Фурсова Елена : другие произведения.

Поездка к иконе Неупиваемая чаша в г. Серпухов

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
Оценка: 7.00*3  Ваша оценка:

  Поездка к иконе "Неупиваемая чаша" в г. Серпухов, Московской области.
  
  Впервые о целительной силе знаменитой иконы Божьей Матери "Неупиваемая чаша" я прочла в Интернете несколько месяцев назад и захотела увидеть святыню. К тому же возможность совместить поездку с посещением одного из старейших городов московского княжества - Серпухова делало это однодневное путешествие для меня еще более интересным. Объясню почему.
  
  Я люблю города и людей, живущих в них. Не меньше, чем завораживающие природные ландшафты, городские пейзажи, если они того стоят, конечно, всегда магнитом притягивают мой взгляд и руки тянуться к фотоаппарату. Хочется наделать много-много стоп кадров, сохранив, таким образом, моменты жизни, как своей (ведь я где-то рядом, раз снимаю), так и чужой жизни, мне совершенно недоступной, но подглядеть ее кусочек мне всегда любопытно. Города - это скопление человеческой энергии, и физической и духовной. Букет ощущений этой энергии тем многограннее, чем старее город и богаче его история. Но это еще не все. Большое значение имеет яркость выражения знаковости городской архитектуры. Что это значит?
  
  Различия в городах не складываются для меня из размеров, времени основной застройки и стиля, так часто в России именуемого банальным словосочетанием - "типовой проект". Равно как мне не очень-то и важно, что перед моим взором: кривенькие улочки с двухэтажными домами или стрелы широких проспектов с громадьем зданий и сооружений. Главное что оказывает сильное влияние на мое эмоциональное восприятие - это такой цельный зрительный охват городского пространства. Бывает, катаешься по какому-то городу и взгляд беспорядочно цепляется за углы и стены, упирается в архитектуру так, что невольно устаешь и хочется закрыть глаза. А есть города, где взгляд отдыхает и радуется, можно умиляться при виде старых кварталов или восхищаться удачным новаторским изобретением современных градостроителей. Отчего это зависит? Я никогда не задумывалась над этим вопросом, пока однажды не услышала о таком понятии как культура восприятия пространства.
  
  Оказывается, в древней Руси при строительстве городов применялся особый градостроительный канон - соборность, позволяющая создать гармонию пространства, простор для глаз. Именно умелое обращение с пространством и заключалось в культуре строительства русских городов. Так вот в Серпухове, не смотря на современную застройку, внесшую свои нелепые коррективы во внешний вид городка, присутствует настоящая пространственная дерзость. В Серпухове сохранилось множество соборов и церквей, все они высятся на холмах, и передвигаясь по городу взгляду постоянно открываются большие пространства. Если представить, как город выглядел в древности, в великолепии храмов и богатой зелени хвойных лесов, думаю, зрелище было действительно потрясающее, особенно летом, в солнечную погоду, когда лучи высвечивают золото куполов, пространство так и стелиться до горизонта как бескрайнее живое море. Во всем этом есть своеобразная символичность древней русской культуры. Через особую систему зрительных связей наши предки сумели донести до нас свои взгляды на этот мир, смогли оставить знаки, выраженные в архитектуре. А что мы можем оставить? Серые, безликие заводские коробки, убогие "хрущи", но впрочем, как это не печально, это и есть знаки современности.
  
  Древняя часть города расположена на Соборной горе при слиянии рек Серпейки с Нарой (название города Серпухов произошло от названия речки Серпейка). Наиболее сохранившиеся соборы: Успенский, Троицкий и церковь Ильи Пророка.
  
  Высоцкий мужской монастырь - главный духовный очаг древнего Серпухова. Здесь находиться единственная в России чудотворная икона Божьей Матери "Неупиваемая Чаша", исцеляющая страждущих, особенно от алкоголизма и наркомании.
  
  Побывали мы и во Владычем девичьем монастыре, который известен среди людей большим количеством мироточивых икон. Когда говорят, что икона мироточит, это значит, происходит чудесное явление, из иконы выделяется вещество, обладающее большой целительной силой. Его собирают и добавляют в церковные масла. Такое масло считается особенно чудодейственным. Я видела мироточивую икону Царевича Дмитрия. На первый взгляд мир - это желтоватого цвета крупинки вещества, выступающего в уголках иконы.
  
  С историей этого монастыря связан один известный эпизод периода войн с монголо-татарским игом. Об этом эпизоде нам рассказала одна из сестер, а позже я прочла это и в летописи города. В 1598 г. монастырь оказался в центре расположения войск Бориса Годунова, приготовившихся к отражению крымского нашествия. Исход битвы трудно было определить, поскольку монголы стояли у ворот города огромным войском. И тогда ночью, говоря современным языком для "психологической атаки", сам Георгий Победоносец выехал на белом коне из монастыря и направился к неприятельскому лагерю, наводя страх и ужас на крымского хана и его войско. Слушая рассказ, я мысленно представляла, как великий полководец 400 с лишним лет назад проезжал по этому самому месту на белом коне, отважившись в одиночку предстать перед тысячной армией врагов!
  
  Далее мы поехали в сторону Чехова. Нам предстояло побывать в Давидовой пустыне (более подробный рассказ об этом монастыре у меня есть в осеннем отчете). Я была в Пустыне ранней осенью, когда все еще утопало в зелени и солнечном тепле. В феврале вид у монастыря оказался совсем другой. Голые и заснеженные деревья, тишина, даже птиц не слышно. Приличный морозец не давал медленно гулять и наслаждаться красотой этого места. Талеж - подворье монастыря, где находится святой источник, встретил еще более насупившейся, зимней тишиной и лишь течение ручья со святой водой, всплески воды и звон посудин, в которые люди черпали воду, говорили о присутствии живого. А летом здесь многолюдно, жарко и шумно. Все всем есть своя прелесть и своя цель.
  
  Когда уже начало смеркаться наш автобус вернулся из Талежа в монастырь. По плану поездки было самое время отправиться домой, в Москву. Однако несколько человек уговорили водителя вернуться на всенощную, поскольку приехал архиепископ. Все загорелись остаться и посмотреть. Служба действительно проходила необычно, в центре храма, с большой помпезностью, на мой взгляд. Я стояла и смотрела на мальчика, лет 14-ти, в черной рясе, который, судя по расписанному действу, был приставлен к одному из священников помогать: держать свечку, кадило, вообщем быть под рукой. Так вот мальчишка зевал каждые пять минут, выглядел сонным и уставшим. Второй парень, такой же юный, но в красной одежде поддерживал длинный подол рясы святейшества и также тер глаза, видимо против сна. Отчего они в 7 вечера были такими сонными, для меня осталось загадкой. Мне не раз приходилось слышать и читать о тяжелой жизни в монастырях. Знаю я не по наслышке, что встают здесь в 5-6 утра, много работают. И тем менее, по моему мнению, от невыспавшегося человека толку мало, хоть в миру, хоть в монастыре.
  
  Нам пора было ехать, у водителя жесткое расписание. Мы вышли из храма, когда уже совсем стемнело. В отличии от Москвы здесь ничего не подсвечивается в угоду ночной красоте, поэтому было очень необычно шагать по скрипучему снегу, среди вздымающихся в темное небо колоколен и куполов.
  
  Очередная поездка по святым местам близилась к концу, нас еще ждал интересный рассказ экскурсовода о догмате Троицы. С благостным чувством спокойствия я вернулась в свою столичную суету, устала, но знаю, что захочу поехать еще и еще.
  
  14 февраля 2005
  Елена Фурсова
  Фото здесь: www.dorial.photofile.ru
Оценка: 7.00*3  Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"