Генерал-Полкан : другие произведения.

История ювелирной промышленности С.С.С.Р

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


Оценка: 6.85*6  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Статья будет дописываться и исправляться. Вожможно появление иллюстраций.

   Ювелирная промышленность в СССР прошла через несколько основных этапов. Каждый - чем-то характеризуется. Пожалуй, лишь одно ювелирное изделие прошло через века и не претерпело никаких изменений: это любимые на Руси дутые серьги-калачики. Какими они были в 19 веке, такими же и остались в веке двадцать первом.
  
   Первый этап: 1918-1939 годы.
  
  12 января 1918 года. Постановление высшего совета Народного Хозяйства РСФСР.
  Устанавливается монопольная торговля золотом.
  РАЗРЕШЕНО производить: кольца (вес до 1 золотника), КРЕСТИКИ (до 0,5 зол.), серьги (не больше 1 зол.), брошки (не выше 2 зол.), цепи и браслеты (не выше 6 зол.), прочее (не выше 3 зол.). Проба не ВЫШЕ 36 (37,5% золота в сплаве).
  
  Золотник = 4,266 грамма
  
   ИСТОРИЯ: История ОАО 'Красносельский Ювелирпром' началась в апреле 1919 года, когда было создано производственное объединение 'Красносельская трудовая производственная артель металлических изделий'. В уставе артели, утвержденном ТСНХ (30 апреля 1919 года за ? 684) указывалось, что целью артели было содействие материальному и духовному благосостоянию своих членов, посредством совместной организации личного их труда для производства работ и сбыта изделий'. Большим событием в жизни ювелиров был приезд в Красное в том же году наркома просвещения Советской Республики А.В. Луначарского, который внимательно ознакомился с ювелирным делом.
  
   Этот этап характеризуется небольшим объёмом производства. Можно сказать - кустарщина. А можно сказать - искусство. Заводов было раз-два и обчелся. Даже проба своя у CССР появилась лишь в 1926 году. До этого шла царская, 84 (76) для серебра и 56 для золота (обычно). То есть, золотниковая. На пробе была изображена женская голова в кокошнике. Трудно, а подчас невозможно определить было ли изделие изготовлено "при царе" либо "при советах", ведь с 1908 по 1926 ни проба, ни иная маркировка не менялись. Вот и приходится ориентироваться либо на выгравированные надписи на самом изделии (например, отсутствие твёрдого знака), либо - режим экономии (например, у брошки - иголка не серебряная, а железная).
   Государство нуждалось в ювелирной промышленности. Речь идёт и о товарах на экспорт для приобретения валюты, и об изготовлении медалей (в том числе орденов и значков), ну и удовлетворить спрос.
   Продолжали функционировать старые заводы (фабрика Хлебникова, например), старые мастера-кустари (Кавказ, Ялта). Вместе с тем появлялись новые мастерские, например, ВХУТЕМАС.
   Этот этап закончился тогда, когда началась индустриализация. Появились новые заводы. Не только ювелирные, но и часовые.
   Отсутствие крупных предприятий не говорит о том, что ювелирное искусство исчезло. Более того, многие изделия создавались по формам западных украшений. Кинофильмы... Журналы... Моряки... Поездки за границу, приезд иностранных специалистов. Достаточно сказать, что русская (советская) бижутерия была представлена на международной выставке в Париже в 1925 году (появление Ар Деко).
  
   Второй этап. 1939-1954
   Этот этап прошел незамеченным. С одной стороны, реформа 1946 года в ювелирном пробирном деле... С другой - огромное количество конфискованных ювелирных изделий из Германии (брошки, заколки для галстуков, столовые приборы и т.п. В основном - серебряные.). Часто можно встретить изделия с германской пробой 835, переклеймённые советской пробой 800. Заработала Прибалтика. Рига и Таллин. Встали на ноги заводы в Свердловске, Харькове, Киеве, Москве, Ленинграде. Сталинский лозунг "Обогащайтесь" сделал свое дело. Не смотря на то, что новое в пробирном деле (обязательное клеймо завода с датой выпуска изделия) было введено после смерти Сталина, понятно, что подготовка изменения в законодательстве велась еще при жизни вождя.
   Появилось много артелей, работающих с серебром: вот некоторые (и их клейма):
   'Красносельский ювелир' (Костромская область) - КЮ
  Артель 'По заветам Ильича'' (Костромская область) - ПИ
  Промколхоз 'Искра Октября' (Костромская область) - ИО
  Промколхоз 'Красный прибой' (Костромская область) - ЗКП
  Промколхоз 'Советская Россия' (Костромская область) - СР
  Артель 'Красная Пресня' (Ивановская область) - КП
  
  Про "Красносельский ювелир" надо сказать отдельно. Артель создана в 1919. Одна из первых в стане. В конце 20-х начало 30-х была Пром. артель - "Красный Кустарь". Клеймо - ПАКК. Следующий этап - стала пром.колхозом (как все, как все). С 1955 по 1960 - Артель "Красносельский ювелир". В 1960 - Красносельская ювелирная фабрика (вошло еще несколько артелей поменьше). Вот с 60-го и пошло клеймо КЮ. Потом (чтоб не путать с киевской?) появляются другие именники , например, КФ.
   Клеймение с начала 30-х по 1960 - не совсем ясно. Предположительно - до войны ПКК, потом до 1953 года - АКК, поскольку есть предмет 1954 года - с "КК".
  
  При этом отмечу, что сделан предмет между 26 и 39 годами или 39 и 53 годами - очень не прсто.
  Вот как пример, бакинские серьги.
    []
  
  
  
  Третий этап 1954-1958
  
   Этот этап формально ограничен двумя законодательными актами по пробам. В 1958 году принято новая форма пробирного клейма: вместо головы рабочего с молотом на плече появилась звёздочка, которой иногда пользуются и сейчас.
   Интересно, что в 1955 году вышло постановление ЦК КПСС и Совмина СССР "Об устранении излишеств в проектировании и строительстве". Подчиняясь линии партии, с излишествами принялись бороться и в ювелирке.
  
  Четвёртый этап 1958-1972
  
   Постановление сказалось (линия партии!) на эстетику ювелирки. Старые, опробованные формы, которые как правило копировали образцы царского времени, были заменены модерновыми мотивами. Соответственно, цветные стёклышки, имитировавшие рубины-изумруды и бриллианты стали менее востребованы, а в начале 60-х от покупки чешских стразов отказались вовсе и пререшли к использованию поделочных камней.
  Статьи "Ювелирная промышленность в БСЭ 1957 года нет. Только Ювелирное искусство (ювелирное дело). Характерно, что на иллюстрациях к этой статье представлены следующие изделия: 13. Сахарница с чернью, Кубачи, артель "Художник". 15. Браслет. ЭССР, 1950-е годы. 16.Серебряная стопка с чернью . Великий Устюг. худ. Е.П.Шильниковский, 1953 г. 17. Подстаканник. Ажурная скань.Село Красное на Волге. 18. Серьга серебряная с позолотой и жемчугом. АзССР. 1950-е.
   Открытие и освоение месторождений якутских алмазов, а также способов огранки вывело ювелиров страны на потенциально более высокий уровень.
   Промышленность начала расходиться: ширпотреб (серебро) и предметы для удовлетворения вкуса правящей элиты (золото, платина, алмазы, изумруды, и т.п.)
   Датой создания ювелирной промышленности СССР считается 1966 год (БСЭ, 1978 г.)
  
   Ниже привожу фотографии сережек. На фоне спичечного коробка.Серьги с изумрудами [Я] 583 проба, изумруды. Три в ряд на 1-й сережке. Предположительно история такая: заказаны и изготовлены под заказ на ЛЮ в 1959 году. Одна была утеряна. Изготовлена еще одна по заказу в 1969 году там же. Серьги с изумрудами [Я]
   Серьги с изумрудами [Я]
  Пятый этап. 1972-1986.
   Вот типичные серьги того времени: Харьков, серебро, позолота, корунд: []
   В 1972 году началось массовое производство золотых изделий (так сказано в Справочнике товароведа, Т.2). Почему это произошло - остаётся пока только догадываться. Вероятно, главной причиной является отказ мирового сообщества от "золотого стандарта" и необходимость увеличивать в золото-валютном резерве долю валюты с одной стороны, и решение о "достаточности" количества золотых слитков. Второй фактор - налаженный выпуск фианитов. По видимому, КГБ осуществил операцию по огранке фианитов и их продажу на черном рынке на Западе под видом бриллиантов. Когда афера со стороны Запада была обнаружена (пожаловались руководству СССР и афера была раскрыта другим управлением КГБ) то общественного резонанса (как дело с валютчиками) уголовное дело не получило, а фианиты тут же появились (1972 г.) в изделиях. Третьим фактором, наверно, была цель "изъятие денежной массы у населения".
   Вал ювелирки и требование к плану (производство и реализация тоннами) пагубно сказалась на качестве изделий.
  Именники заводов СССР на 1983 год:
  БЮ - Бакинский
  Сч - Великоустюгский
  ГХК - Гоцатлинский (Дагестан)
  Е - Ереванский
  ЯК - Калининградский
  КЮ - Киевский
  МП - Кишинёвский
  КЗ - Костромской
  КХК - Кубачинский (Дагестан)
  Л - Ленинградский
  ЛВ - Львовский
  Б - Бронницкий
  Ю - Московский (экспериментальный)
  МЮ - Московский (Ювелирпром)
  ОЮ - Одесский
  РЮ - Рижский
  СЮ - Свердловский
  Т - Таллинский
  ТЮ - Ташкентский
  Т.Ю. - Тбилисский
  ХЮ - Харьковский
  (видимо, у следующих клейм требуется точка или одна буква. Будет уточняться)
  Э - "Эмитрон" (?)
  Э - Эчмиадзский (Армения)
  
  Шестой этап 1986-1991.
  
   Всеобщий дефицит, вкупе с вложением денег людьми в золото и серебро как ликвидный товар, привело к тому, что об эстетической стороне производители попросту забыли, поставив во главу угла низкую себестоимость. Как произведения искусства изделия заводов этого этапа практически никакой ценности не представляют.
  
  
   https://www.silver-mania.ru/articles/mumiya-ukrashennoj-dragocennostyami-devochki-najdena-v-3500-letnej-grobnice/?utm_referrer=https%3A%2F%2Fzen.yandex.com
Оценка: 6.85*6  Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"