Да, пять лет в мореходке - это поэма! Это место, где из зелёных юнцов, "домашних" мальчиков вырастали мужчины. Сама специфика полузакрытого, с большой долью воинской дисциплины, чисто мужского учебного заведения, довольно быстро отёсывала и "загрубляла" будущих моряков, что способствовало приспособлению молодых людей к суровой морской службе.
Как известно, море слабых не любит и во многом мореходное училище подготавливало к морской работе ребят, и к выпуску большинство было уже вполне готово войти в эту новую, такую специфичную, такую интересную и такую же трудную жизнь.
Но как же было поначалу тяжело вписаться в курсантскую действительность! Как же было сложно принять требования со многими ограничениями и привыкнуть эти требования исполнять! И по молодости и неопытности эти ограничения и особые требования многими начинающими курсантами встречались "в штыки", казались несправедливыми и ненужными, порождая конфликты с руководителями, обиды и порою тайные слёзы. Дело в том, что после Великой Отечественной или даже точнее, ещё и в её ходе (дата создания высших морских училищ в СССР - 1944 год), всем гражданским морским учебным заведениям был присвоен статус "закрытых", то есть с элементами воинской дисциплины и особенными условиями отбора абитуриентов с более жесткими требованиями к анкетным данным поступавших.
Причиной тому была поставленная руководством страны задача гражданским морским училищам производить подготовку резерва специалистов и для военно-морского флота. Опыт войны показал, что в этом была крайняя необходимость для возмещения убывающих кадровых военных моряков в случае военного конфликта, необходимости перевода всего гражданского флота на военные рельсы, и планы значительного расширения постройки новых военных кораблей. Ну и, конечно, в советское время к людям, допущенных работать за рубежом, предъявлялись известные повышенные требования. Поэтому были внедрены элементы воинской дисциплины (проживание в экипаже в кубриках по 10 человек, строгое соблюдение формы одежды, несение нарядов, хождение строем, утренние и вечерние поверки и тому подобное), а также учебная подготовка по военным специальностям, а к окончанию учебного заведения - получение офицерских званий.
Вся эта преамбула необходима, чтобы дать понять несведущим о прошлой советской жизни, в какое заведение я всё-таки попал. Да, вступительные экзамены я сдал на хорошие отметки и получил высокий проходной бал. Желающих учиться в мореходке было предостаточно со всех краёв нашей огромной Родины, и надо было хорошо подготовиться. Что я и сделал!
И, конечно, как и многие зелёные юнцы, вначале я затосковал, отлучённый от дома, так как жить всем пришлось в экипаже, даже в первые два месяца без увольнений (карантин), а потом увольняться в город только по определённым дням с увольнительной. Навалились наряды с бессонными ночами, уборки помещений, жизнь по часам и под наблюдением разных начальников. И это все не отменяло учёбы с лекциями, практическими и лабораторными занятиями, вечерней самоподготовкой для закрепления полученных знаний!
А вот в организации нашей повседневной жизни было важным то, что среди нас, курсантов, были несколько человек, поступивших учиться в мореходку после службы в армии или флоте. Они были старше, закаленней, опытней нас и в силу этих обстоятельств являлись старшинами групп, назначеными командиром роты, морским офицером, для непосредственного круглосуточного управления нашей "молокососной" толпой.
Я вам скажу, управляли они нами "на совесть", а где то и более жестко, чем спрашивал с нас командир! Подчас они были, что греха таить, несправедливы. Некоторые упивались данной им, хоть и маленькой, но властью! Увы, жизнь состоит из несправедливостей тоже! Но позже, уже попав по окончании на работу во флот, мы поняли, что эта "мясорубка" первых курсов принесло нам огромную пользу. Мы очень быстро повзрослели, быстро поняли, что хорошо, а что плохо. Быстро научились подчиняться и самим подчинять, мы освоили дисциплину и понятия субординации, что явилось важнейшим факторов работы на море, где сама среда, стихия, сложная техника и напряженный круглосуточный труд на транспортном средстве, судне, требует именно этих качеств, приложенных к непосредственным знаниям по специальности.
В конце каждого учебного года мы распределялись нашим руководством на плавательную практику либо на учебные суда мореходки либо на торговые суда морских пароходств для зарабатывания необходимого плавательного стажа с целью получения вместе с дипломом об окончании ВУЗа и специального рабочего диплома, дающему право занимать на судне командирские должности, делать карьерный рост к высшим должностям капитана или старшего механика.
Тогда наша страна обладала большим флотом, который активно расширялся, строились новые суда, и поле деятельности для совершения практики было огромным. Выходы в рейсы на практику был выходом в открытый мир и мы ждали этого с нетерпеньем, так как мы могли посетить другие страны, пройти морями и океанами, испытать на себе стихию, то есть то, что обычно привлекает здоровых, ищущих себя в новой взрослой жизни молодых людей. Хоть нас, курсантов-практикантов и использовали порою на самых простых, грязных и тяжелых работах, нас это не пугало, ибо только так можно было познать свою специальность, начиная с самого простого труда и как позже правильно требовать исполнения своих обязанностей рядовыми моряками, матросами и мотористами, прочувствовав в своё время их труд на свой, так сказать, "шкуре".
И по прошествии многих лет вспышками памяти остаются воспоминания той уже далёкой курсантской жизни, когда плохое и неприятное человеческая память старательно стёрла, ну, по крайней мере посчитала мелким и незначительным, и оставила только самое существенное и значимое, щемящее сердце в воспоминаниях, самое сладкое и одновременно, глубоко печальное, в понимании безвозвратно ушедшего времени и ушедшей молодости.
А пунктирно можно выстроить эти воспоминания примерно так: только-что облачившийся в новую морскую форму и, отпущенный не надолго, летящий на крыльях по улицам, украдкой поглядывающий на прохожих, видящих тебя в форме, показаться в ней домой, в свою семью, забежав на минуту похвастаться и к своей недавней ещё соученице по школе, с которой сидели за одной партой и втайне вздыхавшем по ней; и первый выход в плавание; и удовольствие от пришитой ещё одной лычки при переходе на следующий курс; и радость за удачно сданный экзамен или курсовой проект; и пребывание на военном корабле в Севастополе в период военной стажировки, выход в море на боевые учения; в и счастье выпускного вечера, где вручены дипломы, "поплавки", с ощущением вступления во взрослую жизнь (хотя с высоты нынешних лет я бы более погрустил об ушедшем студенческом времени, которое всё-таки является, по мнению очень многих бывших студентов, самым лучшим временем жизни, но тогда всё воспринималось по молодости иначе...); и череда свадеб на 5 курсе, где в этом же ряду и твоя собственная свадьба и прижавшаяся к тебе твоя юная любимая женщина.
И вот, в итоге, этот обыкновенный мальчишка незаметно превратился в мужчину, окончательно вышел во взрослый мир, такой заманчивый, но и такой по-своему прекрасный и жестокий одновременно, сулящий как восхитительные перспективы так и непременные разочарования, как взлёты, так и падения, радости и печали, приобретения и утраты. Но это всё впереди!
Жизнь неумолимо идёт вперёд, и ветер дует в паруса, и ведёт в неведомые дали.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
И последнее.
Ну, это описана курсантская жизнь прошлых десятилетий. Как же сейчас, что изменилось?
Да, изменилось многое, как и изменилась во многом и наша жизнь.
Собственный флот исчез и выпускники стали работать на иностранных судах. Слава Богу, наши моряки до сих пор востребованы на мировом флоте и они получают достойные зарплаты, не сравнимые с зарплатами на берегу, кормят свои семьи и помогают своим престарелым родителям. Но социальной защиты моряка со стороны государства практически не стало. Государство уже не защищает моряка во время плавания по миру, не несёт ответственность за его положение за рубежом, его здоровье и безопасность, в отличии с советского времени. Он работает за рубежом по контракту, имеет определенную защиту со стороны судовладельца и морского профессионального союза, особенно в ведущих судоходных компаниях, но с точки зрения государства моряк никто и зовут его никак. Никаких налогов в государственную казну моряк не платит и не имеет социальных отчислений. Выйдя по возрасту на пенсию, моряк получит её в самом минимальном размере. Поэтому некоторые дальновидные моряки стараются заранее вложить деньги в недвижимость, чтобы к старости иметь какое-либо дополнительный доход от сдачи этой недвижимости в аренду или, в крайнем случае, продажи её. А есть и недальновидные и остаются с тем, что имеют, увы.
Морские учебные заведения стал открытыми, уже как обычные академии и университеты. Дисциплины стало решительно меньше. Субординация скукожилась. Форму носят, как кому вздумается, да и выдают её только частично, остальное родители докупают. Строгости в посещении занятий стало гораздо меньше. Патернализма не стало и успешная учёба и получение знаний стало полностью прерогативой самого учащегося. Это, конечно, стимулирует самостоятельность и личную ответственность курсанта и будущего моряка. Но к дисциплине курсант уже совершенно не приучается и всё зависит только от его моральных качеств и семейного воспитания. Общий уровень знаний снижается, не исключая одновременно успешность конкретных отдельных ребят, с ответственностью относящихся к получению профессии, в изучении иностранного языка, без знания которого, кстати, делать нечего на мировом флоте.
В итоге, последние 10 лет количество востребованный украинских моряков, а, соответственно, и выпускников морских учебных заведений, медленно, но неумолимо снижается. Очевидно, эта динамика связана с уходом с мирового флота пожилых моряков, подготовленных ещё в былые времена, описанных мною выше. И мне кажется, этот процесс объективен и коррелируется с состоянием общества, в котором живёт и пытается обучиться
этот будущий моряк
P.S.
Вот и конец повествованию. Но я подумал по завершению этого эссе, а не продолжить бы далее описание жизни уже полноценного моряка? Может читателю будет интересно заглянуть в этот до сих пор во многом закрытый и загадочный мир? Для читателя-моряка здесь не будет каких-либо откровений, но, я думаю, остальным будет довольно любопытно.
Надо сказать, что морю и людям, посвятившим себя этому труду, посвящено довольно много различных художественных произведений, снято множество фильмов. К сожалению, на мой взгляд, многие из них грешат поверхностным взглядом на морскую жизнь, стремлением к примитивизации и просто фантастическими выдумками. Настоящие моряки просто снисходительно смеются над этим опусами. А я постараюсь максимально объективно описать это бытие, опираясь на свои субъективные впечатления. Вот такая диалектика! Так что, ждите продолжения, однако...