежно что-то активирует - тоже нехорошо.

Тогда, если быть принципиальным до упора, нельзя в субботу, открывая кран, брать воду из городской сети, не следует потреблять электроэнергию из городской сети: неутомимые, проживающие среди нас странники делают в этот самым миг эту работу. Поэтому некоторые богобоязненные запасают воду впрок и пользуют парашу; впрочем, сегодня есть гораздо более гигиеничные емкости разового пользования. Другие отключаются в пятницу от городской сети и включают собственные, стучащие сутки без обслуживания, генераторы.

§ Никоим образом Тора не могла и не намеривалась помянуть тысячной доли того, что отличает Граждан Мира и Земли Обетованной от кочевников конца Бронзового Века и эпохи распада первобытнообщинного строя.

Пользование зонтиком.§

§ Давным-давно в дождливую субботу супруга зашла к нашим православным (так тривиально переводится внушающее уважение слово "ортодоксальным") друзьям. Даже дети стали горячо убеждать взрослую женщину, что в субботний дождь нельзя раскрывать зонтик. Далее это событие развилось следующим образом: детвора таки унесла злополучный предмет, а их родители предложили гостье сидеть с ними до конца дождя или Святого Дня. Уже собрались, чтобы я не волновался, отрядить вестника, но моя жена ушла, не взирая на протесты. Мать и бабушка предпочла мокнуть 25 минут самой, чем выгонять ребёнка на улицу.

Сразу же после проводов Царицы Субботы (есть и такой ритуал), одна из старших девочек принесла нам домой зонтик. Её старший брат этого сделать не мог. День Отдыха миновал, и на брата без промедления возложили ярмо Торы.

Возможно, он изучал комментарии к "Эпизоду казни нарушителя субботы" из книги Шемот:

15:32 "Когда сыны Исраэйля были в пустыне, нашли раз человека, собиравшего дрова в день субботний".

15:36 "И вывела его вся община за стан, и забросала его камнями, и умер он, как повелел Господь Моше".

Побиение ещё можно представить: в пустыне камни не переводятся, но... дрова? Ознакомившись с ещё несколькими цитатами, представьте себе серьёзность положения:

31:14 "Соблюдайте же субботу, ибо святыня она для вас; кто осквернит её, смерти да будет предан, ибо, кто будет в оную работать, та душа истреблена будет из среды народа твоего".

31:15-17 "Шесть дней пусть делается работа, в день же седьмой - суббота покоя, святыня Господу: всякий, делающий дело в день субботний, смерти да будет предан. И пусть соблюдают сыны Исраэйлевы субботу, чтобы установить субботу в роды их заветом вечным. Между Мною и сынами Исраэйлевыми она - знамение вечное, что в шесть дней создал Господь небо и землю, а в седьмой день перестал работать и отдыхал".

И ведь работает "Верую - ибо нелепо!".

Привожу ещё несколько примеров того, что ещё можно узнать из древних книг:

У побывавшего на Небе и вернувшегося живым, мудреца спросили:

"А есть ли в раю не евреи?"

"Конечно, есть. Я видел многих гоев",- ответил рассказчик.

"А есть ли евреи в аду?"

"Не знаю, я там не был, мне была оказана привилегия видеть Рай - небесную иешиву, где сам Господь учит праведников Торе".

Коль скоро речь зашла о Загробном Мире, то любопытным сообщаю: максимальный срок адских мучений не такой уже и большой - всего двенадцать месяцев Необходимо добавить, что Царица Суббота неукоснительно выполняется даже в аду. Из этих соображений наша земная суббота в Бруклине и повсюду продлена ещё на один час после захода солнца. Этим мы милосердно укорачиваем на час в неделю, в общей сложности на 52 часа, наказание грешникам всех племён и народов, а не только родственникам и самим себе в недалёком будущем.

Самое паршивое предстоящее терзание - это горячие ванны из человеческих, жидких и не очень, выделений, включая, хм!, сперму. Мучение не из приятных, зато бескровное.

Другие, не столь садомазохистские авторитеты полагают, что Там всё как Здесь, только у туземцев... руки не сгибаются в локтях. Добрые люди кормят друг друга, а злюки . . . Очень, на мой взгляд, удачная метафора.

Как бы там ни было, православные ревниво придерживаются запретов, и по этой причине цены на недвижимость вокруг местных синагог существенно выше, чем в отдалении. Мало кто может выдержать полчаса и более ходьбы в любую погоду три раза в день без выходных. Так создаётся и сохраняется согласие соседей и друзей - община.

* Игра на музыкальных инструментах.

* Перенос предметов из дома на улицу и наоборот.

* Купля и продажа§.

§ Маются - маются на субботнем острове матросы и офицеры еврейского торгового флота.

* Свадебные церемонии.§

§ А какая может быть свадьба без музыки? Догадываюсь, у многих на языке вертится: "Скажите, ребе, в субботу можно...?". Не только можно, но даже нужно при условии, конечно, соблюдения требований ритуальной, в данном случае менструальной, чистоты и общепринятой скромности.

* Чтение и разбор деловых бумаг.

§ В субботней молитве есть трогательные слова: " ...если... не станешь делать того, к чему привык в будние дни и не будешь искать выгоды, и от разговоров об этом воздержишься... ". Скорее всего, характерная для нации деловая сметка вырабатывается именно в тиши субботнего покоя.

* Удаление от границы населённого пункта более чем на километр.

С точки зрения еврейского религиозного права маленькие дети приравниваются к сумасшедшим и поэтому не могут нести ответственность за свои поступки, в том числе за нарушение субботних запретов. Если дети во время своих игр и занятий нарушают какие-то субботние законы, запрещено препятствовать им в этом и даже делать замечания, так как они, скорее всего, будут продолжать заниматься своими делами, и лучше, чтобы ребёнок не знал, что нарушает субботу, и чтобы не привык к этому.§

§ Очень предусмотрительно, ведь, став старше, подросток будет недоумевать, а почему, собственно...

В то же время родителям (или любым взрослым) запрещено поощрять детей нарушать субботу или приказывать им сделать что-либо, запрещённое на этот день.

И тем не менее, как только ребёнок начнёт понимать "что такое хорошо и что такое плохо", нужно стараться удерживать его от запрещённых действий, объясняя или показывая собственным примером, как надо вести себя в Шабат. Родители должны приложить все усилия, чтобы суббота стала для ребёнка действительно праздником - с лакомствами, играми, подарками, и тогда субботние запреты не превратятся для него в досадные ограничения, а будут восприниматься как неотъемлемая и естественная часть субботнего досуга.

Когда отменяются субботние запреты?

В Талмуде § сказано: "Суббота для человека, а не человек для субботы".

§ Впервые эту глубокую мысль высказал Основатель Христианства, но я не уверен, что эта фраза есть в Талмуде.

Смысл этого выражения в том, что при любой опасности для человеческой жизни снимаются все субботние ограничения, и все, от кого это зависит, должны делать всё, чтобы спасти человека. Более того, когда возникает угроза человеческой жизни, закон предписывает именно знатоку Торы первому и демонстративно нарушить субботу. Поэтому в субботу можно тушить пожар, угрожающий человеческой жизни, лечить опасно больного любым доступным способом, спасать утопающих, воевать с врагом и т. д. и т. п.

Следует сказать, что само понятие об обязательном и, главное, всеобщем отдыхе раз в неделю... Да что я говорю: само понятие семидневной недели пришло в быт не с Луны, а из практики Иудаизма. Действительно, соотношения секунды, минуты и часа сложились из двенадцатеричной системы исчисления древних халдеев. Представления о годе, месяце и дне вытекают из астрономических наблюдений. Но важная единица измерения времени - неделя как совокупность семи (а не пяти или восьми) дней, стала частью жизни только потому, что именно так она была определена в Законе.

"Вы только посмотрите на этих бездельников: они ничего не делают каждый седьмой день в течении всего года и каждый год подряд",- примерно так обсуждали нас антисемиты древности, средневековья и даже позапрошлого века, ведь законы о Воскресении - обязательном и всеобщем выходном дне - принимались в разных странах в течении XIX-го века. Обсудив и осудив нашу Субботу, критики переходили к нашим же праздникам "Им мало седьмого дня, они ещё не работают добрых 15 дней в году, отмечая какие-то свои шабаши".

Всё это говорили люди, у которых свободного личного времени было вполне достаточно; им не давал покоя еврейский закон, требующий давать покой и отдых слугам и служанкам - евреям или нет. Необходимость отдыха скотине наши рецензенты понимали хорошо, но челяди и крепостным презренные жиды подавали плохой пример.

Известный промышленник, благотворитель и эстет Карнеги, построивший пресловутый Карнеги-холл, был очень глубоко и искренне обижен, когда под давлением местной общественности, не в последнюю очередь - еврейской, Верховный Суд запретил двенадцатичасовые рабочие смены без выходных на его металлургических заводах.

Ещё 50 лет тому назад каждый седьмой день был днём обязательного отдыха далеко не во всех мусульманских странах. Не ручаюсь за полную точность, но в современном Китае с седьмым днём не всё так, как мы привыкли себе представлять.

Из запрещения вести праздные телефонные разговоры в субботу следует ещё один совершенно свежий запрет: нельзя пользоваться так называемым интеркомом (он же - домофон). В Штатах наличие такого устройства считается одним из необходимых условий победы над преступностью. Привлекать внимание, стуча ногами в дверь и бросая камешки в окна, не возбраняется Законом, хотя и не одобряется жильцами и домовладельцами.

Субботние гости должны терпеливо, не теряя надежды, ждать "входяще-выходящего" жильца, который бы открыл дверь. Часто, но не всегда, под резиновым ковриком в подъезде можно найти ключ от входной двери, оставленный ушедшим в синагогу ревностным молящимся. Должен объяснить, что в субботу ничего нельзя носить вне пределов своего дома и его двора. Очки на лице и часы на руке не считаются ношей, согласны? Ключи, если они прикреплены к одежде, а не лежат в кармане, разрешены.

Закон, однако, предписывает носить в Субботу праздничную одежду и украшения. Поэтому за умеренную плату в ювелирной мастерской вам позолотят ключи от квартиры, за дополнительную мзду - прикрепят к ним камешек попроще и булавку покрепче, превратив эти хозяйственные изделия в ювелирные, носимые подобно брошкам или камеям. Не принимающие этого легкомысленного решения могут установить цифровые механические замки.

Поверьте, меня самого до сих пор удивляет подобного рода последовательность и непреклонность. По этой же причине, в нашем доме, оказывается, нельзя было в субботу выносить мусор. Когда открываешь дверь в коморку этажного приёмника мусора, то через не хитрый выключатель зажигается, а позже и выключается лампочка - нарушение, которого верующий себе позволить не должен.

Неужели складывать пакеты с мусором вокруг запрещённого к открыванию холодильника?

Нет и ещё раз нет!

Мусор выбрасывается до захода солнца в пятницу, а субботние отбросы ставятся у выхода из квартиры, где они прекрасно стоят до захода солнца, плюс один ещё час. В нашем доме этого не нужно делать. Найдено поистине американское решение: все выключатели отключены, зато в каждой коморке горит 24/7/365 (днём и ночью / всю неделю / круглый год) экономичная "кручёнка", что прибавляет к расходам по дому где-то $1-$1,5 в день.

А вот лифтом пользоваться, таки да - нет, нельзя и всё тут.

Из-за этого я и супруга должны были таскать наших малышей и чугунные коляски, если намеревались с ними гулять, на пятый этаж в доме дочки и на третий этаж - в нашем, До сих пор помню чувство облегчения, когда внучата (вначале один, потом второй) начали с азартом карабкаться по лестницам. Происходило это на глазах у соседей - аборигенов, верующих и не верящих ни в нашего Б-га, ни в какого-либо иного. Нужно отдать им должное: в отличие от дружелюбных русских евреев, они не пытались заманить нас в ловушку.

Обычно русский сосед совершенно искренне предлагает сесть с ним в лифт, обещая, что он нажмёт, когда нужно, все кнопки и даже прокатится не на свой этаж. Наивная душа не понимает, что такое можно делать только действительно русскому или настоящему испанцу, но не еврею, даже наполовину. Попросить невежественного еврея включить в субботу случайно выключенный свет равносильно, по словам мудрецов, размещению камня на пути слепого.

Наша знакомая жила на последнем 19-м этаже еврейского дома для престарелых. На время субботы один из лифтов переводят на выворачивающий душу режим: умная кабина останавливается на каждом этаже, производит полный цикл открывания и закрывания дверей и неумолимо, хотя изматывающее медленно, ползёт вверх, а затем и вниз.

Недавно прочитал, что "трепещущие пред Ним" святоземельские ревнители запретили (чтобы жизнь медом не казалась!) и такое послабление закона. На что критики заметили: "В местечках можно себе такое позволить: там дома свыше 2-х этажей можно пересчитать по пальцам!".

Нет-нет, реальность двадцатипятивековой давности не должна без генеральной коррекции переноситься в современность.

Знакомлю с только что пришедшей в голову "думкой". Существует правило: не всякую мысль следует формулировать в словах, не все слова должны быть произнесены и, тем более, записаны. Далеко не все, что записано, следует опубликовывать. Тем не менее, записываю:

Мало кто, идя по субботам или праздникам, приветствует соплеменника и даже единоверца традиционным приветствием: "Хорошей субботы или праздника!". Издалека каждый оценивает приближающуюся фигуру, определяет по одежде или шляпе близость к своим принципиальным убеждениям и, почувствовав себя единственным на этом участке улицы носителем веры, с каменным лицом шагает вперёд, устремив взор в запредельные дали.

Я развлекаюсь (полагаю, что вполне невинно) тем, что приветствую каждого встречного первым. На это почти все отвечают и даже с явным облегчением. Нынешняя ситуация на бруклинских еврейских улочках чем-то напоминает известную по литературе обстановку в фойе театров или ипподромов. Во время оно, офицеры гвардейских Его Императорского Величества полков чванно игнорировали присутствие защитников того же самого Отечества, но из других родов войск.

Должен отметить, что присутствие жены или детей смягчает взор, порождает улыбку и восстанавливает чувство солидарности.

Запреты никак не лишают субботу ощущения радости, и пятницу наш цветочный магазин переполнен покупателями. "А у моей жены в году 53 дня рождения",- ответил я на вопрос соседа "У супруги именины?".

Существует трогательное поверье: каждый еврей на субботу получает дополнительную душу, что сначала как-то и не воспринимается. Достаточно часто мы действительно получаем две сладких душечки: школы нет, наши малыши двое суток с нами.

"Идеи или объяснения, которые я представил на этих страницах, не являются моими собственными. Я вывел их из сокровищницы Иудаизма, из работ современных публицистов и самых разнообразных авторов, воспринимая истину, как я её понимаю, от каждого, кто её высказал. Я могу цитировать автора слово за словом без упоминания его имени. В этих случаях я не выдаю чьи-либо мысли за свои собственные, поскольку я только что признал, что мои работы основаны на многочисленных источниках. И не прерываю текст, чтобы сказать: "Такой-то сказал то-то",- это добавит ненужное многословие. Иногда само упоминание автора может привести к тому, что не совсем интеллигентный читатель отбросит по этой причине высказывание как неточное и неверное... "

Из книги "Восемь глав введения в поучения Отцов", автор - Рабейну Моше Бен Маймин, еврейский философ XII-го века, известен также как Маймонид, или Рамбам.

Яков Фридман,

Бруклин, Нью - Йорк

1995-2011

P. S. Закончив не совсем ортодоксальное описание законов субботы, провозглашаю: "Да горят субботние свечи, как ныне, так и во веки веков!". И скажем "Амэйн!".


 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"