Уже седьмые сутки в одном из первых российских храмов Кришны, расположенном в начале московской магистрали Мира, отсутствовало электричество. На его жителей оказывалось давление, несмотря на то, что в стране шел третий год демократии. Кое-кому очень хотелось, чтобы йоги ушли с нажитого места, и его совершенно не интересовало, куда им деться. Однако, добиться от них своего ему было непросто.
"В восьмидесятых преданные Кришны сидели в тюрьмах, - думали жители храма, - но их дух остался несгибаемым! А мы на свободе, неужели, не проживем без тока? В конце концов, электропродукция - это ведь не весь свет в творении Господа. Есть и другие источники. Надо проявить терпение и находчивость".
Подумаешь, электричества нет. Нашлись свечи. Покупали их немного, по минимуму, но их было не так уж мало, поскольку, пока жители ашрама упражнялись в терпении, одна преданная прихожанка проявила находчивость. Она ежедневно ходила по златоглавым столичным церквям, в итоге принося в нашу алтарную перед приходом сумерек полную торбу собранных там тонких парафиновых палочек. Их расставляли на белых подоконниках, на белом алтаре и зажигали.
Священник дул в раковину, и вечерняя служба была красивой, словно национальный индийский праздник Дивали. В этот день вся Индия зажигает разнообразные светильники, фонарики, керосинки, газовые лампы, масляные лампады, свечи, отдавая дань знаменательной исторической дате, а именно, победному возвращению царя Рамы в стольную Аедхью. Правда, спасавшие наш ашрам красные карандашики быстро прогорали.
На самом деле, это были огарки, оставшиеся после того, как свечки поставили за чей-то упокой или, возможно, даже за убийство. Ведь не секрет, что Богу нередко заказывают мошенников, воров, убийц, - тех, кто доставил нестерпимую боль или принес опустошение в наши дом и сердце. За это Всевышнему могут даже предлагать что-нибудь поверх купленной свечки: тысячу долларов, золотой кувшинчик (не пустой) или пару козлов, заботливо отведенных кошарником на задний двор поддерживающего хозяйства.
Разумеется, мы не вдавались в эти детали, когда сотню за сотней сжигали ритуальные свечки. Просто надо было как-нибудь продержаться какое-то время.
А если точнее, какое же?
Никто не знал. "Но не навечно же эта беда!" - говорили все, и фраза успокаивала, так как соответствовала Абсолютной Истине. Весь материальный космос подвержен разрушению, и эта беда развеется.
Кроме того, нас успокаивал уже устоявшийся, свидетельствовавший о присутствии в храме аватары огня, чуть вяжущий дух парафина. Он завис в квартире, как новый герой обоняния, начавший соперничать с прежним героем - духом благовоний.
Первые три дня президент храма Видура полагал и убеждал жителей ашрама, что положение в ближайшем будущем изменится. В следующие три, после того, как он уехал на свою дачу, в Дивово, в ашраме стали говорить, что тока не будет вечно. Ну, а на седьмой день, после того, как комендант Гарудадхвадж дал свой очередной класс "Бхагаватам", (как обычно, без собственных комментариев, а монотонно перечитывая тексты писания и по ходу иногда проваливаясь в сон на минуту-другую), тогда к нему подошел казначей Алексей Малышев, и тогда у всех возникло похоронное настроение, хотя было воскресенье. А воскресенье обещало пир, который вот-вот должны были начать пахтать повара из затвердевшего океана сливочного масла, двадцатикилометровыми коробками закупленного накануне.
Причина была не в лекции - к этому привыкли. Кому-то даже нравилась ораторская манера Гаруды, ритмично сочетающая гладкое чтение лектора с трехминутными дремотными паузами, восстанавливающими силу разума. Недоспавший мог покимарить на классе, а несколько человек, завернувшись в сентипоновые коконы, позволяли себе укладываться в комнате послушников, зная на все сто, что по долгу придирчивый комендант занят чтением "Бхагаватам" и не придет их будить. Все помрачнели после воскресного класса, так как появилась подлинная информация о причинах отключения тока.
Сразу после лекции, подойдя к сутуловатому Гаруде, который имел похожее на орла лицо, стройный казначей Алексей Малышев рассказал о причинах отключения. Вот и начали после класса серьезно и как-то тотально говорить, что вот-вот отключат воду, а затем перестанут топить. В итоге совершенно фатально выводили, что совсем уже скоро придется рвать когти в другие ашрамы, поскольку на дворе почти что завтра зазнобит ноябрь, а кому охота давать дубака?
Такая паника поднялась от того, что за отключением света стояла серьезная сила, подкрепленная юридическими правами. Оказывается, недавно некие предприниматели оформили сделку на покупку подъезда в доме номер пять на проспекте Мира, в восьмой квартире которого располагался наш ашрам. Желая, чтобы мы скорей убрались, они обесточили сей легендарный дом йоги.
Прихватизировали.
Видура (В.Девяткин), президент храма на станции метро Колхозная (Сухаревская) в Москве. Когда я начал служить в этом ашраме, в марте 1991-го, Видуры там не было (видимо, находился в паломничестве), меня в ашрам принял Садананда (С.Куркин)