Фурсин Олег Павлович : другие произведения.

Иран и Туран. Ай-яй-яй, Соловьев и Ко...

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Вот так из безграмотной и, на первый взгляд, безобидной, "фигуры речи", термины "Туран" и "Иран" в паре приобретают мощный геополитический импульс. И это уже не только "первородство" Турции среди тюркоязычных народов, народностей, государств и отдельных субъектов других государств. Это и мощный геополитический фактор в борьбе за "первородство" с самим Ираном.

  С большим интересом смотрю аналитико-политические программы. Во-первых, потому, что жизнь заставила меня заниматься политикой. Во-вторых, серьезных аналитических программ в других сегментах общественной жизни не существует. Программа Соловьева, после того как был изгнан тупой, но лысый светоч демократии из Украины, действительно собирает умных, выдающихся, и даже гениальных экспертов, деятелей искусств и науки. Поэтому, когда на программе такого уровня поймаешь ляпы, первая мысль: "Все мы люди, все человеки, а человеку свойственно ошибаться". Но озвучить ляп - это одно, а повторять его с периодичностью, достойной лучшего применения...
  
  Помню, почти лет пятьдесят тому назад, выдал ляп, отвечая на вопрос: в честь кого был назван "план Барбаросса?". Ляпнув глупость, я через секунду дал правильный ответ, но до сих пор стыдно... Да и потом по жизни ляпов было предостаточно, увы... Но повторять их из передачи в передачу на таком высоком уровне - недопустимо.
  
  Кто в первый раз произнес, что противостояние между Ираном и Тураном - это противостояние между иранцами и турками (туркоманами, тюркоязычными), не важно. Неважным этот факт и оставался бы, если бы не одно, но большое "Но". Этим термином начали спекулировать не только умные, но и не очень знающие (именно в этой области человеческих знаний) "специалисты".
  
  
  95 % не только малообразованных людей на вопрос: "Кто первый император Древнего Рима?", - отвечают одинаково и неправильно. Я уже не говорю о том, что даже 0,01 % не переспрашивает: "А кого Вы имеете в виду, задавая данный вопрос, - кто был первым императором в первоначальном (т.е. военном - в эпоху Республики - это почетный военный титул, который легионы даровали своему победоносному командиру) смысле или в политическом смысле, т.е. тогда, когда этот термин приобрел монархический смысл.
  
  
  Кто был первым римским императором в первоначальном смысле мы вряд ли когда-либо узнаем, последним императором в Римском государстве, как утверждают некоторые историки, не являвшимся правителем Рима, был Квинт Юлий Блез при принцепсе (т.е. втором императоре в монархическом смысле) Тиберии (начало I века н.э.)
  
  
  Кстати, не заглядывая в интернет, ответьте сами себе на вопрос: "Кто первый император Древнего Рима в монархическом аспекте данного термина?"
  
  
  Этот маленький экскурс в историю я провел в подтверждение того, что многие утверждения, циркулирующие не только среди обывателей, но и среди специалистов, ничего общего не имеют с истинными знаниями и значением.
  
  
  Вернемся к обсуждению терминов "Иран" и "Туран". В последнее время, с подачи господина Эрдогана, это рассуждение о Туране из просто неправильного толкования этого термина превратилось в геополитический аспект, базирующийся на неверном толковании данного термина.
  
  Редже́п Тайи́п Эрдога́н (приближённое к турецкому произношение фамилии - Э́рдоан; тур. Recep Tayyip Erdoğan [reˈdʒep taːˈjip ˈerdoː.an], род. 26 февраля 1954, Стамбул) - турецкий политический и государственный деятель, действующий президент Турции с 28 августа 2014 года.
  Редже́п Тайи́п Эрдога́н (приближённое к турецкому произношение фамилии - Э́рдоан; тур. Recep Tayyip Erdoğan [reˈdʒep taːˈjip ˈerdoː.an], род. 26 февраля 1954, Стамбул) - турецкий политический и государственный деятель, действующий президент Турции с 28 августа 2014 года.
  
  Из простого, зачастую связанного с элементарным невежеством, ляпа, игра с этим термином превращается в геополитическую подмену исторических фактов, имеющую далеко идущие последствия.
  
  
  Иранский эпос разделяет иранский мир на собственно Иран, как правило, идентифицируемый с Иранским нагорьем, и Туран, севернее Амударьи, примерно соответствующий нынешней Центральной Азии.
  
  
  
  Эпический Иран - это страна мировых царств, первое из которых было основано Каюмарсом (легендарное соответствие первому человеку Гаюмарта, персонажу зороастрийской мифологии).
  
  
  Туран - это общее название земель, расположенных на севере и северо-востоке от Ирана, где обитали скотоводческие иранские племена. В основе названия лежит этнографическое прозвище "тур", являвшееся общим племенным обозначением для древних кочевых и полукочевых иранских народов Средней Азии.
  
  Страна кочевников греками и европейцами называлась Скифией, и только иранцы называли эти земли Тураном.
  
  Три тысячи лет назад туранцами стали называть ираноязычных скотоводов-кочевников их соплеменники, жившие оседло. Много позже это название закрепилось за всеми восточноиранскими народами: саками, массагетами, кушанами, парфянами, эфталитами и др. Термин перенесли практически на всю Среднюю Азию, где обитали эти племена.
  
  Т.е. "Иран и Туран" - это про иранцев, иранские племена, - земледельцев и кочевников. Это по большому счету про Иран.
  
  
  Войнам между Ираном и Тураном отведено много места в иранском эпосе, и несомненно, что их антагонизм служил наглядной иллюстрацией к более поздним, зороастрийским представлениям о борьбе добра и зла. Противоречия между степью и оседлостью, светом и тьмой, между asavan, последователем Зороастра, и drdgvant, приверженцем Ахримана, - все это объединилось в борьбе Ирана и Турана.
  
  Иран и Туран. Ай-яй-яй, Соловьев и Ко...
  Ира ́нские наро ́ды (авест. airya; перс. ایرانیتبار اقوام aqvâm-e irâni-tabâr, осет. ирайнаг адæм) - группа народов общего происхождения, разговаривающих на иранских языках арийской ветви индоевройской языковой семьи.
  
  Тюр́ ки (тюркские наро ́ды, народы тю ́ркской языково ́й гру ́ппы) - этноязыковая общность народов, говорящих на тюркских языках, и имеющих тюркское происхождение.
  
  
  
  
  Тюркские языки включаются некоторыми учёными-лингвистами в гипотетическую алтайскую языковую семью, в которую в рамках этой гипотезы входят монгольские и тунгусо-маньчжурские, а вмаксимальном варианте - также корейский и японо-рюкюские языки. Одни учёные рассматривают схожести как результат общего происхождения от праалтайского языка, на котором разговаривали несколько тысяч лет назад. Другие рассматривают схожести как результат взаимодействия между этими языковыми группами.
  
  Т.е. эти народы относятся к разным языковым семьям, а это серьёзный, пожалуй, главный аргумент в подтверждение того, что "Туран" - это не про тюрок.
  
  О силе влияния иранского эпоса в "своём" регионе, в первую очередь можно судить по тюркам, которые восприняли его не только как историю Ирана, но и как свою собственную древнюю историю.
  
  В самом раннем из дошедших до нас тюркских словарей Алп Ер Тонга, предок-эпоним или герой тюрок Средней Азии, отождествлен с Афрасиябом, главным "туранским" врагом Ирана в иранском эпосе. Тонга должен быть, по-видимому, идентифицирован с тотемом волка, столь характерным для тюрок; Афрасияб несколько раз упоминается в Авесте в форме Франграсьян (Frangrasyati). Там он выглядит полумифическим персонажем, злым духом, спущенным на землю, или драконом, непускающим воду (в Иран), - характеристика, по которой можно судить о значении воды в жизни страны. В авестийском Яште 5, 41, Франграсьян просит богиню Ардвисуру Анахиту даровать ему *hvarnah- "державную славу" (Ирана), но тщетно. Далее он предстает как главный супротивникзороастрийцев, то есть иранцев. Эпический цикл, связанный с борьбой против Афрасияба, был столь популярен у тюрок, что в XI в. н. э. мы видим в Средней Азии династию Караханидов, которые именовали себя "родом Афрасияба" и известны под этим именем в мусульманских источниках.
  
  Противостоящие армии Ирана (возглавляемая Кай Хосровом) и Турана (под командованием Афрасиаба)
  Противостоящие армии Ирана (возглавляемая Кай Хосровом) и Турана (под командованием Афрасиаба)
  Идентификация Турана как главного соперника Ирана с тюрками и Афрасиаба с их царем является поздним развитием сюжета, возможно, относящемся к началу VII века , при этом тюрки впервые вступили в контакт с иранцами в III-VI вв. н.э.
  
  Дезинтеграция ираноязычных кочевников началась с III в. н. э. в евразийских степях, и одновременно происходила постепенная их ассимиляция со стороны тюркских кочевников.
  
  Масуди пишет об ошибочности данной идентификации, в отличие от Фирдоуси, который в своей поэме наоборот, поддерживает эту точку зрения, складывавшуюся под влиянием постоянных вторжений тюркских племен в Мавераннахр, и преобладающих негативных настроений среди персидских националистов.
  
  Абуль-Хасан Али ибн аль-Хусейн аль-Масу́ди (араб. أبو الحسن ، علي بن الحسين المسعودي‎, ок. 896, Багдад, - сентябрь 956[1], Фустат, современный Каир) - арабский историк, географ и путешественник. Как первый арабский автор, объединивший разрозненные прежде исторические и географические наблюдения в крупномасштабную работу энциклопедического характера, заработал прозвище "арабского Геродота". Ибн Халдун назвал его "имамом"
  
  И мы видим, что почти "как всегда", главным "виновником" возникновения мифической теории о равенстве между понятиями "Туран" и "тюрки", является творческая, можно сказать гениальная личность. Имя ей - Хаки ́м Абулькаси ́м Фирдоуси ́ Туси, - и его эпическая поэма "Шахнаме" ("Книга царей").
  
  
  В эпических сказаниях "Шах-наме" борьба между Ираном и Тураном предстает как не знающая перерывов традиция, от столкновений арийцев и неарийцев в период арийских завоеваний, и вплоть до времени Фирдоуси, когда тюрки хлынули на Ближний Восток. Где место "неарийцев" заняли тюркоязычные народы.
  
  
  Фирдоуси перенёс идеи античного Ирана в исламскую Персию и способствовал распространению персидского языка. Также он помог сохранению иранской идентичности в условиях, когда ей угрожала арабизация - хотя активность в этом направлении началась до него, именно он довёл её до завершения.
  
  Фирдоуси жил в X веке в Иране. Тремя веками ранее, в VII веке, Иран был завоёван арабами, и вошёл в состав мусульманского государства. Во времена центральной власти халифа персидские язык и культура вытеснялись арабскими, но к концу IX века халифат ослаб, и появились местные мусульманские династии (т. н. иранское интермеццо). Фирдоуси жил при двух из них, в Саманидском и Газневидском государствах.
  
  Государства периода иранского интермеццо (Буиды, Саманиды, Салариды, Саффариды, Зияриды и др.), 970 год.
  Государства периода иранского интермеццо (Буиды, Саманиды, Салариды, Саффариды, Зияриды и др.), 970 год.
  
  Фирдоуси происходит из семьи дехкан, иранских землевладельцев, которые процветали в доисламские времена Сасанидского государства, но чьё влияние уменьшилось при халифате. Дехкане были патриотичными, и считали своим долгом сохранить культурные традиции Ирана, в том числе легендарные истории про иранских царей.
  
  Выступить открыто против ослабевающего, но всё еще мощного арабского владычества, и провести параллели между неарийцами - арабами и арийцами - иранцами, было опасно для жизни. При этом идея провести такую же параллель между неарийцами - тюрками, молодыми и воинственными, но все еще не очень опасными противниками, могла быть поощрена и саманидскими властителями.
  
  Тем более, что не лишено вероятности, что после победы ислама тюрки были действительно отождествлены с более ранними турами (Шг), поскольку в наименовании Turk, можно видеть форму множественного числа tur-k, где tur - обозначение какого-то тотема пратюрков Центральной Азии. Тогда тюркское Tur-k было бы равно по значению иранскому Tur-аn, по форме также множественное число.
  
  Сами тюрки культивировали легенды про Афрасиаба как тюркского героя, после того, как они вступили в контакт с иранцами, и хорошо ознакомились с иранской культурной традицией.
  
  Вот так из безграмотной и, на первый взгляд, безобидной, "фигуры речи", термины "Туран" и "Иран" в паре приобретают мощный геополитический импульс. И это уже не только "первородство" Турции среди тюркоязычных народов, народностей, государств и отдельных субъектов других государств. Это и мощный геополитический фактор в борьбе за "первородство" с самим Ираном.
  
  Это, в первую очередь, возможность распространить историю могущественной государственности тюркских народов как минимум на 3 - 3.5 тысячелетия вглубь истории.
  
  И, во вторую очередь, - исламский фактор. Если большинство тюркоязычных субъектов - это суннитский мир, то Иран - это самая мощная шиитское государство, лидер шиитского мира. А значит Турция может, как правопреемница Турана, выступить уже гегемоном всего исламского мира, а не только его суннитской части.
  
  
  
   ***
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"