Гейман Александр Михайлович : другие произведения.

Принцип здесь и сейчас в бизнесе

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:

ПРИНЦИП "ЗДЕСЬ И СЕЙЧАС" В БИЗНЕСЕ
  
  
Как водится, наиболее звучные и емкие формулы эзотерической традиции рано или поздно достигают массового сознания, им усваиваются - и - им искажаются и опошляются.
С правилом "здесь и сейчас" произошло именно это - уже и увы. Понимается и применяется это правило, конечно же, сплошь и рядом с точностью до наоборот, а именно, для оправдания и поощрения стремления жить одним днем и вообще нежелания вникнуть в происходящее. Дескать, "не заботьтесь о завтрашнем дне", без кайфа нет лайфа, надо успеть погулять, а после нас - хоть потоп (примерно так некогда толковали слова Горация "carpe diem" (лови мгновение) иные ретивые эпикурейцы, - параллель эта неслучайна, поскольку "carpe diem" - это лишь другая словесная оболочка для одного и того же принципа). Само собой, надлежащее прочтение правила "здесь и сейчас" никакого призыва к сиюминутности и недалекости не означает - обратно тому. Точно так же, как и евангельские слова "Не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо он сам позаботится о себе" (еще одна формулировка все того же правила).
Это нетрудно показать даже в такой сфере как бизнес, коммерция, с их жесткостью и необратимой важностью момента. Казалось бы, кому как не менеджеру, банкиру, дельцу - особенно в сфере малого и среднего бизнеса, - надо быть настороже и стараться не упускать момент. Мол, это суперкорпорации могут забивать себе голову стратегическим планированием и прочей мудреностью, а у рядового коммерсанта все планирование - это оставаться на плаву и лавировать между рифами. И все же расторопность и оборотистость никак не означают жизнь сегодняшним моментом и ориентацию исключительно на текущий сиюминутный интерес, "конъюктуру".
В самом деле, почему вообще приходится говорить о правиле "здесь и сейчас" применительно к личности? Не только из-за пустой траты времени на очевидные пустяки или самовреждение. Растрата достаточно очевидна, когда человек, к примеру, прожигает жизнь в погоне за удовольствиями или по-обломовски пролеживает диван. Но точно так же прожечь жизнь можно и в погоне за "успехом", в самой кипучей - с виду - деятельности (даже если она кажется успешной). Здесь все дело в том, как и почему происходит растрата. А механизм работает примерно следующий.
В обычном случае человек встречает текущий момент, "сейчас", в отягощении
1 - сожалений о прошлом
и
2 - радужных ожиданий относительно будущего.
Качество переживания текущего мига этим и определяется (я сейчас не трогаю собственно самосожаления и деланья собственной важности - тех крючков эго, цепляние за которые и вынуждают к такому вот ключу жизни - см. об этом в Друг директора, эссе на этой же стр.). Плохо уже то, что непосредственно реальному моменту уделяется меньшая доля внимания, сознание занято мыслями о прошлом и будущем и не в силах в полноте обратиться к настоящему - это сопоставимо с загрузкой оперативной компьютерной памяти всякими висячими программками, из-за чего в доступе пользователя остается меньший ее ресурс. Но хуже того, сама окрашенность момента при этом задается достаточно негативно. Понятно, что в жизни большинства отнюдь не каждая минута заполнена радостью и безмятежным счастьем - как правило, свои шишки и плюхи есть в прошлом у каждого - а то и в настоящем. Одно это вызывает желание их избежать и вознаградить за них в будущем. Но даже если прошлое было счастливым - или же это желанное счастье переживается сейчас, то все равно, прекрасное мгновение хочется - или вернуть (из прошлого), или остановить (в настоящем), или повторить (в будущем). А это означает, что полноценно счастливым текущее мгновение быть не может, - попросту потому, что оно всегда утекает - это та ложка дегтя, какая портит бочку самого вкусного меда. Ну и, ко всему этому, и самих бочек меда в жизни большинства все же не густо, что усиливает как недовольство текущим мгновением, так желание возместить недостачу в будущем.
Происходит некая погоня за горизонтом - примерно, по следующему сценарию. Тот миг, то "сейчас", в котором находится человек - это еще "не тот", не настоящий золотой миг жизни - а то и попросту "плохой": общение со скучными людьми (вечно пилящей матерью, надоевшим мужем, дебилом-начальником и т.д.), пребывание на утомительной работе, возня со всякой бытовой мелочовкой и т.д. Жить его, этот миг, в полную силу никак не хочется да и незачем - миг ведь "не тот", неправильный. Надо как можно скорее из него выйти, чтобы получить тебе причитающееся в будущий, "хороший" миг. Итак, в этот миг человек не вкладывается, отсутствует, изымает себя - откладывая это все на следующий, новый, будущий миг, на "потом". Затем наступает это "потом" - и - все повторяется. К о н е ч н о   ж е.
Как это в анекдоте про Ходжу Насреддина: один его заимодавец просил вернуть долг, и Ходжа каждый раз отвечал: "Приходи завтра". Обоим это надоело, и в конце концов, Ходжа написал на воротах "Приходи завтра". Кредитор Ходжи каждый день приходил, читал надпись и - приходил завтра. Чтобы прочитать тоже самое. Вот таким-то образом человек и увековечивает свое отсутствие в этом самом сейчас, в текущем мгновении - не живя в нем. А поскольку из таковых длящихся мгновений и состоит время жизни, и поскольку каждое из них человек живет не вполне, то тем самым увековечивает свое отсутствие - во времени своей же собственной жизни. Жизнь живется - и не живется. Как будто она принадлежит кому-то другому. Или как будто человек отрабатывает какую-то барщину, когда и поле вроде возделывается, а урожаем с него кормится кто-то другой (что, между прочим, недалеко от истины). А это, ко всему, еще и раскручивает своего рода инфляционную спираль - чувство неполноты и неудовлетворенности жизнью выключает из участия в текущем мгновении, - раз оно плохое и скучное, человек все сильнее обращается или к воспоминаниям о лучшем прошлом, или к мечтаниям о лучшем будущем, а чем более этим занят, тем больше несчастлив в настоящем, а чем больше несчастлив, тем больше от него отворачивается - ну и т.д.
Отсюда понятен смысл правила "здесь и сейчас" - это означает вкладываться в момент, в текущее - как можно более осознанно и полно. Само собой, это никоим образом не означает отрицания "там и тогда". Наоборот. Все дело как раз в том, чтобы приложить максимум осознания к настоящему, а т.е. - уже сейчас (и здесь) осознавать "там и тогда" (любое "тогда" - как будущее, так прошлое). В этом именно смысле нет "прошлого и будущего" - вопрос вообще не во времени, а скорее в глубине, в мощности осознания. Вопрос в том, какой потенциал - или, если угодно, капитал - способен, согласен и реально пускает в ход человек. Понятно, ресурс у каждого различен - у кого-то рубль, у кого-то миллион, но в любом случае, в идеале его нужно приложить к настоящему максимально полно.
Полагаю, следствия вышесказанного для сферы бизнеса очевидны. И там все то же самое. И соответственно, действия по принципу "схватить и бежать" - это отнюдь не деловая хватка и уж тем более не следование правилу "здесь и сейчас". Наоборот, это та самая погоня за горизонтом, выпадение из настоящего, отодвинутость от реального участия, прикосновения к реальности. И - очень часто уже не метафорическое, а прямое раскручивание инфляционной спирали - поскольку как цель преследуется не собственно успех или прибыль, а их показатель, деньги, величина символическая - а это-то их и обесценивает.
И обратно тому, действительное следование правилу "здесь и сейчас" - это вложение в момент не с точки зрения сиюминутного интереса, а напротив - максимально возможно расширенно, т.е. с включением в "здесь и сейчас" всего доступного ресурса, всего обозримого "там и тогда". Если на то пошло, то - такова моя точка зрения - "правильный" бизнес как раз и представляет собой борьбу - или, если угодно, битву - за рост, расширение ресурса "там и тогда", которое может быть приложено к настоящему, текущему "здесь и сейчас". Именно в этом, а не в погоне за прибылью, как может казаться близорукому взгляду, настоящий смысл коммерческой деятельности и именно за это и происходит настоящая борьба.
Далее, вероятно, можно этот подход реализовать для понимания экономики в целом. Удовольствие этого понимания оставляю профессионалам - новый "Капитал" пусть пишет новый Маркс, а моей целью была лишь конкретная заметка по данному конкретному поводу. Что и сделано.
  
25.10.2002
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"