Ганжа Павел Александрович : другие произведения.

Хамелеон

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Размер опупейный. ☺








     Туманной дымкой тают путы снов, 
     Свет солнца поднимает век портьеры.
     И мир, представший взору, столь не нов, 
     Что кажется уныло-тускло-серым.
          
     Обычный день. Подъем. Диванный скрип.
     Путь к зеркалу - шаги на гильотину.
     В нем отражен невзрачный хмурый тип -
     Безрадостная, в общем-то, картина.

     В холодной глади вижу тень лица,
     Размытый образ, смазанный, нечеткий...
     Надеть сегодня маску наглеца,
     Хозяина и пряника, и плетки?

     Пожалуй, будет впору, в самый раз
     С нахальным видом шляться по бульварам.
     Оскал подонка, хищный прищур глаз
     И чуть заметный "выхлоп" перегара.

     Подобный, всем знакомый, персонаж
     Живет во мне - он гной в нарывах быта.
     Подчас, когда срывает банк кураж,
     Я чувствую не ноги, а... копыта...

     Натягиваю шкуру наглеца.
     Немного неуютно, но терпимо.
     Готов с судьбой сражаться до конца,
     И счастью не пройти сегодня мимо.

     Второму счастью - правильней, точней.
     Так наглость называется в народе.
     Я разный в череде похожих дней,
     Подстать капризной моде и погоде.

     Меняю маски: маг, слуга, король,
     Добряк, распутник, циник и мечтатель.
     И каждый миг играю в жизни роль,
     Я сам талант и сам же почитатель.

     В моем шкафу скелеты и плащи-
     Наряды в театральной костюмерной.
     Найдешь, что хочешь, только поищи.
     Личина будет яркой, достоверной.

     Злодей - коварным, доблестным - герой.
     Устало-бодрым, пьющим сон - прохожий.
     Лицо покрыто маской, как корой,
     Второй - порой меняющейся - кожей.

     Вразвалку выхожу, пинаю дверь.
     За ней кипит, шумит, пылает город.
     Дождем плюет, рычит небесный зверь.
     Не страшно - подниму лишь куртки ворот.

     Легко шагаю вдоль картин-витрин,
     Растущих на комках стеклобетона,
     И, краски - даже та, что славил Грин-
     Бессильны во владениях Плутона.   

     Идут навстречу люди - блики тел.
     Других везут автобусы, машины.
     Никто из них Икаром не взлетел, 
     И мало кто взобрался на вершины.

     Убиты их волшебные мечты - 
     Реальность неоправданно жестока.
     Они хлебают пену суеты,
     Плывут, не вырываясь из потока.  

     Улыбки стерты смогом, словно мел,
     Во взглядах - настороженность с опаской... 
     Возможно, я единственный посмел
     Мир внутренний прикрыть волшебной маской.

     Она моя защита и броня,
     Живет невнятной мимикой на коже,
     От посторонних храм души храня...
     От лишних чувств его спасая тоже.

     Спасательный жилет и парашют...
     Поможет отыграть чужие роли...
     Злодей. Герой. Охальник. Трагик. Шут.
     Костюм снимая, плачу я от боли.

     И с маской отрываю часть лица,
     Беспечно обнажая нити-нервы...
     На сердце тяжесть - девять грамм свинца,
     Не вспомнить мне своих сюжетов первых.

     Начальный опыт сгинул в бездне лет.
     Наверное, и в детстве босоногом
     В моем шкафу уже лежал скелет -
     Поставлено спектаклей очень много.
     
     Забылось, сколько грянуло премьер
     Я рвал себя - как плоть людей опричник...
     Не одолев единственный барьер - 
     Реальности убогой и статичной. 
      
     Ведь в ней существование влачат
     Не куклы даже - тухлые консервы.
     На жертв-ягнят и хищников-волчат
     Поделены. Сеньоры есть и сервы.

     Но дуализм подобный мне претит,
     Не сыщет нищий медь на пепелище...
     Имею непомерный аппетит,
     И роли принимаю вместо пищи.

     С личиной я преображаюсь сам
     И следую вновь избранным канонам.
     Тянусь поочередно к полюсам.
     Текучесть форм считаю я законом.

     И как понять такому мне людей,
     Познать нелепость чуждой их культуры?..
     На слякотных равнинах площадей
     Стоят-идут тряпичные скульптуры.

     Пусть мимо ветхий шествует старик-
     Бесцветен и почти уже бесплотен,
     В морщинах грим, в залысинах парик, 
     Похож на остальных, один из сотен.
     
     И чтобы он ни чувствовал, ворча,
     Смеясь, рыдая, корчась в муках гневных,
     Но плащ со своего надет плеча -
     Затертый символ действий повседневных.

     Другой пример. Из сонма юных дам
     Мне очень сложно выделить кого-то...
     Серьезны и умны не по годам,
     Но однотипны, словно в улье соты.
     
     От верениц штампованных девиц
     Болят глаза. И клон сменяет клона.
     Все - копии крутых актрис-певиц,
     Но дубликаты хуже эталона.

     Мечты девиц - шаблонны и просты -
     Питают лужи душ водой из крана.
     Гляжу на их прекрасные черты, 
     И вижу тени звезд телеэкрана... 

     Возьмем иных, вот женщина в летах,
     Мужчина зрелый - куклы глупой пьесы.
     И вроде на своих они местах,
     Но нет в них чувства, страсти, интереса.

     За ними наблюдаю свысока - 
     Соленый пот на толстом слое грима. 
     Тоска. И ощущение песка,
     Во рту. Игра уныла и незрима. 
     
     И маскам-заготовкам счета нет:
     Студентка, пастор, праведник и грешник,
     Кокетка, циник, хам, подлец, эстет.
     Безумец, простофиля и насмешник...

     Но каждый лик - застывший обелиск,
     Найдешь за ними что-нибудь едва ли...
     Увидишь, развернув железный диск,
     Обратную лишь сторону медали.

     В сценариях изжеваны листы,
     Гримасы их - ужимки обезьяны.
     И образы безоблачно пусты,
     В игре царят проколы и изъяны.

     И  в шкуру великана лезет гном,
     Красавица бесстыдно безобразна...
     Колышется расплывчатым пятном
     Любой костюм в толпе безлико-праздной.

     И в этом море масок не найти
     Достойную клейма оригинала.
     С толпой спешащей мне не по пути.
     Оттенков счастья в ней ничтожно мало...

     Домой иду, прохожих сторонясь,
     Корветом рассекаю в лужах волны,
     Со стен домов стекаю, словно грязь -
     Сбегаю от бесстрашных, злых и полных. 

     Встречаться с кем-то в латах наглеца?
     Увольте, лучше сразу к тигру в клетку.
     Мещане видят искренность лица
     Отчетливо, как вплавленную метку.

     Поэтому не надо лишних встреч,
     Конфликты и скандалы - неприятны...
     Добраться бы до дома и прилечь,
     Не угодив в расплывчатые пятна

     И вот переступаю я порог
     Своей необустроенной берлоги.
     Промок, устал, чудовищно продрог 
     И до мозолей стер в итоге ноги.
     
     Одежда - прочь. У зеркала стою,
     Ищу, отбросив путы липкой лени,
     Упорно маску лучшую свою
     В стеклянном лабиринте отражений.

     Ту маску, что улыбкой я носил, 
     Когда еще считал отвагу благом, 
     Не клянчил ничего у Высших Сил,
     И  верил слову - больше, чем бумагам.

     Теперь клише я этим глупым чужд,
     Не верю в бескорыстность и безгрешность
     И для своих потребностей и нужд
     Меняю душу так же, как и внешность.
     
     Найти хочу утраченную суть,
     Нетленный стержень собственного дара.
     Но чувствую: внутри сплошная муть -
     За образы бесчисленные кара.

     Печально. Кем я только ни бывал,
     Любая роль - нарыв и соль на раны... 
     А зеркала правдивого овал
     Показывает марево тумана...   
     
     И сдерживая бешенство с трудом,
     Я волком скалюсь - тысячи осколков
     Вонзились в плоть... Пусть звон наполнит дом!
     Разбить стекло? Но в том не будет толка. 

     Не вздрогнет мир, услышав мой сигнал,
     И небо не ударит в ночь кометой.
     Закончен маскарад. Настал финал. 
     Нет места в нем для песни недопетой.

     Утеряно куда-то естество...
     По воле то ли черта, то ли Бога
     Меняющее маски существо
     Сидит внутри. И слепков слишком много.

     И плащ героя мне не по плечу...
     Не ведаю, где лен, а где тут пакля, 
     Где правда, где обман... Я так плачу
     За тяжкий грех игры в своем спектакле. 


     27.02.2000 ( ред. 2011)

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"