Георгиенко Вадим Николаевич : другие произведения.

Молодежная политика Ес, Се и Оон

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


Оценка: 6.26*5  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Наиболее значимые аспекты молодежной политики Европейского Союза, Совета Европы и ООН. Эта работа создана на фрагменте исследования (2010 год) интернет ресурсов и документов, а также дополнительной информации и комментариев, предоставленных различными европейскими экспертами в сфере молодежной политики в процессе переписки.

МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА ЕС, СЕ, ООН

Введение..................................................................................3

I. Аспекты молодежной политики ЕС, Совета Европы и ООН

1. Молодежная политика ЕС.......................................................4

1.1. Инициативы ЕС............................................................4

1.2. Программы действий ЕС..............................................6

1.3. Защита прав детей и молодых людей............................8

1.4. Новая стратегия ЕС в отношении молодежи..................9

2. Молодежная политика Совета Европы...................................11

3. Некоторые аспекты молодежной политики ООН .....................14

II. Современные тенденции в ЕС

4. Перспективы развития межсекторального подхода.................20

5. Открытый Метод Координации..............................................24

6. Конструктивный Диалог........................................................27

7. Понимание Молодежи..........................................................30

Введение.

Эта публикация создана на фрагменте исследования (2010 год) интернет ресурсов и документов, а также дополнительной информации и комментариев, предоставленных различными европейскими экспертами в сфере молодежной политики в процессе переписки. Таким образом, получилась достаточно уникальная работа, которую и предлагаю Вашему вниманию. Для тех из вас, кто интересуется теорией молодежной политики рекомендую дополнительно ознакомиться с работой "3D моделирование молодежной политики". Для тех, кому интересна практическая реализация, рекомендую ознакомиться с работой "Республика молодежи". Она описывает единственный на сегодняшний день практический опыт в Украине, отмеченный Премией Совета Европы как лучший из 47 европейских стран. Исследование включает достаточно мощное документальное сопровождение, что позволяет избежать недобросовестных толкований, а также станет прекрасным помощником для специалистов, заинтересованных в построении эффективной молодежной политики с широким участием молодых людей.

В данной работе отсутствует небольшой, но важный раздел, о роли молодежной политики ЕС, ее правовых аспектах и роли основных европейских институций. Этот раздел вы можете найти в работе, опубликованной под названием "Дорожная карта молодежной политики в Украине" (на украинском языке).

Рекомендую эту работу для специалистов в сфере молодежной политики, а также государственного управления, и всем тем, кто интересуется данной тематикой.

1. Молодежная политика ЕС.

1.1. Инициативы ЕС. Евродеск (Eurodesk) дает следующую схему ключевых событий развития европейской молодежной политики:

а) Белая Книга о Молодежи (White Paper on Youth). 21 ноября 2001 года Европейская Комиссия (COM (2001) 681) приняла Белую Книгу, озаглавленную как "Новый стимул для европейской молодежи" (A New Impetus for European Youth), определяя рамки для сотрудничества в области молодежи.Ее приоритетами являются содействие участию, активной гражданской позиции и волонтерской деятельности молодежи.Она также предназначена для повышения качества информации для молодежи по европейским вопросам и для повышения уровня знаний по вопросам, касающимся молодежи.
В европейских источниках принято считать, что Белая книга дала толчок для развития общеевропейского сотрудничества в молодежной сфере. Механизмом развития стал "метод открытой координации", что означает определение общих целей и их перевод в национальную политику. Поскольку речь идет о третьей области политик, где ЕС не имеет компетенции принимать решения для государств членов или даже совместно с государствами членами, данный механизм является очень важным.

в) Европейский Пакт в интересах молодежи (European Pact for Youth). На своем весеннем саммите в марте 2005 года Европейский Совет принял Европейский пакт в интересах молодежи как часть Лиссабонской стратегии.Европейская Комиссия вкратце так характеризует цель этого документа: развивать участие всех молодых людей в образовании, занятости, обществе. Европейский парламент в резюме документа дает такую характеристику цели: улучшение образования и профессиональной подготовки, мобильность, интеграция молодых людей Европы на рабочем месте и социальную интеграцию.Комиссия призвала к принятию мер в различных областях для большей согласованности. Например, Комиссия предполагает, что цели Пакта должны быть в дальнейшем интегрированы и в профильные стратегии, в частности в Европейскую стратегию занятости. Комиссия приняла также коммюнике (COM (2005) 206), определяющее каким образом должен быть имплементирован Пакт. Спустя три года вопросы образования молодых людей, и их интеграции на рынке труда оставались по-прежнему актуальными. В коммюнике "Содействие полноценному участию молодежи в образовании, занятости и обществе" (COM (2007) 498) Комиссия принимает в качестве темы своего контроля вопросы безработицы среди молодежи и неудовлетворительное образование, полученное большим количеством молодых людей. В связи со сложившейся ситуацией Комиссия призвала к более тесной координации усилий во всех сферах политики, которые имеют последствия для молодых людей.В нем предлагается ряд новых инициатив, направленных как на создание более эффективных механизмов, соединяющих образование и занятость, так и улучшение участия молодежи в европейских процессах принятия решений.

с) Европейская Неделя Молодежи (European Youth Week).

В свете успешного проведения такого формата как "Европейская молодежая неделя" Европейский парламент призвал к включению как неотъемлемой части европейской молодежной политики. К настоящему времени этот формат стал частью программы "Молодежь в Действии".

d) Конструктивный Диалог (Structured dialogue). В резолюции, принятой в 2005 году, Совет ЕС призвал к разработке Конструктивного диалога с молодежью, и часто повторял об этом в последующие годы. Конструктивный диалог означает, что институты ЕС и национальные правительства обсуждают отдельные темы с молодыми людьми. Наиболее конкретное наполнение эта инициатива получила с 2008 года под названием "Будущие вызовы для молодых людей" (Future challenges for young people)х. Для специалистов и полисимейкеров, имеющих отношение к молодежной политике, данный опыт представляет большой интерес как подготовительный этап обсуждения и разработки новой молодежной стратегии с участием молодежи. Следует также понимать, что до настоящего времени молодежная политика относилась ко второй группе компетенций ЕС (негативной), т.е. решения принимаются на национальном уровне, а влияние ЕС ограничивается дополнением и поддержкой государств-членов. Вот почему эксперты отмечают также важность на настоящем этапе Конструктивного диалога для облегчения оценки молодежной политики сран-участниц. Происходит процесс системной синхронизации, что можно воспринять как попытку подготовить основу для последующей передачи государствами-участниками молодежной политики из своей компетенции в исключительную компетенцию ЕС. Осознанная передача государствами "своего будущего" на наднациональный уровень означала бы следующий качественный переход к формированию Единой Европы.

1.2. Программы действий ЕС. Первой программой называют "Молодежь для Европы" (Youth forEurope) - программа молодежных обменов (с 1988). После нее была дополнительно принята программа действий по волонтерству (с 1996) "Европейский Волонтерский Сервис" (European Voluntary Service). С 2000 года эти две программы были объеденены в единую программу действий ЕС для молодежи Youth. (2000-2006). Программа дополнилась также другими направлениями:

Ј "Инициативы для молодежи" (Initiatives for Youth) с целью поддержки креативных инновационных проектов для социальной интеграции молодых людей;

Ј "Совместные действия" (Joint Actions) - это программы Сократос и Леонардо да Винчи.

Ј "Сопутствующие меры" (Accompanying Measures). Также поддерживались совместные мероприятия с третьими странами через программу Euro-Med Youth, подерживалось сотрудничество со странами Юго-Восточной Европы (SEE), с Содружеством Независимых Государств (CIS) и странами Латинская Америки (LA).

В ноябре 2006 года, Решением 1714/2006/EC, программа "Молодежь в действии" (Youth in Action) была принята на период 2007-2013 годов в качестве продолжения программы "Молодежь". Целью программы является укрепление активной гражданской позиции молодежи, развитие солидарности и содействия европейскому сотрудничеству в области молодежной политики. Эти задачи основаны на Белой Книге "Новый стимул для европейской молодежи". Программа имеет пять областей деятельности, в том числе Европейский волонтерский сервис, обмены между молодежью и политическое сотрудничество. Бюджет программа составил € 885 миллионов. По сравнению с предыдущей программой "Молодежь в действии" в большей степени ориентирована на молодежь евросоюза.

Программа содействия органам, действующим на европейском уровне в области молодежи. Программа создана 21 апреля 2004 года Решением 790/2004/EC на период с 2004 по 2006 год, с бюджетом в размере € 13 миллионов. Она поддерживала деятельность организаций, которые способствовали укреплению деятельности Сообщества и повышение ее эффективности, в частности в рамках молодежных обменов, образования и меры в области профессиональной подготовки, дискуссий по вопросам молодежной политики, распространение информации о политике Сообщества и меры по поощрению участия и инициативы со стороны молодых людей. С 1 января 2007 года это направление вошло в программу "Молодежь в действии".

1.3. Защита прав детей и молодых людей.

а) Стратегия ЕС по правам ребенка (EU Strategy on the Rights of the Child). Европейская Комиссия утвердила 04.07.06 коммюнике "На пути к Стратегии ЕС по правам ребенка" (COM(2006)367). Осовная идея - внедрить систему защиты прав ребенка как во внешней, так и внутренней политике ЕС, а также поддержка в этой сфере государств-членов. Предусматривается единый телефонный номер для нуждающихся, без вести пропавших и подвергающихся жестокому обращению детей на всей территории ЕС. В качестве результата коммюнике приводится создание в 2007 Европейского Форума по Правам Ребенка для обмена информацией о лучших практиках и для совместной работы различных институтов в целях улучшения положения детей в Европе.

в) Предотвращение и борьба с насилием в отношении детей и молодежи. С 2000 года ЕС финансирует проекты и мероприятия по борьбе с насилием в отношении детей, молодых людей и женщин с помощью программы "Дафна" (Daphne).Целевыми группами являются дети и молодые люди в возрасте до 25 лет.С 2007 года программа "Дафна" стала частью Генеральной программы "Фундаментальные Права и Правосудие" (Fundamental Rights and Justice). Целью программы является "содействие в защите детей, молодых людей и женщин от всех форм насилия и достичь высокого уровня защиты здоровья, благополучия и социальной сплоченности (Решение Љ 779/2007/EC).Программа распространяется также на борьбу с торговлей людьми и сексуальной эксплуатации. Общее финансирование программы составляет € 116 млн. на период 2007-2013 годов.

с) Молодежь и СМИ (средства массовой информации). Защита молодежи становится одним из ключевых элементов аудиовизуальной политики на европейском уровне и приобрела особую актуальность в связи с развитием нелинейных медиа-услуг.

1.4. Новая стратегия ЕС в отношении молодежи.

Путь создания "Обновленного рамочного Европейского сотрудничества в молодежной сфере" (renewed framework for European cooperation in the youth field (2010-2018), далее - Обновленная Рамочная Стратегия) выглядит так:

- 2002 (OJ C 168, 13.7.2002) были определены рамки Европейского сотрудничества в молодежной сфере (Резолюция Совета ЕС и Представителей Правительств Стран-членов), где предусматривается применение метода открытой координации и актуализации вопросов молодежи в других политиках;

- 2005 (7619/1/05) - утверждение Европейским Советом Европейского Молодежного Пакта как одного из инструментов достижения задач Лиссабонской стратегии роста и рабочих мест.

- 2008 (11517/08) - принята обновленная Социальная Агенда, которая определила молодежь и детей как основные приоритеты.

- 2009 (27.04.09, COM(2009) 200 final) - окончательная версия Стратегии от Европейской комиссии передана Совету ЕС, Европараламенту и комитетам.

- 2009 (11.05.09) - выводы по оценке действующих рамок Европейского сотрудничества перспективам обновленных, принятых Советом ЕС и Представителями Правительств Стран-членов.

- 2009 (27.11.09) - Совет ЕС увтердил новые рамки Европейского
сотрудничества в молодежной сфере (2010-2018) х.

В рамках решений, принимаемых по процедуре codecision именно Комиссия разрабатывает проекты соответствующих документов для их последующего утверждения. Следует отметить, что Комиссия планировала предложить новые приоритеты и методы для будущей политики в отношении молодежи Европы в начале 2009 года на основании результатов Конструктивного диалога. 27 апреля Европейская Комиссия передала новую Стратегию Совету ЕС, Европараламенту и комитетамх. Ровно через семь месяцев (27.11.09) Совет ЕС своей резолюцией утвердил обновленное рамочное Европейское сотрудничества в молодежной сфере на период 2010-2018.

Краткая характеристика новых рамок Европейского сотрудничества (далее - Рамочная Стратегия). Совет ЕС отмечает, что Рамочная Стратегия получила две новые цели: 1) создание равных возможностей для всех молодых людей в области образования и рынка труда, 2) поощрение активной гражданской позиции, социальной интеграции и солидарности. Инициативы систематизированы в рамки восьми основных областей деятельности: 1) образование и профессиональная подготовка, 2) трудоустройство и предпринимательство; 3) здоровье и благополучие; 4) участие; 5) волонтерская деятельность, 6) социальная интеграция; 7) молодежь и мир, 8) творчество и культура. Теперь их называют "политики ядра".

Рамочная Стратегия разделяется на три трехлетних цикла, для каждого будут устанавлены свои приоритеты. Резолюцией определены следующие ближайшие приоритеты: первая половина 2010 - социальная интеграция, во второй половине 2010 - работа с молодежью, первая половина 2011 - активное гражданство и участие. При этом отмечается и общий приоритет на все полтора года - молодежная занятость.

Интерес представляет процесс трансформации сфер смежных политик от версии Комиссии (слева) до версии Совета ЕС (справа):

Education Education and training
Employment Employment and entrepreneurship
Creativity and Entrepreneurship Creativity and culture
Health and Sport Health and well-being
Participation Participation
Social Inclusion Voluntary activities
Volunteering Social inclusion
Youth and the World Youth and the world

При подавляющей идентичности можно выделить две особенности: 1) из первой версии спорт исчез из политик "ядра", 2) чрезвычайно неординарно, инноовационно выглядит попытка Европейской комиссии включить Творчество и Предпринимательство в одну категорию, как бы давая им единый родовой корень. Совет ЕС оказался неготовым к подобным инновациям и вернул все на традиционные места: Творчество к Культуре (в версии Еврокомиссии Культура отсутствовала), а Предпринимательство соответственно к Занятости.

2. Молодежная политика Совета Европы.

Совет Европы хорошо интегрирован в сферу молодежной политики ЕС через Европейский Центр Знаний Молодежи - совместную инициативу Совета Европы и Европейской Комиссии. Директорат по делам молодежи и спорта является частью Генерального директората по вопросам образования, культуры и наследия, молодежи и спорта Совета Европы. Управление разрабатывает руководящие принципы, программы и правовые инструменты для разработки согласованной и эффективной политики в отношении молодежи на местном, национальном и европейском уровнях. Он обеспечивает финансирование и образовательную поддержку международных молодежных мероприятий, направленных на развитие активного гражданства среди молодежи, ее мобильности, ценностей прав человека, демократии и культурного плюрализма. Он стремится обобщить и распространить опыт и знания о жизненных ситуациях, чаяниях и способах выражения молодых европейцев. В управлении также участвуют:

- Европейский руководящий комитет по делам молодежи (CDEJ), который объединяет представителей Министерств, ответственных за молодежь из 48 стран-участниц Европейской Культурной Конвенции. Цели и методы близки к Открытому Методу Координации (ЕС), организует регулярные встречи профильных Министров, на которых принимаются основные приоритеты молодежной политики.

- Консультативный совет по делам молодежи (Advisory Council on Youth) включает в себя 30 представителей неправительственных молодежных организаций и сетей.Он должен обеспечивать мнения и предложения от молодежных общественных организаций по всем видам деятельности молодежного сектора и гарантировать, что молодые люди принимают участие в других мероприятиях Совета.

- Объединенный совет по делам молодежи (The Joint Council on Youth) является органом совместного принятия решений, объединяющим CDEJ и Консультативный Совет вместе. Он устанавливает приоритеты молодежной сфере, задачи и бюджет.

- Программный комитет по делам молодежи (The Programming Committee on Youth) является органом совместного принятия решений, состоящий из 8 членов от каждой из CDEJ и Консультативного совета. Он устанавливает, контролирует и оценивает программы Европейских молодежных центров и Европейского молодежного фонда.

Европейские молодежные центры

Европейских молодежных центров (EYCs) в Страсбурге и Будапеште являются постоянными структурами по реализации молодежной политики Совета Европы.

Европейский Молодежный Фонд

Европейский молодежный фонд Совета Европы (EYF) оказывает финансовую поддержку европейским молодежным мероприятиям, с годовым бюджетом около € 3 миллиона. Он поддерживает европейские молодежные мероприятия, организованные неправительственными молодежными организациями, сетями и инициативами.

Солидарный Фонд молодежной мобильности.

Совет Европы и Международный союз железных дорог (МСЖД), создали 16 декабря 1994 года этот фонд для обеспечения мобильности малообеспеченной молодежи. Фонд обслуживает исключительно категории малообеспеченной молодежи или экономически слаборазвитых районов и предназначен для покрытия железнодорожных перевозок (2й класс) молодых людей, участвующих в международной образовательной деятельности.

Конференции европейских министров по делам молодежи

Первая Европейская конференция министров по делам молодежи состоялась в Страсбурге в 1985 году. С тех пор, министры встречаются один раз в три для обмена мнениями и координации национальной политики в отношении молодежи, а также рекомендовать совместные действия на европейском уровне, особенно в области мобильности молодежи, участия, информации, консультаций и исследований. Последняя встреча министров состоялась в Киеве в 2008 году. Заключительная декларация "Будущее молодежной политики Совета Европы: Повестка дня 2020" закрепила основные приоритеты.

Приоритеты и программы. Объединенный совет по делам молодежи на основании "Повестки дня 2020" утвердил программу молодежного сектора на 2010-2012 "Развитие европейского молодежного сотрудничества посредством молодежной политики и работы с молодежью и неформального образования", состоящую из четырех основных направлений (проектов): 1) "Права человека и демократия: молодежная политика и работа с молодежью по продвижению основных ценностей Совета Европы". 2) "Жить вместе в различных обществах: молодежная политика и работа с молодежью по продвижению межкультурного диалога". 3) "Социальная интеграция молодых людей". 4) "Политические подходы и инструменты в интересах молодых людей и детей".

В рамках каждого из этих направлений определены приоритеты на 2010 год. Примечательно, что 4-е направление Объединенный совет добавил наравне с первыми тремя приоритетами из "Повестки 2020". Другими словами, после участия молодежных представителей было добавлено направление, не нашедшее изначально соответствующую поддержку профильных европейских министров.

Совет Европы (точнее Конгресс местных и региональных властей Совета Европы) является автором одного из наиболее авторитетных европейских документов в сфере построения молодежной политики на местном уровне - Пересмотренной Европейской Хартии участия молодежи в местной и региональной жизни. Наиболее важные положения этой Хартии для данной работы приведены в Приложении 5.

Основу для сотрудничества между Советом Европы и Европейской Комиссии является совместное соглашение о партнерстве между двумя учреждениями (1987). Соглашение распространяется на более широкие области содействия плюралистической демократии, верховенства права и прав человека, а также сотрудничество в области образования и культуры. Первым конкретным проявлением сотрудничества стало соглашение (пакт) с упором на квалификации и образования молодежью и молодежных лидеров, а также обеспечения качества услуг для молодежи. Этот пакт "Тренинг Европейских Молодежных Работников и Молодежных Лидеров" была дополнен в 2003 году еще двумя пактами: "Евро-Средиземноморское молодежное сотрудничество" и "Молодежные исследования".

В 2005 году было подписано единое партнерское соглашение с целью создания прочной основы для совместной разработки согласованной стратегии в области молодежи в подготовке рабочих кадров, молодежной политики и молодежных исследований.Цели партнерства: способствовать сотрудничеству, взаимодополняемости и согласованности действий, усилить воздействие на молодежную политику и деятельности в Европе и за ее пределами.Нынешнее соглашение о партнерстве охватывает период с 1 января 2007 года - 31 декабря 2009 года, Сообщается, что Комиссия и Совет Европы намерены продолжить партнерство.В рамках партнерства был создан виртуальный Европейский Центр знаний по молодежной политике (EKCYP), целью которого является обеспечение молодежной сферы "точкой входа" для доступа к знаниям и информации о реальной жизни молодежи по всей Европе.

3. Некоторые аспекты молодежной политики ООН .

В отношении влияния документов ООН на формирование Европейской молодежной политики, достаточно показательно заявление Джакоба Стрема (04.11.09) на 64-й сессии Генеральной Ассамблеи от Евросоюза, стран-кандидатов, стран потенциальных кандидатов, а также Украины, Молдовы, Армении и Грузии, в котором он определил следующую позицию: "Европейский Союз расценивает Стратегию UN-Habitat по развитию участия молодежи как дорожную карту для расширения прав и возможностей городской молодежи".

В рамках данной работы следует обратить внимание на направления деятельности вокруг двух документов: Мировой программы действий в отношении молодежи и Стратегия ООН-Хэбитат расширения участия молодежи (UN-HABITAT and the YOUTH: STRATEGY for ENHANCED ENGAGEMENT).

Мировая программа действий в отношении молодежи. Отправной точкой в рамках данной работы является Мировая программа действий для молодежи до 2000 года и далее1, принятая на Генеральной Ассамблее ООН 14.12.1995. Программа установила следующие 10 приоритетных направлений в сфере молодежной политики: 1) образование, 2) занятость, 3) голод и нищета, 4) вопросы охраны здоровья, 5) окружающая среда, 6) злоупотребления наркотическими веществами, 7) преступность среди несовершенолетних, 8) организация досуга, 9) положение девочек и молодых женщин, 10) полноценное участие молодежи в жизни общества и в принятии решений.

На 1-й Всемирной встрече Министров ответственных за молодежь, состоявшейся 8-12 декабря 1998 года, была принята Лиссабонская Декларация в отношении молодежной политики и молодежных программ2. Министры сформулировали свои обязательства по следующим 8-ми направлениям: 1) национальные молодежные политики, 2) участие молодежи, 3) развитие, 4) мир, 5) образование, 6) занятость, 7) здоровье, 8) наркомания и токсикомания.

В соответствии с упомянутой резолюцией Генеральный Секретарь ООН во Всемирном докладе по вопросам молодежи (февраль 2003), кроме подведения итогов определил и пять новых проблемных областей: 1) Глобализация, 2) информационно-коммуникационные технологии, 3) ВИЧ\СПИД, 4) молодежь и предотвращение конфликтов, 5) отношения между поколениями. Второй доклад о занятости молодежи Генеральный Секретарь представил в августе 2003 годаХ.

Итоги представленных отчетов подвела Генеральная Ассамблея ООН на 77-м пленарном заседании, состоявшемся 22.12.03. Эту резолюцию можно также рассматривать как иллюстрацию попыток систематизировать данную сферу с учетом современных тенденций. Среди ряда поручений и рекомендаций важно отметить следующую позицию Генеральной Ассамблеи ООН: "Генеральная Ассамблея ООН признает также большую важность расширения возможностей молодых людей через укрепление их способности достигать большей независимости, преодоление препятствий на пути их участия и предоставление им возможностей принимать решения, которые затрагивают их жизнь и благосостояние" х "Участие молодежи должно стать неотъемлемым аспектом местной, национальной и международной политики в интересах молодежи и обеспечивать основу для решений и действий, которые влияют на повседневную жизнь детей и молодых людей", также отметил Генеральный Секретарь ООН в своем февральском докладе х. Обе эти оценки помогли в дальнейшем в Одессе трансформировать механизм "молодежной экспертизы" в "молодежное вето".

Стратегия UN-Habitat расширения участия молодежи. Первая версия этой стратегии была официально представлена 12 июня 2004 года, и включала следующих 5 компонентов: 1) молодежное участие в управлении, 2) формирование молодежной политики и потенциал программного планирования, 3) поселенческие программы, 4) управление информацией, коммуникацией и знаниями, 5) стратегии партнерства и координации. Вторая версия х, официально представленная 4 сентября 2004 года, дополнила документ разделом по имплементации и небольшим, но очень важным изменением первого компонента: "молодежное участие и управление" было заменено на "молодежное участие в управлении". Другими словами, участие молодежи и государственное управление перестали формулировать как параллельные процессы. К апрелю 2005 года в рамках отчетах исполнительного директора документ получил детализированное введение, но основной особенностью стала дальнейшая трансформация первого компонента: участие молодежи в управлении был заменено на участие молодежи в форумах и деятельности организаций самого UN-Habit на глобальном, национальном и локальном уровнях. Возможно, такая замена вызывает ряд вопросов, однако данное направление по-прежнему заслуживает большого внимания специалистов. В данном направлении были изложены наиболее прогрессивные взгляды в части построения современной молодежной политики, которые прекрасно соотносятся с темой моделирования молодежной политики в данной работе. Отличительной особенностью документов ООН по сравнению с европейскими документами является необходимость учитывать показатели и тенденции стран всего мира, большая часть которых находится на ином уровне развития, чем европейские. Хотя наша страна территориально находится в Европе, а большинство населения тяготеет к процессу евроинтеграции, накопленные знания и опыт в рамках ООН имеют очень важное значение для стратегического планирования молодежной политики в Украине, имеющей существенное отставание в развитии по сравнению с подавляющим большинством стран Евросоюза. Следует отметить, что в рамках деятельности ПРООН в Украине проведена значительная работа по созданию национальной доктрины в сфере молодежной политики. Уровень реализации потенциала "Украина-ООН" все же остается недостаточным в сфере молодежной политики, и представляется перспективным ресурсом, требующим учета специфики деятельности различных агентств ООН в Украине. Более подробно ознакомиться с этими направлениями можно на сайте Youth and United Nations (www.un.org/youth) и UN-HABITAT for a better urban future (http://www.unhabitat.org)

В Декабре Генеральная Ассамблея ООН объявила 2010 Международным Годом Молодежи и призвала государства, гражданское общество, местные сообщества и просто отдельных граждан поддержать своими активностями на местном и международном уровнях. Ранее Совет ЕС объявил 2011 Европейским годом волонтерства за развитие Активного Гражданства, ориентированного в первую очередь на молодежь в рамках новой европейской стратегии. В отличие от украинского года молодежи в 2009 году, европейцы не делают свои объявления сугубо декларативными: запланированные 8 млн.евро должны помочь существенно сблизить слова и дела. Предусматривало ли ООН какое-то специальное финансирование пока неизвестно, но из ранее запланированных: 5-й Мировой Молодежный Конгресс в Стамбуле, Всемирная Молодежная Конференция в Мехико, и Молодежные Олимпийские игры в Сингапуре. В рамках конференции в Мехико планируется рассмотреть следующие задачи:

1. Принять консенсусом декларацию правительств, определяющую основные направления деятельности для молодежи и развития политики, которые будут представлены на 65-й Ген. Ассамблее ООН.

2. Содействовать созданию механизмов, которые обеспечат конкретные последующие меры для рассмотрения молодежных вопросов в системе Организации Объединенных Наций.

3. Активизировать диалог между организациями гражданского общества и правительств по вопросам молодежи и развития молодежной политики, чтобы лучше понять приоритеты и потребности молодежи в мире.

4. Обмен опытом и знаниями молодежи, развивать системы оценки (диагностики), политики, стратегии и программы.

Таблица 1. Ключевые события развития молодежной политики в Европе 1988-2099

Год Уровень политики Уровень программ Связь с Советом Европы
1987 Joint Partnership

Agreement
1988 Молодежь для Европы I
1991 Маастрийский договор Молодежь для Европы II
1995 Молодежь для Европы III
1998 Молодежь для Европы III

Европейская Программа Волонтерской Службы
1999 Амстердамский договор Молодежь для Европы III
2000 Youth Community

Action (Youth, SVE and EuroMed Youth)
2001 Белая Книга ЕС

Ниццкий договор Youth Community

Action
2002 Резолюция Совета ЕС о рамках Европейского сотрудничества в молодежной сфере Youth Community

Action
2005 Европейский Молодежный Пакт Youth Community

Action Single Partnership

Agreement
2007 EU Convention Молодежь в Действии
2008 Лиссабонский договор Молодежь в Действии
2009 Коммюнике Комиссии

Резолюция Совета ЕС по обновленным рамкам Европейского сотрудничества в молодежной сфере

(2010-2018) Молодежь в Действии
Источник: Deloitte (2009)

II. Современные тенденции в ЕС.

4. Перспективы развития межсекторального подхода.

Европейская Комиссия констатирует, что вопросы молодежи имеют важное значение в таких сферах как научные исследования, образование, профессиональная подготовка, доступ в Интернет и он-лайн бизнес. Они также затрагиваются реформой системы социального защиты, преимущества которой должны быть доступными для будущих поколений и сформировать для них более жизнеспособные условия. Европейская молодежная политика также тесно связана с культурой, гражданством, спортом, здравоохранением и важна в региональных вопросах. Эксперты отмечают, что этот тезис стал одним из центральных для построения "Стратегии ЕС для молодежи - Инвестирование и Усиление" от Комиссии.

Для успешной координации Комиссия предложила использовать Межсекторальный подход (cross-sector approach) в решении проблем молодежи. Следует отметить, что в данном случае речь идет не столько о взаимодействии трех секторов (государственный, бизнес и общественный), как мы его привыкли понимать, а скорее о межведомственном взаимодействии и координации. Подход предполагает учет интересов молодежи (mainstreaming youth concerns) в других политиках, так называемое "молодежное измерение" (youth dimension). Принцип "мейн стрим" или "основной поток" очень мало соотносится с нашей практикой формирование различных межведомственных комиссий, поэтому важно дать пояснение. ЕС стремился внедрить этот принцип в Лиссабонской стратегии занятости и роста, т.е. все принимаемые ведомственные программы ЕС должны были так или иначе направлены на решение задач занятости и инноваций, имеющими огромнейшее значение в политике ЕС. Таким образом, предложение Европейской комиссии использовать "молодежное измерение" как уже второй "основной поток" для европейских политик является важным сигналом значительного роста значимости этой сферы. Оценка воздействия [26] была опубликована в 2009 году вместе с упомянутой Стратегией и продемонстрировала положительные результаты экспериментального "основного потока", организованного на европейском уровне. Комиссия заявляет, что деятельность "основного потока", связанная с борьбой против дискриминации характеризовались значительным усилением активности участия молодежи в Европейских кампаниях, например, "За разнообразие, против дискриминации" или "Все различны, все равны". Важно отметить, что это совпадает и с наблюдениями в украинских реалиях: описываемый в данной работе опыт украинской имплементации и роста участия молодежи имеет отношение к именно к упомянутой кампании "Все различны, все равны". Комиссия отмечает также перспективность роста "молодежного измерения" в стратегиях здоровья ЕС. Необходимость признания межсекторальной природы молодежной политики было заявлено также в 2008 в Декларации Европейского Парламента: уделять больше внимания расширению возможностей молодежи в политике ЕС [27]. Как отмечают эксперты, на принятие такой Декларации в значительной степени повлиял YFJ (Европейский Молодежный Форум), который позднее подтвердил свою позицию в ответ на утвержденную Комиссией Стратегию. YFJ квалифицировал межсекторальный подход в новой Рамочной Стратегии как "единственный устойчивый путь для удовлетворения потребностей молодых людей и предоставлении им возможности стать активными гражданами, и обеспечения их самодостаточности".

Принимая предложенный подход, затрагивается целый ряд подразделений Комиссии, чья деятельность обеспечивает реализацию соответствующих политик (Генеральные Директораты EAC, EMPL, ENTR, INFSO, SANCO, RELEX, DEV и ряд других). Это сопоставимо с аналогичным разнообразием украинских ведомств. Успех "мейн стрима" будет зависеть от уровня глубины и качества взаимодействия (диалога) между Директоратами и их юнитами (подразделениями), чья деятельность затрагивает молодежную политику. Решение этого вопроса Комиссия видит в большей координации внутри Комиссии посредством "межсервисных групп", а также аналогичных групп внутри Совета ЕС и на этом этапе особая новизна для нас отсутствует.

Возможности межсекторального подхода и "основного потока" зависят как от поддержки заинтересованных сторон, так и дееспособности системы по обеспечению а) координации, б) "видимости" и в) признания принятых мер. Вопрос о том, как достичь поставленных целей по-прежнему остается нерешенной важной задачей. По этой причине межсекторальный подход встретил критическое замечание за недостаток конкретных практических предложений Комиссии о том, как именно его внедрять. В частности, в своем отзыве на Стратегию YFJ раскритиковал ее неспособность предложить надлежащие структурные реформы для обеспечения межсекторального подхода. В результате Комиссия заявила об открытости и готовности рассмотреть конкретные предложения по решению этой проблемы, если молодежные организации их представят. YFJ обратился с заявлением "Усилить Диалог Гражданского Общества с ЕС - призыв к Европейскому Гражданскому Обществу сформировать сильную Молодежную Позицию" [28]. Признавая, что Стратегия Комиссии соответствует ряду ожиданий, в частности включением межсекторального подхода, YFJ тем не менее еще раз подчеркнул, что "настоящая межсекторальная стратегия должна сопровождаться адекватной кооперацией и механизмами осуществления" и предложил следующие рекомендации:

- для каждой конкретной отрасли устанавливать конкретные цели и механизмы внедрения, сформированных с акцентом на потребностях молодых людей.

- внедрять межсекторальный подход на все уровни реализации молодежной политики и поощрять учреждения создавать эффективные институциональные механизмы для решения межсекторальных аспектов молодежной политики.

В результате, в новом рамочном соглашении о европейском сотрудничестве в молодежной сфере Совет ЕС определил всего 8 отраслей: 1) образование и профессиональная подготовка, 2) трудоустройство и предпринимательство; 3) здоровье и благополучие; 4) участие; 5) волонтерская деятельность, 6) социальная интеграция; 7) молодежь и мир, 8) творчество и культура. Межсекторальный подход сосредоточен на этих восьми областях политики, которые определены в качестве особенно имеющих отношение к молодежной политике. Выбор ограниченного количества приоритетных областей обосновывается тем, что более обширное включение политик ограничивает эффективность межсекторального подхода. С другой стороны, ограничение межсекторального подхода восемью областями политики, как правило, исключают другие политики, которые также тесно связаны с молодежной политикой. Кроме того, неясно, каким образом этот подход может эффективно охватить даже восемь областей политики, не говоря уже о большем количестве.

Поэтому эксперты рекомендуют определение нескольких уровней приоритетов. Первый приоритетный уровень следует фокусировать на очень ограниченном количестве конкретных суб-областей, которые имеют особое значение для молодежи (это, скорее всего, должны быть конкретные области в сфере образования и занятости). Второй приоритетный уровень должен включать действующие приоритеты (образование, исследования, занятость и т.д.). Третий приоритетный уровень приоритета должна включать все другие политики, для осуществления мониторинга, гарантирующего, что соответствующие потребности и проблемы молодежи не остаются незамеченными.

Резюмируя рекомендации можно отметить, что повышение эффективности межсекторального подхода может осуществляться посредством определения несолько дифференцированных приоритетных уровней, в которых определяются цели этого подхода. При этом ожидается, что инициатива относительно инструментов и механизмов внедрения должна исходить от национальных молодежных советов при поддержке государств-членов. Еще одно важное замечание касется национального уровня. На национальном уровне внедрение "основного потока" зависит не только от доброй воли со стороны национальных молодежных советов (где они есть), но и от уровня государственной поддержки министерства, занимающегося вопросами молодежи. Это явно влияет на шансы Молодежных стекхолдеров (заинтересованных сторон), включая политиков, по обеспечению внимания других ключевых министерств.

5. Открытый метод координации.

В дополнение к межсекторальному подходу для специальных приоритетов в молодежной сфере предусмотрен Открытый Метод Координации. OMК был создан как часть так называемого Люксембургского процесса в ноябре 1997 года в рамках Европейской стратегии занятости. Белая книга по Государственному Управлению (2001) подчеркивает, что ОМК предлагает способы поощрения сотрудничества, обмена передовым опытом и согласования общих целей и руководящих принципов для государств-членов. Он зависит от регулярного мониторинга прогресса для достижения этих целей, что позволяет государствам-членам сравнить свои усилия и извлечь пользу из опыта других. ОМК стремится создать баланс между ответственностью сообщества и государств-членов. Он устанавливает, что общие количественные цели должны быть достигнуты на уровне ЕС, и использует наблюдения на уровне всего Сообщества, основанные на объединении опыта. ОМК обеспечивает новую основу для сотрудничества между государствами-членами, чья национальная политика может таким образом быть направлена на определенные общие цели. В рамках этого межправительственного метода, государства-члены оцениваются друг с другом, создавая своего рода "взаимное давление", причем роль Комиссии ограничивается наблюдением.

"Молодежная Белая книга" (2001) представила концепцию OMК в качестве средства для улучшения сотрудничества между государствами-членами. Цели ОМК в области молодежи, были согласованы государствами-членами в рамках молодежного сотрудничества в июне 2002 года. Система включала четыре приоритетные темы для сотрудничества, предложенные в "Молодежной Белой книге" (участие, информация, волонтерство, понимание и знания), и дополнилась несколькими задачами по каждому названному приоритету. Таким образом, страны-участницы утвердили 14 общих задач для их внедрения на национальном уровне, после чего должны были представить отчет Комиссии о достигнутом прогрессе. Действующий цикл ОМК завершился в 2009 году.

Хотя Стратегия Комиссии 2009 года достаточно уклончиво определяет как улучшить ОМК, опубликованная с ней Оценка Воздействия (Impact Assessment) развивает мнение об усилении ОМК, внедряя приоритет по усилению активнного гражданства молодых людей в Европе и поддержке механизмов реализации "основного потока" для молодежных вопросов в других политиках. В качестве конкретных механизмов называют усиленный Конструктивный диалог, дополнительные данные и исследования, а также сети исследователей молодежи. Дополнительные рекомендации Оценки Воздействия:

- Дальнейшее развитие процесса взаимного обучения. Стратегия Комиссии предлагает развивать взаимное обучение через кластеры стран-членов (встреч экспертов на техническом уровне) или семинаров для выского уровня. Соответствующие мероприятия предложены в области 'кросс-секторального сотрудничества' (2010), 'Молодежная работа' (2011), "Молодежь Добровольцы '(2012),'" Здоровье молодежи "и" творчества "(2012);

- Разработка показателей для формирования основ мониторинговых инструментов, проведения раз в три года презентаций и обсуждений Комиссии/Совета ЕС совместных отчетов, основанных на национальных докладах, для осуществления трехлетней оценки и, по необходимости, корректировки.

Несмотря на достигнутый консенсус по поводу общих преимуществ ОМС для молодежной политики в Европе, были выявлеены и значительные недостатки. По мнению экспертов, со врмени инициирования ОМК в 2001 году так и не удалось: 1) определить общие цели и контрольные показатели 2) соответственно координировать национальные планы действий на европейском уровне. В Оценке Рамочной Молодежной Стратегии [30], основанной на мнениях и выводах, представленных государствами-членами в своих национальных докладах, и опубликованном в феврале 2009 года, отмечается, что слабость ОМК включает три фактора: а) риск ослабления политики (посредством принятия "низкого общего знаменателя"), б) отсутствие прозрачности, в) отсутствия ясности целей. В качестве рекомендаций было предложено формировать опросники ОМК и отчеты более прозрачными и сопоставимыми. Это соотносится с мнением YFJ, выразившего сожаление, что обновленному ОМК не удалось предложить необходимые решения проблем, выявленных ранее YFJ. Критика прозвучала еще во время исследования в 2006 году, когда было выявлено, что государства-члены лишь частично осуществляют общие цели и общий мониторинг. В частности, хотя государства-члены и согласились со всеми требованиями к национальным отчетам, лишь малая часть докладов были представлены в срок, что значительно затруднило возможности Комиссии оценивать достигнутый прогресс.

Как недостаток ОМК называют отсутствие общих параметров и соотвественно единых целей, которые позволяли бы координировать национальные планы действий на европейском уровне. Для повышения эффективности ОМК называется аналогичный алгоритм: фокусировка на ограниченном числе четко определенных целей и их более детальная конкретизация. Отмечается, что взаимное обучение должно получить дальнейшее развитие как средство обмена лучшими практиками, содействие в компиляции требований к отчетности (для адекватного сравнения), и способствовать согласованности реализаций национальных политик. Развитие общей структуры для национальных отчетов обеспечит страны-участницы списком совместимых индикаторов.

С целью содействия формированию политики, основанной на фактических данных Комиссия предлагает:

Ј создать панель инструментов мониторинга и пересмотреть существующие критерии и индикаторы, касающиеся молодежи в области образования, занятости, социальной интеграции и здоровья.

Ј создание реалистичных показателей (с учетом их значимости для анализа и процесса сбора данных, которые не должны быть слишком обременительными) должно быть осуществлено для отдельных приоритетных областей, влияющих на мониторинг прогресса, достигнутого странами-членами.

Эксперты отмечают также, что Комиссия должна определить эти общие индикаторы в консультации с государствами-членами и при поддержке экспертов в целях обеспечения согласованности со статистическими данными ООН и Организации экономического сотрудничества и развития.

6. Конструктивный Диалог

Успех ОМК тесно связан с развитием участия и существования такого механизма как Конструктивный Диалог в сфере молодежи. Этот механизм подразумевает, что публичные институты и полиси-мейкеры (всех уровней) обсуждают соответствующие темы с молодыми людьми до вынесения по ним решений. Конструктивный диалог был инициирован в 2006 году как форум для постоянного совместного рефлексирования на Европейское сотрудничество в молодежной сфере.

Комиссия отметила необходимость улучшения и развития Конструктивного диалога, особенно в деле оказания поддержки молодежным организациям и содействия участию молодежи в представительной демократии. Конкретной целью коммюнике называется привлечение неорганизованнной (вне организаций) и неблагополучной молодежи. Молодые люди должны быть хорошо информированы о каких-либо политических решениях, которые могут затрагивать их интересы. В целях расширения в качественном и количественном выражении информации и участия, молодым людям должны быть предоставлены разнообразные возможности для участия (в том числе поддерживающие новые технологии).

Однако, Комиссия в своей Стратегии не предложила никаких конкретных мер как более эффективно достичь молодых людей. Европейский Молодежный Форум отмечает, что Стратегия Комиссии не в полной мере решает основные проблемы, на которые обращает внимание Форум. YFJ настаивает, чтобы принцип участия стал основой всего сотрудничества ЕС в молодежной сфере и имел наивысший приоритет в официальном признании роли молодежи в общественной и частных сферах. YFJ призвал молодежные организации всех "взять на себя ответственность по достижению более разнообразного охвата сфер диалога с молодыми людьми и играть важную роль в усилении молодых людей, имеющих пока меньшие возможности, принимать участие в диалоге, обеспечивая тем самым широкий подход "снизу вверх" [31].

YFJ настаивает на непрерывности диалога, и предлагает комплекс основных принципов и руководств. Отмечается необходимость целостных структур, осуществляющих мониторинг и оценку действий, предпринимаемых для развития участия. Планирование (приоритеты и сроки) должны решаться совместно и достаточно заблаговременно, чтобы обеспечить своевременный сбор материалов от местного до европейского уровня.

1. Эффективность охвата молодых людей.

Уровень охвата молодых людей будет иметь большое влияние на репрезентативность и легитимность принимаемых решений. В конечном итоге успех зависит от уровня работы на местном уровне, однако местный уровень в основном был исключен из Стратегии Комиссии.

Информация является ключевым элементом участия. Для того, чтобы убедиться, что молодые люди имеют возможность участвовать, они должны быть хорошо информированы о каких-либо политических решений, которые могут затрагивать их интересы. Комиссия установила информационные и коммуникационные сети, целью которых является: 1) деятельность в качестве связующего звена между ЕС и его граждан на местном уровне - Europe Direct Relays [35]; 2) обеспечение высокого качества информации и рекомендации по вопросам Европы среди молодежи и тех, кто работает с ними - Евродеск [36]. В целях обеспечения того, чтобы информация доходила до молодых людей и тем самым способствовать поощрению участия, молодежным организациям рекомендуется тесно сотрудничать с этими информационными сетями.

Европейские и национальные парламенты также являются естественными агентами для связи с молодежью. Вполне вероятно, что в Европейском Парламенте будет создана специальная межведомственная группа по молодежи. Учитывая, что цель Конструктивного диалога является установление связи между провайдерами молодежной политики и молодыми людьми, роль независимых и критических наблюдателей действий Комиссии и правительств стран-членов для парламентариев является более органичной, нежели их включение в сам процесс формального Диалога. Было бы совершенно естественно, что парламенты спрашивают с соответствующих министров/ уполномоченных и должностных лиц за работу, которую они делают для молодых людей. Таким образом, определяется потребность в отдельном парламентском формате для обсуждения и консультаций с представителями молодежи. Предполагается, что разнообразие возможностей будет способствовать расширению участия молодежи как в качественном и количественном выражении. (К сожалению, даже на момент публикации Стратегии Комиссии в 2009 году было собрано мало данных о численности молодых людей, участвующих в общественной и государственной жизни). Следует иметь ввиду, что развитие участия может происходить и за рамками Конструктивного диалога.

Приоритеты Конструктивного диалога.

Стокгольмская конференция по проблемам будущего сотрудничества ЕС в области молодежи определила как одну из ключевых идей: "В перспективе молодежь должна быть включена во все политические и гражданские процессы. Мы выступаем за конструктивный диалог с молодежью на всех уровнях и в различных форматах" [32].

В дальнейшем Конструктивный диалог должен фокусироваться на приоритетных областях, пре-идентифицированных через открытое консультирование. Концентрация на приоритетных областях должна обеспечить хорошую целенаправленность и подготовку молодежного участия. Приоритетные области должны быть согласованы в рамках Конструктивного диалога на регулярной основе с правом на инициативу, доступную для всех вовлеченных людей. Планирование способствует обеспечению непрерывности Диалога. Европейские и национальные парламенты должны выполнять более важную роль в обеспечении связи с молодыми людьми.

7. Понимание молодежи.

Поощрение большего понимания и знаний молодежных вопросов - это один из четырех приоритетов действующего ОМК. По требованию Совета ЕС Комиссия подготовила "Молодежный отчет ЕС", в который вошли данные статистики Евростата о молодежи в Европе за последние 10 лет. Отчет является более описательным, чем аналитическим, но последующие отчеты должны будут включать данные и их анализ, а также соответствующие выводы и рекомендации для полиси-мейкеров. В это же время Комиссия опубликовала анализ национальных отчетов стран-членов относительно выполнения общих целей для большего понимания и знания молодежи. Исследования выявили, что наибольший достигнутый успех ограничивается Европейским уровнем, а трудности остаются на национальном уровне в большинстве государств-членов. Этот факт называют примером того, как разнообразие ситуации в государствах-членах ЕС остается основным препятствием для достижения трех общих целей для более глубокого понимания и знания молодежи.

Отмечается важность построения хороших коммуникаций в сфере исследований молодежи. В качестве возможной базы для формирования будущей политики на основе фактических данных называют Европейский Центр знаний по молодежной политике (EKCYP) и Европейская сеть молодежных знаний (EuNYK). Идея альянса мозгового центра и широкой сети является одной из ключевых в предложенной реформе молодежной политики в Украине в 2006 году, и в этой связи полезен опыт их становления в Европе. В настоящее время первый инструмент выглядит гораздо более наполненным и активным, чем второй, что требует адекватного реагирования при создании такой сети в Украине.

Шон Фирик в работе "Европейские исследования проблем молодежи - оказание поддержки молодым людям в полноценном участии в жизни общества" [33], выполненного для Генерального Директората Исследований Европейской Комиссии пытается улучшить сравительные данные и результаты исследований молодежи в нескольких направлениях. Во-первых, он отобрал 25 проектов, финансируемых в рамках четвертой, пятой, шестой и седьмой рамочной программы, направленных на участие молодежи в жизни общества. Опубликовав данные и результаты этих проектов, доклад повысил шансы их использования в последующих исследованиях, а также снижения риска "постоянного изобретения колеса". Во-вторых, доклад обеспечивает полиси-мейкеров рекомендациями по использованию научных исследований, и тем самым способствует использованию научных данных в политике.

Рекомендации [34] включат акценты по определению приоритетных тем для молодежных исследований, создание сетей, распространение результатов научных исследований, установление приоритетов для финансирования научных исследований, создания общих показателей на европейском уровне и шире использовать существующие инструменты, такие как EKCYP и Эвридика.

С вступлением в силу Лиссабонского договора в данной сфере называют два новых важных фактора: 1) расширение сферы деятельности ЕС в области молодежной политики на "поощрение участия молодежи в демократической жизни в Европе", 2) включение в совместную компетенцию для ЕС поддержку, координацию и взаимодополняющие действия в сфере молодежи. Договор также придает юридическую силу Хартии основных прав Европейского Союза, который включает в себя статью о правах ребенка (статья 24) и о запрете детского труда и защите молодых людей на работу (статья 32). Кроме того, Лиссабонский договор предусматривает создание корпуса Европейской добровольной гуманитарной помощи с целью структурирования вовлечения молодых европейцев в гуманитарные операции ЕС по оказанию помощи, а также расширение компетенции Сообщества в области спорта, с особым акцентом на "самых молодых спортсменах и спортсменках".

Вадим Георгиенко, 2010

www.georgienko.com


Оценка: 6.26*5  Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"