Гавриленко Дмитрий Сергеевич : другие произведения.

Ты, всезнайка, разгадай-ка!

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:

  Лингвистическая игра
  5-й класс
  Тема урока: "Три склонения имен существительных".
  Цели:
  углубление знаний о трех склонениях имен существительных и систематизация ранее изученного материала;
  развитие у учащихся логического мышления и наблюдательности;
  воспитание бережного отношения к родному языку.Наглядность: плакаты с зашифрованными именами существительными.
  Вступительное слово учителя. С именем существительным вы знакомы давно. Знаете три склонения. Сегодня мы опять будем иметь с ними дело. В классе созданы две команды, каждая избрала себе капитана. Только капитан, посоветовавшись с членами команды, имеет право выступать от ее имени. Нужно отгадать загадку и определить склонение имени существительного, так как именно оно представляет отгадку. За правильный ответ команда получает один балл. За правильную отгадку и неверно указанное склонение команда получает половину балла. В случае неправильного ответа капитана его соперник получает возможность заработать дополнительный балл, потому что загадка переходит к нему. Капитан команды-победительницы на короткое время становится учителем: он ставит оценки членам своей команды и указывает, за что они поставлены.
  Итак, игра начинается. Капитан первой команды защищает название.
  Капитан. Моя команда - "Несклонята". Это значит: мы не склоняемся перед соперниками и намерены победить.
  Учитель. Выступает капитан второй команды.
  Капитан. Мы решили назвать себя "Имейками". Это значит, что мы имеем немало знаний об имени существительном и надеемся победить, используя эти знания.
  Учитель. Загадка для первой команды.
  Душа-девица
  Меняет лица:
  То тепла, то холодна,
  То заплакана она.
  ("Несклонята" совещаются.)
  Капитан. Отгадка - погода. Имя существительное 1-го склонения.
  Учитель. Вниманию второй команды предлагается загадка:
  Зелен с виду, кряжист дед,
  Стойко прожил тыщу лет.
  Капитан (после совещания с членами команды). Дуб. Имя существительное 2-го склонения.
  Учитель. Загадка для "Несклонят".
  Юная красавица -
  Красная она.
  Очень детям нравится,
  Соку полна.
  (Первая команда совещается.)
  Капитан. Морковь. Существительное 3-го склонения.
  Учитель. "Имейки", внимание.
  Пока малютка скромный -
  в шапке набекрень,
  А вырастет огромный -
  в полполяны тень.
  Капитан (посовещавшись с командой). Желудь. Существительное 2-го склонения.
  (Учитель подводит предварительный итог соревнования.)
  Учитель. А теперь общий вопрос для двух команд. "Подскажи словечко!". Оно является отгадкой. Капитаны должны письменно подсказать словечко и определить его склонение.
  С поднебесья во весь дух
  Шумно шлепнулся на луг,
  Вымыл травы, и цветы,
  И канавы, и кусты.
  Днем с огнем его найдешь?
  Это быстрый летний...
  (Капитаны должны подать письменный ответ: "Дождь. Имя существительное 2-го склонения".)
  Учитель. Загадка для первой команды.
  Она бела, тонка, стройна,
  Ее прическа зелена.
  Капитан (после совещания с "Несклонятами"). Береза. Имя существительное 1-го склонения.
  Учитель. Второй команде предлагаю загадку.
  Оно
  похоже на окно.
  Все, что видим мы кругом,
  Мы легко отыщем в нем.
  ("Имейки" совещаются.)
  Капитан. Зеркало. Имя существительное 2-го склонения.
  Учитель. Задание остается тем же. Надо расшифровать слово, определить, к какому склонению оно относится. Вместо загадки предлагаю "Несклонятам" плакат
  ЩМ + ЬП + ОО
  (Команда совещается.)
  Капитан. Зашифровано имя существительное помощь. Оно относится к 3-му склонению.
  Учитель. Предлагаю плакат с зашифрованным словом (оно связано со спортом) для второй команды. Задание остается тем же.
  ЬВ + АА + РР + Т
  Капитан (после совещания с "Имейками"). Вратарь. Имя существительное 2-го склонения.
  Учитель. Общий вопрос для двух команд. Разгадать загадку, письменно ответить, к какому склонению относится разгадка.
  Головастый, маленький,
  Шустрый и удаленький,
  На радость человеку
  Вместил в себе библиотеку.
  (Капитаны должны ответить так: "Компьютер. Имя существительное относится ко 2-му склонению.)
  Учитель подводит окончательный итог соревнования и называет команду-победительницу. Капитаны выставляют оценки победителям, говорят о вкладе каждого.
  Дмитрий Сергеевич Гавриленко (Журнал "Русский язык", Љ31, 2004г.)
  rus.1september.ru/article.php
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"