Зильберштейн, Леон
Расизм и ксенофобия в иудаизме

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками Юридические услуги. Круглосуточно
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Отношение иудаизма к неевреям.

  (C) Леон Зильберштейн, 18 декабря 2003 г.: https://web.archive.org/web/20040205180512/http://www.talkreason.org/articles/sources.pdf
  (C) Кирилл Галабурда, 24 июня 2025 г.: перевод.
  
  Здесь - сумма базовых иудаистических предписаний, как евреям относиться к неевреям. Сумма на основе цитат из Галахи, далеко не полная, цитируя раввинских авторитетов, иногда современных, и прежде всего Талмуд.
  Особым порядком - о нееврейских небезбожниках, т.е., соблюдающих Ноевый завет - единственной разновидности неевреев, имеющих право на жизнь: только таких неевреев можно (и даже нужно) спасать от утопления, к примеру. Правила обращения с идолопоклонниками, нееврейскими небезбожниками и всеми неевреями различаются, и нужно помнить, во-первых, что по преобладающему раввинистическому мнению большинство нынешних неевреев (уважаемых и порядочных индусов, буддистов, атеистов, христиан и проч.) таки безбожники, заслуживают смерти; во-вторых, что даже небезбожники, даже бывшие неевреи в иудаизме дискриминируемы.
  Тем нужнее разбираться в названиях, разных в разные эпохи. Неевреи называются то гоями, то ноевичами, то ханаанеями, то (самаритянскими) еретиками, то звездопоклонниками, то чужаками, то пришлыми сожителями евреев (неевреек называют шиксами, т.е., гадинами - перев.), и названия часто перекрываются, но галахический статус всё равно разный.
  Особенно трудно разобраться в условиях еврейской и гойской цензуры на священные тексты, замены терминов на менее обидные. В большинстве случаев первоначальный термин очевиден, однако часто не ясной степени аутентичности, что не возможно разобраться, о какой категории неевреев идёт речь. К счастью, большинство классических иудейских сочинений восстановлено и доступно в изначальной версии на основе старинных рукописей и ранних публикаций.
  Здесь цитируются тексты по базам Бар-Илановского университета 9 и DBS Master Library 9, но к удивлению содержат множество цензурных правок (в Мишне, Талмуде, Маймонидовой Мишне торе, Арабаа туриме Якова бен Ашера и Шулхан арухе), поэтому приходилось восстанавливать изначальные цитаты по аутентичным версиям: Мишне тору по изданию Шабатая Франкеля (1909-2000), Вавилонский Талмуд (с комментариями Раши и Тосафот) по изданию Адина Штейнзальца (1937-2020), а что в него не вошло, по венецианскому изданию Талмуда 1520-23 гг., Мишну на основе Маймонидовых комментариев по иерусалимскому изданию 1963 г. Осипом Капахом (1917-2000), Арбаа турим Якова бен Ашера и комментарии к нему Бейт йосеф Иосефа Каро по иерусалимскому изданию 1998 г., Шулхан арух по краковскому изданию 1578 г. (первому с комментариями Мейра-Галеви Абулафии).
  Но восстановить названия ещё не самое сложное, гораздо сложнее разобраться в их значениях по разным книгам и контекстам в разных текстах и разных цитатах в одном и том же тексте. Словом "гой" обозначаемы то все неевреи, то только идолопоклонники.
  Даже когда значение слова понятно, разобраться, почему нееврея так называют, сложно. Небезбожником обозначается нееврей, следующий Ноеву завету, но раввины так и не могут договориться, должен ли нееврей признать Ноевый завет на суде, публично, либо достаточно просто ему следовать; должен ли признавать его по иудаистическим настроениям или абстрактноэтически.
  В Галахе об этом широкий спектр мнений: некоторые не верят, что небезбожие доступно современным неевреям, ибо таковой статус возможен исключительно в контексте юбилеев книги Левита, т.е., соблюдения Ноева завета для небезбожия недостаточно; противоположная точка зрения - будто монотеисты, включая христиан, являются небезбожниками даже сегодня.
  Промежуточных точек зрения не счесть. Некоторые раввины признают небезбожниками лишь истинных монотеистов наподобие мусульман, а не христиан, однако даже за мусульманами не все раввины признают полноправие.
  Т.о., невозможно обсуждать все подробности вопроса.
  
  ј1. Жизнь гоев
  
  1.1.
  В принципе, каждого (хоть нееврейского происхождения, хоть еврейского), кто божествит вещь или духовность, отличную от единого Бога, будь то ритуально (молитвами, куренями, проч.) либо просто веруя, следует казнить по решению еврейского суда.
  Современных индусов, буддистов, огнепоклонников казнить однозначно; большинство галахотолкователей считает что и христиан - зато мусульманство идолопоклонством не считается.
  В нынешней ситуации казни по приговору иудаистического суда не возможны, значит обвинить в идолопоклонстве некому, поэтому дозволяется (даже предписывается) исреблять безбожников (евреев тоже, если атеисты или агностики, т.е., отрицающие Галаху) самосудом где и когда угодно. Некоторые галахотолкователи считают, что в наше время истреблять не надо.
  [Маймонид, Мишне тора: "Законы раскаяния" 3, "Законы об идолопоклонстве" 2, "Законы о царях" 8; Тосефта, "Бава меция", издание Шаула Либермана 1970 г., 2:33; Маймонид, Мишне тора: "Законы об убийстве и защите жизни" 4, "Законы об ослушниках" 3, "Законы о свидетелях" 11:10; Яков бен Ашер, Арбаа турим, "Иоре деа", 158; Иосеф Каро, Бейт йосеф, "Иоре деа", 158; Шулхан арух, "Иоре деа", 158; Шабтай га-Коген, Иоре деа (Ха-арух?), 158; Авраам-Йешаяу Карелиц, Хазон иш, "Иоре деа", 13:16; Авраам-Ицхак Кук, Игрот нарая; Элизер-Йехуда Вальденберг 8ј15; Мешиват нафеш, 5.]
  1.2. Линчевать гоя (даже безбожника) - не в мирное время (в военное можно убивать и мирных жителей), хоть антигойского убийцу не казнить, а по некоторым раввинам, и не наказывать. Гойского антиеврейского убийцу, даже когда случайно, убить - даже небезбожника. Один раввин считает, что небезбожник, убивший еврея по случайности, лишь изгоняется. [Исх. 21:14; Ишмаэль бен Элиша, Мехита, Мишпатим, "Нецикин", 4, и Бешалах, "Убешалах", 1; Шимон бар Иохай, Мехита, 21; Мишна, "Санхедрин", 9:2; Тосефта, "Авода зара", издание Моисея-Самуила Цукерманделя (1836-1917), 8:5; Вавилонский Талмуд, "Санхедрин", 58a, и "Авода зара", 13b; Талмуд, "Соферим", 15:7; Маймонид, Мишне тора, "Законы об убийстве и защите жизни", 1:1, 5:4 и 2; Маймонид, Мишне тора, "Законы об идолопоклонстве", 10; Тосфета, "Авода зара", 26b; Иосеф Каро, Бейт йосеф, "Хошен мишпат", 425:5; Елизар бен Самуэль из Меца, Сефер иереим, 175 (старые издания - 248); Елиезер бен Натан (1090-1170), Бава кама, 22; Мейр-Симха Двинский, Мешех хохма на Лев. 24:18; Мишна, "Макот", 2:3; Осип бен Мозес Бабад (1801-74), Михнат хинух, 34, ј"Do not kill the innocent", 1; Бен-Зион-Мейр-Хай Узиель, Мишпатей узиель, т. 3: "Орах хаим", 10; Сифре к Числам, 160, и комментарии к нему Гиллеля и Сулимана Оана, ученика Исаака Лурии (раздел "Масей", Чис. 35:12).]
  1.3. Спасать и лечить безбожника при смерти запрещено, даже за плату, разве что в избежание позора евреям. Один раввин считает, что спасти-вылечить можно, но не обязательно. [Вавилонский Талмуд, "Авода зара", 26a и 64b, и "Псахим", 21b; Раши, "Псахим", 21b; Маймонид, Мишне тора, "Законы об идолопоклонстве", 10; Менахем Меири, "Авода зара", 26a; Яаков бен Ашер, Арбаа турим, "Иоре деа", 158; Иосеф Каро, Бейт иосеф, "Иоре деа", 158; Шулхан арух, "Хошен мишпат", 425:5, и "Иоре деа", 158; Шабтай Га-Коген, "Иоре деа", 158; Авраам-Ицхак Кук, Мишпат ха-коэн, 58; Моше Софер, Хатам софер, 2("Иоре деа")ј131.]
  1.4. Помогать безбожнице в работе запрещено, если еврейка принимает роды у шиксы, то разве чтобы не позорить евреев, но в будний день и небесплатно. Выкармливать младенца безбожников запрещено (разв что ради еврейского здоровья). (Вавилонский Талмуд, "Авода зара", 26a; Яков бен Ашер, "Иоре деа", 154; Шулхан арух, "Иоре деа", 154; Хатам Софер, 2ј131.)
  1.5. Нарушать субботу во спасение гойской жизни - только в избежание позора евреям. Относится ли это только к безбожникам, раввины не договорились. (Мишна, "Иома", 8:7; Маймонид, Мишне тора, "Законы субботы", 2; Менахем Меири, Иома, 84b; Шулхан арух, "Орах хаим", 329:2; доктор Авраам-С. Авраам, Нишмат авраам: Медицинская Галаха для врачей, медсестёр, лечебного персонала и пациентов, 4, "Орах хаим", 330:2; Нахманид на Книгу Заповедей Маймонида, Шкхт хаасин; Шимон бен Цемах Дуран, Сефер зогар ха-ракиа, 39.)
  1.6. Шиксе в субботу не помогать, даже когда суббота не сильно нарушается. Один раввин считает, что небезбожнице надо помогать и в субботу, когда суббота не сильно нарушается. [Маймонид, Мишне тора, "Законы субботы", 2:12; Арбаа турим, "Орах хаим", 330 (в полном издании); Бейт иосеф, "Орах хаим", 330; Шулхан арух, "Орах хаим", 330:2; Мишна брура, 330:8; Израиль Лейбович Пупко, Бэур алаха, 330; Кнесет ха-гдола (Хаим Бенвенист), "Орах хаим", 330; Шнеур Залман из Ляд, Шулхан арух арав, "Орах хаим", 330:2.]
  1.7.
  В наше время некоторые раввины боятся, чтобы гоеубийственная религия не провоцировала антисемитизм, поэтому гоев спасать, если тебя видят (по некоторым рекомендациям, и если никто не видит) даже в субботу.
  Однако, врач-еврей должен избегать обслуживания гоев в субботу, а в больницах, где большинство - евреи, можно лечить и в субботу, но лучше, чтобы в такой больнице работали врачи-гои для обслуживания гоев.
  (Моше Штернбух, Бшвилей брефуа, 6, 5744, и Тешувот веанхгот, 3, 357; Моше Файнштейн, Игрот моше, "Ора хаим", 79; Иосеф Овадья, Ябия омер, 8: "Ора хаим", 38; Моше Аврамович Штерн, Бер моше 5, 164:2.)
  1.8. Еврея, покушающегося на гойскую жизнь, убивать запрещено (за это смерть), однако покушающегося на еврейскую жизнь убивать обязательно - распространяется и на небезбожников (Осип бен Моисей Бадад, Минхат хинух, заповедь 600).
  1.9. Если еврея под страхом смерти заставляют убить еврея, то не должен, если гоя (даже небезбожника), то можно (Иерусалимский Талмуд, "Шабат", 14d; Маймонид, Мишне тора, "Фундаментальные основы Торы", 5:7; Раши на "Санхедрин", 74a; Шаул Исраели, Амуд ймини, 16:8-9; Эдмонд Сафра на Беар 5; Малбим, Атора вамицва на Сафарский Беар, 5).
  1.10. Если еврейское животное убивает еврея, то животное убить, а семье компенсация; если убивает гоя (даже небезбожника), то ни животного не убивать, ни семье не платить (Мишна, "Бава кама", 4; Овадья из Бертиноро, Бава кама, 4; Тосфета, "Бава кама", издание Шаула Либермана 1970 г., 4:6; Маймонид, Мишне тора, "Законы об ущербах, причинённом имуществом", 10; Лехем мишне, Laws of Financial Damages, 10; Осип бен Мозес Бабад, Мнхат хинух, заповедь 51, ј16).
  
  ј2. Имущество гоев
  
  2.1. Грабить и красть у безбожника если и запрещено, то разве в случаях, когда так опозорится иудаизм или евреи, - другие раввины считают, что запрещено всегда (Сифре, "Дварим", 344; Тосфета на "Аводу зару" в издании Моисея-Самуила Цукермандля 1882 г., 8:5; Тосфета на "Бава кама", издание Шаула Либермана 1970 г., 10:15; Михаил Сафра, Бе-хар синай, 9; Вавилонский Талмуд, "Санхедрин", 57a; Раши, Синедрион, 57a; Вавилонский Талмуд, "Бава меция", 111b, и "Бава кама", 113a; Меир Фридман, Эльяу раба, 16; Маймонид, Мишне тора, "Законы о разбое и потерянных вещах", 5:2, и "Законы о воровстве", 1:1; Ниссим бен Реувен, Синедрион, 57a; Палестинский Талмуд, "Бава кама", 4b; Яаков Бен-Ашер, Арба турим, "Хошен мишпат", 348; Иосеф Каро, Бейт иосеф, "Хошен мишпат", 348; Шулхан арух, "Хошен мишпат", 348:2, 359:1 и 28:1; Соломон Лурия, Иам шель шломо, "Бава кама", 10:20; Маймонид, Мишне тора, "Законы о разбое и потерянных вещах", 6:7 и 6:11; Шулхан арух, "Хошен мишпат", 370:3).
  2.2. Перерекламированный перед безбожником товар не возмещается - перед евреем возмещается (Вавилонский Талмуд, "Бехорот", 13b; Маймонид, Мишне тора, "Законы продажи", 13:7; Яаков Бен-Ашер, Арба турим, "Хошен мишпат", 227:30; Шулхан арурх, "Хошен мишпат", 227:26; Малые тактаты, "Герим", 3; Палестинский Талмуд, "Иевамот", 8d:1).
  2.3. Если еврей задолжал умершему гою, семье возвращать только когда она знает, а если не уверена, можно отрицать (Шулхан арух, "Хошен мишпат", 283:1; Кицур шулхан арух, 182:4, по изданию DBS Master Library 9).
  2.4. Если гой дал лишнее (например, чересчур большую сдачу), то можно не возвращать, как когда лишнее дал еврей. Некоторые раввины считают, что гоя можно к этому подталкивать, но незаметно, чтобы не позорить иудаизм, - другие отрицают (Вавилонский Талмуд, "Бава кама", 113b; Раши, Бава кама, 113b; Яаков Бен-Ашер, Арба турим, "Хошен мишпат", 348; Маймонид, Мишне тора, "Законы о разбое и потерянных вещах", 11:4; Маймонид, Мишне тора, "Законы продажи", 18:1; Шулхан арух, "Хошен мишпат", 348:2; Шлом-Мордехай Швадрон, 5ј41).
  2.5. Гойскую потерю возвращать запрещено, разве что ради пиара (Вавилонский Талмуд, "Бава кама", 113b, и "Санхедрин", 76b; Мишна, "Махширин", Маймонид, Мишне тора, "Законы о разбое и потерянных вещах", 11:3; Шулхан арух, "Хошен мишпат", 266; Соломон Лурия, Бава кама, 10:20; Палестинский Талмуд, "Бава меция", 2, 8c:5; Яаков Бен-Ашер, Арба турим, "Хошен мишпат", 266; Иосеф Каро, Бет иосеф, "Хошен мишпат", 266; Ишмаэль бен Элиша, Мехилта, "Dkaspa" и 20).
  
  ј3. Дела с гоями
  
  3.1. Кое-что, произведённое гоями - вино, молочку, выпечку, проч., - потреблять запрещено (даже когда не производится евреями). (Маймонид, Мишне тора, "Законы запрещённой пищи", 11 и 17; Шулхан арух, "Иоре деа", 123, 124, 113, 115.)
  3.2. Некоторые раввины запрещают покупать гойский хлеб, если даже нет еврейского; другие разрешают, если нет еврейского; третьи разрешают вообще (Маймонид, Мишне тора, "Законы запрещённой пищи", 17:12; Шулхан арух, "Иоре деа", 112).
  3.3. Еврейскому компаньону-клиенту приоритет перед гойским, если даже себе в убыток (Левит Барселонский, Сефер а-хинух, 337; Моше Иссерлес, 10; Псеки узиель бшлот а-заман, 48; Атерет паз, ч. 1, т. 3, "Хошен мишпат", 10; Мидраш танхума, варшавское издание, "Ваикра", 6; Маймонид, Мишне тора, "Законы одалживания и хранения", 5:7).
  3.4. Один раввин считает торической заповедью завышать проценты для гоя, не прощать ему долга и не отсрочивать ему возвращения; другие запрещают беспроцентные займы гою, хоть и не считают это заповедью [ста(ви)ть на счётчик (у) еврея еврею запрещено]; третьи запрещают одалживать гою, когда за гоя есть кому заступиться; четвёртые разрешают ставить на счётчик небезбожника [Второзаконие 23; Сифре, "Дварим", 263; Мишна, "Бава меция", 5:6; Вавилонский Талмуд, "Бава меция", 70b; Тосафот, "Бава меция", 70b; Ашер бен Иехиэль, Тосефот, "Бава меция", 70b; Нахманид, Бава меция, 70b; Израиль из Кремса (XIV-XV вв.), Хагахот ашири, дополнение ко Пски араш, "Моэд катан", 1:24; Маймонид, Книга Заповедей; Нахманид, глоссы на Книгу Заповедей, 6; Маймонид, Мишне тора, "Законы одалживания и хранения", 5 и 1:2; Менахем Меири, Бава меция, 71a; Ниссим бен Реувен, Бава меция, 70b; Шулхан арух, "Иоре деа", 258; Рабаз, Орах хаим, "Иоре деа", 8ј228; Левит Барселонский, Сефер а-хинух, 573 и 476; Осип бен Моше Бабад, Мнхат хинух, 573ј3 и 476јј2-3; Второзаконие 15:3; Сифре, "Дварим", 113].
  3.5. Некоторые раввины разрешают задерживать зарплату гою, другие запрещают; задерживать зарплату небезбожнику запрещено, хоть и не настолько принципиально, как запрещено задерживать зарплату еврею (Вавилонский Талмуд: "Бава меция", 111a, "Санхедрин", 57a, "Бава кама", 113a; Малые трактаты, "Герим", 3; Палестинский Талмуд, "Иевамот", 8; Маймонид, Мишне тора, "Законы ренты", 11, и "Законы о разбое и потерянных вещах", 1:2).
  3.6. Гою не наследовать от еврейского отца (обратившегося в иудаизм после рождения первого либо когда мать - шикса) (Маймонид, "Laws of Estates", 1:7, 2:12, 6:10; Маймонид, Мишне тора, "Законы приобретения во владение и дарения", 1:6 и 9; Яаков бен Ашер, Арбаа турим, "Хошен мишпат", 256; Шулхан арух, "Хошен мишпат", 256 и 275:1).
  
  ј4. Статус гоев
  
  4.1. (Бывший) Гой не может ни править, ни приговаривать (к смерти, по преобладающему раввинистическому мнению также к штрафу) - только к штрафу бывших гоев (Второзаконие 17:15; Сифре, "Дварим", 157; Вавилонский Талмуд, "Кидушин", 76b, и "Иевамот", 102a; Раши, Кидушин, 76b, и Иевамот, 102a; Тосафот, "Санхедрин", 36b, и "Иевамот", 45b; Менахем Меири, Кидушин, 76b; Маймонид, Мишне тора, "Законы о царях", 1:4, и "Санхедрин", 2:9, 11:11; Левит Барселонский, Сефер а-хинух, 498; Яаков бен Ашер, Арбаа турим, "Хошен мишпат", 7; Шулхан арух, "Хошен мишпат", 7:1).
  4.2. Показания гоя даже небезбожника не надёжны (Шулхан арух, "Хошен мишпат", 34:19).
  4.3. Бывшему гою запрещено свидетельствовать о происходившем до обращения в иудаизм (Шулхан арух, "Хошен мишпат", 35:7).
  4.4. Приговорить гоя (небезбожника) к смерти достаточно одного судьи и одного свидетеля (даже по совместительству родственника, судьи либо истца) либо гоева признания без предварительного предупреждения, а, по мнению одного раввина, за нарушение Ноева завета и суда не надо (Вавилонский Талмуд, "Санхедрин", 57b; Маймонид, Мишне тора, "Законы о царях", 9:14; Левит Барселонский, Сефер а-хинух, 26; Хагахот ашери, "Авода зара", 5:5; Осип бен Моисей Бадад, Минхат хинух, 409ј5; Тосафот, "Авода зара", 64b; Нафтали Цви Иеуда Берлин, Хаамек шеэла на Шеилтот рава Ахая Гаона, 1, стр. 16-17).
  4.5. Судиться с безбожником - по гойскому закону, когда выгоден еврею, и по еврейскому, когда выгоден еврею; с небезбожником - всегда по гойскому (Вавилонский Талмуд, "Бава кама", 113a; Маймонид, комментарий на Мишну, "Бава кама", 4:3; Маймонид, Мишне тора, "Законы о царях", 10:12).
  4.6. Ущерб гою (?) от еврейского животного не возмещается, ущерб еврею от гойского (?) животного возмещается (Рабби Ишмаэль, Мехилта, "Незеким", "Мишпатим", 12; Рашби, Мехилта, 21; Мишна, "Бава кама", 4:3; Вавилонский Талмуд, "Бава кама", 38a; Палестинский Талмуд, "Бава кама", 4b; Маймонид, Хлпот нзки мамоп прк х хлпа, 8:5; Яаков бен Ашер, Арбаа турим, "Хошен мишпат", 406:1; Менахем Меири, Бава кама, 37b; Тосфета, "Бава кама", издание Шаула Либермана 1970 г., 4:2; Осип бен Мозес Бабад, Мнхат хинух, заповедь 51ј8).
  4.7. Вора-гоя казнить, вора-еврея нет. Если еврей украл у гоя, возмещать не больше украденного, если у еврея - вдвое больше. (Маймонид, Мишне тора, "Законы о царях", 9:9; Рашби, Мехилта, 22:8; Маймонид, Халахот гнима прк б халпа, 2:1; Осип бен Мозес Бабад, Мнхат хинух, заповедь 54.)
  4.8. За похищение еврея смерть, за похищение гоя - нет (Второзаконие 24:7; Сифре, "Дварим", 273; Маймонид, Халахот гнима прк б халпа, 9).
  
  ј5. Культура гоев
  
  5.1. Гою запрещено заводить свою религию и свои заповеди (Маймонид, Мишне тора, "Законы о царях", 10:9; Менахем Меири, "Синхедрин", 59a).
  5.2. Гою (по мнению большинства раввинов, и небезбожнику) запрещено соблюдать субботу или другой день - за это избивать (а то и убивать) (Вавилонский Талмуд: "Синхедрин", 58b, "Иевамот", 48b, "Керитот", 9a; Раши, Синхедрин, 58b; Маймонид, Мишне тора, "Законы о царях", 10:9; Ниссим бен Реувен, Синхедрин, 56b; Рабби Ишмаэль, Мехилта, "Дбходеш итро", 7; Раши, Иевамот, 48b; Тосафот, "Иевамот", 48b; Нахманид, Иевамот, 48b; Ритба, Иевамот, 48b; Шломо бен Адерет, Иевамот, 48b; Менахем Меири, Иевамот, 48b).
  5.3. Гоя (небезбожника) за изучение Торы бить (Вавилонский Талмуд, "Санхедрин", 59a; Маймонид, Мишне тора, "Законы о царях", 10:9; Ниссим бен Реувен, Синхедрин, 58b; Моше Файнштейн, Игрот моше, "Иоре деа", 3ј90; Овадья Йосеф, 2 Ибия омер, "Иоре деа", 17).
  
  ј6. Как относиться к гоям
  
  6.1. Проходя гойское кладбище-собрание, повторять Иер. 50:12, а проходя церковь (или жильё гоя, по мнению одного раввина) повторять Прит. 15:25 [Вавилонский Талмуд, "Берахот", 58b; Маймонид, Мишне тора, "Законы благословений", 10:11 и 10:19; Яаков бен Ашер, Арбаа турим, "Орах хаим", 224; Шулхан арух, "Орарх хаим", 224; Авраам-Адели Гомбинер (1635-82), Орах хаим, 224:9; Мишна, "Берура", 224:15].
  6.2. Ненавидеть запрещено только евреев (Маймонид, Хлпот давот прк в хлпа, 6:5; Маймонид, Книга Заповедей, 302; Левит Барселонский, Сефер а-хинух, 328).
  6.3. Оплакивать гойских сибса (от матери-шиксы) или потомство (от жены-шиксы) запрещено, бывшему гою запрещено оплакивать родителей (Маймонид, Мишне тора, "Законы траура", 2:3; Шулхан арух, "Иоре деа", 374).
  6.4. Заповедь возлюбления ближнего не распространяется на гоев, которым и ненависть и месть [Лев. 19:18; рабби Михаил (?) Сафра, 2Кедошим, 4; Маймонид, Хлпот давот прк, 7 и 6:3; Маймонид, Книга Заповедей, изд. Осипа Кпаха (1917-2000), 206].
  6.5. На гоя можно клеветать (Лев. 19:16; Израиль Лейбович Пупко, Хафец хаим, законы против слухов, 8).
  6.6. Дарить безбожнику - только приятелю, так ожидая ответки (Вавилонский Талмуд, "Авода зара", 20a; Маймонид, Мишне тора, "Законы об идолопоклонстве", 10:4, и "Законы приобретения во владение и дарения", 9:10; Яаков бен Ашер, Арбаа турим, "Хошен мишпат", 249 и 256; Иосеф Каро, Бейт иосеф, "Хошен мишпат", 249; Менахем-Нахум Тверский, Меор эйнаим, на "Хошен мишпат" Арбаа турима 256; Шулхан арух: "Хошен мишпат", 249:2 и 256:3, "Иоре деа", 151:11 и 151:18).
  6.7. Хорошие слова-пожелания в адрес гоя запрещены [Авраам-Абели Гомбинер (1635-82), Орах хаим, 189:1; Вавилонский Талмуд, "Авода зара", 20a; Маймонид, Мишне тора, "Законы об идолопоклонстве", 10:4; Яаков бен Ашер, Арбаа турим, "Иоре деа", 151; Шулхан арух, "Иоре деа", 151:13-14].
  6.8. Палестинскую недвижимость гою не продавать, а кое-какую и не сдавать, а когда будет возможно, то безбожников и не пускать (Палестинский Талмуд, "Авода зара", 1ј 40a:9; Маймонид, Книга Заповедей, 51; Маймонид, Мишне тора, "Законы об идолопоклонстве", 10; Шулхан арух, "Иоре деа", 151; Яаков бен Ашер, Арбаа турим, "Хошен мишпат", 58).
  6.9. При людях гойскую милостыню не брать, чтобы не позорить Бога, - когда по-другому не подают (Вавилонский Талмуд, "Бава батра", 10b, и "Синхедрин", 26b; Раши, Бава батра, 10b, и Синхедрин, 26b; Тосафот, "Синхедрин", 26b; Маймонид, Мишне тора, "Хлпот мтнот аним прк х алпа", 8:9, и "Законы о свидетелях", 11:5; Яаков бен Ашер, Арбаа турим, "Иоре деа", 254; Шулхан арух, "Иоре деа", 254).
  6.10. Каждый день благословлять Бога за то, что не создал гоем (Тосефта, "Берахот", издание Шаула Либермана 1970 г., 6:18; Палестинский Талмуд, "Берахот", 9ј1; Шломо Клугер, Ха-алеф лх шломо, "Орах хаим", 34).
  6.11. Еврея с гоем (небезбожником) не хоронить, а перезахоронить пускай даже с нерелигиозным евреем [Вавилонский Талмуд, "Гиттин", 61a; Раши, Гиттин 61a; Ниссим бен Реувен, новелла на Гиттин 61a; Ритба, Гиттин 61a; Нахманид, Торат ха-адам, о погребении, 36; Яаков бен Ашер, Арбаа турим, "Иоре деа", 367; Иосеф Каро, Бейт иосеф, "Иоре деа", 367; Авраам-Цви-Ирш бен Яков Айзенштадт Белостокский (1812-68), Птхей тшва, "Иоре деа", 336:1; Хаим Биад, респонса 98; Даат Коэн, на "Иоре деа" респонса 201; Моше Файнштейн, Игрот моше, "Иоре деа", 3ј146-147; Елиезер-Иехуда Вольденберг (1915-2006), респонса 15ј36].
  
  ј7. Каковы гои
  
  7.1. Жестокими и мстительными способны быть одни гои (Вавилонский Талмуд, "Беца", 32b; Маймонид, Мишне тора: "Законы раскаяния" 2:10, "Законы пожертвований бедным" 10:2, "Законы запрещённых половых связей" 19:17, "Законы о рабах" 9:8; Раши на 2Царств 21:2; Шулхан арух, "Евен га-эзер", 2:2; Кицур шулхан арух, 131, о законах иом-киппурового кануна).
  7.2. Гои склонны к убийствам, поэтому надо быть осторожным - не оставаться с гоем наедине, не стричься у гоя, проч., - но более поздняя Галаха не подтверждает (Мишна, "Авода зара", 2, и "Берура", 20:7; Маймонид, Мишне тора, "Законы об убийстве и защите жизни", 12 и 9; Яаков бен Ашер, Арбаа турим, "Иоре деа", 153; Шулхан арух, "Иоре деа", 153, и "Орах хаим", 20:2; Йом-Тов Асевилли, Авода зара, 26a; Кицур шулхан арух, нецензурированное издание в DBS Master Library 9, 167; Менахем Меири, Авода зара, 15b).
  7.3. Гои склонны к зоофилии, нельзя с ними оставлять своих животных - поздняя Галаха признаёт, что гои теперь исправились [Мишна, "Авода зара", 2:1; Тосефта, "Авода зара", издание Моисея-Самуила Цукерманделя (1836-1917), 3:2; Вавилонский Талмуд, "Авода зара", 22b; Палестинский Талмуд, "Авода зара", 2:1; Тосафот, "Авода зара", 22a; Маймонид, Мишне тора, "Законы запрещённых половых связей", 22; Яаков бен Ашер, Арбаа турим, "Эвен ха-эзер", 24, и "Иоре деа", 153; Иосеф Каро, Бейт иосеф, "Эвен ха-эзер", 24; Шулхан арух, "Эвен ха-эзер", 24:1, и "Иоре деа", 153:a; Менахем Меири, Авода зара, 22a].
  
  ј8. Разное о гоях
  
  8.1. Еврея, проданного за воровство, можно случать с шиксой-рабыней (Исх. 21:4; Вавилонский Талмуд, "Киддушин", 15a; Маймонид, Мишне тора, "Законы о рабах", 3; Менахем Меири, Киддушин 15a).
  8.2. Найдёныша можно поработить (Палестинский Талмуд, "Иевамот", 8:1; Маймонид, Мишне тора, "Законы о рабах", 8:20).
  8.3. Нельзя освобождать раба-гоя, разве что ради религии (напр., чтобы составить миньян) или если покалечен (Лев. 25:46; Вавилонский Талмуд, "Гиттин", 38b; Маймонид, Книга Заповедей, 235; Маймонид, Мишне тора, "Законы о рабах", 9:6; Левит Барселонский, Сефер а-хинух, 347; Шулхан арух, "Иоре деа", 267:79).
  8.4. Один раввин требует убивать шиксу за секс с евреем, по Лев. 20:15, - другие отрицают, но в любом случае убивать не еврея, разве что когда он это на людях (гоя за секс с незамужней еврейкой не убивать) [Маймонид, Мишне тора, "Законы запрещённых половых связей", 12(:10); Видал Тулузский, Законы запрещённых половых связей 12:10; Левит Барселонский, Сефер ха-хинух, 427; Давид бен Соломон ибн Аби Зимра (1479-1573), респонса 6ј2133; Менахем Меири, Авода зара, 36b; Мишна, "Санхедрин", 9:6; Хаим бен Атар, Чис. 25:8].
  8.5. Во время войны разрешают изнасиловать (один раз) - даже замужнюю, считает один раввин; только после того, как на ней женился, считают другие. Чтобы жениться, её надо обратить в иудаизм - если не хочет обратиться, держать её месяц-год, чтоб обрилась, страдала и слушала иудаистическую пропаганду. Если откажется и после месяца-года, некоторые раввины разрешают обратить и взять замуж насильно, а некоторые раввины не разрешают, а призывают обязать к Ноеву завету и отпустить, а откажется, так убить (как и положено с идолопоклонниками) [Втор. 21; Тосефта, "Авода зара", издание Моисея-Самуила Цукерманделя (1836-1917), 8:5; Вавилонский Талмуд, "Киддушин", 21b; Палестинский Талмуд, "Маккот", 2ј31d:6; Тосефот, "Киддушин", 22a; Маймонид, Мишне тора, "Законы о царях", 8; Моисей бен Яков из Куси, Сефер мицвот гадол, 122; Маймонид, Втор. 21:13; Видал Тулузский, на Законы личных отношений Маймонида 14:17; Пинхас, отец (?) Цви-Гирша Горовица, Сефер а-микне, "Киддушин" 22a; Танайский мидраш, на Втор. 21; Вавилонский Талмуд, "Иевамот", 47b; Ицхак бен Яаков Альфаси, Иевамот, 16b; Иосеф ибн Хабиба, на Иевамот 16b Ицхака Альфаси; Ритба, хидуш на "Иевамот" 7:13; Елиазар бен Самуэль из Меца (?-1198), Сефер иереим, 20 (в старых книгах 228); Моше бен Шемайа Алкаим, Тоафот реем, "Сефер иереим" 20:12; Тосафот, "Киддушин", 21b; Нахманид, на Втор. 21:12; Коль бен Леви (1702-24), на "Законы о царях" 21a Маймонида; Авраам бен Лейб Люфтбер-Люфтвер, Зера авраам (1920 г.?), 22].
  8.6. Осквернять гоево тело не так страшно, даже разрешено - в изучении медицины, напр. Некоторые евреи разрешают вскрывать, даже евреев (Даат коэн, на "Иоре деа", 199; Яков Эмден, Шеилт яавец, 1ј41; Пски узиел бшлот а-зман, 33).
  8.7. Кормилица-шикса - только когда нет еврейской, чтобы не портить душу (даже если шикса ест кошерное) (Мишна, "Авода зара", 2:1; Тосефта, "Шаббат", издание Шаула Либермана 1970 г., 9:22; Вавилонский Талмуд, "Авода зара", 26a, и "Иевамот", 114a; Палестинский Талмуд, "Авода зара", 2ј1; Ритба, хидуш на "Авода зара" 26a; Шломо бен Адерет, хидуш на "Иевамот" 114a; Менахем Меири, на "Иевамот" 114a; Маймонид, Мишне тора, "Законы об идолопоклонстве", 9:16; Шулхан арух, "Иоре деа", 154:1 и 81:7; Йосеф Хаим из Багдада, Бен-иш хай, "Законы второго года", и Парашат, "Эмор").
  8.8. Нельзя есть забитое гоем (небезбожником), если даже соблюдён иудаизм [Мишна, "Хуллин", 1:1; Тосефта, "Хуллин" 1:1, издание Моисея-Самуила Цукерманделя (1836-1917); Маймонид, Мишне тора, "Законы других источников ритуальной нечистоты", 2:10, и "Законы принесения жертвоприношений", 4; Шулхан арух, "Иоре деа", 2:1].
  8.9. Гою обрезать еврея нельзя, даже в присутствии евреев, а так обрезанного переобрезать [Тосефта, "Авода зара", издание Моисея-Самуила Цукерманделя (1836-1917), 3:12; Вавилонский Талмуд, "Авода зара", 26b-27a; Маймонид, Мишне тора, "Обрезание", 2:1; Яаков Бен-Ашер, Арба турим, "Иоре деа", 264; Шулхан арух, "Иоре деа", 264:1].
  8.10. Кисточки, библии, филактерии, мезузы, произведённые гоями, для культа не годятся (Маймонид, Мишне тора: "Законы цицит", 1:12, и "Законы тфилин, мезузы и свитка Торы", 1 и 3:16).
  8.11. Гои от евреев отличается физиологически настолько, что медицинские рекомендации для первых не распространяютяс на вторых - от рождения ("их плоть - как ослиная") либо от несоблюдения кашрута [Вавилонский Талмуд, "Нида", 45a; Авраам бен Мордехай ха-Леви (1650-1712), Гинат верадим, "Ган а-мелех", 131; Иехуда-Лев бен Бецалель, Беэр ха-гола, 6; Моше Калфон-Акоен (1874-1950), Шоэль внишаль, 5 (сайт Меира Мазуза), "Эвен га-эзер", 47; Иехиэль-Яаков Вайнберг, Остатки, спасшиеся из огня, 2ј4, "Stunning animals via electricity", приложение 3, и письмо 23; Вавилонский Талмуд, "Авода зара", 31b; Тосафот, "Авода зара" 31b; Хатам Софер, 2 ("Иоре деа") ј101 и 4 ("Эвен га-эзер") ј61; Шолом-Мордехай Швадрон (1835-1911), респонсы: 1ј13, 1ј24, 182; респонса Мишна хлкот, 13ј271; Йосеф Хаим из Багдада, Бен-иш хай, "Laws of the Second Year", "Pinchas"].
  
  ј9. Метафизика гоев
  
  9.1. Гои не вполне люди, меж евреем и гоем разницы столько же, сколько между человеком и др. животным (Йехуда-Лев бен Бецалель: Гвурот хашем 44, Нецах исраэль 14, Дерех ха-хаим 3:14);
  9.2. Душа еврея и душа гоя отличаются качественно, а душа человека и душа др. животного - количественно (Авраам-Ицхак Кук, Орот, "Орот исраел", 5:10).
  9.3. В душе гоя нету божественной части, т.е., нету ничего хорошего, а небожественная часть еврейской души - как у чистых животных, а небожественная часть гойской души - как у некошерных животных (Шнеур Залман из Ляд, Тания, 1ј1; Сефер ха-тания, 1јј6-7).
  9.4. Только евреи созданы по образу и подобию Бога [Мишна, "Авот", 3:14; Зогар, "Райа мехемна", т. 3 (на Чис.), "Пинхас" 238b, и т.2 (на Исх.) "Итро" 86a, версия DBS Master Library 9; Йом-Тов-Липман Геллер, тосафот Иом тов, "Авот", 3:14].
  9.5. Гои - низшие, возникли вследствие Адамова грехопадения (Моше-Хаим Луцато, Дерех ха-шем, 2ј4).
  9.6. Плохо думающий еврей не согрешает, хорошо думающий еврей делает этим хорошее - плохо думающий гой согрешает, хорошо думающий гой не делает этим хорошего (Палестинский Талмуд, "Пеа", 1:2; Тосафот, "Киддушин", 39b).
  
  ј Приложение: Кого считать небезбожником
  
  Идея небезбожия гоев крайне важна для разрешения еврейской нетерпимости к др. народам.
  Важен контекст. Гои-небезбожники обозначаются еврейским словом "пришлые", приобретшим религиозный смысл только когда евреи были завоёваны, ведь империи персов-эллинов допускали местное понуждение к иудаизму, поэтому подъеврейским гоям приходилось или становиться антисемитами, или принять иудаизм, или просто не следовать своей религии, уважая иудаизм, - стать недоевреями.
  С др. стороны, в последние века до нашей эры в иудаизм обращались и средиземноморцы за пределами Палестины вследствие кризиса язычества, некоторые только не признавали наглядных богов и соблюдали субботу - такие тоже признаны небезбожниками.
  Разница между небезбожниками палестинскими и внепалестинскими важна. Первые оставляли безбожие из шкурных соображений, а вторые - по богоискательству. Первые были простолюдинами, а вторые - с уважаемых семей.
  Статус небезбожников не был официальным или чётким, иногда небезбожниками признавали язычников, если выслужились перед евреями (наподобие сегодняшних Праведников народов мира), хоть обычно от иноверия требовалось отречься декларативно, признать еврейского бога над остальными богами. Такого небезбожника хоть и не считали равным себе, но не настолько бесправным, как остальные гои.
  Раввины же не захотели считать небезбожниками только неидолопоклонников - еврейских соседей, как это было во времена соблюдения юбилеев по Книге Левита. В Талмуде небезбожниками названы гои, которые в юбилеи следовали Ноеву завету. Некоторые раввины считали, что достаточно исполнять только Первую заповедь, другие - что несколько, третьи - что все. Некоторые считали, что Ноевый завет и превосходство иудаизма надо признать публично (что не возможно в недоиудаизированных общинах, в общинах из одних бывших гоев), однако в любом случае статус небезбожия стал больше не применимым ни к какому гою.
  Ришонимы задумались, с какими гоями можно контактировать, с какими надо бороться, и стали ли гои лучше с языческих времён. Относительно либеральные ришонимы стали судить гоев по их вере, а не культу. Христианство, в основном, признали идолопоклонством - ислам признали дозволенным монотеизмом. Меньшинство раввинов объявили христианство нестрашным недомонотеизмом.
  Казалось бы, с таких соображений надо бороться только с идолопоклонниками, но вышло иначе, хотя некоторые раввины вне Галахи за монотеистами признавали имущественные права, подопечность и партнёрство.
  Тем важнее осовременивание иудаизма в XIV столетии Менахемом Меири, признавшим сообычные, этичные религии, правда, не ясно, должны ли религии сообычность-этичность декларировать и должны ли оставить идолопоклонство, но в любом случае так ислам и христианство реабилетированы, не подвергнуты еврейским гонениям.
  Оценка степени безбожия гоев нужнее евреям, интегрируемым в человечество. Многие ортодоксы признают европейцев и американцев небезбожниками, хоть и призывают их избегать, однако страны третьего мира так и не реабилетированы.
  В то же время подлинный, галахический статус небезбожия в наше время не применимый ни к какому гою и вышеописанные поблажки не для них. Самый лояльный неиудаист в талмудическом смысле таки безбожник.
  
  ј Приложение: Галаха о гоях-небезбожниках
  
  • Небезбожника (без суда в мирное время) не убивать, хоть антигойского убийцу (даже в мирное время и даже намеренного) не казнить, а согласно некоторым раввинам, и не наказывать. Антиеврейского убийцу-небезбожника даже случайного (по преобладающему мнению) казнить.
  • Небезбожника не спасать в субботу, когда так нету позора евреям.
  • Если можно спасти либо еврея, либо гоя-небезбожника, спасать еврея - в случае также, когда еврей покушается на жизнь небезбожника.
  • Перерекламированный евреем товар не возмещается, перерекламированный гоем-небезбожником - возмещается.
  • Кое-что приготовленное гоем-небезбожником не употреблять.
  • Клиенту-партнёру еврейскому преимущество перед небезбожным гойским, если даже в убыток себе.
  • Одалживать гою-небезможнику без процентов нельзя.
  • Задерживать зарплату небезбожнику нельзя, но не так страшно, как задерживать зарплату еврею.
  • Гою-небезбожнику нельзя ни править, ни судить.
  • Показаниям гоя-небезбожника не верить.
  • Осудить гоя-небезбожника на смерть достаточно свидетеля (даже родственника, даже судьи, даже истца) лишь одного либо признания без предупреждения.
  • Повреждённое еврейским животным не возмещается, повреждённое животным гоя-небезбожника возмещается.
  • Если гой-небезбожник украл-ограбил, ему смерть, если украл-ограбил еврей, то пускай живёт. Украденное у гоя-небежбожника возмещается, украденное у еврея возмещается вдвое.
  • Если гой-небезбожник похитил еврея, то смерть, если похитил еврей, пускай живёт.
  • Гою-небезбожнику нельзя соблюдать субботу или другой день, его за это бить (а то и казнить).
  • Если гой-небезбожник изучает Тору, его за это бить.
  • Оплакивать сибса - небезбожного гоя (от матери-шиксы) либо ребёнка - небезбожного гоя (от шиксы) запрещено.
  • Еврея и гоя-небезбожника вместе не хоронить.
  • Забитое, даже по всем правилам, гоем-небезбожником есть нельзя.

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"