Когда мы узнаём о последних днях и муках Высоцкого, мы склонны воспринять это за наказание. Но это неверно.
Есть предубеждение, что характер смерти и последние часы - это наказание и итог образа жизни. Чушь всё это. Мол, хорошие умирают тихонечко и безболезненно, в чистой постельке, при детках или при исповеди... Чушь и всё это.
Вообще, все эти людские и народные поверья - чепуха по большинству.
Я знавал алкашей, которые уходили чистенько и как ангелочки.
А праведники и добрейшие люди орали от боли и лезли на стену. К примеру, Тургенев умирал от рака, и от его крика дрожал огромный особняк. А согласитесь, Тургенев - не самый плохой человек.
Но бывает, конечно, что образ жизни приводит к мукам перед смертью. Можно напиться и заснуть в сугробе, как это случилось в прошлом году с Серёгой Васильевым - знатоком филологии. Чем меня он удивил и расстроил.
Но Серёга всегда, выпив, соловел. Он был одним из первых слушателей моих произведений - и часто засыпал, утомлённый...
Перед смертью Высоцкий дико кричал, сосед рассказывает, что бегал по площадке и орал, и сосед написал жене: "вчера умер Высоцкий. От белой горячки". Есть ещё показание свидетелей, что были близки к тогдашнему его телу, что он метался, и что психика его была полностью раскручена.
Такое впечатление, что с него слезла кожа, и остался голый больной нерв.
Так почему же он всё же метался - ещё задолго до смерти?
Нет острых ощущений -
всё старьё, гнильё и хлам.
Того гляди - с тоски сыграешь в ящик.
Балкон бы, что ли, сверху,
иль автобус пополам -
вот это дело,
вот это подходяще!
"Я сегодня пропьюсь до рубля,
Ля-ля, ля-ля, ля-ля-ля..."
У Высоцкого много тайн.
Одна из них - кто он на самом деле?
Например, действительно ли он был романтиком, или это была дань времени и моде?
Кто он на самом деле? Есть ли он сам в песнях?
Размноженный на десятки типов и натур, характеров и личностей, не уплыл ли он сам в это множество, не исчез ли, превратившись в "ой, Вань, гляди - какие клоуны!"
Кто он? - "Волки мы! Хороша наша волчья жизнь!.."
"А где был я вчера - не найду днём с огнём..."
"Зря ли я столько сил разбазарил?"
У него много от "я" - но где его "я" среди этого множества?
Нигде нет зацепок - при всей открытости - полная закрытость.
Несуществующее "я" Высоцкого.
А было ли у него своё "я"?
Ведь его так мучило - что его не публикуют - при такой-то славе из каждого окна?
Может, это и было его "я" - желание стать в ряд со всеми поэтами - войти в классики, а не просто быть популярным эстрадником и артистом.
Всё начиналось с желания выделиться, понравиться девчонкам на фоне плечистых, мускулистых и высоких.
Гитара в вечерних дворах на скамеечках... В те годы это же были первые парни, их ждали с гитрой, их уважали, им смотрели в рот. Звук гитары уже настраивал на лирический, а то и сексуальный лад.
Конечно, мог ли тогда Володя знать, что он станет летописцем и что он пойман сетью творчества и сидит на крючке у Славы, ведомый ею к каким-то иным берегам и возможностям.
Он поэт. А значит шаман.
Евтушенко не поэт, потому что он не шаман.
Евтушенко использует шаманские приёмы, а Высоцкий живёт в приёмах, он сам - приём, он не имитирует уходы в миры иных душ - он ДЕЙСТВИТЕЛЬНО уходит в миры душ.
Он управляет чужими душами, он поглощает души, он сам трансформируется в чужие души и вновь возвращается ... куда? к себе? к кому? к Высоцкому-актёру? к Высоцкому-отцу?
Так мало ему становится этих социальных ролей, такие они становятся крохотные, такие жалкие...
Он - вершитель душ, игрок на струнах душ, он может излечить, а может убить - словами, песнями, образами - а им пытаются управлять, командовать, руководить - любимовы, партийцы, органы, чинуши, жёны, подруги, приятели, собутыльники...
Он сам власть, он сам лидер, он всё и все - он огромная душа, уже распластанная над третью частью света.
На днях я всё же спросил одну закалённую женщину: а был ли Высоцкий романтиком?
Мы так сладко обсудили это, и она сказала, что не был, что он просто набил руку на романтических песнях.
Но среди романтических песен у него встречаются лирические прорывы - и всё окупается.
Да, всё окупается. Одной песней можно окупить бестолковую жизнь. А у Высоцкого десятки состоявшихся песен.
Его юмор в детстве не давал моему уму покоя. Я постоянно наслаждался его юмором. Меня не очень привлекал романтизм, я вряд ли был романтиком. Зачем мне было ехать за туманом или мечтать посидеть в тайге у костра, когда я родился среди этого.
Я вообще в них не нахожу романтизма. Я вижу, как они продрались сквозь дань моде до реального взгляда на мир.
Мне неловко признаться, но я не чту романтиков и не ценю романтичности в современниках.
Мне видится романтизм пошлым. Хотя я признаю классический романтизм - как стадию в развитии человечества, как некую находку для спасения от инстинктов только животного или утилитарного рода. Как гуманизм - что бы было с человечеством - если бы не было периода гуманистических идей, которые привели к реформам цивилизации - и теперь уже одни придурки не считают рабами других придурков.
А эти песни - про корабли и походы в горы... Это слабое место, но необходимое - сначала для роста и набивания навыка, а потом и для заработков в кино...
Он хотел творчеством зарабатывать на роскошную жизнь. Хотел, хотел... Ведь вокруг него песенники зарабатывали.
Вот и романтические песни могли бы стать основой бюджета.
Все же слушают, а не платят. А другим-то песенникам платят. Среди песенников той поры были миллионеры - вы думаете Ошанин, Пахмутова и многие - это бессеребряники? Да пончики, когда купаются в масле - беднее их в сто раз! Эта мафия просто бесила Высоцкого - почему же и он не с ними? Почему его гнобят? Ведь слушают, приглашают большие люди, и все вокруг только и делают, что обещают протекции. Все же друзья!
"Мы в очереди первые стояли
А те, что сзади нас, уже едят".
У песен Высоцкого есть фантастический эффект - они имеют по несколько смыслов, они с двойным, а то и с тройным дном.
Управлял ли этим он сознательно. Не всегда.
Тут от другого. От степени личности. Он личность большого ранга, в нём сущность мощная. И поэтому - что бы он не делал, сущность "прилагала к этому руку", сущность окрашивала всё смыслами.
Вы можете иметь музыкальное образование, быть виртуозом Москвы, исполнять классику, но вы не выразите так глубины вещей, как это делал Высоцкий-неуч.
Мы тут можем многое наговорить, но если вы не знаете о принципе Трёх, то что вы можете понять? На уровне общеобразовательном? Да даже высшие образования не помогут.
Вы знаете, что в человеке три мира и что он трёхмерен? Вот теперь знайте.
А что он состоит из трёх сущностей? Вот теперь знайте.
А то как я буду с вами изъясняться, если вы не знаете принципа Трёх.
...вы не выразите так глубины вещей, как это делал Высоцкий-неуч, если в вас нет сущности высокой степени.
Хотя бы одной. Бывает, что одна сущность матёрая, а две другие детские, инфантильные... Всякие комбинации встречаются. Но если вдруг появляется сущность высокой степени, то вам не поздоровится - она в вас будет работать - как программа. Или вы будете работать на неё как зомби. Это - как посмотреть.
Вы встречали блистательных и удачливых бизнесменов - что работают и наслаждаются своим бизнесом, что далеки от искусства, но зато невероятно искусны в приумножении капитала? Так вот - в них тоже сущность высокой степени, только от Духа-2. Две других сущности могут быть в небольшом качестве, а могут и отсутствовать.
У Высоцкого была сущность Духа-3 - такой высокой степени, что это бывает достаточно редко - ибо это явление требует жертвенности и самосгорания.
А кто хочет сгорать и не бояться умереть "в рассвете сил"? Может, это вы?
Не стану здесь излагать биографии всех его сущностей.
Вы понимаете, есть ещё и взаимодействие сущностей внутри одного существа, а то и между двумя существами. Всяко и сложно бывает. Мы должны здорово упростить эту историю. Чтобы схематично понять суть ситуации.
Высоцкий пробудил одну из спящих сущностей (две спят, одна нет). И вот та, что не спит, начала взаимодействовать с пробуждённой.
Ещё вы должны понять, что сущность не находится в существе в прямом смысле. Она шире рамок тела, она и в теле и вне тела. Но если тело подходит и работает в интересах сущности, то она взаимодействует с телом и сознанием и прикрепляется к телу всем своим гигантским пространственным миром.
Сущность для начала делает из человека "боевую единицу" и довынашивает нужные качества.
Сущности происходят из божественного плана, и это преддверия божеств, по сути - сами божества (словно чувственные щупальца спрута - дорисуйте себе).
Поэтому сущности всегда творчески проявляют себя - даже если это низкий уровень мошенничества или изобретения акций. Просто эти сущности от Духа-2, который имеет отличительные свойства и иную историю становления. Мы не можем утверждать, что, так сказать, бытовая вселенная с земной природой - не есть божественный план - ведь правда? Это тоже божественный план - и он входит в Дух-2.
По традиции, я бы мог вам сказать, что, пробудив сущность Духа-3, Высоцкий привлёк к себе душу шамана. Но я боюсь, что вы окончательно чертыхнётесь и умчитесь по своим плодо-размножельческим делам...
(Поэтому в дополнение читайте темы и сочинения сайта и форума: http://club.stafka.ru/ Не поднимайте пыль в инете от своей беготни.)
Отождествление - это искусство. Но и опасная практика.
Оно бы всё ничего, если бы не это актёрство и не постоянные концерты.
Каждый раз отождествляться то с фраером, то с алкашом, то с конём, то с самолётом, то с кораблём, то с водителем или волком.
Концерты по нескольку в день. А эти спектакли? То орёт за Хлопушу, то за Гамлета - годами!!
Вроде уже песнями покорил всех женщин, и нет комплекса маленького роста, а поддерживать славу надо. А зачем?
И новый запой.
Запои именно от несоответствия творческим основам, которые ухватил посередине пути (этот внутренний ритм бубна, который зазвучал и не прекращается) - всё бросить! - и сочинить нечто желанное, и не на потребу этим поклонникам, которые теперь хавают любые строчки - не различая - лишь бы от знакомого имени и с хрипотой.
И ведь удавалось возвращаться в золотое сечение, познанное однажды, но уже какой-то непроглядный ужас обволакивал разум, и уже само золотое сечение становилось пугающим и дьявольским. Служить двум богам одновременно? Они тебя разорвут - от седалища до темечка - и даже не поморщатся.
Они и разорвали.
Творчество.
Это божественный источник - силы колоссальной - это энергия, стихия, огонь, это то, за что боги отдают все накопления, всё мастерство, все наслаждения с самыми лучшими созданиями - только бы вновь заполучить возможность пить эту амброзию. Получая творческие силы - ты обретаешь управление над вселенной. И если ты не справляешься, тебя будут терзать и рвать твои же покровители. Что ты? Кусок тела, который может родить любая баба. А вот души, а вот сущности... Ты же завоевал их... Но для кого? И ты хотя бы познал своё отличие и свои победы?
Посмотрите, где все мудрецы мира?
В пустынях, в пустошах, в пещерах, в хижинах, в потаенности, в укромности...
Они что - разъезжают в Мерседесах и женятся на знаменитостях? Они что - сидят в ресторанах и выкрикивают свои мысли? Они что - окружены этими подобиями друзей?
Высоцкий чаще одевался нелепо, но дорого и по моде. Он был похож на пошлого пижона. Даже в фильмах.
А эта его жена, которой нужно было постоянно говорить, что он жив, благодаря ей.
Вообще - это уже шаблон Есенин-Дункан, Высоцкий-Влади.
Они возили их по странам, одевали их, и эти поэты грели их тщеславия и были дополнением к их аксессуарам. Почему бы и нет, если эти женщины тоже были продолжением их славы?
Всё замечательно - если бы не измена творчеству. И это не прощалось, и это жгло изнутри, это рвало психику.
Вы просто не знаете - таким господам, как поэты, - вообще нельзя пить и употреблять транквилизаторы. Вообще!
Они итак пьяные и с измененным сознанием. Там нервы другие, там другая психика, там желудки другие, там сердечная деятельность иная... Там трансформированное тело, там иные реакции. Там разум и сознание другие.
И они это знают. Но почему пьют? Потому что измена - предательство.
Но пьют - это уже вторичное, это их право. Ибо они используют питие и выходы из него - как страстные попытки вернуться в творческое состояние. Ведь выходы из запоев - это мини-трансформация - это обновление, это смена ритмов - и есть передышка от рутины. Можно в короткий период выдать на гора!
Но Большой шаман знает, что это только начало пути.
Так и происходило - Есенин писал в эти межзапойные периоды всё более глубокие стихи, у него не было вообще провалов! Он просто вычерпывал нервно-чувственный ресурс лопатами и тачками. Он не мог писать пьяным, он писал после выходов из запоев до следующего запоя. Это прыгание в смерть и возрождение из пепла.
Сколько можно так прыгать? Риск большой - ситуации неуправляемые - могут убить, повесить, можешь сам повеситься, может быть передоза, может просто забрать запой. Тебя твои же небесные покровители будут выжимать, словно тряпку - чтобы добро не пропало, раз ты пошёл на таран.
(Вы знаете, как заманчиво посмотреть - сколько кто выдержит. Просто - посмотреть, а потом заняться новыми божественными хлопотами.)
И Высоцкий пытался использовать этот "эффект феникса". Но он был более приручен, чем Есенин. Есенин - это истинный гениальный дикарь - он становился безумен после полстакана, его пробуждённая сущность упархивала и оставляла его на произвол двух других. И медицина ещё не та. А вот Высоцкого выводили медикаменты.
Есенин тоже изменил.
Вы понимаете, к чему я говорю про измену? В чём она? В очень простой вещи.
Как бы назвать одним словом то, с чем не согласуется и не примиряется творчество...
Давайте назовём это социумом. Под этим будем понимать социальный запрос, социальную волю большинства и социальные ценности (типа благосостояния).
Каждый является рабом этой махины. Даже боги бессильны отменить инертные механизмы!
Социум - есть змей-искуситель-повелитель и князь мира сего. Его как бы нет и он всемогущ. Вы даже можете услышать его голос, когда пойдёте против него. Вы в себе услышите голос: что ты делаешь! И вы струхнёте от этого голоса.
Против этого голоса бунтуют человеческие воли. Это бунтует их крохотное тщеславие-эго, которое питается от источника Духа (но разве может тщеславие знать об этом источнике?).
Бунт принимает разные формы - от уголовно-маниакально-живодёрных до творческо-возвышенно-сакральных.
И вот художник, поэт...
Он бунтарь, он прокладывает себе путь оружием осознания, правды, красоты, истины.
Но где социум? Он всюду! Социум - это стотелая и стоглавая кокетка, показывающая прелести ежесекундно.
Для женщин - это сильный и заботливый прелестник, упреждающий ежесекундные желания и восхваляющий её внешний и внутренний образ.
У социума есть всё: бриллианты и жемчуга, тёплые особняки, наряды и техника, социум может наслаждать вас днём и ночью (вы же прибыли в этот мир для наслаждений, ха-ха). А слава? - да у него куча этой драгоценности! А власть? - да вы можете каждого тюкать по башке своим скипетром! а то и державой!
Социум - это единственный и могущественный любовник для женщин.
Социум - это многоликая любовница для мужчин.
Все эти жёны и мужья, проститутки и любовницы, случайные партнеры и седовласые случайные чиновники-мужички - это жалкие подобия этого всемогущего явления.
Тонкий нерв-поэт это знает, и он знает, где грань измены с социумом.
Он может много наговорить бунтарского и воспеть свободы и красоты, он может провозглашать Истину!..
Но споткнуться на такой малости - как, к примеру, хорошая машина, или публикация за секс с дамой, или общение с придурками ради квартиры... или - чтобы ходить нарядным и иметь славу у поклонников... да и вообще - жить в чистоте и уюте за то, что провозглашаешь Истину (вот оно!)...
Но змей-социум не мстит. Он просто питается. Он так живёт, и он не плох и не хорош - он - Есмь.
А вот творчество мстит - кто тебя за язык тянул? - так будь добр, соответствуй заявленному.
Изменил - искупи - но искупать всё труднее и яростнее - пока петля на том самом горле, что провозглашала, - не затянется. Пока сам себе - провозглашавшую Истину голову не оторвёшь - не откусишь...
Наши самые известные поэты - сплошь алкоголики.
Очень усиленно скрывали блоковеды - что Саня был запойным и дошёл до белой горячки. А ведь по портретам Блока не скажешь - он такой эстетичный. А ведь он жил на грани нищеты и бешенства.
Тоже с Есениным - якобы гуляка. Запойный до блевотины, до элементарного безумия и бешенства - молотил кулаками по лицам всех своих женщин. И пинал их же. Буквально, девушки. Глаза стеклянные, мозгов после первого же полстакана нету.
Этот Вова Маяковский пить стал так к концу, что деньги все пропивал и лез в долги. И пьяный у этой Брик куражился и слюни пускал. Хотите, я вам секрет раскрою - почему за Брик Лилькой все ошивались? И чего этот футурист в ней нашёл? Не хотите?
Наш великий Тютчев был сластолюбец - охочий до женских тел. Но мы о нём не будем.
Чайковский - композитор - тоже запивал - вы и не поверите, а то, что он был гей - так это теперь не важно.
Да что там - Рембо, Верлен, Вийон, Эдгар По - алкоголики.
Два запойных гения - Гоген и этот, со зрением искажённым - Ван Гог, - пили так, что путали ноги проституток с собственными и товарищескими. Гог - допился до того, что мочку уха себе отхватил, чтобы Гогена от зависти и интимных ощущений не зарезать.
Гоген на Таите от рома язвами покрылся, все внутренности сгорели от алкоголя, ноги стали гнить - так и сгнили.
А Байрон! Тоже пьяница. Ещё не известно - как и от чего умер...
И Хемингуэй - алкаш, и Дж. Лондон - хронический алкаш. Никак бросить не могли, хотя клялись и божились, великих воль были люди! А вот, подишь ты... только покончить с собой и оставалось - настолько алкоголь был властнее их.
А вы говорите - Высоцкий такой-рассякой. Вы не правы.
Вот Стенька Разин выбросил княжну за борт. Все скрывали - что просто напился в стельку. Пугачёв - тот вообще не просыхал. Только в кандалах в себя пришёл. Мозги вином и брагой заливал с утра до вечера - его пьяного туда-сюда возили, и вешал и казнил всех спьяну. В мире вообще все социальные дела спьяну делались. Ещё неизвестно - что и сколько все эти вожди французских революций потребляли.
Итак, мы имеем дело с хроническими алкоголиками-поэтами, проживающими половину своей жизни в адской борьбе со змием и в адских состояниях.
Видите ли, когда пьёт поэт - это совсем не то, что пьёт чиновник, глав. бух, продюсер, или начальник паспортного стола.
Всё, как бы схоже, все как бы испытывают одни и те же переживания после первых застольных рюмок, все как бы равны в переживаниях.
Но вы что! Первые дозы алкоголя проживаются поэтом и всеми остальными по-разному - настолько разно, что для описания различий потребуется докторская диссертация.
Миры зажигаются во вселенной поэта, образы и идеи, мысли - атакуют его - всё так значимо и выпукло - так неповторимо и важно!
Откуда возьмутся миры у чиновника? - так - ощущения и желание разнообразных наслаждений - типа потискать женское мясо.
"Незнакомку" Блока помните?
"И пьяницы с глазами кроликов".
А ведь он сам сидел пьяницей - но он разделил - он видел Её - "и веют древними поверьями"...
Вот и Высоцкий пил с пьяницами с глазами кроликов. Они восхваляли его демократизм - он был для них весельчаком Володькой - маленьким корефаном с гитарой, якобы воспевающим их лучшие чувства и гнилые мирки. Да и ещё голосом хрипатым-люмпенским.
Он постоянно попадался на эту удочку братского романтизма. Это тоже была измена творчеству. И месть приходила в виде наказания - не сможешь выразить Главное!
Хочешь - но не сможешь. Мог бы, да не получится!
Это хохот творчества.
Здесь ещё вот что: не нужно отрицать, что у Высоцкого или иного поэта не случались плотские желания.
Грубо говоря, разница в том, что, тиская или предаваясь тем же плотским утехам, в них не кончается процесс, а если и кончается, то затем вспыхивает снова, и все события, в том числе и утехи, становятся составляющими творческого процесса.
Когда Есенин писал "Анну Снегину" - он психически и нервно уже истощился. Но это блестящая вещь!
Он спьяну уже несколько раз мог убить - застрелить или зарезать (то факты). Так и Высоцкий - несколько раз мог убить на своём Мерседесе (было несколько отвратительных аварий в пьяном угаре). Недопустилось.
Вот Пушкин - очень хотел убить Дантеса - а того спасли поднятая рука и пуговица.
Недопустилось.
Лермонтов настолько презирал саму ситуацию, что верил, что Мартышка (они его дразнили на обезьяний лад) просто сам помрёт, если будет метиться. Он даже выстрелил в сторону, демонстрируя своё презрение к чувствам обезьяним. Мартынов врезал ему наповал.
Коммуняги учили, что то был заказ самодержавия - чуть ли не самого царя.
Да, Лермонтов обвинил предков - этих отцов аристократии - в подлости.
Жутчайшее обвинение - практически богохульство. Представьте, если кто-то обвинит ваших бабушек и дедушек, ваш род в делании подлости...
Проблема Михаила была в том, что он говорил правду.
Но вы в курсе, что жена царя просто млела от его стихов, что она знала наизусть их?
Но... чтобы заказать Мартынову...
Который был просто глупым от природы и развлекал своей глупостью Мишу.
От шуточек Миши Мартын был в состоянии, близком к падучей. Ведь он же был влюблён! Любовь Мартышки - это же тоже любовь "бездонная из петербургской белой ночи"... (ха-ха!)
Вот и Высоцкий стремился к выражению правды. Его правда - от всевозможных тружеников и профессионалов, от лиц из различных профессий и родов деятельности.
Но он хотел дружить и быть своим со всеми. Внешне в нём нет презрения, он являлся артистом, который даёт концерты, учитывая запросы зала. И потому часто выходила правда с вкраплениями чьей-то кривды.
Вот возьмите Веч. Добрынина. Это король шлягеров. Он и Юра Антонов - великие спекулянты. Очень тонкие спекулянты-бизнесмены. Хорошие и блестящие профи.
Они спекулируют на чувствах и запросах от этих чувств. Они это делают - как знатоки человеческой психо-анатомии. То кабацкие хмельные ощущения, то просто сентиментально-романтические... И главное ухватить ритм и мелодичность - усилить воздействие и создать атмосферку переживания. Здорово они это делают!
Высоцкий тоже спекулировал. А как же! Но Юре Антонову и Добрынину за это долгие лета, особняки, комфорт, слава и деньги. А Высоцкому месть творчества в адских состояниях. Почему же?
Есть очень простые ключики, но чтобы понимать и доходить до этой простоты - нужно быть проницательным...
Антонов, Добрынин.... И целый ряд корифеев и множество мэтров в поэзии...
Вот одна из тайн: вы замечали, что у Антонова и у Добрынина в песнях нет юмора?
Есть мелодичность, есть чувства и эмоции, но юмор отсутствует. Тот же Окуджава, у него юмор встречается, но специфический и редко. Тот же Визбор...
Высоцкий не состоялся, если бы его песни не были пронизаны юмором (ведь даже в лирических и романтических, а то и тягостных у него юмор - "как пёс - так и рос б в цепи"... "бью кручёные и ору притом: "Очи чёрные!").
Юмор создаёт слой, под которым прячутся начинки.
Но юмор и спасает, вытаскивает из безвыходностей за уши.
"Я на Вачу еду плача, над собою хохочу".
Я знаю, Высоцкий продлил жизнь куче народу. И в этом жертва - продлевая другим, изнашивал себя.
Антонов и Добрынин тоже создают настроения - но не спасают. Они могут поднять настроение, могут создать душевную атмосферку и дать заряд на момент. Высоцкий может вытащить из петли или же утянуть в петлю.