Гаврилов Дмитрий Анатольевич : другие произведения.

Системное и критическое мышление

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Вниманию наших читателей фрагмент новейшей коллективной монографии (из авторского раздела): Вассерман А.А., Гаврилов Д.А., Воробьёв А.В. и др. Системное и критическое мышление / Вассерман А.А., Гаврилов Д.А., Воробьёв А.В., Ёлкин С.В., Юшин А.О. / Под общ. ред. А.А. Вассермана; составители: Д.А. Гаврилов, А.В. Воробьёв / Факультет комплексной безопасности ТЭК Российского государственного университета нефти и газа (НИУ) имени И.М. Губкина. - М.: Центр стратегической конъюнктуры, 2021. - 560 с. ISBN 978-5-6046647-0-4

Вассерман А.А., Гаврилов Д.А., Воробьёв А.В. и др. Системное и критическое мышление / Вассерман А.А., Гаврилов Д.А., Воробьёв А.В., Ёлкин С.В., Юшин А.О. / Под общ. ред. А.А. Вассермана; составители: Д.А. Гаврилов, А.В. Воробьёв / Факультет комплексной безопасности ТЭК Российского государственного университета нефти и газа (НИУ) имени И.М. Губкина. - М.: Центр стратегической конъюнктуры, 2021. - 560 с. ISBN 978-5-6046647-0-4
  
   В данной монографии представлены материалы базового междисциплинарного учебно-методического курса 'Основы системного и критического мышления'. Он направлен на развитие способностей по осуществлению эвристического и системного поиска, критического отбора, анализа и синтеза информации, по социальному взаимодействию личности и реализации своей роли в творческой команде. Под названием 'Начала сильного мышления' в качестве факультативного курс апробирован в 2018-2021 гг. на факультете комплексной безопасности ТЭК РГУ нефти и газа (НИУ) имени И.М. Губкина. Издание предназначено для слушателей курса: молодых работников и специалистов, студентов как инженерно-технических, так и гуманитарных вузов, одарённых выпускников общеобразовательных школ, гимназий и училищ, заинтересованных в тематике педагогов и преподавателей.
  
   Разумеется, раз издание научное, оно снабжено аппаратом ссылок на источники. Но для удобства чтения при размещении здесь эти ссылки для данного фрагмента опущены (26 постраничных сносок только для этого фрагмента переделывать под сетевой формат трудоёмко). Кто разбирается в тематике, тот доберётся и до всей монографии через сайт издателя.
  
  
  2. Барьеры сознания и пути их преодоления. О развитии творческого воображения
  
  
  Одним из самых известных советских методологов теории творчества был химик и философ, академик Б.М. Кедров (1903-1985), защитивший кандидатскую диссертацию по химии, а докторскую - по философии. Он развил и популяризировал представления о разнообразных стереотипах и барьерах сознания и ввёл понятие ассоциативного "трамплина" мышления, позволяющего перепрыгнуть через барьер .
  Научно-популярные работы Кедрова по теории творчества не утратили актуальности и по сей день.
  Облегчая выполнение привычных операций и экономя нам время на жизнь, стереотипы мешают поиску новых подходов, нетрадиционных, нелинейных решений.
  Это проявляется в форме психологической инерции, т. е. в стремлении придерживаться известных шаблонов, предубеждённости, идти проторёнными путями с наименьшим сопротивлением, а также в форме социально-психологических барьеров - неосознанного сопротивления новому, боязни выглядеть дураком в глазах слушателей, коллег и начальства, предрасположенности к первому найденному решению или "единственно правильной" терминологии, возведении внутренних границ, искусственном разделении специальных знаний и неспециальных, "любительства".
  Основы множества наук были заложены дилетантами, поскольку они были избавлены от стереотипов "узких специалистов": в теплотехнике - врач Р. Мейер, пивовар Д. Джоуль, врач Г. Гельмгольц; в математике - юристы П. Ферма и Г. Лейбниц, биолог Л. Эйлер, врач Д"Аламбер, цирюльник С. Пуассон, военный Р. Декарт; в астрономии - юрист Э. Хаббл (теория разбегания галактик); в физике - лингвист Ч. Таунс (один из авторов лазера), в лингвистике - химик Бенджамин Ли Уорф.
  
  Стереотипы, не позволяющие проникнуть в суть проблемы, называют "гносеологическими" (или же "понятийными") барьерами.
  В художественной литературе, особенно фантастике, писатели нарочно создают новые языки (Дж.Р.Р. Толкиен) или специальные, ранее не существовавшие термины (И.А. Ефремов, К. Булычев) для придания повествованию оттенка Иномирья или иного времени. Но в жизни, что в религиозной сфере, что в научно-технической, если вы не заметили некоторого сходства, всегда присутствует признак кастовости через язык и речь. Математика, та и вовсе из-за письменного характера, будучи языком науки, создаёт потрясающий по высоте барьер, пропуская лишь избранных. В отместку своей особой терминологией обзавелись все точные и даже гуманитарные науки. А если учесть, что терминология со временем меняется по решению авторитетных органов, уже специалисты порою перестают с полуслова понимать друг друга и вынуждены овладевать всякий раз новым наречием.
  Сравните хотя бы старую номенклатуру химических соединений 1940-1960-х годов, взяв аутентичное времени издание основ "Общей химии" под редакцией Н.Л. Глинки (1882-1965), или Б.В. Некрасова (1899-1980) и современную номенклатуру (например: закись азота, она же "веселящий газ" - оксид диазота; щёлочь - сильное основание - гидроксид).
  Иное наименование звучит подобно древнему магическому заклятью для непосвящённого: додекагидрат ортоарсената уранила; гексагидроксид-бис-(сульфат) триалюминия-калия...
  То же касается и исторически сложившихся множественных наименований горных пород и минералов, до сих пор бытующих среди геологов, и их "правильных" современных названий (например: флюорит - плавиковый шпат; "кошкино золото" - пирит).
  Сам Жюль Верн обратил внимание на этот эффект в романе "Дети капитана Гранта", когда известный французский учёный-географ, имеющий множество учёных титулов и состоящий во множестве научных обществ, Жак Паганель спрашивает у найденного, наконец, Гарри Гранта, что за текст он доверил бутылке, брошенной в море. Стремясь увеличить шансы на спасение, капитан составил его на трёх языках. Грант уточняет, что все тексты тождественны, за исключением одного слова:
  "- Тогда процитируйте нам французский текст, - сказал Гленарван, - он был в наилучшей сохранности, и наши толкования основывались главным образом на нём.
  - Хорошо. Вот французский текст, слово в слово: "Двадцать седьмого июня тысяча восемьсот шестьдесят второго года трёхмачтовое судно "Британия", из Глазго, потерпело крушение в тысяча пятистах лье от Патагонии, в Южном полушарии. Два матроса и капитан Грант добрались до острова Табор..."
  - Что?! - воскликнул Паганель.
  - "Там, - продолжал Гарри Грант, - постоянно терпя жестокие лишения, они бросили этот документ под сто пятьдесят третьим градусом долготы и тридцать седьмым градусом одиннадцатой минутой широты. Окажите им помощь, или они погибнут".
  При слове "Табор" Паганель вскочил с места. И, не будучи в силах сдержать себя, воскликнул:
  - Как остров Табор? Да ведь это риф Марии-Терезы!
  - Совершенно верно, мистер Паганель, - ответил Гарри Грант. - На английских и немецких картах - Мария-Тереза, а на французских - он значится как остров Табор.
  В эту минуту тяжёлый кулак опустился на плечо Паганеля, который даже присел от удара. Надо признаться, что удар этот нанесён был майором, впервые вышедшим из рамок приличия.
  - Географ! - сказал с глубочайшим презрением Мак-Наббс" .
  Француз и профильный специалист Жак Паганель не сумел за всё "время романа" вспомнить о такой малости, которая бы избавила его попутчиков от опасных приключений.
  Вы думаете, такого не происходит в жизни? Сплошь и рядом!
  
  Кроме того, в период социальных и научных преобразований неизбежно из одного языка в другой, из одной сферы в другую, проникает множество новых слов и терминов. Но их переизбыток, буквально экспансия, также создаёт понятийный барьер.
  "Кто ясно мыслит, тот ясно излагает", - изрёк поэт и великий немецкий философ Артур Шопенгауэр. Если собеседник не способен своими словами передать главное и важное, а постоянно прибегает к заведомо непонятным для вас словам, нужно задаться вопросом, а так ли важно ему вам что-то передать? Не есть ли это метод определённого психологического давления на вас, или же, напротив, у собеседника комплекс?
  К тому же если ложную мысль высказать ясно, она сама себя опровергнет.
  Если вы не способны наречь то, о чём говорите, конкретным именем, используйте заменители: "штуковина", "икс фактор", "вещь с главным свойством".
  
  Следующий барьер сознания называется "преклонение пред авторитетом".
  Великий Аристотель в одном из своих сочинений сделал описку, что у мухи восемь "ног". Добрых полторы тысячи лет, а то и больше, сомневаться в этом было непочтительностью по отношению к столпу науки. Хотя если всё-же пересчитать лапки у этого насекомого, то их во всех случаях окажется шесть.
  Жюль Верн припомнил эту историю, когда создавал роман "Пятнадцатилетний капитан", и высмеял одного из своих учёных героев, мечтавшего прославиться поимкой шестилапого паука:
  "Скажем несколько слов о кузене Бенедикте. В день приезда в Сан-Франциско, наспех пожав руку Джемсу Уэлдону, он заперся в своём кабинете. Кузену Бенедикту не терпелось приняться за писание гигантского труда о "шестиноге Бенедикта" - "Нехароdes Веnеdictus", - труда, который должен был совершить переворот в энтомологической науке.
  В своём кабинете, загроможденном коллекциями насекомых, он первым делом разыскал очки и лупу... Но какой вопль отчаяния вырвался из груди ученого, когда он, вооружившись этими оптическими приборами, впервые хорошенько рассмотрел единственного представителя африканских насекомых, вывезенного им из путешествия!
  "Шестиног Бенедикта" оказался совсем не шестиногим! Это был обыкновенный паук! И если у него было шесть ног вместо восьми, то это означало только, что двух передних ног у него недоставало. А недоставало их потому, что Геркулес неосторожно оборвал их, когда ловил паука. Таким образом, мнимый "Нехароdes Веnеdictus" не представлял никакой ценности с научной точки зрения. Это был обыкновенный паучок, каких много, да к тому - ещё инвалид!
  Кузен Бенедикт не перенес такого удара; он серьезно заболел, но, к счастью, его удалось вылечить" .
  Плиний Старший сочинил, и его миф по сей день - 2000 лет подряд - принимается за чистую монету, что ежи переносят пищу на иголках (образ доброго ёжика с яблоками и грибами на иглах вы найдёте в каждой второй детской книге, в каждом третьем мультфильме о зверятах, это "энциклопедический" образ).
  А вот более современная история. Соратники создателя ТРИЗ Г.С. Альтшуллера из книги в книгу старательно перепечатывают некорректный ответ учителя к задаче об измерении температуры тела жука-долгоносика градусником. Предполагается, что жук слишком мал, чтобы прислонить к нему градусник, потому набирают целый стакан жуков и погружают измерительный прибор в скопище насекомых, определяя вроде бы "среднюю температуру по больнице". "Паническое уважение" перед Г.С. Альтшуллером не оставляет времени задуматься о том, что неподвижное насекомое будет иметь температуру окружающей среды. Лишь у летающих насекомых температура на поверхности тела несколько повышается за счёт трения участков хитинового покрова во время движения.
  Практически тот же стереотип "авторитета" (взрослого, родителя) мы наблюдаем и у всех детей, хотя как раз в детском возрасте его роль скорее положительная! К.И. Чуковский писал, что нормы общественного поведения, усваиваемые ребёнком со слов взрослых, понимаются им как универсальный закон.
  Точно с такой же непосредственностью, увы, и вполне взрослые люди усваивают сложившиеся стереотипы той среды, в которой "вращаются"!
  
  Психологические барьеры часто именуют "самоналагаемыми". На одном из вступительных экзаменов на физический факультет Сорбонны преподаватели решили вместо всех этих заданий устроить необычный тест. Будущих студентов приводили в комнату, где раскачивался маятник. Поступающим предлагалось вычислить по нему ускорение свободного падения. Разумеется, у всех выходило 9,8 м/с2. И только двое высказались: "Какая-то ерунда получается, по расчётам выходит 11 м/с2". Они и были зачислены. Для фальсификации хитрые преподаватели использовали мощный магнит.
  Пример такого же "эффекта толпы" приводит академик Б.М. Кедров. В одном школьном классе всем ученикам была показана старинная монета, причём каждый подержал её в руках. Затем монету убрали и каждому ученику предложили указать, нарисовав монету на бумаге, в каком месте у неё была дырка. Весь класс, включая самых сильных и быстро думающих учеников, выполнил это задание. Только один, считавшийся тугодумом, ответил правильно: дырки не было. Заданный ученикам вопрос: "Где была дырка?" - сыграл роль барьера. "Значит, она там была, но я при осмотре монеты просто её не заметил, так как интересовался металлом, формой монеты, её весом, барельефом лица, на ней отчеканенного, её стоимостью, датой чеканки и т. д., а потому допускаю, что мог не заметить дырки, и только теперь припоминаю, что, кажется, она там действительно была, и даже помню, где именно" - так, вероятно, думал каждый ученик. "Тугодум" же оказался наблюдательнее всех своих одноклассников. Он доказал, что способен устоять против попытки внушения, против желания навязать ему искусственный барьер.
  "Умение выходить из очерченного задачей круга понятий тщательно изучается психологами. Есть много игр-ловушек, связанных с преодолением мыслительных канонов. Здесь возникает барьер, уже объяснённый (вернее, названный) психологами: мозг уверенно отбирает в заданной ситуации самые существенные признаки и оперирует ими, не отвлекаясь на побочные. Но задача чуть видоизменяется, и тогда приносит решение лишь смелость отказаться от привычного анализа, проверенного метода, расхоженного пути. Вот задача:
  - Чему равно два в квадрате?
  - Четырём.
  - А чему равно три в квадрате?
  - Девяти.
  - А чему равен угол в квадрате?
  - Это бессмысленно, - обычно отвечает собеседник, мозг которого уже взбудоражил в памяти арифметические знания, оградив их от всплывания других понятий.
  В самом деле, угол в квадрате - это бессмысленно. Но речь идёт уже о другом - о геометрической фигуре. Угол в квадрате равен девяноста градусам..." .
  
  Организационные барьеры - они же "управленческие", или "административные", состоят не только в том, что любой приказ, который может быть неправильно понят, понимается неправильно.
  Особенности создания и поведения таких барьеров не без элементов сатиры описаны британским политологом и экономистом Сирилом Норткотом Паркинсоном в ряде произведений ещё в середине прошлого века .
  Они возникают на стыке взаимодействия людей, решающих творческую задачу в условиях высокой неопределённости, и тех, кто призван решать задачи типовые, стандартные, шаблонные в жёстких рамках регламентов, распоряжений, нормативов.
  Узкое понимание "творчества" отдельными управленцами как принадлежащего к области гуманитарной само по себе показывает нам существование у такого рода людей барьера, отказ от научного, технического, инженерного творчества и отказ людям науки и техники, учёным и инженерам в праве творить. Инструкция зачастую побуждает менеджеров и экономистов вымарывать ключевой термин "творчество" (а иногда и "изобретательство") из планов и программ, подменять это понятное русское слово модными иноземными заимствованиями. Абсурдность ситуации можно ощутить, если рассуждать о ТЭК, избегая слов "энергия", "топливо", "нефть" и "газ", а о экономике, игнорируя слова "товар" и "деньги".
  Вспоминаются слова академика И.Г. Петровского, учёного-математика с мировым именем, одного из самых мощных ректоров советской эпохи. Иван Георгиевич возглавлял МГУ им М.В. Ломоносова с 1951 по 1973 год. Кредо Петровского как руководителя выражалось в следующих фразах: "На административную работу можно назначать лишь того, кто её ненавидит. Администратор не может принести пользы! Задача хорошего администратора - минимизировать вред, который он наносит".
  
  
  2.1. Особенности творческой задачи
  
  Задача считается творческой, если заранее не определена логическая программа её решения, логика нахождения правильного ответа, приводящая к безусловному успеху. Эта логика может вырисовываться уже в процессе решения, но не на исходном рубеже. (В последнее время в учебной литературе используется ещё слово-заменитель "открытая задача", запутывая вопрос окончательно).
  Перескажем в общих чертах схему, которую рассматривают наши коллеги-методологи .
  Она представляется верной.
  1. Вы пытаетесь решить задачу на некоем интуитивном уровне.
  2. Для решения задачи привлекается внеконтекстная информация по аналогии и ассоциации, то есть они помогают привлечь дополнительные вещественно-полевые ресурсы, пропущенные постановщиком задачи, поскольку для него это или само собой разумеющиеся вещи, или неочевидные.
  3. Когда интуитивное решение задачи "нащупано", его необходимо выразить языком, понятным в данной сфере профессиональной деятельности. Происходит вербализация решения, то есть изложение его в терминах и понятиях. В режиме коллективного творчества в творческой группе обязательно найдутся люди, способные идею понять и эффективным образом вербализовать. В этом плюс коллективных эвристических методов.
  4. Когда интуитивно полученная идея решения задачи вербализована и доступна для понимания другими специалистами и участниками решения творческой задачи, должна быть выполнена формализация решения, его перевод в логически завершённую форму. Это значит, что решение творческой задачи оформляется в логическую программу, как её можно было бы решить, при наличии изначально её понимания, "задним числом", последовательно. Сама задача перестаёт быть творческой.
  Специалист по методологии науки и научного творчества, философ Анатолий Сухотин в применении к задачам научно-исследовательского толка ранее также отмечал:
  "Атмосфера неопределённости, сопровождаемая отсутствием однозначных теоретических установок, создаёт неплохие виды на будущее, поскольку остаётся шанс испытать некие ещё не испытанные пути, раскинуть веер возможностей...
  Но дело не только в том, что неопределённые состояния выступают подходящим условием для работы, побуждая к раздумьям, помогая наладить поисковую обстановку. Очевидно, неопределённость влияет и на выбор познавательных средств, предопределяя методы, набор образных представлений, весь арсенал орудий, привлекаемых исследователем для достижения успеха, а также сам путь исканий, характер действований.
  Иными словами, учёный вынужден использовать столь же размытые ходы, недостаточно строгие категории; "размазанные" понятия и образы. Стремление уже в зародышевой стадии поиска добиться чёткости понятий может оттеснить исследователя к испытанным решениям и обернуться бессилием в продвижении к новым рубежам. Так, едва успев народиться, никнет, может быть, интересная идея.
  Вот мнение академика П.Л. Капицы: "На таких начальных этапах развития науки точность и пунктуальность, присущая профессионалам, может скорее мешать выдвижению смелых предположений".
  Этот вывод, как полагаем, служит хорошим аргументом в пользу неопределённости, когда дело касается первых шагов в решении познавательных задач...
  Поскольку новое знание решительно меняет представления о предмете, оно не может быть выражено прежними понятиями потому, что они неизбежно увлекут в старое русло. Однако и новых, приличествующих ситуации слов ещё не найдено. Остаётся одно: держать до поры явившуюся догадку в смутной форме непрояснённого знания (чаще всего оно дано образами, тоже размытыми, зыбкими) и вести изучение средствами, которые хотя и недостаточно определённы либо даже вовсе неопределённы, зато способны порой подсказать верный ход. Всякая попытка тут же одеть едва вспыхнувшее решение в чёткие смыслы невольно понуждает вернуться к прежним категориям, т.е. сойти на уже проложенные познанием магистрали и... благополучно загубить дело" .
  Эти рассуждения нашего современника восходят к античным временам, по сути к знаменитой максиме последователя великого Фалеса - Анаксимена из Милета (ок. 588 - 525 г. до н.э.):
  "Чем шире круг твоих знаний, тем больше его граница с неизвестностью. И впредь чем больше ты будешь узнавать нового, тем больше будет возникать у тебя неясных вопросов".
  По легенде, Анаксимен и пояснял эту максиму начертанием на песке двух кругов: один, больший, символизировал его собственный круг знаний, а другой, меньший, символизировал круг знаний возгордившегося ученика, который решил, что знает больше собственного учителя.
  
  
  2.2. Эвристическое собеседование, или коучинг
  
  Наиболее древний эвристический метод - диалог, или собеседование (учителя и ученика, мастера и подмастерья, эксперта и скептика, специалиста и дилетанта). Он представлен ещё в древнеиранской "Авесте", сочинениях античных философов (вспомнить уже хотя бы "Диалоги" Платона), в песнях "Старшей Эдды" или тех же средневековых латинских трактатах (см., например, "Словопрение высокороднейшего юноши Пипина с Альбином Схоластиком").
  В 1970-х годах Тимоти Голви назвал этот метод "коучинг" (coaching), и, как всё хорошо забытое старое, метод обрёл второе дыхание, но суть от этого не поменялась, разумеется.
  Тимоти Голви выделяет, однако, весьма важный аспект коучинга, который описывает следующим образом:
  "Это искусство создания - с помощью беседы и поведения - среды, которая облегчает движение человека к желаемым целям так, чтобы оно приносило удовлетворение" .
  Надо полагать, что состязание умов приносило и ученикам Сократа, включая Платона, и даже эддическому богу Одину своего рода удовольствие, давало мотивацию! Вопрос как бы запускает мыслительный процесс, после которого можно перейти и к действию.
  
  
  2.3. Контрольные вопросы Квинтилиана
  
  В самом деле, идея оптимизации мыслительной деятельности, направленного расширения области знания, лежала на поверхности с самых древних времён. Например, вот наводящие, или же так называемые "контрольные", вопросы Марка Фабия Квинтилиана (ок. 35 - ок. 96 г.): "Quis? Quid? Ubi? Quo? Cur? Quomodo? Quando?", по его замыслу способствующие упорядочению речи и всякому иному изложению проблемы.
  То есть "Кто действует, каков субъект? Что подвергается воздействию, каков объект? Где происходит действие, каково место? Чем определяется действие, каковы средства? Зачем оно совершается, какая цель? Каков метод действия? Когда оно начинается, происходит, завершается, каково время?" К этому в последующие века добавился, по сути, лишь один вопрос - "В какую сумму это обойдётся?".
  Практически всем нам известно ироничное, не лишённое пародийного оттенка, стихотворение Редьярда Киплинга, написанное в 1902 году словно бы в память об уже упомянутом учителе красноречия (риторики) Квинтилиане :
  
  I keep six honest serving-men
  (They taught me all I knew);
  Their names are What and Why and When
  And How and Where and Who.
  I send them over land and sea,
  I send them east and west;
  But after they have worked for me,
  I give them all a rest.
  
  
  2.4. Чтение и классификация идей
  как способ развития
  творческого воображения
  
  "С классификации предмета исследований начинается, как известно, любая новая наука. Без линнеевской классификации животного мира не было бы современной биологии. Без хаббловской классификации галактик не было бы современной внегалактической астрономии. Без альтшуллеровской классификации изобретений не было бы современной теории решения изобретательских задач.
  А без Регистра фантастических идей не могла возникнуть наука, у которой и до сих пор нет всеми признанного названия, - наука о фантазировании..." - писал астрофизик и, по совместительству, фантаст Павел Амнуэль в 2000 году в предисловии к первому самому полному изданию Регистра научно-фантастических идей, составленного Генрихом Альтшуллером и его командой с 1964 по 1998 год .
  В какой же ещё области, кроме мифологии и сказок, в то же время гораздо более приближенной к нашей реальности, чем миф и быличка, герои преодолевают неимоверные препятствия, показывая мудрость, находчивость, несгибаемый характер?!
  Прямая цель создания Регистра, по словам Амнуэля, заключалась в систематизации и классификации НФИ. Однако сверхцели были гораздо более интересны и важны:
  "Первая сверхцель: выявление методов и приёмов, которые можно использовать для создания новых научно-фантастических идей. В рамках этой сверхцели ставятся дополнительные задачи. Первая: используя выявленные приёмы, усовершенствовать уже существующие НФИ. И вторая: поскольку для усовершенствования чего бы то ни было нужно сначала оценить уже достигнутое, необходимо разработать шкалу оценки НФИ.
  Вторая сверхцель: на основе выявленных приёмов создание методики развития творческого воображения (РТВ).
  Третья сверхцель: использование методики создания НФИ и методики РТВ для целей научного прогнозирования..."
  Насколько удачен оказался "тризовский" Регистр по структурному построению, нам судить сложно, поскольку несколько лет подряд вместе с коллегами мы составляли альтернативный РФИ ("Реестр фантастических идей"), представляющийся "почему-то" более удобным. Его фрагменты, как и подробности о структуре и истории создания, опубликованы ранее (в частности, мы приводили три десятка изобретательских идей Жюля Верна, разбросанных по его романам), а недавно был опубликован ещё один фрагмент, посвящённый уже идеям сэра Артура Конан Дойля . Ниже приведём некоторые научно-фантастические идеи великого русского мыслителя и писателя, а изначально геолога и палеонтолога, доктора биологических наук Ивана Антоновича Ефремова.
  Структура "Реестра фантастических идей" понятна из нижеследующего примера в связи с прозрениями и предсказаниями Ивана Антоновича Ефремова (поскольку там всюду автор идей этот гениальный писатель, мы убрали колонку, указывающую на авторство идеи, для удобства печати). А также Реестру посвящён специальный подраздел данной коллективной монографии (см. С. 483-503).
  Любое чтение гораздо лучше тренирует мышление, чем просмотр кино- и телефильмов, навязывающих нам готовые образы, а любая выполненная самостоятельно работа по систематизации данных и превращению их в базу знаний благотворно сказывается и на памяти, и на осмыслении раскладываемых по полочкам мыслей (как чужих - пусть и фантастических, так и своих - вторичных).
  Трудно сказать, так ли необходим Реестр сам по себе читателям произведений, но вот для нас собственный труд по составлению РФИ имел значение в качестве отличной тренировки. Работа над "Реестром фантастических идей" проводилась несколько лет участниками московского Клуба любителей фантастики при Центральном доме литераторов с 1999 года по инициативе писателя-фантаста Ю.А. Никитина.
  Именно Юрий Александрович и подчёркивал в книге "Как стать писателем" в свойственной ему провокационной манере значимость чтения:
  "Следует учесть, что человек читающий' пусть даже потребляющий детективчики самого низкого пошиба' все же по интеллектуальному уровню выше человека' смотрящего фильмы. Даже элитарные' высокие' интеллектуальные и т.д.
  Почему? Да потому, что читающий сам создает для себя фильм. И сколько бы человек ни прочли одну и ту же книжку' столько разных фильмов они и создадут в своём воображении. Раскрывая книгу' мы видим белый лист с разбросанными по нему закорючками. А в мозгу происходит колоссальнейшая работа по перекодировке этих символов в зрительные образы. Мозг включается и работает мощно' во всю силу' развиваясь и накачивая свои мышцы. А в кино или на телеэкране уже подается готовая картинка. Кем-то приготовленная' разжеванная. И все до единого зрители видят одно и то же. Бездумно. Мозг не работает. Он только потребляет. Готовое.
  Это не комплимент пишущим (на фиг я буду перед вами расшаркиваться), а предостережение: мы пытаемся воздействовать на человека, интеллектуально более развитого, чем киноман или гэймер. Исключения не в счёт, я говорю об общей массе. А в массе даже самый тупой качок, читая желтый боевик про очередную банду, сам для себя создает длинный и красочный фильм. Другой качок, глотая эту же дрянь, создает для себя совсем иной фильм...
  Учитывая, что в их мозгах, треща от непосильной натуги, жернова все же двигаются, мы должны расположить эти кодовые значки, именуемые буквами, так, чтобы даже самые тупые увидели картинки. Лучше - двигающиеся, так называемые motion picture, и, кроме того, чтобы там ещё слышался топот, визг тормозов и прочие звуки, а сверх всего - запахи, которые не скоро появятся в кино.
  Это, так сказать, программа-минимум. Заставить читающего увидеть то, что видите для него вы. А уже потом включается более сложная программа: заставить читающего проникнуться вашими мыслями, идеями, бросить его бить не правых, а левых, или наоборот - неважно. Или послать на уборку улиц, что, понятно, заставить сделать куда труднее, чем бросить с вилами наперерез на красных или белых.
  А для исполнения всех этих грандиозных задач и планов надо всего лишь ПРАВИЛЬНО РАССТАВИТЬ БУКВЫ" .
  Современные электронные сервисы позволяют самым разным образом сортировать информационные базы, рассматривать массивы информации, разворачивая их под разным углом зрения по отношению к пользователю.
  Чтение же всегда позволяет нам встать то на одну, то на другую точку зрения, особенно если мы не знаем авторского конечного замысла, превращённого для нас в систему отсчёта. Уже ознакомившись с авторской концовкой, мы либо соглашаемся, либо выдумываем свои - альтернативные (сейчас это именуется "фанфикшн", особый жанр литературного творчества). Если же автор талантлив, он позволит нам воплотиться в самых разных существ, примерить на себя самые разные сознания, обмануть или оправдать ожидания... Писатель кодирует образы и действия в виде строчек символов - графем, а мы перелопачиваем эти символы в свои образы, согласуясь с нашим личным видением и опытом. Это тоже немалая творческая и хорошо развивающая извилины благодарная работа!
  А.А. Вассерман подчёркивает: "Творческий метод фантастики - искусственное конструирование обстоятельств, позволяющих автору ярче выразить ключевые черты интересующих его явлений. В наших быстро меняющихся обстоятельствах фантастика, на мой взгляд, куда эффективнее реализма постигает реальность. Потому что позволяет сосредоточиться на ключевых чертах явления, выделить их и таким образом облегчить их анализ. Примерно таким же образом эксперимент в контролируемых условиях значительно облегчает анализ явления по сравнению с его наблюдением в природе... Фантастика - нечто вроде лаборатории, позволяющей контролируемо изучать нужное явление" .
  Обратим внимание читателей на новые и обстоятельные публикации на эту тему писателей О.О. Столярова и М.А. Макаренкова .
  
  Тысяча и одна фантастическая идея представлены в этом недавнем издании избранных тематик Реестра, вступительные статьи к которому написали знаменитый отечественный фантаст Юрий Александрович Никитин и декан факультета комплексной безопасности ТЭК Губкинского университета, доктор технических наук Сергей Николаевич Гриняев .
  Юрий Никитин отмечает:
  "Новый Реестр Фантастических Идей (РФИ) - прекраснейшая возможность вспомнить о великом начинании Генриха Сауловича Альтшуллера, которого мы знали как великолепного писателя-фантаста Генриха Альтова, самого точного, строго научного и в то же время самого смелого из советских писателей.
  Созданный им в начале 1960-х годов РФИ (впрочем, Регистр) служил сразу двум целям. Первая: избегать старых избитых идей, всё-таки новые даже в наше время засилья клонов вызывают восторг читателей и зрителей; а вторая, более непростая: помогать создавать собственные, прежде неизвестные, идеи, отталкиваясь от уже известных.
  Именно так, создавая совершенно новые, яркие, сверкающие, неожиданные и в то же время абсолютно убедительные идеи, первоначально отработал свою методику на Регистре создатель ТРИЗ (Теории решения изобретательских задач) Генрих Альтов.
  Я счастлив, что некогда помог Генриху Сауловичу собирать материал для старого РФИ, просеивая для него все идеи и сюжеты рассказов, повестей и романов, опубликованных украинскими авторами. Помню, как несколько раз перепечатывал тот Регистр на пишущей машинке, подложив четыре "копирки", чтобы можно было рассылать в издательства, где копии зачитывали до дыр, но публиковать не решались...
  Спустя много лет я по аналогии подсказал группе молодых литераторов, ранее не знавших о РФИ Альтова, как научиться писать ярче, а мыслить сильнее. Они занялись классификацией на бескрайнем поле фантастики с новыми силами и уже на свой лад.
  Теперь я счастлив, что такое невероятно полезное как для авторов, так и для изобретателей наглядное и практическое пособие будет доступно массовому читателю!"
  
  Вместе с тем, возвращаясь к И.А. Ефремову, который смотрел далеко вперёд, хотелось бы процитировать и его интервью журналисту П.П. Супруненко 1968 года (опубликованное лишь в 1992 году), в котором он говорил о великой воспитательной роли литературы:
  "...Сейчас так велик взлёт техники, что и фантазии особенной не надо. Важно сохранить интерес к живому миру. Есть серьезная опасность - пустое увлечение техникой...
  Машина должна стать средством, а не целью. Хочется верить, что потомки будут лучше нас. Но поручиться за это трудно. И если их интересы будут представлены только транзисторами, автомобилями и другими подобными аппаратами, то в этом и наша вина. Погоня за вещами должна переключиться на погоню за духовными ценностями.
  В этом предостережении должны и могут помочь писатели. Задача перед литературой сейчас, возможно, как никогда раньше, ответственейшая. Трудно себе представить, чтобы техника опередила, подавила мораль. Иначе машина станет не средством, а целью.
  Писатели должны решать реальные, а не дутые проблемы, создавать не подделки, а по-настоящему волнующие, полезные произведения. Правда, и сейчас есть произведения, которые хотя бы частично отвечают высоким требованиям будущего, но какие смогут выдержать испытание временем - предсказывать не берусь. Пророчество - дело рискованное, даже для фантастов. Я думаю, что такое испытание выдержит тот автор, который все силы ума и сердца отдает литературе, основательно знает жизнь, был честным...
  Романтика не расходится с реализмом, у неё лишь иной угол зрения. У неё шире взгляд, она больше связана с историческим прошлым, местом, комплексом явлений, ведёт дальше за это явление. Для меня нужно объяснение причин. У реализма более узкий, более детальный взгляд, и хотя он и глубокий, но без достаточной перспективы. Тут есть опасность утраты не только широты, но и обещания, которое сулит жизнь. А без такой надежды мечты и сама жизнь невозможна...
  Меня часто спрашивают, не вытеснил ли писатель-фантаст сказочника, не утрачен ли престиж сказки, фольклора? Думаю, что угроза не с этой стороны. Дело, очевидно, в изменившихся условиях. Фольклор основывается больше на событиях, имевших место в жизни, отталкивается от них. Другой вид фантазии, я бы сказал, чистой фантазии, человек создавал более абстрактно, более отрываясь от земли, придумывал, строил события, которых никогда не было. Эта мечта была самым сильным оружием, с помощью которого он одерживал свои победы. Она охраняла человека от невзгод, не давала ему сломиться. Щит мечты, броня фантазии - я не знаю более надежной защиты. Мечта была тем мечом знания, с которым он пробивался и пробивается к будущему. Опасение внушает не исчезновение сказочников. Утрачивается задача фантазии из-за чрезмерного увлечения комфортом, голой техникой, материальными излишествами. А человеку присуще духовное восхождение!" .
  
  2.5. Физиология и апгрейд мышления
  
  В 2011 году в книге "Инженерная эвристика" вместе с соавторами мы построили изложение, рассматривая, как особенности строения и функционирования мозга влияют на развитие творческих способностей: зеркальные нейроны, асимметрия и т.н. "тёмная энергия" мозга (его "активность, когда человек бездействует, находится в покое или грезит") .
  Продолжая поиск в том же ключе, мы обнаружили близкий подход. Где-то в 2003 или 2004 году американцы - нейробиолог, профессор Лоуренс Катц и его соавтор, психолог Маннинг Рубин - опубликовали книгу "Сохрани свой мозг живым" (с тех пор книга выдержала множество изданий, а русский конспект появился у нас в 2013 году). Лоуренс Катц по роду своей деятельности пришёл к выводу, что значительное число нейронных проводящих путей в мозге взрослого человека используется не полностью. Будучи задействованы, они существенно повысили бы умственный потенциал человека. Было открыто, что комбинирование всевозможных ощущений в нестандартных сочетаниях стимулирует выработку в мозге особого вещества - нейротропина. Оно приводит к росту нервных клеток, приблизительно вдвое увеличивается число и "разветвлённость" дендритов. Монотонные, не оставляющие места творчеству и удивлению работы сказываются и на концентрации внимания, и на памяти и, в конце концов, приводят к ускоренному старению, и психологическому и физиологическому, старческому слабоумию.
  Авторы книги "Сохрани свой мозг живым" сумели преподнести свою методику читателям на предельно простых примерах и забавных упражнениях, которые любой из вас сумеет расширить, не говоря уже об иных сообразительных, знакомых с принципом нарушения симметрии.
  В другой нашей ранней монографии "Турбулентное мышление. Зарядка для Интеллекта" показано, как это приблизительно выглядит :
   Если вы правша, проделывайте ежедневно аналогичные действия левой рукой (пользоваться столовым прибором, пить из чашки утренний кофе, чистить зубы, причёсываться, писать; используйте при работе на компьютере разные типы клавиатур). Как справедливо отмечают специалисты по "нейробике", "данное упражнение для ума отлично стимулирует проводящие пути и укрепляет связи между обоими полушариями мозга. Это положительно сказывается на развитии интеллекта".
   Меняйте маршруты, это развивает пространственную память, тогда как знакомая и привычная дорога стирает краски с действительности. Не важно, идёте вы с работы, в магазин, едете к родственникам...
  Известно, что память человека слабеет пропорционально росту его беспокойства. Все, наверное, помнят последнюю ночь у студента перед экзаменом, а также выражение "перед смертью не надышишься". Пытаясь ускорить процесс вспоминания пройденного, студент начинает нервничать и испытывает стресс, что тормозит и затрудняет работу систем памяти.
  Психологи и советуют в этой ситуации как раз переключить внимание на какой-либо другой предмет, постараться сосредоточиться на иной мысли. Тогда включается подсознание, а мозг сам выбирает удобный режим поиска нужной информации. Так происходит и при запоминании возможных путей передвижения.
  Экспериментально доказано, что в процессе запоминания однородного материала лучше всего запоминаются начало и конец, хуже - середина. Поэтому самое нецелесообразное и неэкономичное - непрерывное заучивание вплоть до полного запоминания. Специалисты советуют запоминать такой материал, делая перерывы - в это время подсознание самостоятельно обрабатывает его по частям. Не исключено, что при этом срабатывает так называемый "эффект Зейгарник" - обнаруженное ещё в 1920 е годы влияние завершённости или незавершённости действия на запоминание. Когда решение некоей задачи прерывается, она запоминается лучше, чем задача, благополучно доведённая до завершения . Причём доля запомнившихся прерванных задач оказалась почти вдвое больше доли запомнившихся завершённых задач .
  Мы все сейчас куда-то спешим, мы рационально выбираем единственный и самый короткий маршрут, тем самым сокращая число возможных связей и комбинаций в нашей нейронной сети мозга. Выигрывая время по мелочам, в глобальном смысле мы сокращаем время активной жизни. Чтобы продолжать жизненный путь возможно более долго, надо "выбираться своей колеёй" и чаще смотреть по сторонам.
   Если вы можете позволить себе путешествие в иные земли и страны, стремитесь впитать в себя, как губка, всё интересное, что можно уловить на слух, на цвет, на вкус и даже запах. Чем больше органов чувств используется, тем прочнее запечатлеется реальность в вашем сознании. Великий поэт Гёте посвятил более двадцати лет изучению того, как изменчивость цвета влияет на чувства и эмоции.
  Если у вас уже есть дети, попробуйте "сыграть" в эту любопытную игру с ними и убедитесь, что чада дадут вам фору. Наконец, попробуйте объясниться с иностранцами, не зная их языка или зная отдельные фразы... Но даже и меняя траекторию своего ежедневного движения по родному городу, вы неизбежно рано или поздно так или иначе попадёте в новое, незнакомое, интересное место.
   Кстати, о еде и питье! Бывая в кафе-ресторане, заказывайте напитки и блюда, которые Вы ещё ни разу не отведывали или уже давно не пробовали. Если позволяет здоровье, готовьте дома по новым, неожиданным рецептам. Внимательно отнеситесь к хвастовству друга или подруги, если это относится к кулинарии. Выведайте "секрет", поделитесь своим.
   Нейробиологи рекомендуют устраивать себе сеансы ароматерапии. Начинайте каждый день недели, а если получится, то и месяца с того, чтобы утром, едва встав с постели, вдохнуть новый аромат. В этом помогут эфирные масла, купленные в обычной аптеке или специализированном магазине, а то и реальные специи - гвоздика, мята, кориандр, лимон, ромашка и т.д. Держите наготове такого рода флакончики или пакетики и на случай интенсивной терапии, стараясь вычленить для себя каждую "линию" в этом спектре запахов, попеременно вдыхая тот или иной аромат из припасённого набора. Представьте, как у Вас с каждым вдохом ширятся и растут цепочки нейронов. Ассоциируйте тот или иной запах с какой-либо эмоцией или успехом (та же рекомендация касается и мелодии, если она ассоциируется с положительными, созидательными моментами жизни). Используя аромат или звук как "спусковой крючок сознания" (триггер), можно вызывать у себя необходимые вам психологические состояния, повышая производительность умственного труда.
   Выбирайте для чтения то, на что прежде не обращали внимания. Если вы предпочитаете специальную литературу по технике, прочитайте дамский роман. Если журналы по экономике - возьмите издания о жизни животных. Тему читаемого надо, так или иначе, менять. Хороший тренинг - чтение пьесы вслух: при этом приходится вольно или невольно перевоплощаться в разных персонажей. При чтении вслух сама человеческая речь задействует дополнительные участки головного мозга, тогда как при чтении про себя они не работают. Почитайте книгу родным и близким, ребёнку, наконец. Декламируйте любимые стихи на память, пробуйте придумать к ним мелодию, ритмическую основу, облегчающую процесс запоминания.
   Изредка смотрите телевизор без звука и субтитров. При этом старайтесь вслух за героев фильма или передачи воспроизвести диалог или монолог, не только ориентируясь на артикуляцию, но исходя из образного ряда на экране. Поупражняться в этом можно при свидетелях, преодолевая ложное чувство стыдливости и стеснение.
   Для развития тактильных ощущений "нейробика" советует, например: различать достоинство монет, перебирая их кончиками пальцев; попробовать освоить шрифт Брайля (систему чтения и письма для слепых); поинтересоваться наиболее употребительными знаками в языке жестов и выучить их; передвигаться по квартире задом наперёд (спиной) или зажмурившись (можно - просто в потёмках), ориентируясь по памяти или за счёт неизбежных касаний предметов одеждой и кожей; узнавать предметы гардероба "на ощупь", мыть посуду или мыться под душем, совершать вообще все рутинные, привычные, отработанные действия, вплоть до кройки и шитья, с закрытыми глазами. Считается, что так будут задействованы новые участки головного мозга. Как говорится, "без сноровки и ложку мимо рта пронесёшь".
   Если вы не склонны делать частые перестановки мебели в квартире, не можете поменять интерьер в вашем офисе, то хотя бы несколько раз в неделю обновляйте фоновый рисунок на экране монитора вашего компьютера, меняйте заставки.
   Не задавайте дежурные вопросы и не давайте столь же дежурные ответы. Попробуйте отказаться от стереотипных фраз, попробуйте здороваться и прощаться каждый раз иначе, чем в прошлый. Сопровождайте встречу и расставание шуткой, анекдотом, запоминающейся байкой, и лучше - собственного сочинения.
   Необходимо вносить разнообразие в свой досуг. Если вы неделю не вылезали из-за компьютера, выбирайтесь срочно из дома - в лесопарк, на реку, за город. Прочь из пыльных и затхлых помещений. Мозг нуждается в кислороде! Если вы давно не были в театре - сходите, не пожалеете! Если вы провели неделю "в бегах", высунув язык, самое время лечь на диван и растянуть это удовольствие.
   Труд умственный необходимо чередовать с физическим. Вспомните Менделеева, на досуге мастерившего чемоданы, Фейнмана, разгадывавшего сейфовые коды, Эйнштейна, игравшего на скрипке... "Не бойся придумывать для себя непривычные занятия. В конце концов, если тебе совсем не понравится новое дело, ты всегда сможешь отказаться от него или просто уйти. Или найти другое занятие!" - справедливо отмечают последователи "нейробики".
  Словом, чтобы активизировать функции мозга, задействовать его таящиеся, но ранее не использованные ресурсы, надо начинать разбираться в малопонятном для себя деле.
  
  
  2.6. Из наследия И.М. Розета.
   О слуховом и зрительном восприятиях
  
  Выдающийся советский и белорусский методолог Исаак Розет (Розов), последователь школы эвристики, психолог, автор популярных книг "Психология фантазии", "Что надо знать о памяти" и "Что такое эвристика", в последней из них обращает наше внимание на ряд особенностей зрительного восприятия и слухового восприятия. Это имеет прямое отношение к нашим предшествующим рекомендациям по асимметричному развитию того и другого, чтобы раскачать сознание. Изложено столь хорошо, что нет смысла переиначивать сказанное этим автором, и урывками цитировать Розета. Поэтому позволим себе представить здесь его текст без купюр, в том числе из уважения к тому, что автор сумел сделать при жизни, полностью посвятив её педагогике, проблемам творчества и взаимодействия в коллективах.
  "Музыка, как известно, является тем видом искусства, которое воздействует в первую очередь и непосредственно на наш слух. Как выразился выдающийся советский музыковед и композитор Борис Владимирович Асафьев, "в музыке ничего не существует вне слухового опыта"; и, следовательно, раскрытие тайны музыкального эффекта предполагает углубление в психологическую природу "восприятия того, что звучит".
  Специфические свойства слухового восприятия выступают особенно наглядно при сопоставлении его с другим видом восприятия - со зрением, которое отличается такой же тонкостью и высокой чувствительностью и обладает также большими информационными возможностями.
  Древний римский философ-материалист, изложивший передовые для своего времени взгляды в поэме "О природе вещей", Лукреций Карр, сравнивая зрительные и слуховые ощущения, писал: "...мы не способны видеть сквозь стены домов, голоса же мы слышим оттуда". В этом наблюдении выделена характерная особенность слуховых сигналов, в отличие от зрительных. Первые имеют значительно более широкий "доступ" в психику, нежели последние; к тому же увидеть что-либо возможно только при наличии достаточного освещения, слуховые же сигналы в подобных условиях не нуждаются. Главное, однако, различие состоит в том, что зрительные сигналы поступают только из того участка среды, который обозревается человеком, а слуховые сигналы - одновременно со всех сторон. Разумеется, перемещая взор, мы расширяем поле зрительного внимания; слух же всегда улавливает соответствующие раздражители, которые поступают из всей окружающей среды.
  И даже во сне, а также при большом сосредоточении, когда мы полностью как бы "отворачиваемся" от зрительных впечатлений со стороны внешнего мира, уши продолжают оставаться в некоторой степени "открытыми", поскольку отдельные слуховые сигналы (достаточно сильные или имеющие особое значение для человека) могут проникнуть в психику и вызвать определённую реакцию (скажем, мать просыпается даже на тихий плач ребенка). В слуховых ощущениях почти не наблюдается утомления и снижения чувствительности, что как раз характерно для зрительных ощущений (скажем, при длительном смотрении на мелкий предмет мы перестаём его воспринимать). Такие факты свидетельствуют о непрерывной направленности слухового внимания.
  Следовательно, в естественных условиях сигналы, образующие звуковой фон, поступают в сознание почти беспрепятственно из множества разнородных источников, расположенных в различных местах и, как правило, не связанных между собой. Все это означает, что в естественных условиях звуковой фон выступает как набор разобщённых и неупорядоченных сигналов, и вполне понятно: мы относимся к нему как к случайному, неорганизованному набору. Зрительный же фон, который ограничен определёнными участками пространства и включает в себя чётко очерченные конкретные предметы, отличается гораздо большей целостностью и организованностью.
  Сопоставление слухового и зрительного фонов позволяет выявить их второе существенное различие. Поскольку зрительный фон отличается большой устойчивостью, мы всегда имеем возможность многократно возвращаться к источникам зрительных впечатлений. Такой возможности нет по отношению к звукам; как говорится, прозвучал звук - и был таков. Действительно, и самый факт возникновения слухового ощущения, и длительность его "задаются" исключительно реальным сигналом и его продолжительностью. Ведь в естественных условиях и без помощи специальных технических средств (скажем, магнитофона) человек не может вернуться к уже прозвучавшему сигналу. Значит, человеку необходимо стремиться не упускать звуковых сигналов, которые могут больше не повториться, он вынужден как бы тщательно следить за ними, что предъявляет повышенные требования к его бдительности. Используя выражение Асафьева, можно утверждать, что слуховые раздражители "требуют большего напряжения внимания", нежели видимые предметы, которые "всегда перед глазами". А если учесть первую особенность сигналов, составляющих звуковой фон, - их неупорядоченность, то вполне понятным станет значение "слуховой бдительности".
  Звуковая сфера, таким образом, отличается особой требовательностью к человеку, а сами слуховые сигналы обретают в некотором смысле повелительный характер. И видимо, поэтому во многих языках слова, обозначающие "повиноваться", произошли от слов, употребляемых для выражения слухового восприятия: например, "слушать" и "слушаться" в русском языке; hören и gehorchen в немецком; глаголы obey и obeïr в английском и французском языках восходят к латинскому слову oboedio ("слушать" и "подчиняться"), которое, в свою очередь, образовано от корня audio ("слышу"). Этот корень легко просматривается в слове "аудитория" - зал для слушания лекций, выступлений. В дальнейшем будет показано, что повелительность, вообще внутренне присущая звуковым раздражителям, может в силу психологических закономерностей играть важную роль в музыкальном эффекте.
  Отметим ещё одну особенность, отличающую слух, от всех других видов ощущений, в том числе и зрения. Слышимые звуки могут в некотором приближении быть воспроизведены чисто органическими средствами: главным образом голосом, а также в меньшей мере похлопыванием рук и щелканьем пальцев. Между тем для воссоздания зрительных образов нужно применить специальные орудия и искусственные средства (карандаши, кисти, краски, резцы и др.), а также прибегать к использованию условностей (перспектива, масштаб). Значит, звуковым материалом человек способен сравнительно свободно распоряжаться и управлять, то есть проявлять по отношению к нему большую активность" .
  
  2.7. Как снизить барьеры сознания
   на пути к эффективному решению
  
  Подводя итоги сказанного в этом разделе, дадим ещё ряд рекомендаций, полезных при решении последующих учебных задач.
  
  А. При усовершенствовании любой вещи (или процесса) откажитесь от её привычного вида и стандартной, общепринятой формы.
  Оцените, в самом ли деле форма вещи так ценна и так ли уж неизменна сама вещь по большому счёту; может ли у неё быть иная или дополнительная функция; как будут меняться свойства вещи в пространстве и времени, если её увеличить, уменьшить, раздробить, заменить её составную часть; придумайте иной принцип действия вещи.
  Помните о многозначности слов при чтении условий задач!
  Б. Откажитесь в работе от специальной терминологии, замените слова иноязычного происхождения русскими эквивалентами и определениями на русском языке.
  Определитесь, что существенно в предмете рассмотрения, а что - нет, откажитесь от избыточной информации.
  Снимите запреты на использование или получение эффекта, быть может при наложении запрета при постановке вам задачи были сделаны неверные предпосылки.
  Перейдите от аналогии по внешним признакам к аналогии по сущности, внутреннему закону развития вещи. Не останавливайтесь на достигнутом!
  Представьте себе условия эвристической задачи во всём многообразии жизни - в цвете, звуке, запахе, мысленно пощупайте предметы из задачи (Какие они? Горячие или холодные, шершавые или гладкие, тяжёлые или лёгкие, липкие или нет...), словом, в динамике меняющегося времени. Инженер должен представлять себе не мёртвый, а живой образ!
  В. Откажитесь от привычных условий эксплуатации или технологии осуществления процесса (или изготовления вещи). Откажитесь от стандартной конструкции или последовательности действий.
  Разработайте альтернативную историю происхождения (эволюции) вещи и/или достижения эффекта. Придумайте обратный эффект в сравнении с достигнутым или данным.
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"