Либерман Анатолий Симонович : другие произведения.

Игорь Гергенрёдер. Комбинации против Хода Истории

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Автор статьи Анатолий Симонович Либерман - профессор Миннесотского университета, литературовед, критик, поэт, эссеист, переводчик. "Новый Журнал" (The New Review), номер 223, 2001, стр. 291, Нью-Йорк.

  Анатолий Либерман
  
  
  
  Игорь Гергенрёдер. Комбинации против Хода
  Истории. Повести. Berlin-Brandenburg: Verlag Thomas Beckmann, 1997, 286 стр.
  
  
  Шестнадцатилетним гимназистом отец Гергенрёдера участвовал в гражданской войне на стороне белых. Тогда ещё не было паспортов, и поэтому впоследствии "органы" не разоблачили очередного врага народа. Однако от семьи он ничего не скрыл. Хорошо знавший жизнь человек, к тому же наделённый редкостной памятью, он нашёл в сыне благодарную аудиторию. Книга повестей "Комбинации против Хода Истории" (заметим прописные буквы во фразе Ход Истории) написана по мотивам многократно слышанного в домашнем кругу. Всё это мы узнаём из послесловия, причём Гергенрёдер отмечает, что отец описывал события с абсолютной достоверностью, включая имена участников, которые теперь тоже воспроизведены с документальной точностью. И сам он, и рецензент, слова которого он вынес на последнюю страницу обложки, подчёркивают, что перед нами "вовсе не вымысел", а быль. Но мы позволим себе не поверить этому заявлению. Если бы Гергенрёдер только расшифровал магнитофонную запись, то и тогда между книгой и опубликованными "былями" стоял бы автор. Хорошо видно, как ищет он манеру письма, меняя её от повести к повести: то полудневниковые заметки, то романтическая новелла, то сказ под Пришвина или Бажова. Но главное - изобилие деталей и диалогов, которые не могли быть известны посторонним. Речь, следовательно, может идти лишь о правдоподобии, о мастерски созданной иллюзии реальности. Что бы ни говорили окружающие, у самого Гергенрёдера не может быть на этот счёт никаких сомнений, но он, видимо, думает, что достижение его будет оценено выше, если он выдаст картину за фотографию. Заслуга Гергенрёдера именно в том, что он обманул читателя, притворился передаточной инстанцией, как бы секретарём отца, а не автором.
   Желание устраниться от своего сочинения тем более любопытно, что "Комбинации против Хода Истории" - самая сильная книга Гергенрёдера. Драматические сюжеты разработаны в ней с большим искусством, отсутствует натурализм, ослабляющий эффект его романа "Грация и Абсолют" и некоторых рассказов (а возможностей для плакатного описания жестокости и эротических сцен было здесь более, чем достаточно), персонажи, хотя и схематичны (в том смысле, в котором они схематичны, например, в новеллах Джека Лондона), не совершенно одномерны. Сославшись на источник, Гергенрёдер всё же не выпустил в свет мистификацию в духе "Повестей Белкина". Скорее он приблизился к жанру саги. Много веков исландцы рассказывали и переписывали истории о заселении их острова, о распрях между первопоселенцами и их потомками, об их обогащении и разорении, любовных коллизиях и странствиях. И их повести тоже выглядели слепками с действительности. Люди относились к каждому слову в них, как к документу, и лишь сравнительно недавно была разрушена вера, что саги - это хроники, донёсшие до нас показания очевидцев. Утрата веры в подлинность саг была воспринята многими исландцами чуть ли не как национальная трагедия. Но мы, научившиеся отличать историческую правду от художественного вымысла, понимаем: фон, на котором разворачивается действие повестей Гергенрёдера, достоверен; остальное же всё придумано, и придумано мастерски. В Гергенрёдере нет ничего от практиканта, предавшего гласности материалы фольклорной экспедиции; он опытный беллетрист, превративший этот материал в художественную литературу.
   Хотя почти все события в книге увидены глазами юного участника Белой армии, выведенные Гергенрёдером персонажи не делятся на чертей и ангелов. Даже Митрофан Пудовочкин, уголовник и садист, классический пахан, командующий отрядом красногвардейцев, а на самом деле бандой головорезов, не глуп и не прост, но о красных в книге сказано мало: мы их видим либо в бинокль, либо в цепи, атакующей или рассеянной, то есть всегда в толпе. В фокусе же белые. Всего повестей в книге шесть. Первые две написаны на тему, которую можно определить: "Человек не игрушка обстоятельств и следует только голосу собственной совести". Убийца белогвардейца приходит служить в отряд, в котором один из солдат - брат убитого. Гениальный провокатор-шпик губит целую когорту социалистов, но у власти оказываются большевики, и он предлагает себя эсерам (по недальновидности мстящим своему старому врагу, вместо того чтобы использовать его), так как видит в большевиках ещё большее зло. В романтике этих повестей и их привлекательная сторона, и их слабость; мы с недоверием воспринимаем бескорыстные порывы, да и программный тезис Гергенрёдера не вызывает энтузиазма. Он пишет в конце послесловия: "Я вовсе не намеревался сказать: победи белые - какая-де замечательная была бы жизнь... Уверен: белые не могли и не должны были победить. Именно благодаря этому - "в поражении" - и состоялись мои герои. Я хотел выразить: "Человек - это звучит гордо!" - не звучит. Гордый человек - звучит!"
   К счастью, в этой книге Гергенрёдер следовал своему художественному инстинкту, а не программе. Несколько искусственной показалась мне лишь последняя повесть "Стожок на поляне" (он был напечатан в "Новом Журнале" в 1997 году). В сказе язык всегда забивает сюжет. "Хвоя, мох под ногами; малохоженный гулкий бор. Белка скользнула с ели на ель. Поёт дрозд на суку. Прохлада рассветная. Гуще туман; лес расступился - река. Курится пар над медленной водой. За туманом вдали, в выси - розовеет. Вот-вот выстелется малиновая полоса. По липкой тропке - к пристани с настилом гнилым. Прилепилась пристань к глинистому откосу; кругом вязы торчат: обломанные, дуплистые. Отжили". В какой-то момент этот речитатив начинает утомлять, и перестаёшь замечать всё остальное. Повесть, давшая название книге, производит менее сильное впечатление, чем первые две, так как её главное действующее лицо - безумец: комиссар красной дивизии, а на самом деле анархист, радующийся кровавой оргии и мечтающий использовать избыточные силы русского народа для покорения других континентов - смесь из пассионарности Льва Гумилёва и домыслов Жириновского. "Птенчики в окопах" - рассказ о гибели целого отряда добровольцев Белой армии, почти детей. "Парадокс Зенона" - как бы романтика, вывернутая наизнанку. Герой "Парадокса" - еврейский юноша, который, подобно отцу Гергенрёдера, русскому немцу, воевал с красными, но сумел это обстоятельство скрыть. Долгие годы он проработал охранником (вахтёром) в историческом музее и наблюдал, как переписывалась история. Мелодраматический взрыв в финале почти не портит эту повесть.
   Гергенрёдер написал много книг, и ни одна из них не похожа на другую. Его место в российской словесности определится тем, найдёт ли он стиль, соответствующий его дарованию. Но и долгий период исканий оказался совсем не бесплодным. Сборник повестей "Комбинации против Хода Истории" ставит его автора на заметное место в литературе последнего десятилетия.
  
  "Новый Журнал" (The New Review), номер 223, 2001, стр. 291, Нью-Йорк
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"