Гаврилов Дмитрий Анатольевич : другие произведения.

Сборник эвристических задач к курсу "Начала сильного мышления"

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Представлены избранные контрольные вопросы и задания для самостоятельной работы по основным разделам междисциплинарного учебно-методического курса "Начала сильного мышления. Как искать и находить нелинейные решения": развитие творческого воображения; преодоление психологических, гносеологических и других барьеров; эвристические, алгоритмические и диалектические методы поиска эффективных нелинейных решений изобретательских задач и оптимизация процесса разыскания продуктивных творческих идей. Предназначено для широкого круга читателей, слушателей курса: молодых работников и специалистов, студентов как инженерно-технических, так и гуманитарных вузов, одарённых выпускников общеобразовательных школ, гимназий и училищ, заинтересованных в тематике педагогов и преподавателей.

  Гаврилов Д.А. Сборник эвристических задач к курсу "Начала сильного мышления". Часть 1. - М.: Издатель Воробьѐв А.В., 2017. - 88 с. ISBN 978-5-93883-358-6
  
  Всех нас учили решать задачи, но одни - долго блуждают в потёмках и находят решение только после подсказки, а другие - отыскивают его сразу и без подсказок, будто бы и не искали его совсем. В чём здесь секрет?
  
  Бесконечен спор психологов о том, какова доля врождённых способностей, а какова приобретенных. Но как бы ни соотносились между собой эти факторы, фактом является то, что мозг человека способен совершенствоваться и приобретать новые качества в течение всей жизни!
  Термин "сильное мышление" использовался с упором на продуктивность и результативность ещё в самом начале XX века немецким психологом Максом Вертгеймером (1880-1943) в ходе исследования им процессов поиска творческих решений в проблемных ситуациях. В то же время с точки зрения всеобщей организационной науки над разными аспектами сильного мышления работал создатель тектологии, врач, экономист, философ и естествоиспытатель Александр Богданов-Малиновский (1873-1928), предвосхитивший идеи ТРИЗ, и не её одной. Можно было бы назвать ещё нескольких выдающихся методологов теории творчества, от инженера-механика Петра Энгельмейера (1855-1941), создателя "философии техники", и до того же ныне здравствующего Эдварда де Боно (р.1933), британского психолога, автора книг о "серьёзном творческом", "латеральном" и прочих видах эффективного мышления.
  
  В наше время "авторство" термина почему-то связывается с одним из главных создателей ТРИЗ, Генрихом Альтшуллером (1926-1998). В самом деле, в одной из рукописей середины 1970-х годов "о современном состоянии ТРИЗ" он упоминал о некоей "Общей теории хорошего мышления", как конечной цели собственной работы.
  
  Мы не склонны ставить знак тождества между ТРИЗ и теорией "сильного мышления". Сильное мышление не сводится единственно к изобретательской деятельности, как и само творчество не исчерпывается только художественным, исключительно научным или даже инженерно-техническим его видами.
  
  Выделим несколько главных, на наш взгляд, признаков "сильного мышления": диалектическая логика, неортодоксальность и нелинейность движения мысли, способность преодолевать психологические, понятийные и прочие барьеры (в том числе, за счёт междисциплинарных параллелей, высокой вариативности, мощных ассоциативных связей), умение справляться с леностью ума, развитое творческое воображение, системность, и, наконец, творческая интуиция (предвидение), готовность (наличие навыков и умений) к нестандартному, эвристическому действию в условиях неопределённости.
  
  Отчасти ТРИЗ удовлетворяет этим признакам. Но было бы в корне неверно утверждать, что владеющий сильным мышлением просто обязан владеть инструментарием этой теории... Да, знакомство с ТРИЗ в её классическом виде может значительно помочь в творческом развитии, хотя, повторяем и смеем это утверждать, что любого человека, обладающего некоторым минимумом способностей, можно научить решать изобретательские задачи, используя стандартные приёмы разрешения противоречий. Вопрос в другом, насколько универсальны эти инструменты и сколь широк круг подвластных им задач!
  
  Даже при наличии врождённых способностей сильное мышление это дар, который необходимо развивать (и преумножать каждый день). В жизни часто встречаются задачи с неопределёнными условиями и даже с недостаточно сформулированными целями. Их решение требует развития особых навыков и владения специальными методиками. Всё это мы изучаем в нашем специальном авторском курсе лекций, семинаров и тренингов "Начала сильного мышления...", первая часть сборника контрольных задач и упражнений к которому, в основном составленная и отредактированная Д.А. Гавриловым, представлена в настоящем издании.
  
  Поскольку эта книга может попасть в руки просто заинтересованного читателя, далёкого от системного изучения теории творчества, необходимо упомянуть хотя бы о способе решения творческих задач, хорошо известном, да мало кем используемом. Речь идет о методе отложенного решения. Он заключается в том, что после глубокого сосредоточения на задаче и попытке её решить с ходу, если задача не решается, то решение откладывается на потом. Через некоторое время возвращаются к задаче, это может быть через два или три часа, через сутки, но не позже. Так делают до тех пор, пока задача не поддастся. Это может занять много времени.
  
  Но как быть, если есть и другие задачи, которые необходимо решать? Неужели, больше ни о чём нельзя думать?
  
  Не следует бояться, что задачи будут мешать друг другу - наш мозг по своему эволюционному происхождению, в отличие от Windows, чего бы там о нём не говорили в рекламных целях, многозадачная система! Он сам выстроит задачи по приоритетам важности. Нужно больше ему доверять!
  
  Благодарим наших коллег и друзей, Сергея Александровича Дорофеева, Станислава Эдуардовича Ермакова, Андрея Сергеевича Морозова - за содействие в подборе и формулировке некоторых интересных задач упомянутого курса, а также Анатолия Александровича Вассермана и Нурали Нурисламовича Латыпова - за полезные обсуждения ряда эвристических вопросов на интеллектуальных состязаниях и тренингах в годы совместной работы.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"