|
|
||
Попытка изобразить, что чувствует студент, закончивший колледж и стоящий на перепутье |
Я стою на развилке, передо мной две дороги. Одна, начатая ещё три года назад, настойчиво манит и зовёт меня в стены детского сада, другая - тёмная, далекая, загадочная, - зовёт меня в неопределённый мир педагогики школы и истории нашего времени. Идти по ней страшно, дорога слишком трудна, сквозь непростые дебри, которые пугают, заставляют оглядываться назад, туда, где все так просто и понятно, туда, где родные глаза учителей, воспитателей и вечный детский вопрос, который с каждым днём пугает меня неотвратимостью.
"А Вы к нам ещё придете?.."
Уже два года педагогической практики в стенах детского сада. Каждый год, месяц, обязательно в среду изо всех сил торопишься, бежишь, и после холодной улиц согревают двадцать пар глаз, сияющих, счастливых, прекрасных, невинных детских глаз, каждый день смотрят на меня снизу вверх. Каждый день они ждут меня, ждут нового, новых открытий. А как радостно или грустно они прощаются со мной в конце дня, по пять человек бросающихся, обнимающих, а у меня на глаза порой наворачиваются слезинки от этой картины, потому что страшно говорить детям, что уходишь до следующей среды.
Как же мне страшно порой от осознания, что безжалостное время идёт все быстрее, и совсем скоро мне придётся им сказать правду, что я больше их не увижу!..
И столько всего хочется рассказать моим детям, моим воспитанникам, но так мало времени для этого отведено! И в колледже порой удается минутка, и вспоминаешь, Настя болела, должна прийти, Лиза опять хулиганит, хотя обещала больше так не делать, Ваня не ест кашу, Костя не любит гимнастику, Алису не причесали перед тем, как привести в детский сад.
А уж занятия... Каждое не похоже на другое, к каждому готовишься, стараешься дать детям, как можно больше, и каждый день двадцать пар глаз смотрят на тебя, замечают все, от цвета кофточки до причёски, радуются моему приходу, почти так же, как и два года назад. И рядом с ними неизменно воспитатель, мастер своего дела, всегда готов помочь, где надо - объяснить то, что не дали учителя, прийти на помощь с советом, или если им самим порой нужна помощь. Важно суметь быть полезной, важно сохранять в себе память о том, откуда пришла, кто тебя воспитал, кто научил.
"... "Студент на практике - лицо колледжа" - любит повторять заведующая производственной практикой. Ее завет я свято помню с первой конференции, посвященной началу практики. Соблюдать несколько несложных правил - хорошо выглядеть, быть вежливыми с сотрудниками, с родителями, не опаздывать, быть дисциплинированными, всегда готовиться, слушаться руководителя. И всегда иметь при себе главную опору - Дневник..."
Все эти годы дневники - практики и мой - всегда сопровождали меня, оставляя бесценный клад. Я часто оглядываюсь в прошлое, пытаюсь понять, осмыслить, угадать, что же ждет меня после того дня, когда я покину стены родного колледжа, где была счастлива.
"Мне не надо ни отметок, не похвал, самая главная похвала для меня - детская улыбка, их доверие, их любовь, которую я НЕ ИМЕЮ права предать или обмануть. Жаль, только это не объяснишь..."
Да, порой трудно, да, по утрам хочется спать, но ведь и солдатам бывает трудно на войне. А педагоги - те же солдаты. Вокруг детей порой столько опасностей, и иногда только педагог может защитить детей от кошмаров этого страшного мира.
Я должна всегда находиться при детях, всегда уметь отвечать на их вопросы, порой такие, на которые не знаешь ответа. А потому - постоянный поиск, постоянное самовоспитание, самообразование, постоянный поход в библиотеку, и потом терпеливо рассказывать детям обо всем, что они хотят узнать.
" Это ли мне приходиться оставлять?.. А... взамен?.. "
Что меня ждет взамен? Все с нуля, все с начала, как будто и не было этих лет, как будто они были сном. Сном, из тех, приходящих под утро. Новые лекции, новые предметы, все поднимать заново, но в другом месте. И прощаться с детьми в последний день практики придется НАВСЕГДА. Их - из подготовишек - в школу, меня - из колледжа, но куда?..
"Страшно..."
Страшно покидать, страшно оставлять друзей, страшно уходить, понимая, как многого не успела сказать, как много не успела сделать. Не сумела сказать любимым учителям, что только на их уроках я была счастлива.
Да, я выбрала самую прекрасную, самую мирную профессию на свете, она никогда не уйдет, она всегда будет нужна, всегда будет в этом мире, как категория, которую она олицетворяет, но все-таки страшно, страшно так, что порой хочется забиться в угол, закрыть глаза, лишь б ничего этого не видеть и не слышать. В колледже все слишком просто, слишком стало родным, постепенно ко всему привыкла, и что-то поняла для себя слишком поздно, и уже нет времени, чтоб это осознать и суметь сказать все, что не смогла сказать раньше.
"...Тянет нас от нашего порога
К новым стройкам, к звёздным кораблям.
Нужно нам узнать ещё так много,
Некогда стареть учителям..."
(М. Пляцковский)
Как мне решится? Как решится исполнить то, что я сказала, тогда, навсегда оставляя школьную скамью? Моя профессия - педагог, но как стать педагогом, не пройдя все ступени развития человека?
Я стою на перепутье нескольких дорог, не в силах выбрать свой истинный путь, словно акробатка, балансируя между ясной прямой дорогой и тёмной неопределенностью, и только, как маяк надежды - родные глаза учителей, незримо говорящих мне: "Смелее, ты сможешь!.."
"Иди, не бойся..."
Да, не нужно бояться, нужно понимать, жизнь продолжается, впереди еще столько новых людей, знаний, открытий, совершаемых ежедневно, но всегда страшит неизвестность, неопределенность. И им в противовес - надежда, счастье и радость от побед, даже самых незначительных.
И именно это порой так трудно понять студенту, находящемуся на перепутье всех дорог, держащим в дрожащих ладонях диплом об окончании колледжа.
А теперь...
Уходя из любого учебного заведения, любой учащийся находится на перепутье, не решаясь, куда шагнуть, какую дорогу выбрать. Но порой так трудно решится и шагнуть туда, куда не решался заглянуть, словно полоса отделяет от неизвестного и такого туманного будущего. Хочется верить, там, за полосой - светлее солнце, синее небо, и любимая работа.
Все же, заниматься истинно любимым делом - я искренне считаю настоящим счастьем, помогающим двигаться дальше, преодолевать любые трудности, понимать, как же широк, прекрасен, необъятен наш мир, и знать, что за моей спиной семья, близкие люди, команда коллег-единомышленников, улыбки друзей и любовь, та, о которой столько пишут в книгах.
Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души"
М.Николаев "Вторжение на Землю"