Золотая столица - название второй части описания моего московского периода жизни. Назвала так, потому что осенью город весь в золотой листве, а еще потому, что, если летом было больше эмоций и созерцания, то осенью, втянувшись в работу, я стала открывать для себя разные стороны деловой среды. Видеть разное "золото", и то которое блестит миллионами и то, что лишь матово поблескивает, а то и вовсе спрятано от людских глаз за жестокой правдой жизни.
Все части этого очерка были написаны в разное время, но все осенью 2003 года. Вот, например, эту часть о бизнесе я пишу в конце октября, когда вся Москва превратилась за каких-то два дня в большого снеговика. Я поехала в центр, побродить, но в итоге замерзла, и торопливо вернулась в теплую обстановку моей квартиры. Когда за окном падают хлопья снега, предвещая скорую зиму и ранние темные вечера, особенно приятно остаться в выходной дома, почитать хорошую книжку или поработать за компьютером, как сейчас.
Не далее как вчера окончился мой испытательный срок в банке и я стала полноправным сотрудником, которому выдали такое серьезное удостоверение, книжецу красного цвета, как в советские времена. Я улыбнулась, увидев ее, сразу пришла в голову крамольная мысль использовать ее не по назначению, например для бесплатного прохода куда-нибудь.
В процесс работы можно сказать уже втянулась, по крайней мере, когда в кабинете появилась пара новых сотрудников, обращающихся ко мне для разъяснений какого-то рабочего вопроса, я отчетливо поняла, что я здесь "старенькая". Три месяца пронеслись, как один день, еще один такой "денек" и я засобираюсь в отпуск в горы. Как хорошо.
Расскажу подробнее о работе в Москве. Несмотря на все прежние утверждения, которые погружали меня во мрак сомнений до моего переезда в столицу, оказалось, что работать в Москве, лично мне, легко и приятно. Мне, привыкшей к большому объему работ, такой же ответственности и широкой специфике, от основных банковских операций, до маркетинга и рекламы, работать здесь показалось неимоверно просто. Ну уж точно не сложней, чем в регионе. Может мне и повезло, но на работе настолько вялотекущая атмосфера во всем, что, сделав свою работу, я успеваю и в Интернете побродить и книжку почитать на сайте виртуальной библиотеки и дописать очередную статью для журнала. Помню, как в регионе, не дай бог заикнешься, что используешь Интернет для личных целей. Здесь в открытую ищут объявления по автомобилям, во всеуслышание заявляют о только что прочитанной новинке какого-нибудь телефона или фотоаппарата, погоды, заказанных билетов на концерт. Для меня это дико и поэтому, следуя старой железной привычке, я сижу молча, никому не докладываю, чем я занимаюсь, чего и где заказываю, что читаю. Так надежнее и спокойнее. А москвичи все делают в открытую. Босс может даже своему подчиненному посоветовать заказать зимнюю резину для машины в Интернете с тем, чтобы ее тут же доставили к банку. Практично, однако.
Не смотря на такой расслабон, все же существуют огромные плюсы в моей московской банковской практике. Во-первых, это участие моего отдела во всех крупнейших российских выставках, проходящих, как правило, на центральных выставочных площадях страны - в Экспоцентре на Красной Пресне или в Олимпийском. И надо сказать, банк готовится к ним весьма серьезно. Не даром говорят, что один день работы на выставке равен году работы в офисе. Данное утверждение, конечно, касается привлечения клиентов и продажи товаров и услуг. Мало того, что наш стенд всегда расположен на пересечении главных проходов в одном из выставочных павильонов, обычно центральном, так еще для каждой выставки готовится отдельный набор полиграфии, в котором всегда присутствуют специальные предложения для конкретной производственной отрасли или сферы услуг. Проводятся акции и для многочисленной армии посетителей, зевак - наших потенциальных клиентов физических лиц, как, например, было на "Автосалоне", где мы усиленно толкали всем купоны на бесплатное изготовление банковских карт. Надо отдать должное нашим рекламщикам и маркетологам. Иногда за нашей сувенирной продукцией выстраивается очередь и люди приходят с других стендов специально, помня нас по прошлогодним выставкам. Так, например, случилось с нашим знаменитым настенным календарем "Отдых без проблем". Он произвел буквально фурор на выставке "Туризм и отдых 2003", у меня спина не разгибалась после дня работы, когда я только и успевала его скручивать, чтобы раздать всем желающим, хотя я, конечно, не только скручиваю календари, но и приходится много и активно говорить, рассказывая об услугах и отвечая на вопросы. А учитывая, что на все выставки в Экспоцентр съезжаются люди и компании со всего мира, не говоря о нашей стране, то такой подход в продвижении услуг банка очень эффективен. Кроме профессиональной работы на выставках, я стараюсь использовать время посещений и для личных целей, как правило, удается обойти все стенды, познакомиться с людьми, набрать каталогов нужных для моей второй работы или просто для повседневной жизни. Например, на выставке "Мир еды" я попробовала новую молочную продукцию одной компании, изготовленная по старинным кавказским рецептам, мне она очень понравилась. Плюс вся продукция крайне полезна для пищеварения. В итоге после этой выставки я стала обращать внимание на эти продукты в магазинах и покупать их, а раньше всегда проходила мимо. На выставке "Туризм" познакомилась с Президентом российской инструкторской школы по горным лыжам и сноуборду, мы договорились о сотрудничестве. На следующей неделе буду работать на выставке "Аптека 2003", думаю, там тоже будет много интересного и полезного. А еще подобные выставки - это своеобразный яркий срез отдельных отраслей бизнеса. По составу и качеству участников сразу видно, что из себя представляет, например, российский и мировой туризм или пищевая промышленность. Думаю, все это мне пригодится в будущем для дела. Банковские "слеты" не менее интересны, но они носят совсем другой характер. На них уже не столько смотришь чего там кто делает и что предлагает, сколько главной задачей видишь для себя "застолбить" связи для дальнейшего продвижения своей персоны по волнам финансового бизнеса в столице, как ни крути, а даже уйдя из банковской сферы, как профессионал я смогу работать только в области финансов и банковских технологий, будет это консалтинг или платежная система или компания - разработчик банковского софта, не важно. Поэтому здесь я всегда на чеку, на взводе, использую любую возможность, возвести мостик с нужным человеком для моих дальнейших планов и их реализации.
В таком водовороте событий, да еще на фоне бешенного роста цен на недвижимость в Москве, что не может меня не волновать как потенциального покупателя, я поняла одну важную вещь. Из серии как выплыть и не утонуть в столичном хаосе. Надо уметь расслабляться. Вот когда что-то не ладиться, ускользает из под контроля, выходит не по твоему или вовсе никак, самое главное здесь не загонять себя в угол, не метаться в панике, ах, это не получается, ах, цены растут, все, я ничего не смогу. Это прямая дорога как минимум в тупик, а по максимуму в психушку. Здесь многие люди соскакивают с рельс в определенной степени и даже не замечают этого. В погоне за успехом, деньгами, общественным статусом, солидным автомобилем и прочими имиджевыми вещами, люди начинают страдать неврозом. А невроз, как объяснил нам на банковской учебе один доцент при Академии Президента России - это желание невозможного, например, купить дешево хорошую машину, это невозможно и это невроз. И так во всем.
Я на днях прочла один замечательный роман японца Харуки Мураками "Норвежский лес", а вслед за ним сразу роман Скотта Фитцжеральда "Великий Гэтсби". Обе эти вещи, особенно первая книга, меня ошеломили. Мало того, что в них описаны обычные житейские ситуации, над которыми не задумываешься и живешь в них, погружаясь в депрессии и усталость, там очень ясно описано, как бороться с этим в жизни. А очень просто. Быть счастливым и не тянуть прошлое за хвост. Такой я и стараюсь быть. Здесь особенно ясно поняла, все что желаешь - можно добиться. Только надо знать чего ты хочешь и знать каким образом, а потом остается только потихоньку это делать. А уже если вдруг так получится, что не все желаемое возможно, закрыть эту дверь и найти что-то еще. Благо возможностей здесь море. А еще, это относится к каждому, кто соберется сделать какой-то серьезный поворот в своей жизни, я вас умоляю, никогда никого не слушайте, все советчики хороши лишь для самих себя, но не для вас. Надейтесь только на себя и идите вперед, потому что, то, что вы знаете о себе и о своих желаниях, способностях и возможностях, не знает больше никто! И только вам одному подвластно сделать то, что вы задумали для себя.
А на японскую литературу я подсела конкретно. Прочла "Снежную страну" Ясунари Кавабата - обладателя нобелевской премии в литературе. Мне показалась эта книга очень глубокой, описывающей вечные процессы во взаимоотношениях мужчин и женщин. Все же японцы очень тонко понимают смысл и толк в жизни.
Москва очень красива осенью. Здесь не оставляют в запустении парки, газоны, клумбы с окончанием лета. Наоборот, сразу после того, как вся летняя растительность отцветет, городские службы занимаются высадкой цветов и газонной травы, выдерживающих легкие осенние холода и сырость. В итоге даже поздним октябрем много свежей и сочной зелени, и она растет наперекор осени, до самого первого снега. Нет столь свойственного российской глубинке долгого грязного периода, когда от черно-коричневой жижи на дорогах и тротуарах, если они вообще есть в наличии, к концу осени просто сходишь с ума. В Москве до последнего очень красиво и довольно чисто.
Моя журналистская деятельность здесь бурлит. Хотя, наверно, это больше похоже на независимое авторство. Журналист рыскает в поисках сенсаций и горячих новостей, следит за событиями. Я же могу себе позволить писать о всякой всячине, не зависимо от времени. Пишу то, что знаю, и что мне интересно. В итоге многие мои статьи уходят в печать, принося пусть не большой, но столь важный для меня дополнительный доход, весьма облегчающий мое финансовое положение в столице. И я рада, что это направление так легко вошло в мою жизнь, хотя прежде чем вклиниться в московский издательский бизнес пришлось попотеть и завязать контакты. Теперь я строю планы по дальнейшему продвижению моих статей и очерков, хочется, чтобы мое "графоманство" (в этом меня часто попрекают, и что меня всегда забавляет) имело более профессиональную основу и приносило пользу людям. Именно поэтому я думаю о создании авторского проекта в Интернете.
Я уже писала в письмах, что увлеклась Гошей Куценко (известный актер). Сейчас сложно вспомнить, что положило начало этой истории, может моя встреча с ним на кинофестивале в Самаре, может впервые увиденный фильм с его участием, но факт, что я собираюсь брать у него интервью и даже купила для этого передовой дивайс - крохотный (37 грамм), но мощный цифровой диктофон с МР3 плеером и FM тюнером. Теперь я иногда даже записываю свои наблюдения и впечатления, прежде чем перенести все это в компьютер, зато ничего не забудешь и интересная мысль, мелькнувшая однажды, уже не исчезнет в неизвестном направлении. А еще просто люблю гулять с диктофоном по Москве, слушая музыку или радио (не подумайте, что я хожу по Москве, громко разговаривая вслух и записывая что-то на диктофон, я конечно, это делаю дома в тишине). Любопытство к Гошиной личности привело меня в конце сентября на спектакль "Черта" режиссера Михаила Горевого на сцене театра-музея В.Высоцкого на Таганке. Тогда, усевшись не где-нибудь, а в первом ряду, я вся в нетерпении ждала Гошу на сцене, однако так получилось, что именно в тот день, он не играл. Его заменил другой артист, и я была жутко сердита, хотя спектакль был на высоте и я получила большое удовольствие, смотря его. Много дней спустя на сайте театра Горевого я обнаружила галерею фотографий, которая повергла меня в шок и глубокий стыд от незнания, кто играл в тот вечер на сцене. Человек, который привез в Россию в начале 90-х годов из США знаменитый спектакль "О мышах и людях" Джона Стейнбека, который я смотрела и восхищалась им еще в Самарском драматическом театре, один из самых популярных и талантливых актеров и режиссеров театральной жизни страны, был не кто иной, как главный режиссер московского театра "Фабрика театральных событий" Михаил Горевой. И именно он играл главную роль в тот вечер в "Черте". А я сидела и злилась, что нет Гоши. Такие вот со мной казусы бывают в Москве. Что поделаешь, неисправимая провинциалка. Цитата из прессы: По мнению специалистов, спектакль "О мышах и людях" - наиболее яркий и лучший пример российской антрепризы конца 90-х годов. (Интервью с Гошей мне перенесли на декабрь)
"Компания Дон-строй завершает один из самых своих грандиозных проектов в Москве, квартал "Воробьевы Горы"....эту рекламу я слышу по радио каждый день. Этот самый квартал у меня под носом, если выйти на балкон и посмотреть на право, сразу перед глазами громадные свечки нового жилого массива. Ночью он выглядит как три отсека глобальной космической станции, все в огнях, круглые здания уходящие высоко в небо, как ракеты готовые к взлету. Каждый раз, видя их, внутри у меня возникает предательский снобизм, хочу там квартиру! С Алыми Парусами великие строители явно переборщили, и район не совсем удачный, не далеко от Строгино и как-то и не в центре и не за городом, рядом крупная городская артерия, заоблачные цены. Вообщем пока что Алые Паруса так до конца и не сданы. Стоят они как безмолвное напоминание о великих советских стройках "на века". А вот с Воробьевыми горами дело пошло быстрее. Наверно действительно сыграл свою положительную роль район, зеленый массив, рядом с центром, ошеломляющая панорама на все четыре стороны света из высоток и, я думаю, главное, цены явно пониже, чем в Алых парусах. Решили ограничиться торговым центром, спорт-комплексом и городком подземных стоянок. Я повздыхала, ходя мимо и решила так, сейчас поживу в обычной квартире, а вот лет через десять, неужто я не заработаю на такую квартирку? Да не может быть. Буду жить на каком-нибудь 25-м этаже, писать книгу, растить детей, а на зиму уезжать из промозглой Москвы в горы.
Строят много, но больше всего, конечно, мое воображение поражает макет Москва-Сити, который можно увидеть во всей фантастической красоте будущего в пешеходном мосту "Бородино", что отходит от "Башни 2000", которая в свою очередь расположена рядом с Кутузовским проспектом в районе метро Кутузовская. Этот будущий московский "Манхэттен" строится весьма быстрыми темпами, растут горы бетона и железной арматуры, строятся дороги вокруг, мосты и развязки. И я уже хочу, чтобы офис моей маленькой, но собственной компании располагался обязательно в Москва-Сити.
Ну что ж, фундамент заложили, будем строить дальше. Это я про свою жизнь. А пока вернусь на землю. Следующий кусочек повествования я писала раньше предыдущего, а именно в конце сентября.
Помню, как в одном из откликов на "Мое первое лето в Москве" мне прислали строгую критику, выражавшую примерно следующее: "Что ты нам рассказываешь про дорогие автомобили и красные огоньки, бегущие в ночи в след веренице машин, ты давай нам правду жизни, про московских привокзальных нищих и бродяг". Рассказываю. Замечу, что это лишь один эпизод из многих, но ярчайший. Человек я не брезгливый к людям, а тем более любопытный, так что желание узнать чужую судьбу, жизнь "по ту сторону", меня иногда приводит к необычным знакомствам.
Так вот, в череде холодных, ветреных и мокрых сентябрьских дней выдался как-то чудесный вечер, теплый и тихий. А поскольку в тот день я работала от банка в Экспоцентре на Красной Пресне на выставке "World Food", дома я оказалась раньше обычного. Встреча с приятелем из Самары, намеченная накануне, из-за его долгого заселения в гостиницу была отложена на другой день, и пропал бы вечер, да я решительным образом собралась и поехала на Большую Дорогомиловскую в ближайший круглосуточный супермаркет, купить продуктов, прогуляться, а заодно, подумала я, может будет о чем потом вспомнить, раз такой чудный вечерок. Так оно и вышло. Хотя, никому не пожелаю таких людских историй, слушателем которых я стала вольно или невольно, но факт.
На обратном пути, купив свои любимые йогурты и зеленые яблоки, я не захотела ждать транспорт на Киевском, а решила пройтись одну остановку вдоль Бережковской набережной. И прошла, присев на лавочку на остановке напротив "Викинга", сижу, жду. Вижу, подходит мужичонка лет сорока, с виду бродяга, но не окончательный бомж, по лицу видно, глаза вполне человеческие, но правда, грязный весь, с рюкзачком за спиной. Сел рядом. Я с места не трогаюсь, вижу, что он вроде безобидный весь какой-то. Сам поди всех шугается и видно по нему, что "все мое ношу с собой". Он чего-то там бормочит себе под нос, я еще подумала, что видать не в шумной компании жизнь у него протекает, раз единственный его собеседник - это он сам. Закурил какие-то крепкие и гадкие папиросы, чего я не люблю, пришлось пересесть. Он встрепенулся и говорит: "Не бойся, я не кусаюсь", я в ответ: "Да я просто не люблю табачный дым". Он сразу потушил свою цигарку, выбросил в урну, типа ок, раз женщина не любит, не вопрос. Я молчу. Он опять первый заговорил: "А я все хочу бросить курить, да никак, как начал в 25 лет бродяжничать с Приморского края, так вот и никак". А автобуса все нет, троллейбуса тоже. Время около десяти вечера, интервалы большие, я думаю, пока дождешься свое "такси", хоть спрошу его, почему с Приморья и что здесь делает. Так и разговорились, он меня все "золотце" называл, тоже вот созвучно с названием этого очерка. Рассказал как жил в Находке, плавал на корабле, в моторном отсеке, кажется, работал, следил за давлением в котлах. Потом чего-то не заладилось, ударился в "подработку", в подробности не вдавался, но по его жесту в сторону пронесшегося мимо нас ракетой спорт-байка и дорого мерса, я поняла, что угонял машины или что-то такое по-крупному. Вообщем подворовывал, как вся Россия и не плохо. Друзья завидовали, а с женщинами, он почему-то увидел в них главную причину его неудач в жизни, у него никогда не складывалось. "Не счастливый я, "золотко", и все тут", говорил он мне. Я сначала внутри слегка вскипела, думаю ишь все на женщин валить, вор. Потом думаю, ладно, чего там, а на кого мужчине валить то еще, не на себя же. Это мы, женщины, без мужчин обходимся, а мужчина то один никогда не живет, или с мамой или с женой или с подругой - аксиома. И рассказывает мне дальше: "Меня на Киевском все знают, за человека считают, я же не бомж, я работаю, копейку имею, вот сейчас заработал, сразу пошел, купил станок и пену, а то девчонки на Киевском мне говорят все время, чтобы я побрился, в порядок себя привел". Я сижу, улыбаюсь, думаю надо же, на краю жизни существует, а ведь на этом краю те же проблемы, только на своем уровне. Возвращаясь к его истории. Подставили его друзья-шакалы, и загремел он в Бутырку. Сколько сидел не сказал, да я и не спрашивала, а только сообщил, что освободился 2 месяца назад, и вот в Москве, все что есть - бумажка об освобождении. Я, говорит, ментов, просил: "Не надо мне никаких бумаг, отвезите обратно, в Находку, зачем я здесь. Но кто слушать то станет. Так вот и перебиваюсь, но хочу домой, я бы там встал на ноги. А здесь? Как жить то? Опять воровать, так я завязал. Я же нормальный мужик. Эх. А когда голодный - иду к братве. Прошу купить хлеба и консерву, и если можно - молока, больше мне не надо ничего, я не пью. Чаще покупают, они люди нормальные на этот счет. Но иногда и посылают на три буквы, я тогда отвечаю - сам иди". Так вот он мне все рассказывал. Тут и мой троллейбус подошел, я пожелала ему счастья и побежала, а он вслед имя спросил. Я ответила на ходу, он рассмеялся, стал махать рукой и чего-то кричать вслед, вроде имя памятное, но я уже уехала, не расслышав.
Еду в троллейбусе дальше к дому своему. За спиной у меня стоит мужчина, слегка выпимши и рассказывает соседке, как он в Чечне нес на спине своего раненного капитана 7 километров, а потом попал на жижу ногой и на лягушек, а это сразу знак для бандитов, только и успел друга на землю сбросить, чтобы тот в скалы отполз, как ему в спину очередью из автомата. Потом ползли уже оба, двое суток, до своих. Питались солеными потоками с гор. Сейчас тот капитан в Питере, без ноги, в инвалидном кресле, почти один, зовет его к себе, вместе "перебиваться". А этот мужчина "рассказчик" сам только что из Сарова, 340 километров шел пешком, с паломниками. 42 года ему, три войны прошел. Вот как вы думаете, что ему до той Москвы? А вообще есть ли ему дело до нашей обычной жизни? До наших всех этих искусственных для него проблем? Как в Москве оказался - не успела понять, вышли они из троллейбуса. Еду и думаю, ну и вечер, ну и рассказы.
Иногда вечером, бывало, сидишь перед выходным, бороздишь сайт Афиша ру в поисках подходящего клуба или кинотеатра, куда бы сходить. Читаю отклик об очередном московском клубе, из числа особых, не для всех. Пишет какой-то видимо завсегдатай московских клубов, мол этот клуб расположен так, что до него без машины не добраться, а это и хорошо, не будут "эти, которые на метро ездят" приходить. Я сижу и злюсь и смеюсь. Что он знает о жизни этот сморчок клубный? Нигде кроме Москвы в России не бывавший? У меня может зарплата, как у служащего крупного банка выше его, а то, что машины нет, так достали они со своими автопроблемами и при таком трафике в Москве впору только на скутере рассекать, а зимой лучше метро вообще ничего нет, быстро, сухо и главное температура +20 внутри, рай просто. У нас на работе многие с приходом холодов и снегопадов, как в последние дни, бросают машины, особенно женщины и ездят на метро, очень тяжело ездить по Москве в непогоду. Но самый прикол не в этом был, а в том, что от клуба описываемого этим человеком до метро пешком ну может от силы 15 минут, а транспорта там общественного по-моему и правда нет никакого, центр Москвы, старые улочки (Старая Басманная, от Садового кольца, клуб Рокси). Но для многих москвичей расстояние больше 500 метров пешком, это уже целая экспедиция, и без машины его преодолеть не под силу, вот и пишут, что попало.
А вообще я заметила, что раньше я всегда рвалась в ночные клубы. Куда бы я не приезжала, обязательно хоть в одном, но оторваться. Сейчас глаза больше высматривают в потоке рекламы интересный спектакль, новую книжку или какой-нибудь фестиваль танца или джаза. Все таки клубная жизнь в Москве она фальшивая какая-то, напряженно-пафосная. Потанцевать я люблю, тем не менее, перебравшись в Москву, и получив в пользование все столичные культурно-развлекательные мероприятия, я поменяла приоритеты на нечто более располагающее к спокойному, красивому и интеллектуальному отдыху. А коктейли лучше пить не в обстановке кислотных синюшных клубных ламп, а на пляже, где-нибудь на острове Гоа близ Индии - мекке всех серферов. Куда я собственно собираюсь в ближайший крупномаштабный вояж. Главное, чтобы на все хватило сил, желания и здоровья.
Ноябрь. Первое число, я иду на джазовый концерт в зале Чайковского что на Триумфальной площади. Мой друг-коллега сообщил, что будет хороший концерт. Я предполагала все, что угодно, но это... Я увидела настоящего бога электрической скрипки - француза Дидье Локвуда в паре с одним из самых именитых пианистов нашего времени - Крамером. И тем не менее, в душу запало сольное выступление Локвуда. Хотя, "запало в душу" - это мягко сказано. Представьте картину: я сижу в зале московской филармонии с насквозь больной головой (погода дрянь), Крамер объявляет сольное выступление именитого скрипача. Я медленно сползаю в кресле, чтобы расслабиться до возможного предела, когда боль не так ощутима и вдруг меня словно изнутри полоснули острием по живому или окатили пылающую голову ледяной водой! Звуки его скрипки так впечатляют, это такой экстаз! То, что он делал на своем фантастическом инструменте не поддается никакому описанию. Сначала мне почудилось, что я в пустыне, завывает ветер, перегоняя океан песчинок и скачут всадники в раздуваемых ветром шелковых накидках под бешенный восточный ритм, потом музыка плавно перелилась в шум прибоя и крик чаек, потом в зимнюю скандинавскую сказку, и наконец в суровую русскую тундру где-то на Соловках. Манящая, будоражащая, нестерпимо тревожная, боже мой, я про свою голову и думать забыла. Каждый новый звук оказывал невероятное действие на мой мозг. Я вообще заметила давно, высокие частотные колебания, особенно музыкальные положительно сказываются на моем давлении. Так что я просто растворилась в его музыке. А когда Локвуд буквально побежал по залу, убыстряя ритм музыки, скакал между рядов, одновременно извлекая из своей скрипки настоящее волшебство, зрители просто неистово аплодировали и кричали "браво". В один момент он оказался в метре от меня, и в свете прожекторов я до мелочей ясно увидела руки музыканта, его лицо и, главное, его фантастическую, изумрудную скрипку с темно-коричневым блестящим грифом. Ну точно бог музыки, подумалось мне. На самом деле, чтобы воспроизвести всю гамму звуков одной скрипки, конечно, мало. Локвуд пользовался всякими интересными примочками на сцене, переключая их ногами, плюс ритмичная фоновая "подложка" и его виртуозная игра давали ощущение, что играет как минимум несколько человек, включая ударные и современный синтезатор. Как можно извлечь из скрипки звуки сыплющегося песка, для меня загадка. А Локвуд мог! Вообщем, зал и я вместе со всеми была шокирована игрой Дидье Локвуда. Думаю теперь на Горбушке купить один из его последних дисков. Хотя, конечно, за не имением достойной воспроизводящей аппаратуры ощущения будут не те, чем на живом концерте.
Дописываю эту часть моего московского бытия в предпоследние выходные ноября, когда по всем народным приметам выпавший снег за окном предвещает окончательную победу столь близкой зимы. Возвратившись из Санкт-Петербурга я срочно села за перевод одной из своих лучших статей об Эльбрусе на английский язык. Приняла решение, что надо выходить на зарубежные рынки СМИ. Что из этого выйдет, расскажу уже в другой раз. А сейчас немного напишу о поездке в Питер.
Что и говорить, прожив в столице 4 месяца (боже, как летит время!) я прочувствовала весь контраст ситуации весьма глубоко. Собиралась на поезд не охотно. Меня давно уже не прельщают мысли о передвижениях даже в самых комфортных поездах. Надоели они мне. Люблю автомобильные трассы и свободу. На худой конец самолет, но это, как правило, дороговато. Поэтому в поезд Москва - Петербург садилась с мыслью об одиночестве и нелегкой ночной дороге под перестук железных колес. Однако, утром, выйдя на площади Восстания, и спустившись в питерское метро, чтобы добраться до своей гостиницы на Черной речке, я так ожила, что поняла одну естественную вещь. А ведь действительно Москва, когда уезжаешь из нее, кажется огромным муравейником, каким-то гигантским бушующим механизмом. А здесь....о! Это блаженство, окунуться в тихую, замершую перед приближающейся зимой атмосферу Санкт-Петербурга с его набережными и открытыми площадями, островами и фантастической архитектурой. Ну Америку, конечно, не открыла последней фразой. Но вот лица людей, как ни крути, другие. Главное, что бросилось в глаза через 8 часов отделявших меня от столицы, так это отсутствие всякого сброда. Сложно сказать, под давлением каких конкретно жизненных обстоятельств лицо человека может принимать реальное животное выражение, этакую звериную морду выражающую абсолютно ничего, но в Москве таких очень много, по большей части, это мужчины. То ли после отсидки, то ли прямиком из какого-то аула, но выйдя из вагона метро где-нибудь на Киевской или Комсомольской, ты видишь такие лица, что не приведи господь! В Питере народ весь или в высоких заоблачных мечтаниях, либо в тоске по земным радостям и материальному благополучию, как впрочем многие из нас. Что-то такое есть в питерцах, располагающее к спокойствию и тихой радости. Не подумайте, что в этом абзаце я нахально прошлась по внешнему облику жителей Москвы. Вовсе нет. Я к тому, что в Москву стягиваются подозрительные элементы со всех окраин России и СНГ и это не может не бросаться в глаза, когда выезжаешь за ее пределы.
Культурная программа была контрастной, но не богатой событиями. Поскольку у меня было 1.5 дня, то субботу я потратила на время с друзьями. Мы пообедали в шикарном ресторане на Крестовском острове "Русская рыбалка", а вечером побывали на концерте готик-группы в ночном клубе "Молоко". Следующий день до обеда я гуляла по набережным и улочкам в центре, близ Невского, а потом поехала обратно в Москву. Вернулась с легким сердцем, как будто после полноценного отпуска. Так вот на меня действует питерский климат и его добродушный люд.
А перед поездкой ко мне приезжала сестра Татьяна. Что было приурочено еще с лета к главному концертному событию года (для нас) - концерт Эроса Рамаззоти в Кремле. Описывать его, наверно, бессмысленно, так как по размаху и качеству, это один из лучших концертов виденных мною за всю жизнь. Конкуренцию могут составить лишь аналогичные концерты в Европе. Российская эстрада отдыхает давно и надежно.
Ноябрь ознаменовался также бурной деятельностью по составлению планов на зиму. Все сноубордические тусовки Москвы шумят как ульи, народ встречается, сбивается в стати, чтобы лететь в дальние края. Кто куда: Урал, Кавказ, Сибирь и Альпы. Вот и я сходила в клуб Прогноз Погоды - излюбленное сборище многих райдеров Москвы. Кинула клич на конференциях в Интернете и буквально за пару недель на меня обрушился поток приглашений примкнуть к катающейся компании или, наоборот, такой же одинокий глас о помощи принять в свои ряди начинающих сноубордистов, видевших большие горы лишь на фотографиях. Это все не может не радовать. Такая отзывчивость и единство. Так что теперь я вся в заботах о предстоящем отпуске. Собираемся на Эльбрус.
Вот видимо и все для второй части. Если несколько месяцев назад мне часто задавали вопросы "Ну ты как? Устроилась? Работу нашла? А квартиру?", то теперь я отвечаю на вопрос "Ну ты как? Домой не собираешься?". Сегодня я стояла у окошка, вспоминала свою поездку в Питер, думала, как хорошо, что есть дополнительный заработок от статей, на который можно не задумываясь покупать сноубордическое оборудование или цифровой фотоаппарат, любовалась зимней Москвой за окном, договаривалась со своим американцем о завтрашней встрече в клубе Би-2, и я подумала: "Куда же я поеду? Мне здесь так хорошо". Ну что же, дай Бог, что бы так оно и было впредь.