Аннотация: Конкурс сюрреалистической прозы "Тонкие Грани Реальности"-3-е место Литературный журнал "День и ночь" /Красноярск/ [N4(68),2008]
фуга N503 - мёртвая дорога
"...Однажды, глубоко-глубоко, за северным полярным кругом, появилась мысль. А, как водится, все, что "за" - пронизано в высшей степени одиночеством и неприкаянностью. Вот, к примеру: "руки за спину", "стройся один за другим", "прыгнуть за борт". Не выходит ничего у одиночества хорошего, ибо зациклено на себе, оттого тоскует страшно и обязательно от той тоски погибнет. В особенности, если оно - из заполярья. А может и не оттуда. А может и не из стылой тундры, а из столицы, которая в вымощенной камнем площади, которая в башнях, которые в чугунных пушках, которые в большом кабинете, который в маленькой чернильнице, в которой так темно, что кажется - нет в ней ничего, и только в гранёных хрустальных стенках отражаются тоскующие по себе пышные седые усы и трубка. Не столь важно откуда родом была мысль, главное, что воплощена была как раз там - на трассе Чум-Салехард-Игарка. Со всеми истекающими чёрной болотной водой, сыростью и гнилью лаггородков, мочой и желчью трюмов последствиями. И так много рельсовых скреплений, шпал, мостов подпирали эти самые последствия, что стали ее звать Великой северной магистралью. А когда железнодорожное полотно на многие сотни километров обглодало время, да так начисто, что только человеческие косточки и остались, стали называть последствия дорогой Мертвых. Мёртвой дорогой1Мертвых.
И креститься.
Говоря - "как же, как же?" и ничего не понимая. Потому как есть у одиночества одно свойство - понятно оно только тому, кто им заражен. А остальным - нет. Не получается у остальных никогда прочувствовать чужое одиночество, тем паче - посторонних усов или трубки. Потому и с великой мыслью о северной железной дороге - так и не разобрались. Так до сих пор и не ясно - к чему она была нужна...".
Такими словами выдует грустный фиолетовый пузырь Кайнын-Кутхо, да и умолкнет. Чтобы сил набраться для следующего.
В северной части Камчатского полумесяца, у подножия буйных гор Корякского поверья, возвышается насыпь. Железнодорожная насыпь над нотой. Если вы доберетесь сюда, то непременно ее встретите. Главное, не пытайтесь по ноте сориентироваться. Ибо главное правило жителей, обитающих в предгорьях Корякского поверья в том, что как раз по нотам ориентироваться не нужно. Ведь совсем не обязательно, что нужная нота уже имеется.
Насыпь ту называют еще по-другому - фильтрующей насыпью для очищения сточных нот. А раз так называют, то нота, которая очистит всю грязь, забившуюся в поры буйных гор, когда-нибудь обязательно прозвучит. Пока же - идите на насыпь. Ежели что.
Она усыпана песком и раковинами каури, и потому очень походит на расшитую бисером тюбетейку Кайнын-Кутхо. Сам же Кайнын-Кутхо сидит поверх насыпи, тюбетейку не поправляет, а держит у пасти дудочку и выдувает минорные пузыри. Оно, конечно, приятнее, когда бы пузыри получались мажорными, но в здешних местах отчего-то считается встретить его, Кайнын-Кутхо - бога-медведя всех северных территорий, плохой приметой. А в особенности - услышать пузырь с правдивой историей. Или - что еще хуже - получить такой пузырь в подарок. Поэтому сторонятся его и очень опасаются. И даже расшитая бисером тюбетейка с серебряными монетками по четырем сторонам хоть и делает Кайнын-Кутхо нарядным и привлекательным, но сближению с людьми не способствует.
Сидит целыми днями Кайнын-Кутхо, носами пошитых из тюленьих шкур сапог вертит, да на дудочке-гэйнэчгине играет. Иногда проплывет мимо сонная невиданная рыба, и случайно, в дремоте, запутается в медвежьей шерсти:
- Ой, - вздохнет про себя рыба.
- Извините, - ответит медведь.
- Ничего, это все из-за быстрого течения2. Да и дождь сегодня обещали, - подумает рыба.
- Тогда, если Вы не против, я продолжу, - проиграет медведь.
Ми
Нор
До
выдуется золотым пузырем "до" подножия буйных гор, "до" самых глубоких истоков поверья, поросших мхом, "до" расставленных тут и там сетей, запутается в них и поникнет.
- Рельсы-рельсы! - сразу же заголосит звонко кто-то за небом, и потащит вверх. - Шпалы-шпалы! - Неровно, рывками, подтягивая сети, решётками вдавливающиеся в золотые пузырные бока. - Ехал поезд запоздалый...- И видно, что тяжело тянуть, потому как вон сколько мелкой гальки с неба просыпалось - крепко упирается кто-то ногами, пока тянет.
- Дождь, - не выдержав камнепада, громко лопнет золотой пузырь. И рассыплет очередную, исправно обглоданную временем, правдивую историю.
- Обещали, - вздохнёт рыба, и вместо пузыря окажется подтянутой сетью под самые планктоновые облака.
- Пришёл слон - потоптал, потоптал... - умолкнет, осекшись, кто-то за небом, обнаружив в сетях только рыбу. Вздохнёт, разочарованый, не найдя от исчезнувшего пузыря и толики последствий. Швырнет рыбу обратно. И, возможно что-то скажет еще... да только кто услышит, когда по всему северу расплываются пузырями звуки -
Ми
Нор
До
И плавают рыбы. И позвякивают монетки на тюбетейке. И забытый бог с тонкой дудочкой из гусиного пера, изо всех сил старается не заболеть одиночеством. Потому как ничего оно хорошего не приносило. Никогда.
___________________
1 - В 1948-м было начато строительство трансполярной магистрали -- железной дороги Чум--Салехард--Игарка для связывания глубоководного морской порта в географическом центре страны, в Игарке, с ж.-д. системой СССР; надо было облегчить вывоз никеля из Норильска и дать работу сотням тысяч заключенных, переполнивших лагеря и тюрьмы. Западная часть дороги стала 501-й стройкой ГУЛАГа, восточная -- 503-й. Стройка прекращена после смерти Сталина, в 1953 году. При строительстве дороги погибло более 300 тысяч человек.
2 - Фуга (буквально - бег, быстрое течение), музыкальное произведение, основанное на контрапункте и имитации; высшая полифоническая форма. Имитационные проведения темы во всех голосах перемежаются интермедиями. Фуги пишутся на 2-4 голоса.