Герасимова Ирина Григорьевна : другие произведения.

Получи диплом и озадачь государство

"Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:

         Как вещают государственные телевизионные каналы, иногда даже устами самых высокопоставленных чиновников в Российской Федерации, в настоящее время в России практически отсутствует безработица (ну что так какие-то смешные шесть процентов). Советский Союз, наверное, в гробу перевернулся от зависти - и капитализм у них, и рынок, да еще и безработицы практически нет!
         Но так ли распрекрасно обстоят дела в действительности? Давайте попробуем рассмотреть проблему трудоустройства, для начала, хотя бы с выпускников ВУЗов. Ну и как оно там?..

         (P.S. Данная статья была опубликована в газете "Саратовские вести" номер 194 (3351) от 8 февраля 2005 года).

  Наверное, многим из нас с самого детства знакомы стихи В. Маяковского "Кем быть?":
  "У меня растут года,
  Будет и семнадцать.
  Где работать мне тогда,
  Чем заниматься?"...
  
  В этом же стихотворении Владимир Владимирович утверждает, что прежде чем устраиваться на работу, необходимо приобрести профессию:
  "...намотай себе на ус -
  все работы хороши,
  выбирай на вкус!"
  
  И мы - выбрали! Мой сын поступил учиться в один из самых уважаемых ВУЗов Саратова - Государственный Аграрный Университет имени Н. И. Вавилова. Не успела я отдышаться от пережитых волнений и как следует возрадоваться тому, что сын, слава Богу, студент. Не успела оглянуться, как он уж и не просто студент, а студент третьего курса. И вот тут вполне закономерно встал вопрос:
  "А где и кем он будет работать после окончания Вуза?"
  Тревожный, я Вам скажу, вопрос. Потому, что в нынешних условиях нерегулируемого рынка ассортимент предлагаемых рабочих мест весьма скуден.
  В основной своей массе - это малоквалифицированный труд, рассчитанный на людей с невысоким уровнем образования, а никак - не на выпускников ВУЗов. К тому же, окончив дневное отделение высшего учебного заведения, выпускник оказывается дипломированным специалистом без опыта работы. Именно эта категория молодых людей в условиях "свободного" рынка востребована в меньшей степени. И это не пустые слова - 30% из этой категории состоит на учете в департаменте федеральной службы занятости населения по Саратовской области.
  Честно скажу - я немного растерялась. А еще - удивилась. Ведь у моих знакомых и родственников их взрослые дети вроде бы все прилично устроены соответственно полученному образованию. Противоречие - налицо.
  И тогда я решила повнимательнее приглядеться к ровесникам сына, его друзьям, приятелям и бывшим одноклассникам по вопросу их будущего трудоустройства. И вот какая интересная картина получилась.
  
  Антон.
  Учится в СГУ на химическом факультете. Его отец - директор фирмы, выпускающей фруктовые газированные напитки. После окончания ВУЗа Антон собирается работать в фирме своего отца технологом.
  
  Николай.
  Учится в Саратовской Государственной Академии Права. Его мама работает не рядовым сотрудником в областной налоговой инспекции. После окончания Вуза Николай собирается работать юристом в мамином ведомстве.
  
  Сергей.
  Учится в Саратовском социально-экономическом университете. Его отец - учредитель фирмы, торгующей итальянской обувью и одеждой. После окончания обучения Сергей собирается работать в фирме отца экономистом.
  
  Раймонд.
  Учится в Саратовском политехническом университете по специальности "Экономист-менеджер". Его отец живет в Литве. После окончания ВУЗа Раймонд собирается переехать к отцу. "Литва - маленькая страна, и проблем с трудоустройством у нее не меньше, чем в Саратове", - рассказал он мне: "Но она входит в Евросоюз. И мои сверстники работают в развитых Европейских странах по контракту. Я и сам собираюсь поехать работать во Францию, мои двоюродные братья уже там".
  
  Светлана.
  Окончила Пензенский фармацевтический институт. Ее мама - высококвалифицированный фармацевт, перешла из центральной процветающей аптеки в небольшую аптеку на окраине с условием, чтобы вместе с ней взяли на работу и ее дочь. Полгода отработала там для того, чтобы у Светланы появился хотя бы минимальный стаж. И только после этого вернулась на свое старое рабочее место с приличным окладом.
  
  Ну и что же это получается? А то, что вся надежда на папу-маму. Совсем, как в пятой Заповеди Христа:"Почитай отца и мать, чтобы тебе на этом свете жилось хорошо".
  Ах, если бы все мы жили по Заповедям Христовым... Мы бы тогда так жили! Но к чему пустые мечтания. Далеко не все родители могут помочь своим детям с последующим после учебы трудоустройством. Некоторые считают, что вполне достаточно того, что они довели своих детей до совершеннолетия и приобретения ими профессии. Мол, не до пенсии же их нянчить!
  Большинство же родителей, которые сами работают на малоквалифицированных не престижных должностях, просто не могут помочь своим детям с трудоустройством.
  Зачем далеко ходить? Вот я, например, безработная. А если сказать покрасивее - домохозяйка. Куда я смогу устроить своего
  дипломированного сына? К себе на кухню кастрюли чистить?
  Да, получается, что "папы-мамы" - далеко не выход из существующей проблемы.
  После этих грустных размышлений во мне вдруг ностальгической нотой всколыхнулось воспоминание о существовавшем в годы моего студенчества принудительном государственном распределении выпускников ВУЗов.
  Ну, не знаю... Может быть, если бы оно, распределение это, проводилось с умом?.. А не по традиционной системе: "Плюс-минус лапоть"...
  
  Могу рассказать о своих личных впечатлениях от государственного принудительного распределения. Если, конечно, Вам это будет интересно.
  Окончила я в свое время "Донецкий институт советской торговли" по вполне городской специальности и с квалификацией "инженер-технолог". Распределение же наше на 90% состояло из мелких райпо и сельпо, раскиданных по забытым Богом тамбовским лесам, среднеазиатским степям и крайне-северным поселениям. Наше студенческое возмущение тем, что для сельских предприятий специалистов готовят институты Потребкооперации и специальные факультеты в институтах Народного Хозяйства - было полностью проигнорировано. Остальные 10% приходились на предприятия с пугающими названиями "Магадан-золото", "Колымский горно-обогатительный комбинат" и "Тюмень-Сургут. Работа на трассе"...
  И каковы же были результаты такого "продуманного" распределения? Девушки в срочном порядке оформляли фиктивные браки с мужчинами с уже законченным высшим образованием. Некоторые изловчились принести липовые справки о беременности - чтобы получить "свободный" диплом. Парни с философским спокойствием брали первое же попавшееся распределение и... никуда не ехали. А спокойно досиживали дома до осеннего призыва в армию.
  И что же это опять получается? А то, что государственная "принудиловка" - тоже не выход. Тем более что на ум почему-то лезут слова: "крепостное право", "нарушение прав и свобод человека" и "Страсбургский суд".
  Помилуй, Господи!
  
  Подумав немного, я решила обратиться к зарубежному опыту. Хотя и не хочется этого признавать, но при выборе более-менее благополучной в экономическом отношении страны первым в списке всплыло название "Америка". Вернее, США.
  И вот что интересно. Оказалось, что до 40-х годов прошлого века в США экономисты-теоретики придерживались классического подхода к экономике. По их мнению (А. Смита, Ж. Б. Сэя), свободное ценообразование и сведение к минимуму вмешательства государства в рыночную экономику вызовет автоматическое регулирование рынка и исключит возможность всеобщего кризиса перепроизводства и, как следствие, безработицу.
  Положениям классической теории занятости упорно противоречил один существенный факт - повторяющиеся периоды длительной
  безработицы и инфляции. Если можно было объяснить небольшой спад, такой, как кратковременное падение производства в 1924 и 1927 гг., войнами и аналогичными внешними обстоятельствами, то глубокие и продолжительные спады, каковой была "Великая депрессия" 30-х годов, не поддавались какому-либо разумному объяснению. Существовало поразительное несоответствие между теорией, согласно которой безработица, по существу, невозможна, и фактической десятилетней "осадой" экономики весьма значительной безработицей.
  В 1936 году экономист Джон Мейнард Кейс выдвинул новое объяснение уровня занятости в капиталистической экономике. В своей работе "Общая теория занятости, процента и денег", Кейнс обрушился на представителя кембриджской школы профессора А. Пигу, автора книги "Теория безработицы" (1933).
  Пигу исходил из существования только двух видов безработицы:
  1) фрикционной (имеющей в качестве причины плохую информированность рабочих о предложении рабочих мест, их нежелание менять квалификацию, место жительства);
  2) добровольной (образующихся в тех случаях, когда рабочие или не хотят трудиться за плату, равную предельному продукту труда, или оценивают "тягостность труда" выше, чем предлагаемая заработная плата).
  (В последних случаях рабочие, по мнению Пигу, остаются незанятыми добровольно и сами повинны в своем положении).
  
  Кейнс не оспаривал существования фрикционной и добровольной безработицы. Однако в условиях глубочайшей депрессии 30-х годов он счел необходимым признать, что существует еще и вынужденная (недобровольная) безработица. Отразив действительную ситуацию на рынке труда, Кейнс выступил с заявлением, что даже при уменьшении реальной заработной платы занятые трудящиеся не бросают работу, а безработные не сокращают предложения рабочей силы.
  Но, поскольку спрос на труд ограничен, существуют безработные поневоле.
  Жёсткий вывод из теории Дж. М. Кейнса состоит в том, при капитализме просто не существует никакого механизма, гарантирующего полную занятость. Утверждается, что экономика может и быть сбалансированной - при значительном уровне безработицы и при существенной инфляции.
  Капитализм не является саморегулирующейся системой, способной к бесконечному процветанию; нельзя полагаться на то, что капитализм "развивается сам по себе". Более того, нельзя связывать экономические колебания исключительно лишь с внешними факторами, такими, как войны, засуха и другие подобные аномалии.
  Наоборот, причины безработицы и инфляции кроются в значительной мере в отсутствии полной синхронности в принятии некоторых основных экономических решений.
  Кейнс настаивал на серьезном расширении роли правительства в процессе стабилизации экономики и предотвращении в будущем потрясений, подобных кризису 30-х годов.
  Судя по успешному экономическому развитию и процветанию США в период с 40-х годов прошлого века до начала третьего тысячелетия, экономическая теория господина Кейнса выдержала проверку временем.
  Так и хочется сказать им, американцам: "Верной дорогой пошли, товарищи!"
  Ну вот, вполне логичное заключение. Если и только государственное регулирование безработицы - плохо; и только свободный рынок - тоже плохо, необходимо гармоничное сочетание того и другого. Этакая "золотая середина".
  
  Вы, наверное, спросите: "Что же все-таки конкретно можно предложить для организации успешного трудоустройства выпускников ВУЗов?"
  Может быть, создание специальных программ в Правительстве России, в которых учитывались бы уже имеющиеся в регионах ВУЗы, выпускающие высококвалифицированных специалистов определенного профиля. И в эти же регионы - инвестировать средства для создания соответствующих государственных и совместных предприятий, на которых были бы востребованы именно эти выпускники.
  И, обратная связь - для новых или бурно развивающихся отраслей промышленности, требующих специалистов новейших профессий, при уже исторически сложившихся ВУЗах с их исконно классическими факультетами, создавать новые, близкие по профилю, факультеты под специальный заказ государства, эффективно используя тем самым уже имеющийся в классических ВУЗах огромный научный и учебный потенциал. И, как следствие, выпускающих уже заранее востребованных специалистов.
  
  Честно признаюсь - я далеко не специалист в области экономики и теории занятости трудоспособного населения. Но если уж даже я, со своим бабьим умом, что-то пытаюсь предложить...
  То уж настоящие специалисты из соответствующих ведомств обязательно смогут разработать целый ряд мер, которые необходимо принять, чтобы исправить сложившуюся негативную ситуацию с трудоустройством выпускников ВУЗов. Было бы желание.
  
  А оно у нас есть. Правда ведь?..
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Э.Бланк "Пленница чужого мира" О.Копылова "Невеста звездного принца" А.Позин "Меч Тамерлана.Крестьянский сын,дворянская дочь"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"