Гавань Сергей Васильевич : другие произведения.

Лимуааэль, советы по письму. Выпуск 4

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:


   Совет N 5. Создавая фентези миры.
   -Не составляйте список тех вещей, которые обязаны быть в вашем мире. Это механическая вещь, как и профили персонажей, а история - слишком своенравный зверь, что бы сидеть в клетке и оставаться при этом живым. Когда я создавал свой первый мир, Аркадию, я думал, что это будет мир более-менее напоминающий средневековый. И как я радовался результату, когда оказалось, что миром правит нечеловеческая раса, слишком индивидуалистская, что бы накладывать на неё феодальные ограничения. В итоге Аркадия получилась куда более интересной и живой, чем я задумывал изначально. Создание необычных миров - это очень хорошая вещь.
  
   -Убедитесь, что ваш мир не разделён на добро и зло. Да, Толкин сделал это, но не каждый фентезийный автор является Толкином. В сущности, никто, кроме Толкина не может быть Толкином, но даже он был куда более тонок в этом вопросе, чем большинство авторов обычного фентези. Он сделал концовку Властелина Колец одновременно и счастливой, и грустной, он не оставил персонажей в радужных облаках.
   Если вы создаёте Тёмного Лорда и рафинированного Гендальфа, то с огромной вероятностью они будут карикатурными персонажами. То же самое и со всем остальным. Злые отвратительные монстры живут в стране с вулканической активностью и думают о том, как изнасиловать побольше людей, прекрасные и сверхдобрые эльфы обитают в сочном и зелёном лесу, и мыслят о мире и покое - вы чувствуете, как у меня скрежещут зубы? Избегайте подобного, сделайте грань более расплывчатой, избегайте крайностей и утрирования.
  
   -Убедитесь, что ваши герои иногда проигрывают или, как минимум, платят большую цену за победу. Одна из прекрасных вещей во Властелине Колец - это печаль, приходящая с осознанием того, как много людей выстрадало и погибло, чтобы Кольцо было уничтожено, а Арагорн смог править Гондором. Такая картина чувствуется гораздо глубже и прекраснее, чем приторный конец очередной сказки, где группа героев прошла катком по всем злодеям и переженилась в конце.
  
   -Что насчёт нового пантеона богов? Обычно авторы выбирают христиано-подобную религию, только без Иисуса, или дёргают богов из греческих, арабских, восточноазиатских мифологий. Если вы один из них, то потрудитесь объяснить, почему люди в вашем мире поклоняются именно этим богам (богу), и почему их культура так похожа на нашу. Или придумайте собственных, опять же, с объяснением.
  
   -Не нужно основывать важные события вымышленного мира на важных события реального мира. Это плохая идея. В худшем случае авторы проводят параллели так очевидно, что читатели заподозрят вас в попытке создать пародию или аллегорию на эти события. В лучшем - они заранее узнают о развязке.
  
   -То же самое относится и к культуре. Умейте различать создание культуры вашего мира с взятием некоторых мотивов из культур реального мира, и банальное копирование всего и вся. Как вы объясните наличие тех же верований, событий, названий и имён в вашем фентези мире, если это не альтернативная история?
   Толкин поставил очень близко эльфийскую любовь и брак исходя из своего католического восприятия. Но создание культуры из "любви к" не то же самое, что обычная кража из первоисточника. Большинство читателей увидят разницу.
  
   -Попробуйте привнести новую систему магии и поставьте ясные ограничения. Обычно системы магии оказываются весьма просты, например, магией обладают только благородные люди, или члены определённой семьи. И плата за использование магии незначительна. Задумайтесь: что конкретно происходит с магом во время размахивания руками или палочками? Почему именно эти жесты? Почему эти слова? И что случится, если магу сломают палочку или руки? Кстати, зачастую, злодеи даже недодумываются до такого простого способа вывести из строя магов.
  
   -Почему тупые злодеи? Почему уродливые? Почему бы не сделать злодея умным и красивым? Почему Тёмные Создания прячутся от света? Почему бы не сделать их красивыми и внушающими восхищение? Я знаю некоторые примеры из легенд и книг - сирены, например, или дроу из Д&Д.
  
   -Не стоит красть континенты из Земли. Если вы нарисовали континент, похожий на Австралию, который расположен в том же месте на шаре, что и Австралия, то читатели скажут вам об этом, даже если континент называется Даамсара. В худшем случае вам попадутся читатели из Австралии, которые обеспечат вам головную боль из-за того, что вы неправильно изобразили тамошний климат и культуру.
  
   -Вам не нужно делать каждое фентези эпичным. Я имею в виду не только продолжительность, но и предмет истории. Зачастую авторы концентрируются на действии и битвах так обстоятельно, что у них нет времени ни на что другое. Беовульф сражается в битвах, и мы ни разу не видели его в минуты покоя. Смешно, насколько часто в книгах герои проходят от начал и до конца истории без единого упоминания о том, что они вообще ели, или о том, как на них повлияла та или иная ситуация. Порой, стремясь показать масштаб и действие, авторы забывают о персонажах, о том, что у людей всегда есть что-то между битвами.
  
   -Убедитесь в умеренности использования пророчеств, предначертаний, магических артефактов и тому подобных вещей. Обязана ли ваша история начинаться с идиотского пророчества или может обойтись без него?
  
   -Помните, что читатели не знают о вашем мире столько же, сколько вы. Если вы делаете предположение, но не трудитесь его объяснить, то это понятно. Когда вы делаете так постоянно, читатели будут смущены, им может показаться, что вы вытаскиваете совпадения и исключения из воздуха просто чтобы заставить героя куда-то идти. Если у вас это так, то, пожалуйста, остановитесь. Создавайте настоящую историю.
  
   -Пусть ваш стиль соответствует истории. Не нужно использовать сленг, если ваш мир не был задуман чем-то грязно-современным. Ваш поэтичный благородный эльф скажет: "Эй, ты, дуй сюда"? Ваш король может сказать слуге: "Пошёл нахер отсюда!" и это будет выглядеть убедительно. Если такое скажет молодая принцесса? Вряд ли.
  
   Совет N 52. Прологи.
  
   -Не делайте пролог слишком длинным.
   Лично я стараюсь ориентироваться на 5 страниц, не более. У кого-то срабатываются и более длинные прологи, но абсолютно точно не нужно делать пролог размером больше главы.
   На это есть три причины:
   -Если пролог выполнен в худших традициях, то он отдаляет действие истории, вместо того, что бы вовлекать читателя сразу, отдаляет встречу и заинтересованность в главных героях.
   -Многие читатели предположат, правильно или неправильно, что пролог менее важен, чем сами главы, и будут стараться пробежаться по нему как можно быстрее, и станут нетерпеливыми, если пролог будет долгим.
   -Не начав историю с первой главы, вы создадите видимость того, что вы действительно ещё не начинали рассказывать историю.
   Поэтому...
  
   -Убедитесь, действительно ли вам нужен пролог. Если вы начинаете историю с главного персонажа, и всегда остаётесь с ним, то вам вряд ли нужен пролог. Подумайте, какую роль пролог может выполнять для вашей истории. Если он не привнесёт ничего нужного, тогда избавьтесь от него. Если хотите упомянуть о каких-то небольших моментах прошлого, то подумайте насчёт инфо-блоков во время основного действа - возможно, они не займут много места.
  
   -Если ваш пролог рассказывает миф или легенду вашего мира, то убедитесь в их значимости. Порой очень раздражает читать о богах, пророчествах и сокровищах, и внезапно запрыгивать в голову Главного Героя-Фермера N 18503 без единого намёка на оных богов, пророчества и сокровища. Некоторые писатели создают прологи, что бы наполнить их всяческой информацией, и это понятно, однако ни один пролог или глава не может быть оправданием для разговоров, разговоров, разговор о пророчествах и мифах.
   Наконец, для меня большинство из таких прологов не работают потому, что у авторов не получается совладать с мифическим языком, и в итоге пролог напоминает испорченный фрагмент из какого-нибудь греческого мифа или библии.
  
   -Постарайтесь не отдалять пролог от первой главы по времени. Почему бы не начать сразу с глав нашего героя, за которого нам предлагается переживать? Да, персонажи или истории из пролога могут всплыть, но обычно это случается далеко впереди, и лишь назойливо отрывают читателя от основного сюжета, заставляя вспоминать о "тех волшебниках из пролога".
   Если пролог сделан плохо, то он убивает весь саспенс истории, высасывает весь интерес. Если герой ищет Золотой Кубок, а из пролога мы знаем, что он находится на вершине Горы Смерти, тогда в этом нет никакой неожиданности, сюрприза, эмоций. Читатель уже знает развязку. "Да, он находится на вершине Горы Смерти, как захватывающе... вот только нет, ведь пролог уже рассказал мне об этом". *зевок*
  
   -Избегайте раздражающего узора с показом травмирующего события из жизни главного героя и затем прыжком на 10-12 лет в настоящее.
   Это должно быть хорошим способом избежать рассказа о событии в флешбеке, и показать, как герой справился с последствиями события. Проблема, однако, в том, что этот скачок не позволяет показать то, как персонажи борются с травмой, а также позволяет им оставаться в хватке всемогущей травмы. Если даже всю семью героини в 8 лет убили на её глазах, я буду ожидать, что в 28 лет она не будет каждую ночь просыпаться в холодном поту от кошмаров или кричать при виде крови. Если она будет, тогда с ней что-то не в порядке. И нет - я не верю, что такой вид душевной раны лечит особой магией или Судьбой.
   Если вы хотите показать, как герой восстанавливается после травмы, лучше делать скачок в полгода-год.
  
   -Ни при каких обстоятельствах не создавайте пролог, который становится значимым к концу третьей книги или чуть раньше.
   Хотите узнать, как много раз я читал о волшебнике, который спрятал сокровища в прологе, и в следующий раз появился лишь в конце второго тома, вызывая у читателей вопросы "Что?", "Кто?", "Какое это имеет значение?".
   Чертовски, мать их, много раз.
   Не делайте таких прологов.
  
   -Не ничего плохого, если в прологе показаны обычные события.
   Действительно, ничего. Героиня может пойти собирать цветы с матерью и внезапно увидеть какую-то пещеру, в которую она войдёт в ближайшие главы. Ей необязательно находить там магический меч или видеть, как её мать убивают на её глазах. Важно то, что этот пролог может послужить важной отправной точкой для сюжета ближайших глав.
  
   Прологи имеют право на жизнь; они просто очень часто неправильно используются.
  
  
  
   Совет N 43. Интриги.
   -Следуйте правилу "СЭПИ". Оно означает "Сохраняй Это Простым, Идиот". В отношении политических интриг, зачастую благородные вовлечены в Византийские схемы без особых на то причин. Я читал много книг, в которых лорды составляют все эти головоломные планы, с паролями и тайными собраниями, хотя ничто не мешало им пойти и убить нужно человека так, чтобы этого никто не видел. Подумайте, если человек хочет убить кого-то и это для него не будет сильной ношей, то почему бы ему не сделать это, вместо того, что бы плутать в лабиринте интриг?
  
   -Не делайте сюжет тупым или противоречащим самому себе.
   У благородных та же самая проблема, что и у Тёмных лордов - у него идёт всё по плану ровно до тех пор, пока не появится главный герой. Если им удавалось сохранять свои действия в тайне на протяжении месяцев, то почему герой обязан понять, что происходит? Благородные порой действуют по-идиотски без причины.
   Я читал несколько книг, где лорд стремился занять трон в начале книги, а потом внезапно начинал предпринимать действия, которые отдаляли его от трона всё дальше и дальше. И я чесал затылок и спрашивал книгу, куда подевался тот умный лорд из начала книги.
  
   -Постарайтесь избежать некоторых из самых очевидных клише.
   Секретные встречи, пароли и яды в вине - это всё хорошо, если на то есть причина. Однако довольно часто лорд может убить врага при свете дня и без всякого яда, если он достаточно умён, и никто не докажет, что это его рук дело.
   Нужно ли им встречаться секретно? Кто о них доложит? Работает ли пароль? Легко ли его запомнить? Довольно часто сообщить пароль - это лёгкий способ предательства.
   Разработка планов интриганов должна быть столь же тщательна, что и проработка самих интриганов. К слову, наведите справки о ядах. Подумайте, к какому из них есть доступ у интригана.
  
   -Почему герои всегда прибывают в самый нужный момент?
   Зачастую злодей уже готовится отравить короля, но тут герой понимает всё и останавливает его. Лишь немногие авторы умеют обращаться с такими поворотами сюжета, и по большей части герой кажется чересчур быстро думающим или злодей слишком тупым. Попробуйте сделать так, что герой сперва раскроет тайну, никому об этом не скажет, и уже затем нанесёт удар злодею, раскрыв его и предоставив доказательства. Иначе возникнет патовая ситуация "моё слово против его слова", и герой ничего не добьётся.
  
   -Попытайтесь избежать детективной развязки. Герой стоит перед восхищённой толпой и объясняет все хитросплетения интриги. Это работает только в детективах, и даже тогда порой заставляет сморщить нос. Детективной развязкой очень легко прикрыть дыры сюжета, детективная развязки подразумевает, что читатель не сможет самостоятельно вычислить преступника и понять, в чём заключается интрига.
   И, наконец, детективная развязка часто чувствуется слишком приторной. Сюжет большинства фентези и так заканчивается полным хеппи-эндом, и подробное триумфальное раскрытие планов злодея лишь добавляет сладкого груза.
  
  
  
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"