Юрьевич Алексей : другие произведения.

Как уроженец Улан-Удэ стал самым оригинальным советским фантастом

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Ранняя биография известного советского фантаста Геннадия Гора тесно связана не только с Баргузинским районом Бурятии, где он вырос, но и с городом Верхнеудинск (ныне Улан-Удэ), в котором он родился в январе 1907 года. Оригинально было многое в судьбе Гора - и место рождения - тюрьма (родители его были политические заключенные) и детали дальнейшей биографии: научные экспедиции среди манси, эвенков, но самое главное - творчество, которое отображает и советское прошлое 1920-х годов и возможное будущее: технический прогресс и угрозы благополучию человечества.


   Как уроженец Улан-Удэ стал самым оригинальным советским фантастом
  
  
   Геннадий Гор считается один из самых оригинальных авторов советской фантастики 1970-х годов. Его поздняя фантастическая проза (а среди ранних рассказов есть и бытовые зарисовки о жизни эвенков и других народов Севера) рассказывает о необычных происшествиях в повседневной жизни, либо посвящена светлому (на первый взгляд) будущему, с описания которого начинается роман "Изваяние". Впрочем, сюжет романа вскоре уходит неожиданно в прошлое - в 1920-е годы, когда и происходит большая часть действия, причем - в Ленинграде, где и в самом деле жил Геннадий Гор многие десятилетия после отъезда из Забайкалья вплоть до своей кончины в 1981 году.
   Но прежде всего, стоит задать вопрос, который волнует каждого, кто живет или бывал в Бурятии: как проявился опыт жизни в Баргузине в произведениях всемирно известного писателя? Из ранней прозы Гора можно отметить рассказ с самоговорящим названием "Город Баргузин", опубликованный в 1928 году в журнале "Резец". Из поздней прозы - повесть "Рисунок Дароткана", в которой писатель отразил впечатления своего детства и юности, проведенные в Баргузине и Чите.
   Необычная судьба Геннадия Гора (родители - политические ссыльные в Баргузине, работа этнографом на Севере и сотрудником литературных журналов в Ленинграде) предопределили необычный стиль автора, парадоксальные образы людей-знаков в романе "Изваяние", вышедшем в начале 1970-х годов.
   Но давайте по порядку разберем идеи этого философского и поэтического романа о прошлом, настоящем и будущем человечества...
    []
   Как уроженец Улан-Удэ стал самым оригинальным советским фантастом
  
   Неслучаен эпитет "поэтический" при описании начала романа: кроме написания прозы Геннадий Гор известен как поэт, исследователь живописи и литературный критик. А описания предполагаемого будущего Земли носят почти профессиональный характер, ведь Геннадий Гор проявил себя и как ученый-этнограф. На выбор этой научной специальности повлияло пребывание с самых юных лет в уникальной Баргузинской долине, где с давних пор тесно сплелись судьбы разных народов - русских, эвенков, бурятов...
   Увы, в издаваемых в советские годы книгах Геннадия Гора обычно не указывалось место его рождения. И то, что он земляк и даже уроженец одного города с автором этих строк, оставалось тайной многие десятилетия после прочтения мной в 1988 году романа "Изваяние".
   Случайно узнав пару лет назад о происхождении писателя, строки из романа которого звучали во мне всю жизнь, я сразу задался вопросом: как отразилось в творчестве Гора место его проживания в детские годы - поселок Баргузин в Бурятии?
   С детских лет, читая и перечитывая его философско-фантастический роман "Изваяние", запали образы белогвардейских застенков в городе Томске. Первый год жизни Гор провел в приюте при верхнеудинской тюрьме, где сидели его родители за революционную деятельность; видимо, их рассказы о темницах для борцов за свободу и повлияли на неприятие им старых дореволюционных порядков. Также запомнились неоднократно упоминаемые "калмыцкие глаза Ирины" - подруги персонажа из города Томска времен гражданской войны. Вот пожалуй и всё, что хотя бы отдаленно напоминало что-то бурятское в этом романе. При внимательном перечитывании замечаешь также "снежную верхушку баргузинского гольца", которую среди прочих вещей извлекла Офелия из своего чемодана в конце романа.
   Здесь следует обратить внимание на сам образ Офелии. Именно в её честь и названа книга, ведь эта девушка из XХII века и есть изваяние - ожившая скульптура, биоробот - существо изначально человеком не являвшееся, но ставшее вполне реальной чуть пухлой девушкой и даже больше - волшебницей или, если угодно, богиней (с телом античной скульптуры), управляющей временем. Но она - книга, точнее то, чем книги станут в будущем. Превзойдя даже возможности стереокино, эта девушка-книга полностью погружает человека в свой мир, который трудно назвать выдуманным, так как более всего это напоминает путешествие в прошлое. Да это и есть путешествие во времени, ведь в романе прямо сказано: "Книги сотканы из времени и ни из чего больше".
   Если вдуматься, то каждая хорошая книга тоже погружает читателя в свой мир. Только в мире будущего Геннадия Гора такое путешествие происходит наяву, да и все события вполне реалистичны. Он приходит в себя в белогвардейской тюрьме в Томске, в камере с ним сидел тоже выходец из будущего из XXII века, но тот не читал книгу - заключение стало для него настоящим наказанием: люди будущего переместили его туда за то, что он пошёл против системы. Оказалось в будущем всё не так уж и безоблачно. А отличия его от привычного нам мира читатель постигает из открытий главного героя. Для него Земля Будущего внове - из-за того, что он вернулся со звёзд, из дальнего путешествия в космос. Как известно, при движении с околосветовой скоростью согласно теории относительности на Земле за это время прошло гораздо больше времени - лет пятьдесят. Так еще совсем молодой человек ("прыщавый парень" как выразился Гор) попал в мир будущего, где его ровесники оказались стариками и старухами и где инопланетный разум подарил людям бессмертие. Появились в этом странном будущем и такие книги в виде людей как Офелия. Но главное - принцип чтения оказался сродни путешествию во времени и пространстве. А девушка-книга и есть машина времени. Библиотека - это парк, где каждое дерево - книга, а книга в свою очередь - человек и даже больше - волшебник или волшебница, как Офелия, по своей воле сочиняющая сюжет, в котором еще участвует сама...
   Всё более-менее понятно, но, признаться, несколько неожиданно. Причем, заметьте: для главного героя такое будущее так же непривычно, как и для любого читателя романа "Изваяние". Шок от встречи с будущим сменяется шоком от прошлого, которое для самого Геннадия Гора было частью его юношеской жизни, ведь попав в двадцатые годы ХХ века, этот "читатель" во многом повторяет опыт жизни если не самого Геннадия Гора, то многих чуть более старших его современников.
  
   ЧТО ПРЕДСКАЗАЛ ГОР?
   Обычно более-менее любознательные люди, не смотрящие свысока на фантастику как на низкий развлекательный жанр, пытаются найти в откровениях фантастов ответы на острые вопросы современной им жизни и на самый, пожалуй, извечный вопрос: Куда дальше идет человечество? Именно проза Геннадия Гора своей философской направленностью, в которой он использует свой опыт ученого, наиболее далека от узкоразвлекательного направления (хотя при этом читается на удивление легко и увлекательно). Более того, он целенаправленно ставил эти вопросы в самом романе и пробовал дать на них ответы.
   Геннадий Гор в "Изваянии" среди воспоминаний главного героя о путешествиях в отдаленном космосе, описал одну планету, очень похожую на Землю, на которую его переместила Офелия, перед тем как покинуть мир двадцатых годов ХХ века. Прибыв на планету, он застает развит общество, отчасти соответствующее концу ХХ века, отчасти - более далекому будущему с автоматизированными средствами ведения войны. Одно лишь постепенно начинает удивлять путешественника: отсутствие детей. Кроме людей среднего и старшего возраста на планете видна лишь молодежь. И каким же шоком было для него узнать, что за два десятка лет до этого на планете разразилась ядерная война между социалистическими и капиталистическими странами. Это была война машин, люди не воевали. Но радиации от применения оружия оказалось достаточно, чтобы у жителей планеты больше не могло быть детей...
   Всеядность в жанрах и темах позволяет сопоставить "Изваяние" с "Мастером и Маргаритой" Михаила Булгакова. Сходное время действия, а также фантастические и даже сатирические элементы, вплетённые в повседневность, роднят не только с Булгаковым, но и с рассказами Ильфа и Петрова, а также с родоначальником юмора в российской прозе Аркадия Аверченко (кстати, имя этого дореволюционного "короля смеха" упоминается в романе).
   Тем удивительнее в "Изваянии" проступает мир, где решены все тяжелые проблемы прошлого, мир с роботами на улицах города, где даже дорожные знаки, столбы умеют разговаривать с прохожим и предупреждать главного героя об опасности - еще перед тем, как он зайдет в парк-библиотеку. Он не был на Земле полвека, странствуя к далеким звездам, и не знает, что не стоит просто так взять и прочитать книгу, если хочешь остаться самим собой. Это мир, где искусство достигло полного погружения и отождествления с реальностью (вроде бы мечта всех художников?) и как реальность оно может испугать...
   Но главное, что подкупает - это вдохновенное поэтическое видение мира будущего. Тем тревожнее звучат нотки удивления и даже недоверия к новому миру. Оказывается, не все приняли эти изменения и с последствиями сопротивления новому порядку, принесенному на Землю чуждым разумом, главный герой сталкивается в ходе своего путешествия в прошлое: вместе с ним в томской тюремной камере сидит человек из XXII века, отказавшийся перестроить свою клеточную структуру, то есть отказавшийся от бессмертия. И в отличие от главного героя, счастливо улизнувшего с помощью Офелии сквозь стены тюрьмы, загадочный сокамерник был расстрелян белогвардейцами...
   Знаменитый баргузинский соболь, стоивший бешеные деньги, и тот нашел свое место на заключительной странице романа: "Она вынула облако, снежную верхушку баргузинского гольца, кедр с белкой на ветке и соболя, только что выскочившего из дупла, а потом тем же небрежным движением руки она положила это в тот же, ставший бездонным как Вселенная, чемодан".
  
   Примечательно, что автор свободно жонглирует не только жанрами, но и самим сюжетом: воплотясь в теле студента-революционера Покровского, после освобождения из застенков павшего режима Колчака, главный герой сразу окунается в интеллигентную среду своих однокурсников из Томского университета, которые живо обсуждают идеи трех первых глав романа (так и недописанного), которые и есть реальные страницы "Изваяния". Вот игра с читателем! Дело доходит до прямых цитат из "Изваяния" в "Изваянии" же. А подруга студента Покровского Ирина пересказывает сюжет этих глав, а также настойчиво расспрашивает воплотившегося в его тело путешественника во времени (или все-таки читателя живой книги?) о главной мысли романа, не является ли образ девушки-книги символом искусства, и потом прямо заявляет: "Уж не хочешь ли ты сказать, что искусство в будущем станет так похоже на жизнь, что их невозможно будет отличить?"
   Парадоксальны побочные сюжеты и второстепенные герои вроде Язвича -ожившего скелета в шкафу, женившегося на Ирине, а затем ставшего преуспевающем нэпманом. Подобные, отчасти абсурдные ходы позднего романа Геннадия Гора являются своеобразным наследием литературной группы обэриутов, к которой во время ее существования в Ленинграде на рубеже 1920-х 1930-х годов, принадлежал Геннадий Гор (но в отличие от многих обэриутов он не был репрессирован). Одним из самых известных обэриутов был Даниил Хармс, чье творчество вернулось к нам после полувека забвения в результате перестройки. Отличительными чертами пьес Хармса называют нарушения последовательности действий и идентичности персонажей - как всё это похоже на сюжетные ходы и перемену личности героев "Изваяния". Пусть и написан роман к началу 70-х годов.
  
   ВЕРНАЯ РУКА - ДРУГ ЭВЕНКОВ
   В "Изваянии", дописанном и даже опубликованном (в отличие от романа, начатого его персонажем и пропавшем в томской тюрьме), Гор соединяет прежде несоединимое: техника будущего человечества и особенности мировоззрения древних народов, видевших в природных явлениях живые силы, и во многом близких представлений о мироустройстве коренных народов Сибири. Ибо человек есть часть природы, но это античное единение с природой и некое ее обожествление (называемое пантеизмом) напоминает почтительное отношение к природе у эвенков и других малочисленных народов Сибири и Северной Америки.
   Здесь опять-таки видится перекличка с Фенимором Купером и Майн Ридом - с этим миром приключенческих книг о столкновении европейской цивилизации с культурой жителей лесов и прерий Северной Америки можно сравнить раннюю "этнографическую" прозу писателя. О своем детстве он вспоминал: "...Куперовой и Майнридовой Америки уже давно не существовало, и только мне повезло в двадцатом веке каждый день видеть край, еще более первобытный, чем исчезнувшие миры Купера и Майн Рида". Кстати, в "Изваянии" присутствует и опыт писателя в исследовании быта коренных народов Севера: эпизодический персонаж - шаман, в идола которого переселяется аспирант Коля в ходе своих пространственно-временных бросков - и всё это в качестве читателя живой книги - девушки Офелии! Здесь лишний раз можно убедиться, что "Изваяние" - поистине универсальная книга, в ней есть всё: от этнографии до философии, от действительности начала ХХ века до размышлений о подлинном искусстве - о духовности в живописи до футурологии.
  
   Ранняя научная и творческая биография Геннадия Гора тесно связана с народами Крайнего Севера. Такой поворот в судьбе конечно не случаен, но для начала он окончил среднюю школу в Чите и в 1923 году переехал в Петроград, где поступил в университет, на литературное отделение факультета языка и материальной культуры. ЛГУ он закончит в 1930 году, после чего пройдет военную службу на Крайнем Севере и займется этнографией малочисленных народов Севера - манси, эвенков и других, а также займется переводом писателей этих народов на русский язык. В своих книгах с говорящими названиями (например, "Пихтовые леса") он описывает бытовую культуру малых народов Севера.
  
   НЕОЖИДАННАЯ ТВОРЧЕСКАЯ БИОГРАФИЯ
   В ранний период своей литературной деятельности он написал роман "Корова", восхваляющий первые колхозы (тем не менее, роман был напечатан только в 2000 году). Эта сельская сторона жизни Гора вкратце (но довольно ярко) отражена и в романе "Изваяние", вобравшем в себя действительно множество разных жанров и не только фантастических. Время первых лет советской власти, последовавшая затем коллективизация на селе и жизнь людей в культурной столице - Ленинграде: чего стоит образ "соседки-склочницы" - и всё это глазами очевидца. Такие наблюдения, можно сказать, этнография - ценятся на века, поскольку в России не только непредсказуемое будущее, но и непредсказуемое прошлое, получающее самую разную оценку в разные времена.
   Работая в литературном журнале, Гор встретил и блокаду Ленинграда. Он уже в 1942 году был эвакуирован в Пермь, но впечатления от первой блокадной зимы, пережитой им, легли в основу стихотворений цикла "Блокада" (опубликованном только в 2007 году и сразу заграницей, в Вене - судьба Геннадия Гора и его творчества не перестаёт удивлять!), где описано постоянное ожидание смерти человеком.
   В послевоенных повестях Гор описывая жизнь ученых, критиковал карьеризм части научной элиты, ставившей карьеру выше научного творчества. Следует заметить, что описание его друга-аспиранта Коли в Ленинграде довольно ярко подано и в позднем романе Изваяние (1971 год), вобравшем в себя разные жанры подобно "Мастеру и Маргарите" Булгакова.
   К фантастике Гор обратился в 1960-е годы, на пике ее моды в СССР. Главная идея его фантастических произведений как раньше - противопоставление духовности и безнравственности, проблемы искусства и творчества. Гор сетует на современную цивилизацию, утратившую поэтические начала. С "Изваянием", с его образом парка-библиотеки (в котором, выбрав дерево - то есть книгу-человека, можно попасть в другое время), напоминает и написанная чуть позже (в 1973 году) фантастическая повесть "Геометрический Лес", где художник через написанный им пейзаж оказался способен проникать в другое измерение...
   К 1970-м годам произведения Гора были переведены на многие иностранные языки. Идея соединения человека с природой и искусством, нашла в его поздних фантастических произведениях достойное и оригинальное воплощение. Античное преклонение перед красотой, идеи гармоничного развития телесного и духовного, нашли необычное отражение в образе Офелии - девушки-книги, как определяет писатель ее в тексте романа (вернемся к разбору символов этого романа, претендующего на роль романа-предсказания, пусть и в некоем философском смысле понятия "предсказание"). Как высшее достижение человеческого (а судя по дальнейшему тексту, и не только человеческого) разума, Офелия, как нетрудно догадаться, является не только ожившей метафорой. С материальной, чисто научно-фантастической стороны вопроса, она есть человекоподобный робот - андроид, но все эти слова не только адекватно не отображают, а скорее, искажают ее образ. Ведь в соединении наших мыслей и чувств, стремлении к прекрасному и высшего развития техники в будущем, видится переходный этап к ноосфере Вернадского, когда вся природа Земли будет преобразована человеком и биосфера станет мыслящей. В "Изваянии" Гор прямо пишет о разговоре с мыслящей биосферой одной планеты, которая говорила голосом матери героя.
   И уже не так важно, кто эти знаки-роботы в мире будущего "Изваяния": люди, роботы, ожившие символы, очеловечившиеся философские категории или даже часть сил природы, боги? Ибо они и то, и другое, и третье и нечто большее.
   Гор прожил сравнительно долгую жизнь, и на мир 1920-х годов успел посмотреть издалека. Он рассказал о стиле жизни и даже о быте начала ХХ века своим более молодым современникам - "детям асфальта". К примеру, улицы в 20-е годы вместо асфальта покрывала (даже в Ленинграде) торцевая мостовая, а по ней ездили вместо такси извозчики на бричках и колясках - совсем как во времена Гоголя (чей образ и герой его рассказа "Нос" также появляются в романе, созданном Офелией - или Гором?). Гор, погружая читателя в годы своей юности, понимал, что ушедший быт двадцатых для людей 1970-х годов стал почти столь же диковинным и далеким как мир индейцев Купера и Майн-Рида...
   Заслуги писателя признаны еще при жизни.
   В аннотации к "Изванию" 1972 года выпуска написано, что в новой книге Геннадия Гора мы встречаемся с редким жанровым сплавом. Но этот ленинградский писатель стал всемирно известным, ведь создал настолько редкий сплав жанров, что количество перешло в качество, и он породил, по сути, новую фантастику, предвосхитив реалистичную фантастику (начатую братьями Стругацкими) и происходящий от нее турбореализм, появившийся в отечественной литературе в 1990-е годы. Своеобразие Гора настолько велико, что его книга по-прежнему новая и актуальная для каждого жителя Земли.
   Геннадий Самойлович Гор скончался 6 января 1981 в Ленинграде. Его могила находится на Комаровском кладбище в Санкт-Петербурге. Но землякам писателя за Байкалом стоит призадуматься: ведь именно земля Бурятии, взрастившая его, смогла породить его многосторонний талант писателя, философа, искусствоведа, этнографа и, возможно, провидца...
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"