Герасимов Валентин Изосимович : другие произведения.

Космический морской флот

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Существовал до 1993 года Космический морской флот на котором работал большой отряд научных военных работников и морякова ,который помогал космонавтам при работе на орбите Земли.Их вклад в развитие космической науки огромен и никогда не будет забыт . ех Капитан экспедиционного судна космического флота"Космонавт Виктор Пацаев в 1983 году март-ноябрь Валентин Герасимов.


   АВТОР : ГЕРАСИМОВ ВАЛЕНТИН ИЗОСИМОВИЧ
  
   КОСМИЧЕСКИЙ МОРСКОЙ ФЛОТ
  
   Как ни странно, такой флот сосуществовал в системе Министерства Морского флота СССР. Основной космический флот бороздил безвоздушное пространство с космонавтами на борту вокруг земли на высоте сотен километров , а вспомогательный морской космический флот плавал по морям и океанам земли . Это были суда переоборудованные из торговых судов и их задачей было держать радиосвязь с космонавтами на орбите и оказывать им помощь в случае приводнения в океане. На этих судах кроме экипажа находилась экспедиция из научных работников ,обеспечивающих радиосвязь с космонавтами и ЦУПом / центром управления полетами /, расположенным в Москве . Весь экипаж состоял из 135 человек половина его приходилась на экспедицию и вторая половина на моряков. Наши космические корабли были занесены в список кораблей- радиошпионов о чем оповещало печатное издание "Джеин"о военно- морских силах всего мира ,официально издаваемое ежегодно Великобританией . Им уделялось пристальное внимание со стороны ВВС НАТО. С выходом из Ленинграда , у берегов Дании нас , как всегда, встречал скоростной катер без государственного флага и фотографировал с обеих бортов, у берегов Англии нас облетал и фотографировал самолет ВВС Великобритании, у Азорских островов американский четырехмоторный самолет разведки класса "Нептун'".Создавалось впечатление ,что страны НАТО передают нас друг другу ,как бы по вахте Самым большим судном- флагманом флота был ` Космонавт Юрий Гагарин' ,который обычно находился в районе острова Сейбл в международных водах Атлантического океана у берегов США. Cуда поменьше несли вахту у острова Святой Елены ,в Атлантике и на экваторе Атлантике и в Индийском океане. Длительность рейсов составляло без заходов в СССР до восьми месяцев. К таким рейсам нужно готовиться заранее на берегу. И как капитан и экспедиция подготовят судно к рейсу, так и пройдет рейс. Приняв под командование теплоход "Космонавт Виктор Пацаев"в порту Ленинград по указанию начальника Балтийского пароходства , у причала номер 22 , 12 марта я познакомился с экипажем и определил, что у восьми женщин обслуживающего персонала средний возраст тридцать лет. Это было восемь будущих опасных центров социальной жизни моряков в восьмимесячном рейсе и их нужно было заменить. Я немедленно пошел в отдел кадров и заказал группу обслуживания со средним возрастом пятьдесят лет. Я только озвучил свою просьбу в отделе кадров, как старые морячки словно из-под земли оказались передо мной. В экспедиции на судне платилась двойная заработная плата после выхода в океан ,и это была прибавка к будущей пенсии. И пожилых морячек не особенно брали в экипаж молодые старшие помощники , а тут специально капитан за ними пришел. Они дружно согласились выйти в рейс и пообещали навести и поддерживать чистоту на судне , как на лучших пассажирских судах пароходства., и я понял , что проблем с ними не будет. Девушки-старушки гурьбой прибыли на судно вместе со мной и начали приводить места общепита и каюты офицеров в должный порядок. Молодая группа девушек, проклиная капитана и экипаж, покинула борт судна в расстроенных чувствах. Вторым вопросом было снабжение и продовольствие. Закупка продовольствия за границей стоит дорого ,и наши снабженцы обещали обеспечить нас мясными и колбасными изделиями на восемь месяцев. Но после трех месяцев вымораживания мяса на судне от него остается только клетчатка ,как резина, не имеющая никаких вкусовых качеств. Прочитав эти умные слова в и получив их выражение на бумаге с подписью карантинного главврача, я пошел к начальнику финансово-валютного отдела и получил разрешение закупать мясные, колбасные, молочные, продукты за границей за валюту ,согласно норм питания для моряков морского флота после трех месяцев хранения в судовых морозильных камерах. Сюда вошло и сухое тропическое вино ,которое после трех месяцев хранения превращается в уксус. От начальника экспедиции я вытребовал два литра спирта для получения технического снабжения со складов пароходства, которое было выдано нам полностью по нашему списку. Старший механик и первый помощник были уже в экспедициях и сомнений не вызывали. Многие моряки судна уже ходили в длительные экспедиции и составляли дружный коллектив на который можно было надеяться. Медперсонал был выбран мною и состоял из хирурга, имеющего пятилетний опыт работы в отделе `Скорой помощи' и фельдшера-отставника пятидесяти пяти лет. Таким образом судно было готово к выполнению государственных задач в восьмимесячном рейсе.
   Кроме того центральное управление космонавтики должно убедиться в готовности экспедиции, поэтому начальника экспедиции, капитана ,главного инженера экспедиции и политработника вызвали в Москву под строгие очи больших начальников. Мы выехали ночной "Красной стрелой" и утром были уже в столице нашей родины. Нас сразу повезли в "ЦУП",/ центральное управление полетами/, подняли на лифте на пятый этаж и ввели в комнату комиссии. Комиссия состояла из двух генералов и трех полковников, которые приступили сразу к нашему опросу.
   Генералы были удивительно похожи друг на друга , среднего роста, cтрижка `ежиком", одинаковой упитанности с небольшими животиками , но с разным цветом волос , а вот полковники представляли собой разнообразный мужской материал. Начальник экспедиции в чине капитана второго ранга при представлении комиссии стал заикаться , покраснел и часто вытирал пот носовым платком. На специфические вопросы он отвечал не четко и у генералов начали краснеть лица и шеи, в речи появились не рекомендованные в использовании слова на партийных , торжественных совещаниях, .а среди армейского командования при разговоре с подчиненными именно эти слова являлись наиболее доходчивыми . Затем на вопросы отвечал главный инженер, который жаловался на недокомплект приборов ,запчастей, которые обещали ему доставить в Ленинград завтра. Заместитель по политчасти в чине капитана третьего ранга бойко доложил, что материалы прошедшего съезда КПСС взяты на весь экипаж , спорт инвентарь в наличии, личные дела проверены в спецотделе, замечаний нет
   Последним представили меня и генерал спросил --- ------Товарищ капитан, знаете ли Вы район плавания и сколько лет работаете капитаном?----Район плавания знаю, работаю капитаном десять лет. Готово ли судно и экипаж к поставленной задачи? Да, готово , экипаж набран из опытных моряков, снабжение и запчасти получены. А, ваш судовой доктор, кто по специальности? Хирург ,товарищ генерал и еще имеется фельдшер. Ну товарищи, я думаю,что лучше всех подготовились моряки к походу ! Как у них ,товарищ генерал, с обслуживающим персоналом, ведь на судне экспедиции "Кегостров" в точке 64 проблемы с женским персоналом. Я,как капитан, заверяю Вас , что никаких проблем с женским персоналом не будет у нас этот персонал старше пятидесяти лет. Вот товарищи , кто лучше всех подготовился к экспедиции , благодарим Вас товарищ капитан. Служу космическому флоту ! товарищ генерал----- Нам пожелали успешной работы и отпустили ,а генералы приказали показать мне центральную диспетчерскую, которая еще больше меня ошеломила по сравнению увиденной мною часто по телевидению . В этот же вечер мы сели на поезд и на следующее утро были уже в Питере. Отход в рейс был запланирован через трое суток. Члены экспедиции прибывали на судно, устраивались в каютах , знакомились с лабораториями и с судном. Через сутки пришло снабжение из Москвы . В предпоследний день привезли главное техснабжение , которое принимали: начальник снабжения, главный инженер и кладовщик . Это была двухсотлитровая бочка чистого спирта ,предназначенная для протирки высокоточного ,секретного радио- оборудования, и ее немедленно закрыли в главную кладовую на три разных замка, принадлежащим этим членам экспедиции. Ранним утром 18 марта мы снялись со швартовых на Морском вокзале Васильевского острова и в слабом мартовском льду вышли в экспедицию. Нас провожали жены моряков и членов экспедиции, и было всем грустно расставаться на столь длительный срок. -------Но кто на кого учился один на бухгалтера, второй на капитана--говорит наш начальник службы мореплавания .----- Капитану так или эдак нужно выходить в море ревматизм зарабатывать , а бухгалтеру в море выходить не зачем , он человек тыла, он на счетах работает и от сидячей работы геморрой зарабатывает. -------------
   В марте ледовое состояние Финского залива не представляет трудности для прохождения океанских судов ,и они следуют самостоятельно без помощи ледоколов . Центральное управление сделало нам подарок , назначив первым портом захода Амстердам , /Голландия/. Cуда экспедиции не являются коммерческими судами и к ним для захода в порт требуется согласование на уровне правительств при стоянке в этом порту не более трех дней с строго фиксированным временем захода. В Северном море начался шторм, и мы опаздывали в порт на целые сутки.
   Мы написали слезную радиограмму капитану порта Амстердам в связи с задержкой и просили не отменять ,а перенести разрешение на заход в порт на один день вперед. Мы сообщили ,что ученые экспедиции никогда не были в столице Рембранта Амстердаме, где находится его "Рейкс Мьюзеум" , а также музей Ван-Гога , мечтаем посетить страну тюльпанов и лучших гранильщиков алмазов. Не знаю эта ли просьба помогла или нет, но нас по приходу к лоцману сразу -же взяли в порт к причалу и никаких ограничений по трехдневной стоянке эмиграционные власти мне не заявили. Амстердам является одним из туристических центров Европы и даже всего мира .Два музея привлекают туристов со всего мира , старые голландцы Хальс и Рембрант и модернизм больного Ван-Гога , которых можно смотреть часами .
   Картины "Ночной дозор" ," подсолнухи"и портрет Ван-Гога с отрезанным ухом столь противоричивы , как и жизни этих двух великих художников. Мы осмотрели оба музея , посетили гранильную мастерскую, где не приобрели ни одного алмаза ,один карат которого стоил до 1200 амдолларов ,а таких денег, к нашему сожалению и сожалению голландца владельца мастерской , у нас не было. Была весна, и мы гуляли по улицам города ,любуясь разноцветием тюльпанов ,высаженными на газонах города Амстердама .Ярко светило весеннее солнце, было тепло, детишки бегали по начинающей зеленеть траве ,и жизнь здесь казалась такой прекрасной и беззаботной. И, конечно, мы осмотрели улицу красных фонарей , где можно купить женщину на пятнадцать минут--- суррогат любви , покурить марихуаны, купить кокаин, героин и все другие "прелести" падения человека и превращения его в животного без мозгов и тормозов. Некоторых особей мы встречали здесь и позже в городе , неужели это будущее человечества ? Конечно нет, но таких `"людей цветочков" становится все больше и больше на земле . Вечером на судно прибыл представитель Судоимпорта СССР на большущей американской машине с шофером и переводчиком . Сам он был "на веселе" после обильного ужина в ресторане, как оказалось позже. Он представился Сергеем Ивановичем , преклонных лет, небольшого роста, c окающим волжским акцентом , c солидным животиком и совершенно лысой головой. Переводчиком оказалась дама бальзаковского возраста из бывших эмигранток , лет около сорока с пышной фигурой и крашенными под блондинку волосами . Сергей Иванович по хозяйски развалился в предложенном мною кресле и рассказал :, ----- Да я с Поволжья , не далеко от Горького, там есть небольшой "затон", ,где я работал главным инженером и строил баржи . Мне с выходом на пенсию предложили работу в Судоимпорте через парторганы вести наблюдение за строительством пяти спасательных буксиров для Морского флота СССР. Я вначале испугался , что не справлюсь , и отказался. Но я был членом местного парткома и там убедили , что у дипломатов партия за рубежом тоже есть , и она тебе поможет. Ну, я тогда и согласился. Я впервые за границей и очень доволен приемом фирмы ,которая строит буксиры. Каждый день, вечером посещение ресторана , шофер и автомашина плюс переводчица за счет фирмы, поездки по стране в музеи ,выставки. Прямо некогда заниматься делами, документы подписываю на приемку буксиров прямо в доке, люди в голландской фирме хорошие не обманут. Я по голландски и другим языкам не знаю , вот переводчицу дали от фирмы. Вишь какой бабец, мне бы десятку лет сбросить , да куда тут. Поехали капитан кататься по городу , пивка попьем . -----
   Я вежливо отказался занятостью по работе и по отходу судна в рейс.Cергей Иванович как-то сник , видимо , спиртное с пивом дошло до нужного места , с помощью переводчицы покинул борт судна и шикарная американская, желтая машина понесла его по улицам старинного города , где хаживал царь Петр первый и учился корабельному делу. Мы тоже посетили домик ,где он жил в семье корабельного плотника . Удивились столь маленькой кровати на которой он спал ,кладя на табуретку свои ноги. После осмотра домика, Наполеон , завоевавший Бельгию , сказал -- ----Для великого нет ничего малого .Дом и владельца не трогать и выставить караул для охраны.------- Я смотрел в окно из каюты на причал и с горечью думал плохо учил нас Петр Алексеевич , /Петр Великий /,ежели такие судостроители на Руси имеются. Дорого ,видимо, обойдутся буксиры для морского флота СССР , если такие корабелы строят для нас флот .
   Три дня пролетели очень быстро и вечером после захода солнца , приняв на борт голландского лоцмана , мы двинулись в путь. Прощай трудолюбивая Голландия , cтрана людей отвоевавших свою землю от моря, страна тюльпанов и цветов , прекрасных судостроителей и моряков. Лоцман вел нас по каналу, вырытому в намытом грунте, прямом как стрела, ведущим на выход из порта. Вот и рейдовая лоцманская станция, где лоцман покинул борт судна, пожелав нам удачи , как делали голландские лоцмана в течение многих веков, желая морякам вернуться живыми домой к своим семьям. Ведь неизвестно ,что ожидало моряков в дальних , неизведанных странах, будет ли господь бог оберегать их в плавании по неизведанным путям . Немногие счастливчики возвращались домой после кругосветных плаваний великого Васко-де-Гама . Были обычаи даже считать их заранее умершими . Но нам это не грозило, в двадцать первом веке мы были обеспечены хорошим судном, радио-системой спасения на море , опытным экипажем, хорошими продуктами питания и современными картами. Мы вошли в Северное море и легли в нашу точку работы, указанную Центром Управления полетами из Москвы , расположенную в двести пятьдесят миль к юго западу от Дакара ,/ порт и столица Сенегала/. Северное море встретило нас штормовой погодой и дождем . Экспедиция готовила технику к работе , судовые механики проверяли динамки , радиослужба передавала и получала указания для капитана и начальника экспедиции. Через сутки вошли в Бискайский залив и качка усилилась. Некоторые члены экспедиции не вышли на обед и ужин , и доктор помогал таблетками особенно страдающим от качки. После прохода Бискайского залива погода начала улучшаться и вскоре совсем стала хорошей. Через пять дней пришли в точку работы и начались трудовые будни. Дважды или трижды в день ложимся на курс вдоль полета космонавтов по орбите и помогаем передать информацию о полете в Москву , иногда космонавты просят поставить кассеты с Высоцким или другую музыку по их выбору. Вечером ложимся в дрейф и начинается ловля кальмаров. В Амстердаме многие запаслись кальмарницами , представляющими собой люминисцетную стеклянную трубку с крючками на конце. По борту разносятся электрические люстры , освещая водную поверхность. Молодые кальмары ловятся на мерцающий огонек люминисцетной трубки с тройником крючков на конце ее. Из молодых кальмаров получается прекрасный салат с яйцом и луком. Крупная рыба типа акул , тунцов и даже барракуд посещают нас на восходе и заходе судна и по их ловле тоже есть отдельные специалисты уже с другой снастью. На судне имеется небольшой спортзал, где моряки играют волейбол четыре на четыре игрока. C первого совещания с дирекцией экспедиции я поставил вопрос о том , что на судне в море все моряки без всяких привилегий , не смотря на занимаемую должность . Начальник экспедиции меня поддержал , и это решило затем многие социальные проблемы. На некоторых экспедиционных судах происходило деление экипажа на моряков и пассажиров , которые должны получать мелкие преимущества , что в конце концов приводило к ссорам и разделению экипажа. В течение всего рейса нам это удалось избежать и в этом , конечно, заслуга ,как моряков так и экспедиции и начальства тоже.
   Мы проработали в точке месяц и получили разрешение Центра управления полетами зайти в Дакар на три дня для пополнения пресной воды и свежих продуктов. Мы подошли к лоцману к восьми часам , который ввел нас в порт к свободному причалу. Cанитарный врач и пограничные власти быстро оформили документы так, как суда экспедиции заходили в Дакар довольно-таки часто . После властей на борт поднялись работники посольства СССР и местный агент. С агентом мы решили вопросы по снабжению судна пресной водой, cтиркой белья и заказали тропические фрукты для экипажа. Работники посольства предложили мне и начальнику экспедиции посетить посла и доложить, как положено , обстановку на судне и имеющиеся проблемы. Мы сели в машину и двинулись в посольство . На всех углах улиц , у перекрестков сидели люди странного вида. Все были чисто одеты , но некоторые без ног, другие без рук, с обезображенными какой-то болезнью лицами. Машина остановилась на красный цвет на перекрестке и к ней подошли два негра , один был без носа и руки, второй без ноги и тоже без носа. На груди у них были привязаны банки от консервов с надписью на английском языке" деньги". Работник посольства объяснил, что под Дакаром имеется большой лепризорий для больных неизлечимой болезнью проказой.
   У местных властей не хватает денег для содержания больных ,и власти утром привозят их в город ,кто имеет не очень ужасное обличье и рассаживают на перекрестках улиц для сбора милостыни , а вечером своим автобусом собирают их с перекрестков опять в лепризорий. Ужасная картина изгоев человеческого общества, медленно умирающих при здравом уме и не чувствующих боли, каста неприкасаемых и производящая себе подобных.
   После ужасов города ,наконец, мы добрались до посольства , доложили послу о том, что у нас все в порядке и передали результаты работы экспедиции за месяц в Москву. Посол рассказал, что обстановка в стране после ухода французов ухудшилась. Президентом стал черный националист с лозунгом "Африка для черных ", он получил образование в Европе, пишет стихи, издал несколько книг. В Дакар неделю назад приехал наш молодой известный поэт для знакомства с интеллигенцией Сенегала по линии дружбы.
   Он пришел во дворец президента и напросился на прием. Президент его принял и его спросили зачем он пришел. Каково же было удивление чиновников, когда наш поэт сказал, что он пришел просто так, как поэт к поэту. Президент и наш поэт побеседовали около часа, они обменялись книгами стихов и расстались. Посольство было потрясено бесцеремонностью нашего поэта ,и чтобы он не натворил чего-нибудь подобного его быстро отправили "Аэрофлотом" домой. Мы решили прогуляться по центру Дакара
   посетили несколько французских магазинов с высокими ценами и
   французскими товарами , постояли у президентского дворца и двинулись на родной пароход. Город потрясает наличием контрабандного товара из Азии, радиотехники, часов, защитных очков, материи для сари сенегальских женщин всяких расцветок. У входа в порт лежала большая "гора" из разбитых стеклянных стаканов и картонных ящиков. В дальнейшем мы узнали, что это результат торговой сделки нашего Внешторга и министерства торговли Сенегала. Стаканы в картонных ящиках поставлял какой-то уральский завод по смешной цене, почти даром,.Это была первая сделка нашего торгпреда с Сенегалом с надеждой на будущее. На Урале представитель внешторга ,отправляющий стеклянные стаканы в Сенегал, думал, видимо, что эта страна с таким же климатом , как его родной Свердловск, видимо имел двойку в школе по географии . Cтаканы были погружены в Одессе на один из французских пароходов , как маленькая партия, для которой нет необходимости направлять в Дакар большой океанский пароход . Торговля с Дакаром была на уровне сувениров и книжных изданий. Французы зашли еще в несколько портов в Средиземном море и наконец пришли в Дакар, и открыли трюм для выгрузки еще на рейде. Влажность и высокие температуры окончательно разрушили клееные картонные ящики ,и стаканы вывалились из них. Французы поставили судно к причалу , пригласили нашего посла со свитой на выгрузку ,журналистов и местного мэра со свитой. Местные грузчики спустились в трюм ,и весь ужас с грузом предстал перед глазами всей свиты. Вспышки фотоаппаратов , восклицания французов , красные лица нашей делегации и ее быстрое бегство с торжеств, закончившегося позором , все было отмечено в утренней прессы . Французы заставили за наш счет выгрузить весь груз с помощью крана и ковша. Эта куча уже лежит два месяца , как памятник русскому разгильдяйству. В городе много сувенирных лавок с прекрасными резными изделиями из дерева, и других поделок из рыб и ракушек. На улицах много молодежи , которая иногда грабит и обманывает русских туристов. Сенегал был одним из основных районов поставки черных рабов Мы отдохнули трое суток , съездили на остров "Горе', который был последним местом для сбора черных рабов перед посадкой на корабли, где каждый сантиметр полит слезами и кровью рабов , проданных черными вождями белым рабовладельцам за бусы, и топоры . Сколько же их погибло при перевозке на парусных судах из-за болезней, нехватки воды при перевозке в Америку, на острова Карибского бассейна. Мы вышли из Дакара с заходом солнца и направились в нашу точку работы. Настроение у всех было прекрасное , многие накупили сувениров и обменивались мнениями у кого лучше. Два дня отработали спокойно без проблем. На третий день ,как всегда у меня в каюте собирались утром после чая решать ,если есть, текущие вопросы. Первый помощник начальника экспедиции выступил ----- Товарищ капитан, сегодня лаборатория номер три опоздала в четыре часа утра на вахту . Причина в том, что чай был горячий ,и все долго остужали чай. Как я понимаю , товарищи, помполит, чай всегда должен быть хорошо заварен и быть горячим., как поцелуй женщины. Холодный чай на завтрак нигде не подают , но если начальник экспедиции имеет другое мнение , мы будем подавать чай охлажденный со льдом. Старшему помощнику дать об этом распоряжение. Мне кажется ,начальник лаборатории номер три попросту проспал вместе с отделом на утренний завтрак . Капитан прав, раздолбать нужно майора Петрова , и помполиту думать головой ,а не другим местом. ------подытожил утреннюю диспетчерскую начальник экспедиции.
   Все разошлись по своим делам довольные разбором "полетов", как говорил главный инженер. Агент в Дакаре , обслуживающий наше судно , принес мне на прощание коробку с рекламными безделушками, ручками брелочками, календарями , игральными картами. Я попросил его "не обижать" наш экипаж из 135 человек в рекламных безделушках. Вахтенная служба экспедиции тут -же доложила начальству, что капитану агент принес большущую коробку с чем-то неизвестным. Я заметил уже давно, что в море обостряется социальная несправедливостью. Мы со старпомом распределили все по спискам в соответствии с рангами и надписали все пакеты .После обеда ко мне пришли начальник экспедиции с помполитом и начали разговор издалека ----- Сергей Николаевич, вот вы говорили об экипаже , мы мол все моряки в море, а вот Вам агент в Дакаре ящик спиртного "Виски" принес. Раз мы один экипаж тогда разделим по братски поровну. Да, правильно говорил и от своих слов не отказываюсь . Но в рейсе пьянствуют плохие моряки. Тогда разделим , а выпьем на берегу. Вот товарищи ящик с наклейкой "Виски", а в нем рекламный материал для всего экипажа, разнесенный по пакетам. Вот на экспедицию и столько же на команду без обиды . ---------
   Забрав пакеты на экспедицию, оба начальника удовлетворенные покинули мою каюту , но с некоторым сожалением, что в коробке с наклейкой " Виски' оказались календари и ручки. День бежал за днем и мы отработали на точке уже почти месяц и надеялись на новый заход в Дакар . Утром на диспетчерском совещании ,кроме начальства, политработник экспедиции явился с представителем общественного народного контроля майором Колесовым, который выполнял обязанности заместителя по хозяйственной части экспедиции и хранителя спиртного довольствия . Политработник представил слово майору и тот выступил с претензией : --- Сергей Иванович, Вас обманули в Дакаре при закупке бананов . Общественный народный контроль проверил документы и по ним было закуплено 250 килограмм бананов. Комиссия взвесила двадцать бананов и нашла средний вес одного плода. Затем 250 килограмм разделила на вес одного банана и у нас получилось по двадцать пять бананов на одного человека. При раздаче бананов на обед в течение десяти дней получилось всего двенадцать бананов на человека, возникает вопрос , а где же еще восемь бананов ? Мы спросили повара ,осмотрели кладовые и ничего не нашли. Два повара не смогли съесть такое количество плодов, напрашивается единственный выход . Вас обманули в Дакаре. Дорогие товарищи, вес веток бананов принимала комиссия , согласно доставочных счетов , после чего я подписывал эти документы ! Бананы привозили с базара,где они продаются только на ветках , следовательно вес веток вошел в вес бананов. Стоимость бананов без веток в экспортном исполнении в коробках в французском магазине стоят в пять раз дороже, чем с базара ,но с ветками. Вот куда ушел вес недостающих бананов, дорогие товарищи. Вот капиталисты , хотя и черные------ сумел сказать только майор ,затем извинился и ретировался вместе с политработником экспедиции с совещания. Вечером мы получили указание центра перейти работать в Мексиканский залив и зайти в порт Виллемстад на острове Кюрасао для отдыха . Остров Кюрасао принадлежит Нидерландам и является курортным местом. Было уже более трех месяцев, как мы вышли из Ленинграда и заход в такой порт , куда заходят в основном большие пассажирские лайнеры, , был для нас подарком. Рано утром , с восходом солнца мы прибыли на остров Кюрасао , где надеялись отдохнуть, взять пресной воды и провизии . Мы встали у пассажирского причала и смотрелись совсем не плохо с двумя большими полукруговыми антенами , белым корпусом и покрашенными надстройками. Формальности заняли полчаса и экипаж двинулся в город . В городе самым живописным местом был местный базар, где продавались тропические фрукты и морепродукты. Моряки покупали сувениры и подарки семьям. Большое количество китайского ширпотреба и контрабандной радиотехники , часов, очков . Все вернулись довольные , усталые и как всегда , начали рассматривать и сравнивать друг у друга покупки. Начальник экспедиции и его заместители, кроме сувениров набрали по двадцать,тридцать штук красивых мужских рубашек для подарков на службе в Москве и принесли мне похвастаться. При ближайшем рассмотрении все они оказались китайского производства, маленького китайского размера и с ржавыми шпильками от длительного хранения во влажных тропиках . Ужас что поднялось , начальник и главный инженер обвинили двух начальников лабораторий в том, что они вместе помполитом подбили их на такие покупки . Собрав эти рубашки в мешок ,все бросились в город сдать брак продавцу, но все вернулись с ними обратно. Продавец продал весь товар и быстренько исчез, благо он торговал не в магазине , а с прилавка на базаре. Как говорится , почти по А. C. Пушкину - " не гонялся бы ты моряк за дешевизною" Мы получили прекрасную провизию : мясо, колбасу, рыбу ,молочные изделия , прекрасное полусухое вино , положенное морякам в тропиках по 200 грамм в день. После котлет из вымороженного мяса , мы ,наконец ,попробовали , бифштекс с луком из свежего не мороженного мяса.
   На следующий день группа " рубашечников" побежала в город на поиски продавца ,но он , понимая что его ожидает , не появился на базаре. Вот настал последний третий день нашего пребывания на острове и после ужина до захода солнца нужно было выходить из порта. В ночное время работа лоцмана оплачивается в два раза дороже, и нам нужно было экономить государственные деньги. Мы даже отошли без буксиров , сэкономив полторы тысячи долларов , но подарив лоцману бутылку виски и четыре блока сигарет швартовщикам. Начальник экспедиции стоял тут же на мостике и слышал все наши разговоры об экономии полторы тысячи долларов за неиспользование буксиров. Мы с лоцманом вывели судно из порта , и я положил судно на курс на банку Брауна , рпасположенную в восьмидесяти милях к северу от порта Нуэвитас ,Куба. На следующее утро на диспетчерском совещании в моей каюте начальник экспедиции скромно заметил : ------ Сергей Николаевич, когда и как будем делить сэкономленные деньги в сумме полторы тысячи долларов ? Какие деньги ? Ведь Вы вчера при отходе из Кюрасао сами эту сумму назвали ,как экономию за буксиры, которые Вы не использовали. Мы вечером уже подсчитали половина экипажу , половина нам -экспедиции. Ведь согласно договора аренды вашего судна в случае спасения другого судна на море нашим судном , половина стоимости спасенного имущества принадлежит экспедиции. Так,что семьсот пятьдесят долларов принадлежат нам ,и мы уже их разделили в нашем коллективе. Нет ,дорогие товарищи, все сэкономленные деньги пошли в фонд нашего государства и Вам и нам. Так ,что успокойтесь , и не надейтесь получить за это никаких вознаграждений. И закроем этот вопрос.---------- Помполит попросил внимания и доложил: --------Товарищи командиры,на нашем судне совершаются аморальные поступки. Начальник лаборатории майор Колбасов сошелся с буфетчицей из экипажа и сожительствует с ней, не смотря на то, что он имеет жену и сына в Москве. Я предлагаю собрать партийное собрание и обсудить поведение коммуниста Колбасова, кроме того у них большая разница в возрасте Колбасову тридцать пять ,а буфетчице пятьдесят один. Товарищи , выступил я , кому мешает любовь двух взрослых людей. Она не отражается на работе , уверен , что это скороспелое чувство пройдет с приходом в Ленинград. Посмотрите ,как помолодела наша буфетчица, как птичка летает по кают-компании. Не надо вмешиваться и лезть в кровать двух взрослых людей, они сами разберутся . Лучше помполиту организовать соревнования между экипажем и экспедицией по различным видам спорта, мы уже закупили немного сувениров в Кюрасао для награждения победителей, а не заглядывать в замочные скважины в вечернее время----------------------
   Помполит выскочил в коридор и скрылся за поворотом коридора. . Морская жизнь и служба шла своим путем ,и на следующее утро мы пришли на банку "Брауна". Банка "Брауна" с глубиной над ней двадцать пять метров , площадью около пятидесяти метров с глубинами вокруг ее пятьсот метров представляла собой прекрасное место для рыбалки и моряки готовили снасти на вечер , к заходу солнца. На банку мы поставили буй, чтобы легче было ее находить на водной поверхности . Буй был найден нами на переходе вдоль испанского побережья в пути на Дакар. Он оторвался где-то в порту от якоря и его вынесло в океан ,и там мы его и выловили. Буй был снабжен автоматически зажигающимся с заходом солнца ,мигающим огнем от батарейки и был отмаркирован названием нашего судна под номером один. Вскоре появился самолет США и облетел нас дважды и улетел в сторону Флориды. Мы вышли на связь с космонавтами , узнали,что у них все в порядке, доложились в ЦУП и нам дали время связи на завтра в двенадцать часов.. Чтобы не жечь топливо зря ,мы встали на якорь на банку и приготовились к вечернему клеву . После обеда я проверял вместе с старпомом покрасочные работы в трюме, как вахтенный матрос прибежал и попросил меня срочно подняться на мостик. Я поднялся на мостик и увидел , что прямо на нас идет американский фрегат . Я вызвал начальство экспедиции на мостик и дал команду приготовиться к съемке с якоря. Радистов посадили на связь и дали команду связаться с ЦУПом. Фрегат обошел нас с кормы ,лихо развернулся и лег в дрейф метрах сто пятьдесят по левому борту. Мы находились в международных морских водах ,имели статус государственного судна и бояться нам было нечего. На фрегате весь мостик был полон офицеров ,и они в бинокли разглядывали предполагаемого противника. Мы тоже взяли бинокли и уставились на них. У нас на мостике наводил панику политработник. ------ Товарищ начальник экспедиции давайте команду "сокол" , спустят шлюпки и захватят судно и документацию, у нас нет даже автоматов, чем будем отражать нападение . Сергей Николаевич, как думаете пора или нет? Пока нам никто не угрожает , ни маневром ,ни по радио. Зачем нам торопиться. Ведь все таки мы СССР - держава с атомным оружием , а не какое-то там Буркинофасо из Африки. Спокойно , они предполагают раз мы с буем , то мы работаем с подводной лодкой, послушают и уйдут. ------ Фрегат еще постоял пятнадцать минут , затем дал ход и ушел в сторону Флориды. Я спросил начальника о сигнале " Сокол", он ответил, что это сигнал по уничтожению секретных документов ,и мы остались бы с простой связью и нам нужно бы было идти домой. Отругав помполита паникером и другими нехорошими словами начальство экспедиции пошло готовиться к ужину . К заходу солнца рыбаки проверили рыболовные принадлежности и освещение борта судна. Банка Браун находиться среди больших глубин океана ,и она является местом существования кораллов и питания, маленьких рачков, маленьких рыбок, средних рыб , затем появляются крупные рыбы и пир начинается . Вода прозрачная и с борта судна видно, как крупные рыбы бросаются на мелких. Рыбалка и клев начались , один за одним рыбаки вытаскивали морских окуней весом десять , пятнадцать килограммов, другой раз акула отхватывала половину окуня ,и рыбак вытаскивал рыбу без хвоста . Кто не ловил рыбу в океане , тот не испытал азарта лова, когда рыбы хватают в воды любой крючек с наживкой из пойманной первой рыбины , Вся активная рыбалка продолжается полчаса до захода солнца ,и охота хищников друг на друга прекращается сразу же , как солнце скроется за горизонт до утра. В среднем каждый рыбак поймал до пятнадцати морских окуней, Всю рыбу вычистили и положили в рыбную холодильную камеру. Лучшим рыбакам было выдано по бутылке вина от капитана , как премия за ударный труд. Повар быстро приготовил по жаренному ,свежему, хорошему куску рыбы каждому рыбаку , как благодарность камбуза за экономию продуктов .п рыбу вычистили ти морских окунев да солнца и охота хищников друг на друга прекращается до утра Ночью не пришлось поспать ,стоя на якорной стоянке на банке Брауна. По указанию Москвы ходили и обеспечивали радиосвязь со своими космонавтами , да еще американцы запустили с мыса "Канаверал " какой-то секретный спутник , и мы вели наблюдение, пока он не вышел на орбиту. Только утром встали на якорь и ночная вахта легла отдыхать. Утром нас облетел американский самолет и проверил наше присутствие в этом районе. Стоя у борта судна наблюдаешь, как крупные хищные рыбы четыре барракуды , /морские щуки/, следуют за стайкой сардин . Они уже позавтракали сардинами и ,как волки пасут свою добычу не выпуская ее из виду. У них двух разовое питание утреннее и вечернее с восходом и заходом солнца, когда они бросаются в стаю сардин и хватают всех ,кто попадается в это время в их зубы . Сардины мечутся из стороны в сторону , как броуновское хаотичное движение , но не бросают стаю . Стая уходит на глубину , опять всплывает, и четыре барракуды непрестанно следуют за своим стадом. Сардины держатся на банке, где есть для них корм рачки , а за сардинами держатся в этом районе и другие хищные рыбы. Природа устроила все очень просто маленьких хищников едят большие , а их едят еще другие более сильные .
   Неожиданно пришло указание следовать в Мексику , в порт Веракрус.
   Мы с огромным сожалением забрали наш фирменный буй с банки и двинулись по назначению. Прощай морская рыбалка , где еще будет возможность запастись свежей рыбкою?. Переход в Веракрус не представляет трудностей, и через полтора суток мы стояли у причала этого мексиканского порта. Веракрус основной портовой город Мексики с населением около ста тысяч человек в Мексиканском заливе. Наше судно считается государственным судном и консульство СССР , недавно открывшееся в этом городе, решило устроить на нем прием для журналистов и мэра города. Мы обратились за материальной помощью к консулу в связи с таким большим приемом и получили его устное подтверждение. На следующий день в 1400 на борту судна собралось двадцать приглашенных с женами . Журналистам показали лаборатории судна для ведения радиосвязи с космонавтами, нашу вычислительную технику, управление двумя параболическими антеннами с диаметром двенадцать метров .Начальник экспедиции представил меня , своих заместителей и объяснил принципы работы с космонавтами на орбите. Затем был обед а-ля русс с аперитивом, где я опустошил все свои скромные представительские на спиртные напитки, которые обещал восполнить с лихвой после приема консул СССР. Журналисты сфотографировали все лаборатории, все начальство судна , мэра и консула СССР с женами. Основная идея заключалась в том, чтобы подать в газетах информацию , что наше судно не радио -шпион, а судно космической связи. Обед удался на славу русский холодный борщ---cвекольник , свежая рыба с банки Брауна с жареной картошкой фри, чай и кофе плюс спиртное охлажденная русская водка и армянский коньяк подогревали тосты за дружбу советского и мексиканского народа, которые произнесли мэр и консул поочередно. В общем все было выпито и что подано съедено. Прием прошел на ура ,как отметил консул и обещал сообщить о нем в Министерство Морского Флота СССР для поощрением команды и капитана. Мы с начальником экспедиции проводили гостей с борта судна до выхода из порта ,где стояли их автомашины и удовлетворенные выполненной задачей вернулись на судно. На следующий день мы прогулялись по городу и зашли в консульство СССР с целью напомнить консулу об его обещании восполнить наши представительские полностью выпитые нашими гостями. Но скромный служащий из консульства сообщил, что консул утром выехал в Мехико для доклада послу и нам ничего не передал и даже не оставил. Когда вернется не известно .Мы сегодня должны уходить из порта , время нашей трехдневной стоянки истекло, и мы поняли тонкость дипломатического хода нашего консула с простой русской фамилией . Некоторым товарищам устные обещания легко забыть, когда они связаны с его материальными затратами . Как известно , представительские расходы у работников посольств высокого ранга списываются по факту, а у капитанов судов морского флота они довольно таки скромные и многим капитанам иногда приходится платить из своей зарплаты , как и пришлось мне в этом случае. Еще до захода солнца ,чтобы не платить двойную ставку лоцману , мы покинули гостеприимный порт Веракрус и получили указание из Москвы следовать домой. Время рейса уже приближалось к семи месяцам, корпус судна в подводной части оброс уже водорослями в тропической зоне плавания ,и наша скорость упала на два узла и составляла только тринадцать . Морская вахтенная служба вошла в свою колею после стоянки в порту , возобновились соревнования по мини футболу, волейболу, шахматам, шашкам и другим морским видам спорта.За Азорскими островами стало прохладней и ветер усилился . Циклоны с Гренландии набирали свою силу и скоро северная Атлантика заштормит, но пока было начало ноября и погода нас баловала. Вечером ,после вечернего чая доктор доложил, что у радиста из экспедиции "острый живот", а попросту аппендицит и необходима операция. Доктор и фельдшер начали подготовку к операции ,а я положил судно против волны и сбавил ход до среднего , чтобы меньше качало. Операция продолжалась около часа, и доктор ,наконец, доложил, что все в порядке , больной чувствует себя хорошо и можно двигаться дальше. Как хорошо, что все-таки я взял в рейс хирурга , а не врача по общим болезням. Через сутки нас все-таки догнал с северо-запада шторм и скорость немного упала. Нашей задачей было проскочить Бискайский залив ,как можно быстрее и войти в проливную зону, но от бортовой качки в этом случае никуда не скрыться ,и морякам нужно было терпеть. ЦУП подарил нам еще один заход в порт Антверпен перед возвращением в Ленинград. Через трое суток мы подошли к устью реки Шельды и взяли лоцмана. Когда-то в этой реке водилась рыба, летом можно было увидеть купающихся людей , теперь в век наступления человека на природу очень много сбросов воды из промышленных предприятий Антверпена и купаться запрещено , а ловить рыбу не рекомендуется. Река "изнасилована" человеком и превращается в сточную канаву, по которой плавают суда и возят грузы .. Антверпен, Роттердам - это портовые комплексы для всей Европы . Из этих городов пахнет не зеленым лесом ,а промышленностью. Нам дали хороший причал не для коммерческих судов почти в центре города у старой крепости, когда-то защищавшей вход в доки. После выполнения формальностей и очистки судна нам разрешили сойти на берег. Агент принес ,заказанные деньги для экипажа ,и моряки получив свою скромную зарплату, бросились за последними сувенирами для семьи.. Антверпен с давних времен славится среди русских моряков , как город недорогих магазинов в районе порта. Моряки возвращались из города довольные купленными подарками . Наследующее утро ко мне пришел один из начальников лабораторий экспедиции с жалобой на своего помполита. Товарищ капитан ,разрешите доложить : Наш помполит совсем "озверел"! Вызывает на собеседование молодых работников экспедиции и перед увольнением их на берег предлагает купить у него сувениры. Он на всю зарплату набрал сувениров в Дакаре, затем в Мексике и у него не осталось денег на Антверпен. Он сходил в город ,увидел дешевый ширпотреб и его от жадности "заклинило". Начинает проверять у увольняемых выполнение работ в письменном виде по марксизму-ленинизму, которые нам положено проработать в течение рейса. Это одна тетрадь на сто листов. Мы благополучно переписываем их друг у друга для проверки в Ленинграде. Такое дурацкое распоряжение из ЦУПА . Не все успели переписать,но еще есть время и к Ленинграду все будет выполнено. Я доложил начальнику, но он не хочет портить отношения с помполитом". Кроме помполита на судне в составе экспедиции был еще один человек, который был замом начальника ,но отвечал за секретность , верность родине работников, то есть представитель КГБ . Все ,за глаза, звали его чекист. Я отпустил начальника лаборатории и обещал помочь в решении данного вопроса. По пути к нему в каюту я встретил молодого сотрудника экспедиции , который нес в руках чучело небольшого крокодила . Помполит ,видимо, успешно распродавал свои сувениры сотрудникам , используя методы воспитания. Чекист был в каюте ,и я рассказал ему о коммерческой сделке помполита и сотрудников. Чекист пригласил начальника экспедиции и помполита зайти к нему в каюту для совещания. Через пять минут оба были в каюте чекиста , и тот без вводных слов сказал: " Помполит на судне распродает свои сувениры, купленные в других портах, с целью получить валюту на приобретение ширпотреба в Антверпене. При этом использует свое положение для продажи ,угрожая молодым работникам экспедиции , что их не возьмут в следующий раз в состав коллектива. Это недостойно звания советского офицера , помполита, шкурнические интересы превалируют в его работе с молодежью и надо очень подумать о его работе на судах. Ему предлагается немедленно купить обратно свои сувениры у тех кому он `всучил ` свое имущество и доложить о выполненном приказе. Мы не будем собирать офицеров на совещание. Я думаю и так все ясно. Начальник у тебя есть другие решения или возражения.? Нет.! Тогда товарищ помполит , кругом , шагом марш выполняйте приказ!." Помполит покраснел, и не сказав ни слова ,выскочил в коридор и исчез. Мы расстались все довольные таким решением , другого и предложить было трудно. C начальником экспедиции мы пошли в город ,купили сувениры и подарки для семьи и прошли через улицу `красных фонарей' . Девушки за окнами в нижнем белье предлагали суррогатную любовь , там были мулатки ,негритянки , китаянки , двое кричали по русски с украинским акцентом, весь интернационал мира был представлен в этой одной из старинных профессий мира. Как судьба забросила этих украинских девчат в притоны Антверпена ? Видимо ,не от хорошей жизни они оказались в борделях этого портового города. Мы увидели , как одна женщина вышла из такого же дома в халатике и встречала своего маленького сынишку, пришедшего со школы . Она расцеловала его , сняла ранец с плеч, и что-то долго ,долго расспрашивала его , гладя по головке и спине. Затем взяла за руку и ввела в открытую дверь. Мать есть мать для такого человечка. Он еще не стыдится ее профессии , а может быть эта профессия временная . Как хотелось , чтобы так оно и было бы . Мы вернулись на судно в расстроенных чувствах , ,рассуждая о превратностях жизни женщин во всем мире . На третий день, как всегда до захода солнца , мы двинулись к родным берегам. Лоцманская проводка заняла около трех часов ,и судно вышло в Северное море . Нас встретил умеренный северо-западный ветер и волна полтора, два метра. Все отделы экспедиции готовились к отчету о проделанной работе , а экипаж к встрече с семьями. Днем проходили пролив Зунд и еще раз полюбовались замком , где, как описал Шекспир, произошла трагедия Гамлет ,которая потрясает весь мир до сих пор . Копенгаген проскользнул по правому борту с Русалочкой , задумчиво сидящей на камне , которая любуется своей красотой и думает может быть ей вернуться в воду , а то ведь хулиганы могут вторично отрезать ей головку. Что еще следует отметить что нас облетел у Азорских островов только самолет США ,а затем никто не поинтересовался из сил НАТО куда идет наше судно., даже скучно как-то стало. Судно вошло в Балтийское море в котором оно не было семь половиной месяцев. Получили указание из ЦУПа взять комиссию на борт судна на рейде Талина. Прибыли на рейд около полуночи и с военного катера взяли комиссию во главе с контр-адмиралом. До прихода в Ленинград оставалось двенадцать часов.
   Начальство экспедиции бегало с документами , сдавало какие-то нормативы. За три часа до подхода к лоцману на мостик поднялся председатель комиссии , поблагодарил нас за работу и предложил мне выйти в следующий рейс вместе с этой экспедицией. Я поблагодарил за такое предложение и сказал, что у меня уже есть другое судно и экипаж , которое я не хотел бы потерять. Контр-адмирал еще раз поблагодарил меня лично и сказал ,если я передумаю , то это судно экспедиции за Мной. Через пять часов мы ошвартовались у Морского вокзала Васильевского острова . Я тепло распрощался с начальством экспедиции, которое тоже склоняли меня в следующий рейс, но у меня был прекрасный теплоход с меньшим экипажем с прекрасной австралийской линией и интересной работой , который бросить я не имел права, там меня тоже ждали.
  
  
  
  
   К О Н Е Ц
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
   15
  
  
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"