Фролов Алексей Вячеславович : другие произведения.

Лёгкие пары, или фильм "Ирония судьбы" в общении мужчин и женщин

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Взгляд на фильм "Ирония судьбы, или С лёгким паром!" - разбор отношений главных действующих лиц


Лёгкие пары,

или фильм "Ирония судьбы" в общении мужчин и женщин.

   Давным-давно, в школьном детстве, я первый раз увидел этот фильм. Как и для многих советских людей, для меня он на пару десятилетий стал неотъемлемым атрибутом встречи нового года. Факт остаётся фактом: при всех его недостатках фильм понравился очень многим. Почему? Да потому, что он был о них -- о советских людях того времени, даже так: о мужчинах и женщинах того времени.
   В этом Новом Году, как и в несколько предыдущих, я его не смотрел: всё рано или поздно приедается. Особенно творения Рязанова, в которых после выпуска его позднейших "шедевров" вроде "Старых кляч" или "Небес обетованных" становятся заметны те вещи, которые царапали взгляд уже тогда, но после двадцатикратных просмотров стали привычными. Возможно, я бы и не вспомнил о том старом фильме, несмотря даже на премьеру поделки-сиквела годовалой давности. Только вот широкие обсуждения премьер ("Обитаемый остров") и повторных показов (в связи с годовщинами смерти одного из актёров) ряда фильмов что-то подвинули в сознании, и вспомнился этот новогодний фильм -- но не под обычным для меня углом зрения, а как бы в пику основной теме одного из фильмов, где покойный актёр так блистательно сыграл занявшего 2е место на всемирном конкурсе сами знаете кого.
   Итак, снова "ИС или сЛП!". Что же в нём нашли многие мужчины и женщины (последние -- в особенности, ведь Мягкова тогда признали лучшим актёром года по версии "Советского Экрана")? Чтобы ответить на этот вопрос, мы не будем копаться в деталях Москва/Питер, их улицах, транспорте и т.п. технических деталях, которые уже давно разжёваны-пережёваны на сайтах, посвящённых фильму. Нет, возьмём то, что получилось "как есть" (как и восприняло фильм большинство тогдашних зрителей) и без придирок к внешним обстоятельствам присмотримся к людям, к главным персонажам фильма (самого фильма, а не пьесы, куда при съёмках добавили много чего -- ведь успех-то сопутствовал именно фильму). Будем смотреть последовательно, по ключевым сценам.
   Пропуская мультзаставку и разговор мамы Лукашина с Павликом в дверях, перейдём сразу к сцене Жени Лукашина с Галей. Что видно? Он мнётся, осторожничает в разговоре. Даже (как правильно потом сказано его мамой, болван) рассказывает о том, как делал предложение кому-то до неё. Она же постоянно, если её идеи встречают сопротивление, упоминает в разговоре с Женей какого-то Олега (и Лукашин при этом сердится только показно). Опять же, дразня Женю даже во время его игры на гитаре, она в манере уже умелой женщины в конце концов ускользает из его рук и убегает "у меня ещё столько дел". В результате перед дверями он делает ей предложение, хоть и собирался отложить его до ночи. После чего уже с лестницы она раскрывается до того, что мы слышим не вполне интеллигентное "Обойдутся" про Катанянов.
   Потом он разговаривает с мамой, живёт он с ней одной. Это важный момент -- ему 36, а на дворе (будем воспринимать время с точки зрения зрителей) новый 1976 год. Отсюда ясно, что родился-то он перед войной, что объясняет отсутствие отца (наверняка погиб на войне) и братьев-сестёр. Именно этим, возможно, и объясняется то, что он в отношениях всё время ведомый и до сих пор не женился -- безотцовщина-то даром не проходит, у него просто не было позитивного примера отношений мужа и жены. Поэтому он и позволяет многое и Гале, и своим друзьям. Впрочем, то, что он напился -- возможная реакция его подсознания. Оно-то чувствует, что предстоящая жизнь с Галей -- не его, да и что не любит он её (да и она его -- иначе б не манипулировала бы им так ловко), а просто у него "никогда не было жены" (см. его же слова в Питере), и что жениться его заставляют проблемы 36-летнего, ну и дразнит своими объятиями-поцелуями Галя его тоже умело. Мама это чувствует и в известной мере говорит обо всём, но не давит -- единственного сынка она разбаловала, это видно по возгласу "Мама!" перед квартирой в Питере.
   Банно-самолётную часть мы опускаем, и переносимся сразу к моменту "Картина маслом: не ждали". Надя Шевелёва, при том, что она учительница и как вести себя в определённых ситуациях, знать давным-давно должна, не выкидывает неизвестного пьяного мужика из квартиры с помощью милиции (хотя в Питере, думаю, стражи порядка могли бы в те годы приехать быстро) -- нет, вместо этого она его пытается будить. Прямо воплощённое милосердие какое-то. И даже пьяные выкрики "Убью!" и явно не мужское поведение Лукашина ("Вы мне ногу отдавили!" с жалобной интонацией) не отменяют его. Запомним этот момент, он нам пригодится.
   Потом комедийные моменты опускаем, отмечаем только, что оба походя признаются незнакомому человеку в даче взяток при доставании польского гарнитура. Приходит Ипполит, устраивает сцену ревности. Лукашина, в конце концов, выдворяют на улицу, он там начинает мёрзнуть, а хмель быстро покидает его. Галя уже в одиночестве в его квартире -- не знает, что делать.
   Ипполит после ухода Лукашина проходится по характеру Нади, но потом после получения и оценки взаимных подарков (французских духов и электробритвы) всё вроде бы успокаивается. Выясняется из разговора, что познакомились они только в уходящем году. После песни Ипполит уже возбуждён ("Салат... или ростбиф..") и делает Наде предложение, но в неудачный момент начала разговора о его ревнивости возвращается безденежный (ещё не вполне трезвый) Лукашин. После рассказа Ипполиту о маловероятных подробностях и дурацкого и неуместного выражения благодарности Лукашина Наде ("Я просто должен Вас расцеловать") за деньги Ипполит взрывается и уезжает, несмотря на выкрики вдогонку Лукашина "Будьте же мужчиной!". Покинутая Надя выслушивает Лукашина о его проблеме с Галей и (снова воплощённое великодушие!) позволяет ему позвонить в Москву, обрекая себя на час кукования с неизвестным ей пьяницей, не давшим ей нормально встретить Новый Год. Вместе с ним же встречает шампанским бой курантов по ТВ (одновременно Галя хлопает в Москве коньяк, а Ипполит попадает на лёд Невы и потом под снег из самосвала). Идёт разговор, рассказ друг о друге ("Я хирург -- А я учительница"). Жалуясь "Мне кажется, что Вы никогда не уйдёте", реально-то она и не отпускает его.
   Следует разговор Лукашина с Галей. Та вставляет в строку лыко из его рассказа про то, как он когда-то сбежал в Питер и бросает трубку. На волне раздражения он на утешения "Найдёте другую" спускает на Надю собак, после чего она (наконец-то! Сколько её уже топтали!) пытается выгнать его. Но он, почувствовав её слабину, остаётся, хотя из-за её боевого (относительно) настроения не может есть -- Надя не даёт.
   Но тут всё меняется -- к Наде приходят её подруги-сослуживицы и ей приходится выдать Лукашина за Ипполита. Она настолько увлекается этой игрой, что "Талызиной" даже представляется уместным (при первом просмотре меня это очень, к слову, покоробило) кричать "Горько". Подружки убегают, и после объяснения причин между ними уже устанавливаются новые отношения: разговор уже нормальный, он наконец наедается. После этого он моет за собой посуду, чем окончательно располагает к себе Надю. Лукашин тоже начинает резвиться, они танцуют и мирно обсуждают свою анекдотическую ситуацию.
   Возвращается Ипполит. Несмотря на то, что он слышал по телефону Лукашина, он удивляется, увидев его, но сразу на скандал не идёт, а пытается уговорить Надю выпроводить Лукашина. После её доводов "в пользу бедных" он (вполне основательно, к слову, - она ж уже целовалась с тем перед подругами, хоть и выдавая его за Ипполита) снова высказывает подозрения в её адрес. Лукашин, услышав это, "защищает" её словами о доверии и хвалит её, на деле обостряя ситуацию (слова похвалы от соперника -- вовсе не защита, это вообще-то очевидно). Начинается драка, в которой молодость (Ипполит, очевидно, постарше) берёт верх. У Нади при этом берёт верх натренированный годами рефлекс учительницы, и она выгоняет обоих, чем ставит их уже в почти равное положение. Этот рефлекс получает подкрепление и в сцене выхода обоих соперников: "Перестаньте кривляться!".
   Лукашин и Ипполит расходятся а потом возвращаются к подъезду, а Шевелёва зовёт по телефону подруг и наблюдает из окна за соперниками, закуривая (в середине 70-х это меня, пятиклассника, тоже покоробило -- курящих учительниц я тогда знал очень мало). Соперники ведут разговор друг о друге, и тем самым для многих мужчин-зрителей создают впечатление, что всё дело в сюжете -- именно в них, а не в женщинах. Потом Лукашин вспоминает о портфеле и венике, и соперники дружно бегут к квартире Нади. Между тем, Галя, поостыв после первого телефонного разговора с Лукашиным, уже сама звонит в Питер, и трубку берёт Шевелёва. Эффект "защищая -- обвиняю" повторяется в их разговоре. И вот тут Надя окончательно (после мытья Лукашиным посуды и его похвальных слов о ней перед Ипполитом) удостоверяется, что в квартиру к ней попал мужчина "со знаком качества", раз за него её другая женщина обвиняет в хищничестве (небезосновательно, мы-то помним сцену с "Горько!", да и называть вломившегося к ней по имени, называть славным для соперницы -- хуже нет). Несмотря на ошибки в деталях, заметим, что главный вектор отношения Нади к Лукашину Галя увидела просто насквозь. Больше в фильме мы её не увидим, и это логично: уже по началу фильма видно, что, хоть она и инициативна, но предпочитает борьбу мужчин около себя, а не себя в борьбе с другой женщиной за мужчину.
   Надин разговор по телефону слышат и Ипполит, и Лукашин. Для первого это (как и для Гали) нож острый и он уходит, а Лукашин выходит на лестницу. Для чего? Внешне -- из деликатности, чтобы не слышать разговор о себе. На самом деле (он уже услышал достаточно, принципиально нового не будет) -- для обдумывания. Действительно, он встретил женщину, которая мало того что перенесла все его пьяные и хамские выходки, но и добро о нём высказалась. А до этого он, видимо, имел дело с более капризными особями, которых, к слову, и не любил.
   После окончания телефонного разговора он заходит "за портфелем" и уже активно ищет подходы к Наде, и когда он их формально исчерпывает, та сама приходит на помощь, оставляя его у себя. При этом высказанные слова о предлогах и сыгранная Лукашиным песня создают между ними некую атмосферу доверительности, которой не было -- ни у Жени с Галей, ни у Нади с Ипполитом. Снова идёт разговор-рассказ о себе, с перерывами на песни. Лукашин после слов об Ипполите доходит даже до вопроса о возрасте Нади (34). Здесь остановимся -- Шевелёва, как и Лукашин, из предвоенных детей, и по той же причине живёт одна с мамой. Как и у него, у неё нет позитивного примера отношений мужа и жены (который у большинства детей складывается от отца и матери). Видимо, у обоих мамы после гибели мужа на фронте посвятили себя своим единственным чадам, дали им образование и в некоторой (хоть и разной -- Надю меньше) степени избаловали их.
   После выяснения возраста Лукашин напролом рассказывает ей возможные причины планирования её брака с Ипполитом, видимо, справедливо полагая, что раз до сих пор не получил по морде (поскольку о любви там ничего, то они вообще-то оскорбительны), то и в этот раз тоже не получит. Психотерапевтическая "хирургия" удаётся, и Надя рассказывает ему даже о том, как была "наполовину замужем" за женатым. Это тоже важный момент: психологи в статьях утверждают, что на такие вот сожительства с женатиками идут те женщины, что не уверены в собственной оценке мужчин, и поэтому-то они и выбирают тех, на ком уже есть штамп "Годен" от других женщин. Кстати, на Ипполите этого штампа, по-видимому, нет (не похоже, чтобы такой "правильный" был в разводе, скорее он припозднился с браком из-за того, что делал карьеру), а вот Лукашина с почти поставленным штампом от Гали можно, перефразируя слова Батлера о Скарлетт из митчелловских "Унесённых ветром" ("Перехватить Вас между мужьями"), "перехватить перез ЗАГСом". Чем, собственно, и занимается Надя практически с самого обнаружения пьяного у себя дома. Этим объясняется и её нерешительность в выдворении -- она ЕЩЁ не знала, как оценить этого мужчину.
   Итак, после подтверждения (полученного с помощью звонка Гали) о "годности" Лукашина, все подробности, до того ещё только второстепенные, уже играют за него -- и мытьё посуды, и заступничество (пусть оно и ухудшило ситуацию, но внешне оно выглядело заступничеством) перед Ипполитом, и то, как он упорно не хочет уходить... Далее уже всё предопределено, осталось немного поломаться для приличия -- с фотографией Ипполита, перед подругами, и потом, зная, что мама вот-вот вернётся спать: "Я тебя не приглашала...". Но всё это только для приличия и потом покрывается неубиенным козырем, возвращающим доверительные отношения -- приездом Нади в Москву к Лукашину. Хотя, конечно, на уровне сознания колебания выглядят вполне себе не предопределёнными в своём исходе -- ведь подсознание с минорной оценкой своих оценочных способностей прямо сознанию всей правды не сообщит. Опять же, она ещё не уверена в том, что чувствует Лукашин. Поэтому остаток пребывания у неё отчасти посвящён его доказыванию своих намерений. Что интересно, у него нет позитивного примера, поэтому он фиглярничает, пародируя Ипполита. Однако Надя это совершенно спокойно переносит -- она тоже не знает, "как надо".
   Увидев, что вызвал Надю на полную (насколько возможно с незнакомым человеком) откровенность, Лукашин отвечает ей тем же -- рассказывает, что не пользовался успехом у женщин, а затем проводит психологический самоанализ: "Наглею на глазах". Он это справедливо (другие ему никогда не позволяли так себя вести) приписывает влиянию Нади. Потом, умело воспользовавшись неожиданным для него приходом подруг, он маневрами подводит ситуацию к повтору "Горько!" от них, и после поцелуя и ухода подруг (убеждённых, что помирили их после размолвки) видно, что Надя уже практически "готова".
   Затем следуют эпизоды с ошибочным приходом гостей, имитация скандала с фотографией, бритвой и упоминанием невест-женихов, и последний кратковременный визит Ипполита в трезвом состоянии и хлопок дверью. После бутафорского скандала Надя уходит, но предварительно убеждается в том, что для Лукашина он показной -- и заодно с помощью застёгивания сапогов демонстрирует ему свои ноги и даёт ему возможность похвалить их "мечтал об этом всю свою сознательную жизнь". Подобрав фото Ипполита на улице, она придумывает, как не вернуться сразу (что было бы проигрышем в игровом "скандале") и вместе с тем провести время с пользой -- отправляется за билетом на вокзал.
   Возвращаясь, она обнаруживает Лукашина под стражей мамы. Тот выкидывает билет, а после ухода старшей Шевелёвой рвёт на кусочки возвращённое фото Ипполита. На возмущение Нади он отвечает на всё согласием, после чего та снова млеет от его объятий. Но тут является пьяный Ипполит и высказывает те мысли, что последние час-два мучают Надю: что всё это на одну ночь. Вместе с тем подсознание наверняка отмечает, что приличный солидный Ипполит тоже напился и потому в её глазах он теряет последние "баллы", а также западают слова Ипполита о том, что не может быть запланированного счастья. После его ухода Надя и Лукашин обсуждают сказанное. И вот тут Лукашин своими словами (не только о них, но и об Ипполите) показывает, что для него всё серьёзно.
   Возвращается мама Нади, и они прощаются. Кроме слов, важным моментом является "Я украл твою фотографию". Он уходит, и Надя наконец-то может прислушаться к собственным чувствам без помех -- впервые за ночь.
   Лукашин приезжает домой, рассказывает всё маме. Засыпает. Далее -- приезд Нади с его портфелем (прекрасный предлог) и счастливый финал.
  
   Что можно тут сказать? Женщины были при просмотре довольны тем, что увидели историю, как мужчина из-за одной из них борется с другим -- скучным типом и оставляет ради тебя молодую хитрую манипуляторшу, принимая тебя как есть, с 10 годами "полубрака" за плечами, мужчины -- тем, что своему другу пьянчуге всё сошло с рук и тем, что главному герою досталась выносящая все его фокусы женщина, при которой можно напиваться, на которую можно орать, но которая млеет от твоих объятий и поцелуев. И те, и другие -- тем, что можно встретить понимающего тебя близкого человека. Чем не новогодний фильм?
   Защитники Ипполита забывают, что он в фильме выиграл -- избежал брака с женщиной, для которой он только, пользуясь терминологией "Жёлтого карлика", "вариант" и не более. Кстати, по размышлении, полагаю, что он-то о 10 годах "полубрака" Нади не знал -- вряд ли она ему об этом рассказала, с его-то "правильностью" и, главное, с отсутствием у них взаимопонимания. Да, и судя по его поведению "Салат... или ростбиф.." у него с Надей, кроме поцелуев, "это" было отложено на "после свадьбы" или почти до этого. Кстати, его полное непонимание поступков Нади в ночь с 31 на 1 объясняется просто -- он-то старше и явно успел пожить в нормальной полной семье до войны. Поэтому такого отношения к пьяному он в принципе понять не может, а вот с психологией выросших в неполных семьях он незнаком. Так что его сторонники тоже должны быть рады, что двое ненормальных инфантильных взрослых ребёнка выбрали друг друга, а не испортили жизнь нормальным взрослым.
  
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"