Перевод с английского Белова В. С., Раневских Е. С. и В. В.
Перевод стихов Арутюнова А. С.
Мелкие исправления и примечания - K. Z.
Символизм Розенкрейцеров
"Божественные символы, которые время от времени даются роду человеческому, говорят о том форуме истины - который находится внутри наших сердец - и пробуждают наше сознание к божественным идеям из высших миров" (Макс Гендель). Эмблема западной школы мистерий розенкрейцеров является одним из таких символов, представляя Бога в проявлении. Она дает ключ к прошлой эволюции человека, его нынешней конституции, его будущего развития, и метод достижения.
Голубой фон представляет Бога Отца; золотая звезда символизирует Христа, рождающегося внутри духовного стремящегося и лучащегося из пяти точек: головы и четырех конечностей; красные розы указывают на очищение человеческой природы желания на кресте материи, - кровь стремящегося очищается от страсти. Белая роза символизирует чистоту сердца, а также горло, которым человечество, очистившись, произнесет Созидающее Слово. Белый крест представляет "Золотой свадебный наряд" - эфирный проводник, который строится Духом в течение жизней чистоты и служения.
В другом прочтении крест указывает на растительную, животную и человеческую жизне-волны. Нижняя часть является растением, которое питается через корни духовными потоками от Земли; человек, верхняя часть, воспринимает духовные влияния от Солнца через голову; животные обуславливаются духовными токами, опоясывающими Землю по горизонтали.
Лампа мудрости и сердце говорят о двух потоках эволюционирующего человечества: тех, кто следует путем интеллекта (оккультисты), и тех, кто следует путем любви (мистики). В природе не может быть противопоставления, поэтому сердце и ум должны быть способны объединиться. Окончательный союз головы и сердца ознаменует совершенного человека. В нижней части страницы находится лилия, эмблема Троицы - Отца, Сына и Святого Духа, - но, поскольку лишь Отец и Святой Дух были активными в показанное время, мы видим только два лепестка красного цвета, олицетворяющих энергию.
Сотворенные существа мы видим как поток, текущий вверх; у них два тела: плотное и жизненное, а со временем добавляется и тело желаний, которое видится красным в восходящем потоке.
Хотя каждый поток внешне выглядит одинаково, они в значительной степени отличаются. Поток слева известен в нашей литературе как Сыновья Каина. Они полны позитивной энергии и являются искусными мастерами мира, phreemessen, которые пробивают себе дорогу в жизни, радуясь препятствиям, которые, как они знают, укрепляют характер; они работают через интеллект, изображаемый лампой, из пламени которой выходят девять лучей, говорящих о позитивном пути, выбранным изучающим эзотеризм. Другой поток развивает сердечную сторону жизни, а божественное пламя, исходящее из него, изображается восемью лучами и говорит о негативном пути; те, кто по нему идет, желают, чтобы у них был лидер, коему можно было бы следовать и поклоняться; они являются церковниками мира, которые подчиняются учениям своих лидеров.
Потоки жизни текут вперед бок о бок до тех пор, пока не наступит время, когда мудрые и любящие руководители эволюции решат, что для ускорения прогресса необходимо объединить оба потока, и не спланируют, чтобы объединение было достигнуто постройкой искусными мастерами храма для поклонения и чтобы оба потока объединились в мистическое расплавленное море. Этот удивительный импульс можно видеть в виде чаши, выходящей из каждого потока и наполненной красным вином жизни. Вы можете прочитать об этом в истории постройки храма Соломона, каковое мероприятие было погублено вероломством Сынов Сета - тех, кто находится справа. В результате потоки текут, отдаляясь друг от друга сильней, чем раньше.
Сейчас видится серьезное положение дел, когда некоторые, похоже, отпадают, причем исключительно из-за своего материализма. Раса еще жива, но церковники и ученые, мистики и оккультисты - все следуют собственным курсом независимо от других, и достигнута стадия такого материализма, что духовные руководители расы видят суровые опасности впереди. Чтобы избежать нарушения плана эволюции, дозволено крупномасштабное истребление человеческих тел, могущее выглядеть так, как будто человечество стирается с лица земли. Отметьте разрыв в каждом потоке. Но бедствие это приносит желаемый эффект: мы вновь видим великую силу, и потоки непосредственно поворачиваются друг к другу и в недолгом времени могут объединиться воедино. Внизу страницы находим другой символ, такой маленький, что можно его проглядеть. А именно маленький черный крест, представляющий физическое тело. В удлиненной голове креста видится сердце. Сердце и голова соединились, а результат - разливающийся луч, душевное тело.
Глава 1
ОРДЕН РОЗЕНКРЕЙЦЕРОВ И РОЗЕНКРЕЙЦЕРСКОЕ БРАТСТВО
Наше послание и миссия
Здравый ум
Мягкое сердце
Здоровое тело
Перед тем, как приступить к объяснению учений розенкрейцеров, неплохо бы кое-что рассказать о них и о месте, которое они занимают в эволюции человечества.
По причинам, которые будут объяснены позже, эти учения отстаивают дуалистический взгляд; они утверждают, что человек есть Дух, который содержит в себе все способности Бога точно так же, как семя содержит растение, и что эти способности медленно раскрываются благодаря серии жизней в постепенно совершенствующемся земном теле; также и то, что процесс развития происходит под руководством возвышенных Существ, которые и сейчас направляют наши шаги, хотя и в меньшей степени, так как мы постепенно приобретаем интеллект и волю. Эти возвышенные Существа, хотя и невидимые физическим глазом, тем не менее являются мощным фактором во всех жизненных делах и преподают различным группам человечества уроки, которые наиболее эффективно продвигают рост их духовных способностей. На самом деле землю можно уподобить гигантской школе тренинга, в которой обучаются ученики разных возрастов и способностей, подобно тому как они обучаются в обычной школе. В ней есть дикари, живущие в первобытном состоянии и поклоняющиеся Богу, видя Его в палке или камне. По мере того как человек движется вверх и вперед по лестнице цивилизации, мы находим все более высокую концепцию Божества, которая расцвела здесь, в нашем западном мире, в виде прекрасной христианской религии, которая питает наше духовное вдохновение и побуждает совершенствоваться.
Различные религии давались каждой группе человечества возвышенными Существами, которых мы знаем по христианской религии как Повелителей Судьбы, чье замечательное предвидение позволяет улавливать направленность даже такой изменчивой величины, как человеческий ум, позволяя определять, какие шаги необходимы для того, чтобы вести наше раскрытие по линиям, соответствующим наивысшему всеобщему благу.
Изучая историю древних наций, мы находим, что приблизительно за шестьсот лет до н.э. с восточных берегов Тихого океана начала двигаться духовная волна и великая конфуцианская религия ускорила прогресс китайской нации. Затем религия Будды стала завоевывать миллионы приверженцев в Индии, а дальше на Западе мы наблюдаем распространение высочайшей философии Пифагора. Каждая система соответствовала нуждам определенного народа, которому она посылалась. Затем наступил период скептиков в Греции, а позже, распространяясь на запад, та же духовная волна проявилась как христианская религия так называемых "темных веков", когда догма господствующей церкви подчинила себе веру всей западной Европы в целом.
Закон Вселенной состоит именно в том, что за волной духовного пробуждения всегда следует период сомневающегося материализма; каждая фаза необходима для того, чтобы Дух мог развить в равной степени сердце и интеллект, не увлекшись слишком далеко в одном направлении. Вышеупомянутые великие Существа, которые заботятся о нашем прогрессе, всегда предпринимают шаги для защиты человечества от такой опасности, и, предвидя волну материализма, которая началась в шестнадцатом столетии с рождения современной науки, они предприняли шаги, чтобы защитить Запад, как прежде защитили Восток, от скептиков, которые держались под контролем Школами Мистерий.
В четырнадцатом столетии в центральной Европе появился великий духовный наставник, чье символическое имя было
Христиан Розенкрейц
или
Христиан Креста и Роз;
он основал таинственный Орден Креста и Роз, орден, с которым связано столь много спекуляций и о котором столь мало известно во всем мире, так как он является Школой Мистерий Запада и открыт только для тех, кто достиг стадии духовного раскрытия, необходимой, чтобы быть посвященным в тайны, связанные с наукой Жизни и Бытия.
Если мы настолько продвинемся в своем развитии, что будем способны покинуть свое плотное физическое тело и предпринять душевный полет в межпланетное пространство, мы обнаружим, что элементарный физический атом имеет сферическую форму, как и наша земля; он является шаром. Если взять несколько шаров одинаковой величины и сгруппировать их вокруг одного, то понадобится ровно двенадцать шаров, чтобы спрятать тринадцатый внутри. Таким образом двенадцать видимых шаров и один скрытый являются числом, отражающим космические взаимоотношения, и поскольку все Мистические Ордена основаны на космических линиях, они составляют двенадцать членов, собранных вокруг тринадцатого, который является невидимой головой.
В спектре семь цветов: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий и фиолетовый. Но между фиолетовым и красным есть еще пять цветов, которые невидимы физическим глазом, но открываются духовному зрению. В любом Мистическом Ордене также есть семь Братьев, которые время от времени выходят в мир и выполняют в нем работу, необходимую для того, чтобы продвигать людей, которым они служат, но пятерых никогда не видят вне храма. Последние работают с теми и учат только тех, кто прошел через определенные стадии духовного раскрытия и способен посещать храм в своем духовном теле - подвиг, которому учат при первом посвящении, которое обычно происходит вне храма, так как не все могут посещать это место физически.
Пусть читатель не думает, что такое посвящение делает ученика розенкрейцером. Это не так, так же как принятие ученика в высшую школу не делает его членом факультета. Он не становится розенкрейцером даже после того как пройдет все девять степеней данной или другой Школы Мистерий. Розенкрейцеры являются Иерофантами Малых Мистерий, а за ними существуют другие школы, где учат Великим Мистериям. Тех, кто прошел Малые Мистерии и стал учеником Великих Мистерий, называют Адептами, но даже они не достигли возвышенного состояния двенадцати Братьев Розенкрейцерского Ордена или Иерофантов любых других меньших Школ Мистерий, так же как первокурсник колледжа не достиг знания и положения учителя школы, которую он только что окончил.
Последующая работа связана с посвящением, но мы можем утверждать, что дверь истинной Школы Мистерий не открывается золотым ключом. Она открывается лишь в награду за служение человечеству, и любой, кто афиширует себя как розенкрейцер или берет плату за обучение, тем самым показывает себя шарлатаном. Истинный ученик любой Школы Мистерий слишком скромен, чтобы об этом заявлять; он презирает любые титулы и почести, он не считается с богатством, кроме богатства любви со стороны тех, помогать и наставлять которых стало его привилегией.
В течение столетий, прошедших с основания Ордена Розенкрейцеров, они работали тихо и тайно, формируя мысль Западной Европы благодаря работам Парацельса, Бёме, Бэкона, Шекспира, Фладда и других. Каждую полночь, когда физическая активность падает до минимума, а духовные импульсы на максимальном подъеме, они высылают из своего храма душевные вибрации, чтобы противодействовать материализму и продвигать развитие душевных способностей. Их деятельности мы обязаны постепенным одухотворением нашей некогда столь материалистической науки.
С началом двадцатого столетия был предпринят следующий шаг. Было понято, что необходимо что-то предпринять, чтобы сделать религию научной, а науку религиозной, чтобы в конце концов они могли соединиться, так как в нынешнее время сердце и интеллект разъединены. Сердце инстинктивно чувствует истину религиозных учений, связанных с такими замечательными таинствами, как Непорочное Зачатие (Мистическое Рождение), Распятие (Мистическая Смерть), Очищение Крови, Искупление, и прочими доктринами церкви, которые интеллект отказывается принять, так как их невозможно продемонстрировать и кажется, что они противоречат естественным законам. Материальные улучшения могут иметь место, когда доминирует интеллект, а стремления сердца не удовлетворены, но душевный рост задерживается, пока сердце также не получит удовлетворения.
Для того, чтобы дать миру учение настолько широкое, чтобы оно удовлетворяло как ум, так и сердце, необходимо было найти и проинструктировать посланника, от которого требовалась необычная квалификация. Однако первый кандидат не смог выдержать определенного испытания после нескольких лет подготовки к предстоящей работе.
Хорошо сказано, что всему свое время - время сеять и время жать, и что для каждой работы жизни есть свое время; в соответствии с этим законом периодичности любой импульс, нацеленный на духовный подъем, тоже должен предприниматься в соответствующее время, чтобы быть успешным. Первое и шестое десятилетия каждого столетия особенно благоприятны для распространения новых духовных учений. Поэтому розенкрейцеры были весьма обеспокоены неудачей, ибо только пять лет оставалось от первого десятилетия двадцатого столетия.
Второй их выбор пал на автора данной книги, хотя он тогда этого не знал; формируя связанные с ним обстоятельства, они дали ему возможность начать период подготовки к работе, которую они от него хотели. Тремя годами позже, когда он приехал в Германию, также благодаря обстоятельствам, сформированным невидимым Братством, и находился на грани отчаяния, обнаружив, что свет, который был целью его поисков, оказался только блуждающим огоньком, Братья Розенкрейцерского Ордена устроили испытание, чтобы посмотреть, окажется ли он верным посланником и даст ли миру учения, которые они желали ему доверить. Когда же он его прошел, они поведали ему монументальное решение проблемы существования, которое впервые было опубликовано в "Космоконцепции Розенкрейцеров" в ноябре 1909 г., за год до истечения первого десятилетия двадцатого столетия. Эта книга положила начало новой эре в так называемой "оккультной" литературе, и множество ее изданий, а также тысячи писем, которые продолжают приходить к автору, свидетельствуют о том, что люди находят в данном учении удовлетворение, которого тщетно искали в иных источниках.
Розенкрейцеры учат, что все великие религии давались людям Божественными Познающими Существами, разработавшими разные системы поклонения для нужд соответствующей расы или нации. Первобытные люди не могут откликаться на возвышенную и утонченную религию, и наоборот. То, что помогает одной расе, является помехой для другой, и, следуя той же политике, была разработана система душевного раскрытия, предназначенная специально для западных людей, которые по своим расовым характеристикам и по своему темпераменту не приспособлены к дисциплине восточной школы, намеченной для более отсталых индусов.
Братство Розенкрейцеров
С целью распространения учений розенкрейцеров в западном мире в 1909 г. было основано Братство Розенкрейцеров. Оно является глашатаем Века Водолея, Века, когда Солнце, проходя через созвездие Водолея, выявит все интеллектуальные и духовные потенции человека, символизируемые этим знаком. Как тепло огня согревает все предметы в радиусе своего излучения, так и луч Водолея поднимет земные вибрации до такой степени, постичь которую мы пока не способны, хотя и наблюдаем демонстрации материальных действий этой силы в изобретениях, революционизировавших жизнь нынешнего поколения. Мы изумляемся рентгеновским лучам, проходящим сквозь человеческое тело, но в каждом дремлет чувство, которое, будучи развитым, позволит видеть сквозь любое количество тел и на любом расстоянии. Мы восхищаемся телефонными разговорами через американский континент, но в каждом дремлет чувство речи и слуха, которое намного острей; мы поражаемся подвигам подводных и воздушных кораблей, но все мы способны проплывать под водой и по небу; нет, более того, мы способны проходить невредимыми сквозь каменную глыбу и бушующее пламя, если знаем как это делать, и скорость самой молнии медленна по сравнению со скоростью, с какой мы можем передвигаться. Это звучит сегодня сказочно, как звучали рассказы Жюля Верна поколение назад, но Век Водолея будет свидетелем реализации таких мечтаний и даже многого того, о чем мы пока и не мечтаем. Данными способностями будут обладать массы людей, которые постепенно их развили, как ранее развили способности ходить, говорить, слышать и видеть.
В этом заключена серьезная опасность, так как очевидно, что всякий, одаренный такими способностями, может использовать их для причинения большого вреда всему миру, если не обуздает себя духом бескорыстия и всеохватывающим альтруизмом. Поэтому религия необходима сегодня как никогда прежде, дабы прививать всему человечеству любовь и чувство товарищества с тем, чтобы оно могло быть мудро и правильно подготовлено к использованию великих, приуготованных для него даров. Нужда в религии особенно ощущается в определенном классе людей, у которых эфир слабее связан с физическими атомами, чем у большинства, вследствие чего они начинают чувствовать водолеевские вибрации.
Этот класс сам делится на две группы. В одной доминирует интеллект, и люди стремятся постигнуть духовные тайны из любопытства, дабы насытить холодный разум. Они неотступно следуют путем знания ради самого знания, считая его целью. Идея, что знание ценно только тогда, когда используется практически и конструктивно, похоже, им чужда. Данный класс людей можно назвать оккультистами.
Другая группа не заботится о знании, а ощущает внутреннюю тягу к Богу и следует путем преданности высшему идеалу, который явлен для них в Христе, делая то, что делал Он, насколько позволяет их плоть; со временем это приводит к внутреннему просветлению, которое приносит с собой знание, накопленное первым классом, даже намного большее. Этот класс людей можно назвать мистиками.
Каждая группа подвергается определенным опасностям. Если оккультист добыл просветление и развил в себе дремлющие духовные способности, он может использовать их для продвижения личных целей в ущерб своим товарищам. Это называется черной магией, и наказание, которое автоматически налагается на преступника, столь ужасно, что дальше лучше не продолжать. Мистик также может ошибаться из-за своего невежества и попасть в западню законов природы, но, поскольку он побуждается любовью, ошибки его никогда не бывают чрезмерными и по мере возрастания благодати безмолвный голос его сердца слышится все отчетливей, наставляя его пути.
Братство Розенкрейцеров пытается подготовить мир в целом, и чувствительных людей в составе обеих групп в частности, к пробуждению дремлющих способностей человека так, чтобы их можно было безопасно провести через опасную зону и они могли по возможности использовать эти новые способности. Предпринимается усилие соединить любовь, без которой, как сказал Павел, знание всех тайн ничего не стоит, с мистическим знанием, укорененным и основанным на любви, чтобы ученики школы могли стать живыми представителями объединенной душевной науки Западной Школы Мудрости и постепенно воспитывать человечество в добродетелях, необходимых для безопасного обладания высшими способностями.
Глава 2
ПРОБЛЕМА ЖИЗНИ И ЕЕ РЕШЕНИЕ
Проблема Жизни
Из всех превратностей жизни, которые варьируются в каждом индивидуальном опыте, существует одно событие, которое рано или поздно приходит ко всем - Смерть! Не имеет значения, каково занимаемое нами положение в жизни, была ли прожитая жизнь похвальной или наоборот, отмечен ли наш жизненный путь великими достижениями, было ли нашим уделом здоровье или болезнь, были ли мы знаменитыми и окруженными множеством замечательных друзей или скитались в неизвестности все годы жизни, - в определенное время наступает момент, когда мы стоим одни перед порталом смерти и нас заставляют прыгнуть во тьму.
Мысль о таком прыжке и о том, что за ним последует, должна неизбежно заставить задуматься всякого мыслящего человека. В годы молодости и здоровья, когда корабль нашей жизни плавает по морям процветания, когда всё прекрасно и сияет, можно быть беспечным, но непременно в жизни каждого мыслящего человека наступает время, когда проблема жизни и смерти заставляет его задуматься и от нее нельзя отвернуться. И невозможно бездумно, слепо веря, согласиться с чьим-то готовым решением, так как это базовая проблема, которую каждый должен решить для себя, чтобы получить удовлетворение.
На восточном краю пустыни Сахары стоит знаменитый во всем мире сфинкс с непроницаемым выражением лица, обращенным на Восток, всегда приветствующим Солнце, чьи восходящие лучи возвещают новый день. В греческом мифе сказано, что этот исполин загадывал загадку каждому путешественнику. Он пожирал тех, кто не мог ответить, но когда Эдип разгадал загадку, он уничтожил себя.
Загадка, которую он загадывал людям, была загадкой жизни и смерти - вопрос, который сегодня так же актуален, как и всегда, и на который каждый должен ответить или быть поглощенным пастью смерти. Но когда человек находит решение проблемы, выявляется, что в действительности смерти нет, а есть переход от одного состояния существования к другому. Поэтому для человека, нашедшего истинное решение загадки жизни, сфинкс смерти перестает существовать, и он может с триумфом провозгласить: "О смерть, где твое жало? О могила, где твоя победа?".
Различные теории жизни претендовали на решение проблемы жизни. Мы можем разделить их на два класса, а именно на монистическую теорию, утверждающую, что любые факты жизни можно объяснить, исходя из видимого мира, в котором мы живем, и на дуалистическую теорию, соотносящую часть явлений жизни с другим, невидимым для нас миром.
Рафаэль в знаменитой картине "Афинская школа" весьма удачно изобразил позицию обеих школ мысли. На ней мы видим изумительное изображение греческого дворика, такого, как те, в которых собирались философы. На ступенях лестницы, ведущей в здание, собралось большое число людей, занятых обсуждением, а в центре наверху лестницы стоят две фигуры, предположительно Платон и Аристотель; один указывает вверх, другой на землю, и сосредоточенно, волевым взглядом смотрят в лицо друг другу; каждый пытается убедить другого, что его позиция правильна, ибо каждый выносил свое убеждение в сердце. Один считает, что он от земли, земной, пришел из праха и в него вернется. Другой твердо отстаивает позицию, что есть нечто высшее, которое было и будет всегда независимо от того, сохранится ли тело, в коем оно ныне обитает.
Вопрос о том, кто прав, все еще открыт для большинства рода человеческого. Миллионы тонн бумаги и чернил исписано в тщетных попытках решить его при помощи аргументов, но он неизменно остается открытым для тех, кто сам не решил загадки, так как базовая проблема, часть жизненного опыта каждого человеческого существа, состоит в том, чтобы найти ответ на этот вопрос, поэтому никто не может дать готового решения. Все, что может быть сделано теми, кто действительно решил проблему, состоит в том, чтобы показать другим направление, в котором они могут найти решение, тем самым подтолкнув вопрошающего к тому, чтобы он собственными усилиями пришел к выводу.
Такова цель данной небольшой книги, а вовсе не предлагать решения проблемы жизни, которое было бы слепо принято, полагаясь на исследовательскую способность автора. Приводимые учения переданы Великой Западной Школой Ордена Розенкрейцеров и являются суммой свидетельств длинного ряда тренированных Видящих, поведанных автору и подтвержденных его собственным независимым исследованием слоев, пересекаемых Духом на своем циклическом пути от невидимых миров к этому плану существования и обратно.
Тем не менее изучающего предупреждают, что автор может неверно понять некоторые учения и что, несмотря на тщательнейшее внимание, он может получить ошибочное представление о том, что, как он полагает, было увидено в невидимом мире, где возможностей для ошибок легион. Здесь, в мире, который мы видим вокруг, формы стабильны и не так легко меняются, но можно утверждать, что в окружающем мире, видимом только духовным зрением, форм в действительности нет, а все есть жизнь. Формы их по меньшей мере столь изменчивы, что метаморфозы, о которых рассказывается в сказках, не идут с ними ни в какое сравнение, - отсюда диковинные откровения медиумов и прочих нетренированных ясновидящих, которые, хотя они могут быть вполне искренни, вводятся в заблуждение иллюзиями мимолетных форм, потому как неспособны увидеть жизнь, являющуюся постоянной основой этих форм.
Мы должны учиться видеть в этом мире. У новорожденного младенца нет понятия о расстоянии и он тянется за далекими предметами, которые он не может схватить, пока не научится оценивать их местоположение. Слепой человек, который приобрел способность видеть, или ее восстановили благодаря операции, поначалу склонен закрывать глаза, переходя с места на место, и говорит, что ему легче двигаться при помощи ощущения, а не зрения; объясняется это тем, что он не научился использовать свою вновь приобретенную способность. Подобным же образом необходимо тренировать и человека, у которого открылось духовное зрение. На самом деле он в этом нуждается гораздо больше, чем упомянутые ребенок и слепой. Если лишить его тренинга, он становится подобным новорожденному младенцу в яслях, где стены покрыты выпуклыми и вогнутыми зеркалами разной кривизны, искажающими очертания его собственные и тех, кто рядом. Если оставить его расти среди такого окружения, не различая реальных очертаний себя и своих нянек, он будет естественно полагать, что видит множество искаженных контуров, тогда как в действительности за иллюзию ответственны зеркала. Когда люди получают такой опыт или когда ребенок попадает в иллюзорное окружение, они не способны распознать их действительной подоплеки до тех пор, пока предмет не будет им правильно объяснен. Подобные опасности иллюзии существуют и для тех, кто развил духовное зрение, пока их не научат учитывать преломление лучей и видеть жизнь, которая постоянна и стабильна, не обращая внимания на мимолетную, изменчивую форму. Однако всегда есть опасность видеть вещи не в фокусе, и она столь тонка, что автор чувствует неотложную потребность предупредить своих читателей, чтобы они воспринимали любое утверждение, касающееся невидимого мира, с пресловутой крупицей соли, так как он не намерен вводить в заблуждение. Поэтому он расположен скорее преувеличивать, а не преуменьшать свою ограниченность, и советует ничего, вышедшее из-под его пера, не принимать на веру без размышления. Таким образом, если учащийся будет введен в заблуждение, то вина будет на нем, а не на авторе.
Три теории жизни
Только три заслуживающих внимания теории были предложены для решения загадки существования, и чтобы читатель смог в них разобраться, мы кратко изложим их и предоставим некоторые аргументы в пользу Доктрины Возрождения как метода, который благоприятствует душевному росту и достижению конечного совершенства, тем самым предлагая наилучшее решение проблемы жизни.
1) МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ учит, что жизнь есть ни что иное, как краткое путешествие из колыбели в могилу, что во Вселенной не существует разума выше человеческого, что ум человека создан определенными соотношениями материи, стало быть смерть и растворение тела означают прекращение существования.
Было время, когда аргументы материалистических философов казались убедительными, но наука все больше продвигается и открывает, что существует духовная сторона Вселенной. Что жизнь и сознание могут существовать, не будучи в состоянии дать о себе знать, убедительно доказано в случае людей, которые много дней находились в трансе и считались мертвыми, потом внезапно пробуждались и рассказывали о том, что происходило вокруг их тела. Такие выдающиеся ученые, как сэр Оливер Лодж, Камиль Фламмарион, Ломброзо и другие, обладающие блестящими умом и научной подготовкой, недвусмысленно утверждали в результате своих исследований, что познающее существо, которое мы называем человеком, остается в живых после смерти тела и живет среди нас, независимо от того, видим мы его или нет, как свет и цвета существуют вокруг слепого, хотя он их не воспринимает. Эти ученые пришли к своим выводам после многолетних тщательных исследований. Они обнаружили, что так называемый умерший может общаться и при определенных обстоятельствах общается с нами таким образом, что вопрос об ошибке отпадает. Мы утверждаем, что их свидетельства намного весомее, чем аргументы материализма, так как они основаны на годах скрупулезного исследования и согласуются с такими хорошо известными законами, как Закон Сохранения Материи и Закон Сохранения Энергии. Ум есть форма энергии, и он неподвержен разрушению, о котором говорит материализм. Поэтому мы отвергаем материалистическую теорию как необоснованную, ибо она не гармонирует с законами природы и хорошо установленными фактами.
2) ТЕОРИЯ ТЕОЛОГИИ провозглашает, что непосредственно перед каждым рождением Богом создается душа и входит в мир, где она живет в течение от нескольких минут до нескольких десятков лет, что по окончании такого короткого времени жизни она возвращается через портал смерти в невидимую запредельность, где остается навсегда и пребывает в счастье или в страдании в соответствии с деяниями, совершенными в теле в те годы, что она жила здесь.
Платон настаивал на необходимости точного определения понятий как основы аргументов, и мы утверждаем, что такая же необходимость состоит и в обсуждении проблемы жизни с библейской точки зрения. Согласно Библии, человек является составным существом, состоящим из тела, души и Духа. Два последних слова обычно употребляются как синонимы, но мы настаиваем, что они не взаимозаменяемы, и в поддержку нашего заявления приводим нижеследующее.
Все находится в состоянии вибрации. Вибрации от объектов в нашем окружении постоянно действуют на нас и передают нашим чувствам знание о внешнем мире. Вибрации в эфире действуют на наши глаза так, что мы видим, а вибрации в воздухе переносят звуки в ухо.
Мы дышим воздухом и эфиром, которые напоены картинами и звуками нашего окружения, поэтому посредством дыхания мы принимаем в любой момент жизни внутренне точную картину нашего внешнего окружения.
Таково научное утверждение. Наука не объясняет, чем становятся эти вибрации, однако в соответствии с розенкрейцерским мистическим учением они передаются в кровь, затем оставляют неизгладимый след на маленьком атоме в сердце так же автоматически, как движущая картинка запечатлевается на чувствительной пленке и запись звуков гравируется на фонографическом диске. Запись дыхания начинается с первым вздохом новорожденного младенца и заканчивается при последнем издыхании умирающего. "Душа" есть продукт дыхания. Первая книга Моисея "Бытие" также говорит о связи между дыханием и душой следующими словами: "И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою". (В вышеприведенной цитате одно и то же слово нэфеш переведено как дыхание и душа).
В посмертном существовании записи дыхания не ведется. Добрые дела жизни создают чувство наслаждения, и интенсивность притяжения включает их в состав Духа как душевное могущество. Таким образом, записи дыхания наших добрых дел являются душой, которая спасается, так как благодаря объединению с Духом они становятся бессмертными. По мере того как они накапливаются жизнь за жизнью, мы все больше насыщаемся душой, - посему они являются основой душевного роста.
Запись наших злых действий также считывается с нашего дыхания в тот момент, когда они совершаются. Боль и страдание, которые они приносят, заставляют Дух стирать такую запись из своего существа в Чистилище. Так как запись дыхания не может существовать независимо от жизнедательного Духа, то запись наших грехов стирается, и таким образом мы видим, что "душа согрешающая, та умрет". Однако у Духа остается память о страдании как совесть, чтобы избежать повторения того же зла в последующих жизнях.
Таким образом, как наши хорошие дела, так и плохие записываются через посредство нашего дыхания, которое тем самым является основой души; но если запись добрых дел соединяется с Духом и живет как бессмертная душа, то запись злых дел уничтожается: это грешная и смертная душа.
Хотя Библия учит, что бессмертие души обусловливается хорошими делами, она не отличает ее от Духа. Утверждение ясно и выразительно гласит, что: "Доколе не порвалась серебряная цепочка . . . дотоле не возвратится прах в землю, чем он и был; а дух к Богу, Который дал его".
Таким образом Библия учит, что тело сотворено из праха и туда возвращается, что часть души, созданная дыханием, бренна, но что Дух переживает телесную смерть и существует всегда. Поэтому "потерянная душа" в общепринятом смысле этого термина не является библейским учением, потому что Дух нетварен и вечен как Сам Бог; стало быть, ортодоксальная теория не может быть истинной.
3) ТЕОРИЯ ВОЗРОЖДЕНИЯ учит, что каждый Дух является составной частью Бога, что он содержит в себе все божественные возможности подобно тому, как желудь содержит в себе дуб, что посредством многих существований в земном теле, структура которого постепенно улучшается, его дремлющие способности медленно раскрываются и становятся доступными как динамическая энергия, что ничто не может быть потеряно, но что все в конце концов достигает совершенства и соединяется с Богом, и каждый приносит с собой накопленный опыт, который является плодом странствий через материю.
Или, как мы можем поэтически выразить:
Мы вечны
На грозном штормовом облаке, на легком крыле Зефира
Громко хор духов поет гимны горнего мира,
Слушай же голос носителей жизни: "Мы прошли через смерти дверь.
Жизнь вечна, а смерти уж нет. Возрадуйся и поверь!"
Мы есть, всегда были и будем,
Мы от вечности не убудем.
Единого Великого Целого часть.
Старше Творенья бессмертия власть.
На кросне Вечности сшиты одежды,
Без устали ткем мы сети надежды.
Наш род и страна умом рождены,
С неба на землю принесены.
Сверкаем блеском алмаза, танцуем на быстрой волне,
Бросая вызов могиле, искримся в жарком огне.
Мы часто меняем лики, не вспомнить тебе имена,
Но наша вечная сущность одна и та же всегда.
И когда мы придем к наивысшему,
Градации роста вспомним.
Чтобы пройденный путь услышали,
Из ступенек лестницу строим.
Если это сбудется, то узнаем мы:
Истина и благо ввысь наш дух стремит.
Добрым будь ко всякому, злобу подави, -
Волею своею Бог чрез нас вершит.
Мы рискнем сделать утверждение, что существует единственный грех: невежество, но и единственное спасение: примененное знание. Однако даже самый мудрый из нас мало знает о том, чему можно научиться, и никто не смог достичь совершенства в одной короткой жизни, но мы замечаем, что повсюду в природе медленное настойчивое раскрытие, все более высокое развитие характерно для всякой вещи, и называем такой процесс эволюцией.
Одна из главных характеристик эволюции состоит в том, что она проявляется в виде перемежающихся периодов активности и покоя. Деятельное лето, когда все на земле напрягается для того, чтобы плодоносить, сменяется покоем и бездеятельностью зимы. Деятельный день перемежается тихой ночью. Отлив сменяется приливом. Таким образом, поскольку все движется циклически, жизнь, которая выражает себя на Земле в течение нескольких лет, не заканчивается, как думают, со смертью. Как Солнце восходит утром после вечернего заката, так и жизнь, которая закончилась смертью одного тела, вновь занимает новый проводник в других окружающих условиях.
Землю в действительности можно сравнить со школой, в которую мы возвращаемся жизнь за жизнью для того, чтобы возрастать в знании. Дети спят ночью, которая разделяет два школьных дня, Дух тоже отдыхает от активной жизни между смертью и новым рождением. В мировой школе также есть различные классы, которые соответствуют различным ступеням от детского сада до колледжа. В начальных классах имеем Духов, которые прошли школу жизни всего несколько раз, сейчас они дикари, но со временем станут мудрее и лучше, а сами мы совершим в будущих жизнях прогресс к духовным высотам, о которых в настоящее время не имеем ни малейшего представления. Если мы заставим себя учить уроки жизни, то несомненно будем продвигаться намного быстрее в школе жизни, чем когда, мешкая, лениво теряем свое время. Это тот принцип, что правит в наших собственных образовательных учреждениях.
Мы находимся здесь не по прихоти Бога. Не по Его капризу один катается как сыр в масле, а другой голодает, не Он дал одному здоровое тело, позволяющее легко переносить боль и болезнь, в то время как другой не знает передышки от боли. То, чем мы являемся, мы получаем в соответствии с нашим прилежанием или небрежением, а какими мы станем в будущем, зависит от того, какими мы стремимся быть, а не от божественного каприза или безжалостного рока. Не имеет значения, каковы окружающие условия, от нас зависит овладение ими, или они завладеют нами, - все зависит от нашей воли. Сэр Эдвин Арнольд прекрасно сказал об учении в "Свете Азии":
"А книги, братья, верно говорят! Жизнь каждого из нас Предшествующей жизни есть итог.
И прошлая неправда нам несет
Страдание, а правда - наслажденья ток.
* * * *
Тот же Господь у нас, что и у высших существ,
И у властей вокруг, вниз посмотреть иль наверх.
И у всего, что есть, у плоти всякой и твари
Всякое действие, взор радость несет иль позор.
* * * *
Кто трудился как раб, может принцем родиться
Так как верно стяжал благородство и честь.
Тот, кто правил царем, может нищим явиться
За дела свои прошлые, правду иль лесть."
Или, как сказала Элла Уилер Уилкокс:
"Один корабль на восток, другой на запад отплывает,
Хоть направленья не меняет ветер.
Отнюдь не легкий бриз их путь определяет,
А паруса их долгую дорогу метят.
Морские ветры те - судьбы нашей стези,
Когда мы путешествуем по жизни.
А к цели лишь душа наш бег стремит,
А не согласие иль споры, укоризны."
Желая подобрать кого-нибудь для исполнения определенной миссии, мы выбираем того, кого полагаем лучше всего удовлетворяющим требованиям, и должны предположить, что Божественное Существо будет пользоваться по крайней мере таким же здравым смыслом и не выберет для исполнения своих поручений того, кто не пригоден. Поэтому, когда мы читаем в Библии о том, что Самсону было предопределено стать убийцей филистимлян и что Иеремии было предопределено стать пророком, можно предположить, что они были особо пригодны для такого назначения. Иоанн Креститель был рожден, чтобы стать глашатаем Царства Божьего, которое должно прийти на смену царству людей.
Не будь у этих людей соответствующей подготовки, как могли они стать настолько пригодными для исполнения своей миссии, а если они к ней пригодны, как иначе могли они получить подготовку, если не в предыдущих жизнях?
Евреи верили в доктрину Возрождения,* иначе они не вопрошали бы Иоанна Крестителя, был ли он Илией, как об этом повествуется в первой главе евангелия от Иоанна. Апостолы Христа также придерживались этой веры, как можно видеть из инцидента, о котором говорится в шестнадцатой главе евангелия от Матфея: "За кого люди почитают Меня, Сына Человеческого?" Апостолы отвечали: "Одни за Иоанна Крестителя, другие за Илию, а иные за Иеремию или за одного из пророков". Что касается этого случая, то Христос молчаливо признавал учение Возрождения, потому что Он не поправил своих учеников, что было бы Его прямым долгом, исповедуй они ошибочную идею.
Но Никодиму Он сказал недвусмысленно: "Кто не родится свыше,** не может увидеть Царства Божия", а в одиннадцатой главе евангелия от Матфея, в четырнадцатом стихе, Он сказал, говоря об Иоанне Крестителе: "Он есть Илия". В семнадцатой главе евангелия от Матфея, двенадцатый стих, Он говорит: "Илия уже пришел, и не узнали его, и поступили с ним, как хотели". "Тогда ученики поняли, что Он говорил им об Иоанне Крестителе".
___________
* Иосиф Флавий прямо свидетельствует, что фарисеи верили в перевоплощение (см. "Иудейская война", кн. II, гл. VIII) - прим. ред.
** В западных переводах - "кто не родится снова" - прим. ред.
Таким образом мы настаиваем, что доктрина Возрождения предлагает единственное решение проблемы жизни, находящееся в гармонии с законами природы, отвечающее этическим требованиям и позволяющее нам любить Бога, не терзаясь умственными спекуляциями по поводу неравенства жизни и различных обстоятельств, которые предоставляют немногим те беззаботный быт и комфорт, здоровье и богатство, в которых отказано многим.
Теория наследственности, выдвигаемая материалистами, применима только к форме, так как подобно плотнику, который использует бревна для постройки дома, где потом будет жить, и Дух берет субстанцию, с помощью которой строит свой дом, от родителей. Плотник не может построить дома из твердых пород дерева, пользуясь легкой древесиной, и Дух также должен строить тело, подобное тем, от которых был взят материал. Но теория наследственности неприменима на моральном плане, ибо не бывало такого, чтобы в тюрьмах Америки и Европы находились бы и отец, и сын вместе. Сыновья преступников, хотя у них и есть склонность к преступлению, стараются не попадаться в тиски закона. Наследственность неприменима и на плане интеллекта, так как можно привести много случаев, когда гений и идиот происходили из одной семьи. Великий Кювье, чей мозг весил столько же, сколько и мозг Даниеля Уэбстера, и интеллект которого был так же велик, имел пятерых детей, которые все умерли от пареза; брат Александра Великого был идиотом. Таким образом мы приходим к выводу, что должно быть найдено другое решение, соответствующее фактам жизни.
Закон Возрождения связан со своим сопутствующим законом, Законом Причинности. Когда мы умираем после одной жизни, мы возвращаемся на землю в окружение, определяемое образом той жизни, которую мы прожили. Игрока влечет в картежные клубы, музыканта привлекают концертные залы и музыкальные студии, где находятся близкие ему Духи, и возвращающееся Эго также несет с собой свои предпочтения и неприязни, заставляющие его искать родителей среди того класса, к которому оно принадлежит.