В начале 90-х годов, наряду с грохотом развалившегося СССР, беспрецедентными витками инфляции и всеобщего хаоса особо памятного россиянам по талончикам на спички, мыло и водку, мы впервые стали слышать чужеземные, загадочные слова, например, электронная почта и Интернет. Можете вспомнить, когда впервые увидели адрес электронной почты, написанный на клочке бумаги, который вам дал зарубежный партнер или друг, предварительно переписав его из газеты? И что это за "собачка" такая? Ладно, если это было в 1995 году, простительно. Но до сих пор, иногда на сайтах приличных компаний можно встретить каламбур, когда адрес сайта написан в формате электронной почты или наоборот.
Сейчас же, когда весь мир с удовольствием смотрит "Матрицу", вполне понимая суть фильма, заказывает тоннами продукты и диски в сетевых магазинах, управляет своими банковскими счетами не выходя из дома, обращается к информационным ресурсам Интернет только для того, чтобы выудить расписание ближайшей электрички на подмосковную дачу, такие слова как "электронная коммерция" или аббревиатура В2В многим кажется знакомыми и понятными. Полки книжных магазинов пестрят лучшими мировыми изданиями на тему "как сделать бизнес в Интернет". Сетевые банеры также наперебой предлагают ковать деньги, "не отходя от кассы". А профессиональные сайты Интернет-трейдинга или он-лайн торговли и вовсе обещают озолотить каждого, будь то директор крупной фирмы, студент, засидевшийся в круглосуточном Интернет-кафе или продвинутая домохозяйка.
Как разобраться в обилии платежных систем, предлагаемых Интернет-магазинами, как что-то купить или продать через сеть, найти необходимую информацию для бизнеса или развлечений, а главное, как, в конце концов, перестать тратить и начать зарабатывать в он-лайн? К этому вопросу рано или поздно приходит любой пользователь.
Как и многие передовые жизненные процессы, электронный бизнес пришел к нам с Запада. В то время, как мы еще стояли в очереди за спичками, в мире начинали происходить процессы глобализации бизнеса, когда один человек безо всякой привязки к своему географическому местонахождению в несколько кликов мышкой переливал огромные финансовые средства из страны в страну, из банка в банк, из одного инвестиционного бизнеса в другой. Но это акулы мирового бизнеса, возразите вы, и будете правы. Но именно эти акулы дали возможность миру ощутить отсутствие границ для простых смертных. Рынок требовал высококвалифицированные кадры для управления мировым корпоративным бизнесом. Именно тогда первые российские программисты дружным потоком устремились в Селиконовую долину и иже с ними. Тем не менее, не все. Кое-кто остался, то ли из патриотических соображений, то ли из-за семейных привязанностей, а может, просто было лень. Теперь, многие из оставшихся, не выходя из дома, работают на мировые компании. Журналисты пишут статьи для виртуальных изданий и далеких зарубежных издателей, контактируя по электронной почте. Сетевые маркетологи продают свои бесславные сертификаты по всей России через Интернет, продолжая надувать тысячи людей, обещая золотые горы. Половина российских покупателей подержанных японских машин, приобретают их через сотрудничество с виртуальными продавцами и аукционами. И этот список далеко не полный.
Пожалуй, самые понятные, простые и давно интегрированные в бизнес сетевые технологии родились в недрах российских банков и финансовых компаний. В первую очередь это повсеместно известная система Клиент-банк для работы с удаленного рабочего места, которой с успехом пользуются не только крупные компании, но и небольшие фирмы, предприниматели и частные лица. У многих российских монстров банковского бизнеса на сайтах присутствует хотя бы одна система интернет-банкинга, позволяющая управлять счетами компании в режиме реального времени, не покидая офис фирмы. Таким же образом частные лица управляют своими личными счетами, оплачивая товары и услуги в Интернет, коммунальные платежи, счета сотовых операторов и Интернет провайдеров. Спектр банковских операций проводимых через Интернет с каждым годом становится все больше и многофункциональнее. При этом, техническое сопровождение клиентов со стороны банков, предоставление мануалов по использованию систем интернет-банкинга, удобный и понятный интерфейс, надежная защита от несанкционированного использования информации при прохождении ее через открытые каналы связи, все это делает Интернет-банкинг одним из самых выгодных и удобных каналов ведения бизнеса посредством Интернет. Пожалуй, можно назвать банковские он-лайн услуги первым серьезным шагом на пути знакомства российского бизнеса с возможностями сетевых технологий. К слову сказать, за рубежом уже не первый год действуют полностью он-лайновые банки, у которых даже нет реального офиса. В России, согласно нашего законодательства, процедура открытия банковских счетов в он-лайн режиме еще долго не будет доступна, в связи с чем, открытие таких банков в нашей стране пока невозможно. Но то, что ведение он-лайн бизнеса предлагают многие ведущие банки страны, как минимум внушает уважение и дает надежду на дальнейшее позитивное развитие компьютерных технологий и, самое главное, рост популярности использования Интернет на рабочем месте для многих фирм и предпринимателей.
Вместе с тем, говоря об электронной коммерции, будет несправедливым совсем не рассказать о других участниках рынка. Банки традиционно выполняют свою основную функцию расчетов в электронном бизнесе, дополнительно играя роль мощной рекламы, ведь громкое имя известного банка означает надежность и престиж. Тем не менее, не было бы никакой электронной коммерции без существования независимых платежных систем, Интернет-магазинов, он-лайн аукционов, электронных досок объявлений, десятков и сотен виртуальных конференций на различные темы, систем обмена банерной рекламы, да и просто полезных информационных сайтов. А ведь зачастую за этими проектами стоят крохотные фирмы, а возможно один человек. Сеть славится тем, что если в реальной жизни на определенные процессы бизнеса уходят дни и недели, значительные трудозатраты и человеческий ресурс, не говоря о финансовых расходах, то в виртуальной жизни требуется пара часов, чтобы "объехать" пол страны, посетив торговые ярмарки, строительные площадки, металлургические комбинаты или софтверные компании.
Простой пример: вспомните, сколько времени уходило у вас для составления оптимального маршрута командировки по нескольким российским городам? Наверное, покажется адом время, проведенное в переговорах с ж/д справочными и офисами авиакомпаний, бронирование гостиниц по междугороднему телефону, куча факсов с неразборчивыми абзацами и лихорадочные поиски карт местности, где предстоит искать нужный адрес или план выставки. Перечислять можно много. Хорошо, если весь груз подобных забот лежал на вашем секретаре, и этот секретарь умудрялся ничего не напутать, проявлял чудеса железной выдержки и рабочего мастерства, делая все быстро и аккуратно. А если вы предприниматель, кружитесь, как белка в колесе, остается только посочувствовать, зная какие проблемы ждут человека при общении с российскими сервисными службами.
Использование информации в Интернет делает процесс подготовки деловой поездки не только незаметным и быстрым. Это даже приятно, кликнуть мышкой в "избранном", зайти на сайт с расписанием всех российских и международных поездов, спокойно выбрать маршрут, заказать билеты и получить их от курьера через 2 часа. И так во всем, от работы офис-менеджера до решения серьезных задач по сбыту. Интернет дает поистине безграничные возможности совершенствовать свой бизнес, снижать расходы, оттачивать рабочие процессы, сокращать время на решение личных и деловых проблем, расширять рамки делового общения, одним словом, владеть информацией, что в наш век - сильнейшее оружие для завоевания места под солнцем.
Если ваша фирма хоть раз размещала заказ консалтинговой или маркетинговой компании на проведение исследований рынка, безусловно, вам известно, что цены на подобные услуги непомерно высоки. А что мешает провести низкобюджетное и вместе с тем глубокое и профессиональное исследование в Интернет на интересующие вас темы? Вы знаете, что, например, срез аудитории на любом известном автомобильном форуме сильно напоминает группы людей, участвующих во многих опросах при проведении маркетинговых исследований. Статистика показывает, что на крупнейших авто сайтах, где суточное посещение пользователей превышает 6-7 тысяч человек, 40% аудитории составляют качественные группы: топ-менеджмент и ведущие специалисты компаний, юристы и экономисты, госслужащие и банкиры, вообщем все у кого есть автомобиль, компьютер и Интернет, а это большое число грамотных и хорошо обеспеченных людей - возможно ваших потенциальных клиентов. Задайте интересующие вас вопросы на форуме, и вы получите список ответов, которому позавидует любая маркетинговая фирма. Ведь только география вашей аудитории будет вся Россия и СНГ как минимум.
Бороздя просторы сети в поисках возможностей дополнительного дохода, вы наверняка встретите не один десяток вот таких предложений: Стратегия игры в on-line казино без риска потерять свои вложенные деньги. Делай деньги в Интернет. Не серфинг. Без создания и раскрутки сайта. Быстрый доход в Интернет.$. Что это сулит неискушенному пользователю?
Во-первых, всегда необходимо тщательно знакомиться с условиями предлагаемого легкого дохода. Особенно это относится к сетевым казино и правилам игры в них. Только немногие виртуальные казино в силу своих правил дают деньги русским игрокам. А на обналичивание чека в банке у вас может уйти от 1-го до 2-х месяцев. Если же рассматривать он-лайн казино не со стороны игрока, а со стороны обслуживающей компании, например, платежной системы, то несомненно, это крайне выгодный бизнес. Не секрет, что , например, в США сейчас на пике развития бизнеса он-лайн казино американское правительство ввело новые ограничения по расчетам кредитными картами в интернет казино. В результате чего, десятки тысч американцев оказались под угрозой остаться без своего любимого развлечения и способа выиграть деньги. Те из платежных систем за пределами США, которые вовремя сумеют "подобрать" американскую базу кредиток игроков в казино - буквально озолотяться. Среди явных претендентов - российская платежная система Рапида.
Во-вторых, сопоставить это со временем, которое необходимо затрачивать на "работу" в сети. Например, системы обмена банерной рекламой, которые сулят за каждый клик по банеру денежное вознаграждение. Чтобы сколотить хоть сколько-то приличную сумму в таком бизнесе, проведешь не одни сутки в сети кликая и кликая, а это значит либо средства потраченные вами же на домашний Интернет, либо колоссальное количество времени потерянное на основной работе, выбирать, конечно, вам. Кроме того, те же казино требуют пластиковую карту для регистрации, а это, как будет рассказано ниже, весьма не безопасно.
Есть и другие более профессиональные и серьезные способы заработать в виртуале. В первую очередь, это системы Интернет-трейдинга. Пионерами этого бизнеса были, конечно, американцы. Именно штатовские high-tech компании были первыми, кто начал зарабатывать реальные деньги на своих клиентах в сети, а не облапошивали почтенных граждан или доили своих акционеров.
Самым ликвидным на рынке Интернет-трейдинга является знаменитый FOREX (Foreign Exchange). Forex - это настоящий виртуальный межбанковский валютный рынок, сформировавшийся в далеком 1971 году. Торговля на нем происходит по телефону и через терминалы компьютеров одновременно в сотнях банках во всем мире. Сегодня Forex доступен даже для мелких вкладчиков, поскольку Интернет сделал этот рынок для них таким же доступным, как и для крупных игроков.
В целом в Интернет-трейдинге лидирующие позиции по прежнему занимают банки, как поставщики подобных услуг, в том числе мелкому инвестору. При этом объектом виртуальной торговли могут выступать не только лидирующие на рынке валюты, но и большой спектр ценных бумаг. Многие банки открывают для частных клиентов специальные залы он-лайн торговли, когда клиент может с удаленного банковского терминала осуществлять операции на бирже. Весь комплекс операций осуществляется непосредственно через Интернет. Набор услуг при этом огромен: транслирование информации ключевых бирж, новости агентств, архивы котировок, курсы валют и мировые индексы; он-лайн рекомендации и аналитические исследования; поддержка мобильного пользователя; кредитование; денежные и депозитарные переводы; полная электронная отчетность, а также возможность попробовать себя в финансовых демо играх, что особенно важно для начинающих игроков. Однако, не смотря на такие казалось бы колоссальные возможности для биржевых игр для мелкого и частного инвестора, залогом вашего успеха может быть лишь ваш личный опыт и профессионализм. Ни один даже самый талантливый аналитик не даст вам исчерпывающую информацию по сиюминутному состоянию рынка и все ваши сделки станут результатом лишь ваших решений. По статистике большинство начинающих игроков, как правило, проигрывают именно из-за невозможности сделать правильные аналитические выводы по текущей ситуации.
Все вышеописанные системы зарабатывания денег в Интернет относятся к разряду доступных и официальных. Не секрет, что есть и другие более экстремальные и вместе с тем доходные варианты, но почти все они так или иначе связаны с мошенническими действиями. И в данной статье хотелось бы не столько приоткрыть тайны этого бизнеса, сколько уберечь добропорядочных граждан от угрозы разорения со стороны таких "бизнесменов".
В первую очередь речь пойдет о кардинге (от английского слова carding, card - карточка). Могущественный и повсеместно используемый мошенниками способ добывания денег при помощи пластиковых карт. Для несанкционированного копирования магнитной полосы и ПИН кода (персональный идентификационный номер клиента необходимый для снятия наличных с карточки) оффлайновые кардеры используют в своем арсенале фальшивые банкоматы, системы видеонаблюдения около банкоматов, подставных "доброжелателей" подсматривающих номера карт и код, а также поддельные, украденные и утерянные карточки. Он-лайновые спецы для совершения покупок в Интернет или переводе средств с чужих карточек на свои счета главным образом используют информацию по картам, добываемую в сети. Для совершения незаконных операций с карточными счетами в Интернет вовсе необязательно иметь оригинал карточки владельца с его подписью. Зачастую, все что нужно для того, чтобы, например, купить ноутбук в он-лайн магазине и рассчитаться при этом чужой картой, это номер карты, имя владельца и срок ее действия. Все эти данные с легкостью можно получить из сети посредством специальных программ, входящих в рабочий набор любого хакера. Поэтому каждый раз, заполняя он-лайн заявление на покупку товара, особенно в сомнительном магазине, где средством расчета выступает ваша карточка, вы рискуете. Объемы фродовых (от английского слова fraud - мошенничество) операций во всем мире растут. Каждой новой антифродовой защите банков по определению создаются новые ухитрения мошенников. Банки тратят значительные средства на защиту собственных карт от подделок, на повышение образовательного уровня клиентов, рассказывая о способах противодействия нелегальному использованию карт и данных по клиенту. Тем не менее, кардинг, остается одним из самых мощных способов получения высоких доходов от незаконных операций в сети. Россиян до настоящего времени от лавинообразного роста фродовых операций спасает лишь невысокие, по сравнению с остальным миром, объемы выпуска пластиковых карт и остатков денежных средств на карточных счетах, в связи с чем интерес к российским кардхолдерам (англ. Cardholder - держатель карточки) со стороны карточных преступников пока не значительный. Хотя не секрет, что основная масса мошенников в сети - русские!
В заключение данного обзора по существующим возможностям ведения бизнеса в Интернет, особенно для начинающих пользователей сети, хотелось бы остановиться на следующем важном моменте: создание и поддержка своего сайта.
Для ведения успешного бизнеса с использованием сетевых технологий, создание сайта отнюдь не является первой необходимостью или непременным правилом успеха, как многие могут ошибочно полагать. Все зависит от того, как лично вы и ваша фирма использует ресурсы Интернет, насколько глубоко и профессионально вы ориентируетесь в сети и ее возможностях. Тем не менее, если решение о создании сайта принято, нельзя останавливаться на пол пути. Нет ничего более губительного для имиджа компании и привлечения клиентов, чем не работающий или давно не обновлявшийся сайт, да еще на бесплатном хостинге с доменом второго уровня. Оказавшись на страничке подобно заброшенному пустырю, потенциальный клиент никогда не обратится в эту компанию. Куда более приятно иметь дело с простым по дизайну, легким по интерфейсу и загрузке работающим информативным сайтом, чем нервничать в ожидании за полномаштабной флэш версии полумертвого монстра, попав на которой, вы с трудом понимаете что и где искать. С другой стороны, простенькая страничка со "свежими" новостями двухлетней давности наводит на куда более грустные мысли, чем просто отсутствие информации о компании в Интернет. При всем этом, не забывайте, что первоклассного клиента крутым сайтом не привлечешь. Профессиональный сайт компании всегда будет по большей части лишь одним из компонентов хорошей PR компании.